Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Методический доклад на тему:
«Методика проведения урока в детской художественной школе в дистанционной форме обучения в 1 классе»
Выполнила: Садыкова Виктория Васильевна
преподаватель МАУ ДО «ДХШ» г. Октябрьский
Октябрьский – 2021 г
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность и новизна
3. Специфика художественного обучения с применением дистанционных образовательных технологий
4. Разработка урока по предмету «Рисунок» с использованием дистанционных образовательных технологий
5. Разработка урока по предмету «Живопись» с использованием дистанционных образовательных технологий
6. Электронные ресурсы, рекомендуемые для использования в дистанционном обучении в художественной школе.
7. Заключение
8. Список литературы
«Методика проведения урока в Детской художественной школе в дистанционной форме обучения в 1 классе»
Садыкова Виктория Васильевна
Преподаватель
МАУ ДО ДХШ г. Октябрьский
1. Введение
Тема моего методического доклада: «Методика проведения урока в Детской художественной школе в дистанционной форме обучения в 1 классе».
Когда дети приходят в художественную школу, у них большой интерес к рисованию. Задача педагога это желание разжечь, чтобы интерес не угасал, а наоборот, ребенок узнавал все больше нового и необычного в рисовании. Чтобы знал, например, что можно рисовать не просто кисточкой, а множеством других материалов.
Но, так как COVID-19 продолжает распространяться по всей территории Российской Федерации, вопрос о том, каким образом организовать образовательный процесс в условиях вынужденного перехода на дистанционную форму обучения приобрел особую важность для системы образования. В связи с данной проблемой, я предлагаю поделиться со своей методикой преподавания урока в художественной школе в дистанционной форме в 1 классах на личном примере.
2. Актуальность и новизна
По мнению Е.В. Харунжевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры цифровых технологий в образовании в Вятском государственном университете, дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Задача дистанционного обучения – учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым.
Преподавателем в художественной школе в ДХШ я работою вот уже седьмой год. За эти семь лет у меня практически каждый год был первый класс. Приходя на урок к учащимся такого возраста, хочется сделать его всегда незабываемым, эмоционально наполненным, необычным, более запоминающимся. Рисование для ученика – это радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать его, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют учеников, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Но вот проблема. Как это осуществить в дистанционном формате?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы моего методического доклада: «Методика проведения урока в Детской художественной школе в дистанционной форме обучения в 1 классе». Перед данной работой были поставлены цели и задачи:
- изучить структуру дистанционного обучения;
- разработать планирование дистанционного урока в художественной школе;
- рассмотреть виды и педагогические условия для реализации дистанционных занятий по изодеятельности;
- проанализировать ошибки и сложности при организации дистанционного обучения;
- изучить специфику художественного обучения с применением ДОТ;
- создать перечень электронных ресурсов, рекомендуемые для использования в дистанционном обучении в художественной школе.
3. Специфика художественного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Прежде чем приступить к обучению дистанционно, я решила разобраться в структуре самого дистанционного урока.
Из материалов, изученных мной, я выяснила следующее: урок в дистанционной форме должен содержать в себе структурные элементы, такие как:
1) Мотивация. Это важная составляющая, которая должна присутствовать на протяжении всего процесса дистанционного обучения. Главное – поставить четкую цель перед обучающимися. Важно помнить о том, что мотивация сойдет на нет, в случае если изучаемые задачи не будут соответствовать уровню подготовки учеников;
2) Инструкция. Необходимо подробно изложить ученикам, каким образом выполнять задания;
3) Информация. Следует распределить урок по блокам и выстроить структуру, которой ученики смогут легко следовать;
4) Контроль. Провести оценку знаний по теме.
5) Коммуникация и консультация. Выстраивание системы взаимодействия педагога с обучающимися во время урока.
Изучив данный вопрос, следующим этапом было разработать планирование дистанционного урока. Ведь педагогу необходимо сделать примерный план работы (применительно к условиям ДО) по предмету на неделю или на две. Важно организовывать уроки исходя из результата, который необходимо достичь ученикам.
Во-первых, чтобы было легче в составление плана работы, я всегда задаю себе следующие вопросы:
1. Чему я хочу научить моих учеников?
2. Каким образом дети этому научатся?
3. Какую поддержку в этом я могу им дать?
Во-вторых, нужно продумать план работы для своих учеников. Определить сроки выполнения работ, составить рекомендации по выполнению заданий. Если будет необходимо, составить список учебных материалов, литературы.
Важно заметить, что при планировании дистанционного урока в ДХШ необходимо учитывать особенности предмета.
Опираясь на виды дистанционных занятий, предложенные автором учебного пособия «Работа в системе ДО MOODL» Анисимовым А.М., я выделила для себя следующие, которые подходят для обучения в дистанционной форме в ДХШ:
Анонсирующие занятие. Цель такого занятия – привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. К примеру, можно записать небольшое видео через различные сервисы, поделиться ссылкой на него с учениками.
Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Такое занятие может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть представлено в виде вебинара (История искусств).
Индивидуальная консультация. Учащимся или преподавателем предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте/в соцсетях или через чат.
Чат-занятия. Это учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
Синхронный видеоурок. Синхронные занятия могут проводиться с помощью видеоуроков. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоурока не сильно отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов.
Таким образом, использование данных видов дистанционного урока вполне допустимо в условиях дистанционного обучения в ДХШ.
Ещё одним важным элементом в организации дистанционного обучения является уверенность в том, что ни один из учеников не отстаёт в усвоении пройденного материала. В условиях дистанционного обучения важно определить цифровые инструменты, с помощью которых можно не только оценить знания учащихся, но и сократить время, необходимое для такой оценки. Достаточно просто проверить результаты применения практических навыков у учащихся в ДХШ в виде отсканированного рисунка и отправить преподавателю на проверку. Однако, очень часто сканирование невозможно, вполне допустимо использовать средства фотосъемки (фотоаппарат, телефон, планшет и т.д.). Важно четко объяснить учащимся, как правильно фотографировать объект.
В ходе изучения материалов по теме моего доклада, ещё одной серьезной проблемой является большая трата времени на создание учебного материала. В первую очередь необходимо помнить, что материал должен помогать учиться, а не просто проверять память учащихся. Прежде мы передавали в классе учащимся ту информацию, которой сами владели очень хорошо. В дистанционном обучении иначе – нужно, чтобы знание появилось в голове учеников, когда они работают дома.
Если в классе были ученики, которые не хотели работать на уроке, то маловероятно, что они внезапно захотят работать на занятии дистанционно. К сожалению, нет общего правила, которое поможет каждому педагогу повысить мотивацию таких учащихся. С такими учениками особенно важен индивидуальный подход. Кто-то начнет проявлять активность при работе в группе, кому-то просто необходимо подавать информацию в другом виде. Наказание – не самое лучшее решение. Оно не поможет в длительной перспективе и может лишь негативно сказаться на желании ребенка учиться в условиях ДО.
На мой взгляд, нужно тщательно продумать ту работу, которую ученики буду выполнять на оценку. Обучающиеся имеют под рукой цифровые средства для ДО, которые вы им предоставили, а также совместные беседы с одноклассниками в социальных сетях. Пусть эти два фактора дополняют друг друга. Для этого необходимо придумать качественные задания, возможно, с использованием интерактивных технологий.
Проанализировав сложности при организации ДО, можно выделить следующие ошибки:
Преподаватель дает много заданий ученикам на электронной платформе (или через другой канал). Помните, что с переходом на дистанционное обучение трудно всем, в том числе обучающимся. Задача преподавателей заключается не в том, чтобы дать как можно больше заданий учащимся, а в том, чтобы грамотно и эффективно выстроить их обучение.
Преподаватель постоянно контролирует учащихся. Велика вероятность, что на первое место выйдут мысли о том, как и за что оценить ученика. А мы должны думать о том, как помочь ему учиться. Кроме того, важно обозначить конкретное время, когда будут проходить занятия и сроки, в которые учащимся необходимо сдать домашнюю работу.
Следует сказать, что несмотря на кажущуюся сложность и неадаптивность дистанционного образования, в нем есть очевидные плюсы. Цифровые образовательные ресурсы могут помочь организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности учеников. В свою очередь, это повышает эффективность образовательного процесса.
4. Разработка урока по предмету «Рисунок» с использованием дистанционных образовательных технологий
Форма проведения: дистанционная.
Тема урока: «Графические изобразительные средства»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: изображать характер линий как выразительных средств в передаче изображений. Техника работы штрихом
Задачи:
- закрепить технику работы с штрихом;
- развить внимание, наблюдательность, практические навыки работы с карандашом;
- выполнить упражнения по выполнению штриховки и графических изобразительных средств «Кленовый лист» и «Паутинка».
Ход урока
Урок был проведен в дистанционной форме с помощью видео, фотопрезентации с иллюстрациями, посредством мессенджера WhatsApp.
Этапы планирования дистанционного урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и мотивация.
3. Операционно исполнительский этап:
- «Открытие» детьми нового знания.
- Целеполагание.
- Постановка проблемы.
- Формулировка задания.
- Самостоятельная практическая работа учащихся.
4. Оценочно-рефлексивный этап. Обсуждение работ.
Инструктаж проведения урока:
1) Доброе утро, ребята! Сегодня у нас по расписанию - РИСУНОК! Тема нашего урока: Графические изобразительные средства
2) Давайте вспомним прошлый урок и вспомним графические изобразительные средства! Основными графическими средствами у нас являются – линия, штрих, пятно и точка.
Для
того, чтобы вспомнить технику штриха предлагаю посмотреть вам видеоролик, в
котором я объясняю вам как правильно нужно делать штрихи.
5) Когда выполните работу, сделайте её фото и пришлите мне.
5. Разработка урока по предмету «Живопись» с использованием дистанционных образовательных технологий
Форма проведения: дистанционная.
Тема урока: «Приёмы работы с акварелью»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: использование возможностей акварели.
Задачи:
- отработка основных приемов (заливка, мазок);
- развить внимание, наблюдательность, практические навыки работы с акварелью;
- выполнить этюды перьев птиц.
Ход урока
Урок был проведен в дистанционной форме с помощью видео, фотопрезентации с иллюстрациями, посредством мессенджера WhatsApp.
Этапы планирования дистанционного урока:
5. Организационный момент.
6. Актуализация знаний и мотивация.
7. Операционно исполнительский этап:
- «Открытие» детьми нового знания.
- Целеполагание.
- Постановка проблемы.
- Формулировка задания.
- Самостоятельная практическая работа учащихся.
8. Оценочно-рефлексивный этап. Обсуждение работ.
Инструктаж проведения урока:
1) Доброе утро, ребята! Сегодня у нас по расписанию - ЖИВОПИСЬ! И у нас новая тема под названием: Приёмы работы с акварелью.
2) Сегодня мы познакомимся с вами с основными приемами работы с акварелью как заливка и мазки. Что собой представляют эти приёмы, предлагаю вам посмотреть видеоролик с выполнением упражнений на эту тему, где я полностью объясняю выполнение упражнений.
3)
4)
5) Когда выполните работу, сделайте её фото и пришлите мне.
6. Электронные ресурсы, рекомендуемые для использования в дистанционном обучении в художественной школе.
http://koshkina.net/osnova.html - обширная подборка различных видеуроков по рисованию. Объясняется всё доступно и понятно;
https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/nauchitsya-risovat-za-30-dnej/ - подборка уроков по популярной книге «Как научиться рисовать за 30 дней»;
https://vk.com/pages?oid=30802890&p=%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%AE - есть уроки для различных техник и множество советов. Также есть раздел уроков по живописи;
http://risuem.net/ - множество уроков по рисованию как карандашом, так и фломастерами;
39 http://prostoykarandash.ru/ - много видеуроков по рисованию в различных техниках;
http://risovatlegko.ru/ - большой курс по рисованию и черчению, а также множество статей и советов, включая упражнения для развития глазомера и «набивания» руки;
http://www.lookmi.ru/ - поэтапные уроки по рисованию различных животных, людей и не только;
https://lessons.drawspace.com/lessons - портал с уроками по рисованию, всего восемь уровней, каждый из которых поделён на разделы;
http://www.learn-to-draw.com/ - ресурс о том, как рисовать людей; также можно поучиться тому, как рисовать карикатуры;
http://www.toadhollowstudio.com/wp_blog/carols-drawing-blog/ - блог профессионального художника Кэрол Росински, на котором она выкладывает уроки. Все уроки поделены на несколько уровней, также есть видео и статьи, в которых Кэрол делится своими секретами;
http://www.drawschool.ru/ - ресурс для обучения рисованию. Есть как бесплатные, так и платные вебинары;
https://purmix.ru/ - с помощью этого ресурса можно научиться рисовать аниме и мангу, при этом можно воспользоваться как видео, так и фото-уроками;
https://www.youtube.com/user/partnersuper/featured - канал на Youtube, посвященный обучению рисованию.
Выводы:
Цель данной работы была: разобраться в методике преподавания уроков в 1 классе в дистанционной форме обучения, а также разработать методические рекомендации по использованию электронных ресурсов в ДХШ.
Решению задач данной работы послужило изучение учебных пособий, методических рекомендаций преподавателей, занимающихся в сфере дистанционного обучения.
На основе изученного разработаны уроки дистанционного формата для ДХШ учащихся 1 классов в возрасте 10-11 лет
7. Заключение
Дистанционное обучение – актуальная тема в настоящее время. Нужно всегда помнить, что для качественного обучения рисованию в дистанционном формате (для получения и усвоения знаний, умений и навыков) важно не затраченное на детей время преподавателя (его количество), а качество подачи материала, индивидуальная программа обучения и практическая осознанная работа.
Удалённое обучение рисованию работает, оно может быть эффективным, если ребенок готов брать на себя ответственность, прикладывать усилия и внимательно выполнять все рекомендации. Важно только правильно организовать себя. Рисование для ребенка – это всегда радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
8. Список литературы
1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. [Электронный ресурс]. URL: https://eprints.kname.edu.ua/9889/1/Анисимов_Работа_в_Moodle.pdf
2. Нелюбин П.Г. Организация учебного процесса при дистанционной форме обучения в детской школе искусств: учебно-методическое пособие. – Северобайкальск, 2020 – 72 с.
3. Дистанционное обучение рисованию: как быть? [Электронный ресурс]. URL: https://jotto8.ru/blog/distantsionnoe-obuchenie-risovaniju-kak-byt
4. Методические рекомендации к проведению уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству с использованием дистанционных образовательных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-urokov-i-vneurochnyh-zanyatij-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-s-ispolzovaniem-distancionny-5309642.html
5. Статья на тему «Дистанционное обучение рисованию». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-distancionnoe-obuchenie-risovaniyu-4498538.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.