МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"
Цель занятия: Учебная: Выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику; выявить последствия и значение Великих географических открытий; ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям. Развивающая: Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события. Воспитательная: Воспитание активной жизненной позиции, чувства толерантности, интерес к изучению мировой истории, уважение к историческому и культурному наследиюМЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"
3. конспект-образец - 9класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки» (проблемно­диалогическая технология, технология использования структурно­логических схем, Ромашка  Блума как прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;   выявить   последствия   и   значение   Великих географических   открытий;   ознакомить   учащихся   с   мореплавателями­ первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям.  Развивающая: Развивать   у   учащихся   умение   устанавливать   причины,   следствия   и значение   исторических   событий   и   явлений,   умение   конкретизировать события. Воспитательная: Воспитание   активной   жизненной   позиции,   чувства   толерантности, интерес  к  изучению   мировой   истории, уважение  к  историческому  и культурному  наследию В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать;   умение   использовать   средства   информационных   и М5. коммуникационных   технологий   в   решении   когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,   техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм, авторская  презентация «Эпоха Великих географических открытий. Завоевание  Америки») Место проведения: аудитория Литература для подготовки: ru/hist1­1/index.htm  Всемирная   История.   (Электронный   ресурс):   http://www.bibliotekar.  А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина “Новая история. 1500­ 1800”.  Н.С. Кочетов. Новая история. 7 класс: Поурочные планы.по учебнику А.Я.   Юдовской,   П.А.   Баранова,   Л.М.   Ванюшкиной   “Новая   история. 1500­1800”. План занятия 1. Вводная часть – 20 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 45 минут 2.1. Новые изобретения и усовершенствования. 2.2. Причины Великих географических открытий. 2.3. Великие географические открытия и великие мореплаватели­первооткрыватели. 2.4. Значение Великих географических открытий. 3. Заключительная часть – 25 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Земля стоит на железном дубе. Железный дуб – на золотых китах. Золотые киты плавают в огненной реке, ­ так писали древнерусские книжники. Мусульмане считали, что Вселенная утверждена на голове ангела, индусы помещали ее на спины слонов, китайцы на живот гигантской лягушки. Многие искали край Света. Еще А. Македонский упрямо вел свои  завоевания  в надежде  достигнуть  места, где  небесная  твердь сходится  с твердью земной.   второй половиной  XV­го и серединой XVII­ го столетий. Эпоха Великих Географических Открытий  ­  хронологический   период между Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет  Новое  время. И сегодня в конце занятия  мы  должны  будем объяснить,  почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в   истории   человечества,   который,   мы   называем   Новое   время?  И   почему   их   назвали Великими? 1.3  Контроль исходного уровня знаний а) Письменно ответить на вопросы см.КИМ ­9 №11 б) актуализация базовых знаний    ­  Каких   первых   путешественников­мореплавателей   знаете,   какой   след   они оставили в истории? Основная часть 2.1. Новые изобретения и усовершенствования  Географические   открытия   происходили   и   до  XV  века.  Так,   викинг  Лейф Эрикссон Счастливый (ок. 970 — ок. 1020)  посетил Северную Америку за пять столетий до   Христофора   Колумба.   Правитель   и   креститель Гренландии.   Скандинавы   даже организовали там небольшое поселение, но в XII веке произошло небольшое похолодание, течение Гольфстрима немного изменилось и добираться до данных земель стало опасно. Те, кто отправлялись в плавание, возвращались редко.  ­ Почему именнов в XVв. Стали возможны ВГО?   Великие   географические   открытия   стали   возможными  в   результате значительных успехов в развитии науки и техники в Европе.  В   конце  XV  в.   широкое   распространение   получило  учение   о   шарообразности  астрономии   и   географии.   Были Земли,   расширились   знания   в   области усовершенствованы   навигационные   приборы  (компас,   астролябия –   прибор   для определения   широты   и   долготы).  Благодаря   новым   изобретениям,   моряки   с   большой точностью   научились   определять   положение   корабля   в   открытом   море.   Именно невозможность   определиться   привязывала   мореходов   к   берегам,   теперь   эта   причина отпала. Появился  новый   тип   парусною   судна   –   каравелла  (судно   нового   хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.) 2.2. Причины Великих географических открытий.   ­  Почему манили новые земли, т.е. каковы причины Великих географических открытий? (составьте кластер, постарайтесь указать не менее 3 причин) Еще   со   времен   крестовых   походов   европейцы   пристрастились   к   пряностям ( перец и корица). Цены на них были немыслимые: перец стоил гораздо дороже   блюд, которые им посыпали, поэтому, позволить себе «остроту» или «душистость» могли только аристократы.   Попади   на   современный   рынок  Христофор   Колумб   или   Васко   да   Гамма, вероятно, был бы увезен с инфарктом, потому, что все это в таких количествах стоило бы целое   состояние.   Т.к.   Это   было   одним   из   средств   сохранения   пищевых   продуктов, особенно мясных. Солью посолил, в перце обвалял – повесил на крюк и продукт долго хранится. Мы относимся к этому, как к деликатесу, а для средневекового человека это была необходимость. Имбирь, корица и перец производились в Индии. Путь был тяжелым, поэтому в Европе цена на пряности назначалась в сотни раз выше закупочной, благо спрос позволял это делать. Продавцы перца получали сверхприбыль, сравнимую разве что с современной наркоторговлей. Но, начиная с серединыXV в., пища европейцев стала пресной. Дело в том, что османы захватили балканские земли и Византию. Тем самым, перерезав сухопутные и морские пути на пряный восток. Дорога теперь находилась в руках мусульман, которые, по сути монополизировали торговлю «душистым золотом». К тому времени, перец стал уже устойчивой   условной   единицей.   Многие   государи   и   города   исчисляли   пошлины   на   вес перца. За мешочек черных душистых пылинок покупали земельные участки, он мог стать шикарным приданым для невесты. Государей   подталкивали   к   походам   и  желание     расширить   территории  своих королевств, твердая решимость  распространить христианство  и обратить к истине как можно больше язычников.  Золото  –   могущественный   металл,   заставивший   испанских   и   португальских колонизаторов   покорить   огромный   континент   с   населением,   значительно   превышавшим население Пиренейского полуострова. 2.3. Великие географические открытия и великие мореплаватели­первооткрыватели  ­ Каких мореплавателей­первооткрывателей вы можете назвать? По   ходу   рассказа   преподавателя,   заранее   подготовленных   учащихся   или самостоятельного  знакомства с текстом У­МП (зависит от группы)    учащиеся заполняют таблицу Дата Мореплаватель Открытие Сообщение учащегося: Первыми  начали   поиски   новых   морских   путей   в   Азию  португальские мореплаватели.  Неутомимым  организатором  дальних  плаваний   стал  в   то  время   принц Генрих (Энрике), прозванный Мореплавателем (1394­1460), хотя сам он редко ступал на корабль.   Расположенная   вдали   от   главных   торговый   путей   Португалия   не   могла эффективно для себя участвовать в торговле. Восточные товары были очень дорогими для бедной в тот период страны, а экспорт в другие страны был невелик. Поэтому Генрих уделял большое внимание морским походам к северо­западным берегам Африки с целью найти восточный путь в Индию. В 1438 году Генрих основал обсерваторию и мореходную школу, названную «Вилла­ до­Инфанте».   Она   стала   первым   центром   науки   в   Европе,   сюда   съезжались   лучшие европейские ученые, астрономы и картографы того времени. Португальцы захватили  первые опорные пункты на побережье Африки, а затем, продвигаясь на юг вдоль ее западного побережья, открыли о­ва Зеленого мыса, Азорские о­ ва. Сообщение учащегося: В   1488   г.  Бартоломеу   Диаш  достиг  мыса   Доброй   Надежды   на   юге   Африки. Знания, полученные португальцами в результате их путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать более точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков   и   экватора.  На   картах   обозначались   очертания   берегов,   местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия. Эти карты содержали информацию  о неизвестных ранее странах.  Были  опровергнуты прежде распространенные представления о невозможности плавания в экваториальных водах,  постепенно  стал   отступать  свойственный   людям   средневековья  страх   перед неведомым.  Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки. Преподаватель: Среди   участников  далеких   путешествий   было  немало   итальянцев  и   среди   них Христофор Колумб  (1451 — 1506). Он загорелся идеей добраться до Индии, плывя на запад через Атлантический океан. Не добившись поддержки Португалии, он в течение 8 лет добивался   у   королевского   двора   Испании   согласия   на   организацию   экспедиции.   Ему удалось снарядить свою экспедицию лишь после того, как богатые люди согласились ее финансировать. Летом 3 августа 1492 г. экспедиция Колумба в составе трех каравелл и 90 человек команды отправилась в плавание.     и     Нам сейчас трудно представить, в каких тяжелых условиях жили и плавали моряки тех   времен.   Они   месяцами   спали   вповалку,   не   снимая   одежды,   в   невероятной   тесноте душных трюмов или под открытым небом, на палубе. Длина самого большого корабля экспедиции —«Санта­Мария» — не превышала 35 метров! Пищу готовили на примитивных очагах, но основной едой в долгих морских скитаниях служила солонина и сухари. Пресная вода экономить. Время отсчитывали по песочным часам — ампольетам. «Чтобы людьми не овладели страх и   печаль»   Колумб   придумал   одну   хитрость   ­   он   объявляет   экипажу   гораздо   меньшее расстояние, чем прошли корабли на самом деле. Когда «взбунтовались» стрелки компасов (ведь   магнитные   полюса   и   географические   не   совпадают)   показания   компаса   Колумб сверял по Полярной звезде.  приходилось портилась, быстро да ее       И вот с удивлением и надеждой моряки замечают покачивающиеся на волнах пучки зеленой травы. Она была совсем свежей — значит, совсем еще недавно она росла на берегу! Травы становилось все больше и больше, а земли не было видно. Корабли теперь плыли, словно по зеленому лугу, но свинцовое грузило, брошенное в необычно прозрачную воду, не доставало дна… Это было знаменитое Саргассово море. Сколько легенд, таинственных и невероятных, будет связано с этим морем без берегов… Огромные скопления зеленовато­ бурых саргассовых водорослей образуют целые плавающие поля, и моряки опасались, что где­то здесь караулят предательские рифы. Колумб записывает: «Люди не могли терпеть, жалуясь на долгое плавание». Моряки не только жаловались, кое­кто готов был поднять мятеж и даже сбросить упрямого Адмирала за борт.  Только  12 октября 1492 года один из матросов закричал: «Земля! Вижу землю!» С тех пор 12 октября 1492 года считается официальной датой открытия Америки. Это знаем мы. Но тогда Колумб думал, что это лишь один из островов далеких Индий. Да и само   слово   «Америка»   родилось   гораздо   позже.   Воткнув   стяг   в   песок,   Колумб торжественно   провозглашает,   что   вступает   во   владение   островом   от   имени   короля   и королевы. Нотариус экспедиции составляет положенные документы, и Христофор Колумб скрепляет их подписью. Остров назвали Сан­Сальвадор, что означает «Спаситель».  Местные жители доверчиво окружили странных пришельцев. Это были красивые, хорошо сложенные люди. Их бронзовые тела были раскрашены черной, красной и белой краской.   Островитяне   не   боялись   чужеземцев.   Местных   жителей   Колумб   назвал «Индейцами», он ведь был уверен, что приплыл к берегам далеких Индий. И с тех пор индейцами стали называть коренных обитателей Америки. Индейцы на островах охотно обменивают  попугаев,   мотки   хлопковой пряжи, дротики, копья, золотые украшения (значит, где­то есть золото) и маски на стекляшки и бубенчики.  Испанцы делают удивительные открытия. Например, «висячие постели» — гамаки. Или табак. Моряки Колумба видят, как индейцы вдыхают дым из свернутых в трубочку и тлеющих листьев какого-то растения. Эти трубочки назывались «тобако». Кое-кто из моряков даже успел пристраститься к этому зелью.  В Европе табак сначала приобрел популярность как лекарственное растение: его использовали в виде компрессов и нюхательного порошка. Нюхание его стало модным при дворе французской королевы Екатерины Медичи, которая попробовала таким способом укреплять здоровье примерно в 1561 по совету своего посла в Португалии Жана Нико (Jean Nicot). Именно ему растение обязано своим родовым научным названием Nicotiana. Примерно до 1575 испанцы оставались на европейском табачном рынке практически монополистами. В это время небольшие количества табака стали выращивать в Новом Свете также португальцы, а вскоре в конкуренцию включились голландские колонисты в Ост­Индии и английские поселенцы в Виргинии.  Курение   распространялось   настолько   быстро,   что   в   начале  XVII  в.   табак использовался   уже   почти   во   всем   мире.   Однако   по   ряду   причин   главы   государств,   в которые он завозился, часто относились к этому занятию неодобрительно. По всему миру издавались   королевские   указы,   запрещающие   потребление   табака   и   угрожающие нарушителям   суровыми   наказаниями   вплоть   до   смертной   казни   после   двух предупреждений.   Неодобрительно   к   табакокурению   относилась   церковь.  Папа   Римский предаст курильщиков анафеме.  Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати. При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному   запрету,   контрабандный   товар   сжигают,   его   потребители   и   торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: «чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали» . За ослушание полагалась смертная казнь, на практике   заменявшаяся   «урезанием»   носа.  В   1646   году   правительство   Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако   под   влиянием   могущественного   патриарха   Никона,   вскоре   восстанавливаются жестокие меры против «богомерзкого зелья». В Соборном Уложении (1649) существовала 30­я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: «… а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам (т. е. в застенке или публично на площади) … Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем… чинить наказание без пощады, под смертною казнею…». В феврале­ апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь­реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося устоявшегося устоя жизни было непременным условием   правления,   легализовал   продажу   табака   и   установил   правила   его распространения.  Но мы вернемся к изучаемым событиям. Увидели испанцы на одном из островов странную игру: юноши пинали, подкидывали ногами упругий комок, и тот прыгал, словно живой. Комок был сделан из загустевшего сока, который индейцы называли «као-чу», или «слезы дерева». Иногда индейцы таким соком обмазывали себе ноги, сушили их над костром, и получалась обувь, не боящаяся воды. Так европейцы впервые познакомились с каучуком — густым млечным соком дерева гевеи.  Новые   виды   животных   и   растений   станут   распространяться   между   двумя   ранее изолированными материками. Колумбов обмен – так назовут это явление историки.  Тип организма Домашние животные Культурные растения Из Старого Света в Новый верблюд, гусь, коза, корова, кот кролик (домашний), курица, лошадь  овца, пчела, свинья, сизый голубь, собака, тутовый шелкопряд абрикос, арбуз, артишок, баклажан,  банан, горох, грецкий орех, груша,  Из Нового Света в Старый индейка, лама, морская свинка,  ондатра, нутрия авокадо, ананас, арахис, ваниль,  какао, картофель, красный капуста, киви (фрукт), кола (орех),  конопля, кофе, лён, лук, мак, манго,  миндаль, морковь, овёс, огурец,  оливки, персик, просо, пшеница ревень, редис, рис, рожь, сахарный  тростник, свёкла, соевые бобы,  спаржа, фисташки, чай, чёрный  перец, яблоко и др. ветряная оспа, грипп, малярия, оспа скарлатина, тиф, туберкулёз, холера цистицеркоз, чума (?), желтая  лихорадка (?­ многие ученые  считают, что болезни были до  Колумба) перец (острый), каучук, кешью кукуруза, папайя, подсолнечник,  томат, тыква (некоторые виды),  фасоль, хинное дерево и др.   продовольственная революция Фрамбезия (другие названия:  тропическая фрамбезия, тропическая полипапиллома, тропический  сифилис, пиан) – тропическая  бактериальная инфекция кожи,  костей и суставов Инфекционные болезни   В   дальнейшем   европейцы   привезут   из   Америки   картофель,   какао,   томаты, подсолнух. Один участник экспедиции описывает маис, или кукурузу, так: «На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья — из серебра!». Но настоящего золота или серебра пока встречалось мало. Проводники, взятые на острове, и индейцы с других островов продолжали твердить, что там, в море, есть острова, большие и прекрасные и там много-много желтого металла, который так нравится чужеземцам. Всего   Колумб   совершил   четыре   экспедиции,   которые   открыли   для   европейцев Багамские острова, Кубу, Гаити, Гваделупу, п­ов Юкатан и др.  Хотя открытые земли были очень плодородны и благоприятны для жизни, испанцы не нашли там золота. Возникли сомнения, что вновь открытые земли ­ Индия. Росло число врагов   Колумба   среди   дворян,   недовольных   тем,   что   он   сурово   карал   участников экспедиции за непослушание. Колумб был смещен со своего поста и в оковах отправлен в Испанию. Ему удалось восстановить свое доброе имя и совершить еще одно путешествие в Америку. Однако после возвращения из последнего путешествия он был лишен доходов и привилегий и умер в бедности.  Открытый   Колумбом   континент   получил   не   его   имя,   а   его   соотечественника Америго Веспучи (1454­1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1501 — 1504 гг. В 1507 г. немецкий картограф Вальдземюллер, изучая его записки, высказал мысль, что эти земли представляют новую часть света, и предложил назвать ее Америка. Европейцы называли новооткрытые территории Вест ­ Индией или Новым Светом.  Колонизация Америки происходила путём выселения из родных мест и истребления коренного  населения  Америки.  В  результате   действий европейских  колонизаторов  и   их потомков (в   том   числе   вымирание   от   занесённых   ими   болезней)   с   момента открытия Америки и   до   конца XX   века   погибло,   предположительно,   100   миллионов человек коренного населения Америки. Сообщение учащегося: Путь  в  настоящую  Индию  сумел  найти   португалец  Васко да Гамы  (1469­1524) всего   через   пять   лет   после   плавания   Колумба   он   отправился   вдоль   африканского побережья  и  первым  смог  обогнуть «черный  континент».  Капитан  добрался   до  Индии, загрузил   трюмы   кораблей   перцем   и   также   вокруг   Африки   вернулся   домой.   Половина кораблей   погибла   в   пути.   Но   те,   корабли,   которые   доплыли   до   родного   берега,   были нагружены пряностями. Благодаря этому, экспедиция не только окупилась, но и принесла большую прибыль. Пряности возбуждают аппетит человека, а экономику стран они просто преобразили. Морской путь в страну сказочных богатств был открыт. Отныне португальцы стали   ежегодно   снаряжать   до   20   кораблей   для   торговли   с   Индией.   Благодаря превосходству в вооружении и технике им удалось вытеснить оттуда арабов. Португальцы часто нападали на их суда,  истребляли  команды, опустошали  города на южном берегу Аравии. В Индии они захватывали опорные пункты, среди которых главным стал город Гоа. Торговля   пряностями   была   объявлена   королевской   монополией,   она   давала   до   800% прибыли. Вплоть до начала XIX в. Восток, страны Азии были экономически более сильными. Они   производили   больше   ремесленной   и   сельскохозяйственной   продукции   (тогда   в экономике  господствовал  ручной  труд, многочисленное  население  – рабочая сила),  2­3 урожая в год, разнообразнее животный и растительный мир, богаче полезные ископаемые, высокое качество ремесленных изделий, предметы роскоши: дорогие  ткани (парча, бархат, шелк, х/б ткани), посуда из фарфора, украшения, драгоценные камни, холодное оружие из особо   прочной   и   гибкой   стали   (секрет   дамасской   стали   долго   не   могли   постичь европейские металлурги).  Преподаватель: Но торговля – дело взаимное. За покупки надо платить, либо предложить, что­то взамен, продать. Необходимо золото, серебро. Нужда в драгоценных металлах для оплаты ввозимых   с   Востока   товаров   толкала   европейцев   на   поиски   новых   земель,   сказочной мифической южноамериканской страны Эльдорадо («золотая страна» ­ богатая золотом и драгоценными   камнями).   В бесплодных поисках Эльдорадо   конкистадоры   XVI   века проложили новые пути вглубь Южной Америки. Сообщение учащегося: Португальские мореплаватели освоили морские  острова и в Индийском океане, достигли берегов Китая, первыми из европейцев ступили на землю Японии. Среди них был Фернан Пинту, автор путевых дневников, где он дал подробное описание вновь открытой страны. До этого Европа располагала лишь отрывочными сведениями о Японии из «Книги Марксо Поло», знаменитого венецианского путешественника который, однако, так и не достиг Японских о­вов. В 1550 году их изображение с современным названием впервые появилось на португальской навигационной карте.  Сообщение учащегося: Португальский   дворянин  Фернан   Магеллан  (1480­1521)   считал,   что   побережье Индии   лежит   гораздо   ближе   ко   вновь   открытому   континенту,   чем   это   было   в действительности. В результате плавания Магадана (1519­1522) была подтверждена идея шарообразности Земли и доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство ­ Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, что существует ­ единый Мировой океан. Сам Магеллан погиб в стычке с туземцами на одном из Филиппинских о­ов. Спустя три года корабль «Виктория» вернулся в Испанию; из всего экипажа в живых осталось только 18 человек. «Виктория» привезла столько пряностей, что их   продажа   позволила   не   только   покрыть   все   расходы   на   экспедицию,   но   и   получить значительную прибыль.  Преподаватель: Великие географические открытия положили начало острой борьбе между Испанией и Португалией за новые, неведомые земли и за морские пути к ним. Спор был перенесён на суд римского папы. Римский папа издал подряд несколько булл, которыми устанавливал каждый   раз   новую   линию   раздела   предполагаемых   владений   Испании   и   Португалии   с севера   на   юг   по   Атлантическому   океану.   Всё   пространство   к   западу   от   этой   линии считалось испанским, к востоку — португальским. В конце концов линия разграничения в области Атлантического океана была установлена Тордесильяским трактатом 7 июня 1494 г. Но условия тракта не всегда были удобны. Все   вновь   открытые   земли   объявлялись   владениями   испанской   и   португальской короны.   Завоеванные   страны   они   превратили   в   колонии. Колония   – страна   или территория,   находящаяся   под   властью   иностранного   государства,   лишенная самостоятельности. Метрополия – страна, владеющая колониями. Таким   образом,   начался   период   захвата   и   колонизации   Америки   (15–16   вв.) – конкиста. В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство   ацтеков.   Отряды   конкистадоров   (испанских   завоевателей,   колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались. В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии. Португальцы   захватили   земли   в   Бразилии,   в   Африке,   ими   были   завоеваны   колонии   в Анголе и Мозамбике. 2.4. Значение Великих географических открытий.   ­  Каковы   социально­экономические   последствия       Великих     географических открытий?  (составьте   структурно­логическую   схему,   используя   полученные   знания   и интернет­ресурсы)  открытие новых  торговых путей 1.   Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить. 1.   Изменение   представлений   о   мире   и   людях. В   результате   Великих географических   открытий   рушились   старые   представления   о   мире,   их   сменили новые. Выяснилось,   что   европейская  цивилизация   далеко   не   единственная   в   мире,   что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях. 2. Новые   открытия   дали   толчок   в развитии   наук:   географии,   истории, астрономии. 3. Расширение   торговли,   начинает складываться   единый   мировой   рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами. 4. Географические   открытия   положили   начало   созданию   первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией). 5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские   и   португальские   колонии   в   Америке.   Работорговля   процветала   вплоть   до середины XIX в. 6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад). Таким   образом,   великие   географические   открытия   нарушили   изоляцию   двух миров, сблизили два общества ­ зарождающееся индустриальное и традиционное. Заключительная часть 3.1. Проверка восприятия и закрепление нового материала а) Мини­Викторина 1. Красивые  рослые люди с медно­красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия) 2.  Из записок одного участника экспедиции Васко да Гамы: «И пробыли мы в море три месяца без трёх дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: дёсна распухли так сильно, что покрыли все зубы, и мы не могли есть; распухли также ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни у них не было» Что это за болезнь? (Цинга) 3. Какие   культурные   растения   испанцы   привезли   в   Европу   из   Америки?  (Табак, картофель, кукуруза) 4. Европейцы   открыли   остров   Мадейра,   часть   Азорских   островов,   острова Зелёного   мыса   и   Канарские.   Какой   океан   португальцы   назвал   «Море   Мрака»? (Атлантический) 5. Пролив,  который  сделает  более  коротким   путь  из  Испании  ­  в  Индию  и  на острова Пряностей (Индонезию). Назовите его, если спустя время был назван именем своего первооткрывателя. (Магелланов) 6. Как по­испански можно назвать завоевание новых земель?  (Конкиста) 7. Какие страны будут называть метрополиями? (которые имеют колонии) 8. В поисках этой земли конкистадоры двинулись на юг от Панамского перешейка и захватили   территорию   современной   Колумбии.   Как   называли   сказочно   богатую золотом страну по индейским легендам? (Эльдорадо) 9. Тысячи европейцев устремятся в поисках лучшей жизни за океаном. Как одним термином   назовём   Захват   и   заселение   какой­либо   территории,   сопровождавшееся ограблением и истреблением местного населения? (Колонизация) 10. Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружия и лошадей) 11. Что принято называть «Старым Светом»? (Европу) 12. Почему Америка была названа не в честь первооткрывателя?  (на тот момент Колумб и не претендовал на столь масштабное открытие, которое мы ему приписываем. Колумб   искренне   считал,   что   он   открыл   путь   в   Индию,   пусть   и   далекую,   но   всем известную) 13. По   статье   энциклопедии   1751   года   ­   это   привилегированные   рынки метрополий. Как станут называться территории, потерявшие свою независимость, в результате географических открытий? (Колонии) 14. О жителях какой страны говорили, что «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин – капитаном»? (Португалия) 15. Почему   раньше   богатого   человека   называли   «мешок   с   перцем»? (Перец   был заморской редкостью и способствовал первоначальному накоплению капитала) 16. Он достиг Каликуты и только через два года  вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама) 17. Как открытые земли  Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия) 18. Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие «часовых поясов» т.е. разницы во времени, происходящей из­за вращения Земли. (Фернан Магеллан) 19. Как назвал вновь открытые земли Америго Веспуччи? («Новый свет») 20. Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача,   не   последовал   отцовской   специальности.   Занимался   географией,   собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он   бы   назначался   «Вице­королём   всех   островов,   которые   он   откроет».   Кто   он? (Христофор Колумб) 21. Что   доказала   экспедиция   Фернана   Магеллана,   совершив   кругосветное путешествие? (Земля не имеет края) 22. Кто   первым   спустил   на   воду   каравеллы   и   был   организатором   морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля) 23. В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но оказалось, что не совсем были правы и многие последующие назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды) б) Ответы на проблемные вопросы Почему их назвали Великими? Люди   во   все   времена   путешествовали   и   совершали   открытия,   но   исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий. Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время? В это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов. Философ   Гвардини   написал:   “Великие   географические   открытия   укрепили   веру человека   в   свои   силы,   открыли   перед   ним   новые   возможности   и   перспективы.   Европа пришла в движение”. Прокомментируйте это утверждение. В   наше   время   между   историками   идет спор: одни   заявляют, что «открытие» Америки – это   «черный день» в   истории     латиноамериканских государств.   Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к  встрече   миров,  к экономическому   и культурному  сближению  народов. С кем вы согласитесь? 3.2. Подведение итогов а) Ромашка Блума б)   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. в) По окончанию занятия проверка тетрадей (5 учащихся) Дата 1492 г. 1497­ 1499 гг. 1507 г. Мореплаватель Испанец   Христофор Колумб Португалец   Васко   да Гама Открытие Открыл Америку Открыл морской путь к Индии Итальянец Америго Веспуччи Доказал,   что   открытые   Колумбом   земли   –   новый материк, который был назван в его честь Америкой. 1519­ 1522 гг. Португалец   Фернан Магеллан Совершает первое в мире кругосветное плаванье, 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 28.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1.http://interneturok.ru/istoriya/7­klass/evropa­i­mir­v­kontse­xv­xvii­vv/epoha­velikih­ geograficheskih­otkrytiy ­ Эпоха великих географических открытий 2.http://slavyanskaya­kultura.ru/literature/lyric/hristofor­kolumb.html ­ Христофор Колумб 3.http://slavyanskaya­kultura.ru/slavic/history/tainyi­agent­knjazja­tverskogo.html ­ Тайный  агент князя Тверского (Афанасий Никитин) 4.https://ru.wikipedia.org/wiki  ­ Великие географические открытия 5.https://yandex.ru/video/search?  ­ Эпоха великих географических открытий 6.https://yandex.ru/video/search ­ Великие географические открытия 7.http://slavyanskaya­kultura.ru/literature/lyric/hristofor­kolumb.html ­ Христофор Колумб 8.http://slavyanskaya­kultura.ru/slavic/history/tainyi­agent­knjazja­tverskogo.html ­ Тайный  агент князя Тверского (Афанасий Никитин) 1. Дополнительный материал Христофор   Колумб   (1451­1506). X.   Колумб,   итальянец   из   города   Генуи,   в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи. Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию. В августе 1492 г. три каравеллы Колумба ­ “Санта­Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании. Плавание   было   очень   трудным.   Моряки   часто   выражали   недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной   земли,   оказавшейся   небольшим   островом,   который   Колумб   назвал   Сан­ Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами. В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в   полной   безвестности,   всеми   забытый   и   больной.   Признание   заслуг   пришло   к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти. Мореплаватель Америго   Веспуччи, итальянец   на   испанской   службе (1454­ 1512) ­   участник   нескольких   экспедиций   к   берегам   Америки,   названным   им   “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой. Васко   да   Гама (1469­1524) ­   португальский   мореплаватель,   завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки в 1498 году он привел корабли своей флотилии в индийский порт Калькутту. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. Фернан   Магеллан (1480­1521). Осенью   1519   г.   из   Испании   на   5   каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан. Его цель ­ отыскать пролив  в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны ­ в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть. Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был   неизвестный   океан.   Он   встретил   мореплавателей   солнцем   и   тишиной,   моряки   не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим. Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались   разлад   и   смятение.   Экспедиция   лишилась   еще   двух   кораблей,   и   лишь   один корабль   “Виктория”   добрался   до   родной   гавани.   На   судне   находился   бесценный   груз пряностей   и   18   похожих   на   призраков   матросов.   Такова   цена   этого   Великого географического открытия. Первое в мире кругосветное путешествие имело большое значение для науки. Эта экспедиция подтвердила, что Земля ­ шар. Впервые европейцы прошли Тихий океан.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017