МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"
Цель занятия: Учебная: Обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар. Выяснить значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Определить, в чем проявлялась зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"
2013-история-14.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Монгольская держава и ее завоевания Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Монгольская держава и ее завоевания» (проблемно­диалогическая технология,  технология использования структурно­логических схем) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Обеспечить   усвоение   учащимися   знаний   о   завоевательных   и разорительных   походах   монголо­татар. значение противостояния   Руси   монгольскому   завоеванию.   Определить,   в   чем проявлялась зависимость русских земель от Орды и ее последствия.   Выяснить   Развивающая: Воспитательная: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи.  Воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости  за  свой  край,  свою  Родину,  прошлое  и  настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности;  готовность к служению Отечеству, его защите;  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире; метапредметных: М1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация  «Монгольская держава и ее завоевания») Раздаточный материал: КИМ ­9 №8 Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Всемирная   История.   Том   1. http://www.bibliotekar. ru/hist1­1/index.htm   (Электронный   ресурс):  Маркова   А.   Н.   Культурология   Истории   Мировой   Культуры   –   М.: Юнити, 1998. План занятия 1. Вводная часть – 20 минут 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 50 минут 2.1. Создание монгольской империи 2.2. Первое столкновение монголов с русскими. Битва на Калке. 2.3. Походы Батыя на Русь 2.4.Установление монголо­татарского ига 3. Заключительная часть – 20 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  История ­ это роман, который был, роман –  это история, которая могла бы быть. (Гонкур) Конечно, в русской истории было немало тяжёлых, переломных моментов, но самый переломный момент – это монголо­татарское нашествие. Оно разделило историю Руси как бы на два периода ­ на домонгольский и послемонгольский. Почти 300 лет Русь жила под игом монголо­татар и конечно это не могло остаться бесследным.  Существует   большое   количество   фактов,   которые   не   только   однозначно опровергают гипотезу о татаро­монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему? Многие современные историки считают, что «татаро­монгольское иго» было придумано для   того,   чтобы   скрыть   последствия   от   «крещения»   Киевской   Руси.   Ведь   эта   религия навязывалась   далеко   не   мирным   способом…   В   процессе   «крещения»   была   уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы,   которые   стояли   за   навязыванием   этой   религии,   в   дальнейшем   и   сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели…С этими вопросами вы ознакомитесь самостоятельно. Другие историки считают, что нация в период становления опирается на прошлое, а не настоящее. Она как бы живёт Великими победами прошлого. Отличный пример в тему это   современная   Монголия.   На   фоне   нищеты   в   Монголии   везде   стоят   памятники Чингисхана   и   национальное   самосознание   живёт   тем   периодом   рассвета,   который приходится на эпоху Чингисхана и последующих правителей. Россия, после 1991, пытается самоопределиться,   вывести   национальную   идею.   И   сама   идея   о   том,   что   мы   были   под «Игом»   кого­либо,   не   может   ужиться   в   умах   национальноориентированных   личностей. Поэтому   выгодно   интерпретировать   общеизвестные   исторические   факты   в   угоду   своих теорий. Мы   на   занятии   рассмотрим   официальную   историческую   версию.   Проблемный вопрос: почему монголо­татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания 1. Слайд­тест см. КИМ ­9 №8 2. Беседа  –   Какие причины привели к раздроблению Древнерусского государства?  –   Почему ослабла власть киевского князя?  –    Каковы причины и итоги междоусобных войн в Древней Руси? (Причинами междоусобных войн стала раздробленность и желание каждого князя владеть как можно большими землями, в идеале стать великим князем в Киеве. Результатом стали большие разорения,   разграбление   многих   городов.   Всё   это   ослабило   Русь   в   целом   и   сделало беззащитной перед нашествием монголов) Основная часть 2.1. Создание монгольской империи   (Презентация,   слайд   4)  В  XIII  в.   Русь,  переживавшая   период   политической раздробленности, столкнулась с сильным противником, успешно противостоять которому разрозненные   силы   русских   княжеств   оказались   неспособны.   Этим   противником   были кочевники­монголы, обитавшие  в Восточном Забайкалье. (Презентация, слайд  5)  В  этот  период   монгольские   племена  занимали   обширное пространство  в   Центральной   Азии.   Эти   племена   находились   на   стадии   разложения первобытно­общинного строя.  (Презентация, слайд 6­9)  Главным их занятием было кочевое скотоводство.  У каждого из племен был свой  хан,  который опирался на родственников и дружину. Знать владела   огромными   стадами,   которые   пасли   рабы,   захваченные   во   время   войн   или купленные у соседних народов. Степные народы часто враждовали между собой за воду и пастбища.  (Презентация,   слайд   10)  Человеком,  сумевшим   объединить  степь   и   направить ярость ее воинов на другие  страны и народы, был  Темучин. Он  происходил из знатного рода (отец Исугей­багатур). Когда Темучину было 9 лет, его отец был отравлен врагами его   племени  —  татарами   (проживали   на   севере   от   Великой   Китайской   стены   на пространстве обширной Великой степи). И для семьи бывшего вождя наступили тяжелые времена.   Родичи   и   союзники,  слуги   и   воины   покинули   семью   Темучина.  Ей   пришлось скитаться   по   степи,   с   большим   трудом   добывая   себе   пропитание,   спасаясь   от преследования врагов. Наконец, собрав вокруг себя отважных воинов, Темучин нанес татарам жестокое поражение. Он приказал истребить всех взрослых  подростков, оставив в живых только детей ростом не выше тележной оси. Уцелевшие в этой резне татары, воспитанные в духе преданности   победителю,   составили   передовые   отряды   его   войска.   Поэтому   в   других странах монголов часто стали именовать татарами. После   долгой   и   упорной   борьбы   Темучину   удалось   подчинить   своей   власти   все центральноазиатские   племена.   Народы,  не  согласные   с  волей  нового  повелителя   степи, стали «кормом для мечей» его воинов. (Презентация, слайд 11)  В  1206  г. собрание монгольской знати  —  курултай  — провозгласило   Темучина  Чингисханом,  то   есть  верховным   ханом.  Главной   задачей Чингисхан   провозгласил     завоевание   мирового   господства.   Став   во   главе   единого монгольского   государства,   Чингисхан   начал   долгую   кровавую  войну   за   овладение соседними странами и народами. Вся   общественно­государственная   структура   монголов   находилась   в   теснейшей связи с организацией войска, которое делилось на тьмы (10 000), тысячи, сотни и десятки. Ему   удалось  создать  мощную   армию,  которая  отличалась   железной   дисциплиной, хорошим вооружением и высокой       подвижностью.       За побег       одного       воина предавался    смерти    десяток, за отступление десятка такую же кару несла вся сотня. Китайские   хронисты   утверждали,   что   степняки   считали   счастьем   умереть   на   войне   и несчастьем — окончить жизнь от болезней. Хорошо поставленная разведка — сведения о неприятеле доставляли купцы, послы и пленные — позволяла монгольскому командованию точно  определять   сильные   и   слабые   стороны   врага.  Многотысячными   воинскими отрядами командовали талантливые полководцы.  Завоевательным   планам   монголов  благоприятствовала   внутриполитическая обстановка в соседних странах.  Междоусобная вражда и распри между правителями и знатью не давали возможности оказать захватчикам организованный отпор. (Презентация, слайд 12)  В ходе монгольских завоеваний были  покорены народы и государства Южной Сибири, Центральной Азии, Северного Китая и Средней Азии.  К 1211 г. монголы  завоевали земли бурят, якутов, киргизов и уйгуров.  Они вторглись в Северо­Западный  Китай,  заняли   в   1215   г.   Пекин   и   взяли   на   вооружение   китайскую военную технику и средства передвижения, стали употреблять стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия.  ­ Кто такие монголы и кто ­ татары? (монголы ­ племена центральной Азии, подчинившиеся воле Темучина, татары ­ покоренные монголами народы)   ­  Каким видом хозяйственной деятельности занимались монголы до начала завоеваний? (скотоводством)   ­  Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? (Китай, Хорезм, сельджуков, половцев и др.)  ­ Кто возглавил монголов? (Чингисхан)  ­ В чем была сила монгольского войска? (В организации и дисциплине) 2.2. Первое столкновение монголов с русскими. Битва на Калке. (Презентация,   слайд   13)  В  1207   г.  Чингисхан   передал   своему   старшему   сыну Джучи в качестве улуса земли в бассейне Иртыша и далее на запад, «куда ступит нога монгольского коня», наметив, таким образом, план завоевательных походов в сторону Европы. В начале 1223г., подвергнув разорению Закавказье, монгольские отряды прорвались на Северный Кавказ, а затем обрушились па половцев. Последние обратились за помощью к русским князьям, сказав: «Если вы не поможете нам, то мы будем перебиты сегодня, а завтра — вы». (Презентация, слайд 14­15)  Русские откликнулись на призыв о помощи. Навстречу монголам вглубь степи выступили силы всех южнорусских княжеств. Объединенное русско­ половецкое войско и монголы встретились 31 мая 1223 г. в решительной битве на берегу реки Калки.  Военное превосходство монголов, разногласия среди русских князей, не создавших единого   командования,   бегство   половцев,   смешавших   в   решающий   момент   боя   ряды русских  дружин,  привели   к  страшному  поражению.   Пленных  князей   связанных  бросили наземь, сверху положили доски, на этом «помосте» монголы пировали после битвы. Всего в битве погибло 10 князей из 18 и несколько тысяч воинов. Лишь немногим удалось спастись бегством. С берегов Калки на Русь вернулась десятая часть русской рати. Такого тяжелого поражения Русь еще не знала. А ведь против русских был направлен всего лишь  один из корпусов противника ­ тумен ­ 10 тыс. человек. Память об этой кровавой битве народ сохранил в былине о гибели русских богатырей, охранявших и защищавших до этого Русь от степных кочевников. Дойдя до Днепра, монголы захватили многие городки на порубежье Южной Руси.  (Презентация, слайд 16) Вскоре монгольские воины  повернули обратно в Азию. На берегу Волги они попали  в  засаду,  организованную войском  Волжской Булгарии.  Лишь немногим монгольским воинам удалось переправиться через Волгу и вернуться в родные кочевья. Относительная неудача не остановила монголов. До самой своей смерти в 1227 г. Чингисхан   продолжал   завоевательные   походы.  По   свидетельству   современника,  при осаде одного из городов он был ранен в колено отправленной стрелой и погиб от этой раны. Много дней близкие везли его в родные места, убивая по дороге всех встречных со словами: «Иди на тот свет служить нашему государю».  ­ В чем был недостаток русского войска? 2.3. Походы Батыя на Русь (Презентация,  слайд   17­18)  Одним   из   улусов   (владений)   Монгольской   державы стала основанная внуком Чингисхана (сын Джучи) Батыем Золотая Орда.  В 1235 г. на курултае в Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на запад для завоевания стран Европы. Во главе похода был поставлен хан Батый (Бату).  Первый поход 1236 ­ 1237гг  (Презентация,   слайд   19)  В   1236   ­   1237гг.   монголы   стремительным   ударом разгромили Волжскую Болгарию (монголы никогда не прощали нанесенных им обид), захватил земли мордвы, башкир и других народов Поволжья. Затем монголы направились к границам Руси.  Батый   двинул   на   Русь   120­140   тыс.   своих   воинов,  из   которых   монголо­татар насчитывалось всего лишь 40­50 тыс. Вся Русь могла выставить свыше 100 тыс. воинов, но объединение сил страны оказалось неосуществимым в условиях княжеских распрей  и усобиц. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монгольскую конницу, но они были немногочисленны. Основная же масса вооруженных сил   княжеств,   состоявшая   из   ратников   городских   и   сельских   ополчений,   уступала монголам и в вооружении, и в боевых навыках. Первой вражескому нашествию подверглась Рязанская земля. Дополнительный материал Повесть о разорении Рязани Батыем «В   год   6745   (1237).   В   двенадцатый   год   по   перенесении   чудотворного   образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых  на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем:  во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий   Георгий   Всеволодович   Владимирский   и   сам   не   пошел,   и   помощи  не   послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом   Ингваревичем   Коломенским,   и   за   князем   Олегом   Красным,   и   за   Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами  — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую   княгиню   Агриппину,   мать   великого   князя,   со   снохами,   и   прочими  княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божий до основания разорить.»   ­  Как   отреагировали   на   обращение   рязанских   князей   за   помощью   соседние владимирские и черниговские князья? (обращение осталось без ответа)   ­  Какое   ультимативное   требование   было   выдвинуто   послом   Батыя? (покорности и уплаты унизительной и тяжелой дани «во всем десятое»)   ­  Опишите героическую оборону Рязани, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города?   ­  Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор?   Докажите   свое  мнение.  ­ Проследите дальнейший путь монголов по карте. В   «сече   великой»   под  Коломной  погибла   почти   вся   владимирская   рать,   что фактически предопределило судьбу всей Северо­Восточной Руси. В отличие от других кочевых племен, например, половцев, монголы хорошо умели осаждать   крепости.   весьма совершенных   орудий   для   штурма   городов.   Они   использовали   сосуды   с   зажигательной смесью,   стрелы,   обернутые   горящей   паклей,   свистящие   стрелы   для   устрашения противника. Они разделяли войско на отряды и по очереди бросали их на штурм.  В   их   войске   было   много   китайских   инженеров   и   Упорное сопротивление  захватчикам оказали жители  Москвы,  небольшого тогда города­крепости, прикрывавшего путь на Владимир с юго­запада. Только на пятый день штурма монголо­татарам удалось овладеть Москвой и полностью ее уничтожить. Несколько дней штурм отражали жители  Владимира.  Монголы ворвались через проломы   в   крепостной   стене   в   город.   Его   последние   защитники   погибли   в   огне подожженного   захватчиками   Успенского   собора.   Богатый   город   был   разграблен   и опустошен,   в   огне   пожарищ   погибли   ценнейшие   памятники   литературы,   искусства   и архитектуры. (Презентация,  слайд   20­21)  После   разгрома   Владимиро­Суздальской   Руси   войска Батыя вторглись в пределы Новгородской земли. Однако   наступившая   весна   превратила   новгородские   леса   и   болота   в   топи, непроходимые   для   монгольской   конницы,   обремененной   бесчисленными   обозами   с награбленной добычей и пленными. Огромные потери понесли завоеватели за три месяца беспрерывных боев. Оказавшись в заснеженных полях Руси, монгольские кони страдали от бескормицы. Батый повернул назад. (Презентация, слайд 22) На пути завоевателей лежал город Козельск. Семь недель защитники города отбивали атаки неприятеля. Батыево войско овладело городом ценой невиданных потере только тогда, когда в рукопашных схватках погибли почти все его защитники,  «Злой город»,  как назвали Козельск монголо­татары, был по приказу Батыя стерт с лица земли.   ­  Чем   были  страшны  татаро­монголы  в  отличие  от  других   завоевателей? (Другие кочевники, даже при выигрыше полевого сражения, все равно не могли взять город штурмом.   Монголы   оставляли   после   себя   сожженные   города,   уводили   в   плен ремесленников и здоровое мужское население, чем вызвали упадок городской культуры на Руси)  ­ В чем вы видите причины поражения русских? (Презентация, слайд 23) К началу лета 1238 г. Батыево войско вышло на отдых в половецкие степи.  Второй поход 1239­ 1240гг  Южнорусские князья не извлекли уроков, никаких шагов по объединению своих сил князья не предприняли. Взятые монголами города подвергались такому опустошению, что некоторые навсегда   исчезли   с   лица   земли,   другие   долго   не   могли   оправиться   и   вернуть   свое прежнее   значение.  Восемь   дней   мужественно   отбивались   киевляне   от   численно превосходящего врага, борьба шла за каждую улицу и дом.  На девятый день монголо­ татарам   удалось   ворваться   в   город   через   проломы   в   стене.  Разграбленный   и сожженный, обезлюдевший Киев надолго утратил значение крупного политического центра Южной Руси. Весной  1241   г.,   оставив   за   собой   лежащую   в   развалинах   и   обескровленную Южную  Русь,   полчища   Батыя   двинулись   на   запад.  Со   времени   памятного   Европе нашествия   гуннов   над   ней   не   нависала   столь   реальная   угроза   завоевания   со   стороны степных   кочевников.   Европа,   подобно   Руси,   раздираемая   соперничеством   между правителями   больших   и   малых   государств   и   внутренними   усобицами,   не   могла противостоять захватчикам как единое целое. Полчища   Батыя   в   течение   года   опустошили  Польшу,   Венгрию,   Чехию,   страны Балканского полуострова  и вышли к границам  Северной Италии,  а в центре Европы, достигнув Австрии и Чехии, оказались близ границ Германии Однако в конце 1242г., Батый повернул свои войска назад. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска.  ­ В чем была заслуга Руси перед народами Европы? (русские княжества, оказав серьезное сопротивление монголам, истощили силы войска Батыя. Страны Центральной и Восточной   Европы   были   избавлены   от   многолетнего   ига   и   получили   возможность дальнейшего экономического и культурного развития) 2.4. Установление монголо­татарского ига (Презентация, слайд 25) Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась  прежде всего  в тяжелой дани, которой они обложили русский народ  («татарский выход», «дань неминучая»). Для того, чтобы определить численность платежеспособного   населения,   монгольская   власть   провела   перепись   населения   (1257­ 1259) Тяжёлым бременем на крестьян легли ямская и подводная повинности, обязанность давать   «корм»   проезжавшим   ордынским   чинам   и   их   свите.   Попытка   утаить   часть собранной   дани,   непослушание   (например,   отказ   пить   кумыс),   недовольство   ханш подарками могло привести к смерти. Для   удобства   сбора   дани   завоеватели  сохранили   сложившуюся   здесь   систему управления, войско. Удельные князья подчинялись старшим князьям, те формально – великому князю, который считался «улусником» хана Золотой Орды, который своим повелением назначал  великих князей, давая  особые  грамоты  —  ярлыки  на владение своими землями. Ханы   ограничились   контролем   за   ними,   посылая   в   русские   земли   своих специальных  представителей  —  баскаков,  которые   осуществляли  контроль   за действиями князей.  Правители русских княжеств головой отвечали перед ханом за всё, что происходило в их владениях.   По доносам  баскаков   «провинившихся»   в чем­либо перед  ханом   князей вызывали   в   Орду   или   же   посылали   на   русские   земли  карательную   рать.  Летописи содержат   немало   рассказов   о   жестокой   казни,   которой   подвергали   русских   князей   в ханской   ставке.   Насилия,   чинимые   баскаками,   вызывали   постоянные   восстания покоренного   населения.   В   конце   концов   ордынские   правители   сочли   за   лучшее передоверить сбор дани непосредственно князьям. Ханы Золотой Орды всячески  способствовали Феодальному дроблению русских земель,   разжиганию   усобиц   между   князьями.  Они  стремившиеся   не   допустить усиления отдельных князей.  Превратив выдачу ярлыков в объект соперничества и торга между князьями, ханы намеренно нарушали сложившийся на Руси порядок наследования «столов». Княжеские усобицы часто использовали в качестве предлога для грабительских вторжений. Нередко и сами князья «наводили» на Русь в борьбе со своими соперниками татарские рати, как ранее они «наводили» половцев. Монгольское нашествие имело для Руси тягчайшие последствия. Страна была опустошена. Началось экономическое, социальное и культурное отставание Руси от стран Западной Европы. Заключительная часть 3.1. Проверка восприятия и закрепление нового материала 1. Исторический диктант с последующей взаимопроверкой КИМ ­9 №9 Вопрос Ответ 1. Какой монголо­татарский хан напал на Русь в 1237 году? Батый 2. Какой город монголо­татары назвали "Злым городом”? 3. Основная задача баскаков на Руси: 4. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с  монголо­татарами? 5. Какой город был спасён от монголо­татарского нападения  началом весенней распутицы и большими потерями в ханском  войске? 6. Вторая волна монголо­татарского нашествия на южные  княжества Руси начинается в 7. Битва на реке Калке произошла (дата) 8. империи.  9. Основное занятие монголов:  10.  Первый из русских городов, павший под ударом войск Батыя:  Какая страна первой оказалась захвачена монголо­татарами?  Монгольский хан, полководец, основатель Монгольской  Козельск Сбор дани Половцы Новгород 1239 г. 31 мая 1223 года         Чингисхан (Темучин) Кочевое скотоводство Рязань Китай 2. Беседа 1.  Что   вам   известно   о   происхождении   и   первоначальном   расселении монгольских племен? Каковы причины завоевательных походов монголов? Монголы – это о племена общее название племен, которые жили к северу от Китая. На Руси и в Европе их называли татарами. Древние монголы были выходцами из племен шивэй. Шивэй – одна из этнических групп, которые занимали с юга на север пространство от Великой Китайской стены. Та часть племен шивэй, которая именовалась монголами, жила кочевой жизнью в степных районах к югу от нижнего течения Аргуна и верхнего течения   Амура.   Позже   древние   монголы   стали   переселяться   на   запад,   на   территорию современной Монголии. Монгольские племена жили в постоянной вражде друг с другом. Они   вели   кочевой   образ   жизни.   Во   главе   племен   стоял   ханы.   Чингисхан   в   1206   г.   на курултае он был провозглашен правителем всех монголов. Он задумал покорить все земли. Главным   орудием   его   государственной   власти   стала   мощная   и   многочисленная   армия, отличавшаяся высокой организованностью и железной дисциплиной. Стремление захватить все соседние земли были связаны с агрессивной природой монгольской державы. Поскольку здесь   сформировался   экономический   строй,   основу   которого   составляло   кочевое скотоводство. Выпас скота требовал перемещения по большим территориям. К тому же военная добыча становилась  практически  единственным источником существования  для многих воинов и источником обогащения для военачальников. 2. Что вы можете рассказать о походах Батыя на Русь? Батый организовал 2 крупных похода на Русь: 1237­1238 и 1240­1241 гг. В 1235 г. совет   монгольских   ханов   принял   решение   о   начале   похода   на   запад.   Войско   возглавил Батый,   он   был   внуком   Чингисхана.   В   конце   1237   г.   монгольское   войско   вступило   на территорию  Рязанского  княжества,  и  к  21 декабря  Рязань пала.   Далее  Батый   напал  на Владимир, который вскоре был захвачен. Оставшиеся в живых, после разорения Владимира, отправились в стан войска Юрия Всеволодовича на реку Сить. В марте 1238 г. монгольские войска разгромили русское войско, при этом в бою погиб и сам князь. Монголы захватили практически   все   Владимиро­Суздальское   княжество.   Далее   они   повели   войско   к Новгородскому княжеству, но вскоре хан развернул свое войско на юг. В конце марта монголы подошли к Козельску. Город смогли захватить с большим трудом. В 1239 г. Батый начинает второй поход на Русь. Его целью было завоевание южных территорий и вторжение в Западную Европу. Войско Батыя захватило ряд город Южный Руси. К 5 сентябрю 1240 он подошел к Киеву. Через 3 месяца город был захвачен. В 1241 воины Батыя ринулись на Галицкую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию. В 1242 он вернулись на Нижнюю Волгу. 3.  Как   можно   объяснить   слова   А.С.   Пушкина,   что   Европа   спасена «растерзанной и издыхающей Россией»? Основной удар монгольского войска приняли на себя княжества Древней Руси. На момент появления их в Европе, они уже разорили и покорили множество древнерусских городов, которые были обложены огромной данью. Войско Батыя дошло до Европы только в 1241 г. и вскоре вернулись обратно, потерпев там ряд поражений. Поскольку воюя с древнерусскими княжествами монголы также несли потери и значительно устали. 4.  Почему   монголо­татары   смогли   покорить   Русь,   находящуюся   на   более высокой ступени общественного развития? На   момент   нападения   монголов   на   территории   Руси   насчитывалось   около   30 княжеств. Каждое из них представляло собой отдельное как политическое, так и военное объединение. Противостоять в одиночку монгольским войскам было очень тяжело. Армия монголов была многочисленной и хорошо обученной. При этом монголы использовали опыт завоеванных стран. 3.2. Подведение итогов 1. Рефлексия Сегодня на занятии мы … Данное занятие имеет взаимосвязь с предшествующим, так как…  Для меня было открытием… Я бы хотел больше узнать о… 2.   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 27.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов) подготовка к словарной работе Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. https://www.youtube.com/watch?v=EEhH_IYV2DU   ­   Монгольское   нашествие   на Древнюю Русь 2.  http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43870106407/Tataro­mongolskogo­iga­ne­byilo  ­ Почему так противна сама мысль о Татаро­Монгольском Иге (дальше ТМИ или ТМ) славянскому сознанию? 3. Странное дело. Чингисхан. Два века обмана 4.   http://historicaldis.ru/blog/43375835230/MONGOLYI   ­монголы,   татары   и   монголо­ татарское иго (исторический дискуссионный клуб) 5.  http://mordikov.fatal.ru/igo.html ­ А было ли татаро­монгольское иго? http://www.chronologia.org/filmlibrary/2014_rentv_igo.html РЕН­ТВ     ­

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Монгольская держава и ее завоевания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017