Методический материал для подготовки учащихся к ОГЭ по географии по вопросу 4 на тему "Природные ресурсы, их использование и охрана"
Оценка 4.8

Методический материал для подготовки учащихся к ОГЭ по географии по вопросу 4 на тему "Природные ресурсы, их использование и охрана"

Оценка 4.8
docx
08.05.2020
Методический материал для подготовки учащихся к ОГЭ по географии по вопросу 4 на тему "Природные ресурсы, их использование и охрана"
вопрос 4.docx

Подготовка к ОГЭ по географии 2020

Вопрос 4. Теория. Природные ресурсы, их использование и охрана.

Атлас 8 класс. «Природные святыни России» или «Особо охраняемые природные территории» + «Административно-территориальное деление РФ» («Федеративное устройство РФ»)

Особо охраняемые природ­ные территории (ООПТ) — это участки суши и водоёмов, на которых полностью ис­ключено или ограничено хозяйственное использование природного ландшафта в целом или отдельных его компонентов.

Виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

·                     Государственный природный заповедник, в т. ч. биосферный.

·                     Национальный парк.

·                     Природный парк.

·                     Государственный природный заказник.

·                     Дендропарк.

·                     Памятник природы.

·                     Лечебно-оздоровительная местность и курорт.

Заповедники отличаются наиболее строгим режимом охраны при­роды, который подразумевает полный запрет хозяйственной деятель­ности ради сохранения природных ландшафтов в нетронутом виде. Самыми крупными заповедниками являются:

ü  Большой Арктический

ü  Командорский

ü  Путоранский

ü  Усть-Ленский

ü  Таймырский

ü  Кроноцкий

Национальные парки занимают крупные природные территории с особой экологической, исторической, эстетической ценностью, которые могут использоваться для организованного туризма и отдыха. В РФ 35 национальных парков. Крупнейшие из них:

ü  Прибайкальский

ü  Водлозёрский

Многие национальные парки РФ имеют мировое значение, например, «Югыдва», «Прибайкальский» и «Забайкальский» нац.парк.

Заказники — участки территорий и акваторий, где постоянно или временно запрещается использование отдельных видов растений и животных. Наиболее распространены охотничьи заказники, где регу­лируется охота на промысловых животных.

Основные цели создания заповедников и заказников:

Ø  Сохранение живых организмов

Ø  Охрана окружающей среды

Ø  Предупреждение развития разрушительных процессов

Памятники природы — на­иболее многочисленная и многообразная группа ООПТ. Это природные объекты, име­ющие научное, историческое или культурно-просвети­тельское значение: геологи­ческие (пещеры), гидрологи­ческие (озёра), флористиче­ские (дендрарии).

 

Природные ресурсы.

Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимыми (ресурсы растительного и животного мира, водные) и невозобновимыми (полезные ископаемые). К неисчерпаемым или альтернативным ресурсам относятся энергия ветра, солнечная радиация, энергия приливов, климатические ресурсы.

 

Народы, их занятия и жилище.

На Земле тысячи больших и малых народов, говорящих на разных языках. Язык не единственный признак народа. Народы, живущие в разных природных условиях, имеют и другие особенности, например разные традиционные жилища.

ü  Юрта у монголов, казахов, киргизов – жителей степей, ведущих кочевой образ жизни, скотоводов (держат овец, коз, лошадей, коров, яков). Традиционная одежда и обувь изготавливается из шкур и кож домашних и диких животных, из различных тканей и войлока.

ü  Чум (у ненцев, хантов – обитателей тундры, кочевников) – переносные и стационарные каркасные постройки. Шестовой чум покрывают ровдугой летом и оленьими шкурами зимой. Традиционные занятия – оленеводство, охота на дикого северного оленя.

ü  Яранга у кочевых жителей побережий Крайнего Севера: коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Основные отрасли хозяйства – рыболовство и морской промысел.

ü  Иглу – ледяные жилища эскимосов.

Различия между народами проявляются и в традиционных занятиях: оленеводство у народов Севера, резьба по кости у эскимосов, промысел морского зверя и рыболовство – у поморов, чукчей, алеутов, эскимосов,  кустарное ткачество – у народов Средней Азии.

 

Практика по вопросу №4.

1. Задание 4 

Группа туристов из Финляндии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу русских степей. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Курильский

2) «Остров Врангеля»

3) Оренбургский

4) Костомукшский

Пояснение.

Оренбургская область расположена на юге Урала. Значительная площадь области представлена степными ландшафтами.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

2. Задание 4 

К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство?

 

1) ненцы

2) чуваши

3) башкиры

4) кабардинцы

Пояснение.

Оленеводство — традиционное занятие жителей севера.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

3. Задание 4 

К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство и рыболовство?

 

1) башкиры

2) ненцы

3) чуваши

4) калмыки

Пояснение.

Оленеводство и рыболовство — традиционные занятия жителей севера.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

4. Задание 4 

Группа школьников из Оренбурга хочет своими глазами увидеть необычную для них природу тундры. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Гыданский

2) Окский

3) Южно-Уральский

4) Мордовский

Пояснение.

Полуостров Гыданский расположен на берегу Северного Ледовитого океана. Здесь расположена тундра.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

5. Задание 4 

Группа туристов из Японии хочет своими глазами увидеть лежбище морских котиков. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Командорский

2) Ильменский

3) Сихотэ-Алинский

4) Тебердинский

Пояснение.

Командорские острова в Тихом океане — Наиболее ярко представлена на островах фауна морских млекопитающих — в водах, окружающих острова, обитают сивуч, морской котик, калан, островной тюлень антур и множество видов китообразных: кашалот, косатка, клюворыл, дельфины, морские свиньи, малый полосатик, сейвал, финвал, горбатый кит, японский кит и др. Многочисленны лежбища и птичьи базары.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

6. Задание 4 

Группа туристов из Австралии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу средней полосы Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Окский

2) Усть-Ленский

3) Кандалакшский

4) Курильский

Пояснение.

Междуречье Оки и Волги — средняя полоса России. Здесь расположен Окский заповедник.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

7. Задание 4 

Какой из перечисленных природных ресурсов является исчерпаемым возобновимым?

 

1) энергия ветра

2) плодородие почв

3) каменный уголь

4) энергия солнца

Пояснение.

Плодородие почв относится к исчерпаемым возобновимым, т. к. почвенное плодородие возможно восстановить на данном этапе развития общества. Каменный уголь — это минеральные ресурсы, которые относятся к исчерпаемым невозобновимым ресурсам. Энергия солнца и энергия ветра относятся к неисчерпаемым ресурсам.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

8. Задание 4 

К традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относится промысел морского зверя и рыболовство?

 

1) чуваши и марийцы

2) калмыки и буряты

3) эскимосы и чукчи

4) карелы и коми

Пояснение.

Промысел морского зверя и рыболовство — традиционные занятия народов Дальнего Востока.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

9. Задание 4 

Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?

 

1) почвенные

2) минеральные

3) климатические

4) биологические

Пояснение.

Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимыми (ресурсы растительного и животного мира, водные) и невозобновимыми (полезные ископаемые). К неисчерпаемым или альтернативным ресурсам относятся энергия ветра, солнечная радиация, энергия приливов, климатические ресурсы.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

10. Задание 4 

К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство и рыболовство?

 

1) марийцы

2) карачаевцы

3) ненцы

4) калмыки

Пояснение.

Оленеводство и рыболовство — традиционные занятия жителей севера.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

11. Задание 4 

Какой из перечисленных видов природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновимым?

 

1) каменный уголь

2) нефть

3) почвенные

4) энергия солнца

Пояснение.

Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимыми (ресурсы растительного и животного мира, водные, почвенные) и невозобновимыми (полезные ископаемые). К неисчерпаемым или альтернативным ресурсам относятся энергия ветра, солнечная радиация, энергия приливов.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

12. Задание 4 

Группа школьников из Мурманска хочет своими глазами увидеть необычную для них природу дельты наиболее протяжённой европейской реки. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Астраханский

2) Байкало-Ленский

3) Ильменский

4) Жигулевский

Пояснение.

Астраханский заповедник расположен в дельте р. Волга.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

13. Задание 4 

Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем?

 

1) марийцы

2) башкиры

3) эвены

4) калмыки

Пояснение.

Чум — традиционное жилище народов Севера и Сибири.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

14. Задание 4 

Какой тип электростанций использует исчерпаемые природные ресурсы?

 

1) ветровые

2) тепловые

3) приливные

4) солнечные

Пояснение.

Тепловые электростанции в качестве топлива используют уголь, газ, продукты переработки нефти, торф. Все полезные ископаемые относятся к исчерпаемым ресурсам.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Подготовка к ОГЭ по географии 2020

Подготовка к ОГЭ по географии 2020

Народы, их занятия и жилище.

Народы, их занятия и жилище.

Задание 4 К традиционным занятиям какого из перечисленных народов

Задание 4 К традиционным занятиям какого из перечисленных народов

Многочисленны лежбища и птичьи базары

Многочисленны лежбища и птичьи базары

Пояснение. Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые

Пояснение. Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые

Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур

Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020