МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"
Цель занятия: Учебная: Дать понимание предпосылок возникновения государства. Определить особенности цивилизаций Древнего мира. Выявить специфику древнеегипетской цивилизации. Ознакомить с древними государственными образованиями Междуречья и Средиземноморья, зарождением древнеиндийской и древнекитайской цивилизации. Продемонстрировать достижения культуры. Ознакомить с религиозными представлениями в государствах Древнего мира. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с изучением истории; формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016-9-№3 -ист- первые государства Древнего мира.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Первые государства Древнего мира Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Первые государства Древнего мира» (проблемно­диалогическая технология, технология использования структурно­логических схем) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная:   с Дать понимание предпосылок возникновения государства. Определить особенности   цивилизаций   Древнего   мира.   Выявить   специфику древнеегипетской   цивилизации.   древними государственными   образованиями   Междуречья   и   Средиземноморья, зарождением   древнеиндийской   и   древнекитайской   цивилизации. Продемонстрировать   достижения   культуры.   Ознакомить   с религиозными представлениями в государствах  Древнего мира.   Ознакомить Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать  Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с изучением истории; формировать   понимание   значимости   изучения   истории   и   интерес   к данной науке. В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов: личностных:   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем   взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5.   умение   использовать   средства   информационных   и коммуникационных   технологий   в   решении   когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,   техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская  презентация  «Первые государства Древнего мира») Раздаточный материал: У­МП, Словарь исторических терминов Место проведения: аудитория Литература для подготовки: 1. Варакин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций.­ М.:  «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. 2. Воробьев­ Десятовский В.С., Итс Р.Ф., Липин Л.А., Петровский Н.С.  Очерки истории Древнего Востока/ под ред. академика Струве В.В..­  Ленинград, 1956. 3. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: ООО  «Издательство АСТ­ЛТД», 1997. 4. Мифы Древней Греции/ Пересказ Г. Петникова. Илл. Г. Мацыгина.­ М.:  Изд­во ЭКСМО­ Пресс, 2000. Интернет­ресурсы: 1. http://www.worldhist.ru ­ Всемирная история: единое научно­ образовательное пространство 2. http://www.world­history.ru ­ Всемирная история: сайт Д. Гришина 3. http://hist1.narod.ru ­ Всемирная история: учебники и книги С.А.  Нефедова 4. http://www.hrono.ru  ­ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете План занятия 1. Вводная часть – 30 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 50 минут 2.1. Причины возникновения первых государств 2.2. Древний Египет 2.3. Государства Междуречья 2.4. Восточное Средиземноморье в древности 2.5. Древнейшие цивилизации долины реки Инд 2.6. Зарождение древнекитайской цивилизации 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия          На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.  ­ Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?  ­ Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?  ­ Может ли цивилизованный человек обходиться без каких­либо из этих вещей? (Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)  ­ Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы? (При переходе от первобытного общества к цивилизованному  обществу; в эпоху Древнего мира) 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания  1.  Работа со словарем (письменно, см КИМ­9 №2) 2.   Опираясь   на   записи   таблицы  «Периодизация   первобытного   общества»  в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 3­6, представить составленный дома устный связный рассказ. 3. общества».   Выборочное задание (2­3 человека):  сообщение «Медицина первобытного Основная часть 2.1. Причины возникновения первых государств  У­МП   Период   первобытности   в   наиболее   развитых   в   тот   период   регионах   земли закончился на рубеже IV ­ III тысячелетий до н.э. На смену ему приходит период, который называют цивилизация (от лат. civilis ­ государственный, гражданский).   ­ Дайте определение, что такое цивилизация? (это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой) Одним из первых признаков рождения цивилизации было строительство городов. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств.   ­ Дайте определение понятию «государство». Государство –   основной   институт   политической   системы   общества, осуществляющий   управление   обществом,   охрану   его   экономической   и   социальной структуры.  ­ Как вы считаете, каковы причины возникновения государств?   заинтересованность   зажиточной   родоплеменной   верхушки   в   укреплении   своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников;    необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство;  потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен. Огромную   роль   в   жизни   древнего   общества   стала   играть   письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.  ­ Чем одна цивилизация отличается от другой? (образцы как материальной, так и  духовной  культуры  общества:   орудия,  с  помощью  которых люди   создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).  ­ У разных народов цивилизация имела свои различия. А как вы думаете, что влияло   на   это?  (природно­климатические   условия,   обстоятельства   исторического становления народов и т.д.)  Иногда   термином   «цивилизация»   обозначают   историю   отдельного   народа   или государства   (древнеегипетская   цивилизация,   шумерская   цивилизация,   китайская цивилизация, древнегреческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако у всех цивилизаций   Древнего   мира   было   немало   общего,   что   позволяет   объединить   их   в   две группы ­ древневосточную и античную цивилизации.   ­  Время,   начавшееся   с   возникновения   первых   гocyдарств,   называют  эпохой Древнего мира.  Посмотрите на ленту времени: какое место оно занимает во всемирной истории? (слайд 3) Первые   цивилизации   называют  «речными».    Они   сложились   в   субтропиках,   в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ. В речных долинах развивалось ирригационное земледелие (искусственное орошение земель). (слайд 4) 2.2. Древний Египет Жители Египта создали одну из первых цивилизаций в долине Нила.   ­  Посмотрите   на   карту.   Как   вы   думаете,   почему   первое   государство образовалось именно здесь? (слайд 5) Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню.   ­ Можно ли назвать Египет «даром Нила»? Каждый   год  в   июле   Нил   разливается.   Во   время   разлива   воды   реки   затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов.  Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.  (слайд 6)  Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом   для   роста   растений.  В   долине   Нила   почва   после   разлива   становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже  без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. (слайд 7) С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании  лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками­ завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи ­ фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте ­ апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. (слайд   8)  Древние   египтяне   были   искусными   садоводами.   В   их   садах   зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках ­ разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен.  (слайд 9) Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны. (слайд  10­11)  На берегах Нила росло удивительное растение ­  папирус.  Из него можно было строить лодки. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом. (слайд 12)   ­  Внимательно   рассмотрите   слайд.   Как   в   древнем   Египте   проходили земледельческие работы? Чтобы сохранить посевы, в долине необходимо было строить и содержать сложные ирригационные сооружения. (слайд   13)  Один   вождь   не   мог   справиться   с   организацией   подобных   работ. Общество делится по новому признаку ­ на управляемых и управляющих.  Возникает новая   группа   людей   ­   чиновников,   судей,   военных,   олицетворяющих   собой   власть, действующих от ее имени. Им   помогают  стражники, учетчики, писцы и т.д.  Степень близости  к   правителю   определяла   положение,   обязанности,   права   и   привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.  Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись  религиозными традициями, обычаями и  законами. Соблюдение   закона   обеспечивается   вооруженной   силой.  Законы  и   традиции определяли место каждого социального слоя (и человека,  к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. (слайд 14)   ­  Давайте представим   египетское общество в виде весов ­ и на одну чашу поставим всех богатых (знать), а на другую ­ остальных людей (бедноту). (слайд 15)  ­ Как вы  думаете, какая  чаша перевесит и почему? (слайд 16)  ­ Подумайте, как можно уравновесить весы? А как можно стабилизировать общество? (слайд 17) «Государство» ­ помогает   одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.»   ­  На   самом   деле   мы     с   вами   рассмотрели   модель   древнеегипетского государства. А теперь попробуйте определить, что такое государство? «Государство –   это   специализированная   и   концентрированная   сила   поддержания порядка» (Геллнер) Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 ­ 2800 гг. до н.э.), Древнее (2800 ­ 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050 ­ 1750 гг. до н.э.), Новое (1580 ­1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 ­ 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно тридцати династий. Еще   в   глубокой   древности   общины   в   Египте   исчезли,   и   все   население   было объединено   под   властью   фараона.   По   повелению   фараона   велись   строительство оросительных сооружений, работы по возведению городов, крепостей и храмов; фараон устанавливал   законы,   был   верховным   жрецом,   он   командовал   войском   и   во   главе   его сражался с врагами. Первоначально египетские земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был организован и труд ремесленников. Наиболее тяжелые виды работ выполняли рабы, как правило, чужеземцы. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Деспотия  ­  это форма государственного устройства, при которой правитель неограниченно распоряжается властью. (слайд   18)   В   условиях   деспотии   происходило  обожествление   правителя. Египетский   фараон   считался   воплощением   одного   из   главных   богов,   а   китайского императора   титуловали   не   иначе   как  Сын   Неба,   признавая   за  ним   божественное происхождение.  Наместниками фараона чаще всего   назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями,   являлись   крупными   собственниками.   Это   придавало   египетской   деспотии патриархальный характер.  В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.  (слайд   19)  Значительным   влиянием   пользовались  жрецы   –  посредники  между богами и людьми.  Они   вели   наблюдения   за   погодой,   солнечными   и   лунными   затмениями,   их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам.   Они   были   не   только   служителями   культов,   но   и   хранителями   знаний. Строительство   пирамид,   как   и   проведение   ирригационных   работ,   расчеты   времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.   (слайд   20)  Большую   роль   в   обществе   Древнего   Египта   играли  чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом фараона и его приближенных,   отвечающие   за   строительство.   Ежегодно   чиновники   проводили   смотр детей, достигших трудоспособного возраста. Самых сильных они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным работам: кто­то становился земледельцем, кто­то строителем, кто­то ремесленником. (слайд 21) Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие  города­ государства   ­   номы.  Их   было   более   сорока.   Ирригационные   работы   в   верховьях   рек влияли   на   условия   земледелия   ниже   по   течению,   плодородная   земля   стала   цeнностью. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила ­ южное царство ­ Верхний Египет;  в нижнем течении Нила ­  северное  царство ­ Нижний Египет.  Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мина объединил страну и короновался сразу двумя коронами ­ белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Впоследствии правители Египта неоднократно переносили свои столицы в другие города.  Древний Египет переживал периоды разрушения государства, народных восстаний. Многократно он подвергался нашествиям врагов. Но и фараоны стремились расширить границы своего царства, завоевать чужие земли. Для поддержания власти фараонов внутри страны, отпора врагам и увеличения территории государства правителям Египта нужна была армия.  ­ Определите по карте, с кем Египет вел войны?  К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию. Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей. (слайд 22) В египетской армии воины­пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников. Солдаты проходили   суровую   школу.   По   жаре   они   совершали   марши   на   далекие   расстояния. Начальники   могли   подвергать   их   побоям.   Фараоны   имели   отборные   отряды телохранителей.   Их,   как   правило,   набирали   не   из   египтян,   а   за   плату   из   наемников   ­ жителей Нубии ­ страны, расположенной к югу от Египта.  (слайд 23) Вы уже знаете, что лошадь в Египте появилась лишь после завоевания его кочевниками примерно в 1500 году до н. э. После освобождения страны от власти этих чужеземцев   и   восстановления   государства   началась   эпоха   Нового   царства   ­   время наибольшего   могущества   Египта.   В   египетской   армии   были   созданы   отряды   воинов, сражавшихся   на   колесницах.  Колесницы   были   легкими.   На   двух   колесах   со   спицами крепилась   площадка   для   воинов.   На   колеснице   их   было   двое   ­   возничий   и   воин, вооруженный луком или дротиками. (слайд 24)  Фараоны возглавляли свою армию во время войны. Они выступали на колесницах   впереди   войска.   На   голову   фараон   надевал   голубую   боевую   корону.   За фараоном выстраивались ряды колесниц. Потом следовало пешее войско. В первых рядах были самые опытные воины. Отряды имели свои штандарты ­ изображения богов и знаков отряда на высоких шестах. Египтяне умели штурмовать крепости, используя лестницы. Свои военные лагеря египтяне укрепляли защитными насыпями и оградой. В эпоху Нового царства Египет превратился в могущественную военную державу. Фараоны собирали  дань с покоренных народов  ­ золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную   древесину,   изделия   ремесленников,   зерно,   скот.   Тысячи   пленных   угонялись   в рабство.  Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Раба называли «живой убитый». Ему сохраняли жизнь, но он   не   имел   никаких   прав.   Рабов   использовали   на   тяжелых   работах:   для   проведения ирригационных   работ,   строительства   дворцов   и   пирамид..   Однако   нередко   мужчин­ военнопленных   убивали.   Рабы   превратились   в   товар,   в  «говорящее   орудие»,  которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Женщины­рабыни были заняты в домашнем хозяйстве. Рабовладельческий строй  –  общественная формация, основанная на угнетении человеком человека.  (слайд 25)  ­ Как еще человек мог попасть в рабство? (слайд 26)  Большую хозяйственную роль в древних государствах имело  общинное землевладение.  Влияние   кровнородственных   связей   на   обеспечение   единства   общины постепенно   уменьшалось.   Более   важным   было   совместное   пользование   землей   и выполнение  общих повинностей  (уплаты податей,  службы  в войсках  фараона во  время походов, выполнения ирригационных и иных работ). Принадлежность   к   общине   давала   определенные   привилегии.   Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки. Наибольшего   могущества   держава   достигла   при   фараоне   Аменхотепе   III   (1455 ­1419 гг. до н.э.). Однако вскоре в Передней Азии появились мощные державы, начавшие с Египтом борьбу. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В 525 г. до н.э. Египет был завоеван Персией.   (слайд   27)  Уникальна   культура   египтян.  Наибольшую   известность   культура Древнего   Египта   приобрела   благодаря  усыпальницам   фараонов   ­   пирамидам.  Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХVII веке до н.э. при фараоне Джосере. (слайд 28) В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Самая крупная из пирамид   ­   Хеопса  ­   считалась   в   античные   времена   одним   из   чудес   света.   Ее   высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны ­ 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, ­ около 5 млн., 750 тыс., тонн.  (слайд  29)  Внутри пирамид  размещалась сложная система проходов, ведущих к гробнице фараона.  (слайд   30)  После   его   смерти  тело   бальзамировали,  мумию   заворачивали   в несколько   слоев   ткани   и   помещали   в   специальные   ящики­саркофаги.   Чем   знатнее   был умерший   тем   больше   было   саркофагов,   вставляемых   друг   в   друга.   Мумия   фараона Тутанхамона   помещалась   в   9   саркофагов.   Верхним   саркофагам   придавались   черты умершего. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.  (слайд   31)  Пирамиды   столь   велики,   что   даже   в   ХХ   веке   многим   казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два­три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и   должна   была   завершиться   ко   времени   его   смерти),   а   в   распоряжении   строителей находились   все   ресурсы   довольно   крупного   государства,   создание   пирамид   не представляется невозможным. Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли   современников   своим   величием   и   масштабами,   они   служили   наглядной демонстрацией безграничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам. Согласно   верованиям   египтян,   человек   состоял   из   тела   (Хет),   души   (Ба),   тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то Ка остается на земле и вселяется в мумию покойного или   его   статую,   продолжая   вести   подобие   жизни   и   нуждаясь   в   питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании Ка мoг выйти из захоронения и начать   бродить   среди   живых,   причиняя   им   мучения   и   принося   болезни.   Страх   перед мертвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам.  (слайд 32) Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян.  Они верили  в  существование   богов,  олицетворяющих  собой  различные  силы природы,  главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который,   согласно   египетской   мифологии,   научил   людей   земледелию,   обработке   руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.  (слайд 33­36) Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того,   наряду   с   богами,   почитавшимися   во   всем   Египте,   в   отдельных   провинциях сохранялись свои, местные, верования.  (слайд  37)  В XIV веке до н.э.  при фараоне  Аменхотепе IV (Эхнатоне)  была предпринята попытка провести реформу  культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.   ­ Какую цель на самом деле преследовал Эхнатон? «Один   бог   на   небе   ­   один   фараон   на   земле»   (Эхнатон).   Египтяне   привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась. (слайд 38) Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса.  В росписях стен появляются наряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни ­ охота, развлечения. Они помогают узнать быт египтян.  (слайд 39) В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым знаменитым   творением   стало   изображение   Нефертити­   жены   Эхнатона.  Скульптура выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена.  Нефертити стала символом женской красоты. (слайд 40­41) Широко была распространена грамотность. Египтяне использовали иероглифическую   систему   письма  (употребление   отдельных   знаков   для   написания каждого слова). Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, где рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.  (слайд 42)  Французский ученый  Жан Франсуа Шампольон  (1790 ­ 1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей. (слайд   43­44)  3начительного   развития   в   Египте   достигла  медицина.  Египтяне изготавливали   медицинские   инструменты   из   бронзы.   Методы   лечения   зачастую основывались  на здравом смысле,  а не на научных познаниях. Медицина  развивалась  в тесной   связи   с   религиозными   верованиями.   Широко   использовались   лекарства растительного   и   животного   происхождения,   косметические   средства.   Были   накоплены знания в области хирургии и стоматологии.   ­  Подумайте, в каких научных знаниях появилась потребность с развитием хозяйства в Египте?  (слайд 45) Астрономия­ наука изучающая движение планет и звезд. Наблюдая за движением солнца египтяне создали солнечный календарь. (слайд   46)  Математика развивалась   в Египте не только   для   подсчета   времени подъема воды   в   Ниле,   площадей   посевных   полей и   подсчета   урожайности,   ее широко использовали в строительстве храмов и гробниц Фараонов.  (слайд   47­48)  Начала   развиваться  техника   мореплавания,   хотя   она   и   уступала финикийской.   Египтяне   умели   строить   корабли   длиной   до   50   м,   которые   ходили   под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.  Древнеегипетское   государство   просуществовало   более   двух   тысяч   лет,  что   в динамичное   Новое   и   особенно   Новейшее   время   представляется   почти   невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ.  Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов  не   могли   качественно   изменить   сложившийся   уклад.  Если   и  появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов. Исключительно  редкими были выступления рабов, слуг фараона  и знати против своего зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не   вернет   их   в   родное   племя,   отдаленное   сотнями   километров   пустынных   земель, господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил. Основную   угрозу   стабильности   древних   деспотий   представляли   сепаратизм (стремление   к   отделению)   отдельных   провинций,   борьба   знати   за   высшую   власть, конфликты   между   светскими   и   духовными   властителями,   резко   обострявшиеся   при внешних вторжениях. В   XVIII   веке   до   н.э.   Египет   подвергся   нашествию   кочевников   гиксосов, разгромивших   войска   фараона   и   поселившихся   в   плодородной   долине   Нила.   Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена, В ХII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племена и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были грозным противником, Египту   удалось   отбить   это   нападение,   но   его   силы   были   подорваны.   Начался   упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства ­ Нижний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями. 2.3. Государства Междуречья Одновременно или даже раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в  Южной Месопотамии (Двуречье, или Междуречье ­ между реками Евфрат и Тигр).  (слайд 49­51)   ­  Пользуясь   приложением   скажите,   какие   государства   сложились   в междуречье? Что вы о них знаете? С   наступлением   железного   века   ­   появлением   первых   орудий   из   железа   ­ производительность труда земледельцев возросла.  Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена.  Расширяющиеся   земледельческие   территории   необходимо   было   охранять   от набегов кочевников,  что требовало создания новых государств.  В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись. Новые   государственные   образования   представляли   собой  вoeнные   деспотии. причинами   их   появления   стало   появление   железных   орудий   труда   и   возможность использования   новых   пахотных   земель.   все   это   потребовало   новых   завоевательных походов.  Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту   от   внешних   врагов.   Собираемые   налоги   шли   на   содержание   армии,   аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей.   ­  Исходя   из   вышесказанного,   подумайте,   почему   возникшие   империи   были непрочными?   (Это   стимулировало   постоянную   экспансию.   Войны   во   имя   расширения территории велись непрерывно. Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на   военную   силу.   Хозяйственная,   религиозная   разнородность   входящих   в   них   земель, стремление   местной   знати   к   самостоятельности   при   серьезных   военных   поражениях приводили   к   их   распаду.)  Центрами   первых   военных   деспотий   стали   государства, образовавшиеся   в   Малой   Азии,   на   Иранском   Haгopьe   (держава   хеттов,   Acсирия, Урарту).  Между   ними   развернулась   борьба   за   контроль   над   плодородными   землями Месопотамии.  Информация для преподавателя 1. Города­государства Шумера  Эта земля, как и долина Нила, обладала необычайным плодородием, и зарождение цивилизации   также   было   связано   с   необходимостью   возведения   и   использования   оро­ сительных систем. В   Месопотамии   обитали   разные   народы.   На   севере   жили  семиты.   На   юге первыми   появились   племена,   языковую   принадлежность   которых   ученые   не   могут установить. В V ­ IV тысячелетиях до н.э. в Южную Месопотамию пришли шумеры ­ также народ   неизвестного   происхождения.   Они   построили   города,   создали   древнейшую письменность ­ клинопись. Шумеры считаются и изобретателями колеса. В   IV   тысячелетии   до   н.э.  шумерские  города   стали   центрами   небольших государств, подобных египетским номам. Их называют города­государства:  Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. Некоторым городам временами удавалось подчинить соседние города­государства, но единство Шумера, в отличие от Египта, было непрочным. Первую серьезную попытку создания   единого   государства   предпринял   в   XXIV   в.   до   н.э.  Саргон   Древний.  Он происходил из низов общества, был семитом, которых все больше селилось  в Шумере. Саргон завоевал обширные земли, ввел в своем царстве единые меры длины, площади и веса. При нем активно строили каналы и плотины. В   конце   XXII   в.   до   н.э.   возникло  Царство   Шумера   и   Аккада.  Оно   известно централизованной   организацией   власти   и   хозяйственной   жизни.  Все   трудились   на государственной земле под строгим контролем чиновников. Около 2000 г.до н.э. царство Шумера   и   Аккада   было  захвачено   кочевыми   семитскими   племенами.  Со   временем шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Жители разговаривали на семитских языках, а шумерский язык оставался языком письменности, науки и культуры. 2. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи В начале II тысячелетия до н.э. усилился город  Вавилон  на Евфрате.  При царе Хаммурапи (1792 ­1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали почти всю Месопотамию.  О   жизни   Вавилонского   царства   мы   имеем   подробные   сведения   благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Этот хорошо продуманный свод служил образцом для последующего законодательства многих государств.  Сложилась  система правовых норм,  которые обеспечивали определенную защиту всем слоям нaceления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.   ­ Внимательно прочитайте законы. Чьи интересы они защищали? (Презентация, слайд 51) Законы делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди,   работающие   в   государственном   (царском)   хозяйстве,   и   рабы.  За   одинаковые преступления устанавливались разные наказания, наиболее суровые ­ для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость cвoeгo хозяина.   Им   дозволялось   иметь   свой   дом   и   свою   семью.   Рабы   не   платили   податей. Обеспечение   их   едой,   жильем,   одеждой   было   обязанностью   их   собственника   (храма, вельможи или государства).  Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Крестьянские общины   и   знать  считались   пользователями   земли.   Существенную   роль   в   хозяйственной жизни играли рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: в рабство за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя, однако закон ограничивал долговое рабство. В дальнейшем Вавилония  входила в состав Ассирии (9—7 вв. до н. э.), 2.4. Восточное Средиземноморье в древности В   районах,   прилегающих   к  восточному   побережью   Средиземного   моря,   древ­ невосточная цивилизация имела своеобразную форму. Здесь пролегали торговые пути из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу. Узкая полоса побережья Средиземного моря на территории современного Ливана и   части   Сирии  называлась  Финикия.  Здесь   находился   один   из   древнейших   очагов земледелия. Благодаря наличию многих полезных ископаемых процветало и ремесло. Но главным   занятием   жителей   Финикии   стала   международная  торговля.  Финикийцы продавали  свои  товары   ­  древесину,   смолу,  пурпурные  ткани,  стекло,  металлы.  Еще большее значение для них имела посредническая торговля. В   Финикии   возникло   несколько   городов­государств,   среди   которых   выделялся город Тир. В X в. до н.э. царь распространил свое влияние на другие города, хотя единого государства у финикийцев так и не возникло. На протяжении значительной части своей истории  Финикия   находились   в   зависимости   от   Египта,   а   позже  от   государств Передней Азии, но при этом сохраняла внутреннее самоуправление. Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II тысячелетии до н.э. они  достигли   Пиренейского   полуострова,   где   построили   город  Гадес,   ставший впоследствии центром добычи и торговли серебром и оловом. В начале I тысячелетия до н.э. поселения финикийцев (колонии) распространились по всему побережью Средиземного моря.   Со   временем   колонии   становились   самостоятельными   государствами,   хотя   и сохраняли   связь   с   Тиром   и   другими   городами   Финикии.   Крупнейшим   из   государств   ­ бывших колоний ­ стал Карфаген. Финикийцы  являются создателями первого в мире алфавита, буквы которого обозначали   только   согласные   звуки.   Финикийский   алфавит   заимствовали   и усовершенствовали древние греки. Через них алфавит пришел к римлянам и лег в основу большинства современных систем письма (латиница). Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита. Финикийцы   имели   всесторонние   связи   с  другим   народом   Восточного Средиземноморья — древними  евреями. В середине II тысячелетия до н.э. часть племен Месопотамии двинулась на запад. Переселенцы образовали новый народ, назвавший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку».  Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с пришельцами, но частично и смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами ­ пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово «Палестина». Примерно   с   XIII   в.   до   н.э.   еврейские   (израильские)   племена   превратились   в Палестине   в   господствующую   силу.   Помимо   скотоводства   они   стали   заниматься   и земледелием. В конце XI в. складывается Израильско­Иудейское царство.  Здесь в I веке до нашей эры зародилась одна из самых древних религий мира ­ иудаизм.   Информация для преподавателя История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей. Те,   кто   исповедует   эту   веру,   называют   себя   иудеями.   Фундаментальным   положением религии   стал,   заключенный   Авраамом   с   Богом   договор.   В   соответствии   с   этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой   жизни.   Взамен   же   получали   покровительство   Всевышнего.   Основные источники   изучения   иудаизма   –   Ветхий   Завет   и   Библия   в   целом.   (Это   интересно!!! Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора – издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию:   гражданское   и   уголовное   право.   Чтение   Талмуда   –   священная   и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.) Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде   человека,   или   в   подобии   зверя.   Люди   пытались   рационализировать   природные   и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.  Бог   в   иудаизме   не   имел   сына.   Христос,   по   их   убеждению,   был   обыкновенным смертным   человеком,   проповедником   морали   и   благочестивого   слова,   последним пророком.  ­­­ Период расцвета оно переживало в X в. до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне.  Затем единое государство распалось на Израильское и Иудейское царства. В 722 г. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона Навуходоносором, а многие евреи уведены в вавилонский плен. Позже Иудейское царство возродилось в качестве зависимого государства. 2.5. Древнейшие цивилизации долины реки Инд 1. Полуостров Индостан ­ родина многих древних цивилизаций (Презентация, слайды 53­63)  Информация для преподавателя Огромный   полуостров   Индостан   ­   родина   многих   древних   цивилизаций.  Две великие  реки текут по земле  Индии  ­  Ганг  и Инд.  Свое название страна  получила  от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии до сих пор считают священными. Климат в Индии очень жаркий, влажный.  Значительная   часть   ее   территории   была   покрыта   непроходимыми   лесами   ­ джунглями, в которых водилось множество зверей и птиц.  Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до   н.э.   Ко   второй   половине   III   тысячелетия   до   н.э.   здесь   складывается   Хараппская цивилизация. Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Жителям Индии удалось  приручить слонов.  Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины,   которые   поражали   врагов   стрелами.   Боевые   слоны   затаптывали   противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона. Жители   деревень   выращивали   пшеницу,   ячмень,   овощи.   Там,   где   было   много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.  Из   сахарного   тростника  получали   сладкий   порошок   ­   сахар.   Это   был   самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого. Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые города. Последние из них ис­ чезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели Хараппской цивилизации точно неизвестна. Предполагают, что ухудшался климат, Инд изменил свое течение и перестал орошать поля, на города стали наступать джунгли. 2. Индия под властью ариев Во II тысячелетии  до н.э. в Индии  появились  арии.  Так называли  себя  племена индоевропейцев, пришедшие в Индию из степей Восточной Европы. Раньше считалось, что именно арии уничтожили Хараппскую цивилизацию, но теперь доказано, что первые города погибли примерно за 500 лет до их прихода. Тем не менее, арии вели жестокие войны с жителями   Индии,   истребляли   и   порабощали   их.   Об   этих   войнах   рассказывается   в священных книгах ариев ­ Ведах ­ сборниках гимнов в честь богов. Шло и слияние ариев с местными народами. Завоеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на языке ариев. На севере Индии, в долине реки Ганг образовались небольшие государства во главе с вождями ариев — раджами. Большую роль играла в Индии уникальная система общественных отношений.  Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Древняя религия ­ индуизм ­ сохранилась   до   наших   дней.   Большинство   населения   Индии   и   сегодня   является приверженцами индуизма. Индуизм   определял   устройство   индийского   общества,   его   деление   на   особые разряды ­ варны. Варна на санскрите означала «цвет». Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии. Возникновение   варн   индийцы   связывали   со   своими   представлениями   о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть «родителем всех родителей». От Пуруши произошли все люди.  Из его рта вышли брахманы –  жрецы  (брахманы).  Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: «Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам». Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление. Из рук Пуруши произошли кшатрии ­ воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей. Из   бедер   Пуруши   родились  вайшьи   ­   земледельцы,  скотоводы   и   некоторые ремесленники ­ те, кто делал другую уважаемую в обществе работу. Из ступеней Пуруши произошли  шудры ­ слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн.  Отдельно стояли неприкасаемые. Представители   каждой   варны   имели   право   носить   одежду   определенного   цвета: брахманы ­ белого, воины ­ красного, земледельцы ­ желтого, а шудры ­ черного. Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т. д. Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью. Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более  мелкие  разряды ­ касты. Так, например, из  варны вайшьев выделились  касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии. Сначала индийцы обожествляли животных­ слонов, коров, а затем их сменили Боги, с головами животных.  Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма ­ создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива ­ грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога­пастушка Кришну. Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались во владении общины. Возникновение буддизма  связывают с именем Сиддхартха Гаутамы. Гаутама происходил из варны кшатриев Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама   станет   одним   из   величайших   религиозных   учителей   человечества.   Он   жил   в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами.  Но однажды Гаутама покинул дворец и и стал скитальцем­отшельником. Он был поражен   тем,   как   тяжело,   в   печали   и   страданиях,   живут   многие   люди.   Он   встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны. И открылись ему четыре благородные истины:  все в мире страдают;  причина страдания ­ привязанности и желания человека, его стремление к приятному;  может быть достигнуто состояние, свободное от страданий ­ нирвана;  существуют пути достижения нирваны ­ мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души. Когда   Гаутаме   открылись   эти   истины,   он   был   назван   Буддой,   что   означает «просветленный». Будда не одобрял разделение людей на варны. У   Будды   появились   последователи.   Они   создали   общину   буддистов.   Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния. Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века   ему   стали   следовать   во   многих   других   странах.   Буддизм   в   I­II   вв,   широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.  Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни.   Так,   душа   кровожадного   и   жестокого   воина   может   переселиться   в   тело   тигра. Легкомысленный   человек   может   перевоплотиться   в   стрекозу   или   в   другое   насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной. Таким образом, после смерти человека ждет новое возрождение, форма которого определяется   законом  кармы   (воздаяния)  за   дела,   совершенные   в   этой   и   предыдущих жизнях,   грешник   может   возродиться   в   теле   животного   или   насекомого,   праведник   ­   в ребенке высшей касты.  Достижение  абсолютной  праведности  ведет   к нирване  ­  прекращению  цикла перерождений, вечному блаженству.  2.6. Зарождение древнекитайской цивилизации (Презентация, слайд 64­ 74)  Информация для преподавателя   На  Дальнем   Востоке  также   существовали  древние   цивилизации.   На  рубеже   3­2 тысячелетий   до   н.   э.   между   реками  Янцзы   и   Хуанхэ  (Желтой   реки)   возникли   первые городские поселения. Так было положено начало Древнекитайской цивилизации. Климат  здесь   более  суровый,  чем  в Месопотамии  или  в  Египте,  бывают  очень холодные зимы, дуют резкие ветры. Почвы труднее поддаются обработке. В Древнем Китае научились   строить   ирригационные   сооружения,   осушать   и   увлажнять   пахотные   земли позже,   чем   в   Древнем   Шумере   и   Древнем   Египте.   Китайцы   пришли   к   орошаемому земледелию только в 1 тысячелетии до н. э. После   нескольких   столетий   непрекращающихся   войн   китайские  земли   были объединены в единое государство  с огромной территорией. Правила этим государством династия Цинь. Царь из этой династии  принял новый титул «хуанди» ­ император. Он вошел в историю как  Цинь Шихуанди  – «первый император Цинь». Император называл себя «Сыном Неба», а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название   означало,   что   Китайская   империя   находится   под   покровительством   неба   и, следовательно,   является   главной   на   земле.   Поднебесная   была   настоящей   восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю.  Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного. Во­первых, город   Сиань   назначил   столицей   всей   своей   империи.   Ввел   жесткие   стандарты   на   все: деньги,  меры  веса  и  длины,   письменность,  строительство,  даже  ширину  оси   для  телег, чтобы  повозки  беспрепятственно могли  добраться из  одного конца  могучей  империи  в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных   царств   были   сожжены.   Закопали   живыми   в   землю   более   460   ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.  С помощью огромной армии чиновников император контролировал жизнь своих подданных.  Никто   не   был   свободен   ни   в   своих   поступках,   ни   даже   в   мыслях.   Если император был недоволен своим приближенным, то посылал несчастному меч, тем самым повелевая   ему   покончить   жизнь   самоубийством.   Всех,   кто   вызывал   недовольство существующими порядками, казнили. В Поднебесной процветало доносительство. Даже за небольшие преступления следовала жестокая кара. Человек мог быть обращен в рабство или   подвергнут   увечью.   Виновного   могли   заживо   сварить   в   котле.   Наказанию   нередко подвергались даже родственники и дети виновного. Военнопленных   в   Поднебесной   убивали   или   превращали   в   рабов.   Рынки   рабов помещались в загонах вместе со скотом. Подозрительность императора не знала границ. Он переезжал из одного дворца в другой,   никогда   не   спал   в   одной   комнате   две   ночи   подряд.   Ему   все   время   чудились заговоры и предательства. К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для   тех   древних   времен.   Настало   время   заняться  поисками   бессмертия  ­   беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет. В поисках чудесного   эликсира   он   исследовал   древние   рукописи,   допрашивал   мудрецов,   посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие.  В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Смерть же императора оказалась какой­то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Ему было 48 лет.  Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя за 38 лет 700 тысяч рабочих   построили   целый   погребальный   город   ­   огромный   подземный   комплекс.    По своему великолепию эта гробница может соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов. В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуанди. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном воинском вооружении и построены в боевом порядке. Пол и стены гробницы были облицованы   разноцветными   каменными   плитами,   покрытыми   лаком,   В   гробнице находились   уменьшенные   копии   императорских   дворцов,   расположенных   среди искусственных   гор   и   рощ,   озер   и   водоемов,   наполненных   блестящей   ртутью,   которая должна была изображать воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони. Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были   захоронены   терракотовые   воины.   Первоначально   Цинь   Шихуанди   собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии   были   настоящими.   Фигуры   лепились   с   реальных   воинов,   для   того   чтобы   после смерти   души   воинов   могли   переселиться   в   скульптуры   и   продолжить   свою   службу Императору. Все   войны   были   обращены   лицами   на   восток.   Именно   там   находились   царства, разгромленные   великим   тираном.   Статуи   были   выполнены   с   ювелирной   точностью   и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов не только   китайцы,   но   и   монголы,   уйгуры,   тибетцы   и   многие   другие   национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90­1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1   000   градусов.   Затем   лучшие   художники   раскрашивали   их   в   естественные   цвета   в соответствии с табелью о рангах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью. Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда   армия   заняла   свои   места,   сверху   древние   мастера   положили   цельные   стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель.  После   смерти   Цинь   Шихуанди   похоронили   в   золотом   гробу   и   установили   его посреди моря из ртути. Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров. Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть. Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно.  Цинь   Шихуанди   провозгласил   себя   основателем   династии   «десяти   тысяч поколений»  и хранителем  «вечного мира».  Однако  на самом деле  Цинь Шихуанди  все время вел войны с соседними государствами. Его армия дошла до Восточно­Китайского моря и подчинила себе прибрежные земли. Отсюда вывозили рис, изделия ремесленников, слоновую кость. На   завоеванных   землях   создавались   военные   поселения.   У   местного   населения отбирали   урожай   и   заставляли   работать   на   себя.   Поднебесную   особенно   беспокоили нападения   кочевников   ­   гуннов.   Низкорослые   гунны   как   будто   срослись   со   своими небольшими,   но   выносливыми   лошадьми.   Казалось,   они   всю   жизнь   проводили   в   седле. Питались   гунны   молоком   и   сырым   мясом.  Их   жилищами   были   легко   сворачивавшиеся шатры из войлока. Гунны совершали стремительные набеги на врагов и тут же исчезали в степи. Их было   очень   трудно   догнать,   а   в   бою   они   были   бесстрашными   и   жестокими   воинами. Снарядив   огромную   армию,   Цинь   Шихуанди   удалось   оттеснить   гуннов   на   север.   Для защиты от их набегов император повелел построить огромную стену. Для строительства этого заградительного сооружения согнали сотни тысяч рабов, военнопленных,   крестьян.   День   и   ночь   они   трудились   под   плетьми   надсмотрщиков, укладывая огромные камни, кирпичи, утрамбовывая землю. Множество людей погибло при строительстве. Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч км. Местами ее высота достигала 10 м. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. (высота ­ от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части ­ 6,5 м, в вepxней ­ 5,5 м) Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали   на   башне   огонь.   По   этому   знаку   срочно   прибывали   дополнительные   силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавался сигнал об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор. Но ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора разразилось мощное народное восстание. Династия Цинь была свергнута. Государственный   опыт   империи   Цинь,   однако,   не   был   утрачен.   Его   развила   и приумножила   новая   империя   Хань.   Она   образовалась   в   конце   3   века   до   н.   э.   и просуществовала более четырехсот лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом. И сегодня китайцы называют себя ханьцами.  Китай   был   единственной  страной   Древнего   мира,   где  предпринимались  попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила   распространение   практика,   при   которой   назначение   на   государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из   всех   слоев   населения.   За   службу   чиновники   нaгpаждались   не   землей,   а   получали регулярное жалованье. Но, злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание   государственного   аппарата)   привели   в   1   веке   к   восстанию,   вошедшему   в историю как движение «красных бровей». Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.  Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао ­ пути природы и человека. Это учение   называют  даосизм.  Лао   Цзы   учил,   что   человек   должен   жить   в   соответствии   с законами   природы,   не   совершать   зла.   Он   осуждал   угнетение   одних   людей   другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных. Его   младший   современник  Конфуций  (по­китайски   ­   Кун   Цзы)   был   самым знаменитым   мудрецом   в   истории   Китая.   До   сих   пор   многие   китайцы   следуют   его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством. Самое главное в учении Конфуция ­ правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место.   Человек   обязан   наилучшим   образом   исполнять   свои   обязанности.   «Правитель должен быть правителем, отец ­ отцом, сын – сыном», ­ говорил Конфуций. Очень   важно  почитать   старших.  Надо   следовать   тем   правилам,   которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться  к старикам,  помогать им во всем.  Долголетие  ­ это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички, символизирующие предков. Здесь совершались религиозные обряды. Предкам приносились жертвы. Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное ­ это зло и зависть в душе. Особое значение Конфуций придавал образованию.  Он открыл школу и записал множество   изречений.   Своим   ученикам   он   толковал   старинные   книги,   приобщая   к мудрости древних. Эти   нормы   он   считал   обязательными   для   соблюдения   всеми   уважающими   себя людьми.   Они   включали   строгое   соблюдение   традиций,   почтительность   к   старшим, повиновение   власти,   соблюдение   порядка,   установленного   высшими   силами,   Небом. Государство   рассматривалось   Конфуцием   как   большая   семья,   в   которой   старшие,   т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.  Изобретения и открытия древних китайцев. Еще в древности китайцы заметили, что шелковичные черви (гусеницы бабочки шелкопряда) плетут свои коконы из красивых и прочных нитей. Они стали разводить шелковичных червей, разматывать их коконы, а из нитей ткать тончайшую блестящую ткань ­ шелк. Изысканные китайские шелковые ткани мечтали заполучить правители и богатые красавицы во многих странах. Эти ткани стоили очень дорого. Долгими месяцами, а иногда даже годами везли их из Китая через Центральную и Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, а потом и дальше ­ в Средиземноморье. Великий шелковый путь пролегал через горные   хребты   и   равнины,   пустыни   и   реки.   Терпеливо   двигались   по   нему   караваны верблюдов,   лошади,   нагруженные   ценной   поклажей.   Торговцы   рассчитывали   получить хорошие прибыли в далеких землях. Нередко на караваны нападали грабители, тогда купцам и погонщикам приходилось защищать   свой   товар   с   оружием   в   руках.   Великий   шелковый   путь   в   течение   многих столетий связывал Китай со многими странами и народами. Из растений, камней, глины китайцы делали яркие и прочные краски. Художники с удивительным мастерством создавали картины на шелке, дереве. Они открыли секрет лака, которым покрывали  деревянные изделия,  зонтики, даже  обувь, делая их блестящими  и водонепроницаемыми. Китайцы, как вы уже знаете, изобрели бумагу. Секрет ее производства они хранили в тайне от чужеземцев. Бумага была намного дешевле, чем шелк. Вскоре бумага стала основным писчим материалом в Китае. Еще в середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы использовали для фейерверков   и сигнальных ракет удивительное изобретение ­ порох. Порох использовали даже в медицине. Прошло несколько столетий, и они поняли, что порох может быть страшным оружием. Соединение его с огнем приводило к взрыву. В   своих   путешествиях   китайцы   ориентировались   не   только   по   звездам   или   по природным приметам. Они изобрели древнейший компас. В центр листа из полированной бронзы   помещали   ложку,   сделанную   из   магнитной   породы.   Ложка   вращалась   и   затем застывала на месте. Ее ручка указывала на север. В   Китае   нередко   случались   землетрясения.   Китайцы   создали   прибор, предсказывающий землетрясения. Китайские крестьяне были очень трудолюбивы. Они вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток ­ чай ­ считали целебным, придающим человеку силы. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. В   каких   регионах   мира   сложились   первые   гocудapcтвeнныe   образования?   Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв?  2. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. 3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.  4. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства. 5. Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое   место   в   общественной   иерархии   занимали   жрецы?   Почему   строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?  6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.  7. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности.  8. В   чем   состояли   особенности   истории   Финикии?   Какое   из   достижений   финикийцев оказало особенно большое влияние на развитие человечества? 9. Как   древние   евреи   появились   в   Палестине?   Кратко   расскажите   об   истории   этого народа. 10. Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?  11. Как была устроена жизнь индийского общества после прихода ариев? 12. Когда   и   как   сложилась   цивилизация   в   Китае?   Расскажите   о   первых   китайских государствах. 13. Сравните   известные   вам   древневосточные   государства.   Укажите   общие   черты   и особенности каждого из них. 3.2. Подведение итогов 1. Рефлексия: 1. Я узнал (а)… 2. Я понял (а)… 3. Я заинтересовался/ заинтересовалась… 2.   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Опираясь на С­ЛС в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 7­9, подготовиться к тесту. 2. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) Самостоятельная работа:  Подобрать ряд интересных фактов и оформить мини­энциклопедию «Медицина в Древнем мире». Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016.­ § 7­9. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. http://vmede.org/sait/? id=Istorija_mediciny_lisitsin_2010&menu=Istorija_mediciny_lisitsin_2010&page=3  Начало цивилизации. Врачевание, традиционная народная медицина в древних  государствах ­ Египте, Месопотамии, Ииудее, Китае, Индии, Тибете 2. http://www.studfiles.ru/preview/3590786/page:2/ Врачевание в странах Древнего  Востока ( Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае). 3. http://www.historymed.ru/training_aids/textbook/medicine_in_the_slaveholding_states/  Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока 4. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям 5. Словарь исторических терминов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме " Первые государства Древнего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017