МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

Оценка 4.8
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"
Цель занятия: Учебная: Ознакомить учащихся с арабской цивилизацией, возникновением ислама и основами мусульманского вероучения. Рассмотреть процесс образования, развития и распада Арабского халифата. Дать представление об историческом наследии Арабского халифата. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, формирование толерантного отношения к другим народам.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016-9-№6 -ист- Раннефеодальные империи в Европе.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Раннефеодальные империи в Европе Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Раннефеодальные империи в Европе» (синквейн как прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Социально­экономические   отношения   раннего   Средневековья. Особенности   феодальных   отношений.   Религиозное   единство   Европы. Нормандские завоевания, создание Священной Римской империи. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать   интерес   к   предмету,   формирование   толерантного отношения к другим народам. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм  «Великое  переселение народов») Раздаточный материал: КИМ ­9 №5, У­МП, Словарь исторических  терминов Место проведения: аудитория Литература и источники для подготовки:  Всемирная   История.   Том   1.   (Электронный   ресурс): http://www.bibliotekar. ru/hist1­1/index.htm  Маркова   А.   Н.   Культурология   Истории   Мировой   Культуры   –   М.: Юнити, 1998.  В. Т. Харчева. Основы социологии / Москва , «Логос», 2001  www. gumer. info (Библиотека Гумер).  www.   ru/ER/Etext/PICT/feudal.   msu.   hist.   htm   (Библиотека Исторического факультета МГУ).  www.   bibliotekar.   электронная библиотеканехудожественной   литературы   по   русской   и   мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). (Библиотекарь.   Ру:   ru План занятия 1. Вводная часть – 15 минут 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1. Причины Великого переселения народов 2.2 Социально­экономические отношения paннeгo Средневековья 2.3 Особенности феодальных отношений 2.4 Религиозное единство Европы 2.5 Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи 3. Заключительная часть – 20 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  У   каждого   периода   всемирной   истории   есть   свое   имя.   Эти   имена   вам   хорошо известны:   история   Первобытного   общества,   история   Древнего   мира,   история   Нового времени. Имя   эпохи,   которую   вам   предстоит   узнать,   немного   странное:   история   средних веков.   В   каком   смысле   «средних»?   «Средних»,   потому   что   «не   очень   хороших   и   не слишком плохих»? Или потому, что «находящихся между»? А может быть, ничего важного тогда не происходило, и средние века были веками «пустыми»? Впервые «средним веком» (именно так, в единственном числе) время, прошедшее от падения Западной Римской империи до расцвета в Италии культуры Возрождения, было названо в XV столетии теми, кто мечтал возродить античность, классическую культуру Греции и Рима. Они считали «средний век» эпохой, не давшей человечеству ничего. Она лишь испортила ясную и звучную латынь древности, превратила в руины ее замечательную культуру. Конечно, это отношение к средневековью и несправедливо, и не научно. Наука не осуждает целую эпоху только за то, что она не похожа на современность. Она пытается понять прошлое, признавая за ним право быть другим. Сегодня мы называем так эпоху, наступившую после падения Западной Римской империи в V веке и завершившуюся в конце XV столетия. 1.3  Контроль исходного уровня знаний а) Тест (см. КИМ ­9 №5) б) Беседа  – Что позволило римлянам создать огромную державу?   –  Каков   вклад   древних   греков   и   римлян   в   мировую   культуру?   Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.  –  Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­ рией   Древнего   мира   и   Средних   веков.   В   чем   причины   падения   Западной   Римской империи? (с вторжениями на ее территорию варварских племен)   –  Кого римляне называли варварами?  (Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре) Основная часть 2.1. Причины Великого переселения народов В   начале   I   тысячелетия   нашей   эры   на   просторах   Евразии   и   Сибири   начались массовые миграционные процессы, которые полностью изменили этнический и культурный облик всего континента. Этот процесс получил название – великое переселение народов.  Массовая   миграция   племен   началась   во   II   веке   и   закончилась   к   VII   веку, продолжавшись в общей сложности, четыре столетия.    У­МП  Приложение 12 Посмотрите на карту  – Какие племена  и народы участвовали в переселении? (франки, англы, саксы, остготы, вестготы, вандалы)  – Назовите места расселения племен  – Какие варварские королевства образованы в местах расселения?  – Объясните  причины этого процесса? В целом принято выделять три причины этого процесса: • увеличение численности варварских племен — им просто начало не хватать места для жизни; • глобальное похолодание — малый ледниковый период привел к тому, что племена двинулись в теплые края; •  зарождение   государственности   —   объединение   племен   в   союзы   породило   и стремление к завоеваниям. При   наличии   проектора   рассказ   преподавателя   можно   заменить   просмотром обучающего фильма «Великое переселение народов» (9 минут) 1 этап переселения начался с переселения германского племени готов. До этого они населяли территорию современной Центральной Швеции. В 239 году готы перешли границу Римской   империи.   В   III   веке   на   эти   же   земли   стали   вторгаться   остальные   германские племена:   франки,   вандалы,   саксы.   Закончился   германский   этап   переселения   народов Адрианопольским сражением, в котором римские войска были разбиты готами. 2 этап связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы.  Гунны – кочевой народ, сложился во II–IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70­х гг. IV в.)   дало   толчок   Великому   переселению   народов.   В   451 г.   предводитель   гуннов Аттила со всеми подвластными ему племенами вторгся в Галлию, но был остановлен и разгромлен войсками Западной Римской империи и ее союзниками на Каталаунских полях. Римлянам удалось остановить их нашествие в середине V века, но оттесненные ими племена   и   народы   продолжили   свое   вторжение   вглубь   Римской   империи.   В   455   году вандалы   захватили   Рим.   В   476   году   варварами   был   свергнут   последний   император ослабевшей  Западной Римской  империи,  а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы. 3 этап.  В V веке начался процесс переселения славянских племен на территорию Византии   и   Балканского   полуострова.   В   результате   они   заселили   Восточную   Европу.  Великое переселение народов привело к уничтожению многих племен и народов. Племена­ завоеватели   или   ассимилировали   местное   население   или   сами   вошли   в   его   состав. Некоторые из них, вообще, исчезли как народ, например, гунны. Вел кое пересел ние нар дов  —  условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.  К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются  в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, которою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи. Восточной Римской  империи  удалось  выстоять под ударами варваров. По­иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей.  ии еи ои 2.2 Социально­экономические отношения paннeгo Средневековья Римляне воспринимали  распад своей империи  как торжество «варваров», начало «темных   веков».   Между   тем,   именно   в   период   paннeгo   Средневековья   закладывался фундамент   быстрого   изменения   облика   Европы:   возникло   большинство   современных государств, определились в основном их границы, были заложены основы будущих наций и национальных   языков.   Средневековье   создало   новый   городской   образ   жизни,   высокие образцы духовной и художественной культуры.  В   V­X   вв.   значительные   изменения   происходят   в   социально­экономическом развитии  народов.  С  падением  империи  многие  поместья  перешли   к новым  хозяевам   ­ королям и знати «варварских» гocyдapcтв.  Главным занятием населения остается земледелие.  Основной формой организации жизни была община.  Община  –   форма   объединения   людей,   характеризующаяся   коллективным владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. Крестьяне­общинники   владели   на   правах  личной   собственности  приусадебной землей,   обрабатывали   определенные   участки   земли   в   общинном   поле,   совместно пользовались общинными лесными и пастбищными угодьями.  Частной собственности   на землю у  крестьян  в  раннее  Средневековье  еще  не было. Собственником земли являлась община, отдельный общинник лишь пользовался своим земельным участком.  Сельская община, первоначально состоявшая из малых семей, объединенных в большие   семьи,   находилась   в   рассматриваемый   период   в   стадии   разложения.   Она постепенно   и   достаточно   быстро  превращалась   в   соседскую   общину,  так   как   на   ее территории селились семьи, не принадлежащие к составляющим общину большим семьям.  Становление   феодальных   отношений  в   раннее   Средневековье   проходило   через формирование   феодальной   собственности   на   землю.   Существовало   два   пути   этого явления. 1. Через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил   по   наследству   от   отца   к   сыну   (а   с   VI   в.   ­   и   к   дочери)   и   являлся   их собственностью.  Это ускорило имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов.  2. Крупное землевладение. Одним из источников eгo развития было имущественное pacслоение в соседских общинах. Другим ­ политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в походах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближенным, церкви (участок земли предоставлялся при условии несения военной службы).  Нередко  мелкие   собственники  и   целые   общины  в   тяжелые   гoды  (они   были связаны   с   неурожаями,   войнами)  сами   обращались   за   помощью   к   землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.  Владелец земли считался по отношению  к этим феодалам сеньором, а феодалы, которые «держали от него земли», становились его вассалами (то есть военными слугами).  Система   договорных   отношений   постепенно   связала   отдельные   свободные земельные владения в сложную иерархическую структуру ­ «феодальную лестницу».   У­МП   На   высшей   ее   ступени   находились   территориальные   князья   ­   герцоги   и   графы, называемые   иногда   государями,   ниже   следовали   епископы   и   аббаты,   бароны.   Низшие ступени   занимали   мелкие   землевладельцы   ­   рыцари   (рыцарями   назывались   также   все вообще феодалы), которые могли и не иметь вассалов. Возглавлял иерархию верховный сеньор ­ сюзерен. Все остальные сеньоры были одновременно и вассалами.  Таким   образом,  полная   частная   собственность   на   землю   постепенно   почти полностью исчезла. Крупная земельная собственность оказалась юридически разделенной между   ее   реальным   собственником   и   всеми   стоящими   непосредственно   над   ним:   его сеньором, сеньором его сеньора и т. д.  Мелкая земельная собственность, на которой работали крестьяне, превратилась в зависимое   земельное   держание.  Крестьяне   должны   были   работать   на   феодала (рыцаря)  потому,   что   юридически  земля,  которой   они   пользовались,  принадлежала феодалу.  К числу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина),   выплата   оброка,   служба   в   ополчении.  Повинности   различных   категорий земледельцев (посаженных на землю военнопленных­рабов, лично свободных арендаторов, общинников,   угодья   которых   перешли   к   собственнику)   были   неодинаковыми,   но   со временем их положение сравнялось. Юридическое   отсутствие   полной   частной   собственности   па   землю  ­ характерная черта как Древнего мира, так и Средних веков.  Роль   общинного   самоуправления   уменьшалась.   Старосты   обычно   назначались собственником земли. Ему же постепенно перешли осуществление судебных функций на своей тepритории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение поступления налогов в пользу казны.  Крупные землевладельuы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее   обрабатывает.  Однако   в   Западной   Европе  не   сложилось   крепостногo   права. Большинство   крестьян,   кроме   немнoгoчисленных   рабов,  были   лично   свободными.   Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме тoгo, многие из них принадлежали   хозяевам   и   не   могли   уйти   с   земли,   не   расплатившись.   И   наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, нeдoвольные своим положением, могли бы переселиться. В хрониках раннегo Средневековья упоминаются  крестьянские волнения. Однако, они  были   редкими  и   вызывались   попытками   землевладельцев   увеличить продолжительность   барщины   или   размер   оброка.   При   сохранении   тех   повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для протеста не возникало. Таким образом, общественно­политический строй, утвердившийся в Средние века в Европе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово происходит от названия земельного владения, которое представитель господствующею класса­сословия получал за военную службу. Владение это называлось феод.  Не   все   историки   считают,   что   термин   «феодализм»   удачен,   поскольку   понятие, положенное   в   его   основу,   не   способно   выразить   специфику   среднеевропейской цивилизации.   Тем   не   менее,   понятия   «феодальный   строй»,   «феодал»,   «феодально­ зависимое науку.    крестьянство»   прочно вошли     в   историческую   2.3 Особенности феодальных отношений Крупных землевладельцев в Европе называли  феодалами  ­ от латинского слова «feodum» ­ «земельное владение, пожалованное за службу».  Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат, «vassus» ­ «слуга»)  перед государем:  несение военной службы и обеспечение  Со   своей   стороны,   государь, сеньор (от   лат,   «seпioг»   ­ сбора   налогов   с   феода. «старшuй»), должен был защищать свoeгo вассала в случае нападения на eгo земли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями. Обязательства   сеньора   и   вассала   были   взаимными.   Феодальное   владение первоначально   давалось   в   пожизненное   пользование   и   отбиралось   при   нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мoг или не хотел защитить cвoeгo вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств. Система вассальных отношений распространилась по всей Eвропе.  Вассалами не были   лишь   суверенные   (от   франц,   «souveгeiп»   ­   «высший,   верховный»)   монархи   ­ императоры и короли.  Признающие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей собственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мoг выстaвить в случае войны, тем большим было   eгo   влияние   при   дворе,   т.е.   количество   земель   и   вассалов   определяло   статус землевладельца,   который   отражался   в   eгo   титуле.  Жалуя   соответствующий   титул отличившемуся подданному, суверен тем самым наделял eгo землей с проживающими на ней крестьянами. Согласно   иерархии,   утвердившейся   на   франкских   землях,  рыцарь  должен   был обладать   владениями,   позволяющими   ему   создать   боевой   отряд   (копье).   Он   включал caмoгo рыцаря, eгo оруженосца и З­4 вооруженных всадников­слуг.  Барон  должен был иметь   в   качестве   вассалов   как   минимум   шесть   рыцарей.   Владения  виконтов,   графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство ­ это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объединявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств). Основу армий раннефеодальных гocудapcтв составляла тяжелая рыцарская конница. Поскольку   доспехи,   оружие   и   боевая   лошадь,   приученная   носить   большой   вес,   стоили дopoгo   (оснащение   oднoгo   рыцаря   стоило   примерно   столько   же,   сколько   45   коров), численность войск была небольшой. Армии крупных феодалов насчитывали несколько сот рыцарей, каждoгo из которых сопровождали слуги и оруженосцы. По мере тoгo как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над   своими   владениями   ослабляли   возникшие   после   распада   Римской   империи раннефеодальные   державы.   Суверены   далеко   не   всегда   могли   положиться   на безоговорочную   поддержку   своих   вассалов.   Монархи,   чтобы   coxpaнить   свою   власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков. Только возникновение общей для всех угpозы побуждало Baccaлов к повиновению. Так,   покорение   в   начале   VIII   века   Испании   арабами­мусульманами   и   их   вторжение   в Галлию   способствовали   укреплению   Франкскогo   королевства,   оказавшегося   перед необходимостью дать отпор завоевателям. Постепенно   сложились   общие   нормы   поведения   и   правила   соперничества, рыцарский кодекс чести  (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия). В   среде   рыцарей   наибольшим   уважением   пользовались   физическая   сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так,  Карл Великий,  судя по данным летописей,   мoг   nepeпрыгнуть   через   двух   лошадей,   поставленных   рядом.   Aнглийский король  Ричард   Львиное   Сердце  на   конце   копья   поднимал   взрослого   человека.  2.4 Религиозное единство Европы Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство.  Христианская   церковь   была   создана   учениками   и   последователями   Иисуса Христа  в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические  основы  римской государственности,  христианство стало господствующей религией в империи. Христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой,   объединявшей   общины   верующих,   постепенно   превратилась   в   значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение   Западной   Римской   империи  не   только   не   разрушило   христианскую церковь, но и сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой   смиряли   самых   непокорных,   самых   необузданных   варварских   вождей.   Об   этом свидетельствуют   сохранившиеся   на   страницах   средневековых   рукописей   легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Грамотные   деятели   церкви   зачастую   были   единственными  помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку   и   хроники,   прославлявшие   деяния   своих   патронов.  Принадлежность   к христианской   церкви  объединяла   варварские   государства,   часто  враждовавшие   друг   с другом.   Наконец,   христианство   было   тем   общим,   что   объединяло   прямую   наследницу Римской империи — Византию и королевства, основанные в Западной Европе варварами. Высшей   инстанцией   христианской   церкви   считались   Вселенские   соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторитетом пользовались епископские кафедры,   созданные   еще   во   времена   Римской   империи   апостолами   Христа.  На главенствующую   роль   среди   них   претендовала   римская,   основанная   старшим   из апостолов   ­  Петром.  Однако  верховенство   римской   церкви  и   ее  главы,   папы,  долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.  В V­VII вв.  каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории.  Короли, подражая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епископов, предоставляли   «своим»   церквам   земли.   Многие   епископаты   придерживались   взглядов, признанных   византийской   церковью   еретическими.   Поэтому  возникла   угроза   распада христианства в Западной Европе на множество соперничающих религиозных течений. Положение изменилось  после усиления Франкского королевства,  которое при Карле Великом (742­814) достигло вершины свoeгo могyщества.  Оно включило в себя земли современных Франции, Италии,  Швейцарии, Бельгии,  Нидерландов, Люксембурга, Aвстрии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиозном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пипин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, гдe было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять eгo неприкосновенность.  По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные   церковные   установления,   утвердились  единый   текст   Библии   и   порядок отправления службы.  Сложилась  сеть приходов,  к которым прикреплялось население дepжавы. Значительную поддержку получили  монастыри,  призванные служить центрами хранения и передачи знаний. В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого императорскую корону Современники восприняли это как возрождение Римской империи. Коронация   не   означала,   что   власть   церкви   стояла   выше   власти   императора. Императорский   сан   понимался   как   высший   в   феодальной   иерархии,   ею   носитель рассматривался   в   Качестве   главы   христианcкoгo   мира,   защитника   и   одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю,   приносили   вассальную   присягу   императору.   Они   обязались   выставлять   по   eгo требованию войска, заботиться о духовном благоденствии подданных императора.  В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части  (Босточно­Франкское, Западно­Франкское королевства и Лотарингию). Падение   империи   ослабило   позиции   римской   церковной   иерархии.  Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочисленных, враждующих дрyг с другом светских властителей. Тем не мeнее, религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось.   Большую   роль   игpало   то,   что   повсеместно   церковная   служба   велась   на латыни,   на   этом   же   языке   осуществлялась   переписка   между   монархами,   составлялись судебные документы, летописи.  2.5 Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи В   IX   ­   Х   вв.   Западная   Европа   пережила   одну   из   последних   волн   переселения народов. В   это   время   малый   ледниковый   период   завершился,   климатические   условия   в Европе, в том числе и на Севере, стали благоприятными для хозяйственной деятельности. Начавшийся   рост   численности   населения   в   Скандинавии   при   нехватке   свободных земель   вызвал   бурную   экспансию   северных   народов.  Они   были   известны западноевропейцам   как  викинги  или  норманны,  а   славянам   ­  как  варяги.  По  уровню развития они находились  на позднем этапе разложения  poдоплеменного строя. Особую роль игpали военные вожди ­ конунги.  Традиционными   занятиями   скандинавов   были   рыболовство   и   торговля.   Они достигли больших успехов в развитии мореплавания. Викинги колонизировали Исландию, остатки их поселений были найдены в Гренландии. Они ходили даже к берегам Северной Америки. Однако нaмнoгo больший интерес для военных вождей представляли богатые земли, лежащие к югy. Первый набег норманнов отмечен летописцами в 793 г., кoгда отряд скандинавов разграбил  и  сжег  монастырь  на  Ceвepo­Восточном побережье   Англии.   Затем  набеги  на прибрежные города Северной и Западной Европы стали постоянными. Викинги достигали даже берегов Средиземного моря. Наиболее   сильным   натиск   норманнов   был   на   Восточно­Франкское   королевство, включавшее в основном германские земли.   Одновременно на германские земли напали венгерские кочевые племена. С востока усилилось давление славянских союзов племен, также стремившихся расширить свои владения. В   этих   условиях   крупные   германские   феодалы   вынуждены   были   смириться   с усилением   центральной,   королевской,   власти.   Король  Оттон  l   (правил   в   936­973)   из Саксонской   династии,   воцарившейся   в   Восточно­Франкском   королевстве,   опираясь   на епископов и мелкое рыцарство, создал сильную армию.  Отбив натиск на германские земли, войско Оттона в 962г. вступило в Рим. Папа провозгласил Оттона императором. Созданная им империя получила название Священная Римская империя германской нации. Новая империя  просуществовала более 800 лет, но не стала реальной военно­политической силой.  Наступление   конунгов   Дании,   Норвегии,   Швеции   на   страны   3aпадной   Европы постепенно   выдохлось.   Многие   королевские   дома   стали   нанимать   отряды   викингов, используя их в феодальных усобицах. В начале Х века король Франции отдал герцогство Нормандию   одному   из   предводителей   викингов,   Роллону,   который   обязался   защищать побережье от набегoв других конунгов. Наибольшим успехом викингов было завоевание Англии. Частые усобицы местных феодалов   позволили   датскому   вoeнному   вождю   Кнуту   захватить   английский   престол, затем он стал также королем Дании и Норвегии и вошел в историю как Кнут Великий (правил в 1016­ 1035). Однако после eгo смерти созданная им держава распалась, Англия также освободилась от власти конунгов.  Постепенно в странах Скандинавии, как и в остальной Европе, начали развиваться   Общескандинавское феодальные   отношения, архиепископство   было   создано   в   1103г.   Знать   Скандинавии   сблизилась   с   центрально­ европейскими феодальными домами, гpабительские набеги прекратились.   распространялось   христианство. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала     от 1. Укажите особенности социально­экономических отношений, складывавшихся в Европе   в   период   раннегo   Средневековья.   Сформулируйте   отличия   соседской общины родовой.  2.   Проследите   процесс   формирования   системы   крупного   землевладения   в раннефеодальных   гocудаpcтвax.   Объясните   специфику   землевладения   и землепользования в VII­X вв, в Европе. 3.   Охарактеризуйте   положение   зависимого   населения.   Как   складывалась   эта зависимость?   Какие   повинности   выполняли   крестьяне   за   пользование   землей?  4.   Укажите   особенности   феодального   землевладения.   Что   означали   отношения вассалитета?  5. Почему в Средние века сложилось особое военное сословие  рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?  6. Какую роль играла христианская церковь в раннем Cpeдневeковье? Какими были отношения между церковной и светской властями?  7. Охарактеризуйте роль завоеваний викингов в историческом развитии. Укажите направления нормандских завоеваний. Объясните, почему нормандские завоевания привели   к   усилению   королевской   власти   в   европейских   гocудapcтвax. 8.   Что   изменилось   в   общественном   укладе   скандинавов   в   результате   их взаимодействия с европейскими народами?  3.2. Подведение итогов 1. Синквейн (см. Памятку 18) В помощь преподавателю: феодальное общество аграрное традиционное владеют работают подчиняются характеризуется наличием двух социальных классов социально­политическая система 2.   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 13,15,16. 2. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) 3. Просмотреть   обучающие   фильмы   на   выбор   (электронная   библиотека,   папка «Образование   европейских   государств»   или   воспользоваться   ссылками   –   см. «Дополнительные   источники»).   Кратко   осветить   содержание   просмотренного фильма. Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016.­ § 7­9. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. https://www.youtube.com/watch?v=tv4iKugEDSs Буря над Европой. Качующие  племена (1­4 часть) 2. https://www.youtube.com/watch?v=zcwuoaf31h4 Рим ­ рассвет и закат империи. 3. https://www.youtube.com/watch? v=1iOpS5c_fFY&index=3&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay  Великое Переселение Народов. Мир варваров.  4. https://www.youtube.com/watch? v=qifYR_yNZec&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay&index=4  Мировоззрение и культура германских народов  5. https://www.youtube.com/watch?v=sNAM8wCoeDc Роль церкви в сохранении  античного культурного наследия в раннее средневековье  6. https://www.youtube.com/watch?v=gZzyIwITSdk Королевство франков 7. https://www.youtube.com/watch?v=nfVujmtc4Vw Англосаксонские королевства  Британии 8. https://www.youtube.com/watch? v=ZQSpHcuiQwA&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay&index=9  Империя Карла Великого 9. https://www.youtube.com/watch? v=_pvSBxBvwH8&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay&index=13  Общественное устройство варварских королевств 10. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям 11. Словарь исторических терминов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Арабо-мусульманская цивилизация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017