Методический семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»
Оценка 5

Методический семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

Оценка 5
docx
21.07.2021
Методический семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»
Мастяева Г.И.- разработка методического семинара.docx

Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 6

с. Архангельского, Буденновского района Ставропольского края

 

Методический семинар

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

План методического семинара:

1.Педагогическая проблема. Актуальность проблемы и практическая значимость ее решения.

2.Теоретическая основа опыта решения педагогической проблемы.

3.Инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося.

4.Технология реализации решения педагогической проблемы.

5.Результативность опыта.

Педагогическая проблема.

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в  условиях современного общества. 

Воспитание человека знающего, уважающего и любящего свою Родину, как гражданина и патриота, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема  духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед родителями, школой, государством и обществом в целом.

Актуальность проблемы и практическая значимость ее решения.

Обеспечение духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Теоретическая основа опыта решения педагогической проблемы.

В педагогической практике вопросам духовно-нравственного  развития и воспитания личности всегда уделялось огромное внимание.

В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную  школу – школу добрых чувств»

Огромная роль для решения этой проблемы  лежит на учителе  начальных классов, так как работа по формированию духовно – нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025» определено, что духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Согласно стандартам  начального общего образования  осуществляется  духовно-нравственное  развитие и воспитание обучающихся, которое предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

В рамках внедрения ФГОС НОО была разработана Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание…».  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  представляет собой ценностно – нормативную основу взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семей, общественными организациями, религиозными объединениями , учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования в содержательном разделе размещена программа «Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, при получении начального общего образования». В ней конкретизированы  цели и задачи духовно-нравственного развития, основные направления и ценностные основы. В качестве основного содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, определены следующие разделы:

- гражданское;

- патриотическое;

- нравственное и духовное;

- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

- интеллектуальное воспитание и т.д.

Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися, с целью нравственного и духовного воспитания.

- изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия;

- участие в творческой деятельности, литературно-музыкальных композициях, художественных выставках;

-  участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

- знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически-организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

- освоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.

Технология реализации решения педагогической проблемы.

Большие возможности для духовно-нравственного воспитания и развития несут в себе уроки литературного чтения. Именно уроки литературного чтения воспитывают человека на положительных примерах, предлагают правильные образцы поведения, развивают чувство стиля и общепринятой языковой нормы, формируют понятийный аппарат и верное направление мыслей, что сопутствует духовно-нравственному воспитанию.
В настоящее время литературное чтение как школьный предмет остается, может быть единственной нравственной опорой, источником, питающим духовную жизнь школьников. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, помогает осознать взаимоотношения между людьми, вызвать желание стать лучше, сделать  

что -  то хорошее.

Огромное влияние на детей оказывают народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ прочитанных литературных текстов, обсуждение сказочных ситуаций и характеров героев и их поступков способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни.

      Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, а также жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и многих других сказок А. С. Пушкина, дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.

При чтении рассказов обогащаются детские представления о взаимоотношениях людей, которые позволяют учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Как правило, в тех рассказах, где героями являются их ровесники, детям легче поставить себя на место этих героев и сделать определённые нравственные выводы.

Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия, храбрости, мудрости, честности.  Читая былины, учащиеся знакомятся не только с героическим эпосом своего народа, но и историей своей Родины, своего края, учатся ценить и уважать старших.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички выражают заботу, любовь, нежность, веру в благополучное будущее. В них высмеиваются человеческие недостатки и пороки, восхваляются положительные качества человека.

В пословицах и поговорках выражается многовековая мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Именно фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей.

На уроках литературного чтения дети сталкиваются с историей родного края. Именно в начальной школе, закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, родного города, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Используя на уроках литературного чтения произведения о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, учитель побуждает учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать моральный выбор, формирует нравственную позицию. Материалы учебников по литературному чтению позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

                                                 Результативность опыта.

Самая точная диагностика духовно-нравственного развития личности – это ЖИЗНЬ.

Как поведёт себя человек на деле в той или иной жизненной ситуации, достоверно судить пока сложно.

Очень важно проложить тропинку к храму детской души:

- чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву;

- постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды; стали для ребёнка главными жизненными ориентирами, были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь, помогут не сбиться с дороги.

Закончить своё выступление я бы хотела Притчей «Чему учат книги?»

Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик.

— Когда человек чувствует, он, словно видит. Помнишь, учитель нам говорил:

- «Слеп человек без книги».

Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


 

Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов,

Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов,

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни

Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни

Как же он будет учиться, если он слепой? —

Как же он будет учиться, если он слепой? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2021