Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевской
«Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Педагог дополнительного
образования
Федорцова Е.П.
Память – основа развития всех психических процессов.
Память-необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной….Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью-это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяют нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.
Как же можно развивать память ребенка?
Важным условием этого являются специальные усилия ребенка-запомнить, что то для того чтобы потом припомнить.
Задачи педагога:
Формировать готовность к таким усилиям.
Дать те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.
Различают кратковременную и долговременную память, а так же виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную) логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие то действия или выстраивая логические цепочки.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели, поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка, необходимо помнить:
-Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
-Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.
-Дети очень любят соревнование, игру.
- Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание, это связанно с физиологическим развитием ребенка.
Правила запоминания, соблюдение которых поможет вашему ребенку при обучении в школе.
• Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте ребенку сменить деятельность.
• Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь.
• Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится?
Развивать память важно в любом возрасте. Для этого существует множество способов: тренировочные упражнения, мнемотехники, специальное питание и лекарства. Но для младших школьников эффективнее развитие памяти через различные занимательные игры. К таким играм относятся дидактические игры
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).
Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д.
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т. д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.
Дидактические игры с предметами «Повтори узор»
Игры (Приложение)
Развитие слуховой памяти
Слуховая память наиболее важна для школьников, т. к. очень многое в нашей школе воспринимается на слух: домашние задания, объяснения учителя.
Игра «Слово за слово»
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря.
Взрослый начинает игру и говорит:
«На полянке растут цветы:….( «В лесу живут.», «В саду на деревьях растут…» «В зоопарке можно увидеть….)
Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка», третий игрок повторяет всю фразу и добавляет название цветка и так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.
1. Снежный ком. Назовите слово из любой тематики, и предложите ребенку повторить ваше слово и называть еще одно слово. Можно называть слова любые или по определенным темам: времена года, музыкальные инструменты, игрушки, спорт, овощи, фрукты, виды транспорта, собираем сумку в школу или чемодан в дорогу.
2. Раскрашиваем на слух. Раскраска может быть любой. Главное, заранее проговорить с ребенком, что и каким цветом нужно разукрасить на рисунке. Ребенок должен запомнить и разукрасить.
3. Пары слов. Составьте 20 пар слов. Слова должны быть связаны логически: раскраска – фломастер, дерево – лист, отдых – лето. Озвучьте ребенку все пары слов. Сразу после этого, начинайте говорить вразброс одно слово из пары, ребенок должен ответить второе слово из пары. Через 40 минут можно вновь начать называть одно слово из пары, пусть вспоминает второе.
4. Кто больше? «Что бывает зеленым?» Пусть ребенок назовет 10 предметов только зеленого цвета. Потом вопрос задает ребенок: «Что бывает квадратным и т. д?»
Развитие зрительной памяти. Развить слуховую и зрительную память можно с помощью регулярных занятий всего по 15 минут в день.
Задания на развитие зрительной памяти хороши тем, что их не обязательно проделывать сидя за столом. На улице, во время спортивных занятий, танцев, в путешествии, на площадке.
1. Визуализация. Дайте задание ребенку быть внимательным на прогулке. А когда вернетесь, то спросите, во что были одеты люди, что вы купили в магазине, какие машины стояли во дворе, в какие игрушки вы играли на площадке. Также можно вспомните, что вы ели на завтрак, в какой последовательности расставлена мебель у бабушки дома.
2. Что пропало? Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов. Пусть ребенок запомнит игрушки и отвернется (или закроет глаза). Уберите один или несколько предметов. Пусть ребенок назовет, чего не хватает.
3. Мемо-парочки.
Вам необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой. Разложите карточки на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок и ход переходит по часовой стрелке. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек. В игре должны быть разнообразные парные картинки.
4. Запомни картинки. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а его просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выиграет тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
5. Куда плывет корабль. Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.
Каждый участник должен произнести не менее 3-5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
6. Запомни эмоции. Предварительно готовятся и раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т. п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам. Участникам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на карточках. Необходимо учесть, что чем более выразительны интонации и эмоции, с которыми прочитывается фраза, тем больше вероятность ее всем запомнить. Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читающего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнило большинство участников игры.
7. Запомни позы. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников, в первозданном виде.
Хорошая память служит предпосылкой успешного и разностороннего познания мира, усвоения новой информации. При постоянном использовании методик, игр и упражнений для развития памяти можно добиться отличных результатов.
Игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста.
(с 5 лет)
1. «Шапка-невидимка».
В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
2.«Запомни и найди».
Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.
Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать, паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин., причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказывание стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т. д.).
3.«Запомни точно».
А. Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигурки и т. п. Затем найти их на другом бланке. Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложными будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы, а затем найти и/или нарисовать их.
Время запоминания 15-20 сек. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.
4.«Запомни и нарисуй».
Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 2), а также лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой 6-7 сек.
5. «Восстанови порядок».
Приготовьте 5-10 игрушек (предметов, разложите в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15-20 сек.). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряд.
Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предмет, цветы, животные, буквы и т. д.)
6. «Запомни порядок».
Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка - запомнить порядок расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - психолог изменяет порядок, переставляя не более 3-5 детей, а ребенок его восстанавливает.
7. «Запомни позу».
Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3-5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего - вернуть все в исходное положение.
8.«Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис. 3)
Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
9. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».
Ребенку предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т. д.
Задание можно усложнить за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. д., вводя в материал буквы и цифры.
10. «Запомни картинки».
Посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
11. «Какой игрушки не хватает?».
Поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 (2,3 и т. д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»
12. «Рисуем узоры по памяти».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.