МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ШКОЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
«Реализация ФГОС среднего общего образования»
г. Ноябрьск
2020г.
Методический продукт школьной творческой группы « Реализация ФГОС среднего общего образования»
В сборник вошли сценарии дистанционных уроков для 10 класса
Составитель: Тутынина Татьяна Владимировна, руководитель творческой группы, учитель географии МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
г. Ноябрьск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1.Сценарий дистанционного урока по физике для 10 класса «Закон Ома для участка
цепи. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры»
(учитель физики Аитова Э.З) 5
2.Сценарий дистанционного урока по экономики для 10 класса «Фондовые биржи,
их деятельность» (учитель экономики Клыжко С.В.) 8
3.Сценарий дистанционного урока по химиидля 10 класса «Белки как
природные биополимеры» (учитель химии и биологии Колдыркаева Г.И.) 10
4.Сценарий дистанционного урока по химии для 10 класса «Азотсодержащие
органические соединения» (учитель химии и биологии Колдыркаева Г.И.) 12
5.Сценарий дистанционного урока по предмету Россия в мире для 10 класса «Реформы
1860-1870-х г.г.» (учитель истории и обществознания Гурьева В.В) 14
6.Сценарий дистанционного урока по литературе для 10 класса «Л.Н. Толстой.
Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны в романе. Толстовская философия в
романе. Русский солдат в изображении Толстого» (учитель русского языка и
литературы Морухина Л.А.) 25
7.Сценарий дистанционного урока по биологии для 10 класса « Анализирующее с
крещивание. Полигибридное скрещивание. Взаимодействие аллельных генов» (учитель
биологии Петрова Т.И.) 28
8. Сценарий дистанционного урока по географии для 10 класса «Глобальные
проблемы современности (учитель географии Тутынина Т.В.) 30
Введение.
Сегодня в педагогической среде горячо обсуждается, как комфортно перейти к дистанционному обучению. На что стоит обратить внимание учителю, который решил организовать такой урок с классом?
Встаёт вопрос о развитии самодисциплины учеников, чтобы можно было организовать эффективное дистанционное обучение. Задача учителя при организации урока в дистанционном формате — не просто передать ученику определенный объём новой информации, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Стоит обратить внимание и на подготовку материалов для школьников. Поскольку речь идёт не просто о видеолекции или работе с новым материалом.
Педагогами творческой группы «Реализация ФГОС среднего общего образования» разработаны сценарии дистанционных уроков, примеры таких сценариев представлены в данном сборнике.
Аитова Эльза Заилевна
учитель физики
Сценарий дистанционного урока по физике
«Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры»
Урок является 9.2 «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры» в разделе «Постоянный ток» (согласно КТП). Построение структуры урока направлено на создание «ситуации успеха» каждого ребенка.
Предмет: Физика.
Класс: 10б.
Тема: «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока – мультимедиа урок.
Цели урока:
− сформировать понятия: Закон Ома, сопротивление, напряжение, термический коэффициент;
− определить физические величины, от которых зависит сила тока, напряжение, сопротивление проводника;
− уметь применять формулы закона Ома и сопротивления при решении задач.
Задачи урока:
− формирование представлений о законе Ома, сопротивлении, напряжения, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся;
− развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в режиме конференции, пользоваться альтернативными источниками информации, формирование умения анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
Учебно - методическое обеспечение: учебник под редакцией Мякишева Г.Я. Физика. Электродинамика.10-11 классы. Улгублённый уровень: учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков.- 2-е изд. Стереотип - М.:Дрофа, 2014.-476с.:ил.ISBN 978-5-358-13688-5
Время реализации -40 мин, из них 30 минут в режиме one liner.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы по СГО. |
Получить и распечатать план работы на уроке. |
1мин |
2 |
Организация восприятия новой информации постановка цели занятия перед учащимися |
Работа в программе ZOOM.
|
Прослушивание плана урока по поставленной цели.
|
2 мин |
3 |
Первичная проверка понимания |
Работа в программе ZOOM.
|
Положительный ответ учащегося о качестве видеоконференции. |
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу |
1. Работа в программе ZOOM. 2. Дискуссии в режиме видеоконференции. 3. Просмотр видеоурока средствами дистанционной платформы РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3126/main/, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2590/main/, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2589/main/, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2980/main/, https://interneturok.ru/lesson/physics/10-klass/elektricheskiy-tok-v-razlichnyh-sredah/elektricheskiy-tok-v-metallah?second=0 4. Тестирование и мониторинг средствами самопроверки дистанционной платформы ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/elektricheskie-iavleniia-12351/elektricheskoe-soprotivlenie-zakon-oma-dlia-uchastka-elektricheskoi-tcepi-12363/tv-d22e93ff-244e-4b66-b9ac-6af278f1d46e |
Просмотр видеороликов. Выполнение теста по первичному закреплению знаний. |
15 мин |
5 |
Физминутка |
Работа в программе ZOOM.
|
Выполнение физминутки: встать, выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз. |
2 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Самостоятельная работа на дистанционной платформе ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/elektricheskie-iavleniia-12351/elektricheskoe-soprotivlenie-zakon-oma-dlia-uchastka-elektricheskoi-tcepi-12363/tv-680d098d-c36b-443d-a2d7-3231bde6a7aa Дистанционная учебная платформа РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2980/control/2/#207227/ |
Выполнение задания. |
10 мин |
7 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Мониторинг самостоятельной работы на дистанционной платформе ЯКласс.
|
Осуществляется оценка знаний автоматически или коррекция результатов в установленный временной режим. |
5 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
Без домашнего задания. |
Открыть вложенный файл, выполнить в тетради и отправить через СГО. |
1 мин |
10 |
Подведение итогов урока |
Обобщение и анализ проделанной работы. |
Анализ полученных знаний. |
2 мин |
Используемые ссылки:
1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3126/main/,
2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2590/main/
3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2589/main/
4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2980/main/
5. https://interneturok.ru/lesson/physics/10-klass/elektricheskiy-tok-v-razlichnyh-sredah/elektricheskiy-tok-v-metallah?second=0
6. https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/elektricheskie-iavleniia-12351/elektricheskoe-soprotivlenie-zakon-oma-dlia-uchastka-elektricheskoi-tcepi-12363/tv-d22e93ff-244e-4b66-b9ac-6af278f1d46e
7. https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/elektricheskie-iavleniia-12351/elektricheskoe-soprotivlenie-zakon-oma-dlia-uchastka-elektricheskoi-tcepi-12363/tv-680d098d-c36b-443d-a2d7-3231bde6a7aa
8. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2980/control/1/#207223
Клыжко Сергей Владимирович
учитель экономики
Сценарий дистанционного урока
по экономике
Предмет Экономика
Класс 10
Тема Фондовые биржи, их деятельность.
Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока – мультимедиа урок
Цели урока:
1. Изучить историю появления фоновых бирж;
2. Классификация современных фондовых бирж;
3. Понять принципы работы фондового рынка.
Задачи:
1. Формирование представления о назначении и деятельности фондовых бирж.
2. Формирование новых понятий: биржа, брокер, дилер, курсовая стоимость ценных бумаг, биржевые индексы.
3. Характеристика отличительных особенностей поведения «быков» и «медведей» на бирже.
Определение влияния биржевых индексов на мировую экономику
Учебно - методическое обеспечение: учебник
Время реализации - 40 мин, из них 30 минут в режиме онлайн, 10 минут работа с учебником в режиме офлайн.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы на уроке по СГО |
Получить и прочитать сценарий урока |
1 мин |
2 |
Организация восприятия новой информации постановка цели занятия перед учащимися |
Работа в программе ZOOM Ознакомиться с целями и задачами, поставленными на урок. |
Перейти к этапам урока. |
2 мин |
3 |
Первичная проверка понимания |
Работа в программе ZOOM
|
Положительный ответ |
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации |
Работа в программе ZOOM
|
Запись в тетрадь после устного проговаривания. |
15 мин |
5 |
Физминутка |
Работа в программе ZOOM
|
Выполнить физминутку, встать, выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз |
2 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Работа в программе ZOOM
|
Беседа с учителем.
|
5 мин. |
7 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Работа с учебником
|
Устные ответы на вопросы (учебник п. 24 стр. 110 №1-4) |
10 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
Письменные ответы на вопросы (учебник п. 24 стр. 110 №5-6) |
Письменные ответы на вопросы (учебник п. 24 стр. 110 №5-6) |
1 мин |
10 |
Подведение итогов урока |
Выставление оценок, объяснение причин |
Рефлексия |
3 мин |
Используемые ссылки:
https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=72
https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/10-11-klass/fondovyi-rynok-valiutnyi-rynok-151252/metodicheskaia-rekomendatciia-159633/re-412fe5f8-bab2-4cb6-97df-8e56562f924c
Колдыркаева Галина Ивановна
учитель химии и биологии
Сценарий дистанционного урока по химии
Предмет Химия
Класс 10(базовый уровень)
Тема: Белки как природные биополимеры
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний
Форма урока – мультимедиа урок ON– LINE режим
Учебно - методическое обеспечение: учебник, Интернет ресурсы
Время реализации – 40 мин, из них 25 минут в режиме онлайн, 15 минут работа с учебником.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы на уроке по СГО |
Получить и распечатать план работы на уроке |
1мин |
2 |
Первичная проверка понимания |
Подключиться к конференции Zoom 20.04 в 08.30. Идентификатор конференции: 524 183 9204 Пароль 007845 |
Положительный ответ |
2 мин |
3 |
Организация восприятия новой информации постановка цели занятия перед учащимися |
Работа на дистанционной платформе https://www.yaklass.ru/ |
|
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу |
Работа в программе ZOOM Работа на дистанционной платформе https://www.yaklass.ru/ Предмет химия, раздел X. Урок 7. Видеоматериал урока- основная часть (прикрепленный файл к плану урока) |
Или материал учебника по параграфу «Белки»
|
15 мин |
5 |
Физминутка |
|
Встать, выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз |
2 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Самостоятельная работа на дистанционной платформе |
Выполнить задания после параграфа «Белки» |
10 мин |
7 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Выполнить онлайн тест https://onlinetestpad.com/ru/test/17552-biopolimery-belki |
Осуществляется оценка знаний автоматически или коррекция результатов в установленный временной режим |
5 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
1.& «Белки» 2. Выполнить тест в прикрепленном документе и переслать через СГО. |
Открыть ссылку и посмотреть д\з с комментариями учителя или активировать ссылку в СГО |
1 мин |
10 |
Подведение итогов урока |
Выставление оценок, объяснение причин |
|
2 мин |
Используемые ссылки для дополнительной информации по уроку:
Колдыркаева Галина Ивановна
учитель химии и биологии
Сценарий дистанционного урока по химии
Урок является 4.6.7. в разделе 4 «Азотсодержащие органические соединения» (согласно КТП).
Построение структуры урока направлено на создание ситуации успеха каждого ребенка.
Предмет Химия
Класс 10 (профильный уровень)
Тема: Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний
Форма урока – мультимедиа урок OFF – LINE режим
Цели и задачи урока:
− Дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях
− Рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру
− Изучить основные способы получения и применения аминокислот
− Изучить практическую значимость аминокислот для человека.
Учебно - методическое обеспечение: учебник, Интернет ресурсы
Время реализации –2 спаренных уроки 40 мин, из них 25 минут в режиме онлайн, 15 минут работа с учебником.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы на уроке по СГО |
Получить и распечатать план работы на уроке |
1мин |
2 |
Первичная проверка понимания |
Подключиться к конференции Zoom 13.04 в 09.10. https://us04web.zoom.us/j/5241839204 Идентификатор конференции: 524 183 9204 |
Положительный ответ |
2 мин |
3 |
Организация восприятия новой информации постановка цели занятия перед учащимися |
Работа в программе ZOOM Работа на дистанционной платформе https://resh.edu.ru/subject/ |
|
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу |
Работа в программе ZOOM Работа на дистанционной платформе https://resh.edu.ru/subject/ Предмет. Химия 10 класс, урок №12 Видеоматериал урока- основная часть (прикрепленный файл к плану урока) |
Или материал учебника по параграфу 64 «Аминокислоты» |
15 мин |
5 |
Физминутка |
Выполнить физминутку |
Встать, выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз |
2 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Самостоятельная работа на дистанционной платформе https://resh.edu.ru/subject/ -выполнить тренировочные задания дистанционного урока |
Выполнить задания после параграфа 64 «Аминокислоты»- 1-14 стр.368 |
10 мин |
7 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Работа в программе ZOOM https://resh.edu.ru/subject/ -выполнить контрольные задания В1 и В2 дистанционного урока беседа с преподавателем, Автоматический подсчет результатов |
Осуществляется оценка знаний автоматически или коррекция результатов в установленный временной режим |
5 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
1. Параграф 64 по теме «Аминокислоты» 2. Выполнить онлайн-тест и прислать фото с результатом через СГО http://orgchem.ru/test/am_ac.htm |
Открыть ссылку и посмотреть д\з с комментариями учителя или активировать ссылку в СГО |
1 мин |
10 |
Подведение итогов урока |
Выставление оценок, объяснение причин |
|
2 мин |
Используемые ссылки для дополнительной информации по уроку:
Гурьева Виктория Валентиновна,
учитель истории и обществознания
Сценарий дистанционного урока
по предмету Россия в мире 10а класс.
Урок является 3-м уроком в разделе «Россия на пути модернизации» (согласно КТП). Построение структуры урока направлено на создание ситуации успеха каждого ребенка.
Предмет История России
Класс 10
Тема «Реформы 1860-1870-х г.г.»
Тип урока Урок введения нового знания
Форма урока – комбинированный урок
Цель урока:
- организация работы по усвоению материала, предусмотренного учебной программой по теме;
- закрепить и расширить знания учащихся о причинах проведения реформ 1860-1870-х гг. Задачи:
- обучающая: раскрыть содержание крестьянской (1861), земской (1864), судебной (1864), городской (1870), военной (1874) реформ, а также преобразований в области образования и просвещения (60-70-е гг. XIX в.); выявить их итоги и последствия для дальнейшего развития России; познакомить старшеклассников с различными оценками указанных реформ;
- развивающая: продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с текстом исторического документа, дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений;
- воспитательная: помочь старшеклассникам правильно оценить нравственный смысл отмены крепостного права, воспитывать чувство гражданственности, уважение к личности и правам человека, продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.
Учебно - методическое обеспечение:
Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др. – М.; Дрофа, 2019.
Время реализации - 30 мин, из них 30 минут в режиме онлайн.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom Приветствие учащихся, настрой на успешную работу |
Приветствие учителя, настрой на работу |
1 мин |
2 |
Постановка целей и задач урока |
Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom Мотивация учебной деятельности учащихся |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
1 мин |
3 |
Акуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. |
Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom Краткое изложение программного материала по теме. Повторение изученного: 1. Причины, условия и идейные основы движения декабристов. 2. Первые тайные организации: - «Союз спасения» - «Союз благоденствия» (Годы создания, участники, программные требования) Почему их участниками стали дворянские офицеры?
3. «Южное общество» «Северное общество» (Годы создания, участники, программные требования) «Восстание 14 декабря 1825 года в истории России»
Николай I 1825-1855 Общественное движение 30-50-х гг.
Ñ § Восстание декабристов в Петербурге 14 декабря и Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 г. § П.Я. Чаадаев § Западники и славянофилы ¯ - либеральный идеал реформ
А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский ¯ - «русский социализм» § Петрашевцы Консерватизм «Теория официальной народности» (1834) Уваров.
Особенности:
В условиях николаевской реакции разработка основных положений идеологий: - консервативной («Теория официальной народности»); - либеральной (западники и славянофилы); - революционно-демократической (А.И. Герцен: «русский общинный социализм»).
Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему: «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.». В ходе урока нам предстоит решить следующие задачи: 1. выяснить причины проведения реформ; 2. проанализировать этапы и особенности реформ; 3. дать оценку итогам и последствиям этих преобразований для России.
Сначала давайте вспомним терминологию, сформулируем, что такое модернизация и реформы.
Совершенно верно. Из предыдущих уроков мы уже знаем, что необходимость в коренных изменениях давно назрела, России нужны были реформы для перехода на новый этап исторического развития. Отмена крепостного права (19 февраля 1861). Документы: «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Основные причины и предпосылки, которые привели к уничтожению крепостного права в России. Экономические: а) рост производства хлеба на продажу привел к резкому увеличению повинностей крепостных крестьян (денежный оброк с 5 руб. до 27 руб., барщина – до 5 дней в неделю или «месячина») ž разорение крестьян тяжелыми поборами, рост недоимок по оброку, побег крестьян; б) низкая производительность труда подневольных крестьян («работает сколь возможно меньше – ему не дело делать, а день убить»); в) невозможность применения сложных машин на фабриках, основанных на крепостном труде, когда они ломали и портили оборудование; г) крепостное право тормозило промышленный переворот (конец 30-х гг.), т.к. в стране не было постоянных квалифицированных свободных рабочих. Большинство вольнонаемных рабочих были оброчные, сезонные крестьяне («отходники»). Политические: а) резкий рост волнений крестьян после Крымской войны (1857 г. – 192 массовых крестьянских выступлений, 1858 г. – 528, 1859 г. – 938); б) рост негативного отношения к крепостному праву либерального общества (право собственности одних людей над другими – рабство!). Вспомните основные принципы реформы по отмене крепостного права. Объясните термины: временно обязанные крестьяне, выкупная сделка, выкупные платежи, отрезки, мировые посредника. - Как была проведена реформа по отмене крепостного права? Приложение 1. - Какие реформы были проведены в эпоху правления Александра II? Приложение 2. - В чем особенности внутренней политики Александра III? Приложение 2. - Какие изменения произошли в экономической сфере России во второй половине XIX века (учебник стр. 322-329): 1. экономическая политика государства; 2. изменения в сельском хозяйстве; 3. изменения в промышленности Выводы по анализу внутренней политики самодержавия в XIX веке: 1. Настроение дворянства при проведении императорами внутренней политики. Борьба сил модернизации и традиционализма, либерализма и консерватизма. 2. Активность революционного движения воспринималась как следствие либеральных преобразований. Поэтому период либеральных реформ сменялся периодом «закручивание гаек» – охранительной, консервативной политикой, возвратом к традиционным ценностям. |
Прослушивание и осмысление программного материала по теме
Колодкина Е. Краснова Д.
Пащенко Р. Чазова Т.
Цель вашей работы - воссоздать события 14 декабря 1825 года 1 группа (Абуганипаев Р, Марданов Ю., Беляев Д.) – с точки зрения декабристов - первоначальный план восстания. 2 группа (Шульга У., Иванищук Н., Хряпина Д., Зубова А.) - действия Николая 1 и правительства 3 группа (Зинченко А., Пятова Е., Кальпенова А.) - действия жителей Петербурга и солдат, поддерживающих восставших 4 группа (Гайсин В., Шелемеха М., Брынковяну Е., Сидоркевич А.) - воссоздает реальные события 14 декабря. 5 группа (Алиева С., Жислин Г., Матыгуллина С.) – причины поражения и итоги восстания
Модернизация – это переход от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному, осуществляемый путём реформ. В историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций.
Картавая А. Осташко Д. Сергеева В.
Пилякина Н. Шалак В. Лушкова Ю.
|
25 мин |
4 |
Первичная проверка понимания |
Работа на платформе для проведения онлайн - уроков Zoom Ответы на вопросы учащихся |
Вопросы учащихся |
1 мин |
5 |
Первичное закрепление |
Работа на платформе для проведения онлайн - уроков Zoom Ответы на вопросы учителя
|
Ответы на вопросы учителя Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
1 мин |
6 |
Домашнее задание |
Учебник, параграфы 43-44. Отвечаем на вопросы по сценарию урока. Используем предложенные ссылки, приложения 1, 2, 3, 4 Подготовить сообщения об Александре II и Александре III. |
Ответы на вопросы устно
Суркова Д., Муртазалиева М. |
1 мин |
7 |
Рефлексия |
Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom Подведение итогов урока |
Формулировка затруднений |
1 мин |
Используемые ссылки:
https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/reformy-1860-1870-h-gg
https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1881-1894-gg/ekonomika-rossii-v-poreformennyy-period
Приложение 1
Отмена крепостного права в России (извлечения)
В 1855-1856 гг. появились ряд заметок по крестьянскому вопросу, авторами которых были К.Д. Кавелин, Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин и другие представители либеральной бюрократии. В них фактически был предложен основной принцип отмены крепостного права: выкуп крестьянами земельных наделов. Активным сторонником немедленной отмены крепостного права стал брат царя великий князь Константин Николаевич. Возглавляя морские силы России, он отменил крепостное право в 1855 г. в морском ведомстве, отпустив на волю с землей адмиралтейских поселян.
Выступая перед московским дворянством, Александр II заверил их о нежелании своем освобождать крестьян, но выразил беспокойство ростом крестьянских выступлений и неизбежности упразднения крепостного права, если не «свыше», то «снизу», что нежелательно. Император не мог пойти на прямое столкновение с дворянством. Поэтому он стремился представить начало подготовки реформы как отклик на добровольную просьбу «благородного сословия». Однако дворянство вяло реагировало на инициативу в этом вопросе властей и не проявляло ожидаемой активности. Только виленский генерал-губернотор В.И. Назимов от имени дворян западных губерний подал прошение царю о просьбе отменить крепостное право, но освободить крестьян без земли.
В 1857 г. учрежден Секретный комитет по крестьянскому вопросу во главе председателя Государственного совета и Комитета министров князем А.Ф. Орловым. Секретный комитет откровенно саботировал разработку проектов, а Орлов, который выступал против освобождения крестьян, попытался даже свернуть работу комитета. Но Александр II потребовал принятия конкретных решений.
После прошения дворян западных губерний в 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. На основании спровоцированных властями дворянских «ходатайств» было приказано учредить комитеты на местах по выработке дворянами условий освобождения крестьян. Однако помещики выдвигали заведомо грабительские условия освобождения крестьян, предлагая даже выкуп самой личности крепостных. Напуганные неминуемым освобождением крестьян, помещики стали принимать превентивные меры для сохранения за собой как можно больше земли: переводили крестьян в дворовые, сдавали в рекруты, освобождали крепостных без земли. Эти меры были запрещены правительством.
В тот момент Александр II был сторонником освобождения крестьян без земли. Но известия о восстании эстляндских крестьян в 1859 г., которые были освобождены без земли, и жестокая расправа над ними изменили его отношение к такому принципу освобождения крестьян. Александр II, постоянный читатель «Колокола», учел мнение Герцена, который предлагал правительству освободить крестьян с землей при условии вознаграждения дворянства.
Ближайший друг царя и член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев предложил проект новой программы – крестьяне освобождались с землей за выкуп и наделяются гражданскими правами. Программа Ростовцева стала обязательной для всех комитетов законом, за рамки которого нельзя было выходить помещикам.
Главным содержанием реформы была отмена права собственности помещика на крестьян. По реформе земля переходила юридически крестьянам и помещик не мог ее отнять. Таким образом, крестьяне по реформе переводились из разряда пользователей земли в разряд ее собственников (не сразу и за выкуп, «отрезки», общинная собственность).
Феодальный способ эксплуатации крестьян сменился капиталистическим, при котором надо было покупать его рабочую силу. Именно это составляло буржуазный характер реформы.
Крестьяне одного помещика по «Положению» составляли сельское общество. Домохозяева составляли сельский сход, избиравший на три года старосту и сборщика податей. Несколько сельских обществ образовали волость (часто совпадающая с церковным приходом). Волостной сход избирал волостного старосту и волостной суд. Крестьянские сходы имели в основном хозяйственные функции (передел в общине наделов, сбор налогов и их распределение и др.). На волостного старшину и сельского старосту возлагались также и полицейские функции. Они могли арестовывать на 2 дня, назначать общественные работы на 2 дня или штрафовать до 1 руб.
По «Положению» помещикам предоставлялось право самим определять, какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Пользуясь этим правом, они забирали себе все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, вклинивали отрезки в середину крестьянских земель.
Еще в 1858 г. были освобождены от личной зависимости удельные крестьяне (императорской фамилии). Государственные крестьяне должны были выкупить свои наделы у государства (1866 г.). В основном они получили в собственность наделы, которыми владели (в среднем 5,9 десятин).
Приложение 2
Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX веке
Царствования
|
Государственное управление |
Крестьянский вопрос |
Александр II |
§ Реформа по созданию выборных бессословных земских учреждений (1864). § Создание городских бессословных органов управления – дум (1870). § Судебная реформа (1864). § Реформы в области образования (1863). § Военная реформа (1874). § Отмена предварительной цензуры для книг большого объема и с разрешения министра внутренних дел – периодических изданий. § Неудачная попытка ввести конституционные законы и на основе земств создать центральный представительный орган с законосовещательными функциями (М.Т. Лорис-Меликов).
|
§ Отмена крепостного права в Российской империи 19 февраля 1861 года. § Сохранение для крестьян телесных наказаний и сословного (волостного) суда. § Сохранение крестьянской общины и помещичьего землевладения. |
Александр III |
§ Отказ от проведения политических реформ по введению конституционного строя в России. § Отмена подушной подати (1885). § «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881). § Восстановлены цензурные ограничения. § Ограничена университетская автономия (1884). § Сословные ограничения в области образования. § Ликвидирован принцип всесословности земских учреждений.
|
§ В деревне полностью прекращались временнообязанные отношения – пережиток крепостничества. § Проводилась переселенческая политика в отношении малоземельных крестьян на восточные окраины империи. § Политика по сохранению патриархальных общинных отношений. § Введен институт земских начальников, которые контролировали органы крестьянского самоуправления. § Нехватка земли у крестьян, аграрное перенаселение – серьезная социальная проблема России в конце XIX века. |
Приложение 3
АЛЕКСАНДР II (1818-1881 гг.)
Александр II Николаевич — российский император в 1855-1881 гг., старший сын Николая I Павловича. Александр получил хорошее образование, его наставником был поэт В. А. Жуковский. Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещённого, дарующего своему народу разумные законы. Оба влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника престола и отразились в делах его царствования. От природы Александр не был обделён способностями, обладал прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, весёлым нравом, был доброжелателен к людям. В молодые годы взгляды наследника на политику укладывались в русло официального направления николаевской эпохи. Ни в юности, ни в зрелые годы Александр не придерживался определённой концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855 г., он получил тяжёлое наследие. Ни один из кардинальных вопросов тридцатилетнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский) решён не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Наиболее влиятельными сановниками императора в различные периоды были Я. И. Ростовцев, П. А. Валуев, A.M. Горчаков, П.А. Шувалов, Д.А. Милютин, М.Т. ЛорисМеликов. Первым из важных решений нового императора было заключение Парижского мира в марте 1856 г. С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации в августе 1856 г. он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания (1830-1831 гг.), приостановил на три года рекрутские наборы, в 1857 г. ликвидировал военные поселения. Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение четырёх лет, от учреждения Секретного комитета (1857 г.) до принятия закона 19 февраля 1861 г., проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Первоначально придерживаясь «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 г. согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либеральной бюрократией совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (H.A. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю.Ф. Самарин, В. А. Черкасский). При его поддержке были приняты Земское положение (1864 г.) и Городовое положение (1870 г.), Судебные уставы (1864 г.), военные реформы (1860-1870-е гг.), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний и т.д.
В первое десятилетие царствования Александра II были одержаны решительные победы в Кавказской войне. В целом император уклонялся от активной внешней политики. Он придерживался германофильской позиции. Большое место в русской внешней политике времён царствования Александра II занимал Восточный вопрос, в частности, борьба за отмену условий Парижского мирного договора. Не желая ссориться с западными державами, император с большим трудом уступил требованиям продвижения в Среднюю Азию (в 1865-1881 гг. в состав Российской империи вошла большая часть Туркестана), после долгого сопротивления решился на войну с Турцией (1877-1878 гг.), которая усилила русское влияние на Балканах. После подавления Польского восстания (1863-1864 гг.) и покушения Д. В. Каракозова на его жизнь (4 апреля 1866 г.) Александр II пошёл на уступки охранительному курсу, выразившиеся в назначении на высшие государственные посты консерваторов Д.А.Толстого, Ф.Ф.Трепова, П.А. Шувалова. Реформы продолжались, но почти все деятели реформ, за редким исключением (например, военного министра Д. А. Милютина), получили отставку. В конце своего царствования Александр II склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете. На Александра II было совершено несколько покушений: Д. В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским, А. К. Соловьёвым. Исполнительный комитет «Народной воли» в 1879 г. принял решение об убийстве Александра II, предпринял попытку взрыва императорского поезда под Москвой. С. Н. Халтурин устроил взрыв в Зимнем дворце. Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым, программа которой, кроме репрессивных мер, предполагала проведение ряда реформ. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Он погиб в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова.
Приложение 4
АЛЕКСАНДР III (1845 - 1894 гг.)
Александр III Александрович — российский император в 1881-1894 гг. Будучи вторым сыном Александра II, Александр III не предназначался к занятию престола и готовился главным образом к военной деятельности. После смерти старшего брата Николая Александровича Александр Александрович становится цесаревичем и получает более обширное и фундаментальное образование. Среди его наставников были С. М. Соловьёв (история), Я. К. Грот (история литературы). Но наиболее сильное влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев. Черты характера и образ жизни выделяли Александра Александровича из придворной среды. Император держался строгих правил морали, был набожен, бережлив, скромен, пренебрегал роскошью и комфортом, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Он интересовался музыкой, живописью, историей, стал одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем. Александр III способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царём, разрешил курение на улицах и в общественных местах. Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжёлое материальное положение
народа, подражание западным образцам. Новый император испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии. В первые месяцы царствования Александр III лавировал между придворными группировками либералов (М.Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза, Д. А. Милютин) и охранителей. Лидеры охранителей Победоносцев (с 1880 г. — обер-прокурор Святейшего синода) и журналист М.Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных министром внутренних дел М.Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Апександр III издал 29 апреля 1881 г. Манифест «О незыблемости самодержавия», что привело к отставке Лорис-Меликова и его сторонников. Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры, в частности вошли в силу Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881 г.), Временные правила о печати (1882 г.). К середине 1880-х гг. правительству путём репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего разгромить «Народную волю». В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряжённость в обществе: введение обязательного выкупа земли и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати. Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого выступили Катков и Победоносцев. Вскоре Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убеждённым сторонником реакционно-охранительной политики. При поддержке императора Толстой и его преемник И. Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-1870-х гг. Университетский устав (1884 г.) урезал автономию высшей школы. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887 г.) затруднял поступление в гимназии детей из низших сословий. Крестьянское самоуправление с 1889 г. было подчинено земским начальникам — чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892 гг.) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоёв общества. Александр III принимал меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков Положения о найме на сельскохозяйственные работы), по усилению административной опеки над крестьянством, консервации общины и большой патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев, особенно евреев. Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царём и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключён в 1891-1893 гг. В годы правления Александра III Россия практически не вела войн, кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 г. завоевания Средней Азии. Поэтому в дореволюционной литературе царя называли Миротворцем. Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. X. Бунге, И.А. Вышнеградского, СЮ. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов: продукция металлургии в 1886-1892 гг. удвоилась, сеть железных дорог в 1881-1892 гг. выросла на 47%. Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-1892 гг.).
Морухина Людмила Алексеевна
учитель русского языка и литературы
Сценарий дистанционного урока по литературе
Предмет: Литература
Класс: 10
Прочитай тему урока и цели урока.
Тема: 1. «Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны в романе. Толстовская философия в романе»
2. «Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Русский солдат в изображении Толстого.
Чему надо научиться:
1) анализировать литературное произведение;
2) сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;
3) понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней.
4) иметь представление об изображении войны в романе «Война и мир»
Чему можно научиться:
1) формировать умения самостоятельно выделять и формулировать цель и тему урока;
2) оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
1. Подготовь тетрадь для использования:
1) Письменную тетрадь в линейку для ДО.
Время урока - 30 мин.
1) Прядок работы.
1) Посмотри видео-урок, нажав на ссылку https://resh.edu.ru/subject/lesson/6283/main/9279/
2) Выполни тренировочные задания, нажав на ссылку https://resh.edu.ru/subject/lesson/6283/train/9283/
3) Обрати внимание!!! Основные моменты изображения войны в романе-эпопее «Война и мир»
1.Реализм Толстого в изображении войны:
а) война – это огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящая до предела усталость.
2.Шенграбенское сражение:
а) доблестный поступок ротного командира Тимохина;
б) скромность и геройство капитана Тушина.
3. Отношение Толстого к штабным офицерам.
4.Аустерлицкое сражение:
а) изображение панического бегства солдат;
б) переживание Кутузова и его поведение во время бегства солдат.
5.Отношение Толстого к войне 1805-1806 годов.
Помощь!!! Обрати внимание на вопросы и ответы к ним, которые находятся в приложении, для того, чтобы представить целостную картину изображения войны в романе-эпопее «Война и мир» и образ русского солдата (Приложение 1)
Помни, что через 20 минут урока надо сделать физкультурную паузу.
Желаю тебе успехов!!!
Домашнее задание:
Отобрать материал к теме «Война 1812 года» Т.III, ч.II, гл.20, 25, 34, 37, 39, ч.III, гл.5, 13, 15-16, Т.IV, ч.II, гл. 9-10, ч.III, гл.3,5.
Сделать цитатный план изображения войны на основе отобранного материала
Приложение 1
Изображая войну «в крови, в страданиях, в смерти», Толстой раскрывает внутренний мир русских солдат – истинных защитников России.
Наиболее ярко со страниц романа встают картины Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.
Как и в «Севастопольских рассказах», Толстой изображает войну как безумие, как нечто античеловеческое, антигуманное.
На передней линии затишье. Цепь русская и неприятельская стоят друг против друга, на левом и правом флангах, далекие друг от друга, а в середине сошлись так, что можно видеть лица и даже переговариваться между собой. И никакой ненависти, никакой злобы нет ни у русских солдат, ни у французских.
- работа с текстом. Вопросно-ответная беседа с учащимися.
а) послушаем, о чем же говорят солдаты? (Т.I, ч.II, гл.15)
И как это ни парадоксально, но «… ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки».
Реально изображая войну, Толстой говорит, что война – это огромное напряжение человеческих сил, доходящая до предела усталость.
б) найдите в тексте, что говорит Толстой о тяжести войны? (Т.I, ч.II, гл.13)
Толстой утверждает, что от воли и усилий простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Это настоящие герои, прекрасные в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойкие и твердые в исполнении воинского долга.
Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает ротного командира Тимохина.
в) какой же поступок совершил Тимохин? Почему его поступок
можно назвать доблестным? (Т.I, ч.II, гл.20)
А вот другой незаметный герой – капитан Тушин. По словам князя Андрея, « успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской доблести капитана Тушина с его ротой» (Т.I, ч.II, гл.15)
г) когда мы впервые встречаемся с капитаном Тушиным? Каким
он предстает перед нами? (Т.I, ч.II,гл.15)
д) что поразило князя Андрея во внешности Тушина? (Т.I, ч.II,
гл.15)
е) как ведет себя Тушин при начальстве? (Т.I ,ч.II, гл.21)
Этот неловкий, маленький, щуплый человек, с тихим, несмелым голосом, живущий одной жизнью с солдатами, преображается на поле боя.
ж) как ведет себя Тушин во время боя? (Т.I, ч.II, гл.20; Т.I, ч.II,
гл.17)
С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших орудия.
з) почему же батарея Тушина не была взята французами? (Т.I,
ч.II, гл.20)
Действию капитана Тушина и солдат его батареи Толстой резко противопоставил офицеров штаба, которые стремятся только к карьере, хвастаются своей отвагой и храбростью, а на самом деле бояться пуль и снарядов.
и) штаб – офицеры должны были передать капитану Тушину приказ об отступлении. Как они выполняют это поручение? (Т.I, ч.II, гл.15,16)
И они смеют упрекать этого истинного героя в невыполнении приказа, как смел упрекать Непшитшетский (из «Севастопольских рассказов») раненых солдат в трусости, в дезертирстве.
Если, давая Шенграбенское сражение, Кутузов хотел спасти русскую армию, то Аустерлицкое сражение показало позор России. Сражение под Аустерлицем проиграно, солдаты панически бегут, а на плотине Аугеста продолжается бессмысленное убийство людей.
к) как подчеркивает писатель бессмысленность убийства людей
на плотине Аугеста? (Т.I, ч.III, гл.18)
Рисуя избиение русских на плотине Аугеста, Толстой многократно повторяет слово «толпа», показывает чувства уже не одного человека, а человеческой массы, охваченной паникой смерти.
Картине бессмысленного уничтожения людей противопоставлена картина мирной деревенской жизни, что подчеркивает чудовищность войны.
л) найдите в тексте и прочитайте эту картину мирной жизни.
(Т.I, ч.III, гл.18)
Итак, Толстой отрицает войну как величайшее зло, разобщающее людей, разрушающее братские связи человека с человеком.
Приложение 2
Аспект |
Ростовы |
Болконские |
Курагины |
||||||
|
Граф Ростов |
Наташа |
Николай |
Старый князь |
Андрей |
Марья |
Князь Василий |
Элен |
Анатоль |
Черты характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к окружающим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизненные цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петрова Татьяна Ивановна
учитель биологии
Сценарий дистанционного урока
по биологии
Урок 67.5. Анализирующее скрещивание. Полигибридное скрещивание.
Урок 68.6. Взаимодействие аллельных генов.
Практическая работа №13 «Решение генетических задач» (согласно КТП).
Раздел 3. Основные закономерности наследственности и изменчивости.
Построение структуры урока направлено на создание ситуации успеха каждого ребенка.
Предмет Биология
Класс 10
Тема «Анализирующее скрещивание. Полигибридное скрещивание. Взаимодействие аллельных генов».
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний
Форма урока – мультимедиа урок
Цели и задачи урока:
Создать условия для формирования знаний о наследственности, взаимодействии аллельных генов: полном и неполном доминировании, кодоминировании.
Способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач.
Развивать умении объяснять свойства живого на основе полученных знаний.
Учебно - методическое обеспечение: П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, профильный уровень; часть 1, Москва; Просвещение; 2017.
Время реализации -40 мин, из них 25 минут в режиме онлайн, 15 минут работа с учебником.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы на уроке по СГО Работа на платформе сервиса ZOOM Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/2045397567?pwd=TUlDZS9DQWVEcE9oWFg2Vm9KZzR5Zz09 Идентификатор конференции: 204 539 7567 Пароль: 540479 |
Получить план работы на уроке. Подготовить рабочее место для on-line урока. Приготовить учебные принадлежности: ручку, тетрадь, учебник. Подключиться к конференции. Проверить и открыть все ссылки (использовать на уроке будете не все ресурсы, часть изучите в процессе самообразования). |
1мин |
2 |
Организация восприятия новой информации, постановка цели занятия перед учащимися |
Работа на платформе сервиса ZOOM Интерактивное задание на платформе РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4725/main/107951/ |
Решение задачи на дигибридное скрещивание
|
2 мин |
3 |
Первичная проверка понимания |
Работа на платформе сервиса ZOOM Работа с учебником §30 или с ЭФУ (электронный учебник) https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/303625/
|
Почему у диплоидного организма по два аллеля каждого гена, а у гаплоидного один? Известно, что самцы медоносной пчелы (трутни) развиваются из неоплодотворённых яиц. Сколько аллелей каждого гена может быть в их клетке?
|
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнение заданий |
Работа с теоретическим материалом в презентации: https://drive.google.com/file/d/1hcvQ8o5DvSH0HDDPr76SB9UuWdU5WnNQ/view?usp=sharing
Просмотр видеоролика «Множественный аллелизм. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание» https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/mnozhestvennye-alleli-analiziruyuschee-skreschivanie |
Прослушивание лекции учителя. Формулировки законов Менделя.
|
15 мин |
5 |
Физминутка |
https://drive.google.com/drive/my-drive |
Выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз |
2 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Просмотр видеоурока https://infourok.ru/videouroki/19 Практическая работа №13 «Решение генетических задач». |
Выполнение заданий из презентации.
|
10 мин |
7 |
Самоконтроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учащимся |
Самостоятельная работа Моногибридное скрещивание https://resh.edu.ru/subject/lesson/5386/train/74577/ Дигибридное скрещивание https://resh.edu.ru/subject/lesson/4725/train/107953/ |
Выполнение тренировочных заданий |
5 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
Сетевой город «Образование» |
Ознакомиться с домашним заданием |
1 мин |
9 |
Подведение итогов урока |
Выставление оценок, объяснение причин |
|
2 мин |
Тутынина Татьяна Владимировна
учитель географии
Сценарий дистанционного урока
по географии
Урок является 7.1. в разделе 7 «Глобальные проблемы современности» (согласно КТП).
Построение структуры урока направлено на создание ситуации успеха каждого ребенка.
Предмет: География
Класс: 10 (углубленный уровень)
Тема: Глобальные проблемы современности. Стратегия устойчивого развития.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Форма урока – мультимедиа урок
Цели и задачи урока:
− Выявить основные аспекты глобальных проблем человечества, специфику проблем.
− Формирование представлений об устойчивом развитии и стратегии устойчивого развития.
− Развить знания о связи проблем устойчивого развития и рационального природопользования.
Учебно - методическое обеспечение: учебник §36,
или
Урок 18. На сайте «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/main/28760/
Время реализации –2 спаренных урока по 40 мин, из них 25 минут в режиме онлайн, 15 минут работа с учебником
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Дидактические функции |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организационный этап |
Получение плана работы на уроке по СГО |
Получить и распечатать план работы на уроке |
1мин |
2 |
Проверка домашнего задания.
|
Тест https://forms.gle/YtW9q6bagoatGY8E7
|
Решение тестовой работы https://forms.gle/YtW9q6bagoatGY8E7
|
7 мин |
3. |
Организация восприятия новой информации постановка цели занятия перед учащимися |
Эпиграф урока: Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (М. Ганди) |
Определение темы урока, постановка цели урока |
2 мин |
4 |
Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу |
Краткая характеристика глобальных проблем на основе видеоурока или §36
|
Кратко охарактеризуйте глобальные проблемы, на основе видеоурока и §36 Термин «глобальные проблемы» появился во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «globus» – Земной шар, то есть Земля. Классификация глобальных проблем 1) Проблемы «универсального» характера 2) Проблемы природно-экономического характера 3) Проблемы социального характера 4) Проблемы смешанного характера Рассмотрим пути решения глобальных проблем https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/poverty/ цели устойчивого развития ООН |
15 мин |
5 |
Физминутка |
https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E |
Выполнить физминутку, встать, выполнить несколько физических упражнений и гимнастику для глаз |
1 мин |
6 |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Совместная работа платформе РЭШ
|
Выполнение выборочных тренировочных задания дистанционного урока. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/train/28764/ |
10 мин |
7 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Самостоятельная работа на РЭШ
|
Выполнение контрольных заданий урока https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/control/1/ |
5 мин |
8 |
Домашнее задание к следующему уроку |
§36 |
§36.Изучить «Руководство по спасению мира для лентяев»https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/poverty/ цели устойчивого развития
|
1 мин |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.