МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

Оценка 4.8
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"
Цель занятия: Учебная: Ознакомить с особенностями развития Римского государства. Понять причины кризиса и гибели римского государства. Оценить влияние античности на культуру Средневековья. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать интерес к предмету и мировой художественной культуре.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016-9-№5 -ист- Древний Рим.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Древний Рим Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Древний Рим» (проблемно­диалогическая технология, Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Ознакомить с особенностями развития Римского государства. Понять причины   кризиса   и   гибели   римского   государства.   Оценить   влияние античности на культуру Средневековья.  Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать интерес к предмету и мировой художественной культуре. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация  «Древний Рим») Раздаточный материал: КИМ ­9 №4 Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Андреев Ю.В. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.­ М., 1983.   Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с   франц.   О.   В.   Волкова;   Предисл.   проф.   В.   И.   Авдиева.   —   М.: Искусство, 1992.  Всемирная   История.   Том   1.   (Электронный   ресурс): http://www.bibliotekar. ru/hist1­1/index.htm  Маркова   А.   Н.   Культурология   Истории   Мировой   Культуры   –   М.: Юнити, 1998. План занятия 1. Вводная часть – 20 минут 1.1. Организационный момент   1.2. Мотивация занятия   1.3  Контроль исходного уровня знаний    2. Основная часть – 60 минут 2.1. Основание Рима 2.2. Римское государство 2.3. Кризис и гибель римского государства 2.4. Влияние античности на культуру Средневековья 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Каждый   период  в  истории  мировой   культуры  по­своему  ценен. Но  особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации. Искусство античного мира впервые   воспело   человека   как   прекрасное   и   совершенное   явление   природы.   Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.  «...Без  того  фундамента,   —   писал   Энгельс,   —   который   был   заложен   Грецией   и Римом, не было бы и современной Европы». 1.3  Контроль исходного уровня знаний Выполнение теста (см. КИМ ­9 №4) Основная часть 2.1. Основание Рима  У­МП   ­ Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.) Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож   на   старинный   сапог,   у   носка   которого   расположен   остров   Сицилия.   На   севере полуостров отделяется от материковой части Европы высокими Альпийскими горами. Через   полуостров   тянется   невысокий   горный   хребет   Апеннины.   У   подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. (Презентация, слайд 3)  В развитии городов Италии и Греции проявилось мнoгo сходных черт.  В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из полисов — Риму, возникшему, по преданию, в 753 г. до н. э., — суждено было стать господином Средиземноморья.   ­ На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)  Информация для преподавателя Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Энея.  Эней   был   сыном   богини  Афродиты­Венеры  и   смертного   героя  Анхиза.  Трою сожгли  греки­ахейцы.  Эней   покинул  родной  город  вместе  со  стариком­отцом  и  юным сыном.   Пройдя   многие   земли   и   страны,   преодолев   все   невзгоды   и   препятствия,  Эней, согласно предназначению богов, оказался в Италии. Здесь он женился на дочери царя местного племени латинов. Сын Энея Асканий­Юл основал в Италии город Альба Лонга (Длинная Альба) и стал царем. Потомок Аскания­Юла, которого звали Нумитор, мудро правил городом. У него была  дочь Рея Сильвия.  Злой  брат Амулий сверг его, а  Рею Сильвию заставил стать весталкой ­ жрицей Весты ­ богини домашнего очага и очага римской общины. Весталки давали  обет в течение 30 лет не вступать в брак.  За нарушение этого обета жрицу казнили, заживо закапывая в землю. Амулий   надеялся,   что   у   Нумитора   не   будет   наследников.   Но  бог   войны   Марс полюбил прекрасную весталку Рею Сильвию. От их любви  родились близнецы Ромул и Рем. По приказу Амулия близнецов в корзинке бросили в реку Тибр, а их мать Рею Сильвию заточили в темницу. Воды реки вынесли корзинку с близнецами на берег, где их вскормила своим молоком волчица. Потом их нашел пастух и воспитал в своей семье. Ромул и Рем выросли мужественными, красивыми юношами. Вокруг них собралась ватага дерзких и задиристых молодцов.  Братья вступили в борьбу с Амулием, победили его  и вернули власть над Альбой Лонгой своему деду Нумитору. Они освободили и свою мать Рею Сильвию. Следуя   божественному   повелению,   братья   решили   основать   новый   город. Поссорившись с братом, Ромул убил его. Ромул стал первым римским царем. ­­­   ­ Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?  (Аппенинские горы тянутся с севера   на   юг  полуострова,   они   невысокие,   поэтому   не  делят   страну   на  изолированные районы, как полуостров Греции.)  ­ Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)  ­ Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)   ­  Какие  народы  проживали на  этом   полуострове?  (Галлы,  этруски,  латины, самниты.)   ­   Какие   племена   проживали   на   территории   Рима?  (Это   племена   латинов. Поэтому языком римлян был латинский.) 2.2. Римское государство Первые два с половиной века  своей истории Рим  управлялся царями.  Верховная власть называлась «империи». Царь являлся военачальником, верховным судьей и высшим жрецом. Его власть не была наследственной. Царя избирал римский народ. (Презентация, слайд 4) Римский народ делился на патрициев и плебеев.  Возникновение  патрициев  предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая   опереться   на   самых   достойных   представителей   римской   общины,  выделил   сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из   них   он   составил   совет   старейшин   ­   сенат.   Сенат   стал   важным   органом управления,   а   его   члены   стали   называться   сенаторами.  Иногда   сенаторов   также называли отцами ­ по­латыни «патрес», отсюда произошло название «патриции», то есть «потомки отцов». Им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Поскольку Рим часто вел   завоевательные   войны   против   соседних   племен   и   городов­государств,   количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.  Пришлое   население,   члены   других   племен,   поселившиеся   в   Риме,   назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни гopoда, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Раньше считали, что плебеи ­ это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев   встречались   весьма   богатые   семьи,   существовали   знатные   плебейские   роды. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями. В 509 г, до н.э. в Риме установилась республика. Слово «республика» по­латыни означает   «общее   дело».  Республиканское   правление   соединило   в   себе   черты монархической   (единоначалие   консулов),   аристократической   (власть   сената)   и демократической (народное собрание) форм правления.  В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были уступить. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы   перед   сенатом.   В   частности,   трибуны   могли   приостанавливать   выполнение принятых им решений. В 450г. до н. э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав.  Он назывался  Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Так в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались  на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г, до н.э. разрешались   браки   между   патрициями   и   плебеями.   Еще   через   столетие   плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме   должностные   лица   не   получали   жалованья,   все   расходы,   связанные   с   несением службы,   они   покрывали   за   свой   счет.   Это   обеспечивало   доступ   к   власти   только состоятельным гражданам. Происшедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гpажданство имело большее значение, чем родоплеменные связи. Эти   перемены   содействовали   превращению   городов­государств   в   крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем. (Презентация, слайд 5)  В будущем именно римлянам удалось создать великую державу, превзошедшую дерзкие замыслы Александра Македонского.  У­МП   ­  Каким   знаком   на   карте   обозначены   направления   завоевательных   походов римлян? (стрелкой.)  ­ Какие территории покорены Римом?  (Презентация,   слайд   6)   В   постоянных   войнах   закалялась   и   совершенствовалась римская армия. В царский период все римское войско называлось легион. На вооружении у римских воинов были короткие мечи (гладиусы), длинные копья (гасты), короткие копья (дротики), мощные луки. Голову римского воина защищал шлем из кожи или металла. На тело  надевалась   кожаная  рубаха,  укрепленная  металлическими   пластинами.   У римских воинов   позже   появились   металлические   доспехи   и   иногда   использовались   кольчуги, плетенные из металлических колец. На ногах воины носили высокие с ремнями башмаки на прочной подошве. Они назывались калиги. С  4  века   до  н.  э.  римским   воинам  стали  платить   жалованье.  Постепенно  армия превращалась   в   профессиональную.   Срок   службы   в   армии   вырос   до   25   лет.   Закончив службу, ветераны получали земельные наделы и хорошую пенсию. (Презентация, слайд  7) Римские  воины умели не только прекрасно воевать. Они строили дороги и укрепленные военные лагеря.  В   312   году   началась   прокладка   дороги,   связывавшей   Рим   с   Капуей.   Это   было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой. Римляне строили дороги   основательно, на века. Римские дороги сохранились до наших   дней.  Сначала   землемеры  точно  намечали  маршрут  дороги.  Затем   выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Ее заполняли слоями камней. Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью. Аппиева   дорога   стала   «родоначальницей»   знаменитых   римских   дорог, пролагавшихся везде, где проходили римские войска.  (Презентация, слайд 8) Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались акведуки ­ водопроводы. Такие мосты до сих пор сохранились   в   Южной   Франции,   Испании   и   в   других   местах.   Римские   дороги   давали возможность   быстро   достигать   отдаленных   окраин   государства,   развивать   торговлю. Немало   современных   автострад   в   Европе   проложено   по   дорогам,   намеченным   еще римлянами. (Презентация, слайд 9) Там Постепенно все земли вокруг Средиземного моря стали римскими.   Окончательно   это   произошло   в   конце   1   века   до   н.   э.,   когда   и   Египет   был подчинен Риму.  Для   управления   завоеванными   странами   была   необходима   сильная централизованная   власть.   С   многочисленными   проблемами   гигантской   державы   мог справиться только единоличный правитель.  С конца I в. до н. э. мир Средиземноморья управлялся императорами — пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали,  они одевались  как римляне, говорили  на латинском языке. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал. Средиземное   море   превратилось   во   внутреннее   море   римского   круга   земель. Римляне называли его «наше» море.  Рим превратился в огромную державу. Властелином и центром ее стал Рим. Рим богател за счет провинций. Это, однако, способствовало падению нравов   внутри   самого   Рима.   Процветали   взяточничество,   подкуп,   присвоение   казенных денег.   Честность   и   верность   ушли   в   прошлое.   Главным   мерилом   успеха   становилось количество денег и рабов. (Презентация, слайд 10) Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне. На море и на суше также орудовали шайки, похищавшие людей и продававшие их в рабство. Жители римских провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство. Рынки рабов существовали повсюду. Главный же из них находился в самом Риме на Бычьем форуме. Здесь чередовались дни продажи скота и рабов. На рынках продавались не только крепкие мужчины, но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар,   но   на   груди   каждого   продаваемого   должна   была   висеть   табличка   с   перечнем телесных   изъянов.   Цены   на   рабов   из­за   роста   их   количества   были   невысокими.   Даже небогатые семьи  могли  купить одного­двух рабов. Десятки рабов трудились  на виллах богачей и в их домах. Особенно выгодно было покупать детей. Их обучали какому­либо ремеслу, а затем перепродавали гораздо дороже. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была   организованная   военно­медицинская   служба.   Были   созданы  военные   госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п. Медицинские   знания   Древнего   Рима   в   большинстве   своем   были   основаны   на учении греческого врача – Гиппократа.  Римляне активно пользовались всеми методами диагностики и лечения, известными в Древней Греции.  До   нашего   времени   сохранились   следы   санитарных   сооружений,   обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства (бани­термы); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических   упражнений   и   состязаний,   для   отдыха   и   принятия   пищи,   для   народных собраний и пр. В законах римлян имелись постановления санитарного характера:  запрещение хоронить   внутри   города,   предписание   пользоваться   для   питья   водой   не   из   Тибра,   на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением   санитарных   мероприятий   входило   в   обязанность   специальных   городских чиновников. На   высоком   уровне   была   развита  травология,  которая   легла   в   основу   многих современных   представлений   о   лекарственных   растениях. До   нашего   времени   дошел каталог,   написанный   военным   врачом   Диоскоридом.   В   нем   описано   около   600   видов лекарственных   растений   и   почти   1000   снадобий,   которые   он   использовал   для   лечения своих пациентов. Другим источником исчерпывающих сведений о лекарственных растениях были книги Плиния.  Изначально целебные травы собирались и сушились дома, так как аптек в Риме не было.   Снадобья   из   них   также   готовили   самостоятельно.   Позже   появились   бродячие торговцы – фармакополы, которые предлагали лекарственные растения и готовили из них настойки и порошки. Однако они считались отъявленными шарлатанами.  В I веке н.э. в Древнем Риме появился  ботанический сад, в котором разводились многие известные целебные травы, а принадлежал он Антонию Кастору. Медицинские школы в Древнем Риме появились в эпоху республики.  Считалось, что врач должен владеть знаниями из области различных дисциплин.  Врачеванием   в  Древнем  Риме  занимались  обычно  иноземцы  ­  сначала  рабы  из военнопленных,   затем   вольноотпущенники   и   иностранцы:   преимущественно   греки   или выходцы   из   стран   Востока   ­   Малой   Азии,   Египта   и   др.   Положение   врачей   в   Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме медицина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями. Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль. Крупнейший   врач   Рима  Гален  оказал   большое   влияние   на   развитие   медицины. Освоив   знания   и   опыт   лучших   врачей   своего   времени,   накопив   большой   личный   опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству   наследие   древнего   мира   в   области   медицины.   Он   установил   определенные весовые   и   объемные   отношения   при   приготовлении   настоек,   экстрактов   и   отваров   из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений.  2.3. Кризис и гибель римского государства С   III   в.   хозяйство   Римской   империи   вступило   в   полосу   кризиса.  Применение новых,   усовершенствованных   орудий   труда   позволяло   земледельцам   собирать   большие урожаи.   Однако   рабам,   не   заинтересованным   в   результатах   своего   труда,   нельзя   было доверить эти орудия. Рабство постепенно превращалось в тормоз, мешавший развитию техники и хозяйства.  Крупные землевладельцы пытались найти выход из создавшегося положения путем наделения   рабов   небольшими   участками   земли   с   домами.   Их   называли  «рабами   с хижинами». Другие крупные землевладельцы, разделив свои земли на небольшие наделы, сдавали их для обработки разорившимся земледельцам и городским беднякам, которых стали называть колонами. (Презентация,   слайд   11)   Разрушительная   череда  гражданских   войн  усугубила экономический   кризис.   Следствием   военных   действий  стало   разорение   хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали платить деньгами.  Спасаясь от произвола императорских  чиновников и разорительных  податей, горожане бежали в сельскую местность, где пополняли ряды колонов и ремесленников в поместьях крупных землевладельцев.  Города, бывшие когда­то центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Поместья, прежде тесно связанные с рынком, теперь стали производить продукцию в основном для внутреннего потребления. (Презентация,   слайд   12)  Междоусобицы  постепенно   ослабляли   Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю.  Большую часть варварских племен составляли германцы и славяне.  Их мир был совсем не похож на мир античной цивилизации. Жили варвары родовыми общинами, объединявшимися в племена. Во главе племен стояли вожди, проявившие себя в битвах. Превыше всего язычники­варвары ценили свободу и достоинство, символом которых было обладание оружием.  В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли границы империи от вторжений германских племен. Однако в конце IV в. десятки варварских племен — отряды воинов вместе с женами, детьми, скотом и скарбом — неудержимой лавиной двинулись в глубь империи.  Массовое передвижение племен, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великого переселения народов. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком землевладения наделение земельными участками — обычная в то время плата за военную службу — стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и   доступ   к   высшим   военным   должностям.   Это   приводило   к   отчуждению   армии   от интересов гражданского римского населения. (Презентация, слайд 13) Начало Великому переселению народов положили племена гуннов.  Двигаясь от северных границ Китая, они дошли до Урала и Волги. Ворвавшись в Северное Причерноморье, гунны нанесли поражение жившим здесь племенам. Спасаясь от свирепых   кочевников,   германские   племена   начали   массовое   переселение   в   пределы империи. Первыми это сделали готы.  Император согласился поселить их в пограничных провинциях. За предоставление убежища готы обещали повиноваться римским законам и выставлять вспомогательные войска. При этом власти империи потребовали от них уплаты налогов. Голод, кабала и произвол чиновников довели готов до отчаяния, и они подняли  восстание.  Против них выступил   император   с   лучшей   частью   армии.  В   сражении   при   Адрианополе   в   378   г. римляне были наголову разбиты. После этого Риму уже не удалось восстановить свою былую   военную   мощь.  С   огромным   трудом   римлянам   удалось   привести   готов   к повиновению и заключить с ними мирный договор. В 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя   разделилась   на   Восточную  со   столицей   в   Константинополе   и  Западную, столицей которой стала Равенна. Силы империи были подорваны; провинции ускользали из­под ее власти. В 455 г. Рим был взят и разграблен воинами германского племени ван­ далов.  За   21   год,   после   разгрома   вандалами   «вечного   города»,   на   престоле   в   Равенне сменилось   девять   императоров   —   ставленников   римской   знати   и   германских   военных вождей. (Презентация,   слайд   14)  В   последние   годы   существования   Западной   Римской империи ее территория представляла собой лоскутное одеяло. Под прямым контролем Равенны   оставались   лишь   Италия   и   незначительные   владения   за   ее   пределами.   На остальной   территории   хозяйничали   германцы,   отнимавшие   земли   у   местных землевладельцев.   Вскоре   пришел   черед   Италии:  вождь   наемных   германских   отрядов Одоакр в 476 г. сместил  последнего императора Ромула Августула  и объявил  себя правителем Италии. Знаки императорского достоинства — диадему, плащ и скипетр — Одоакр отослал в Константинополь. Гибель Римского государства сопровождалась упадком городской цивилизации. Уцелевшие города и крепости являли собой жалкий вид: разрушенные здания, утонувшие в грязи   улицы,   стада   овец   и   коз   на   многолюдных   прежде   площадях.   Были  забыты   и утрачены   некоторые   навыки   культурного   земледелия,   утеряны   многие   ремесла, пришли в запустение римские дороги. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.  2.4. Влияние античности на культуру Средневековья (Презентация, слайд 15) Гибель античной цивилизации не означала полной утраты того   исторического   наследия,   которое   древние   греки   и   римляне   оставили   своим преемникам.   Благодаря  романизации  различных   стран   и   земель,   входивших   в   состав империи,  римский   образ   жизни   получил   широкое   распространение   и   не   мог   просто исчезнуть после варварских завоеваний. Некоторые элементы римской цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на   ход   событий   в   последующую   —   средневековую   эпоху.   Примерно   два   столетия просуществовали социальные структуры, унаследованные Средневековьем от античности ­ система   налогообложения,   отдельные   элементы   государственного   аппарата. Средневековые правители — с целью эффективного управления своими государствами — стремились,   подобно   римлянам,   поддерживать   в   надлежащем   порядке   дороги   и государственную почтовую службу с системой постоялых дворов­гостиниц, располагавших сменными   лошадьми.   При   этом   многие   дороги,   проложенные   римлянами,   столетиями служили людям. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной   общим   законодательством   и   централизованной   властью,   была   воспринята многими средневековыми правителями. Живучей оказалась и идея империи как мирового государства, границы которого должны включать все христианские страны. На   территории   варварских   королевств   в   течение   длительного   времени   по отношению к негерманскому населению продолжали применяться нормы римского права.  Попытки же варварских вождей ввести римские законы для соплеменников долгое время   терпели   неудачу.   Однако   по   мере   формирования   централизованных   монархий римские   правовые   нормы   становились   все   более   и   более   востребованными   и   оказали огромное влияние на развитие средневекового права.   (Презентация,   слайд   16)   Значительное   влияние   на   градостроительство   и архитектуру Средневековья оказало  строительное искусство греков и римлян. Многие средневековые города располагались на месте старых построек и прямо продолжали   их   историю:  Лондон   (римский   Лондиниум),   Париж   (Лютеция),   Кельн (колония   Агриппина),   Вена   (Виндабон).   Вот   почему   европейские   города   —   как сохранившиеся   со   времен   античности,   так   и   возникшие   позднее,   —   имеют   схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы расходятся в разные стороны, образуя геометрически правильные кварталы. (Презентация,   слайд   17)  Многие   римские   постройки   служили   образцом   для подражания   десяткам   поколений   средневековых   строителей.  Средневековые архитекторы   использовали   методы   и   приемы   строительства   своих   античных предшественников: колонны, которые поддерживают несущие перекрытия, арку и купол; каменную кладку и цемент, применявшиеся при возведении построек. Римляне   изобрели   бетон  —   смесь   гашеной   извести,   песка   и   щебня.   Жидкую бетонную массу заливали в оболочку из дерева или оклады из кирпича. Бетон, застывая, превращался в твердую монолитную массу.  Таким способом можно было строить огромные здания, простирать над широкими пространствами купола и своды. И если скромные сооружения римлян II — I вв. до н. э. дошли до нас сильно пострадавшими от времени, то перед грандиозными сооружениями первых веков нашей эры время оказалось бессильным.  Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, храм всех   богов,   построенный   в   Риме   ок.   125   г.   н.   э.  Круглое   в   плане   здание   перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м.  Только  в  XIX  в.,  с  изобретением   железобетонных  конструкций,  люди  научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его равняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространство огромного зала.  Пантеон   поражал   великолепием   своего   убранства.   Квадратные   углубления, необходимые   для   облегчения   массы   купола,   так   называемые   кессоны,   были   заполнены бронзовыми золочеными розетками, стены внутри были выложены цветным мрамором, а колонны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.    (Презентация,   слайд   18)  Колизей   (75­80   н.   э.),   или,   как   его   называли   сами римляне, Колоссей (громадный) ­ гигантский амфитеатр в форме овальной чаши.   Информация для преподавателя Последнее   из   семи   чудес   Рима   —  самое   печально   известное   сооружение   на земле. Колизей ­ арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров.  Римский   Великий   пожар   64   года   нашей   эры   расчистил   в   городе   обширные территории.   Император   Нерон,   воспользовавшись   пожаром,   захватил   огромную   часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор   остаются   рекордными.   Для   его   строительства   император   сильно   увеличил   налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством. Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько   важно   заполучить   поддержку   римской   толпы.   Рецепт   был   прост   —   нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна.   Выбор   пал   на  проект   постройки   нового  грандиозного   амфитеатра.   Особенно важно   реализовать   задуманную   идею   было   в   связи   с   желанием   Веспасиана   стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века. Веспасиан   должен   был   как   можно   быстрее   найти   финансовые   средства   для строительства.   В   это   время,   иудеи   подняли   восстание   против   римского   господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить   бунт,   а   заодно   и   разграбить   Иерусалим.   Особенно   богатой   добычей   стал религиозный   комплекс   города   под   названием   «Храмовая   гора»,   главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее   тяжёлых   работ   по   добыче   камня   в   карьере   и   его   транспортировке   к   месту строительства   Колизея.   Получается,   что   предыстория   Колизея   такая   же   кровавая   и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене. Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение  «Деньги не пахнут».  Именно   так   ответил   Веспасиан   своему   сыну   Титу,   когда   тот   поставил   под сомнение моральный аспект нового налога. Слово «колизей» означает в переводе с латинского «огромный» или «громадный». Передовые технологии строительства помогли возвести пятидесятиметровое сооружение в сжатые сроки. Строители использовали стандартные кирпичи и легко замешиваемый бетон, что   позволило   превратить   стройку   в   быстрый   конвейер.   Огромное   здание,   один   из крупнейших   и   уж   точно   самый   сложный   проект   античности,   было   сооружено   всего   за восемь лет (72 ­80 году н.э.). Веспасиан умер, прежде чем его великий дар был готов.   Официально открыл самую страшную арену на земле его сын Тит. Сто дней он потчевал жителей Рима умерщвлением диких зверей, казнями мужчин, женщин и детей, а также   гладиаторскими   боями.   Эта   бойня   в   промышленном   масштабе   стала   возможной благодаря инженерной науке.  Скрытый   под   ареной   лабиринт   тоннелей   позволял   устраивать   представления   и убирать трупы. Здесь было 32 загона, где держали львов, тигров, слонов и крокодилов. Поворотом лебедки можно было открыть дверь  и выпустить ошарашенных и голодных зверей на арену. Порой их убивали по пять тысяч в день. Некоторые виды были поставлены на грань исчезновения. Казни   людей   стали   популярным   полуденным   развлечением.   Христиан,   евреев, преступников   и   рабов   пытали   до   смерти,   все   более   изощренными   способами   —   дабы ублажить жадную до зрелищ толпу. Это была воистину индустрия убийства, и она должна была   работать,   как   часы.   Историки   свидетельствуют,   что   император   Клавдий   бросал декораторов   и   техников   львам,   если   в   представлении   случались   накладки.            Кульминацией   представления   неизменно   были   гладиаторы.   Многие   из   них   были обращенными   в   рабство   военнопленными   из   покоренных   племен:   самниты,   фракийцы, галлы. Гладиаторы обучались в специальных школах, где из них делали профессиональных бойцов.   Ежедневно   биться   за   свою   жизнь   были   готовы   две   тысячи   гладиаторов.           Одним из излюбленных способов разнообразить гладиаторские бои состоял в том, что бойцов наряжали какими­нибудь мифическими героями. То Ахиллес сражался с Гектором, то Геракл сражался с кем­нибудь из своих грозных врагов. Бились до смерти, но изображая кого­то театром.           Если они доживали до истечения контракта, то становились свободными. Некоторых гладиаторов   Колизей   делал   настоящими   героями   и   суперзвездами.   То   были немногочисленные   счастливчики.   Но  большинство   гибли   в   этих   стенах.  По   завершении схватки   их   тела   вытаскивались   с  арены.   Могильщики,   словно   тени   ада,   сновали   среди трупов,   спеша   наполнить   сосуды   еще   теплой   кровью   —   считалось,   что   свежая   кровь помогает сохранить молодость.  происходившее сближало с   что     другого,       Вход в Колизей был бесплатным. Перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. На самых верхних рядах Колизея сидели рабы, управляющие лифтами.   Всего   в   Колизее   было   36   лифтов.   А   еще   выше   рабов   располагались   моряки императорского   военного   флота.   Они   управляли   огромным   льняным   холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой, но в случае дождя или сильного зноя скрывалась под тентом. Зрители попадали в амфитеатр через арки, а затем по лестнице проходили в разные секторы в зависимости от сословия, к которому они принадлежали: император имел свою ложу, дальше размещались весталки, сенаторы, слуги, женщины и плебс.  Колизей  должен был  стать микрокосмом  римского общества, и он предельно четко и наглядно отражал социальную стратификацию  этого общества. Амфитеатр мог вместить сразу 50­80 тысяч человек. Пол   арены,   где   происходило   самой   действо,   был   сделан   из   дерева,   обычно   его посыпали песком. Но иногда арену затапливали водой и устраивали настоящие морские бои – с кораблями и оружием. 240   арок   тремя   ярусами   окружали   арену   Колизея,   имеющую   форму   эллипса,   и поднимающиеся   уступами   в   4   яруса   места   для   зрителей.   Каждую   арку   обрамляли полуколонны. Если в Греции колонны всегда служили опорой, в Колизее полуколонны, прилепленные к стене, маскировали толщину стены и были лишь декорацией. Такое чисто декоративное использование колонн и полуколонн характерно для римской архитектуры и отличает ее от греческой.  Пятьдесят два римских императора извлекли пользу из произведения Веспасиана. Колизей был задуман, чтобы дарить людям радость, и в этом он, несомненно, преуспел. Но цена   была   высока   —   700   тысяч   жизней   пресеклись   в   его   стенах.            Сегодня   Колизей   остается   шедевром   зодчества,   скрывающим   самые   мрачные воспоминания об одной из самых безжалостных цивилизаций нашей истории.  ­­­ (Презентация, слайд 19) В римских термах имелись библиотеки с произведениями греческих и латинских писателей, кулуары и галереи для дружеских бесед и философских споров.   Термы,   построенные   императором   Каракаллой   в   начале   III   в.   н.   э.   (термы Каракаллы), самые роскошные из многих сотен римских бань, вмещали до 2 тыс. человек одновременно. Внутри термы были богато украшены. Стены их отделывали цветным мрамором, пол — мозаикой, сводчатые потолки покрывали росписями. Через широкие окна с переплетами из золоченой бронзы, в которые вставляли иногда вместо стекла пластины полупрозрачного камня, лился мягкий рассеянный свет. В залах терм стояли многочисленные мраморные и бронзовые статуи.  (Презентация, слайд 20) Римляне украшали свои дворцы, общественные здания и городские площади статуями, вывезенными из завоеванных ими городов Греции и Малой Азии, или копиями с прославленных греческих оригиналов.  Благодаря  этим копиям, сохранившимся  в огромном числе, мы можем судить о недошедших до нас греческих скульптурах. Но относились римляне к статуям не так, как греки.   Они   ценили   их   не   как   произведения,   воспевающие   красоту   и   совершенство свободного человека, а лишь как красивые вещи, украшавшие их быт.  Изображение Октавиана Августа, как и его предшественника Юлия Цезаря, вряд ли можно причислить к мировым шедеврам, однако они известны нам всем еще со школы. Оригинальная статуя Октавиана Августа была сделана из мрамора и покрыта листовой бронзой.   Скульптуру,   как   и   много   других   изображений   первого   римского   императора, создали уже после смерти Августа.  Информация для преподавателя Различие   в   содержании   и   идейной   направленности   искусства   древних   греков   и римлян  заключалось  в социально­экономическом  и политическом  различии  их  стран. В отличие от маленькой Греции Рим был столицей колоссального государства, покорителем многих стран и народов. Афины в период расцвета были рабовладельческой республикой, Рим во времена своего наивысшего могущества — империей. В Греции человек считался мерой всех вещей, в Риме — песчинкой перед силой и властью государства.  Если   греческий   скульптор   в   своих   рельефах   чаще   стремился   выразить   радость, ликование,   веселье,   передавал   ритм   праздничной   процессии,   то   римский   ваятель подчеркивал торжество победителей, несущих богатые трофеи, захваченные у противника. Греки   изображали   свободных   граждан,   римляне   —   солдат,   вымуштрованных, дисциплинированных, приученных к строю. В этих рельефах с особой тщательностью и достоверностью переданы детали различных предметов, вооружение воинов, их одежды и прически.  ­­­ (Презентация,   слайд   21)  К   высшим   достижениям   искусства   Древнего   Рима относится   скульптурный   портрет.  Его   возникновение   связано   с   религией   римлян,   у которых был развит культ предков. В каждом доме существовали домашние святилища, в которых   рядом   с   изображением   богов­покровителей   стояли   скульптурные   портреты предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей.  Римский   портрет  всегда  был   удивительно   правдивым.   Скульпторы  прежде  всего стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали изображаемых людей, не представляли   их   более   красивыми,   чем   они   были   в   жизни.   Напротив,   они   смело   и выразительно передавали в мраморе или бронзе худые, впалые щеки и морщины стариков, отвислые жировые складки лица, или мешки под глазами, или какую­нибудь бородавку на носу. С удивительной беспристрастностью, словно безжалостным лучом, высвечивали они солдатскую   грубость   полководца,   лисью   хитрость   банкира,   душевную   пустоту аристократа, чванливую спесь наместника провинции.  (Презентация,   слайд   22)  Древнеримские   художники   знали   секрет   восковых красок,   не   тускнеющих   от   времени   и   не   боящихся   воды.   Ими   они   создавали живописные   портреты,   по   совершенству   и   выразительности   не   уступающие портретам скульптурным. Но особенно любили римляне технику фрески. Стены домов и общественных зданий Рима нередко сплошь покрывались внутри фресками. Иногда это были   великолепные   орнаменты,   составленные   из   стеблей,   цветов,   фигурок   людей   и животных.   Иногда   орнаменты   сочетались   с   целыми   картинами   на   темы   греческих   и римских мифов или произведений античных поэтов. Встречаются и живые сценки из жизни римских улиц.  (Презентация,   слайд   23)   Не   менее   важную   роль,   чем   фреска,   играла   в древнеримском   искусстве   мозаика.   Без   преувеличения   можно   сказать,   что   именно   в Древнем Риме  мозаичное искусство достигло расцвета и заняло важное место среди других   художественных   искусств.  Римские   мастера   не   открывали   мозаику,   она   была известна в Древней Греции, в Древнем Египте и даже в шумерских городских поселениях. Но именно в Римской империи мозаика стала неким стандартом оформления жилища и общественного здания, именно римляне создали основные техники выкладывания мозаик. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, римские   мозаичисты   выкладывали   не   только   сложные   узоры,   пестрыми   коврами покрывавшие полы богатых домов, но и целые картины, не уступавшие живописным по красочности и совершенству.  (Презентация,   слайд   24)  Высоко   развито   было   в   Древнем   Риме   и   прикладное искусство. Тончайшие украшения и покрытые рельефами сосуды изготовляли из золота и серебра римские чеканщики — торевты.  У   египтян   и   сирийцев   римляне   переняли   искусство   изготовления   стекла   — прозрачного и цветного, из которого они делали прекрасные сосуды, переливавшиеся всеми цветами радуги, и нарядные бусы.  (Презентация, слайд  25)  Жители покоренных  Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей,  так как все дела, связанные с управлением и судо­ производством, велись на латыни. Конечно, это был не тот язык, на котором выступали римские ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь — разговорный   язык   горожан,   крестьян,   торговцев   и   воинов.   Диалекты   народной   латыни, обогащенные   словами   других   наречий,   легли   в   основу   ряда   современных   европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к так называемой романской группе и имеют одного общего прародителя — латинский   язык,   который   долгое   время   служил   основным   средством   общения   между образованными   людьми   разных   национальностей.   Латинский   язык   был   важнейшим средством   межгосударственных   отношений:   на   нем   на   протяжении   почти   всей   эпохи Средних   веков   составлялись   государственные   документы,   международные   договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом. Все   церковные   службы   в   католических   странах   средневековой   Европы   велись только на латыни. Она была языком книжной мудрости. В монастырях переписывались сочинения   античных   и   христианских   писателей.   Все   записи   —   от   хозяйственных документов до исторических хроник — велись только на латыни; до XIV в. она оставалась единственным   письменным   языком   Западной   Европы.   На   латыни   велось   обучение   в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Каковы основные этапы развития Римского государства? 2. Что позволило римлянам создать огромную державу? 3. Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?  5. В чем причины гибели Западной Римской империи? 6. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима. 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  и отдельных студентов на занятии. 3.3. Домашнее задание 1. Опираясь   на   записи   в   тетради   и/или   учебник   (Артемов   В.   В.)   §   11­12, подготовиться к тесту. 2. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016.­ § 7­9. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. http://www.newreferat.com/ref­9776­1.html медицина в Древнем Риме  2. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям 3. Словарь исторических терминов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древний Рим"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017