МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»
Цель занятия: Учебная: Дать понимание абсолютизма как общественно-политической системы. Ознакомить с абсолютистскими монархиями в Западной Европе. Продемонстрировать усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению мировой и отечественной истории, побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем учебник.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
Документ Microsoft Word.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Абсолютизм в Западной Европе и России  Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Абсолютизм в Западной Европе и России» (проблемно­диалогическая технология, синквейн как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Дать понимание абсолютизма как общественно­политической системы. Ознакомить   с   абсолютистскими   монархиями   в   Западной   Европе. Продемонстрировать   усиление   центральной   власти   в   России   в   эпоху Ивана Грозного. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками. Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению   мировой и отечественной   истории, побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем учебник. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение:  Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 18. ­ Минск.: Литература, 1998.  История России с начала XVIII до конца   XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1999.  Коробков   Ю.Д.   Пособие   по   истории   для   поступающих   в   вузы.   – Магнитогорск: МГПИ,1995.  Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.  Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1999.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996.  Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 15 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1. Абсолютистские монархии в Западной Европе 2.2. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного 3. Заключительная часть – 20 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся полнота власти (законодательной, исполнительной   и   судебной)   сосредоточена   в   руках   монарха,   наметился   в   XVI   вeке   в большинстве   стран Европы,   включая   и   Россию.   Однако   конкретные   причины   установления абсолютизма, формы и методы осуществления власти различались. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания см. КИМ ­9 №11 Основная часть 2.1. Абсолютистские монархии в Западной Европе   ­ Что такое абсолютизм? Каковы его характерные признаки? Абсолютизм – форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью. Абсолютизм обладает следующими характерными признаками: а)   в   руках   наследственного   монарха   сосредоточивается   и   исполнительная,   и законодательная, и судебная власть; б) власть монарха становится абсолютной, регламентировавшей все виды службы и состояния сословий; в) управление осуществляется через развитый бюрократический аппарат; г) происходит централизация, унификация и регламентирование государственного и местного управления, территориального деления; д) войско становиться регулярным, постоянным; е) внедряется система постоянного налогообложения; е) государство либо подчиняет церковь, либо встаёт во главе неё; ж)   вырабатываются   теории,   обосновывающие   законность   и   необходимость абсолютизма. Основные   причины   перехода   к   абсолютизму   в   Анrлии   и   Франции   состояли   в следующем. Bo­пepвых,   в   условиях   Реформации   значительно  ослабло   влияние   римско­ католической церкви.  Чтобы   сохранить   свои   позиции,   она  нуждалась   в   поддержке монархов,  а   не   в   противоборстве   с   ними.   Peлигиозные   протестантские   течения   сами носили   светский   характер   и   первоначально   были   не   настолько   влиятельны,   чтобы воздействовать на центральную власть. Bo­втopых,   было  подорвано   влияние   местной   феодальной   знати,   традиционно противостоящей   власти   монархов.   В   управлении   гocyдарством  возросла   роль чиновничества.   увеличилось   значение   торгово­ предпринимательской городской элиты. В   экономической   жизни B­тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась,  Основу новых   армий   составили   профессиональные,   наемные   войска,  пехотинцы,   оснащенные огнестрельным   оружием,   артиллерией.  Их   содержание   стоило   дорого   и   было   по средствам только королевскому двору. В­четвертых,  младшие   сыновья   феодалов,   купцы   и   промышленники   были заинтересованы   в   существовании   сильной   центральной   власти,   способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки.  Развитие мануфактурного   производства   требовало   отмены   права   местных   феодалов   на установление   таможенных   пошлин   и   введение   дополнительных   налогов, ущемляющих торгoвлю. У­МП Становление абсолютистской монархии  в Англии  связано с правлением  Генриха  VII (1485­1509), во Франции ­ Франциска I (1515­ 1547).  Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии  это   был  тайный   совет  (в   eгo   состав   входили   чиновники   высшего   paнгa, ответственные   перед   королем)   и Звездная  палата  (она   рассматривала   дела   о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период устaновления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократилось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет. Формально   opгaны   сословного   представительства   не   прекращали   свoeгo существования. Однако во Франции во время правления Франциска I  генеральные штаты не   созывались   ни   разу.   В   Англии   парламентская   система   сохранилась,   однако   роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на eгo состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор. В   оппозиции   абсолютизму   находилась  местная  феодальная   знать,   стремящаяся сохранить   свои   привилегии.  Во   Франции   борьба   феодальных   кланов   за   влияние   на политику двора обострилась в период религиозныx войн (1562­1594) между католиками, сторонниками   контрреформации,   и   протестантами,   которые   называли   себя   гyгeнoтами. Католики опирались на поддержку Испании, при короле Филиппе II (1556­1598) ставшей оплотом контрреформации в Европе. Кроме тoгo, Испания опасалась усиления Франции, которая   конкурировала   с   ней   за   влияние   на   итальянские   государства   и   также   начала создавать собственную колониальную империю. Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была  Варфоломеевская ночь  ­  резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов.  Лишь с воцарением Генриха Бурбона (Генpux IV, правил в 1594­1610) был принят Нантский эдикт (1598), гарантирующий защиту королевской властью прав и католиков, и протестантов. В  Англии  сопротивление  абсолютизму  также приняло  религиозную   форму. В царствование   королевы  Елизаветы   I  (правила   в   1558­1603)   знаменем   оппозиции абсолютизму   стала   королева   Шотландии  Maрия   Стюарт  (правила   в   1542­1567), католичка.   В  ее   претензиях   на  английский   престол   ее   поддерживали   часть   английской знати, римско­католическая церковь,  провозгласившая Елизавету I еретичкой, и король Испании.  Тем не менее  заговор,  целью кoтopoгo  было возведение  Марии Стюарт  на трон, провалился, она была казнена. В ответ на это Филипп II снарядил «Непобедимую apмaдy» ­ флот из 134 кораблей, который должен был высадить в Англии 20­тысячный десант. Англичане противопоставили ей флот из 200 судов во главе с бывшим пиратом Френсисом Дрейком.  «Apмaдa», атакуемая английским флотом и попавшая в шторм у берегов Шотландии, была разгpомлена. Aнглийский флот надолго завоевал господство на морях. В   правление   Елизаветы   I   Англия   стала   быстро   расширять   свою   колониальную империю. Под эгидой двора и на eгo средства создавались новые Topгoвыe компании и мануфактурные производства. Англия установила тopгoвыe и дипломатические отношения даже с отдален ной Россией, куда добирались только после нелегких плаваний по северным морям. Для очищения церкви от сторонников католицизма и враждебною англиканству кальвинизма (в Англии он принял форму пуританизма) в 1583 г. была учреждена особая комиссия (англиканский вариант инквизиции). Тенденции   к   усилению   центральной   власти   проявлялись   в   Испании,   Австрии, небольших   государствах   Италии,   Германии.   Однако   сопротивление   местной   знати   и религиозное многообразие огpаничили их проявление. Большую   популярность   в   Европе   приобрели   труды   флорентийца  Никколо Макиавелли (1469­ 1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и eгo народа   правления   сильной   личности   ­   государя,   который   действует   решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально­этические нормы. ­­­ 2.2. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного 1. Начало самостоятельного правления. Венчание на царство  В России становление абсолютизма пришлось на время правления Ивана Грозного (отец – Вас лийии  III Иванович, мать ­  Елена Васильевна Глинская) 16   января  1547   г.  в   Успенском   соборе   московского   Кремля  Иван   IV торжественно венчался на царство (правил в 1533­1584). Отныне великий князь Иван Васильевич именовался  «царем и великим князем всея Руси».  Обряд был разработан по византийскому образцу, что, в сочетании с концепцией «Москва ­ Третий Рим» добавляло значительности Московскому государству. Как вы думаете, в чем значение этого акта?  (Огромное международное значение   этого   акта,   но   он   также   свидетельствует   о   высоком   представлении   о   власти своего   правителя,   выработанное   в   Москве;   о   миссии   России   в   качестве   право славной державы. С другой стороны, венчание Ивана означало конец боярского правления).   ­ Это  стало вызовом  ближайшим соседям: Казанскому и Крымскому  ханствам, Литве и Швеции. Теперь Иван как настоящий царь должен был либо покорить их, либо покориться сам. Но прежде право на царский титул предстояло доказать своим подданным. До сих пор великий князь был всего лишь первым среди равных. Царский титул возвысил его над другими князьями, чьи предки еще совсем недавно сами правили как суверенные государи. Далеко не всем нравился такой оборот. Через две недели царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной­Кошкиной. Красивая, умная и добродетельная Анастасия  оказала на государя самое благотворное влияние.  Тогда же вокруг царя стал складываться кружок из честных и способных людей, получивший название Избранной рады.  Избранная Рада  ­  новое   неофициальное   правительство,   созданное   из   кружка приближенных   к   Ивану   придворных   людей.   По   сути,   эта   была   так   называемая Ближняя Дума, состоящая из особо приближенных к царю членов большой Боярской Думы.  Эти люди понимали, что без глубоких реформ своевольные князья снова и снова будут растаскивать Русь на уделы.  2. Реформы Ивана IV  Целью реформ власти было формирование централизованного государства (т. е. с сильной вертикалью власти, с четким управлением).  Эти стремления горячо поддерживали служилые люди того времени — дворяне. В отличие  от князей и  бояр  они не  могли полностью распоряжаться  своей  землей — поместьем,   а  пользовались   ей   лишь   до  тех   пор,  пока   несли  службу.  На   те  доходы, которые  помещики  получали   от  своей  земли,   они  должны  были  содержать  военные отряды. Каждый помещик  по первому призыву должен был явиться на войну «конно, людно и оружно»  — то есть привести с собой определенное число воинов и полностью содержать   их   в   течение   всего   времени   военных   действий.  Как   только   помещик переставал служить, имущество его отходило в казну и передавалось потом другому человеку.  Не могли дворяне рассчитывать и на высшие государственные должности. Положение   человека   определялось   тогда   в   первую   очередь   родословной;  человек способный,   но   не   родовитый   мог   обрести   влияние   лишь   благодаря   счастливому стечению обстоятельств. Эта система называлась местничеством. Недовольны   были   и  чиновники  —  приказные   дьяки   и   подьячие.  Они  были знакомы   с   государственным   устройством   других   стран   и   понимали,   что   система управления,   унаследованная   от   Древней   Руси,   не   соответствует   устремлениям самодержавной   монархии.   Большинство   из   них   прекрасно   знало,   что   и   как   следует делать, но из­за своего приниженного положения они ничего не могли изменить. Служилые   люди   получили   свой   шанс   в   1549   году,   когда   царь,   потрясенный московским   пожаром   и   бунтом,   созвал   так   называемый   Собор   примирения.   На   него съехались   представители   со   всех   концов   русской   земли.   Восемнадцатилетний   государь осудил   «неправды»   боярского   правления   и   объявил,   что   сам   будет   всем   «судьею   и обороною».  Земский собор 1549г. ­ собрание представителей всех земель, но не выбранных, а  назначенных властью. Именно к этому времени относится начало деятельности Избранной рады. Основные реформы  были проведены в течение всего пяти лет.  Они  коснулись всех сторон жизни страны  — от структуры государственного управления до вопросов внутрицерковной жизни, от судебной системы до организации военной службы.    1550   г.   Новый   Судебник.  Он  наделял   Боярскую   Думу   правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Тогда же были созданы приказы, каждый из которых ведал определенными делами. ­ Что такое приказы? (Это аналог современных министерств.)   ­   1551 г.  ­  церковный  собор  (Стоглавый),  он  привел   к   единству   церковные обряды.  На соборе были одобрены некоторые важные нормы и правила церковной жизни и основы религиозного культа. Также собором было предусмотрено создание специальных училищ для подготовки священников и устройство силами Церкви школ для мирян.   1556   г.  ­  реформа   местного   управления:  отмена   системы   кормлений (содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения: повинности, налоги) Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию  судебных   приказов,   которые  вытесняли   на   местах   кормленщиков,   тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть.   1550   г.  ­  военная   реформа:  ограничение   местничества   на   время   военных действий. Избранная тысяча (ядро поместного ополчения, непосредственно подчиненная царю).   Стрелецкие   полки   ­  пешее   войско.  По   сути,   это   первое   постоянное   войско, существовавшее до XVIII в. Предшественники стрельцов —  пищальники,  то есть воины, снабжённые пищалями, ружьями с фитильными запалами.  Стрельцы несли охрану царя, однако   уже   в   войне   против   Казанского   и   Астраханского   ханств   использовались   как основная боевая сила. Набор в войско поначалу осуществлялся на добровольной основе из свободного сельского и городского населения. В войнах стрельцы использовались как постоянная пехота. Помимо пищалей, они имели на вооружении мушкеты, бердыши, мечи и сабли.  Стрелецкая верхушка  обладала различными льготами и привилегиями, кроме того,   имели   место  нажива   за   счёт   рядовых   стрельцов,  урезание   жалования,   личная эксплуатация низов. Также   в   1556   г.   было   принято  Уложение   о   службе,   в   котором   определялись точные нормы обязательной службы в войске. С каждых 150 десятин земли на службу должен был явиться один конный  воин. Если земли было 300 десятин, то её владелец должен привести с собой ещё одного вооруженного воина. Ежегодно проводились военные смотры этого ополчения. 3. Внешняя политика Ивана Грозного а) Присоединение Казанского и Астраханского ханств Уже в 1551 году обновленное русское войско выступило в  поход на Казанское царство.  Операция была  блестяще продумана в военном и политическом отношении и завершилась полным успехом. В октябре 1552 русские войска овладели Казанью. Вскоре, опираясь на сторонников Москвы, русские войска взяли под контроль и всю территорию ханства.  В   стратегических   пунктах   разместили   гарнизоны,   а   в   последующие   годы   на казанские   земли   не   раз   привозили   переселенцев.   Успеху   способствовала   политика веротерпимости,   одобренная   митрополитом   Макарием:   строились   новые   православные церкви, но мусульман никто в православие не обращал. Спустя   несколько   лет   русские   войска   практически   без   боя  заняли   Астрахань. Астраханское   ханство  было  присоединено  к  Руси  и   Поволжье   впервые   оказалось   под властью Москвы.   Это   был   колоссальный   успех   —   впервые   восточная   граница   Руси   стала полностью   безопасной.  Был  открыт   прямой   путь   за   Урал   и   в   Центральную   Азию, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Россия становилась всё   более  многонациональной   страной.  Московской  казне   достались   огромные богатства  —   достаточно   сказать,   что   после   присоединения   Казанского   ханства   было освобождено более 100 тыс. русских пленников, и каждый из них получил свою долю воен­ ной добычи.  Присоединение этих ханств  открыло путь на Сибирь. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками. Иван IV доказал и себе, и всему миру, что он достоин царского титула.  В   стране   начался  экономический   подъем,   с   ней   стали  считаться   европейские державы.  Однако  бояре   были   недовольны:   ведь   теперь   их   исконные   привилегии распространили на вчерашних «холопов» — дворян и высших чиновников. б) Ливонская война Лив нская   войн оо ао  (1558—1583)   —  крупный   военный   конфликт   XVI   века,   в котором   участвовали   Ливонская   конфедерация,   Русское   царство,   Великое   княжество Литовское,   Шведское   и   Датское   королевства.   Боевые   действия   велись   в   основном   на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо­Западной России. Война продолжалась с небольшими перерывами 25 лет и закончилась за 7 месяцев до его смерти. Причины   заключались   в  необходимости   России   в   получении   выхода   к Балтийскому морю,  как наиболее удобном для прямых связей с центрами европейских цивилизаций.   ­ Имело ли Московское государство до Ливонской войны выход в море? (да, Финский залив) России принадлежало в те времена устье Невы и южное побережье Финского залива вплоть до реки Нарвы, за которой начиналась Ливония.  Несмотря на то, что летом 1557 года дьяк Иван Выродков построил в устье реки Нарвы, ниже Ивангорода, морской порт, иноземные корабли туда не заходили. Купцам препятствовали Ливония и Швеция.   Работа с учебником, стр.139 (предпоследний абзац) – стр140 (до второго абзаца)   ­   ­   ­ Назовите дату начала войны. (1558) Как проходила война?  Как   вы   думаете,   почему   в   войну   вмешалась   Швеция?  (рассчитывала получить побережье Финского залива) Выгодным ли был мир для России? Почему Иван  IV  так верил в свои силы?  (был воодушевлен победами на   ­ востоке)   ­ Прибалтика надолго стала объектом ожесточенного соперничества между Польшей и Швецией. Эта борьба серьезно отвлекала обе державы от дел на востоке. Что касается России, то ее интерес к выходу на Балтику не исчез. Москва копила силы и ждала своего часа, пока Петр Великий не завершил дело, начатое Иваном Грозным. в) Покорение Западной Сибири В результате распада империи Чингисхана возникло, как вы помните,  Сибирское ханство. До конца XV в. в нем правили шейбаниды — потомки Шейбана, внука Чингиса. Путем дворцового переворота власть в ханстве захватил бек Мамет Тайбуги, ставший основателем новой ханской династии — тайбугинов. Кучум  ­  представитель  рода  шейбанидов  жаждал  восстановить  «историческую справедливость. Ради   спасения   своей   власти   сибирский   хан  Едигер  решил   заручиться покровительством русского царя  Ивана IV. Однако Кучум воспользовался исторической ситуацией… Не имея возможности противопоставить Кучуму, Иван Грозный в 1564г. поручает оборону   северо­восточных   границ   государства   богатым   солепромышленникам Строгановым.  Они   получают   от   царя   грамоту   ­   фактическое   предписание   начать покорение Сибирскрго ханства. Однако,   кучумовские   отряды   неоднократно   предпринимали   набеги   на   владения Строгановых.   Иван   Грозный  разрешил   Строгановым   набрать   вольных   казаков   для защиты   поселений   от   татарских   набегов.   во   владениях солепромышленников появился отряд казаков под командованием атамана Ермака.   Летом   1582г. Поход   дружины   Ермака   в   Сибирь   стал   границей,   которая   разделяет   историю открытия и познания Сибири на две части. До похода — это неизведанный край, и чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических сведений. После похода — реальное   знакомство   с   Сибирью,   о   котором   остались   документы,   написанные   как донесения властям.  К началу XVII века почти вся территория Западной Сибири была подчинена русскими и вошла в состав Московского государства. г) Опричнина и ее последствия В   декабре   1564   года   царь   вместе   со   своей   семьей,   самыми   почитаемыми   в Москве   иконами,   казной   и   приближенными   покинул   Москву.  Он   остановился   в Александровской слободе (ныне г. Александров) и объявил о своем отречении. В посла­ нии к Боярской думе государь сообщал о царской опале на изменников­бояр, горожан же заверил в том, что никакого зла на них не держит.  Народ растерялся и стал требовать возвращения государя, да и бояре не могли помыслить   себя   без   царской   власти.  Толпа   готова   была   сама   расправиться   с «изменниками»,   и   тем   ничего   не   оставалось,   кроме   как   уговорить.   Ивана   Васильевича вернуться на царство. Грозный согласился, но с условием: он учреждает опричнину. Это интересно  Отречение   кажется  тонким  политическим  ходом,  но царь  не мог  знать,  чем  все кончится. Будь у его противников достаточно воли, противостояние могло бы вылиться в долгую   гражданскую   войну,   наподобие   той,   что   вели   Василий   II   и   Дмитрий   Шемяка. Проигравшего   мог   ждать   и   монашеский   клобук,   и   топор   палача.   Иван   Васильевич прекрасно понимал, на какой риск он идет. Кроме того, будучи глубоко религиозным, он искренне верил в божественность своей власти и, отрекаясь, чувствовал свою вину перед Богом и горько каялся. «Аще и жив, но Богу скаредными своими делы паче мертвеца смраднейший и гнуснейший... сего ради ненавидим есмь», — писал он. Потрясение было столь сильным, что за несколько недель у Ивана выпали всё волосы на голове, его едва узнавали, когда он вновь появился в Москве.   Работа с учебником, стр.140 (третий абзац) – стр141 (до «итоги и последствия правления Ивана Грозного»)   ­ Что значит опричнина? Как проводилась политика опричнины? Среди историков нет единого мнения о смысле учреждения Иваном Грозным опричнины. Ряд историков видел в опричнине борьбу против отдельных личностей среди высшего боярства, неугодных царю. На основании более пристального изучения известных документов другие историки заговорили о том, что в действительности опричный террор направлялся в неменьшей степени против дворянства, других низших слоев населения. С другой стороны, опричнина явилась следствием  маниакальной подозрительности царя, выросшего в атмосфере недоверия и интриг, видевшего убийц и заговорщиков даже среди самых   преданных   ему   лиц.   Именно   поэтому   главным   требованием   к   опричникам   была личная  собачья   преданность   Ивану  (отсюда   своеобразная  атрибутика   опричника  ­ пёсья   голова,   притороченная   к   седлу;   ещё   один   атрибут   опричника   ­  метла  ­   сим­ волизировала избавление царя от неугодных ему людей). С   помощью   выделения   своего   двора   приближения   людей,   мало   связанных корпоративными   связями   с   боярской   верхушкой,   Грозный   стремился   освободиться   от влияния Боярской думы.  Влияние   Боярской   думы   на   принятие   решений   значительно   усилилось:   а)   с вступлением в московскую службу бывших удельных княжат, сохранивших свои привычки и представление о своем высоком происхождении и статусе и б) в течение малолетства Ивана, когда она члены думы самостоятельно правили страной. Коллективно члены Думы могли с успехом противостоять многим невыгодным для них решениям царя.   ­ Как   вы   думаете,   в   чем   причина   могущества   Боярской   думы?  (В   ней заседали люди, обладавшие значительным авторитетом и богатством. Они семьи многие поколения служили великому князю.) К этому времени этот орган приобрел черты замкнутого представительского органа боярской   феодальной   аристократии,   который   с   успехом  отстаивал   свои   сословные интересы и мог сопротивляться политике или желаниям царя.  Иоанн,   считая   себя   обличенным   властью   от   Бога,  не   признавал   никаких ограничений своей власти. Более того, он считал это противным Божьему установлению. Террор же стал лишь одним из методов ведения этой борьбы против аристократической верхушки.   ­  Работа с учебником, стр.142 (второй абзац) Предположите, к чему могла привести политика опричнины?  Дополнительный материал для преподавателя Политика   опричнины,   вылившаяся   в   массовый   террор,   который   обрушился   на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у своих исследователей. Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. В 1930­1940 гг. личность   и   деятельность   Ивана   IV   всячески   идеализировалась   (вспомните   фильм   С. Эйзенштейна   «Иван   Грозный»),   т.к.   служила   историческим   и   моральным   обоснованием сталинских   репрессий.   В   дальнейшем,   началось   критическое   переосмысление   роли личности Ивана Грозного и политики опричнины.  Некоторые   ученые   увидели   в   опричнине  стремление   царя   к   укреплению единоличной власти, альтернативу  мирным  реформам.  При  отсутствии  достаточных предпосылок   для   немедленного   установления   самодержавной   формы   правления   и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления вылились в террор.  Предпосылки: Ухудшение   обстановки   в   стране   в   связи   с   Ливонской   войной,   требовало  увеличение   налоговых   поступлений.  Однако   система мобилизации   ресурсов   тыла, местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды. Стремление   власти   спасти   свой   авторитет,   для   чего  неудачи   в   войне   стали объясняться предательством и кознями бояр. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность, а к населению относился   как   к   холопам,   которых   он   «волен   жаловать   или   казнить».   Эти   взгляды усиливались   настроениями   народа,   ожидавшего   от   царя   воплощения   в   жизнь   идеала «Святой Руси».  Царь   сомневался   в   возможности   воплотить   этот   идеал   по   всей   стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IV решил воплотить данную мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю.  О  религиозном   характере   опричнины  свидетельствуют   и   такие   факты,   как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п. Личные   качества   царя:  его   крайняя   мнительность,   жестокость,   трусость   и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей   «Избранной   рады»,   т.е.   людей,   в   определенной   степени   сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.  Начало «опричнины» Непосредственному переходу к опричнине предшествовали ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство князя А. Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара.  Военные неудачи и бедствия воспринимались как божье наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя. Для того, чтобы отделить себя от него и свалить вину на бояр, царь в декабре 1564   г.   неожиданно   покинул   столицу,  забрав   казну,   библиотеку,   символы   власти   и наиболее ценные иконы. В сопровождении лично преданного ему окружения он поехал в Александрову слободу, откуда в январе 1565 г. послал две грамоты. В одной он обвинил бояр, детей боярских, приказных людей в измене, казнокрадстве, насилии над народом, и   заявил   о   своем   решении   оставить   царствование.  В   другой   грамоте,   обращенной   к посадским людям, он объявлял, что зла на них не держит. Бояре,   оказавшись   один   на   один   с   разгневанным   народом,   вынуждены   были послать к царю делегацию и принять все его требования.  Главными условиями стали: ­  разделение   страны   на   земщину  с   прежней   Боярской   думой   и   приказами  и   ­ опричнину  со   своей   Думой,   приказами­избами   (на   монастырский   лад   –   «кельями»), войском; ­  право   царя   полностью   и   бесконтрольно   распоряжаться   жизнью   и имуществом людей, которых он «волен казнить и миловать» без суда и следствия. Самодержавная власть царя простиралась на всю Россию и в земщине Иван IV так же карал «изменников» без санкции Боярской думы, как и в опричнине. ­ предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины.  Опричники  Опричник,  приносивший   царю   клятву   на   верность  (символами   их   преданности были метла и собачья голова, прикрепляемые к седлу и означавшие борьбу с изменой), обязывался   не   общаться   с   земскими,   которые   воспринимались,   как   принадлежавшие   к иному, как бы несуществующему миру. Это во многом объясняет крайнюю жестокость и зверства расправ опричников над земскими людьми. Социальный состав опричного двора был крайне неоднородным. Он не отличался от социального состава  земщины. В опричное войско входили  и представители  знати ­ князья (Сицкий,  Одоевский,  Хованский,  Трубецкие и др.) и бояре, и худородные дети боярские,   и   иностранные   авантюристы.   Зачастую   в   опричнину   насильно   записывали служилых людей определенных уездов. Опричников объединяла преданность царю, отречение от родителей и принятых норм   поведения,  что   согласно   религиозным   представлениям   эпохи  означало   разрыв   с христианским миром, переход на службу к дьяволу. Не случайно князь Курбский в своих посланиях Ивану Грозному, обыгрывая понятие «опричники» («опричь» ­ кроме), называл людей,   перешедших   на   службу   к   царю   –  «кромешники»,   иными   словами  «воины кромешной тьмы», т.е. ада.  Опричники, осознавая, что они «продали душу» ради того, чтобы приблизившись к трону,   получить   власть   и   богатства,  «наслаждались   жизнью»   на   этом   свете, пьянствовали, развратничали, убивали, ожидая страшные кары на Божьем суде.  Но, при этом царь и его опричники оправдывали свои преступления великой целью, считая, что с помощью террора они смогут возвести «царство Божие» на земле, обратить людей к истине, чтобы они познали, по словам Ивана Грозного, единого Бога, отказались от междоусобных браней и преступной жизни, подрывающих царства.  «Смысл» опричнины. Основное содержание этой политики сводилась к насилию, с помощью которого опричники во главе со своим «игуменом» надеялись  искоренить грех непослушания власти и, даже, греховную природу человека. Но в силу того, что человек, в   их   представлении,   был   греховен   от   рождения,   то   даже,   не   совершив   ничего противоправного, он оказывался виновным. Вот почему  опричники не утруждали себя поиском каких ­либо свидетельств обвинения, казнили как по подозрению, так и по наговору представителей всех сословий.  Притом чаще всего страдали люди честные и порядочные, имеющие собственное мнение и личное достоинство. Таким  образом, социально­политический  смысл  опричнины тесно переплетался  с религиозными представлениями людей той эпохи. Власть с помощью жестокого террора, принимающего   зачастую   иррациональные   формы,   стремилась   с   одной   стороны, компенсировать   свою   слабость   и   неэффективность,   а   с   другой   ­   парализовать   волю населения   к   сопротивлению,   вселить   ужас   в   души   людей,   заставить   их   безропотно подчиняться своим предначертаниям.  Первый этап опричнины.  На протяжении своей истории политика опричнины видоизменялась. Проблема  разделения страны и переселения. По указу Ивана Грозного «взятые в опричнину»   получали   земли   на   опричной   территории   (Центр,   театр   военных   действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянством платившим подати не феодалу, а непосредствено в государственную казну).  Кульминация   опричнины.  В   начале  1570   г.   царь   возглавил   карательную экспедицию против Новгорода, якобы, изменившего царю. Погром, унес  жизни более 10 тыс. человек. Террор усиливался, но успеха он не приносил. Иван Грозный  обвинил в измене верхушку опричнины.  В июле 1570 г.  страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных,   а   среди   них   были   и   представители   высшей   приказной   бюрократии, руководства опричного войска  бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей. Жертвами террора оказались и те, кто стоял у истоков опричнины  Отмена опричнины.  В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет­Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и   убийц,   оказалось   неспособным   противостоять   внешнему   врагу.   Страшный   разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя, который даже готовился бежать из страны. В 1572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела   страны   и   войска,  что   дало   возможность   земскому   воеводе   князю   М. Воротынскому разбить татар в битве у с. Молоди. Запрещено было произносить даже слово «опричнина» ­ нарушителю грозило наказание кнутом. Многие историки считают, что на этом политика опричнины прекратилась. Однако ликвидация разделения страны и войска, возвращение части конфискованных земель, не привели к прекращению террора. Опричная политика продолжалась, но в других формах, до самой смерти царя. Последствия опричнины Объективно, опричнина не только  не привела к усилению центральной власти, а скорее   ослабила   ее,  вызвала   острый   общественно­политический   кризис,   поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты ­ гражданской войны. Опричный террор не привел и к уничтожению боярства и боярского землевладения, произошли только персональные изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый  верх   людей   беспринципных,   готовых   ради   личных  интересов   пойти  на   любое преступление. Люди же с чувством собственного достоинства, заботящиеся о судьбах России  и готовые  ради нее отстаивать  свою точку зрения в  спорах с  царем, были устранены или уничтожены. Опричная политика не столько помогла России  в Ливонской войне, сколько стала одной из причин ее поражения. Ослабляя ресурсы страны, парализуя страхом командный состав,   она   привела   к   тому,   что   Россия   не   сумела   развить   первоначальный   успех   и воспользоваться смутой, наступившей в Речи Посполитой после смерти в 1572 г. короля Сигизмунда II Августа.  Внутренняя   политика   и   затяжная   война   привели   к  тяжелому   экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины.  Государство  теряло налогоплательщиков,  служилые   люди   ­   крестьян,   а   это  подрывало   боеспособность армии.  Для   преодоления   кризисного   положения   власть   пошла   на   запрет   крестьянского «выхода». Отмена Юрьева дня в 1581 г. из временной и ограниченной меры переросла в постоянную,   что  привело   к   закрепощению   крестьян.  А   это,   в   свою   очередь, предопределило утверждение наиболее консервативного типа феодальных отношений, что затормозило развитие страны. Опричнина   породила   и   глубокий  духовный   кризис  русского   общества. Пошатнулась   вера   в   царя   как   «земного   бога»,   что   подрывало   основы   православия. Отречение от христианской морали и вседозволенность опричников, порождали страх и апатию в низах общества, дискредитировали церковь, неспособную заступиться за свою паству. В итоге, складывались духовные предпосылки для Смуты. ­­­ В 1580 г. царь женился в 7­ой раз на Марии Нагой, от которой родился царевич Дмитрий. В 1581 г. в пылу гнева он нечаянно убил своего старшего сына и наследника Ивана,  оставив   трон   слабоумному  Федору,   неспособному   самостоятельно   управлять страной.  В   1584   г.  Иван   IV   умер.   Существует   версия,   что   он   был   убит   своими приближенными ­ Б. Бельским и Б. Годуновым. Царствование Ивана IV завершилось  провалом внутренней и внешней политики. Зачатки   системы   централизованной   власти   (приказы   и   т.д.)   появились   не   в   результате опричнины,   а   в   итоге   реформ,   свернутых   ею.   Свою   слабость   власть   пыталась компенсировать жестокостью, принимавшей крайние формы. В итоге, многое из того, что было достигнуто в годы реформ, было разрушено. Страна   оказалась   в   состоянии   структурного   кризиса,   охватившего   все   сферы   жизни общества и поставившего ее на грань гибели. Заключительная часть 3.1. Проверка восприятия и закрепление нового материала а) Беседа  1. Что такое абсолютизм? Каковы его характерные признаки? Абсолютизм  – форма правления,  при которой монарх обладает неограниченной властью, сосредоточив в своих руках все её рычаги, прежде всего, финансы и стремясь контролировать   все   сферы   государственной   деятельности   непосредственно   или   через бюрократический аппарат.  2. Являются ли понятия «абсолютизм» и «самодержавие» тождественными? Самодержавие   это   неограниченная   монархия,   опирающаяся   на   московское понимание византийских традиций. Переход от него к абсолютизму знаменовал переход к ориентированию на западноевропейские традиции, отход от утверждений об уникальности Российского государства как единственного истинного наследника наследница Византии, а через неё Римской империи. 3. Каково значение принятия царского титула Иваном IV? Принятие   этого   титула   означало   начало   самостоятельного   правления   Ивана   IV, прекращения всевластия боярских группировок. 4. Каковы были основные цели реформ 50­х гг. XVI в.? а) упорядочить управление страной; б) укрепить центральную власть; в) возродить местное самоуправление. 5. Каковы были причины введения в стране опричных порядков? Россия   проигрывала   Ливонскую   войну,   неудачи   в   войне   стали   объясняться предательством  и   кознями  бояр.  Царь  считает,   что  его  окружение  мечтает   прекратить войну,   свергнуть   государя.   Все   это   заставляет   Ивана   создать   себе   новое   окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора). 6. Каковы были направления внешней основные политики Ивана 4? Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: А) на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; Многие   прибалтийские   земли   издавна   принадлежали   Новгородской   Руси.   Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям­Запольского (с Польшей)   и   Плюсского   (со   Швецией)   перемирий.   Русским   пришлось   отказаться   от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война  истощила  силы   России.  Главная  задача  завоевание  выхода  к  Балтийскому   морю решена не была. Б)   на   востоке   –   борьба   с   Казанским   и   Астраханским   ханствами   и   начало освоения Сибири; расширение территории русского государства. Сначала   Иван   Грозный   предпринял   дипломатические   шаги,   направленные   на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. войско российского царя осадило Казань. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Окончательно Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству в 1598 г. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. В)* на юге – защита русских земель от набегов крымского ханства. Неудачный   поход   русского   войска   на   Крым   в   1559,   набеги   крымского   хана   на Москву в 1571 г., 1572 г. набегов врагов. Таким образом, главными целями внешней политики этого периода были: 1)   Стремление   расширить   территорию   России,   обезопасить   внешние   границы   от 2) Обеспечить условия для внешней торговли. 3) Защитить православную веру. 7. Каковы итоги Ливонской войны? 1) Выход к Балтийскому морю получен так и не был. 2) Завоеванные в ходе войны земли были утеряны. 3) Не было допущено потери довоенных земель. 4) Некоторые земли подверглись разорению (отдельные рейды доходили до Волги). 5) Война привела к большим финансовым потерям. 8. Каковы итоги царствования Иваного Грозного? Царствование Ивана IV завершилось  провалом внутренней и внешней политики. Зачатки   системы   централизованной   власти   (приказы   и   т.д.)   появились   не   в   результате опричнины,   а   в   итоге   реформ,   свернутых   ею.   Свою   слабость   власть   пыталась компенсировать жестокостью, принимавшей крайние формы.  В итоге, многое из того, что было достигнуто в годы реформ, было разрушено. Страна   оказалась   в   состоянии   структурного   кризиса,   охватившего   все   сферы   жизни общества и поставившего ее на грань гибели. Войны,   опричнина,   массовые   казни   привели   к   хозяйственному   упадку.   Многие крестьяне бежали на юг в Поволожье,  где становились  казаками. Поскольку не видели другого способа спастись от непомерных налогов, произвола властей и помещиков. Иван Грозный издал указ о заповедных годах. В эти годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца  к другому в Юрьев день. Иван Грозный  в приступе  гнева убил своего сына, наследника престола. После смерти Грозного сталась разорённая страна и неподготовленный к управлению страной Фёдор. . б) Синквейн на тему Абсолютизм Шпаргалка преподавателя абсолютизм безусловный, неоспоримый, неограниченная, властная, всесильная сосредотачивает, устанавливает, распоряжается, правит, повелевает, наказывает верховная власть не ограничивается конституцией форма правления, монархия 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 37, 42.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета  МГУ).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме «Абсолютизм в Западной Европе и России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017