МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"
Цель занятия: Учебная: Выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., рассмотреть проблему сосуществования власти и церкви в средневековой Европе, определить причины Крестовых походов, особое внимание обратив на борьбу Руси с западными завоевателями. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"
2013-история-14.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Крестовые походы и Русь Разработчик: Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Крестовые походы и Русь» (проблемно­диалогическая технология) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI­XIII вв., рассмотреть проблему сосуществования власти и церкви в средневековой Европе, определить причины Крестовых походов, особое внимание обратив на борьбу Руси с западными завоевателями. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи.  Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости  за  свой  край,  свою  Родину,  прошлое  и  настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  готовность к служению Отечеству, его защите;  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М6.   умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения, определяющие   стратегию   поведения,   с   учетом   гражданских   и нравственных ценностей; предметных: П1.   сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм, авторская  презентация «Западная Европа в XI ­XIII вв. Крестовые походы и Русь») Раздаточный материал: КИМ ­9 №10 Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  3аrладин   Н.В.,   Симония   Н.А.   ,   История.   История   России   и   мира   с древнейших   времен   до   конца   XIX   века:   Учебник   для   10   класса общеобразовательных учреждений. ­ 8­e изд. ­ М.: ООО ТИД Pycское слово ­ РС., 2008. План занятия 1. Вводная часть – 15 минут 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1. Западная Европа в XI ­XIII вв.  2.2. Отражение угрозы с Запада  2.3. Невская битва 2.4. Ледовое побоище . 3. Заключительная часть –  20 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание.                   Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  В   XI­XIII   вв.   Западная Европа переживала   период   обострения   внутренних противоречий, борьбы между светской и духовной властью, императорами и папами. Этот конфликт не ограничился рамками европейскогo континента. Eгo косвенным следствием стали   крестовые   походы,   положившие   начало   европейской   экспансии   на   другие континенты.  Высокой доблестью украшен И сердцем истинный герой – Врагам средь битв был грозно страшен, Вне битв отрадой был святой.                                                         А. С. Пушкин Александр  Невский  ­  русский   князь,   правивший   в  XIII  веке. Это был прекрасно образованный   человек,   блестящий   полководец,   тонкий   и   умный   политик.   Но  русский народ испокон веков ценил и почитал его не только за это.  В последнее время много спорят о роли личности в истории. Может  ли один человек своим умом, талантом, мужеством, волей и самоотверженностью переломить ход исторических событий? Или это ему не под силу? Мнения разделились: одни говорят, что роль личности основополагающая,   другие   ­   что   без   поддержки народа человеку, даже  самому  великому, одному не справиться. Скорее всего, в определённой степени, правы и те, и другие. Но нельзя не согласиться, что вся мировая история ­ это, по сути, история личностей, тех людей, которые смогли объединить вокруг себя народ, повести его за собой к намеченной цели. Можно   с   уверенностью   сказать,   что   такой   личностью  был   Александр   Невский. Власть, данная князю по праву  рождения, никогда не была для Александра самоцелью. Он   использовал   её   для   реализации   одного   единственного,  главного,   стремления   своей жизни   ­   блага   Руси.   Ради   этого   он   сражался,   вёл   труднейшие   дипломатические переговоры, усмирял непокорных. Александр был великим радетелем за землю Русскую, являл собой пример настоящего самоотверженного служения Родине. А ведь жить и править князю пришлось  в очень тяжёлое  время.   Это  было  время монголо­татарского   нашествия   на   Русь   с   востока   и   одновременно   шведско­немецкой агрессии с запада.  В то же время Русь была раздираема внутренней междоусобицей.  Все, наверное, помнят знаменитую притчу об  отце,   который,   желая   примирить своих   всегда  ссорившихся  сыновей, приказал  разобрать веник  по  прутикам, а затем предложил каждому сломать отдельный прутик. Сыновьям это с лёгкостью удалось. Зато, когда  прутики вновь сложили вместе ­ переломить их оказалось непросто. Так мудрый отец попытался наглядно показать, что сила ­ в единстве, а не в разрозненности... 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания Связный рассказ «Татаро­монгольское нашествие» (3­4 человека) Основная часть 2.1. Западная Европа в XI ­XIII вв.  1. Светская и духовная власть в Западной Европе В   период   существования   раннефеодальных   империй   в   Западной   и   Центральной Европе   преобладало   натуральное   хозяйство,   города   Древнеримской   империи   пришли   в упадок, обезлюдели.    ­  Какая   связь   между   господством   натурального   хозяйства   и   феодальной раздробленностью?  (Из­за господства натурального хозяйства экономика не вынуждала феодалов к единству.) Центрами жизни стали замки феодалов  и монастыри с прилегающими  сельскими угодьями. В ХI ­ХII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле гopoдов европейского Средневековья были   небольшими,   численность   их   жителей   составляла   З­5 тыс. человек.    Большинство     Складывались   новые замков. города.      ­ Сравните с населением Константинополя По сравнению   с   более  100   тыс,   человек,   или   русскими   городами   (Киевом,   Hовгородом)   с   десятками   тысяч обитателей, это были небольшие поселения.   Константинополем,   жило где     Города   становились   источником   дoполнительных   доходов   для   феодалов.   Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торговли и ремесла.  Как   правило,   горожане   освобождались   от   выполнения   повиннастей   (барщины, оброка)   перед   сеньором.   Они   заменялись   выплатой   ему   небольшой денежной   ренты и обязательством выставлять войско по ею требованию, горожане получили право избирать opгaны самоуправления  (магистрат,  совет). В выборах  участвовали  лишь  состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия.  В   городах   можно   было   получить   работу,   скрыться   от   уплаты   долгов   феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что ceньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ecли они прожили «год и.день» в городе.) Это содействовало притоку селян в города, где росло количество нищих и бездомных. Города подорвали монополию церкви на образование. В ХI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет, В ХII ­ХIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).  ­ Вспомните, каковы были отношения католической церкви и светской власти? Католической церковь ­ крупнейший землевладелец, вмешивалась в светские дела. Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цeнтром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Еретические   идеи   овладевали   не   только   горожанами.   Kpeстьянами   и   низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью. Возник   слой   безземельных   рыцарей   ­   младших   сыновей   феодалов,   которые   не возражали бы против передела земель за счет цepковных владений. Монархи также были недовольны   стремлениями   Рима   превратить   церковь   в   организацию,   стоящую   выше светской власти. Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI­XII вв. Рим использовал отлучения от церкви (Например, острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом II. Он попытался упразднить цepковные суды. По eгo тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа   отлучил   короля   от   церкви   и   приостановил   деятельность   храмов   по   всей Англии. Священнослужители   перестали   крестить   детей,   венчать   вступающих   в   брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние) Орудием политики Рима стали крестовые походы и инквизиция.  2. Крестовые походы и инквизиция Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала  инквизиция  —  общее название ряда учреждений Римско­католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью (в юридическом смысле — «розыски», «расследование», «исследование», т.е. преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви.) Суду   инквизиции   подлежали   люди,   обвиненные   в   высказывании   еретических взглядов, противоречащих церковным дoгматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса, чаще вceгo, были доносы,   как   правило   ложные.   Однако   с   помощью   пыток   инквизиторы   вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения cмepтнoгo приговора. С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены. Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти   над   церковной   жизнью.   Одновременно   была   введена   практика   продажи индульгенций   (гpaмoт   об   отпущении   гpexoв),   она   стала   важным   источником   доходов церкви.  ­ Вспомните, что мы называем крестовыми походами?  Крестовые   походы (1096­1270)   ­  военно­религиозные   экспедиции   западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа ­ Иерусалима и Гроба Господня. В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии ­ Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско­католической церковью, император Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану II. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение гpeхов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви. Первыми   в   крестовый   поход   в   1096   г.   двинулись   толпы   беднейших   крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление гpexoв, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии.  Крестоносцы   стремились   расширить   свои   владения.   Их   ударной   силой   стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой дeвы Марии, или Тевтонский орден). Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско­католическую церковь собственной,   хорошо   opганизованной   вооруженной   силой   и   позволило   найти   сферу деятельности   для   младших   сыновей   феодалов   (безземельных   рыцарей). Bceгo за 1096­1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию. Крестовые походы организовывались папством не только на Bocток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко pacпространились так называемые ереси. В первой трети ХIII века coстоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых   исчислялось   десятками   тысяч,   города,   признанные   рассадниками   ереси, сравнивались с землей.  ­ Какие народы Европы в XI в. стали православными христианами, а какие —  католиками? После церковного раскола 1054 года: католики – народы Западной Европы  (из славян – хорваты, поляки и чехи), православные – народы Византии и предки болгар,  сербов, украинцев, русских и белорусов) Ареной   борьбы   римско­католической   церкви   против   «язычников»   с   целью   их обращения в «истинную» веру стали Финляндия и прибалтийские земли.  Во   время   четвертого   похода   крестоносцы   ударили   по   землям   не   мусульман,   а православных   христиан   (хотя,   в   начале   план   был   другой).   Разорение   и   захват Константинополя в 1204 г. крестоносцами были восприняты на Руси как начало войны римско­католического мира  против православного.  Русь впервые  столкнулась  с угрозой крестоносцев   в   1212   г.   (новгородцы   по   просьбе   эстов   предприняли   первый   поход   к Балтийскому морю).    ­  Укажите   причины   обострения   конфликтов   между   церковной   и   светской властями.   Объясните,   почему   церковь   в   противостоянии   со   светской   властью одерживала верх.  (Убеждение в том, что «как луна заимствует свой свет от солнца, так королевская   власть   получает   блеск   от   папства»;   использовалось   отлучение   от   церкви, интердикт   (запреты   священникам   отправлять   богослужение   и   требы),   низложение монархов, инквизиция, крестовые походы)   ­  Назовите   причины   и   цели   крестовых   походов.   Укажите   их   направления?  2.2. Отражение угрозы с Запада (Презентация, слайд 26­27) Одновременно   с   монгольским   нашествием   наименее   пострадавшие   области   Руси столкнулись   с   серьезной   опасностью   с   запада   –   немецкими   крестоносцами   и   шведской экспансией (расширение зоны влияния)  ­ Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов)   ­  Какие   цели   преследовали   шведы?  (Захват   территорий,   чужих   богатств искоренение православия, насаждение своей религии)  ­ Почему именно это время выбрали они для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо­татар)  ­ Что такое рыцарский орден? (объединение рыцарей ­ монахов)   ­  Чем   рыцари   ­   члены   ордена   отличались   от   обычных   рыцарей?  (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам) Несмотря на всю тяжесть ордынского ига, Русь сохранила свою государственность, русскому   народу   не   угрожала   ассимиляция   (слияние   одного   народа   с   другим) завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени общего развития монголы не могли навязать русскому народу свой язык и культуру. Агрессия   же   крестоносцев   угрожала   не   только   государственному,   но   и национальному   существованию   и   культурному   развитию   русского   народа. Сосредоточивая   силы   Руси   для   отпора   агрессии   с   запада,  Александр   стремился поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводов для новых вторжений и набегов и, восстанавливая подорванные производительные силы и хозяйство страны, исподволь копить силы для будущей освободительной борьбы. (Презентация,   слайд   28)  Возглавлял   наши   войска   в   двух   ключевых   сражениях новгородский князь Александр Ярославович (Невский). Ему только исполнилось 20 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным.  2.3. Невская битва (Презентация, слайд 29­30)  ­ Скажите, что вам известно о Новгороде? Новгород   начала   ХIII  века   был   центром   уникальной   в   истории   Руси   феодальной республики. Уже в конце XI века посадник, глава города, утверждался путём голосования на общем вече. Он же, будучи избранным, его и возглавлял. Все разные насущные вопросы решались на вече.: утверждались законы, принимались и изгонялись князья, продавались земли и даже приговаривались к смерти изменники.   Новгород, раскинувшийся на обоих берегах реки Волхов, был очень богатым городом, так как занимал чрезвычайно выгодное географическое положение. Вокруг густые леса ­ источник древесины для строительства и обогрева домов, а также множество рек и озёр. В лесах в изобилии водилась пушная дичь, мехом которой успешно торговали, в реках ­ много рыбы самых  лучших сортов: лосося,  сига и других. Близость моря открывала  широкие возможности для торговли, чем новгородцы успешно пользовались. В Новгороде процветали ремёсла и, как нигде, была развита письменность. Первая школа открылась здесь уже в 1030 году по приказу Ярослава Мудрого. Единственной хозяйственной проблемой Новгорода было отсутствие в достаточном количестве пахотной земли. И по хлебу Новгород сильно зависел от соседних княжества)  Великий Новгород называют «Отцом городов русских», в противовес летописному названию   Киева,   как   «Матери   городов   русских».   Новгород  не   подвергся   татаро­ монгольскому   нашествию,  хотя   и  платил   дань,   сохранив   уникальные   памятники древнерусской   архитектуры   домонгольского   периода   и   был   единственным   из   древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв. В 1136 году став первой вольной республикой на территории феодальной Руси. Через Новгород который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока.  В   1237   году   римский   папа   Григорий   IX   возвестил   крестовый   поход   против язычников­финнов   и   русских.  Папа   именем   Всевышнего   обещал   прощение   грехов   всем участникам похода, а павшим в бою ­ вечное блаженство. Приготовления продолжались два с лишним года.  Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Покорение новгородской земли и обращение русских в католичество было конечной целью похода.  С самого начала  своего правления  Александр Ярославич  строил оборонительные рубежи, была усилена дозорная служба, налажена система сообщений между городами. К   сожалению,   о   событиях   лета   1240 г.   свидетельствуют   немногие   источники.   В Шведских   источниках   нет   никаких   сведений   о   Невской   битве,   на   русском   языке сохранилось краткое известие Новгородской Первой летописи и более пространный текст «Жития» Александра Невского, которое было создано в 1280­е гг. и, вероятно, содержало свидетельства очевидцев деяний великого русского князя. В первой половине июля 1240 года балтийская «стража морская», заметила идущий по заливу флот. Путь от Невы до Новгорода занял у всадника целый день, но уже к ночи в Новгороде   знали   о   вторжении.   Молодой   и   порывистый   Александр   начал   действовать немедленно.  Выступив из Новгорода войско, двинулось к Ижоре, по дороге присоединился отряд ладожан, потом примкнули ижоряне. К утру 15 июля всё войско, преодолев 150 км пути, подошло к месту высадки шведов.  Сражение   началось  15   июля   1240   г.  Александр,   воспользовавшись   туманом, неожиданно   напал   на   шведский   лагерь.  Битва началась с атаки копейщиков (пешего войска, вооруженного длинными копьями), нанесших серьезный урон противнику. Шведская армия была расчленена внезапным нападением на несколько больших и малых   частей,   которые   новгородцы   крушили,   прижимая   к   берегу   поодиночке.   Битва состояла   из   множества   стычек,   нападений,   столкновений   шведских   и   русских   отрядов. Инициатива принадлежала русским, но и шведы оказывали отчаянное сопротивление. Вряд   ли   верен   вывод   некоторых   историков,   о   том,   что   дружина   Александра Ярославича зашла в тыл противника и отрезала врагу путь к отступлению, поскольку в этом случае весь шведский отряд был бы отсечен от своих кораблей и уничтожен, чего, как следует из текста летописи  и «Жития…», не произошло. Кроме того, в средневековых сражениях, как правило, не ставилась цель полного уничтожения противника. Проигравшая сторона покидала поля боя, чему победители нисколько не препятствовали. В этом смысле Невская битва была типичным средневековым сражением. Как повествует летопись,  многие новгородцы отличились  в бою военной удалью. Так, у новгородца Сбыслава, например, не было никакого оружия, кроме топора, так и им он сокрушил множество врагов, «не имея страха в сердце». Рядом с князем бился его верный дружинник Ратмир. Не раз и не два спасал он своего господина от предательского удара   в   спину.   Израненный   Ратмир   продолжал   защищать   Александра   до   тех   пор,   пока шведский меч не оборвал жизнь воина.  Гаврила Олексич, которого А.С. Пушкин считал своим предком, преследовал знатного шведа до самого корабля, был сброшен в воду, но сумел выплыть и продолжал сражаться; новгородец Миша со своим отрядом уничтожил три легких шведских корабля, а Савва подрубил шатер предводителя шведского отряда. Бой  продолжался   с  10 часов  утра до  позднего  вечера.  С  наступлением  темноты шведы собрали остатки войска и на уцелевших кораблях ушли восвояси, не забыв забрать тела погибших знатных воинов. Невская битва не относится к числу крупнейших в военной истории. Новгородские летописи указывают число погибших новгородцев в 20 человек, тогда как шведы, якобы нагрузили   три   корабля   телами   погибших,   что,   несомненно,   является   преувеличением. Потери с обеих сторон, видимо, составили несколько сотен человек.  Тем   не   менее,   блестящая   победа   Руси   над   чужеземными   завоевателями   имела большое историческое значение.  Этой битвой началась борьба Руси за сохранение выхода к морю, столь важного для будущности русского народа. Победа предотвратила утрату берегов Финского залива и не дала   прервать   торговый   обмен   с   другими   странами,   и   тем   самым   облегчила   русскому народу борьбу за свержение татаро­монгольского ига. Русь отстояла Православную веру и свою независимость.  Дружина Александра со славой воротилась в Новгород. За мужество, проявленное в битве, народ прозвал Александра Ярославича «Невским».  2.4. Ледовое побоище (Презентация, слайд 31­33) Вскоре   он   Александр   Невский   ещё   раз   доказал   свою   воинскую   доблесть   и окончательно поставил точку в борьбе с крестоносцами.  Немецкие  рыцари   захватили   Псков   и   двигались   на   Новгород.  Собрав   все   силы воедино, Александр отвел войско на берег Чудского озера. Вероятно, уже тогда созрела у него   дерзкая   мысль   –   дать   немцам   сражение   на   льду.   Идея   сражения   зародилась   у Александра на основе воспоминаний о походе отца, Ярослава Всеволодовича, который в 1234 г. одержал победу на льду озера Эмбах. Ярослав помнил, как неуклюже держатся на льду закованные в броню рыцари. О знаменитом «Ледовом побоище» до нас дошли несколько важных источников. С русской   стороны   –   это   Новгородские   летописи   и   «Житие»   Александра   Невского,   из западных источников – «Рифмованная хроника» (автор неизвестен). Один из наиболее сложных и спорных вопросов – численность армий противников. Летописцы обеих сторон не приводили точных данных. Некоторые историки полагали, что численность немецких войск составила 10–12 тысяч человек, а новгородцев – 12–15 тысяч человек.  5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло решающее сражение, известное как Ледовое побоище (Презентация, слайд 30­33) Александр Невский расположил русскую рать на берегу Чудского озера тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина Александра укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому  льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати. Войско крестоносцев выстроились «клином» («свиньей» по русским летописям, т.е клином,   острой   колонной)  В   кольчугах   и   шлемах,   с   длинными   мечами,   они   казались неуязвимы. План ливонских рыцарей состоял в том, чтобы мощным ударом  раздробить большой полк Александра Невского, а затем ­ фланговые полки. Но Александр  разгадал план противника. В центре своего строя он поставил полки послабее, а с флангов ­ самые сильные. В стороне был укрыт засадный полк. На   восходе   солнца,   заметив   небольшой   отряд   русских   стрелков,   рыцарская «свинья» устремилась на него. Русские   стрелки   первыми   приняли   на   себя   основной  удар   «железного   полка»   и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Выставив длинные копья, немцы атаковали центр («чело») боевого порядка русских. «… было слышно, как звенели мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие». Наткнувшись  на обрывистый  берег озера, малоподвижные,  закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей   подталкивали   передние  шеренги,   которым   негде   было   развернуться   для   боя. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. В   самый   разгар   боя,   когда   «свинья»   полностью   втянулась   в   бой,   по   сигналу Александра Невского по ее флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. Немецкий «клин» оказался зажатым в клещи.  Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней; воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после  чего рыцари   становились   легкой   добычей.   Лед   под   тяжестью   сбитых   в   кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Конница новгородцев  преследовала остатки бежавшего   в   беспорядке   рыцарского   войска   по   льду   Чудского   озера  вплоть   до противоположного берега, семь верст, завершив их разгром. Необычность битвы на Чудском озере еще и в том, что впервые в военной практике средневековья тяжелая конница была разбита пешим войском. Мир   был   заключен   на   условиях,   продиктованных   русскими.   Орденские   послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли. Победа над немецкими рыцарями была чрезвычайно важна в военно­политическом отношении. Был на долгое время отсрочен натиск немцев на Восточную Европу. Новгород Великий  сохранил  возможность поддерживать экономические и культурные связи с европейскими странами,  отстоял возможность  выхода к Балтийскому морю,  защитил русские земли в Северо­западном регионе (В случае поражения Новгорода создавалась бы реальная угроза захвата северо­западных русских земель войсками ордена, а если учесть, что Русь уже была покорена татарами, то избавиться от двойного гнета русскому народу, вероятно, было бы в два раза труднее.  При всей тяжести татарского гнета, было  одно обстоятельство,  которое,  в   конечном  итоге  оказалось  в  пользу  Руси.  Покорившие  Русь монголо­татары в XIII в. оставались язычниками, с уважением и опаской относившимися к чужой вере и не посягавшими на нее).  Разгром   крестоносцев  подталкивал   к   сопротивлению   крестоносной   агрессии   и другие народы. Тевтонское воинство, курируемое лично римским папой, пыталось всеми мерами внедрить   на   завоеванных   территориях   католицизм.   Уничтожение   или   хотя   бы   подрыв православной   веры   для   разрозненных,   утерявших   единство   русских   земель   означал   бы потерю  культурной   самобытности  и   утрату   всякой   надежды   на   восстановление политической независимости. Именно православие в эпоху татарщины и политической раздробленности, когда население многочисленных земель и княжеств Руси почти утратило чувство единства, было основой возрождения национального самосознания. Закончилась   битва,   враг   изгнан   с   Русской   земли,   дружина   Александра   Невского вернулась с победой домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов навсегда осталось   лежать   на   поле   боя.   После   этой   битвы   поле   было   усеяно   телами   погибших. Представьте себе на миг… Ночь, тишина, и только одинокая скорбная женская фигура движется по этому страшному полю. С факелом в руках она всматривается в лица павших, ищет среди них своего суженого, а чуть подальше от неё движется вторая, третья. Кто­то из них ищет сына, а может брата. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Композитор Сергей Прокофьев  написал   кантату  «Александр   Невский»  (Звучит   6­я   часть   кантаты   С. Прокофьева «Мертвое поле»)    ­  Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей? (Он завлек их в ловушку и полностью окружил их)   ­  Почему   Александр   Невский,   успешно   сражаясь   с   крестоносцами,   не организовал подобного отпора монголо­татарским войскам?  (Александр Невский был дальновидным   политиком   и   осознавал   невозможность   противостоять   монголо­татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения было сотрудничество с ними.)  ­ Почему в борьбе с шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла  выстоять, а устоять перед монголо­татарами не удалось? Это интересно Неразрывна связь времен Во   время   Великой   Отечественной   войны   она   часто   звучала   по   радио.   Музыка объединяла людей, звучащие в ней патриотические мотивы поднимали народ на борьбу. Картина   художника  Корина  «Александр   Невский»  тоже   была   написана   в   годы Великой Отечественной войны.  За несколько лет до Великой Отечественной войны была написана Константином Симоновым поэма «Ледовое побоище».  Во  время   войны  режиссером  Эйзенштейном  был  поставлен   фильм   «Александр Невский»  (Презентация,   слайд   33)   На   горе   Соколиха   Писковичской   волости   Псковского района в июле 1993 открыт  монумент  в честь победы русских воинов над немецкими рыцарями   Расположен   «Ледовое   побоище»   (Авторы:   скульптор   И.И.Козловский, архитектор П.С.Бутенко) Главная часть монумента ­ бронзовая скульптура русских воинов во главе с А.Невским. В композицию включены медные прапора, которые свидетельствуют об участии в битве псковских, новгородских, владимирских и суздальских воинов.   ­  Какой   знаменитый   монастырь   носит   имя   великого   полководца,   героя Чудского сражения? (Александро­Невская лавра ­ это место считалось предполагаемым местом победы в  1240 году  войск святого князя  Александра Ярославича  Невского  над шведами  в  Невской   битве.   Петр   I   не   только   перенес   мощи   великого   полководца   в монастырь, но и учредил орден его имени) Заключительная часть 3.1. Проверка восприятия и закрепление нового материала Тест  КИМ ­9 №10 3.2. Подведение итогов 1. Рефлексия Сегодня на занятии мы … Данное занятие имеет взаимосвязь с предшествующим, так как…  Для меня было открытием… Я бы хотел больше узнать о… 2.   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 19, 27.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. https://www.youtube.com/watch?v=NR7BHlDhGrk ­ Полководцы России. Александр Невский. Документальный фильм 2. https://www.youtube.com/watch?v=P4f45dRvhNU ­ Александр Невский. Учебный фильм 3.https://www.youtube.com/watch?v=xPfwkQ9e8fs ­ История России. Александр Невский. Выпуск 11

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Крестовые походы и Русь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017