МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №2»
Методическая разработка
«Формирование функциональной грамотности на уроках
русского языка и литературного чтения в начальной школе»
Составитель: Магасумова Ильвера Расуловна,
учитель высшей квалификационной категории,
МАОУ «Школа №2», ЯНАО, г.Муравленко
ЯНАО
г.Муравленко
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
…………………………………………………………………………… ..
|
3 |
Раздел 1 |
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности.
|
4 |
Раздел 2 |
«Функциональная грамотность и способы ее развития» .......................
|
7 |
2.1 |
Модель формирования и развития функциональной грамотности…...
|
7
|
|
|
|
Раздел 3 |
«Модули функциональной грамотности и задания для их формирования» ...........................................................................................
|
11 |
3.1. |
Читательская грамотность …………………………………………….....
|
11 |
3.2. |
Практико -ориентированные задания, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках русского языка............................................................................................................
|
15 |
3.3. |
Креативное мышление ……………………………………………….....
|
26 |
3.4. |
Глобальные компетенции ………………………………………….… ...
|
31 |
Заключение |
|
32 |
Литература |
……………………………………………………………………….….....
|
33 |
Введение
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться.
Э.Тоффлер
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.И, действительно, если рассматривать функциональную грамотность с точки зрения Н.Ф. Виноградовой, то сущность «Функциональная грамотность младших школьников» состоит в том, что обучающиеся готовы:сами добывать знания,оценивать свое знание-незнание,применять полученные знания, готовы к саморазвитию.
Интегративные компоненты |
Предметные компоненты (предметы учебного плана) |
Читательская грамотность |
Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность |
Языковая грамотность |
Информационная грамотность |
Математическая грамотность |
Социальная грамотность |
Естественно-научная грамотность |
Раздел1.
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности.
Формируя компоненты функциональной грамотности младших школьников, мы активно используем следующие приемы, формы и методы.
Сплошные тексты встречаются с первых занятий курса «В мире информации». При работе с текстом важно:
v понимание прочитанного текста;
v понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте;
v определение основной мысли текста;
v передача содержания текса по вопросам;
v выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала;
v нахождение информации, заданной в тексте в явном виде;
v формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте;
v интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации;
v анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
На уроках литературного чтения мы активно используем нижеперечисленные приемы, которые формируют читательскую, литературную и коммуникативную функциональную грамотность.
Кластеры
В ходе работы с кластером:
v обучающиеся учатся находить информацию, представленную в явном и неявном виде;
v учатся находить ключевые слова;
v учатся создавать кластер как простейшую информационную модель на основе прочитанного текста.
v учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в кластер, из кластера в таблицу).
Данный приём активно используется на уроках русского языка (н-р, кластер «Части речи»), на уроках литературного чтения (характеристика героя).
Формирует читательскую, информационную и коммуникативную, функциональную грамотность.
Работа с таблицей помогает:
v поиску информации, необходимой для решения учебной или практической задачи;
v обучающиеся учатся вносить данные в таблицу;
v учатся различать информацию, представленную в явном и неявном видах;
v определяют достаточно или недостаточно данных для выполнения учебного и практического задания;
v ранжируют данные по указанным признакам;
v соотносят информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;
v учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую;
v учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Работа с таблицей прекрасно вписывается в уроки литературного чтения (сравнение жанров художественных произведений, сравнение героев и др.), на русского языка.
Работая с таблицей, формируются такие компоненты функциональной грамотности как читательская, информационная, коммуникативная.
Диаграммы
v обучающиеся знакомятся с легендой диаграммы, с разнообразием диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы;
v учатся строить диаграммы по образцу;
v учатся анализировать и интерпретировать информацию, представленную на диаграмме;
v учатся самостоятельно строить диаграммы разного вида;
v учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в диаграмму, из диаграммы в таблицу);
v учатся применять диаграммы в жизни.
Работа с диаграммой чаще всего встречается на уроках математики (сравнение числовых данных) и окружающего мира (состав воздуха).
Работа с диаграммой формирует следующие компоненты функциональной грамотности: социальную, информационную, читательскую, коммуникативную, математическую.
Инфографика.
v обучающиеся знакомятся с видами инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты).
v учатся анализировать и обобщать представленную информацию;
v учатся создавать собственные информационные графические объекты;
v учатся интерпретировать данные, изображенные на рисунке;
v преобразовывают информацию из одной формы в другую;
v учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Данный вид работы встречается нам во всех учебниках, когда мы знакомим обучающихся с условными знаками в учебнике, когда рассматриваем обложку и форзац учебника. Знаки очень часто встречаются нам на уроках окружающего мира (дорожные знаки, условные знаки…), здесь же мы создаем листовки, плакаты, пиктограммы. На уроках литературного чтения мы создаем с детьми обложки к книгам и афиши к спектаклям, на уроках русского языка учимся писать объявления
Таким образом, мы формируем читательскую, языковую, информационную, социальную функциональную грамотность.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно - изобразительных материалов.
Данный вид работы используется на всех уроках в начальной школе. Он активно формирует все интегративные компоненты функциональной грамотности: коммуникативную, социальную, информационную, читательскую.
Интегративные компоненты являются существенными компонентами функциональной грамотности. Все они развиваются на прочном фундаменте сформированных предметных компонентов.
Формирование предметных компонентов функциональной грамотности
На уроках русского языка обучающиеся познают языковую среду, овладеваюте устной и
письменной речью.
Так, например большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
v Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.
v Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.
Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:
v Письмо с проговариванием.
v Списывание.
v Комментированное письмо.
v Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
v Письмо по памяти.
v Творческие работы.
v Выборочное списывание.
v Словарная работа
v Работа над ошибками
Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать своё мнение. Например:
Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?
Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?
Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?
Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?
Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?
Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.
Учебный предмет “Литературное чтение”
Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Раздел 2 «Функциональная грамотность и способы ее развития»
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания.
Уровни логических приёмов.
|
Уровни |
Логические приемы |
1. |
Уровень – знание. |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. |
Уровень-понимание. |
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. |
Уровень – использование. |
Применить, проиллюстрировать, решить |
4. |
Уровень – анализ.
|
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. |
Уровень – синтез.
|
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа) |
6. |
Уровень – оценка.
|
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
«Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.
v Письмо с проговариванием.
v Списывание..
v Комментированное письмо.
v Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
v Письмо по памяти.
v Творческие работы.
v Выборочное списывание.
v Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
v Словарная работа
v Работа над ошибками,
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
2.1. Модель формирования и развития функциональной грамотности
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Приложение №1 Модель формирования и развития функциональной грамотности
Раздел 3. «Модули функциональной грамотности и задания для их формирования»
3.1. Читательская грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Вспомните ту часть урока, когда вы даете классу задание для самостоятельной работы. Как часто учащиеся задают вам уточняющие вопросы к, казалось бы, достаточно понятному заданию? И все равно при проверке работ вы видите, что ученики не до конца поняли поставленное задание.
Чтобы избежать такой ситуации и более эффективно организовать самостоятельную работу с текстом, лучше всего воспользоваться графическими организаторами (Приложение 1).
Графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ.
Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.
Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:
1. Этап «До чтения»
2. Этап «Во время чтения»
3. Этап «После чтения»
Используйте для работы бланки графических организаторов, которые мы вам рекомендовали в уроке "Графические организаторы".
Или этап антиципации, подготовки к чтению текста (3-5 минут):
1. Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
2. Просмотрите иллюстрации к тексту.
3. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут в таблицу З-Х-У (Приложение 2). Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.
Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.
Длится 15-20 минут. Возможно несколько вариантов реализации:
1. Вы читаете текст ученикам вслух
Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас. При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).
По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).
2. Дети читают текст самостоятельно
Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.
Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.
Например, термины или даты можно использовать как карточки, если их оформить так: с одной стороны — термин/дата, с другой — определение/название события. Затем их можно сложить в конверт, написать на нем тему и приклеить в тетрадь. На следующих уроках можно играть в игру с этими карточками в парах или группе — стопку карточек положить на стол с термином/датой наверх, ученики по очереди берут карточку и должны назвать соответствующее определение/название события, выигрывает тот, кто назовет больше правильных вариантов.
3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах
Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.
Длится 15-20 минут. Третий этап тоже может быть вариативным:
1. Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".
2. Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
3. Проверьте, как ребята справились с работой с графическими организаторами. Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами.
4. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
5. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников). Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн»,«Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать»,«Мозговой штурм», «Уголки»,«Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы,«Древо мудрости».
1. Приём – «Чтение с остановками».Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
3.Прием «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
4.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
5. Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
6. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
7.Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
7. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
8. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
10. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
11.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты –
сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты –
умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -
уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:
Работа №1 «Питомец»
|
У Вики хомяк. Он ручной. У него за щеками склад. Дали ему морковь. Хомяк сунул за щеку. Дали хлеб. Сунул за щеку. Нет уже места. Хомяк отнес всё в гнездо. Просит ещё корма. Вот так запас!
1. Подчеркни название текста. 2. Сколько в тексте предложений? ___ 3. Раздели слова на слоги, поставь ударение: склад хлеб гнезд запас 4. Какой питомец был у Вики? Запиши ответ. _________________________________________________________ Оцени себя !! Я молодец! Могу и лучше! Я старался!
|
Работа№ 2
|
1. Прочитай. Напиши название. __________________________________ Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты. Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы. Берёза – это растение пионер, потому что оно активно обживает новые места. Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. А что можно сказать о пользе берёзы? Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзу с удовольствием едят козы и овцы. По Н. Юрцевичу
2. Допиши предложения, опираясь на текст. Берёза - это растение пионер, потому что ___________________________________________________________
Берёза – это чудо- сеялка, потому что __________________________________________________________ 3. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение. ____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________
5. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным? Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.
6. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. 7. Подбери антонимы и синонимы. Стройный - Высокий – 8. Отметь иллюстрацию, на которой берёза изображена зимой. |
3.2. Практико - ориентированные задания, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.
В последнее время в обществе отмечается тенденция к пренебрежительному отношению к соблюдению норм грамотной устной и письменной речи. Снижается интерес к изучению русского языка и у современных школьников. Дети, привыкшие общаться на Интернет-сленге, считают предмет слишком сложным и скучным. С целью продемонстрировать учащимся необходимость грамотной устной и письменной речи в их дальнейшей жизни мной разработаны практико-ориентированные задания, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.
При закреплении темы «Алфавит» детям предлагается помочь доктору Пилюлькину составить реестр пациентов – жителей Цветочного города, «расставить» книги в библиотеке, записать блюда в меню, записать зверят-учеников лесной школы в классный журнал. Повторяя темы «Правописание парных по глухости и звонкости согласных» и «Слитное и раздельное правописание предлогов и приставок», учащиеся представляют себя в роли корректора издательства газеты для детей. Учатся писать текст-описание, помогая товарищу составить объявление о пропавшем щенке, или текст-рассуждение, уговаривая родителей приобрести в дом собаку. В качестве сторителлеров пишут сценарий для рекламного социального ролика о том, почему нужно соблюдать правила дорожного движения или вредно увлекаться играми в телефоне. Становятся PR-менеджерами и готовят рекламную статью о предстоящем выступлении одноклассника, занимающегося творческой или спортивной деятельностью, которая будет в выгодном свете рассказывать о его профессиональных достижениях. Также разработана комплексная диагностическая работа для проверки сформированности функциональной грамотности учащихся 4-го класса.
Таким образом дети не только приходят к мысли о важности учебного предмета, но учатся применять полученные знания для решения повседневных задач, получают основы профориентационной знаний. Содержание материалов заданий также направлено на формирование культуры здорового образа жизни, развитие творческих способностей, расширение кругозора, сплочение коллектива.
Примеры таких заданий приведены в Приложении.
Работа №1. Тема «Алфавит» 1-2 класс
Задание. Помоги учителю Филину записать зверей в журнал по алфавиту. Зайчонок, бельчонок, медвежонок, ежонок, волчонок. |
|
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Работа №2. Тема Алфавит. (2-4 класс).
Задание. Расставь произведения русских поэтов по алфавиту - запиши фамилии авторов на корешках книг).Тютчев Ф.И., Никитин И.С.,Пушкин А.С., Крылов И.А., Некрасов Н.А., Бальмонт К.Д.
|
Работа №3. Тема Алфавит. (2-4 класс).
Задание.
Помоги доктору Пилюлькину составить реестр пациентов -жителей Цветочного города.К какому специалисту нужно обратиться Пульке, если заболеет Булька?
* - Реестр пациентов- список больных в алфавитном порядке.
Работа №4. Тема Алфавит. (2-4 класс).
Задание.
Представь,что в будущем ты открываешь кафе для детей.Запиши названия блюд в меню по алфавиту, чтобы посетителям было удобнее найти нужную еду.Не забудь проверить ошибки, иначе тебе придется заново заказывать и оплачивать печать меню в рекламном агентстве.Вставь пропущенные буквы.Можешь воспользоваться словарём.
Работа №5. Тема «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (2класс).
Задание.
Сделай, подписи к этикеткам в магазине. Впиши название предметов перед его ценой под рисунком.
Внимание! В словах есть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
|
|
600 руб |
500руб |
250 руб |
160 руб. |
|
|
50руб |
95 руб |
|
|
600 руб |
77 руб. |
|
|
600 руб |
2000руб |
Карточка 6
Тема: «Слитное и раздельное написание предлогов, правописание безударных гласных в корне слова и парных по глухости-звонкости согласных».
Работа №1.ЗАГАДКИ-ОМОФОНЫ (2-4 класс)
Задание. Представь, что ты выпускаешь газету для детей. Спиши стихотворения, выбирая нужную букву и слитное или раздельное написание. Какие правила тебе помогали выполнить это задание?
1. Улыбаясь красный ма...(г\к)
Протянул мне красный ма...(г\к)
Хорошо хоть хлеб ( с)ухой
Поедим его (с)ухой.
2.На ошейнике есть ко(т/д),
А ошейник носит ко(т/д),
Как наполнится б(а/о)чок,
Сразу лягу на б(а/о)чок.
Омофоны - слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению.
Работа №1.ЗАГАДКИ-ОМОФОНЫ (2-4 класс)
Задание. Представь, что ты выпускаешь газету для детей. Спиши стихотворения, выбирая нужную букву и слитное или раздельное написание. Какие правила тебе помогали выполнить это задание?
1. Я пошел потом на пру (д\т),
Прихватив зачем-то пру(д\т).
Чтоб о куст не (у)колоться,
Встал я с Петькой( у)колодца.
2.Повстречал в густом л(е/и)су
Ванька рыжую л(е/и)су.
Только глянешь за поро(к/г),
Из-за рта идёт паро(к/г).
3.С мамой мы сажали лу(г\к),
С папой бегали на лу(г\к),
Глаз не могу открыть (со)на-
Откуда здесь взялась (со)сна?
Работа №1.Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Материал для учителя.
Данный материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на классных часах, посвященных профориентационной работе и формированию здорового образа жизни.
Занятие 1.
Совсем недавно появились новые профессии, о которых не все знают. А знаете ли вы, кто такой сторителлер, копирайтер, PR-менеджер?
Сторителлер — это специалист, который при помощи создания интересных историй, позволяющих читателю увлекаться эмоционально, сопереживать героям, умеет заинтересовать новым продуктом или какой-то идеей, привлечь к ним внимание.
Сторителлер занимается сторителлингом, - написанием историй в рекламных или маркетинговых целях. Такие истории размещаются в СМИ, социальных сетях, блогах.
Сторителлер может также писать сценарии для видеороликов или анимационных фильмов.
У сторителлинга есть 3 главных отличия:
· Герой. Обязательно должен быть герой, которому читатель будет сопереживать. Героем может быть человек, животное, даже предмет.
· Конфликт. В ходе повествования герой попадает в трудную или неоднозначную ситуацию. Это ключевой момент для сопереживания и интриги - как герой выйдет из этого положения? Что с ним произойдет дальше?
· Развязка. Завершение истории, когда мы видим изменения, произошедшие с героем. Конец не всегда может быть счастливым.
— Как вы думаете, какие знания, умения, навыки и качества характера нужны, чтобы добиться успеха в этой профессии?
Копирайтер — специалист, который пишет тексты. Для блогов и сайтов, соцсетей, рассылок и сценариев. Они также участвуют в создании брошюр, инструкций, буклетов и книг. Автор может работать в команде с корректором и редактором – в сотрудничестве с ними получаются более качественные тексты.
PR-менеджер устанавливает внешние связи компании с клиентами, СМИ и общественностью. Такой специалист должен быть внимательным и следить за тем, что пишут и говорят о его продукте в соц. сетях, СМИ и т.п. Он всегда должен вовремя реагировать на негатив и сохранять «лицо» компании.
Специалист по связям с общественностью должен обладать грамотной устной и письменной речью, быть дружелюбным, общительным, коммуникабельным, гибким, настойчивым, а также обладать творческими и организаторскими способностями, которые пригодятся ему в запуске рекламных кампаний.
На сегодняшний день профессия пиар-менеджера востребованная и высокооплачиваемая.
Сегодня у вас есть возможность попробовать свои силы в роли сторителлеров.
У вас на столах лежит информация об этой специальности, чтобы вы могли более вдумчиво с ней познакомиться.
Задание. Подготовить сценарий для рекламного социального ролика:
v 1-й отдел «Почему нужно соблюдать правила дорожного движения?»
v 2-й отдел «Почему вредно увлекаться играми в телефоне?»
v 3-й отдел «Почему нужно соблюдать режим дня?»
v 4-й отдел «Почему нужно вести здоровый образ жизни?»
v 5-й отдел «Почему нужно учиться в школе?»
Вам нужно не только придумать историю, но и проиграть ее, как настоящим актерам, чтобы презентовать ее заказчикам
Работа №2. Тема: «Пиар -менеджеры».
Задание. Подготовить рекламную статью о предстоящем выступлении одноклассника, занимающегося творческой или спортивной деятельностью, которая будет в выгодном свете рассказывать о его профессиональных достижениях.
Рекомендации для учителя: заранее попросить ученика, выступающего в роли «звезды», подобрать и распечатать 2-3 фотографии с его выступлений (или прислать в электронном формате для распечатки учителю), подготовить грамоты за победы и участие в конкурсах. Приготовить ответы на вопросы:
1. С какого возраста ты занимаешься этим видом деятельности (пением, танцами, шахматами, рисованием и т.п.)?
2. Почему ты выбрал это увлечение?
3. Что тебе особенно нравится в твоём хобби? Что удается? Над чем еще нужно работать?
4. Твои достижения, которыми ты гордишься?
4. Планируешь ли ты выбрать профессию, связанную с этим видом деятельности?
Работа №1.Тема: «Типы текстов» (4 класс).
Задание 1.Представьте, что у друга потерялся щенок, которого ему совсем недавно подарили родители. Фотографий с щенком еще не делали.
1. Помоги товарищу составить текст объявления о пропаже питомца. 2. Подчеркни прилагательные в тексте. 3. Подумай, какими синонимами и синонимичными выражениями можно заменить слово собака, чтобы избежать повторов? В случае затруднений, переверни карточку и воспользуйся подсказкой. 4. Какой тип текста у тебя получился? |
|
|
.
Задание 2. (Для тех учащихся, у которых есть собака).
Инструкция. Напиши сообщение своему другу по соцсетям, о своей собаке.
1. Можешь начать со слов
У меня есть собака (щенок, пёс). Её (его) зовут _________.
2. Во второй части напиши о том, как он появился в твоем доме, опиши породу и внешний вид собаки.
3.В заключении расскажи о своих чувствах по отношению к четвероногому другу.
4. Подумай, какими синонимами и синонимичными выражениями можно заменить слово собака, чтобы избежать повторов?В случае затруднений, переверни карточку и воспользуйся подсказкой.
5.Какой тип текста получился?
Задание 3. (Для тех учащихся, у которых есть собака).
Инструкция. Напиши сообщение своему другу по соцсетям, о том, как ты гулял со своим питомцем.
1. Можешь начать со слов
У меня есть собака (щенок, пёс). Её (его) зовут _________.
2. В основной части расскажи о прогулке.
3. В заключении напиши о своих эмоциях от общения с четвероногим другом.
4. Подумай, какими синонимами и синонимичными выражениями можно заменить слово собака, чтобы избежать повторов?
В случае затруднений, переверни карточку и воспользуйся подсказкой.
5. Какой тип текста у тебя получился?
Задание 4. Представь, что тебе нужно уговорить родителей купить собаку. Прочитай текст и запиши с его помощью пять-шесть (можно больше) аргументов (доводов).
12 причин, почему каждый ребенок должен расти с собакой:
Хотите, чтобы ребенок вырос полноценной личностью, был здоровым и отлично умел общаться с другими людьми? Достаточно завести собаку. Лучший друг человека создаст в доме благоприятную атмосферу для воспитания счастливого и уверенного в себе малыша.
1. Детки, которые живут с собаками, меньше болеют. Пребывание в одном доме с собакой повышает иммунитет детей любого возраста. Согласно исследованиям, дети, которые находятся в обществе собаки, гораздо меньше болеют респираторными и другими инфекционными заболеваниями.
2. Пёсик дарит уверенность в себе. Ответственность по уходу за живым существом делает детей уверенными в собственных силах, забота о другом воспитывает характер — ребенок станет сильнее, будет чувствовать свою важность, ведь от него зависит жизнь питомца.
3. Хорошая идея — учить ребенка читать вместе с собакой. Некоторые дети стесняются читать вслух, чтобы их слышали другие, но прочесть любимую сказку собаке никто не откажется!
4. Борьба с аллергией и астмой. Присутствие собаки помогает справиться даже с такими детскими бедами, как аллергия и астма. Это происходит благодаря чудодейственному повышению иммунитета, о котором сказано выше.
5. Владельцы собак меньше подвержены стрессам, это животное чудесным образом успокаивает, снимает тревожность.
6. Собака способствует прививанию любви к спорту у ребенка, к более подвижному образу жизни. Прогулки и пробежки с собакой — бесценны для физического здоровья ребенка!
7. Снижая тревожность, собаки творят чудеса — они создают комфортную обстановку даже для очень беспокойных деток, помогают справиться с синдромом рассеянного внимания.
8. Собака укрепляет семью! Любовь к дружелюбному и игривому существу невероятно объединяет всех — братьев, сестер, супругов.
9. Собака приучает ребенка к режиму дня, когда надо рано просыпаться и гулять с хвостатым чудом. Дисциплина приходит вместе с появлением собаки. Отличное решение для всех несобранных школьников!
10. Общаясь с собакой, дети учатся общаться с другими людьми!
11. Собака учит детей любить — она отдает свою любовь совершенно бескорыстно. Ребенок чувствует себя любимым, нужным с детства, потому в будущем сможет дарить свою любовь окружающим.
12. Трудолюбие прививается с детства, и собака очень положительно влияет на это качество. Чтобы ухаживать за мохнатым любимцем, нужно прикладывать усилия, трудиться. Секрет в том, что ребенок будет трудиться с удовольствием на пользу собаки, а работа с радостью — фундамент для развития трудолюбивого, энергичного человека.
13. Играя с собакой, ребенок познает настоящее счастье! Одной этой причины достаточно, чтобы поселить четырехлапое чудо у себя дома. (По материалам источника: https://fishki.net/1378209-12-prichin-pochemu-kazhdyj-rebenok-dolzhen-rasti-s-sobakoj.html)
Инструкция.
1. Вступление можешь начать со слов
У каждого ребёнка обязательно должна быть собака, потому что …
2. Во основной части текста приведи несколько аргументов в пользу того, почему собака нужна именно тебе.
3. Заключение можешь закончить словами
Поэтому я очень прошу вас купить мне щенка.
4. Подумай, какими синонимами и синонимичными выражениями можно заменить слово собака, чтобы избежать повторов?
В случае затруднений, переверни карточку и воспользуйся подсказкой.
5. Какой тип текста у тебя получился? Почему ты так считаешь?
Работа №4. «Задания для проверки функциональной грамотности учащихся» (4 класс)
Вид работы: комбинированная. Предметная область: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, математика.
Инструкция для учащихся. Внимательно прочитай оба текста, выполни задания, запиши ответы.
« Птицы».
В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом.
Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив.
Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались.
Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни жёлтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.Ушинский К. Д.
Задания к тексту:
1.Определи тип текста._______________________________________
2.Какое слово в первом предложении показалось тебе непонятным? Попытайся объяснить его значение. В случае затруднения обратись к словарику после текста.
3. Каким современным географическим наименованием его можно заменить? ________________________________________________
4*. Как называются слова, вышедшие из употребления? Обведи букву правильного ответа.
А. Старые. С. Забытые.
В. Древние. Д. Устаревшие.
Найди и прочитай описание деревеньки в начале текста. С чем сравнивает деревеньку автор? Почему?
5. Из-за чего птицы покинули деревню?
6. Что произошло потом? Почему в садах стало тихо и печально?
7. Что произошло потом? Почему в садах стало тихо и печально?
8. Какую пользу приносят птицы?
9. Какой вывод ты сделал из этого рассказа?
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
11. Выпиши прилагательные из первого предложения, укажи род, число и падеж
12. Выпиши из текста слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных, в левый столбик, слова с разделительным мягким знаком - в правый столбик.
|
|
|
|
|
|
|
|
Словарик
Малороссийский - прил. устар. Относящийся к Малороссии, малороссам, связанный с ними.
Малороссия название Украины (с сер. 17 в.) в официальных актах России и в российской историографии.
Пурпурный - прил.
1. Окрашенный в пурпур 3.; ярко-красный с фиолетовым оттенком.
2. Багряный от лучей восходящего или заходящего солнца.
3.3. Креативное мышление
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
30
Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас.
1. Техника креативного письма
Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:
· поменять место действия в известной сказке,
· переписать концовку рассказа,
· изменить характер главного персонажа в книге.
Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.
2. Игры и занятия на творчество и логику
Развитию креативного мышления у детей способствует:
· рисование и лепка,
· конструкторы и пазлы,
· головоломки и задачи на логику,
· шахматы и другое.
3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»
Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:
· для чего предназначен предмет,
· из какой он сферы,
· как используется.
Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи.
4. Упражнение «Ассоциации»
Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.
Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления.
5. «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения.
31
Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.
6. «Подходит! Не подходит!», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
7. «Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин».
8. «Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
9. «А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:
-Что если бы люди вели ночной образ жизни?
-Что если бы собаки могли летать? И другие.
10. «Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.
11. «Угадай–ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией.
12. «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
13. «Третий-лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
14. «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, которое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.
15. «Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»
16. Расшифровщик
Возьмите любое слов из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например
КОТ - Кто-то Очень Таинственный
КОТ - Книга О Туризме
КОТ - Комитет Отчаянных Тушканчиков
И так далее
Все что приходит в голову. Старайтесь придумать как можно больше расшифровок. Чем смешнее, тем лучше.
17. Варианты использования
Выберете любой предмет и придумайте как можно больше вариантов, как его можно применить. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.
Например: Вилка. Как можно использовать:
- Принимать пищу
Расчесывать волосы
Рисовать
Проделывать отверстия
Можно согнуть и использовать как подставку для телефона
И так далее
Вначале придумывайте хотя бы 10 вариантов, потом увеличивайте число.
18. Ассоциативные связи
Возьмите любую книгу. Откройте её на случайной странице и выберете одно слово. Затем откройте на другой странице и выберите второе. Теперь попробуйте найти связь между эти двумя словами. Вы можете придумывать любые сумасшедшие истории.
Например, слова: Улитка и Море
Однажды виноградная УЛИТКА заползла на крышку бочки, которую погрузили на корабль матросы из команды отважного капитана. Так она оказалась на борту торгового судна, на которое позже напали пираты и разграбили его. Сам корабль потерпел крушение и улитка продолжила свое плаванье на сломанной крышке бочки в открытом МОРЕ.
Пусть ваше история будет длиннее одного предложения. Добавляйте в нее интересные детали и дайте волю своей фантазии. 5 + 5
Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто.
Например: Диван
Мягкий
Удобный
Чистый
Большой
Широкий
Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует.
Допустим, для дивана это будет:
Пасмурный
Дождливый
Ветренный
Активный
Интенсивный
Повторяйте упражнения с разными словами и учитесь искать неочевидное.
20. Образ на основе фигуры
Ваша задача нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники или что угодно. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок. После остановки таймера, посмотрите на картинки и продолжите рисовать уже спокойно.
21. Задания на «изображение смыслов»
Выбери и подчеркни то слово, которое закончит предложение.
У корабля есть…
СПИНА, СТОЛ, ПЕТУХ, БИБЛИОТЕКА, ВИНТ, КИСТОЧКА, ВАЗА, МАЛИНА
У человека есть…
ХВОСТ, КРЫЛЬЯ, ПОТОЛОК, ЛИЦО, ГРЕБЕШОК, ЖАЛО, ЛАПЫ, ШЕРСТЬ
22. Задания на выявление внутрипредметных и межпредметных связей
Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных. Впиши номер вместо вопроса.
Ответ: 6
23. Задания на выявление главного, поиск альтернатив
Перед тобой «волшебная» фраза. Попробуй догадаться, почему она волшебная. (Подсказка: зачеркни гласные буквы)
Фока, хочешь поесть щец?.
- Фи
Ответ: Все согласные – глухие.
24. Задания на тренировку воображения в ходе отражения свойств изучаемого объекта
Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.
Ответ: На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.
25. Задания на выявление разных точек зрения
Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.
26. Задания на преобразование
Мысленный эксперимент.
35
Детям предлагается решить в ходе мысленных экспериментов определенную задачу:
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что можно сделать из куска бумаги?
- Предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.
Определить, на какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
Подумать, если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
27. Задания на разрушение стереотипов
Угадай пословицы и поговорки
§ Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
§ Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
§ Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
§ Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
§ Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
§ Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
§ Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
§ Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
§ Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
§ Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
На уроках литературного чтения дается возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию. «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Сочини сказку, небылицу, считалку...!», загадки на договаривание, придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок, разгадай ребус и составь стишок.
При изучении темы «Животные» можно применить игру «Кто это?» Данная игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом игра-пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
3.4. Глобальные компетенции
Под глобальными компетенциями в исследовании понимают способности:
v критически рассматривать с разных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
v осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
v вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих. Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложняя.
Учащимся предлагается для исследования тема "Я и мой мир".
1. "Мой дом"
Задание — сделать ремонт в своей комнате.
Вариант задания для начальной школы:
1) Сделать эскиз нового интерьера, подобрать образцы для ремонта.
2) Начертить план своей комнаты в масштабе (задать масштаб).
3) Рассчитать необходимое количество отделочных материалов, которые надо закупить, и количество средств, которые будут затрачены на их покупку.
4) Выяснить, во сколько обойдется работа ремонтников.
5) Составить смету расходных материалов и строительных работ с использованием таблиц.
6) Расчитать стоимость 1 м² строительно-ремонтных работ.
2. "Моя улица"
Задание для начальной школы — нарисовать план улицы: определить масштаб плана, исходя из размеров листа А3.
3. "Мой район"
Задание для начальной школы — составить буклет "Знаменитые места и люди нашего района":
v Посетить местный краеведческий музей с целью получения информации по основным достопримечательностям и известным людям. Составить краткие сообщения по людям и объектам.
v Подобрать фото- и видеоряд для иллюстрирования буклета.
v С использованием цифровых ресурсов графического дизайна оформить буклет (можно использовать шаблоны в GoogleDocs; canva.com).
v Распечатать материалы на цветном принтере или в типографии, поделиться в социальных сетях на странице школы/класса.
4. "Моя страна"
Задание для начальной школы — определить по перечню (см. Конституцию РФ) количество регионов и сделать краткое географическое и биологическое описание каждого региона (дать каждому учащемуся задание по 1-2 региону на выбор):
v Используя информацию из энциклопедий, научно-популярных книг и интернета, найти информацию и заполнить графические организаторы по теме “Регионы РФ”.
v Сделать сообщения по описанию географического положения, народонаселения (культуры и традиций народов, населяющих данный регион), а также по природному разнообразию выбранного региона.
v Оформить работу учащиеся могут в формате презентации на бумажных или цифровых носителях.
Заключение
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
v Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
v Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
v Способностью строить социальные отношения;
v Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
( И.Г. Песталоцци).
Список литературы:
1.Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 48 с.
2.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 2021г.
3.Формирование читательской грамотности младших школьников. -Учебно-методическое пособие (В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова) 2010г.
4.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: “Высшая школа”, 2004.
5.Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Начальная школа. – М.: “Баласс”, 2007 г.
6.https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
7. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.