Методический материал "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
Оценка 5

Методический материал "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Оценка 5
docx
28.09.2021
Методический материал "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
статья познав.активн..docx

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

 

Пояснительная записка

                     Именно математика в первую очередь
                      защищает нас от обмана чувств и учит,
                      что одно дело - как на самом деле устроены
                     предметы, воспринимаемые чувствами,
                     другое дело – какими они кажутся;
                     эта наука даёт надёжнейшие правила;
                       кто им следует – тому не  опасен обман чувств.

                                                                 Л. Эйлер

Актуальность данной темы заключается в том, что активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разнообразием форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

 

Теоретический аспект понятия активизация

     Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Управление активностью школьников традиционно называют активизацией.

     Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада, застоя в умственной работе.

    Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Познавательная активность учащихся включает:

Ø Мотивы и цели деятельности;

Ø Интерес к предмету;

Ø Внимание к изучаемому предмету;

Ø Волевые усилия;

Ø Положительные эмоции;

Ø Творческую самостоятельность;

Ø Владение необходимыми способами и приемами познавательной активности;

Ø Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Познавательной активности школьник не будет   проявлять, если он не получает удовлетворение от получаемых результатов, не знает или не видит путей применения знаний на практике.

Наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

Ø Отстаивать свое мнение;

Ø Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

Ø Ставить вопросы своим товарищам и учителям;

Ø Оценивать ответы товарищей;

Ø Объяснять более слабым ученикам непонятные места;

Ø Самостоятельно выбирать посильное задание;

Ø Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

Ø Создавать ситуации самопроверки, анализ личных познавательных и практических действий.

 

Основные задачи активизации познавательной деятельности  обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению,  положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

 5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Ø Принцип  проблемности – основополагающий.

Ø Принцип  обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Ø Принцип  взаимообучения.

Ø Принцип исследования изучаемых проблем.

Ø Принцип индивидуализации.

Ø Принцип самообучения.

Ø Принцип мотивации.

Ø Факторы, побуждающие учащихся к активности.

Ø 1. Интерес -  главный мотив активизации учащихся.

Ø 2. Творческий характер -  мощный стимул к познанию.

Ø 3. Состязательность  - побудитель к активности учащихся.

Ø 4. Игровой характер -  эффективный мотивационный процесс.

Ø 5. Эмоциональное воздействие – приводящий стимул к движению.

Ø 6. Самостоятельность -  работы творческого характера.

Формы, методы и средства, активизирующие познавательную деятельность:

1.     дидактические игры;

2.     занимательный математический материал;

3.     логические задачи и упражнения;

4.     задачи повышенной трудности;

5.     нестандартные задачи;

6.     разнообразные формы организации устного счёта;

7.     элементы историзма;

8.     занимательность (урок-сказка, урок-путешествие, КВН);

9.     самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений;

10. информационные технологии и т.д.

Дидактические игры на уроке математики.

Игра вызывает у детей:

Ø живой интерес к процессу познания,           

Ø активизирует деятельность,

Ø помогает легче усвоить учебный материал,

Ø ставит ученика в условия поиска,

Ø  пробуждает интерес к победе.

 Игры: «Кто быстрей?», «Теремок», «Определи маршрут самолёта», «Полёт в космос», «Математическое лото» и др.

 

Занимательный математический материал:

  занимательные задания,

  упражнения в вычислениях,

  математические квадраты;

  задачи-шутки,

  рифмованные задачи,

  ребусы,

  кроссворды,

  загадки,

  шарады,

  головоломки.

Логические задачи:

  логические задания,

  примеры с окошками,

  примеры с пропущенными знаками,

  сравнение числа и выражения,

  не решая, прикинуть ответ,

  определить правило записи ряда чисел,

  выявить закономерности, заполнить пустые клетки,

  задачи на смекалку путём  раскрашивания,

  придумать числовую закономерность и др.

 

Задания повышенной трудности, нестандартные задачи.

Требования к заданиям:

¤        достаточность условия,

¤        корректность вопроса,

¤        наличие противоречия,

¤        интересны,

¤        понятны,

¤        принципиально решаемы, независимо от уровня сложности,

¤        реальная ситуация, связанная с жизнью,

¤        интригующий факт.

¤        Различные формы организации устного счета:

¤        устный счёт с элементами игры,

¤        числовые лабиринты,

¤        математическая эстафета,

¤        числовой марафон,

¤        цепочки и др.

 

 Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

 Применение нетрадиционных форм урока.

Использование игровых форм, методов и приемов обучения

Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному).

Использование на уроке разнообразных  форм учебной работы учащихся.

Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

 

Волевые                                   

поощрение,

учебно-познавательные игры,

 создание ситуаций успеха,

стимулирующее оценивание,

свободный выбор заданий,

 удовлетворение желания

быть значимой личностью.

Познавательные

опора на жизненный опыт,

учёт познавательных интересов,

создание проблемных ситуаций,

побуждение к поиску альтернативных решений,

 выполнение творческих заданий.

 Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

§  Отстаивать свое мнение;

§  Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

§  Ставить вопросы своим товарищам и учителям;

§  Рецензировать ответы товарищей;

§  Заниматься обучением отстающих;

§  Самостоятельно выбирать посильное задание;

§  Вывод: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Способы активизации познавательной деятельности на уроках математики

q Дидактическая игра

      Игра «Веселый счет  Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.

      Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.

      Найди сумму чисел, встречающихся два-три раза

 

12

14

15

17

13

20

18

15

18

11

19

20

17

16

13

16

12

19

11

14

q К двум одинаковым таблицам вызываются двое.  По команде они начинают вслух считать от 1 до 24, показывая указкой называемое число. Закончивший счет вперед, выигрывает.

14

8

12

4

10

23

1

15

3

17

21

7

19

6

9

11

24

2

16

22

13

20

5

18

 

Ребусы

 

Ребус первый

Ребус второй

Ребус третий

 

Ребус четвертый

         Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада, застоя в умственной работе

Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада, застоя в умственной работе

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и…

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и…

Игровой характер - эффективный мотивационный процесс

Игровой характер - эффективный мотивационный процесс

Занимательный математический материал: ☺ занимательные задания, ☺ упражнения в вычислениях, ☺ математические квадраты; ☺ задачи-шутки, ☺ рифмованные задачи, ☺ ребусы, ☺ кроссворды, ☺ загадки, ☺…

Занимательный математический материал: ☺ занимательные задания, ☺ упражнения в вычислениях, ☺ математические квадраты; ☺ задачи-шутки, ☺ рифмованные задачи, ☺ ребусы, ☺ кроссворды, ☺ загадки, ☺…

Различные формы организации устного счета: ¤ устный счёт с элементами игры, ¤ числовые лабиринты, ¤ математическая эстафета, ¤ числовой марафон, ¤ цепочки и др

Различные формы организации устного счета: ¤ устный счёт с элементами игры, ¤ числовые лабиринты, ¤ математическая эстафета, ¤ числовой марафон, ¤ цепочки и др

Волевые поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью

Волевые поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью

Дидактическая игра •

Дидактическая игра •

Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного…

Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного…

Методический материал "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Методический материал "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2021