МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

Оценка 4.6
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"
Цель занятия: Учебная: Рассмотреть особенности географического положения и природы Греции, особенности минойской и микенской цивилизации, последствия вторжения дорийцев в Грецию. Охарактеризовать особенности полисного строя Древней Греции. Ознакомить с великой греческой колонизацией и ее последствиями. Сравнить развитие Афин и Спарты. Сформировать представление о походах Александра Македонского и их результатах. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, толерантное отношение к различным культурам, обычаям, образу жизни.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016-9-№4 -ист- Античная эпоха.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Древняя Греция Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Тема «Древняя Греция» (проблемно­диалогическая технология) Братск, 2016 г. Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Рассмотреть   особенности   географического   положения   и   природы Греции, особенности минойской и микенской цивилизации, последствия вторжения   дорийцев   в   Грецию.   Охарактеризовать   особенности полисного   строя   Древней   Греции.   Ознакомить   с   великой   греческой колонизацией и ее последствиями. Сравнить развитие Афин и Спарты. Сформировать представление о походах Александра Македонского и их результатах. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, толерантное отношение к различным культурам, обычаям, образу жизни. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   готовность к служению Отечеству, его защите;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П1.   сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация  «Древняя Греция») Раздаточный материал: У­МП, Словарь исторических терминов. Место проведения: аудитория Литература для подготовки: · Энциклопедический словарь юного историка. ­ М., Педагогика­пресс,  1993. · Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. ­  М.,  Высшая школа, 1990. · Любимов Л.  Искусство Древнего Мира. ­ М., Просвещение, 1971. · Боннар А. Греческая цивилизация. ­ Ростов­на­Дону, 1994. · Яковлев А.Ю. История Древнего Рима. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с. План занятия 1. Вводная часть – 20 минут 1.1. Организационный момент   1.2. Мотивация занятия   1.3  Контроль исходного уровня знаний    2. Основная часть – 55 минут 2.1. Минойская и микенская цивилизации 2.2. Особенности природно­географического положения и хозяйственной жизни 2.3. Города­гocударства Гpeции 2.4. Походы Александра Македонского 2.5. Медицина в Древней Греции 3. Заключительная часть – 15 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (Презентация, слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Каждый   период  в  истории  мировой   культуры  по­своему  ценен. Но  особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации. Искусство античного мира впервые   воспело   человека   как   прекрасное   и   совершенное   явление   природы.   Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.  «...Без  того  фундамента,   —   писал   Энгельс,   —   который   был   заложен   Грецией   и Римом, не было бы и современной Европы». 1.3  Контроль исходного уровня знаний 1. Выполнение теста (см. КИМ ­9 №3) 2. Проблемный вопрос:   ­  Кто для кого существует: человек для государства или государство  для человека? 2.1. Минойской и микенской цивилизации Основная часть (Презентация, слайд 3) Древняя Греция и Древний Рим создали свои цивилизации, которые как составные части входят в единую великую античную цивилизацию. Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации. Понятие   «античность»   происходит   от   латинского   слова,   означающего «древность».  Но   античность   ­   это   только   греко­римская   древность.   Колыбель   античности   ­ северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему   Средиземноморью,   охватила   Северную   Африку,   часть   Западной   Азии,   обширные пространства Европы. Как и у других народов, у греков существовал  миф о Всемирном потопе, когда весь мир оказался покрытым водой. Спаслись только два человека ­ Девкалион и его жена Пирра. У них родился сын Эллин, которого греки считали своим предком. По его имени они и назвали себя эллинами, а свою страну ­ Элладой. Первые государства в Греции возникли на острове Крит. При раскопках на Крите археологи  нашли   глиняные  таблички  с  надписями.   Следовательно,   у его  жителей  была письменность. Но на Крите тогда жили еще не греки, и ученые не знают, на каком языке написаны эти таблички. Поэтому до сих пор никто не смог их прочитать. Сначала на Крите существовало четыре государства, центром каждого из которых был большой дворец. Но потом весь Крит был объединен под властью царей, живших в Кноссе, и стал единым государством. Его расцвет приходится на 16 ­ первую половину 15 века до н. э. (Презентация, слайд  4) Предполагают, что Крит объединил  царь Кносса  Минос. Греческие историки называют его первым властителем моря.  Жителей острова ученые условно называют минойцами. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах,  минойцы проникают   в   самые   отдаленные   уголки   Средиземного   моря.  Устанавливаются оживленные торговые и дипломатические связи с Египтом и финикийскими государствами. В Кноссе находился самый большой дворец. Этот дворец почти 40 лет раскапывал знаменитый  английский   археолог  Эванс.  Дворец   совсем   не   был   похож   на   тяжелые постройки Древнего Востока. Жить в нем было удобно. Во дворце существовала система снабжения водой и канализация. Археологи обнаружили также комнаты с терракотовыми ваннами. Все здание сверху донизу прорезывали специальные световые колодцы. Через них свет и воздух поступали в нижние этажи. В середине 15 века до н. э. происходит ужасная катастрофа ­ мощное извержение вулкана на одном из островов. Прибрежные города были разрушены. Воспользовавшись этой катастрофой, около 1400 года до н. э. на Крит вторглись с Балканского полуострова греки­ахейцы. Ахейцы давно с завистью смотрели на богатый остров. Критяне  не смогли   оказать сопротивления  врагам.  Ахейцы  захватили   остров  и разграбили его.  (Презентация,   слайд   5)   Произошедшие   события   нашли   отражение   в   эпосе.   В частности,   существует   гипотеза,   что   Платон   под   погибшей   Атлантидой   имел   ввиду цивилизацию Крита. Не исключено, что Гомер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».   С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не   располагают   письменными   источниками   периода   1100­800   гг.   до   н.э.,   поэтому   его называют  Темными веками.  В этот период у греков выдались неурожайные годы и было мало   контактов   с   другими   народами,   и   поэтому   в   иностранных   источниках   мало встречается   упоминаний   о   греках.  Но   с   распространением   железа   в   8   веке   до   н.   э. началось   ее   очень   быстрое   развитие   Греции.  В   результате   Греция   обогнала   в   своем развитии страны Древнего Востока. 2.2. Особенности природно­географического положения и хозяйственной жизни  У­МП   Работа с картой  ­  Расскажите о Греции, используя данные карты   ­     Предположите,   каким   образом   особенности   природно­географического положения могли повлиять на хозяйственную жизнь населения?  (см. приложение 6: сравните свое предположение с текстом)  Информация для преподавателя Южная   Греция   —   это   полуостров   Пелопоннес,   связанный   узким   перешейком   с остальной   Грецией.   Здесь   греки­дорийцы   основали   город   Коринф,   поэтому   перешеек называется Коринфским.  Происхождении названия Пелопоннес Знатный юноша Пелопс бежал, спасаясь от врагов из своего родного города. Он нашёл приют у могущественного царя Эномая, который правил в Южной Греции. Однажды увидел Пелопс дочь Эномая — прекрасную Гипподамию — и полюбил её. Но царь не хотел выдавать дочь замуж; ему было предсказано, что он погибнет от руки её будущего мужа. Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязаниях на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Немало женихов принимали вызов Эномая, каждому позволял он отправиться  в путь раньше себя, потом догонял их и убивал копьём. Головы женихов, которые погибли, были прибиты на дверях дворца Эномая.  Понял   Пелопс,   что   только   хитростью   сможет   победить   в   соревнованиях.   Решил подкупить   слугу   царя   —   Миртила:   «Если   поможешь   погубить   Эномая,   отдам   тебе полцарства. Замени железные оси на колеснице Эномая на восковые. Миртил пообещал и сделал это. Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии и завладел всем царством. С тех пор Южная Греция стала называться «остров Пелопса», по­гречески — «Пелопоннес». С Миртилом Пелопс делиться не стал, сбросив его с высокой горы в море. Падая, Миртил проклял   Пелопса   и   всех   его   потомков.   С   тех   пор   многочисленные   беды   преследовали потомков Пелопса.  ­­­  У­МП   Берега Греции имеют множество больших заливов и маленьких бухт. В Греции не было   такого   места,   которое   бы   далеко   находилось   от   моря.   Греки   были   прекрасными мореплавателями.   Море   не   разделяло   их,   а   соединяло.   Оно   кормило,   снабжая   рыбой, устрицами, креветками, осьминогами. Но плавали по морю только летом и ранней осенью. В октябре начинались бури, и до весны выходить в море опасались. Почти   треть   территории   Греции   покрыта   горами.   Они   делят   ее   на   множество небольших областей. Из одной области в другую по суше можно было попасть только по узким долинам или через перевалы. Рек в Греции много, но они больше похожи на ручьи. Летом реки пересыхают. Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители  часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продовольствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату. Во всей Греции выращивали яблоки, груши, инжир, гранаты, айву, орехи, различные овощи: капусту, горох, бобы. Очень любили греки лук и чеснок. Сеяли лен, из которого делали   ткани.   Ни   апельсинов,   ни   лимонов,   которые   сейчас   к   нам   привозят   из   Греции, древние греки не знали. Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. Лошадей для вспашки не использовали ­ они стоили очень дорого.  На   плодородных   землях   коровы   давали   много   молока;   быков   использовали   при вспашке, а мулов ­ для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.  Зерновые   культуры   выращивали   на   плодородных   землях.   Это   самые   главные культуры, так как хлеб был  основным продуктом питания у греков. Зерновые  сеяли  в октябре, чтобы он успели вырасти в течение самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена   в   землю.   В   апреле   или   мае   урожай   собирали   закругленными   ножами,   которые называются   серпами.   Затем   поле   оставляли   под   пар   (незасеянным)   на   какое­то   время, чтобы   восстановилось   плодородие   почвы.   Зерно   обмолачивали   (отделяли   от   стеблей), гоняя   мулов   по   вымощенной   камнем   площадке,   устланной   колосьями.   Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется ­ веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху. Также   греки   выращивали   виноград   и   оливки.   Виноград   собирали   в   сентябре   и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины­пифосы, где он постепенно превращался в вино. Некоторые сорта вин славились на весь тогдашний мир Свежий и особенно сушеный виноград заменял, наряду с медом, сахар.  Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок.  Оливки употребляли в пищу во всех видах: свежими, солеными, маринованными. Но большая часть шла под пресс для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.  Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб,   так   как   пшеница   стоила   дороже,   чем   ячмень.  Своего   хлеба   не   хватало,   и   зерно ввозили из других стран. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота   на   зайцев,   оленей   и   кабанов   давала   возможность   употреблять   мясо.   Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы. В   Греции   добывали   жизненно   важные   полезные   ископаемые:   железные,   медные, серебряные руды. Однако своего металла, так же как и хлеба, в Греции не хватало. Часть его привозили из других стран. Пыч С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24­25 . Вопрос к документу:  ­ Как природа Греции влияла на занятия древних греков? (Греция ­ страна горная и   морская,   поэтому   издревле   здесь   получили   развитие   ремёсла,   мореплавание, рыболовство,   добыча   соли   из   морской   воды,   морская   торговля.   Из­за   скудных   почв   в Греции   не   хватало   хлеба,   кормов   для   скота,   вот   почему   в   стране   преобладал   мелкий рогатый скот и разводили свиней.) (Презентация, слайд 14) Развитие торговли привело к  появлению монет. Монету изобрели в Лидии в 7 веке до н. э. Греки очень быстро переняли это полезное новшество. Каждый полис чеканил свою монету с каким­нибудь изображением, часто помешал на ней название полиса. (Презентация, слайд 15) Греки заимствовали у финикийцев алфавит и переделали его таким образом, что научиться читать и писать стало довольно легко.  В Греции грамотных людей было много больше, чем в странах Древнего Востока. Подобно   египтянам   и   вавилонянам   древние   греки  верили   в   разных   богов,   но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки.  Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.  Главным богом у греков был  Зевс, это был бог дождя, грома и молний.   Его   изображали   могучим   мужчиной   средних   лет.   Он   господствовал   на   небе. Взмахнет Зевс рукой ­ удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния ­ и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса.  ­ Каких боговы помните из древнегреческой мифологии?  ­ Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест ­ покровитель   кузнечного   дела,   Деметра   ­   покровительница   земледелия,   Дионис   ­ покровитель виноделия.)  ­ Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)   ­  Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?  (Они верили в силу человека.)   ­  Объясните,   почему   ученые   изучают   легенды   и   мифы?  (Это   исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.) (Презентация,   слайд   7­11)   В   Греции   добывали   жизненно   важные  полезные ископаемые:  железные, медные, серебряные руды. Однако своего металла, так же как и хлеба, в Греции не хватало. Часть его привозили из других стран. (Презентация,   слайд   12)   Повсюду   в   Греции   находили   хорошую  глину.  Из   нее изготовляли посуду, сосуды для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов (вина, масла, зерна). Очень красивую посуду делали афинские мастера. Они наносили на сосуды рисунки и покрывали их черным лаком. Во время раскопок археологи нашли огромное количество таких ваз. Сейчас они хранятся во многих музеях мира. Глядя на них, мы видим, какую одежду носили мужчины и женщины, какие у них были прически, какой мебелью они пользовались, какое у них было вооружение, как они работали, занимались спортом, какими представляли богов. (Презентация, слайд 13­15) В Греции было много строительного камня: грубого и более ценного ­ мрамора. Благодаря мрамору греки смогли создать прекрасные храмы и скульптуры.  При всей своей бедности природа  Эллады  была очень красивой,  греки ее любили и гордились, что они живут в этой стране. Древние греки выделяли семь чудес света, одним из которых был храм богини охоты, супружества и природы Артемиды в ионийском городе Эфес.  Информация для преподавателя Артемида ­ покровительница детства и материнства. «Спонсором» постройки храма был лидийский царь Крез известный далеко за пределами своего царства как человек очень богатый,   но   вместе   с   тем   склонный   покровительствовать   религии   и   искусству. Подчёркивая роль Креза в постройки храма, греки нанесли две благодарственные надписи на колонны святилища. Строительство храма заняло несколько десятилетий. Проект будущего чуда света разрабатывал   специально   для   этого   приглашённый   архитектор   из   критского   Кносса,   а после его смерти в разгар строительства дело продолжил его сын. Но и он не дождался окончания «стройки века» ­ храм завершали уже совсем другие люди.  Храм Артемиды был очень велик – в длину он насчитывал 105 метров, в ширину ­ 51, а высота поддерживающих крышу колонн составляла 18 м. Всего колонн было 127, каждая была даром храму от царя отдельного города и местности. Здание   украшено   скульптурными   композициями,   выполненными   лучшими мастерами Эллады. В центре храма находилась величественная статуя богини Артемиды из золота декорированная слоновой костью. Некий   безумец   Герострат,   мечтавший   хоть   чем­то   остаться   в   памяти   потомков, поджёг храм. И хотя городской совет принял решение стереть его имя из памяти людской, ещё долго по всей Элладе ходили  глашатаи громко возвещавшие: «Не смейте помнить безумного Герострата, спалившего храм Артемиды в Эфесе!» Вскоре   эфесцы   занялись   реконструкцией   храма.   Новый   архитектор   сохранил изначальную планировку, только решил поднять здание на небольшую высоту. И на этот раз «спонсором» строительства выступил царь – на этот раз Александр Македонский, который по преданию родился в ночь поджога храма Геростратом. Дальнейшая судьба самого величественного храма Древней Греции была трагична: в 263 г. н.э. его разграбили  готы, в спустя полтора столетия все языческие храмы были закрыты   и   храм   Артемиды   Эфесской   был   переделан   под   церковь,   которое   тоже   со временем пришла в упадок и была закрыта. 2.3. Города­гocударства Гpeции ­­­ (Презентация,   слайд   16)  В   античной   Греции   не   сложилось   крупного,   единого государства. Здесь было нескольких сот небольших самостоятельных полисов. Полис ­ город­государство.  От этого корня произошло слово «политика». Центр его ­ город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место ­ акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.  В   Средней   Греции   самым   крупным   полисом   были  Афины,   в   Южной   Греции   ­ Спарта, на побережье Малой Азии ­ Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.  У­МП   1. Задача:  Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных? При   раскопках   Микен   археологи   обнаружили   акрополь,   на   котором   находился царский   дворец,   дома   знати,   некоторые   гробницы   с   золотыми   масками   погребенных,   а также сотни глиняных табличек с надписями­списками рабынь, ремесленников­плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами. Ответы: а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных дощечках есть списки рабынь. б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел. в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах. В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении.     Большие     обязанности давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатных людей избирали военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.  Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках   землевладельческой   знати.  А   значит,  не   было   условий   для   возникновения деспотии. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления.  Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать   все   полноправные   граждане.   Собрание   принимало   законы,   избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни.  Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины — полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей;   ремесленники,   имевшие   мастерскую;   мореходы,   располагавшие   кораблями   и товарами.  Полис   защищал   интересы   своих   граждан,   но   и   за   ними   были   закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.  Афины  ­ Где находится государство Афины? (На юге Балканского полуострова.) (Презентация, слайд 17) Античную Гецию принято считать родиной демократии.  Вся власть первоначально находилась в руках знати, которая считала себя лучше всех. Поэтому  власть называлась аристократией  (по­гречески слово  «аристократия» означает «власть лучших»).  Знать заседала в совете. Когда происходило собрание всего народа ­ демоса (по­ гречески «демос» означает «народ»), то мнение аристократов имело большее значение, чем мнение рядовых жителей. Обычно знатные люди считали своими предками богов и древних царей и думали, что это оправдывает их господствующее положение. К простому народу они относились с презрением и называли его толпой. Но  благодаря  деятельности Солона, Перикла  и других политиков, защищавших интересы демоса, строй постепенно изменялся в сторону демократии (V в. до н. э.). Для нового строя были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности. Важную роль в становлении афинской демократии сыграл  успех греков в борьбе с Персидской   державой.  Победы   в   греко­персидских   войнах   (500—449   гг.   до   н.   э.)   не только   свидетельствовали   о   превосходстве   свободных   граждан   греческих   городов­ государств   над   мощной   восточной   деспотией,   они   также   укрепляли   демократические элементы полиса. Раньше знать имела право на власть, так как только аристократы были настоящими воинами защищавшими свой полис. Теперь крестьяне стали сражаться в одном строю с аристократами. Если они в равной степени проливают кровь в борьбе за родной полис, то они   должны   иметь   и   равные   права   в   управлении   им.   Так   рассуждали   крестьяне.   С развитием ремесла и торговли в полисе усиливается влияние купцов и ремесленников. Они считали, что их богатство тоже дает им право участвовать в управлении полисом. Но знать не хотела делиться ни с кем своими правами. Во многих полисах в то время шла борьба между аристократами и демосом.  Первые уступки, которые демос смог вырвать у знати, ­ это так называемые писаные законы. Сначала судили по обычаю, то есть так, как было принято, как судили раньше. А судьями были аристократы, поэтому они защищали аристократов. Демос требовал, чтобы законы были одинаковыми для всех. А чтобы их применяли правильно, законы следовало записать.   Так,   благодаря   записи   законов   начали   ограничивать   произвол   аристократов. Запись   законов  была   первым   шагом   на  пути   установления   демократии,   то  есть   власти народа   («демократия»  по­гречески   означает  «власть   народа»).  Первые   из   них, устанавливающие общие нормы поведения для всех гpаждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г, до н.э. Постепенно   и   чужеземцы,   успешно   ведущие   дeла   в   Афинах,   получили   права гpаждан.  Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались   вопросы   войны   и   мира,   избирались   должностные   лица.   Собрание   могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании. На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к  остракизму (изгнанию).  У­МП   2.   Задача:  Объясните,   о   чем   идет   речь   в   данном   отрывке.   Какие   изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения? Греческий правитель  Солон писал, что лучшей свидетельницей  его деятельности является Ответы: Мать черная земля многострадальная,  С которой сбросил я позорные столбы,  Рабыня раньше, а теперь свободная.  а) Речь   в   данном   отрывке   идет   о   личной   оценке   своей   деятельности   самим Солоном.   Главным   своим   достижением   он   считает   отмену   рабства   в   Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы. б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей. в) Реформы   Солона   имели   большое   значение   для   государства.   Они   заложили основы демократии.  ­ После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? (Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы ­ это бесплатная рабочая сила. Л бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)  ­ А существует ли сегодня в нашем государстве демократия?  Спарта     ­  Где  находится   Спарта?  (Тоже   на   территории   южной   части   Балканского полуострова, в местечке Лакония.) (Презентация,   слайд   18)  Другой   путь   развития   полиса   продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова,  превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов).  Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояли два царя­полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов­спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров ­ они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте. Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты:   свободных   воинов   и   крепостных   землевладельцев   (илотов).   Переход   из   одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов­спартанцев.   ­  Вы   наверняка   слышали   выражение   «Спартанское   воспитание».   Что   оно означает?   У­МП   Исторические документы Кормилицы  были  заботливые   и  умелые,  детей  не  пеленали,   чтобы   дать  свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или   одиночества,   не   знающими,   что   такое   своеволие   и   плач.   Поэтому   иной   раз   даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над   противником.   С   возрастом   требования   делались   все   жестче:   ребятишек   коротко стригли,   они   бегали   босиком,   приучались   играть   нагими.   В   двенадцать   лет   они   уже расхаживали   без   хитона,   получая   раз   в   год   по   гиматию,   грязные,   запущенные;   бани   и умащения были им не знакомы ­ за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом.   Спали   они   вместе,   по   илам   и   отрядам   на   подстилках,   которые   сами   себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира М., 1987. С. 135­136. Вся   жизнь   спартанца   проходила   в   военных   упражнениях.   До   своего совершеннолетия, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. В древней Спарте главную ответственность в воспитании детей играло государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым ­ сбрасывали с обрыва.  Женщины­спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали   спортивную   подготовку   наравне   с   мужчинами   и   нередко   соревновались   в общегреческих играх, посвященных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только мужчины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей ­ до семилетнего возраста. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были плохо, жилив суровых условиях потому, что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить трудности. Грамоте учили мало, а вот их физическому развитию уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким   образом,   такая   система   воспитания   давала   государству   сильных,   храбрых   и жестоких воинов. Граждане   Спарты   не   имели   права   владеть   золотой   или   серебряной   монетой, заниматься   торговлей   или   ремеслом   (кроме   мастеров­   оружейников);   их   земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого. Смирное С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994, С. 66. Вопросы к документам:   ­  Кто   нес   большую   ответственность   за   воспитание   детей   в   Спарте: государство или родители?  ­ Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?  ­ С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?  ­ Почему питание мальчиков было скудным?  ­ Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?  ­ Учили ли спартанцев грамоте?  ­ Какой должна была быть речь спартанцев?  ­ Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания?  ­ Что вам в ней нравится?  ­ О чём свидетельствуют высказывания спартанцев?  1. Не города прославляют людей, а люди прославляют города.  2. Мы, спартанцы, спрашиваем не «сколько воинов», а «где они».  3. Одну спартанку, захваченную в плен, продавали в рабство. Покупатель спросил, что она умеет делать. Девушка ответила: «Быть свободной». 4. На войне хромота — не беда! Ведь там надо не бегать, а твёрдо стоять на одном месте. (Презентация, слайд 19) Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений.  Единственным   заслуживающим   уважения   занятием   для   мужчин считалась война.  (Презентация,   слайд   20)   Система   воспитания   была   подчинена   одной   цели   ­ подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция   спартанцев  убивать   детей,   рождавшихся   слабыми,   из   которых,   как   они считали, не получилось бы хороших солдат. В   Спарте   неизменными   остались   порядки   родоплеменногo   строя.  Ею   управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались.  Спартанское   государство   вело   постоянные   войны   против   coceдних   полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.  Поскольку   в   Греции   было   мало   почв,   пригодных   для   земледелия,   не   хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: все это заставляло греков осваивать новые земли ­ колонии. Самые известные из них на побережье Черного моря ­ Ольвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря ­ Сиракузы, Карфаген. В свои колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изделия. Привозили оттуда хлеб,   рабов,   мед.   Права   греков   в   колониях,   их   религиозные   верования   и   обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом, где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а Грецию ­ Элладой. Как бы далеко ни были греки от своего дома, они верны были своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ним не враждовать. 2.4. Походы Александра Македонского  У­МП   Постоянная   борьба   за   первенство  между   двумя   важнейшими   полисами   — демократическими Афинами и аристократической Спартой ­ ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии.  (Презентация,   слайд   21)   Объединение   экономических   ресурсов   и   воинских   сил полисов   Греции   и   Македонии   позволило   великому   завоевателю  Александру Македонскому присоединить к своему царству обширные владения. Александр Македонский  (Александр III Великий, царь Македонии с 336 года) ­ полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира. Сын македонского  царя Филиппа II и царицы Олимпиады, Александр  получил прекрасное   для   своего   времени   образование,   его  воспитателем   с   13   лет   был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы он продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству.  Юность   наследника   македонского   престола   была   омрачена   разводом   родителей. Вторичная   женитьба   Филиппа   на   другой   женщине   (Клеопатре)   стала   причиной   ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа (336 до н. э.) 20­летний Александр был возведен на престол. В   наследство   от   Филиппа   от   получил   сильнейшую   армию   Древней   Греции,   но Александр понимал,  что для победы над огромной державой понадобятся усилия  всей Эллады. Ему удалось создать общегреческий союз и сформировать объединенное греко­ македонское войско. Общая численность пехоты составляла 30 тыс. человек, конницы — 5 тыс. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко­македонское войско было хорошо обучено и вооружено. (Презентация,   слайд   22)   Главной   задачей   молодого   царя   стала   подготовка   к военному походу в Персию. Однако это государство обладало огромными людскими  и материальными ресурсами. Но в решающем сражении 100­тысячное войско было разбито. Александр   решил   воспользоваться   плодами   своей   победы   и   продолжил   поход   в Египет.   Население   порабощенных   персами   стран   воспринимало   македонцев   как освободителей.   Для   сохранения   устойчивой   власти   в   захваченных   землях   Александр предпринял   неординарный   шаг   —   провозгласив   себя   сыном   египетского   бога   Аммона, отождествлявшегося   греками   с   Зевсом,   он   становился   в   глазах   египтян   законным правителем (фараоном). Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них   греков   и   македонян,   что   способствовало   распространению   греческого   языка   и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые   города,   обычно   носившие   его   имя.   Наиболее   известный   из   них   —   Александрия (Египетская). После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток.   Греко­македонское   войско   вторглось   в   Месопотамию.   Победители   заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.  Александр   был   провозглашен   «царем   Азии».   В   своем   государстве   он   замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную   знать,   что   вызывало   недовольство   его   соратников.   Были   казнены   старейший военачальник   Парменион   и   его   сын,   обвиненные   в   причастности   к   заговору   против Александра. Затем   войско   Александра   вторглось   в   Среднюю   Азию   (Бактрию   и   Согдиану), местное   население   которой   оказало   ожесточенное   сопротивление,   но   и   его   удалось подавить.   Александр   старался   соблюдать   местные   обычаи,   носил   персидскую   царскую одежду,   женился   на   бактрийке   Роксане.   Однако   его   попытка   ввести   персидский придворный   церемониал   (в   частности,   падание   ниц   перед   царем)   натолкнулась   на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит. Долина Инда тоже была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад. Возвратившись   в   Вавилон,   который   стал   его   постоянной   резиденцией,Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб.  Новыми   царями   огромной   державы   были   провозглашены   новорожденный   сын Александра   и   его   сводный   брат   Арридей.   Фактически   империей   стали   управлять военачальники   Александра   —   диадохи,   вскоре   начавшие   войну   за   раздел   государства между собой.  Политическое  и   экономическое   единство,   которое   стремился   создать  Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма. Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное население постепенно   заимствовало   язык,   обычаи   и   культуру   греков.   Греки   же,   оказавшиеся   на Востоке, перенимали  его достижения. Возник  синтез культур  и цивилизаций  Древнего Востока и Древней Греции.  Личность   Александра   Македонского   была   чрезвычайно   популярна   как   среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (Александр Двурогий). 2.5. Медицина в Древней Греции  У­МП   Медицина в древней Греции Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного   врача   Асклепия   и   его   дочерей:   Гигиеи   —   охранительницы   здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Врачебное   искусство   этого   периода   достигло   своей   вершины   в   деятельности великого   древнегреческого   врача   Гиппократа   (460—377   до   н.   э.),   который   превратил наблюдение   у   постели   больного   в   собственно   врачебный   метод   исследования,   описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей среды, прежде всего климата, в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению   больного.  Его   справедливо   называют   отцом  медицины.   Конечно,  лечение   в  ту эпоху   не   имело   научной   основы,   оно   опиралось   не   на   ясные   физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни (слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых якобы ведут к болезни. Первая   попытка   установить   взаимосвязь   между   строением   и   функциями человеческого   тела   принадлежит   знаменитым   александрийским   врачам   Герофилу   и Эрасистрату (3 в. до н. э.), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных. Исключительно большое влияние на развитие медицины оказал римский врач Гален: он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству, гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих медецинских отраслей внес много нового и попытался построить научную систему медицины. Эпические   поэмы   Гомера   “Илиада”   и   “Одиссея”,   “Гиппократов   сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа, произведение Геродота “История в девяти книгах”, труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса – являются  источниками сведений о древнегреческой медицине. В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая. Согласно   Гомеру   в   греческом   войске   времен   Троянской   войны   были   искусные народные   врачи,   которые   успешно   лечили   раны   и   знали   свойства   целебных   трав.   Они пользовались глубоким уважением: В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло   в   извлечении   стрел   и   других   ранящих   предметов,   выдавливании   крови   и применении   болеутоляющих   и   кровоостанавливающих   растительных   присыпок   с последующим наложением повязок. Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла,   как   рассказывает   рисунок   на   античной   вазе,   перевязывал   Ахилл   –   один   из главных героев “Иллиады” В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции   и   о   влиянии   климата   на   здоровье   человека.   Говоря   о   заразных   болезнях,   он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных трупов. Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии. В   Древней   Греции   культ   Асклепия   как   бога­целителя   был   очень   популярен. Античные   авторы   сообщают   более   чем   о   300   храмах.   Самым   величественным   из   них считалось   святилище   Асклепия   в   Эпидавре,   при   раскопках   которого   обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. Жрецы   строго   следили   за   чистотой   святилища   и   его   посетителей.   Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали   в   святилища   все   нечистое   (связанное   с   рождением   или   смертью).   Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам. После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях   вдоль   стен   храма.   Под   действием   одурманивающих   окуриваний,   внушения   и гипноза   больные   погружались   в   “священный”   сон.   Толкование   этих   снов   составляло существенный   фрагмент   храмовой   медицины.   Тем   не   менее,   главными   средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика.   Об   употреблении   лекарств   в   большинстве   случаев   не   упоминается.   Есть только   отдельные   указания   на   некоторые   хорошо   проверенные   средства   народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В   уплату   за   услуги   больные   приносили   в   храм   изображения   исцеленных   частей своего   тела,   сделанные   из   мрамора,   серебра,   золота.   При   раскопках   они   найдены   в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. “Священные”   сны   оставались   популярными   долгое   время.   В   Вавилоне   во   время последней болезни Александра Македонского  его военачальники  долгое  время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя. В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну,   ­   секреты   этого   искусства   сохранялись   внутри   рода   ли   семьи.   Такая   система подготовки   врачей   получила   название   семейной   медицинской   школы.   Позднее   рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода. По   свидетельству   историков,   в   городах   на   общественных   началах   устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За   особые   заслуги   перед   народом   они   иногда   награждались   золотым   венком   и   правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу.  Гиппократ   имел   реальные   представления   о   медицине   того   времени,   ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач­философ, сочетавший в себе большой врачебный   опыт   с   большим   пониманием   людей   и   окружавшей   природы.   Он   неустанно заботился  о  достоинстве  врача.  Питал   глубокое   отвращение   к  шарлатанам,   порочащим высокое искусство. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”,   который   является   энциклопедией   классического   периода   истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке,   основанной   приемниками   Александра   Македонского   –   Птолемеями, правителями эллинистического Египта. Вопросы к документу:  ­ О чем узнали из данного документа? Заключительная часть 3.1.   Беседа,   направленная   на   повторение   ранее   изученного,   проверку восприятия и закрепление нового материала   ­  Дайте определение, что такое цивилизация?(это тот или иной исторический Блиц­опрос «Кто больше?!»: тип общества со всей присущей ему определенной культурой)  ­ Чем одна цивилизация отличается от другой?(образцы как материальной, так и  духовной  культуры  общества:   орудия,  с  помощью  которых люди   создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).  ­ Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? (на Востоке)  ­ Почему их называют «речными» цивилизациями?  ­ Каковы причины возникновения первых государств? (укреплении своей власти, защите,   необходимость   удерживать   в   повиновении   покоренные   племена,   обращенные   в рабство, организации крупномасштабных общих работ)  ­ На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи,  писцы, земледельцы, ремесленники, рабы)   ­  Почему   говорят,   что   военные   походы   фараонов   постепенно   приводили   к ослаблению царства. (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране ­ это источник  недовольства  властью,  своим  положением.  В любой момент они могут поднять восстание.)   ­  Фараона   называли   в   Египте   «сыном   бога»   и   «великим   богом».   Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.  О чем свидетельствуют  эти факты? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра (бога Солнца).   ­  Какая   связь   существует   между   религией   и   государственной   властью  в Египте? (Религия ­ важнейшая опора государственной власти в Египте.)   ­ Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и  Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)     ­  Как   называются   современные   государства,   по   территории   которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)   ­  Чем   религия   древних   евреев   отличалась   от   религии   Древнего   Египта? (монотеизм у евреев.)   ­ Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)  ­ Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.)  ­ Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире)  ­ Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)  ­ Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.)  ­ Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).   ­  Что   сходно   в   представлениях   индийцев   и   египтян   о   посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)   ­  Что называется кастой?  (Каста ­ это группа людей, которая обладает оп­ ределенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)  ­ Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных  воинов, земледельцев, слуг.)  ­ Откуда появились эти касты? (По легенде ­ из частей тела бога Брахмы.)   ­  Что   такое   деспотия?   Каковы   ее   основные   черты?   Как   складывались   н Древнем Востоке отношения между государством и человеком?  ­ Античный город­государство. (Полис.)  ­ Древнейшие цивилизации Греции. (Критская и Микенская.)  ­  В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?  ­ Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?   ­  Дайте характеристику основных городов­государств Древней Греции  ­ Назовите главные достижения древних греков.  ­ Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? Верите ли вы путешественнику? Когда­то давно мне довелось побывать в Спарте. Меня поразило гостеприимство в отношении иностранцев. Ворота города были открыты для всех желающих его посетить. Высокие стены города оберегают прекрасные роскошные дворцы, площади, украшенные скульптурами, театры от нападения врагов. Жители города любят спорт, ценят силу и мужество. Но более всего любят учиться, совершенствовать свой разум. Речь их красочна и богатая.   Они   живут   за   счёт   торговли   и   ремёсел.   Хорошие   прибыли   делают   их   жизнь приятной, а столы  — богатыми.  Даже к рабам  они относятся  хорошо, очень часто их отпускают на волю.    ­  Ответ   на   проблемный   вопрос.   Кто   для   кого   существует:   человек   для государства или государство для человека? 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии. 3.3. Домашнее задание 1. Опираясь на С­ЛС в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 10, подготовиться к тесту. 2. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) Самостоятельная работа:  В историческом альбоме оформить мини­энциклопедию, ориентируясь на следующую тематику  (на выбор): 1. Историческое наследие Античности 2. Развитие медицинских знаний в античную эпоху Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016.­ § 7­9. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Всемирная история. Единое научно­образовательное пространство / Материалы по истории. Биографии известных людей. URL:    http://www.worldhist.ru  2. NewReferat / медицина в Древней Греции URL: http://www.newreferat.com/ref­9776­ 1.html  3. Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История» / Древняя Греция. Эллинизм URL:  http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=110050 4. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям 5. Словарь исторических терминов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Древняя Греция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017