Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 6
с. Архангельского, Буденновского района Ставропольского края
Методический семинар
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»
План методического семинара:
1.Педагогическая проблема. Актуальность проблемы и практическая значимость ее решения.
2.Теоретическая основа опыта решения педагогической проблемы.
3.Инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося.
4.Технология реализации решения педагогической проблемы.
5.Результативность опыта.
Педагогическая проблема.
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества.
Воспитание человека знающего, уважающего и любящего свою Родину, как гражданина и патриота, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед родителями, школой, государством и обществом в целом.
Актуальность проблемы и практическая значимость ее решения.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Теоретическая основа опыта решения педагогической проблемы.
В педагогической практике вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности всегда уделялось огромное внимание.
В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств»
Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работа по формированию духовно – нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025» определено, что духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.
Согласно стандартам начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В рамках внедрения ФГОС НОО была разработана Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание…». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно – нормативную основу взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семей, общественными организациями, религиозными объединениями , учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования в содержательном разделе размещена программа «Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, при получении начального общего образования». В ней конкретизированы цели и задачи духовно-нравственного развития, основные направления и ценностные основы. В качестве основного содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, определены следующие разделы:
- гражданское;
- патриотическое;
- нравственное и духовное;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание и т.д.
Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися, с целью нравственного и духовного воспитания.
- изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия;
- участие в творческой деятельности, литературно-музыкальных композициях, художественных выставках;
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически-организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- освоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.
Технология реализации решения педагогической проблемы.
Большие
возможности для духовно-нравственного воспитания и развития несут в себе уроки
литературного чтения. Именно уроки
литературного чтения воспитывают человека на положительных примерах, предлагают
правильные образцы поведения, развивают чувство стиля и общепринятой языковой
нормы, формируют понятийный аппарат и верное направление мыслей, что
сопутствует духовно-нравственному воспитанию.
В настоящее время литературное чтение как школьный предмет остается, может быть единственной нравственной опорой,
источником, питающим духовную жизнь школьников. Художественное слово
воздействует не только на сознание, но
и на чувства и поступки ребенка, помогает осознать
взаимоотношения между людьми, вызвать желание стать лучше, сделать
что - то хорошее.
Огромное влияние на детей оказывают народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ прочитанных литературных текстов, обсуждение сказочных ситуаций и характеров героев и их поступков способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, а также жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и многих других сказок А. С. Пушкина, дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
При чтении рассказов обогащаются детские представления о взаимоотношениях людей, которые позволяют учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Как правило, в тех рассказах, где героями являются их ровесники, детям легче поставить себя на место этих героев и сделать определённые нравственные выводы.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия, храбрости, мудрости, честности. Читая былины, учащиеся знакомятся не только с героическим эпосом своего народа, но и историей своей Родины, своего края, учатся ценить и уважать старших.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички выражают заботу, любовь, нежность, веру в благополучное будущее. В них высмеиваются человеческие недостатки и пороки, восхваляются положительные качества человека.
В пословицах и поговорках выражается многовековая мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Именно фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей.
На
уроках литературного чтения дети сталкиваются с историей родного края. Именно в
начальной школе, закладываются основы познавательного интереса к изучению
родного края, родного города, создаются условия для формирования нравственных
чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность
окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно
с ним взаимодействовать. Используя на уроках литературного чтения произведения
о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, учитель
побуждает учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать
моральный выбор, формирует нравственную позицию. Материалы учебников по
литературному чтению позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам
духовно-нравственного воспитания учащихся.
Результативность
опыта.
Самая точная диагностика духовно-нравственного развития личности – это ЖИЗНЬ.
Как поведёт себя человек на деле в той или иной жизненной ситуации, достоверно судить пока сложно.
Очень важно проложить тропинку к храму детской души:
- чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву;
- постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды; стали для ребёнка главными жизненными ориентирами, были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь, помогут не сбиться с дороги.
Закончить своё выступление я бы хотела Притчей «Чему учат книги?»
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик.
— Когда человек чувствует, он, словно видит. Помнишь, учитель нам говорил:
- «Слеп человек без книги».
Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.