Министерство образования и науки Челябинской области
Челябинский государственный педагогический колледж №1
Авторы: Панарина А.А.
Жир Н. А.
Методический
комплект по освоению техники квиллинг на уроках технологии в начальной школе
Челябинск 2017 г.
Панарина А.А., Жир Н. А. Учебно-методический комплект по освоению техники квиллинг на уроках технологии в начальной школе. – Челябинск: ЧГПК №1 2017г.- 58с.
Наша работа раскрывает художественные возможности бумаги на примере скручивания техники квиллинг.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы скручивания можно создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки и открытки в нетрадиционной технике. Создавая неповторимые шедевры из обычных бумажных лент.
Методический комплект предназначен для студентов педагогического колледжа и учителей начальных классов.
В комплект вошли основные приёмы работы в технике квиллинг, поэтапное разъяснение технологии изготовления фигурок из цветных бумажных полос, методические рекомендации по проведению занятий и оценке их результатов.
Надеемся, что знакомство с искусством бумагокручения принесет преподавателям и учащимся творческую радость, откроет мир фантазии и красоты.
Рецензент: Чернышева С. А. методист и преподаватель по предмету изобразительного искусство ЧГПК №1.
Содержание
1. Предисловие 4
2. История возникновения искусства квиллинг 5
3. Способы и приёмы работы в технике квиллинг 7
4. Методические рекомендации к выполнению практических работ12
5. Разработка уроков по технологии квиллинг 14
1. «Букет нарциссов к 8 марта» 15
2. «Декоративный цветок» 19
3. «Цветок подснежник» 22
4. «Красные маки» 27
5. «Полевые цветы» 32
6. «Поздравительные открытки» 40
6. Организация проверки полученных знаний 45
7. Варианты заданий для тестирования 46
1. Тест №1 46
2. Тест № 2 47
3. Тест № 3 48
8. Варианты выполнения работ в технике квиллинг 49
1. Открытки 49
2. Украшения 49
3. Сюжетные композиции 50
4. Упаковки 50
5. Объемные фигуры 50
Заключение 52
Список литературы 53
Предисловие
Каждый из нас любит получать подарки. Но делать подарки ещё приятнее. Задумываясь над тем, что подарить любимым людям, мы стараемся угадать их желания, и вкладываем в подарок свою душу. А если подарок изготовлен руками детей, то его хранят всю жизнь.
Дети не могут купить маме на день рождения или на 8 Марта букет живых цветов, но они смогут сделать цветы из бумаги.
В процессе художественного ручного труда дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, практический опыт, приобретённый на уроках технологии. В процессе ручного труда у детей развивается зрительная, образное мышление, эстетический вкус, что в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.
Во многих школах и семьях стало традицией делать к праздникам и торжествам подарки-сувениры. Дети вместе со взрослыми придумывают оригинальные поделки, используя разнообразные материалы. Многое можно сделать дома, своими руками. Привлекая к этой интересной, увлекательной работе всех членов семьи.
Любое изделие, выполненное ребёнком, - это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени, а главное, желание сделать хорошо, оригинально и красиво, чтобы поделка понравилась маме или бабушке. Квиллинг даёт больше возможности совместного творчества.
В совместном с детьми творчестве, при обучении ребёнка тому или иному приёму работы взрослые учатся сами, у них тоже развиваются вкус, чувство меры и самое важное – уважительное, тактичное отношение к первым шагам ребёнка в самостоятельном творчестве.
В процессе изготовления поделок у педагога есть возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, животных, их названиях, бережном отношении к природе
История возникновения искусства квиллинга
Квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать
длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо".
Искусство бумагокручение возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квилинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
В общем, квилинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь, при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако для детей этот инструмент подходит. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квилинга, обычно, 3—7 мм.
Как видно из выше сказанного это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат. Для него не требуется дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочие место.
Для того, чтобы сделать любую композицию достаточно иметь бумажные ленты разной ширины.
Способы и приёмы работы в технике квиллинг
Тугая спираль (плотная спираль)
Скрутите ленту и приклейте ее конец, не снимая спираль с иглы.
Свободная спираль
Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.
Капля (слеза)
Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли.
Изогнутая капля
Сделайте каплю и загните ее уголок.
Глаз
Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза.
Лист (слизняк)
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны.
Полукруг (конфетка, круглый леденец, половинка луны)
Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.
Полумесяц (изогнутый полукруг, месяц)
Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.
Треугольник
Сделайте свободную спираль, и сожмите се в трех местах, чтобы получился треугольник.
Стрела (стрелка)
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг другу - получится стрелка.
Птичья лапка
Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.
Квадрат
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза. Поверните его на 900 и приплюсните другие противоположные стороны. 4 приплюснутых конца должны быть равно удалены друг от друга.
Завиток в форме v
Сложите в центре бумажную полоску пополам. Затем накрутите два конца, направляя их наружу.
Завиток – сердце
Сложите в центре бумажную полоску. Затем сверните вовнутрь два конца в рулончик.
Конус
Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы.
Бахрома (помпоны)
2. раскройте полоску, сверните её и подклейте кончик.
Варианты помпонов
Помпоны бывают разных размеров в зависимости от ширины и длины полоски.
Усики
1. оберните полоску бумаги вокруг соломки для коктейлей или шпажки, как показано на рисунке.
2. снимите усик со стержня, вытяните и перекрутите для уплотнения.
Варианты усиков
Роза
1. Отрежьте бумажную полоску шириной 10мм. Вставьте её конец в щель зубочистки.
4. Закрепите виток клеем и продолжайте загибать и закручивать ленту таким образом, подклеивая каждый виток, до тех пор пока не уложите всю ленту.
5. Подверните конец ленты под розу и приклейте. Оставьте заготовку на зубочистке, пока форма розы не зафиксируется настолько, чтобы цветок можно было снять, не повредив его. Возможно, вам придется дополнительно подклеить витки в критических местах. Роза готова.
Методические рекомендации к выполнению практических работ
Прежде чем приступить к разработке и проведению уроков необходимо проделать следующую предварительную работу.
1. Внимательно прочитайте список материалов, необходимых для изготовления поделок.
2. Подготовьте необходимые для работы инструменты.
3. Рассмотрите вместе с детьми картинку с изображением поделки, которую вы хотите сделать, расскажите ребёнку о цветке, который нарисован на картинке, прочитайте стихи. Всё что поможет создать целостный образ изображаемого предмета.
4. Бумагокручение - достаточно сложная техника, требующая усидчивости и кропотливого труда. Поэтому следите, чтобы у детей не пропало желание работать. В процессе занятия можно послушать кассету с записью сказки или спокойную музыку.
5. Подбирайте работу с учётом возраста детей, развития мелкой моторики и особенностей нервной системы. Изготовление поделки должно занимать 20-30 минут, необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток, или пальчиковой гимнастики)
6. Важно обращаться с полосками бумаги аккуратно, так, чтобы не создать складок, которые могут испортить работу.
7. Бумажные полоски следует хранить аккуратно: в основном используют коробки соответствующих размеров, которые позволяют по возможности разделить цвета.
8. Чтобы получить ролы одинакового размера (например, для лепестков одного цветка), нужен шаблон с отверстиями разного диаметра. Можно использовать "офицерскую" линейку или сделать лекало из толстого картона.
9. Рулончики из тонкой бумаги нельзя долго держать в руках, иначе они не будут разворачиваться.
10. Если вы решили использовать шило или зубочистку, то предварительно согните кончик полоски ногтем так, чтобы он немножко загнулся. Так будет намного проще наматывать полоску бумаги на шило.
11. Клея для закрепления спиралей нужно немного, его стоит наносить кончиком зубочистки или с помощью специальной тонкой насадки на бутылочку.
12. Чтобы сделать объемную фигуру, нужно скрутить рол из очень длинной бумажной полоски, а потом придать ему объемную форму – купол, конус и т.д. А потом все тем же клеем закрепить на нем ручки-ножки и прочие элементы. Можно собрать объемную фигуру из плоских элементов, склеивая их друг с другом.
13. Не пытайтесь сделать что-то "по-быстрому", квиллинг этого не любит.
Инструменты:
Булька представляет собой шарик, насаженный на стержень ( вместо бульки можно использовать стеку для лепки с шариком или колпачок от шариковой ручки).
Материалы:
При выполнении многих композиций используются шаблоны.
Шаблоны – это форма, по которой вырезается отдельные детали или предметы.
Чтобы перевести шаблон, нужно скопировать на бумагу или картон. Для этого переверните кальку и обведите линии на ней с изнанки. Затем вырезайте.
Разработка уроков по технологии квиллинг
Основная цель уроков технологии в начальной школе – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовольствие. Идти к этому можно разными путями. Мы попробовали разработать один из возможных вариантов.
Младшие школьники занимались два урока подряд, что позволяло всегда завершить начатую работу.
Все наши занятия строились по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводилось организационным моментам (оргмомент), затем следовало само занятие, в котором можно выделить четыре основных этапа работы.
Оргмомент;
а) выбор фона работы;
б) выбор цвета для создания своего образа, героя, свой композиции;
в) работа с деталями (элементами);
г) оформление работы;
3. Просмотр работ, обсуждение;
4. Совместная игра (В пользу самостоятельного творчества детей, нужно детям научиться выполнять задания по образцу, но и в то же время важнее научиться видеть и делать по своему. На своих занятиях мы никогда не ставили перед детьми задачу сделать такую же, как у учителя работу. Наоборот, учитель всегда ориентировал детей на их собственное видение, на их желание).
БУКЕТ НАРЦИССОВ К 8 МАРТА
Цели занятия:
v Вызвать желание приготовить для мамы подарок к 8 Марта;
v Учить выполнять цветы на основе представления о внешнем виде растения (венчик, стебель, листья);
v Учить скручивать полоски бумаги, придавать им овальную форму;
v Учить составлять композиция в рамке;
v Развивать мелкую моторику рук;
v Воспитывать заботливое отношение к близким, желание порадовать их подарком.
Материалы и
инструменты:
(Для работы используется цветная бумага для ксерокса.)
v Для цветов: 60 полосок желтой бумаги размером 0,3х25см, 5 полосок оранжевого цвета (0,5х25см), 5 полосок зеленого цвета (0,5х25см);
v Для листьев: 21 полоска зеленого цвета размером 0,5х25см;
v Для стеблей: 5 полосок бумаги зеленого цвета размеров 0,5х10см, 5 кусочков проволоки по 5 см;
v Деревянная рамка размером 10х15см;
v Упаковочная бумага для фона, картон;
v Клей ПВА;
v Зубочистки.
Ход занятия
Читаем детям стихотворение В. Шуграевой «Маме».
В
горшочек посажу росток.
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок –
Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном
Со снежною зимой,
Но выше будет
С каждым днем
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок.
Учитель. Дети, приближается праздник 8 Марта, и все вы, конечно, хотите сделать подарок любимой маме. Можно вырастить для нее цветы в горшочке, а можно сделать букет первых весенних цветов – нарциссов из бумаги.
Предлагаем детям рассмотреть изображения нарциссов, уточняем представления о внешнем виде растения: лепестки у нарциссов желтого или белого цвета, их шесть, они овальной формы.
Серединка у нарцисса похожа на трубочку, она оранжевого цвета. Листья длинные, овальной формы. Соцветие и листья крепятся к длинному зеленному стеблю.
Даем учащимся рассмотреть материал, из которого они будут выполнять букет.
Этапы выполнения работы
Изготовление цветка
1. Для лепестка взять 2 полоски жёлтой или белой бумаги, склеить вместе (получится длинная полоска), накрутить на зубочистку. Конец детали подклеить. Сдавить концы полученной детали, придать ей овальную форму.
2. Аккуратно пальцем слегка вдавить серединку детали, с изнанки промазать клеем и дать высохнуть. Для одного цветка необходимо изготовить 6 лепестков.
3. Полоску зелёного цвета скрутить на зубочистке, подклеить конец детали. Аккуратно пальцем выдавить серединку, чтобы получилась маленькая чашечка – конус. Проклеить деталь изнутри и дать просохнуть.
4. Подклеить лепестки к зеленой чашечке. (Взрослый обязательно оказывает детям помощь в выполнении.)
Физкультурная минутка
Раз,
два, три, четыре –
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Наклониться
– три, четыре,
И на место поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Изготовление листьев
1. Склеить вместе 3 полоски зелёного цвета. Сложить полоску несколько раз с небольшим запасом, подклеить конец. Чтобы получить лист большого размера, склеить между собой 4 – 5 полосок.
Изготовление стеблей
1. Взять полоску зелёной бумаги, промазать клеем и аккуратно обмотать ею проволоку, начиная сверху вниз. Сделать 5 стеблей.
Сборка цветка
1. Приклеить соцветия к стеблям (вставляя стебли в маленькое отверстие чашечки). К каждому стеблю приклеить листочки.
Создание композиции
1. Для фона можно использовать упаковочную бумагу для цветов. На картон (10х15см) наклеить бумагу для фона. Положить заготовку под пресс и дать ей просохнуть.
2. Закрепить бумагу с фоном на рамке.
3. Уложить цветы в рамке, создавая красивую композицию, приклеить цветы на фон картины. Можно украсить букет бантом, сделанный из ткани или упаковочной ленты. Бант крепится на двустороннем скотче.
ДЕКОРАТИВНЫЙ ЦВЕТОК
Этот декоративный цветок закреплен на компьютерном диске и напоминает декоративную тарелочку. Таким подарком можно украсить кухню или повесить поделку на стенку в детской комнате.
Цели занятия:
v Вызвать интерес к созданию декоративных композиций;
v Учить создавать композицию на круге;
v Развивать мелкую моторику рук;
v Воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Материалы и инструменты:
v 7 полосок гофрированного картона красного или оранжевого цвета размером 1х25см;
v 7 полосок гофрированного картона зеленого цвета (1х8см);
v 2 полоски бумаги для пастели желтого цвета (1х12см);
v Компьютерный диск;
v Клей;
v Зубочистка;
v Маленькие ножницы;
v Ленточка для петельки размером 0,5х5 см.
Ход занятия
Читаем стихотворение Р. Сефа «Цветок».
Аленький цветочек
Ласково глядит.
Маша очень хочет
Наш цветок схватить.
Как я бабушке скажу,
Что цветочек оборву.
Учитель. Сегодня мы сделаем нашей бабушки декоративную тарелочку, чтобы она украсила свою кухню, на которой проводит так много времени, печет нам вкусные пирожки и печенье.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят
Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так…
Л. Квитко
Предлагаем детям рассмотреть материалы для выполнения цветка, потрогать пальчиками картон, ощутить его плотность.
Этапы выполнения работы изготовление цветка:
1. Взять полоску красного картона, скрутить ее на зубочистке, немножко распустить полученную деталь, подклеить кончик. Пальцами зажать один конец детали, придавая лепестку форму капельки. Сделать 7 лепестков.
2. Полоску зеленого цвета скрутить
на зубочистке, чтобы получился круг, подклеить конец детали. Сделать 7 деталей.
3. Склеить вместе две полоски желтого цвета. По всей длине полоски ножницами сделать надрезы-насечки.
4. Накрутить деталь на зубочистку, подклеить конец детали.
Получилась серединка цветка.
Сборка цветка
1. В центр компьютерного диска наклеить серединку цветка.
2. Промазать клеем каждый лепесток и уложить вокруг серединки цветка.
З. Приклеить между лепестками детали зеленого цвета.
4. Сделать петельку из ленточки и подклеить к изнаночной стороне диска.
Заключительная часть
Физкультурная минутка [5]
Каждый бутончик Ладони соединить, руки поднять вверх над головой.
Склониться бы рад.
Влево и вправо, Наклоны
влево-вправо, руки за голову
Вперед и назад. Наклоны вперед-назад.
От ветра и зноя Круговые
движения туловищем влево-вправо,
бyтoнчики эти руки за голову
Спрятались живо Руки вниз, держать осанку.
В цветочном букете.
ЦВЕТОК-ПОДСНЕЖНИК
Цели занятия:
v Дать детям сведения о весенних изменениях в природе, о первых весенних цветах – подснежниках;
v Совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги, сложенной гармошкой;
v Учить делать объемную поделку;
v Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и инструменты:
v 10 полосок бумаги для ксерокса фиолетового или голубого цвета размером 1,5х5см;
v 2 полоски бумаги для ксерокса или двусторонней бумаги для оригами зеленого цвета (2х5см), 1 полоска (0,5х5см);
v Гофрированный картон коричневого цвета: 2 полоски размером 1х25см, 1х10см;
v Маленький кусочек пенопласта;
v Клей;
v Ножницы;
v Булька;
v Линолеум;
v Блестящие глиттеры;
v Зубочистка;
v Шарик для пинг-понга.
Ход занятия
Беседуем с детьми о весенних изменениях в природе: пригревает солнышко, снег начинает таять, появляются первые проталинки. Пройдет совсем немного времени, на проталинках зазеленеет молодая травка, появятся первые весенние цветочки - подснежники.
Голубенький,
чистый
Подснежник-цветок!
А в поле сквозистый,
Последний снежок…
А. Майков
Предлагаем детям послушать отрывок из рассказа П. Мантегацца «Сказка о сирени». Во время чтения звучит музыка из произведения Чайковского «Времена года». Можно внести в класс куклу – Фею весны, что придаст занятию сказочность и необычность.
«Был апрель, и земля жаждала с нетерпением небесных даров. Желая поскорее видеть на кустах и лугах первые цветы, богиня весны отправилась солнце, которое, казалось, было погружено еще в сладкую дремоту.
- Вставай, - сказала она ему, - уже весна и с земли поднимается к небу шум едва страстных желаний.
Услышав этот призыв, солнце поспешило встать и через мгновение в сопровождении богини весны и своей неразлучной спутницы радуги Ирис спустилось на землю.
Тогда богиня весны, взяв лучи солнца и примешав к ним пестрые лучи радуги, начали полными пригоршнями сыпать их на борозды полей, на ветви деревьев, в расщелины скал, словом всюду, где земля только ждала этой всеоживляющей благодати.
И всюду, где нисходили эти живительные лучи, - тотчас вырастали розовые, красные, бледно-голубые и темно-синие, золотистые, оранжевые и снежно белые, крапчатые и полосатые цветы, образовывая то звездочки, то зонтики, то колокольчики, то чаши, то колосья, то кисти; форма и окраска сливались друг с другом в опьянении любви – вся земля ликовала!
Так солнце неустанно целые дни продолжали свой творческий порыв и, пролетев с богиней весны и радугой через всю землю, достигло Скандинавии».
Учитель. Давайте и мы с вами в весенний праздник подарим маме подснежник. Наш цветок будет сделан из бумаги, но мы постараемся, чтобы он получился таким же красивым и нежным, как настоящий цветок.
Этапы выполнения работы
1. Взять полоску фиолетовой бумаги, сложить ее гармошкой (сложить ее 4 раза).
2. Обвести карандашом шаблон цветка.
3. Вырезать ножницами по контуру цветок (получится 4 цветка)
4. Положить цветок на линолеум и прогладить круговыми движениями булькой, чтобы получить выпуклую форму. Сделать 40 цветов.
5. Положить цветочки на шарик от пинг-понга, промазывая клеем середину детали с изнаночной стороны.
6. Середину цветочка украшаем глиттером.
Изготовление стебля
Тонкую полоску бумаги зеленого цвета промазать клеем и обмотать ею зубочистку.
Изготовление листьев
1. Перевести шаблон листа на зеленую бумагу и вырезать его по контуру.
2. Сложить лист по центральной линии.
3. Сложить лист гармошкой, чтобы получились складочки-прожилки. Сделать 2 листа.
Изготовление горшочка
1. Длинную полоску гофрированного картона коричневого цвета закрутить на зубочистке, подклеить конец детали.
2. Аккуратно выдавить середину детали, чтобы получился конус. Промазать деталь изнутри клеем, дать просохнуть.
3. Когда деталь высохнет, положить внутрь нее кусочек пенопласта, промазанного клеем.
4. Короткую полоску гофрированного картона коричневого цвета скрутить на зубочистке, подклеить конец детали.
5. Выдавить середину детали, чтобы получилась объемная полусфера, промазать внутри клеем.
6. Приклеить полусферу (основание горшочка) к конусу.
Физкультурная минутка
Дружно помогаем маме, Стойка
на носках, руки вверх,
Мы белье полощем сами. потянулись.
Раз, два, три, четыре – Наклон вперед, покачивание руками
Потянулись, наклонились, вправо и влево
Хорошо мы потрудились.
Создание композиции
1. Сделать шилом небольшое отверстие в шарике-соцветии.
2. Подклеить к стеблю листики.
3. Один конец стебля намазать клеем и воткнуть в отверстие на шарике, дать просохнуть.
4. Другой конец стебля намазать клеем и воткнуть в пенопласт в горшочке.
5. Горшочек с цветком приклеить к компьютерному диску или другой круглой основе.
Учитель. Ребята, мы можем
не только любоваться весенними цветами. Многие первоцветы являются
лекарственными растениями. Например, одуванчики очень богаты витаминами, из них
можно делать салаты и даже варить кофе из корней одуванчика. Растение
мать-и-мачеха помогает при кашле.
Берегите родную природу, учитесь видеть и понимать ее красоту,
заботиться о ней.
Мы растем, растем,
растем!
Все о мире узнаем!
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,
не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
В. Конопатова
КРАСНЫЕ МАКИ
Цели занятия:
v Обратить внимание на красоту цветов, их значение в жизни человека;
v Совершенствовать навыки в работе с шаблоном, вырезании деталей цветка по контуру;
v Развивать мелкую моторику рук;
v Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и инструменты:
v Иллюстрации с изображением цветов;
v Бумага для пастели красного и темно-зеленого цветов;
v 3 полоски бумаги для оригами зеленого цвета размером 0,3х10см;
v 3 полоски бумаги для пастели черного и 3 полоски белого цвета размером 1х10см;
v Упаковочная бумага для фона, картон;
v Тонкая проволока;
v Ножницы;
v Булька;
v Кусок линолеума;
v Зубочистка;
v Клей ПВА.
Ход занятия
Читаем детям стихотворение С. Светлинского:
Мы – отражение
Природы,
Мы – часть ее, мы – Красота.
В нас сила, разум, доброта,
В нас свет и Высшее начало.
Раскрой в себе Цветок Любви,
И ты познаешь Тайну Мирозданья.
Показываем детям иллюстрации с
изображением цветов, обращаем внимание на их красоту, необычность и
разнообразие форм, оттенков цвета, акцентируем внимание детей на том, что вся
эта красота создана матушкой-природой.
Затем предлагаем отгадать загадку о том цветке, который они сегодня
будут делать на занятии:
Вот шершавый
стебелек.
В середине – уголек,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный … (мак).
Дети вместе с учителем рассматривают материалы к занятию, обсуждают последовательность выполнения работы.
Этапы выполнения работы
Изготовление цветка
1. На красную бумагу для пастели скопировать шаблон лепестка, вырезать ножницами по контуру. Для одного цветка необходимо 6 лепестков. Сделать 18 лепестков.
2. Прогладить лепесток булькой на линолеуме с изнаночной стороны, придавая объемную форму.
3. Готовые лепестки подкрасить у основания черной тушью или пастелью (выполняет учитель).
4. Пинцетом прогофрировать лепестки складочками к центру.
Изготовление середины цветка
1. Склеить вместе две полоски зеленой бумаги для пастели, чтобы получилась длинная полоска.
2. Скрутить полоску на зубочистке, подклеить конец детали.
3. Аккуратно выдавить середину детали, чтобы получился конус, промазать изнутри клеем.
4. Полоски черной и белой бумаги сложить вместе (получается двойная полоска) и ножницами сделать надрезы-насечки (-,5см) по всей длине.
5. Намазать клеем конец полоски, подклеить к зеленому конусу и накрутить на конус (белая полоска внутри), подклеить конец детали. Пальцами распушить надрезы. Изготовить серединки для 3 цветков.
Физкультурная минутка
Наши
алые цветки Раскрывают пальчики, повороты
Распустили лепестки. кистей рук
вправо-влево
Ветерок
чуть дышит, Потихоньку пошевелить пальчиками.
Лепестки колышет.
Наши
алые цветки Сомкнуть пальцы вместе (в
бутон).
Закрывают лепестки.
Тихо
засыпают, Кисти рук отпустить вниз.
Головой качают. Круговые
движения кистями рук.
Изготовление листьев и стебля
1. На темно-зеленую бумагу скопировать шаблоны листьев, вырезать ножницами по контуру. Прогладить листья булькой на линолеуме, придавая им объемную форму.
2. Сделать стебель, обмотать проволоку зеленой бумагой, промазанной клеем.
3. Сделать подклейку для цветка: намотать на зубочистку полоску зеленого цвета, подклеить конец. Аккуратно выдавить небольшую чашечку.
Сборка цветка
1. В зеленую чашечку приклеить лепестки мака.
2. В середину соцветия приклеить головку мака с тычинками.
3. Приклеить на стебель листья.
4. Подклеить стебель к чашечке цветка.
5. На картон (размер соответствует размеру рамы) приклеить бумагу для фона.
6. Составить композицию и подклеить цветы к фону.
7. Закрепит картину в раме.
Учитель. У нас получились удивительные цветы, вы очень старались и вложили в свои работы частичку души и сердца. Ваши букеты очень похожи на настоящие, они будут долго напоминать вам о красоте нашей природы, ведь вы уже сохранили для себя ее частичку.
Не рви цветов
Не рви цветов, не
надо!
Их нежный аромат
Наполнит воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз…
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез;
Левкой – такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак кичливо-сонный,
И белый-белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнит воздух сада,
Они так красят сад!
Л. Чарская
ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ
Цели занятия:
v Закрепить знания детей о полевых цветах, особенностях их строения, цветовой гамме;
v Развивать мелкую моторику рук;
v Дать знания о пользе растений для людей, животных и птиц;
v Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы.
Материалы и инструменты:
(Для
работы используется бумага для пастели.)
v Для ромашек: 36 полосок белой бумаги размером 0,3х8 см, 3 полоски желтой бумаги (0,5х10см), 12 полосок темно-зеленой бумаги (0,3х25см), круг из зеленой бумаги диаметром 1,5 см;
v Для васильков: темно-синяя бумага размером 10ъ15см, 2 полоски белой и 2 полоски черной бумаги (0,5х10см), темно-зеленая бумага (5х10см);
v Для стеблей: 5 полосок зеленой бумаги (0,5х15см);
v Для корзинки: 8 полосок темно-коричневой бумаги и 15 полосок светло-коричневой бумаги (0,3х6см)4
v Бумага упаковочная для фона, картон;
v Рамка для фотографий размером 10х15см;
v Клей;
v Ножницы;
v Булька;
v Зубочистка;
v Кусок линолеума.
Ход занятия
Предлагаем детям послушать кассету со звуками окружающего мира и представить, что они оказались летом на даче или в деревне у бабушки.
В лесу
Тропинкой темною
лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут.
Здесь полусвет и запах пряный
Сухой листвы, а вдалеке
Лес расступается поляной
К долине мирной и реке.
Садится солнце, даль синеет,
Кукушка стонет, а река
Уже от запада алеет
И отражает облака.
Вокруг меня деревья стройно
Уходят к ясной вышине,
И сердце радостью спокойной
Полно в вечерней тишине.
Пора и горе, и ненастье,
И зиму темную забыть, —
Одно есть только в мире счастье
Весь божий свет душой любить!
И. Бунин
Учитель. Вот мы с вами и побывали в лесу, послушали пение птиц. А сколько красивых цветов вокруг! Давайте вспомним, какие цветы растут на полях и лугах. Попробуйте угадать их названия:
Ромашка
На лугу, у той
тропинки,
Что веден к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке,
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А с цветка пчела с летела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
В. Викторов
Когда заколосилась
рожь,
Ты без труда меня найдешь.
Я скромный полевой цветок,
Мне дали имя … (василек)
А
я Гвоздика полевая
Маленький цветок
Среди ромашек белых,
Горю, как огонёк.
Горю я и не гасну
Под солнечным лучом
И ветер мне не страшен
И дождик нипочём.
Незабудки
вспыхнули на траве густой,
Будто с неба брызнули голубой росой.
Учитель. Сегодня мы составим букет из полевых цветов, только цветы у нас будут из бумаги. Рассмотрите материалы для занятия и подумайте, какая бумага нам понадобится для ромашки, а какая для василька.
Этапы выполнения работы
Изготовление ромашки
1. Для лепестков взять полоску белой бумаги, сложить ее несколько раз, чтобы получилась «петелька» подклеить конец детали. Для одного цветка нужно 12 лепестков. Сделать 36 лепестков.
2. Для середины взять полоску желтой бумаги, ножницами сделать надрезы-насечки по всей длине, закрутить полоску на зубочистке, подклеить конец детали. Сделать 3 серединки.
3. Сделать подклейку для лепестков из круга зеленого цвета: ножницами сделать на круге надрез до центра, склеить края надреза, чтобы получился конус. Сделать 3 конуса.
4. Полоску зеленого цвета скрутить на зубочистке, подклеить конец детали.
5. Аккуратно выдавить середину, чтобы получился конус. Промазать изнутри клеем.
6. Приклеить 12 лепестков ромашки (взрослый оказывает детям помощь. В центр цветка приклеить серединку.
7. Приклеить зеленый конус к подклейке.
8. Полоску зеленой бумаги промазать клеем и плотно скрутить по спирали, чтобы получился стебель цветка. Сделать 3 стебля. Подклеить стебель к венчику цветка.
Изготовление листьев ромашки
1. Для листика взять полоску темно-зеленой бумаги, сложить ее пополам.
2. На одной стороне детали заложить складку в 1 см, затем симметрично – на другой стороне.
3. Заложить складки по всей полоске.
4. Проклеить клеем.
5. Приклеить к стеблю по 2 листика.
Физкультурная минутка
Дружно помогаем маме, Стойка
на носках, руки вверх,
Мы белье полощем сами. потянулись.
Раз, два, три, четыре – Наклон вперед, покачивание руками
Потянулись, наклонились, вправо и влево
Хорошо мы потрудились.
Изготовление василька
1. Перевести шаблон соцветия на синюю бумагу, ножницами вырезать по контуру. Для одного цветка необходимо два соцветия. Вырезать 4 детали.
2. Прогладить на линолеуме лепестки цветка: одну деталь с лицевой стороны, другую с изнаночной, чтобы получилась выпуклая форма.
3. Полоску бумаги зеленого цвета скрутить на зубочистке, подклеить конец детали.
4. Аккуратно выдавить середину, чтобы получился конус, промазать изнутри клеем.
5. На зеленый конус подклеить первый венчик цветка с лепестками, загнутыми вверх, затем второй венчик с лепестками, загнутыми вниз.
6. Из зеленой бумаги по шаблону вырезать листья и прогладить их булькой на линолеуме круговыми движениями.
7. Промазать клеем полоску зеленой бумаги и скрутить стебель цветка.
8. Приклеить к стеблю листья, стебель – к венчику цветка.
Изготовление корзинки
1. На полоске коричневого цвета вертикально закрепить 7 темно-коричневых полосок (приклеить клеем кончики полосок).
2. Взять светло-коричневую полоску, подклеить конец к темно-коричневой и начать плетение корзинки, пропуская полоску под коричневыми вертикальными полосами и над ними (напоминает плетение коврика).
3. Взять следующую светлую полоску, закрепить на втором ряду под темной полосой и переплетать так же, как первую.
4. 3-й ряд делать, как 1-й, 4-й – как 2-й, и т.д.
5. Положить готовую корзинку на ладошку и с внутренней стороны прогладить ребром ножниц, чтобы получилась выпуклая форма.
Сборка картины
1. На плотный картон наклеить бумагу для фона, размер картона соответствует размеру рамки.
2. Объединить все цветы в букет и выложить композицию на картоне, приложить корзинку.
3. Подклеить все цветы в фону.
4. На корзинку с изнаночной стороны наклеить двухсторонний скотч и приклеить ее на картину.
Можно красить букет травкой. Для этого тонкую полоску (0,2х5см) зеленого цвета накрутить на зубочистку и распустить. Сделать 4-5 таких травинок. Добавить травку в букет.
Заключительная часть
Учитель вместе с детьми рассматривает работы и предлагает им послушать старинную легенду о васильке П. Мантегецца.
В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус - значит синий).
Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: "Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы - благоухание и цвет, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья". "Я тебе благодарна, - отвечала нива. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви". "Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе". Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам и шепчут им нежные слова.
ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
Первый вариант
Материалы и инструменты:
v Бумага для акварели размером 20х21см;
v Однотонная упаковочная бумага или двусторонняя бумага для оригами размером 20х21 см;
v Ажурная бумажная салфетка;
v Желтая бумага для пастели размером 5х10см;
v Кусок кружева;
v Глиттеры, объемный контур, лаг для ногтей золотой, серебристый;
v Золотая тесьма;
v 2 бусины-жемчужины;
v Клей
v Ножницы
v Кусок линолеума
v Булька
Этапы выполнения работы
1. На бумагу для акварели наклеить цветную упаковочную бумагу, сложить пополам. Край открытки сделать волнистым.
2. Взять бумагу желтого цвета. По шаблону вырезать цветы, прогладить их булькой с лицевой стороны на линолеуме.
3. В середине каждого лепестка боковой стороной ножниц прогладить полоску и аккуратно чуть-чуть загнуть лепесток. Покрасить каждый цветок золотым лаком для ногтей и дать просохнуть.
4. Аккуратно ножницами вырезать фрагмент ажурной салфетки и дать просохнуть.
5. Приклеить на открытку кусок кружева, на него наклеить готовые цветы.
6. На золотую тесьму нанизать две бусины и приклеить тесьму на сгиб открытки.
7. Волнистый край открытки и фрагмент салфетки украсить объемным контуром или блестящими глиттерами.
Второй вариант
Материалы и инструменты:
v Бумага для акварели размером 20х21см, 10х15см;
v Однотонная упаковочная бумага или бумага для оригами размером 20х21см;
v Бумага для принтера фиолетового цвета размером 5х0,3см, 10х15см, 17 полосок 20х0,5см;
v Золотая тесьма, 10 см;
v Объемный контур;
v Ножницы;
v Клей ПВА;
v Линолеум;
v Булька;
v Резак.
Этапы выполнения работы
На бумагу от акварели (20х21см) наклеить цветную упаковочную бумагу, сложить открытку пополам.
Изготовление цветка
1. Полоску фиолетового цвета (20х0,3см) накрутить на зубочистку, немного распустить, конец детали подклеить.
2. Большими пальцами вдавить один край детали, придать ей форму сердечка.
3. Для цветка сделать 5 лепестков, склеить их вместе. Середину цветка нарисовать объемным контуром (можно капнуть блестящего лака для ногтей или наклеить бусину).
Изготовление листьев
1. На бумагу для акварели (10х15см) наклеить фиолетовую бумагу для принтера, положить под пресс и дать просохнуть.
2. Нарисовать на ней шаблоны листьев и вырезать их по контуру, прогладить булькой на линолеуме с изнаночной стороны. Взрослый резаком прорезает прожилки листа!
3. Две полоски фиолетового цвета (25х0,3см) склеить вместе, чтобы получилась одна длинная полоска. Сложить полоску несколько раз с небольшим запасом, подклеить конец детали. Сделать 4 длинных листа.
4. Из полоски фиолетового цвета (25х0,3см) сложить короткий лист (см.схему изготовления длинного листа). Сделать 4 листа.
5. Короткую полоску фиолетовой бумаги (5х0,3см) накрутить на зубочистку и распустить, получится кудрявая травка-завиток. Сделать 3 детали.
Сборка открытки
1. На открытку наклеить первый ряд длинных листьев, на них ряд коротких листьев. Поверх листьев наклеить цветок.
2. Приклеить листья, выполненные в технике бумагопластики, создавая красивую композицию.
3. К листьям приклеить кудрявую травку. Украсить композицию золотой тесьмой.
4. Объемным контуром написать на открытке: 8 Марта.
Организация проверки полученных знаний
Теоретические знания учащихся удобней всего проводить тестированием, а оценку практических знаний по разработанным критериям и показателям.
Проведение тестирования предполагает проведение определённой подготовительной организационной работы. Должны быть подготовлены следующие документы:
Организация тестирования
1. инструктаж по решению текстовых заданий;
2. раздача бланков;
3. самостоятельная работа учащихся по решению текстовых заданий;
4. сдача тестовых бланков для оценивания;
5. оценка тестовых заданий учащихся;
6. оценка практических заданий учащихся;
7. проведение итого контроля;
8. заполнение протокола результатов тестирования.
Критерии оценки текстовых заданий
«5» - задание выполнено без ошибок;
«4» - в задании допущено 1-2 ошибки;
«3» - в задании допущены 3 ошибки.
Критерии оценки практических заданий
Критерии |
Показатели |
Уровень |
Качество выполнения элементов квиллинга
|
-правильность выполнения линий чертежа; |
высокий |
-аккуратность выполнения форм; |
средний |
|
-умение читать изделия, по технологической карте и выполнять операции; |
низкий |
|
Качество выполнения всей работы в целом |
-правильная последовательность при сборке элементов; |
высокий |
-оформление изделия; |
средний |
|
низкий |
||
Творческое решение |
-унификация операций (сокращение); |
высокий |
-нахождение новых элементов квиллинга; |
средний |
|
низкий |
||
Самостоятельное выполнение |
-самостоятельность выполнения всего технологического процесса по технологической карте. |
высокий |
средний |
||
низкий |
Варианты заданий для тестирования
В своей практической работе мы использовали тест, который позволил определить уровень усвоения технологических приёмов квиллинга на теоретическом этапе.
Тест №1
1. Что такое квиллинг (бумагокручение, бумажная филигрань)?
а) Искусство скручивать длинные и узкие полоски в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей композиции.
б) Искусство складывания фигурок из бумаги.
в) Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)
2. Выберите материалы и инструменты, которые понадобятся при занятиях в технике квиллинг.
а)
бумага е) зубочистка
б) ножницы ж)
проволока
в) линейка з)
гофрированный картон
г) клей и)
пластилин
д) цветная бумага к)
бархатная бумага
3.Что раньше создавали в технике квиллинг?
а)
медальоны
б) открытки
в) поделки
4. Выберите картинку, которая относится к технике квиллинг. И обведите букву в кружок.
а)
б)
в)
5. Вы бы хотели заниматься этой техникой?
а) да (почему)
б) нет (почему)
Тест №2
а) гофрированный картон
б) бархатная бумага
в) двухсторонняя цветная бумага
г) глянцевая бумага
Квиллинг – это __________ скручивать ________и узкие полоски в спиральки,
видоизменять их фору из полученных деталей композиции.
Раньше монахини создавали изящные _____________, закручивая на кончике ______________ ________ с позолоченными краями.
Слова: длинные, пера, составлять, искусство, птичьего, медальоны.
Тест №3
1. Соедините линиями каждый элемент с названием и придумайте свое название к каждой форме, напишите его.
Полумесяц
Птичья лапка
Глаз
Полукруг
2. Соедините линиями каждую картинку с название техники.
Мозаика
Коллаж
Квилинг
Оригами
3. Какие основные приемы применяются в техники квиллинг?
а) сгибание
б) скручивание
в) складывание
в) соединение деталей между собой с помощью клея
Далее в нашем приложении мы предлагаем вам несколько фотографий подобных работ
Варианты оформления работ в технике квиллинг
Открытки
Украшения
Сюжетные композиции
Упаковки
Объёмные фигурки
Заключение
Учебно-методический комплект помогает младшим школьникам сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством квиллинга, они учатся не только копировать образцы учителя, но и изобретать собственные. Комплект позволяет развивать образное мышление, эстетический вкус, освоит технику бумагокручения, проверить ЗУН и способы деятельности у младших школьников при изучении искусства квиллинга на текущем и контрольном этапе обучения.
Основу методического комплекта составляет система практических заданий, основанная на трудах следующих авторов: Пищикова Н. Г, Проснякова Т. А., Чиотти. Д, Джанет Уилсон, Хелен Уолтер, Джейн Дженкинс. Если вы захотите продолжить заниматься квиллингом самостоятельно, ниже приводится список литературы, которая поможет вам расширить свои знания дальше.
Список литературы
1. 1 Анистратова, А. А. Поделки из бумаги [Текст] /А. А. Анистратова, Н. И. Гришина.- М.: Новосибирск: Оникс, 2007.- 63с.
2. Джанет, У. Цветы из бумажных лент [Текст]: У. Джанет. – М.: «Кантэнт», 2009.- 50 с.
3. Докучаева, Н. В. Школа волшебства. Мастерим бумажный мир [Текст]: Н. В. Докучаева. - М.:Просвещение, 2000.-245с.
4. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. [Текст]: кн. для учителя / В. И. Колякина. - М.: Издательский центр "Владос", 2002.-67с.
5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии [Текст]: кн. для учителя / Н. И. Запрудский. – М.: «Сэр-Вит», 2004.-456с.
6. Комарова, Т. А. Детское творчество [Текст]: кн. для учителя / Т. А. Комарова. М.: Просвещение, 2005.-183с.
7. Комарова, Т. А. Коллективное творчество детей [Текст]: кн. для учителя / Т. А. Комарова. – М.: Просвещение, 1998.-257с.
8. Левина, М. М. Процесс обучения на уроке [Текст]: кн. для учителя / М. М. Левина. - М.: Просвещение, 1978.-256с.
9. Маслов, С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения [Текст] / С. И. Маслов // Начальная школа.- .1996.-№8.- С.16-22.
10. Пищикова, Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике [Текст]: кн. для учителя / Н. Г. Пищикова.- М.: Скрипторий, 2000.-47с.
11. Проснякова, Т. А. Творческая мастерская [Текст]: кн. для учителя / Т. А. Проснякова.-М.: Просвещение, 2000.-243с.
12. Токорева, М.В. Чудесная мастерская [Текст]: кн. для учителя / М.В. Токорева. - М.: Линда - Пресс, 1997.-72с.
13. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст]: Д. Чиотти. – М.: Мир книги, 2009.-96с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.