МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

Оценка 4.8
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"
Учебная: Выявить причины дворцовых переворотов. Дать краткую характеристику императорам XVIII века, их внешней и внутренней политике. Показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению отечественной истории, уважение к историческому и культурному наследиюКонспект занятия по истории
3. конспект-образец - 9класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Эпоха дворцовых переворотов в России            Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Тема «Эпоха дворцовых переворотов в России»            Братск, 2016 г. (концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Выявить   причины   дворцовых   переворотов.   Дать   краткую характеристику   императорам   XVIII   века,   их   внешней   и   внутренней политике.   Показать,   что   главной   движущей   силой   дворцовых переворотов становится гвардия Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками.  Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению   отечественной   истории, уважение к историческому и культурному  наследию. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм «Романовы» для  проведения занятия по варианту №2) Раздаточный материал: Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  История России с начала XVIII до конца   XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1999.  Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1999.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 20 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 60 минут 2.1. Общая  характеристика   эпохи «дворцовых переворотов» 2.2. Борьба   за   власть   после   смерти   Петра   I 2.3. «Затейка   верховников»  2.4. Правление Анны   Иоанновны   (1730—1740).  2.5. Правление Елизаветы Петровны (1741 – 1761) 2.6. Правление Петра III Федоровича (1761 – 1762) 2.7. Итоги 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня   поговорим   о   тех   событиях,   которые   произошли   в   России   после   смерти   Петра Великого.          Перенапряжение   сил   страны   в   годы   петровских   преобразований,   разрушение традиций,   насильственные   методы   реформирования   вызывали   неоднозначное   отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности.        С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В. О. Ключевский не совсем точно, но образно и метко назвал «эпохой дворцовых переворотов».         По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи,   выясним   причины   дворцовых   переворотов,   заполним   таблицу   “Дворцовые перевороты XVIII века”. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания в форме опроса а) Связный рассказ о внешней политике Петра Первого Дополнительные вопросы:  ·  Какие   цели   во   внешней   политике   преследовал   русский   царь?   Удалось   ли   ему   их достигнуть? Выход   к   Чёрному   и   Балтийскому   морям.   Первая   цель   была   выполнена   лишь частично   и   временно,   после   Прутского   похода   завоевания   на   этом   направлении фактически были сведены на нет, но данная цель не была основной. Главной целью царь считал выход к Балтийскому морю, что было им сделано в полной мере. · В чем вы видите основные причины победы России в войне со Швецией? 1)   кроме   России   со   Швецией   воевали   другие   государства,   которые   составляли коалицию (потому, к примеру, после  победы под Нарвой шведы не продолжали наносить удары по России, а отправились воевать в Речь Посполитую); 2) во время войны Россия смогла реформировать свою армию; 3) во время войны Россия смогла построить военный флот; 4)   Россия   во   время   войны   смогли   наладить   собственное   металлургическое производство (до войны металл для оружия покупали в Швеции, там догадывались, что скоро будет война и потому продавали русским плохое железо); 5) решения Петра I во время войны оказались стратегически и тактически верными. · Назовите важнейшие итоги Северной войны для России. Россия получала земли на берегу Финского залива в устье Невы и часть Карелии (правда за это Россия выплачивала значительную контрибуцию). В ходе войны была построена новая столица: Санкт­Петербург. б) Беседа: · Перечислите преобразования и реформы Петра. Дайте им оценку. ­ европеизация внешнего вида (заставил носить европейский костюм и причёску, брить бороду) ­ реформа нравов двора с курением табака и постоянными ассамблеями (на которых и мужчины, и женщины употребляли большие дозы крепких спиртных напитков, отказывающихся принуждали) ­ новое административное деление на губернии, провинции и уезды ­ замена Боярской думы Сенатом ­ замена приказов коллегиями ­ упразднение  патриаршества,  церковь возглавил  Святейший  Правительствующий Синод ­   упразднение   тайны   исповеди:   священников   обязывали   доносить   об антигосударственных делах, о которых те узнавали на исповеди ­ доходы монастырей передавались в государственную казну ­ ликвидировалась разница между дворянством и боярством, соответственно, между поместьями и вотчинами ­ вводился «Табель о рангах» и новый порядок производства в следующий чин с большим вниманием к личным заслугам человека ­   создание   нового   военно­морского   флота   (значительную   часть   его   составляли галеры) ­ введение рекрутского набора ­ европеизация обучения солдат и организации армии ­ создание большого числа государственных мануфактур ­ поощрение создания мануфактур купцами В результате правления Петра I Россия приблизилась к Европе, значительно укрепилась.   При   этом   государственный   строй   остался   ближе   к   восточному деспотизму,   чем   к   европейскому   абсолютизму,   уважающему   права   дворянства. Преобразования стоили слишком большого числа человеческих жизней, а главное, укрепилось отсутствие уважения к человеку как к личности, даже к представителям высшего   сословия.   Негативным   последствием   правления   Петра   I   стал династический кризис, который спровоцировал сам царь, казнив своего старшего сына и поощряя участие жены в попойках даже во время беременностей (возможно, поэтому оба сына Петра и второй его жены Екатерины умерли в младенчестве). Это привело к длительной эпохе дворцовых переворотов, сильно ослабивших страну. Основная часть 2.1. Общая  характеристика   эпохи «дворцовых переворотов» Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями.   Подданные   не   посмели   обеспокоить   его   вопросом   о   наследнике.   Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: «Отдайте все…».  Дальнейших   слов   нельзя   было   разобрать.  Указ   о   праве   императора   назначать своего преемника не был использован.  А династическая ситуация оказалась сложной… (обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали  внук умершего императора  Петр  (сын царевича Алексея),  жена Екатерина  и  дочери  Анна  и Елизавета. Была еще  родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году. Но  основными претендентами оказались  Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял А. Д. Меньшиков +«Птенцы гнезда петрова»: П. А. Толстой, И. И. Бутурлин, П.   И.   Ягужинский   и   др.),   и   его  внук,  Петр   Алексеевич  (его   на   троне   хотели   видеть представители   старинных   боярских   родов,   которых   возглавлял  Д.М.Голицын   +  В.В. Долгорукий), которому тогда было 9 лет.  Меньшиков   сумел   лучше   использовать   сложившуюся   ситуацию,   и   с   помощью некоторых   других   приближенных   Петра,   после   смерти   императора,  при   поддержке гвардейских   полков,   возвел   на   престол   Екатерину   Алексеевну.  Поскольку   она  не проявляла   государственных   способностей,   фактически   правителем   страны   стал Меньшиков.  Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России. Дворцовые   перевороты   смена   власти,   совершавшаяся   узким   кругом ­ придворных и гвардейскими полками.  Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее «возлюбленный император». За  37 лет  с 1725 по 1762 год  пять раз  при помощи оружия произошла  смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II. Основная  причина,  легшая   в   основу   дворцовых   переворотов,   состояла   в противоречиях   между   различными   дворянскими   группировками   по   отношению   к петровскому наследию. Было бы упрощением считать, что раскол произошел  по линии принятия   и   непринятия   реформ.   И,   так   называемое  «новое   дворянство», выдвинувшееся   в   годы   Петра   благодаря   своему   служебному   рвению,   и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, — себе. Но каждая из этих групп отстаивала свои узкосословные интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы. Отчужденность   народных   масс   от   политики   и   их   пассивность  служили благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов. Причины дворцовых переворотов:  отсутствие законного порядка наследования престола;   усиление роли гвардии. 2.2. Борьба   за   власть   после   смерти   Петра   I Вариант проведения  занятия №1 (часть 2.2–2.7) изложение материала преподавателем Вариант проведения занятия №2 (часть 2.2–2.6) просмотр фильма «Романовы» (4 серия) Самостоятельное заполнение таблицы «Эпоха дворцовых переворотов» в процессе изложения материала преподавателем (вариант проведения занятия №1) или в процессе просмотра фильма «Романовы» (вариант проведения занятия №2)  «Эпоха дворцовых переворотов» 1725–1762 гг Правитель Период правления Современники Внутренняя политика Внешняя политика Культура Воцарение  Екатерины I Алексеевна (1725—1727)  привело  к резкому  усилению позиций Меншикова, который стал фактическим властелином страны. Попытки несколько обуздать   его   властолюбие   и   корыстолюбие   с   помощью  созданного   при   императрице Верховного тайного совета (ВТС), которому подчинялись первые три коллегии, а также Сенат, ни к чему не привели.  Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16­летнюю дочь Марию замуж за Петра II. В мае 1727 г. Екатерина умерла и императором, согласно ее завещанию, стал  12­ летний Петр II Алексеевич (1727—1730) при регентстве ВТС. Влияние Меншикова при дворе   усилилось,   и   он   даже   получил   желанный   чин   генералиссимуса.   Но,  оттолкнув старых   союзников   и   не   приобретя   новых   среди   родовитой   знати.  Удача   на   сей   раз изменила   ему.  Меньшиков   тяжело   заболел.  Более   месяца   он   был   не   в   состоянии заниматься делами. В это время  влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий.  Царь   перестал   подчиняться   Меньшикову,   а   в     сентябре   1727г.   князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов, где вскоре и умер. Немалую роль в дискредитации личности Меншикова в глазах юного императора сыграли Долгорукие, а также член ВТС, воспитатель царя, выдвинутый на эту должность самим Меншиковым — А. И. Остерман — ловкий дипломат, умевший, в зависимости от расстановки сил менять свои взгляды, союзников и покровителей. Свержение   Меншикова   являлось   по   своей   сути   фактическим   дворцовым переворотом, ибо изменился состав ВТС, в котором стали преобладать аристократические фамилии  (Долгорукие  и Голицыны), а ключевую роль начал  играть А.И.Остерман; был положен   конец   регентству   ВТС,  Петр   II   объявил   себя   полноправным   правителем, которого   окружили   новые   фавориты;  наметился  курс,   направленный   на   пересмотр реформ Петра I. Вскоре   двор   покинул   Петербург   и   переехал   в   Москву,   привлекшую   императора наличием   более   богатых   охотничьих   угодий.   Избавившись   от   опасного   соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого Екатерина Долгорукая была обручена с Петром II, но во время подготовки к свадьбе (январь 1730) он умер от черной оспы. И вновь встал вопрос о престолонаследнике, так как   со   смертью   Петра   II  пресеклась   мужская   линия   Романовых,   а   назначить   себе преемника он не успел. 2.3. «Затейка   верховников» Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича ­ Екатерине и Анне (племянницам Петра I).  Выбор   был   сделан   в   пользу  Анны   Иоанновны  ­   вдовы   небогатого   герцога Курляндского, рано овдовела, жила в стесненных материальных условиях в Митаве как провинциальная помещица, во многом за счет средств русского правительства. Крайне важно было и то обстоятельство, что она не имела сторонников и каких­ либо   связей   в   России.  В   итоге,   это   давало   возможность,   поманив   приглашением   на блестящий петербургский престол, навязать свои условия и добиться от нее согласия на ограничение власти монарха. Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”­ соглашения, приняв которые она могла стать императрицей.  Давайте познакомимся с этими условиями. Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной  без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:   не объявлять войны и не заключать мира;   никаких не налагать поборов и налогов;   никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;    беспрекословно   довольствоваться   определяемым   на   содержание   ее   особы   и придворного штата годовым доходом;   казенных вотчин никому не дарить;   не вступать в брак и не назначать наследника престола.  Итак,   в   России   была   предпринята   попытка   ограничить   абсолютную   власть российского  монарха.  Анна подписала кондиции и поехала в Москву.  Тем временем  о “кондициях”   стало   известно   при   дворе.  Против   них   выступила   церковь   и   такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.  Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”.  Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Долгорукие, а позже Голицин были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.  2.4. Правление Анны   Иоанновны   (1730—1740)  С   самого   начала   своего   правления   Анна   Иоанновна   попыталась   вычеркнуть   из сознания своих подданных даже память о «кондициях». Она ликвидировала ВТС, создав вместо него Кабинет министров во главе с Остерманом. С 1735 г. подпись трех кабинет­ министров по ее указу приравнивалась к подписи императрицы.  Постепенно   Анна  пошла   на   удовлетворение   наиболее   насущных   требований русского дворянства:   был ограничен 25 годами срок их службы,    отменена та часть Указа о единонаследии, которая ограничивала право дворян распоряжаться имением при его передаче по наследству,    облегчено  получение   офицерского  чина.  В  этих  целях  был   создан  кадетский дворянский корпус, по окончанию которого присваивалось офицерское звание,   разрешено записывать дворян на службу с младенческого возраста, что давало им возможность   по   достижении   совершеннолетия   получить   офицерский   чин   «по выслуге». Точную   характеристику   личности   новой   императрицы   дал  В.О.   Ключевский: «Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более   очерствевшая   при   раннем   вдовстве...   среди   придворных   приключений   в Курляндии, где ею помыкали, как русско­прусско­польской игрушкой, она, имея уже 37 лет,   привезла   в   Москву   злой   и   малообразованный   ум   с   ожесточенной   жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений». Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5—б раз дороже. Более   всего   она   любила   наблюдать   за   шутами,   среди   которых   были   представители знатнейших   фамилий   —   князь   М.   А.   Голицын,   граф   А.   П.   Апраксин,   князь   Н.   Ф. Волконский. Не исключено, что  таким образом Анна продолжала мстить аристокра­ тии за свое унижение «кондициями». Не   доверяя   русскому   дворянству   и   не   имея   желания,   да   и   способности   самой вникать   в   государственные   дела,   Анна   Иоанновна   окружила   себя   выходцами   из Прибалтики.  Вместе   с   Анной   из   Курляндии   прибыли   многие   прибалтийские   немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны ­ Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из   лучших:   высокомерный,   честолюбивый   до   крайности,   грубый   и   даже   нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий” В.О.Ключевский   дал   характеристику   периоду,   получившему   название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”. «бироновщина» ­ условное название периода правления Анны Иоанновны, главной чертой   которого   являлось   засилье   немцев,   пренебрегавших   интересами   страны, демонстрировавших презрение ко всему русскому и проводивших политику произвола по отношению к русскому дворянству.  Однако правительственный курс определял враг Бирона — А. Остерман, а произвол чинили скорее представители отечественного дворянства во главе с руководителем Тайной канцелярии А. И. Ушаковым. Да и урон казне русские дворяне наносили не мень­ ший,    чем    иноземцы. Фаворит, надеясь ослабить влияние вице­канцлера А. Остермана, сумел ввести в состав Кабинета министров своего ставленника — А. Волынского. Но новый министр начал проводить   самостоятельный   политический   курс,   разработал   «Проект   о   поправлении внутренних   государственных   дел»,   в   котором   ратовал   за   дальнейшее   расширение привилегий   дворянства   и   затронул   вопрос   о   засилье   иностранцев.   Этим   он   вызвал недовольство Бирона, который, объединившись с Остерманом, сумел добиться обвинения Волынского в «оскорблении ее императорского величества» и привести в 1740 г. его на плаху. Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры)  Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В   октябре   1940   года  Анна   Иоанновна   умерла,   назначив   Бирона   регентом   при малолетнем   императоре  Иване  VI  Антоновиче   (1740­1741,  правнук   Петра  I).  Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия.  Родители за императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти.  2.5. Правление Елизаветы Петровны (1741 – 1761) Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I  –  Елизавета Петровна.  В ночь на 25 ноября 1945г.  Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.  Французский академик  Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали   за   санями   Елизаветы,   молча   и   полные   решимости:   солдаты   дали   взаимную клятву   не   произнести   ни   единого   слова   во   время   пути   и   проткнуть   штыком   первого малодушного.  Особенности   этого   переворота   состояли   в   том,   что   Елизавета   Петровна   имела широкую   поддержку   простых   людей   города   и   низов   гвардии   (только   17%   из   308 участников­гвардейцев   были   дворянами),   видевших   в   ней  дочь   Петра,   все   тяжести правления   которого   уже   забылись,   а   личность   и   деяния   начали   идеализироваться. Переворот 1741 г., в отличие от других, имел патриотическую окраску, т.к. был направлен против засилья иностранцев. В подготовке переворота пыталась принять участие иностранная дипломатия, стремившаяся   своим   содействием   Елизавете   получить   политические   и   даже территориальные дивиденды. Но все надежды французского посла Шетарди и шведского ­   Нолькена,   в   итоге   оказались   тщетны.   Ускорило   осуществление   переворота   то,   что   о встречах   Елизаветы   с   иностранными   послами  стало   известно   правительнице   Анне Леопольдовне и над любительницей балов и развлечений нависла угроза насильственного пострижения в монахини. Захватив власть, Елизавета Петровна провозгласила возвращение к политике своего отца, но едва ли ей было по силам подняться до такого уровня. Она сумела повторить эпоху правления великого императора скорее по форме, а не по духу. Елизавета начала с восстановления   созданных   Петром   I   учреждений   и   их   статуса.   Упразднив   Кабинет министров, вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила Берг­ и Мануфактур­коллегии. На смену немецким фаворитам при Елизавете приходят русские и украинские дворяне,   отличавшиеся   большей   заинтересованностью   делами   страны.  Так   при активном содействии ее молодого  фаворита  И. И. Шувалова  был открыт Московский университет   (1755).   По   инициативе   его   двоюродного   брата   был   издан  указ   «об   унич­ тожении   внутренних   таможенных   и   мелочных   сборов»,  давший   импульс   развитию торговли   и   формированию   внутреннего   всероссийского   рынка.   По   указу   Елизаветы Петровны в России фактически отменялась смертная казнь. В   тоже   время   ее  социальная   политика   была   направлена   на   превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие и укрепление крепостничества. Она всемерно насаждала роскошь, что приводило к  резкому увеличению затрат дворян на себя и содержание своего двора. Эти   траты   падали   на   плечи   крестьян,   в   эпоху   Елизаветы   окончательно превратившихся в «крещеную собственность», которую без малейшего угрызения совести можно   было   продать,   обменять   на   породистую   собаку   и   пр.  Отношение   дворян   к крестьянам как к «говорящей скотине»  вызывалось и завершившимся к тому времени культурным   расколом   российского   общества,   в   результате   которого  русские   дворяне, заговорившие   по­французски,   более   не   понимали   своих   крестьян.  Усиление крепостничества выразилось в получении помещиками права продавать своих крестьян в рекруты, а также ссылать их без суда в Сибирь. В своей внутренней и внешней политике Елизавета Петровна в большей степени учитывала   общенациональные   интересы.   В   1756   г.   Россия   на   стороне   коалиции   из Австрии, Франции, Швеции и Саксонии вступила в  войну с Пруссией, поддерживаемой Англией.   Участие   России   в  «Семилетней   войне»   1756­1763   гг.   поставило   армию Фридриха II на грань катастрофы. В августе 1757 г. в битве при Гросс­Егерсдорфе русская армия С. Ф. Апраксина в результате успешных действий отряда генерала П.А. Румянцева добилась первой победы. В августе   1758   г.   генерал   Фермор   при   Цорндорфе,   понеся   значительные   потери,   сумел добиться «ничьей» с армией Фридриха, а в августе 1759 г. при Кунерсдорфе войска П. С. Салтыкова ее разгромили. Осенью   1760   г.   русско­австрийские   войска   захватили   Берлин   и  лишь   смерть Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 г. спасла Пруссию от полной катастрофы.  Ее наследник Петр III, боготворивший Фридриха II, вышел из коалиции и заключил с ним мирный договор, вернув Пруссии все потерянное в войне. Несмотря   на   то,   что  Елизавета   Петровна,   в   отличие   от   своего   отца, использовала безграничную власть не столько в интересах государства, сколько ради удовлетворения   собственных  нужд  и  прихотей  (после  ее  смерти  осталось  15  тыс. платьев),  она вольно или невольно подготовила страну и общество к следующей эпохе преобразований. За 20 лет ее правления  страна сумела «отдохнуть» и накопить силы для нового рывка, который пришелся на эпоху Екатерины II. Елизаветы   объявила   своим   наследником   племянника  Петра  III  ­   сына   Анны Петровны и герцога Голштинии, внука Петра I.  2.6. Правление Петра III Федоровича (1761 – 1762) C детства воспитывался в неприязни ко всему русскому и почтении к немецкому. К 1742 г. он оказался круглым сиротой. Бездетная Елизавета пригласила его в Россию и вскоре назначила своим наследником. В 1745 г. его женили на незнакомой и нелюбимой Ангальт­Цербстской принцессе Софье Фредерике Августе (в православии нареченной Екатериной Алексеевной). Наследник не изжил еще детства, продолжая играть в оловянных солдатиков, в то время как Екатерина активно занималась самообразованием и жаждала любви и власти. После смерти Елизаветы Петр  восстановил против себя дворянство и гвардию своими пронемецкими симпатиями, неуравновешенным поведением, подписанием мира с   Фридрихом   II,   введением   прусских   мундиров,   своими   планами   отправить   гвардию воевать за интересы прусского короля в Данию. Эти меры показывали, что он не знал, а главное не хотел узнать страну, которую возглавил. В то же время, 18 февраля 1762 г. он подписал манифест «О даровании вольности и   свободы   всему   российскому   дворянству»,  освобождавший   дворян   от   обязательной службы,   отменявший   для   них   телесные   наказания   и   превращавший   в   подлинно привилегированное сословие. Затем была упразднена внушавшая ужас Тайная розыскная канцелярия.  Он  прекратил   преследование   раскольников   и   принял   решение   о секуляризации церковно­монастырского землевладения,  подготовил  указ об уравнении всех религий. Все эти меры отвечали объективным потребностям развития России и отра­ жали интересы дворянства. Но   его  личное   поведение,   безразличие   и   даже   нелюбовь   к   России,   ошибки   во внешней политике и оскорбительное отношение к жене, сумевшей добиться уважения со   стороны   дворянства   и   гвардии,   создали   предпосылки   для   его   свержения. Подготавливая   переворот,   Екатерина   руководствовалась   не   только   политическим самолюбием, жаждой власти и инстинктом самосохранения, но и стремлением послужить своей новой родине. Петрe III довелось ему царствовать всего 186 дней. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и  арестован,  а  через  неделю  убит.  На  34 года  на  престол  вступила  его  жена Екатерина II. Наследник не изжил еще детства, продолжая играть в оловянных солдатиков, в то время как Екатерина активно занималась самообразованием и жаждала любви и власти. После смерти Елизаветы Петр  восстановил против себя дворянство и гвардию своими пронемецкими симпатиями, неуравновешенным поведением, подписанием мира с   Фридрихом   II,   введением   прусских   мундиров,   своими   планами   отправить   гвардию воевать за интересы прусского короля в Данию. Эти меры показывали, что он не знал, а главное не хотел узнать страну, которую возглавил. В то же время, 18 февраля 1762 г. он подписал манифест «О даровании вольности и   свободы   всему   российскому   дворянству»,  освобождавший   дворян   от   обязательной службы,   отменявший   для   них   телесные   наказания   и   превращавший   в   подлинно привилегированное сословие. Затем была упразднена внушавшая ужас Тайная розыскная канцелярия.  Он  прекратил   преследование   раскольников   и   принял   решение   о секуляризации церковно­монастырского землевладения,  подготовил  указ об уравнении всех религий. Все эти меры отвечали объективным потребностям развития России и отра­ жали интересы дворянства. Но   его  личное   поведение,   безразличие   и   даже   нелюбовь   к   России,   ошибки   во внешней политике и оскорбительное отношение к жене, сумевшей добиться уважения со   стороны   дворянства   и   гвардии,   создали   предпосылки   для   его   свержения. Подготавливая   переворот,   Екатерина   руководствовалась   не   только   политическим самолюбием, жаждой власти и инстинктом самосохранения, но и стремлением послужить своей новой родине. 2.7. Итоги Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок,   преследовавших   свои,   чаще   всего   корыстные   интересы.  В   то   же   время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В   целом   социально­экономическая   стабилизация   и   внешнеполитические   успехи, достигнутые   в   эпоху   правления   Елизаветы,  создали   условия   для   более   ускоренного развития   и   новым   прорывам   во   внешней   политике,   которые   произойдут   при ЕкатеринеII. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Каковы же были причины дворцовых переворотов?   Отсутствие законного порядка наследования престола; усиление роли гварди 2. Проверка таблицы  (5 тетрадей) 3. Текст с ошибками: После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую  Елизавету.   Верховники   решили   усилить   самодержавную   власть   и вместе   с  приглашением  на  престол   направили  её   кондиции   (условия).  Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все  дворяне поддерживают кондиции. После этого  она их подписала. Ответы:  Анна Иоанновна, только ВТС, подписала, дворяне не поддерживали кондиции, порвала документ 4. Назвать о каком правителе идет речь  “Царь ­ высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой  быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает  полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они  загрубели от работ” ­ так выглядел в глазах иностранцев. (Петр I)  Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший  при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало  нарицательным, им иногда называют весь период 1730­1740 гг. (Э.И.Бирон, при  Анне Иоанновне)   О   внешности   и   характере   императрицы   сохранились   разные   отзывы,   порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста,   смугловата,   и   лицо   у   нее   более   мужское,   нежели   женское.   Щедра   до расточительности,   любит   пышность   чрезмерно,   отчего   ее   двор   великолепием превосходит все прочие европейские”. (Анна Иоанновна)  А вот как об этой императрице пишут о историки: ­ Живая и веселая, но не  спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и  вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней  особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок,  когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а  дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена  воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того  времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её  распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была  уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, ­ и она же основала первый  настоящий университет в России – Московский (1755)». (Елизавета) 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 45.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Продолжить составление таблицы, начатой на занятии 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 ­ Романовы. Фильм четвертый

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха дворцовых переворотов в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017