Методический прием "Облако слов"
Оценка 4.8

Методический прием "Облако слов"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
английский язык
01.02.2020
Методический прием "Облако слов"
«Облако слов»- один из приемов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка. С помощью компьютерных программ в режиме он- лайн можно быстро сгруппировать ключевые слова и словосочетания, наиболее часто встречающиеся в рамках изучаемой темы или в текстах для чтения, и создать визуальные опоры для учащихся в виде привлекательных картинок. «Облака» можно использовать при систематизации лексики, на этапе повторения введенного на предыдущих уроках языкового материала, для облегчения запоминания иноязычных слов, для реконструкции связанных текстов.
Облако слов..docx

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОБЛАКО СЛОВ»

«Облако слов»- один из приемов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка. С помощью компьютерных программ в режиме он- лайн можно быстро сгруппировать  ключевые слова и словосочетания, наиболее часто встречающиеся в рамках изучаемой темы или в текстах для чтения, и создать визуальные опоры для учащихся в виде привлекательных картинок. «Облака» можно использовать при систематизации лексики, на этапе повторения введенного на предыдущих уроках языкового материала, для облегчения запоминания иноязычных слов, для реконструкции связанных текстов.

Рассмотрим несколько групп упражнений с «облаками слов».

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУХО – ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 

*    имитационные упражнения – повторение трудно – произносимых слов и запоминание их правописания ( например, названия стран, входящих в состав Великобритании или понятия по теме «Защита окружающей среды».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*     упражнения на дифференциацию, например

a.      Облако создается из слов с определенным звуком; глядя на него учащиеся должны угадать звук и составить предложения с этими словами (возможна работа в парах). С одной стороны, это своего рода фонетическая зарядка ( отработка звука - того, который отсутствует в родном языке учащихся, например [w] или [ᴂ] и т.д. или частично совпадает с похожим звуком в русском языке). С другой стороны, это упражнений репродуктивно – продуктивного характера – на совершенствование не только слухо – произносительных навыков говорения (умения употреблять слова в контексте). Так, прочитав все слова в облаке самостоятельно или вместе с учителем (рис.2), учащиеся догадаются, что в них есть долгий звук [ɔ:]: ball, draw, tall, score, horse,  autumn , warm up. Возможные предложения. I have got a big blue ball. It’s autumn. We can see a red horse. He is very tall. Etc.

b.     В облаке представлены правильные глаголы. Учитель делит учащихся на три команды и предлагает провести игру «аукцион» - каждая команда «покупает» только те глаголы, где окончание – ed читается как [t], [d], [id]. По истечении времени представители каждой команды воспроизводят свою группу глаголов.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 

*    Упражнения на соотнесение.

 

a.     Фразовые глаголы. Задача учащихся – подобрать правильный предлог или английский эквивалент, соответствующий русскому выражению; далее можно попросить учащихся вставить полученные глаголы в предложения с пропусками или составить собственные фразы с ними.

 

Например:

·        to talk into ( something/ doing something) – уговорить ( кого-то что-то сделать)

·        to talk backдерзить, огрызаться

·        to talk over – обсудить (проблему или план)

·        to talk out of ( something/ doing something)  – отговорить ( кого- то что- то сделать)

Use back, into, over, out to complete the sentences:

1.            I tried to talk him ____ of this dangerous decision but I failed (мне не удалось), it didn’t work.

2.     No one likes the situation when people talk ____ to them.

3.     I was really tired and she easily talked me ____ taking a week’s holiday.

4.     His parents talked it ____ and decided to allow him to join the group.

b.     Синонимы/ антонимы. Выделение разным цветом пар слов в облаке помогает обучающимся быстро найти пару: fast- quick, full – empty, hard – difficult, safe – dangerous, wet- dry, slow- fast,tall – short, thick- fat, etc.

 

 

 

 

 

 

*    Упражнения на группировку

 

a.     Неправильные глаголы- даются инфинитив и вторая форма, инфинитив и третья форма или все три формы. Задача учащихся- назвать три формы неправильных глаголов, составить предложения в разных временах с использование всех форм изученных глаголов. Упражнению можно придать соревновательный характер и определить, у кого получилось самое длинное предложение, или кто составит всех больше предложений.

 

b.     Лексические единицы, относящиеся к разным изученным темам. Учащиеся должны сгруппировать слова по темам “School”, “ Clothes”, “ (работа в группах или фронтально).

 

 

 

*  Упражнения на трансформацию и расширение речевого образца.

 

Учитель создает облако, содержащее грамматическую структуру, которую надо закрепить или повторить . Например, в настоящем совершенном времени (The present perfect tense): I have never been in London. He has seen Big Ben.

Учитель просит выполнить ряд упражнений от репродуктивного уровня ( узнавания изученной структуры) до продуктивного уровня ( составление собственных предложений по образцу). Это могут быть следующие формулировки заданий: восстановить порядок слов в предложении, определить какая грамматическая структура использована, составить вопросы к этому предложению ( Have you ever been to London? , Has he seen Big Ben?),  составить подобные предложения  ( I have never been to Paris. Max has never seen this film.)

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА

ЧТЕНИЯ /АУДИРОВАНИЯ

 

Это могут быть как вновь предъявленные тексты, так и хорошо известные учащимся ( с которыми работали ранее – в классе или дома)

 

*  Упражнение на антиципацию ( предвосхищение событий)

 

 Перед аудированием  или чтением какого либо текста учащиеся пытаются сформулировать тему урока или его общее содержание

 

a.       по форме самого облака

Учащиеся пытаются сформулировать тему урока или общее содержание текста, с которым будут работать на уроке. Так, можно использовать в качестве облаков символы праздников: елка, Санта- Клаус, сани (Новый  год и Рождество), Купидон и сердечки  (День Святого Валентина),  Ведьмы, тыквы и летучие мыши (Хэллоуин) и т.д.; музыкальные инструменты, ноты, скрипичный ключ – речь пойдет о музыке, музыкальных инструментах; облака в виде животных и птиц предвосхищают разговор по темам “Animals”  и “Birds”, портрет Уильяма Шекспира укажет на разговор об  известных писателях или разных направлениях литературы, т.д.

 

 

 

 

 

 

 

b.     по ключевым словам

Глядя на этот рисунок, учащиеся дадут однозначный ответ- тема урока “My house/ my flat”. Далее работа в мини группах. Каждая команда выбирает один цвет и выписывает из «облака» только слова этого цвета. Выигрывает команда, которая быстрее назовет все слова с переводом или составит предложения с ними. Например: There is a sofa in the living room. There are some chairs near the table. Etc.

 

*  Прием ранжирования

Так, при обучении чтению и аудированию «снизу вверх» (до предъявления текста-образца) обучающиеся распределяют лексические единицы одного смешанного «облака»  на два «облака» – шаблона, например, учитель предлагает учащимся положительные и отрицательные события в жизни человека, которые как-то могут изменить его жизнь, повлиять на перемены к лучшему / худшему.

       «Смешанное облако»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранжирование - положительные и отрицательные события

в жизни человека

 

Используя методический прием «мозаика» (jig-saw activity), далее можно предложить обучающимся два разных текста о том, как какие-то события круто изменили жизнь двух людей (работа в группах).

 

*  Поиск эквивалентов

Если учащиеся учили слова дома, то на уроке они подбирают к русским эквивалентам соответствующие им английские варианты из слов и словосочетаний, генерализованных в «облаке слов», или пытаются дать дефиниции.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПОНТАННОЙ, НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ

 

При работе с некоторыми текстами для чтения/ аудирования можно использовать два методических приема.

 

a.     «сверху вниз»

 словарное облако создается на основе недавно изученных учебных текстов, учащиеся вспоминают, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; учитель может задавать наводящие вопросы школьникам в качестве стимула для использования всех слов, включенных в облако.

 

b.     При обучении «снизу вверх»

 Учитель показывает облако, составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и просит обучающихся догадаться о его содержании, или ответить на предваряющие вопросы; Так, при работе с текстом о Дэвиде Бэкхеме  для усвоения фактической информации о спортсмене можно предложить учащимся 5-го класса облако из ключевых слов, глядя на которые они могут, с одной стороны, предвосхитить содержание текста по форме облака (футбольный мяч) и сказать, что он – футболист, а ключевые слова (Beckham, sportsman, football, superstar, cars, Mercedes, Victoria, four children) помогут составить простые предложения, указывающие на его профессию, увлечения, личную жизнь. С другой стороны, слова, объединенные в данном облаке, могут стать визуальной опорой для ответов на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста или пересказа его своими словами.

Примерные вопросы учителя: 1. What is his full name? 2. What is he by profession? 3. What kind of sport is he famous for? 4. Why do journalists in many countries write about him? 5. What are his hobbies? 6. What is his favourite car? Is he married? 7. What is his wife name? How many children have they got?

 

Можно ввести в «облако слов» прилагательные для описания внешности или черт характера человека– учащиеся описывают свою семью, ее  членов, друзей и одноклассников,  картинки или героев прослушанных / прочитанных текстов, используя как можно больше описательных прилагательных;

 

 

 

 

 

Например:

 

a)    My family

 

My family is not very big. I’ve got a father, a mother and sister. My father is  brave and strong. He is very smart. My mother is clever and kind. She is very beautiful. My sister is a little girl. She is unique. She is very funny.

 

b)    Harry Potter

 

The book about Harry Potter was written by J. K. Rowling. He was a wizard. His hear is black. His eyes are big. He has the glasses. He is brave and clever. He is kind and very friendly.

 

Таким образом, прием «облако слов» является визуальной опорой для развития мышления обучающихся, помогающий формировать лингвистическую и дискурсивную компетенции.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Если научить учащихся создавать свои «облака слов», то можно давать им индивидуальные домашние задания, а позднее организовать конкурс на лучшую работу во время проведения недели иностранного языка в школе.

 

Примеры творческих заданий:

a)    составить «облако слов» с ключевыми словами, описывающими, например, их летние каникулы. На уроке школьники обмениваются рисунками, их задача – составить рассказ по картинке одноклассника, потом обсудить, что было угадано и сказано верно о проведенных каникулах.

b)    придумать загадки (на отработку изученной лексики), а все правильные варианты внести в «облако слов», напоминающее по форме тему урока “School subjects

Ø  We listen to different pieces of music and sometimes sing. The name of subject is …

Ø  We spell Russian words, write dictations, do exercises. The name of the subject is …

Ø  We talk about books and writers. The name of the subject is …

Ø  We draw, paint and talk about paintings. The name of the subject is …

Ø  We look at maps and talk about different countries. The name of the subject is…

Ø  We talk about living things and plants. The name of the subject is …

Ø  We talk about how people lived long ago. The name of the subject is …

c)     Составить тексты загадки, используя все слова и словосочетания в «облаке», например, по теме “Animals

 It’s green. It’s very strong and angry. It has got big teeth and a long and tail. It can swim well. It likes to eat meat.

 

 

d)    собрать несколько пословиц из слов в «облаке» : Like father, like son. Love me –love my dog. Don’t teach your grandmother to suck eggs.

e)     создать «облако слов» с изученными или новыми пословицами,  которое по форме будет отображать смысл пословицы. Задача учащихся – найти спрятанные предложения и правильно перевести их на русский язык (кто быстрее? ).

 

 

 

 

 

 

Правильные варианты:

1). There is no so faithful friend as a good book. (Нет лучше друга, чем книга) – «облако» в форме книги. 2). You can count it on your fingers. (Раз-два и обчелся / Можно по пальцам пересчитать) – в форме ладони одной руки.

f) составить «облако слов» в форме животного , фрукта (яблоко, груша, банан, арбуз), предмета, обозначающего школьные принадлежности (книга, тетрадь, портфель) и т.п., включив в него как можно больше предлогов места и записать предложения с ними, описывая местоположение этого животного или предмета.

Можно организовать соревнование – кто составит больше предложений за ограниченное время (например в течение 2 мин).

 

Возможные варианты учащихся со словом ‘cat’:

The cat is outside the house. The cat is between two trees. The cat is under the bench. It is behind the house. Etc.

                      

 

 

 

 

 

Таким образом, прием «облако слов» не только является средством визуализации в учебном процессе (реализация принципа наглядности), но он развивает творческие способности учащихся и стимулирует познавательную активность школьников: благодаря современной мультимедиа среде создаются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся: умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, расширять идею, фантазировать.

«Облако слов» – один из методических приемов, позволяющий объединять ключевые слова и словосочетания в единый привлекательный по форме рисунок, с опорой на который учащиеся могут без зубрежки отрабатывать лексические единицы не только на уровне слова, словосочетания, но и строить предложения разного коммуникативного типа (повествовательные, отрицательные, вопросительные) и связные высказывания разной степени протяженности, т.е. формируются прочные, гибкие навыки использования учащимися лексических единиц в разном контексте.

Ключевые слова, зафиксированные в одном рисунке, используются в качестве вербальных опор - стимулов, которые помогают учащимся без особого труда восстановить общий смысл прочитанного / прослушанного текста (реконструировать текст-образец) или удерживать в памяти собственное монологическое высказывание в рамках изучаемой лексической темы. Это один из способов научить школьников логически и последовательно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Использование сервиса «облако слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, тем самым повысить эффективность обучения и способствовать формированию устойчивой положительной мотивации учащихся к предмету «английский язык» в целом.

 

Список литературы

1. Павлова Е. А. «Облако слов как один из приемов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка». Журнал «Иностранные языки в школе» №3 2016

2. УМК “Rainbow English” О. В. Афанасьева, И. В. Михеева

3. Tagxedo – Gallery – URL: http://www.tagxedo.com/gallery.html

4. Word Art- URL: https://wordart.com/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОБЛАКО СЛОВ» «Облако слов»- один из приемов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОБЛАКО СЛОВ» «Облако слов»- один из приемов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка

Возможные предложения . I have got a big blue ball

Возможные предложения . I have got a big blue ball

Синонимы / антонимы . Выделение разным цветом пар слов в облаке помогает обучающимся быстро найти пару : fast- quick, full – empty, hard – difficult,…

Синонимы / антонимы . Выделение разным цветом пар слов в облаке помогает обучающимся быстро найти пару : fast- quick, full – empty, hard – difficult,…

Учитель просит выполнить ряд упражнений от репродуктивного уровня ( узнавания изученной структуры) до продуктивного уровня ( составление собственных предложений по образцу)

Учитель просит выполнить ряд упражнений от репродуктивного уровня ( узнавания изученной структуры) до продуктивного уровня ( составление собственных предложений по образцу)

Глядя на этот рисунок, учащиеся дадут однозначный ответ- тема урока “

Глядя на этот рисунок, учащиеся дадут однозначный ответ- тема урока “

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПОНТАННОЙ,

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПОНТАННОЙ,

Например : a) My family

Например : a) My family

School subjects ” Ø We listen to different pieces of music and sometimes sing

School subjects ” Ø We listen to different pieces of music and sometimes sing

Можно организовать соревнование – кто составит больше предложений за ограниченное время (например в течение 2 мин)

Можно организовать соревнование – кто составит больше предложений за ограниченное время (например в течение 2 мин)

Использование сервиса «облако слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, тем самым повысить эффективность обучения и способствовать формированию устойчивой положительной мотивации учащихся…

Использование сервиса «облако слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, тем самым повысить эффективность обучения и способствовать формированию устойчивой положительной мотивации учащихся…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020