Значение развития мелкой моторики рук в раннем возрасте.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения, поэтому важно помнить о координации «рука-глаз». Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Если мы стимулируем мелкую моторику, то и активизируем зоны отвечающие за развитие речи.
Как же происходит этот процесс? Наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев у них постепенно совершенствовались, из-за этого происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в коре головного мозга.. Параллельно развивалась и речь. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, сначала начинают развиваться движения пальцев рук, как только они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук способствует последующему формированию речи. Исследованиями доказано, что рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика рук, то и речь развивается правильно. По мнению Д. Б. Эльконина, интенсивное развитие речи в раннем возрасте надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, кистью, карандашом).
Таким образом стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок с хорошим уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно оказывать воздействие на внутренние органы, которые с ними связаны. Таким образом, развивая мелкую моторику мы благоприятно воздействуем и на здоровье ребенка.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. От тренированности пальцев зависят речевые реакции.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Малышу необходимо давать всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, развивая мелкую моторику, мы стимулируем мозг к активной деятельности, развитию.
И. П. Павлову принадлежит высказывание: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
То есть, в дошкольном возрасте необходимо стимулировать мозг на активную деятельность, хорошую результативность в этом дает развитие мелкой моторики рук.
Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (пальчиковые игры), использовать различные дидактические материалы, игры, игрушки Важно не забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, молнию, завязывать шнурки, шапки.
Однако и в старшем дошкольном возрасте работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки нельзя прекращать. Она должна стать важной частью подготовки руки к письму.
По мнению М. М. Кольцовой мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование двигательных функций, тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Необходимо ребенка раннего возраста стимулировать к действиям с предметами.
Главной задачей при развитии мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста является знание возрастных и личностных особенностей каждого дошкольника, необходимо подобрать для каждого индивидуальные методы, подходящие именно для него. Любой дидактический материал в первую очередь должен быть доступен и понятен каждому ребенку. Одним из главных факторов для развития мелкой моторики рук является систематичность и последовательность. Наличие системы по развитию мелкой моторики рук придает процессу развития последовательность (от простого к сложному), организованность .
В формировании мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста является взаимосвязь обучения с закреплением знаний, умений и навыков, которыми ребенок овладевает в повседневной жизни: во время раздевания и одевания, закрепляем умение расстегивать и застегивать молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнурки и т.д. Поэтому важно давать больше самостоятельности ребенку, а не делать за него.
Хочется отметить, что важно создавать и обогащать развивающую предметно- пространственную среду по развитию мелкой моторики рук в группах дошкольных образовательных организаций. Каждый предмет в группе должен нести пользу. Воспитателю необходимо создать такую предметно-пространственную среду, такую систему развивающих отношений, которые расширили бы мир детей, стимулировали бы их на творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Разнообразный материал в группах необходимо расположить таким образом, чтобы дети могли в свободной форме, по интересам отбирать себе игрушки, различные пособия для данного вида деятельности; при желании не только продолжать воспроизводить ту, деятельность, которую они делали в совместной деятельности с педагогом, но и проявлять творческую деятельность, а также закончить начатую игровую деятельность, недоделанную работу, реализовать свои планы и замыслы.
Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что развивать мелкую моторику рук у детей в раннем возрасте необходимо. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию связной речи, внимания, памяти, координации движений, пространственного восприятия, овладению продуктивными видами деятельности. И, немало важно, подготавливаем руку ребенка к овладению навыком письма. Если упустить этот период, у ребенка в последующем дошкольном возрасте возникнет много проблем при освоении новых, более сложных навыков, умений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.