«Методический семинар» На тему: «Применение ИКТ-технологий в начальной школе»
Оценка 4.8

«Методический семинар» На тему: «Применение ИКТ-технологий в начальной школе»

Оценка 4.8
docx
29.02.2020
«Методический семинар» На тему: «Применение ИКТ-технологий в начальной школе»
икт технологии семинар моё.docx

«Методический семинар»

На тему: «Применение ИКТ-технологий в начальной школе»

учителя начальных классов МБОУ Кыштовская СОШ №1

 Кузменковой Надежды Васильевны

 

          Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

       Мы  живем в  век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Значит,  учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. А это является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования и  указывается как наиболее естественный способ. ИКТ способствует  формированию таких  УУД, как :

коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- отстаивать свою позицию, высказывать суждения, приводить аргументы.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

 

личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- усваивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

       Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске, флешпамяти.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

          Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе.

Я работаю учителем   18 лет.  Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.


С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.  ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  •  на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
  • на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
  • на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
  • на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
  • на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов; 
  • на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.

 

         Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. . Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер.

       Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
При помощи ИКТ и интернет ресурсов  можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. (слайд)

        Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам.

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я  использую мультимедийные презентации  на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.(слайд – игры,  словарная работа , …)

На уроках русского языка и литературного чтения использую аудио средства при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. 

 

Математика

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.  Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами (слайд)

На уроках, на этапе изучения нового, я часто применяю анимационные слайды, для того, чтобы показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей иногда накладываю звук.

Как сопровождение объяснения учителя, использую созданные специально для уроков-лекций мультимедийные конспекты-презентации. Они содержат краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы я располагаю кадры в линейной последовательности, показывая самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы. 

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы.

На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами. (слайд)

На каждом уроке провожу минутки отдыха, направленные на снятие напряжения с различных групп мышц, в зависимости от того, какая работа проводилась моими учениками. Разработала комплексы физминуток для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия напряжения с мышц туловища, для снятия утомления, восстановления сил.

           Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, я могу  с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

·                   обеспечить положительную мотивацию обучения;

·                   проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

·                   обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

·                   повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

·                   усовершенствовать контроль знаний;

·                   рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

·                   формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 

         Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

       Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

         Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современную начальную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормой работы.  Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы учителя начальных классов.

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ДЕТЕЙ ЖИЗНЬЮ В КЛАССЕ.

Диагностика  по  итогам  2 четверти.

Инструменты диагностики: методика изучения удовлетворенности детьми жизнью  в  классе.

Цель: Определить степень удовлетворённости детьми жизнью в классе.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.

Показатели удовлетворённости:

высокая степень         -94%

средняя                       -6%

низкая                        -0 %

Вывод: положительных впечатлений 94%, что показывает высокий уровень удовлетворенности детей проведенной жизнью в классе, Средяя удовлетворённость наблюдалась у детей «группы риска», т.е. обладающих высоким уровнем тревожности. С  этими  детьми  еще  предстоит  работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение  удовлетворенности родителей

работой классного  руководителя

Диагностические методики: опросники.

Цель: определить уровень удовлетворенности родителей работой  классного  руководителя  по  итогам  четырёх лет обучения.

Результаты:

высокий уровень удовлетворенности  -  81%

средний уровень удовлетворенности   -  19%

низкий уровень удовлетворенности      - 0 %

Вывод:  работа классного  руководителя оценена родителями  в целом высоко, критических замечаний нет.

Рекомендации: родителей входящих в  19%, следует чаще приглашать на различные мероприятия

Таким образом, применение данного опыта педагогической деятельности имеет высокую результативность по всем представленным направлениям. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Кехтер Т.А. «Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий».

2.     Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2016. 

4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дейстия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с

 

Приложение 1. Анкета  для учащихся с целью  определения  психологической  комфортности  на  уроке

   На  каждый  вопрос  необходимо  дать  ответ  «да»  или  «нет».

1.

Я  иду  на  урок  с  радостью

 

2.

Я  чувствую  себя  комфортно  на  уроке

 

3.

К  учителю  можно  спокойно  обратиться  за  помощью  на  уроке

 

4.

Учитель  всегда  разбирает  с  нами  сложные  моменты, встретившиеся  на  уроке  или  в  домашнем  задании

 

5.

Я  люблю  выполнять  домашние  задания  потому, что  они  интересные,  и  потому,  что  подобное  мы  уже  делали  в  классе

 

6.

С  этим  учителем  у  меня  хорошие  отношения

 

7.

Я  доволен,  что  у  меня  именно  этот  учитель

 

 

                                                                             

 

Ресурсы  сети Интернет:

http://school-collection.edu.ru/

https://my.1september.ru/

http://www.school2100.ru/ - конспекты и презентации к урокам

http://pedsovet.su/ -каталог презентаций

http://www.rusedu.ru/nachalnye-klassy/list_28.html - уроки, сценарии, проекты, программы, статьи.

http://www.igraza.ru/ - ребусы, кроссворды, игры, загадки.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ  МОМЕНТЫ  ПРИ  РАЗРАБОТКЕ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

При разработке презентации учитывается, что она:

·        быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать  словами;

·        вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

·        усиливает воздействие выступления.

Презентация позволяет учителю:

·        наглядно представлять материал;

·        интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

·        регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации.

          Презентация позволяет ученику:

·        наглядно представить учебный материал;

·        сделать урок более интересным;

·        интенсификация процесса объяснения нового материала.

Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе:

·        технология развития критического мышления;

·        здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, физминутки).

Критерии составления презентации:

·        тщательный отбор учебного материала;

·        дозированная подача информации;

·        цветовой фон отбора;

·        оправданное использование анимации и спецэффектов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методический семинар» На тему: «Применение

Методический семинар» На тему: «Применение

А это является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени началь ного общего образования и указывается как наиболее естественный способ

А это является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени началь ного общего образования и указывается как наиболее естественный способ

Я работаю учителем 18 лет

Я работаю учителем 18 лет

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме

Математика Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что…

Математика Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что…

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ДЕТЕЙ ЖИЗНЬЮ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ДЕТЕЙ ЖИЗНЬЮ

Результаты: высокий уровень удовлетворенности - 81% средний уровень удовлетворенности - 19% низкий уровень удовлетворенности - 0 %

Результаты: высокий уровень удовлетворенности - 81% средний уровень удовлетворенности - 19% низкий уровень удовлетворенности - 0 %

Приложение 1. Анкета для учащихся с целью определения психологической комфортности на уроке

Приложение 1. Анкета для учащихся с целью определения психологической комфортности на уроке

Приложение 2 ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Приложение 2 ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020