Методический семинар
Формирования
мыслительной деятельности обучающихся посредством
метода контекстуального анализа текста
В современном образовании умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Сегодня необходимо говорить о понимании текста, о возможности использования учеником его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому важную роль в ФГОС играет читательская грамотность, благодаря которой возрастает способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания, для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
В настоящее время возникает противоречие «Желаемое (что необходимо реализовать на уроках по ФГОС) и реальное». К желаемому можно отнести следующие предполагаемые результаты:
1.Обучающийся соотносит полученные историко-культурные знания на текст, выявляя при этом замысел описания изображаемого автором;
2.Умение анализировать тот или иной контекст.
К реальному (что происходит на уроках в действительности):
1. Отсутствие читательского опыта из-за нежелания читать .
2. Отсутствие историко-культурных познаний у обучающихся.
3. Отсутствие межпредметных связей у обучающихся.
Мы наблюдаем серьезную тенденцию к угасанию интереса школьников к учебной деятельности, снижению мотивации к чтению, что является проблемой. Для того, чтобы процесс изучения произведения был эффективным, обучающийся должен уметь мыслить и излагать свою мысль, вступая в диалог с учителем и одноклассниками. В процессе работы по устранению данной проблемы возникает методическая идея, заключающаяся в формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством метода контекстуального анализа текста.
Обучающийся должен уметь считывать и анализировать контекст, поскольку утрата контекста может существенно повлиять на интерпретацию. Поэтому при анализе произведений отдаленных от нас культур необходим так называемый реальный комментарий, иногда очень подробный (культурный, исторический и нередко автобиографический).
Этого метода придерживалась как советская, так и западная школа. Яркими представителями являются Хализев Валентин Евгеньевич и Квентин Скиннер.
Изучение контекстов литературного творчества — это необходимое условие проникновения в смысловые глубины произведений, одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций, так и первичных интуиций писателей. Данный метод способствует:
• умению размышлять и сопоставлять;
• умению изучать произведение в рамках текста и в контексте жанра, эпохи, культуры;
• социализации.
Если мы обратимся к положениям ФГОС, то мы увидим, что в тексте ученик может обнаружить три вида информации, которые можно проследить благодаря методу контекстуального анализа: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Сразу же хочется отметить, что, изучая то или иное произведение, мы проходим три этапа: восприятие, понимание, интерпретация, при помощи которых можно считать три вида информации.
Давайте обратимся к строкам из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Чтобы понять смысл произведения (строк) мы должны подключить культурологический, исторический и даже биографический аспекты контекстуального анализа. Поэт Пушкин был изысканным гурманом, большим ценителем закусок и напитков. И его персонаж Евгений Онегин также вошел в историю литературы как любителем шикарных вин и яств. В этом романе Пушкин упомянул свыше 30 разных блюд, а также ресторан, просуществовавший до 1825 г. И слывший не только одним из самых популярных но и самых дорогих в столице Российской империи. Не случайно, В.Г. Белинский назвал данный роман «энциклопедией русской жизни».
Фактуальная |
Концептуальная |
Подтекстовая |
К Talon помчался, Каверин, название блюд и разновидности вин, roast-beef, французской кухни. |
Показать культуру дворянского сословия, чтобы подчеркнуть «типичность» Онегина. |
Вся изысканная кухня не привлекает Онегина, он пресытился этой однообразностью. Показать образ лишнего человека. |
При рассмотрении данного примера мы составили таблицу, которая помогает полностью погрузиться в контекст и пройти процесс социализации при этом. Следовательно, на уроке применяются следующие технология и приёмы: технология смыслового чтения; работа с источниками информации; работа с таблицами, кластерам.
По такой же схеме мы с учениками работаем и над прозаическим текстом. Так, например, при рассмотрении рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», мы сперва рассмотрели биографию самого писателя, его мировоззрение на политику государства, особенно крепостное право. Вспомнили, какую тему затрагивал писатель во всем цикле «Записки охотника». Затем мы с ними выходим на проблему, которую должны проследить на примере выше указанного рассказа. При рассмотрении того или иного образа мы заполняем таблицу, которую вы видите на экране.
Факты (Ключевые слова) |
Замысел автора |
Информация «между строк» (Что хотел донести до читателя автор?) |
Барщина, оброк, без бороды, образ в серебряном окладе, лампадка, (не было) тараканов, напоминал Сократа. |
1.Показать Хоря как прекрасного человека, сообразительного, способного самостоятельно вести торговлю, быт. 2. Был относительно богатым человеком, на что указывает прилагательное «серебряный». 3. Честный человек, который любит порядок как в делах, так и в быту. 4.Герой весьма умён и прозорлив, поскольку понимает, что если выкупится у помещика, то попадет в зависимость от «безбородой» чиновничьей бюрократии, разорявшей его вымогательствами и поборами. (Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.) В связи с этим и возникает отсылка к Сократу.
|
Автор стремится показать, что такие крепостные люди, как Хорь, достойны уважения. Автору тяжело видеть, как их никто не уважает, и они вынуждены подчиняться недалёкому помещику. |
Если мы обратимся к диаграмме «Выявление повышения читательской грамотности», то можно увидеть, как за три года один и тот же класс повысил уровень читательской грамотности за счёт применения контекстуального анализа на уроке.
Таким образом, можно выделить следующие достоинства метода контекстуального анализа на уроках, которые могут повысить читательскую грамотность ученика:
· Кластеры, таблицы позволяют охватить большой объём информации;
· Обучающийся способен выделять главное из текста, затем проинтерпретировать.
· Ученик способен переходить от частного к общему, понимая при этом проблематику произведения.
· Ученик учится анализировать и критически мыслить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.