МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

Оценка 4.6
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"
Цель занятия: Учебная: Охарактеризовать внешнюю и внутреннюю политику Федора Алексеевича Романова и Софьи Алексеевны. Ознакомить студентов с развитием культуры. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению отечественной истории, уважение к историческому и культурному наследию.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
3. конспект-образец - 9класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Наследники Алексея Михайловича Романова Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Наследники Алексея Михайловича Романова» ( концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная:  Федора Охарактеризовать   внешнюю   и   внутреннюю   политику Алексеевича   Романова и Софьи Алексеевны.  Ознакомить студентов с развитием культуры.  Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками.  Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению   отечественной   истории, уважение к историческому и культурному  наследию. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм «Романовы») Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  История России с начала XVIII до конца   XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1999.  Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1999.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 15 минуты 1.1. Организационный момент – 1 мин; 1.2. Мотивация занятия – 2 мин. 1.3  Контроль исходного уровня знаний – 20 мин.  2. Основная часть – 65 минут 2.1. Правление Михаила Федоровича Романова  2.2. Правление Алексея Михайловича Романова 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний ­ 8 мин; 3.2. Подведение итогов – 1 мин; 3.3. Домашнее задание ­  1 мин.                   Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из интереснейших периодов истории нашей страны. На прошлых уроках мы изучали Смутное время. Время непростое, сложное для русской государственности время. Смута оставила  тяжелые последствия. разорены города и села, ремесла и хозяйства не процветают, угасла торговля, но в тоже время смута показала силу русского народа. С 1613 года в России начинается правление новой династии – Романовых, которая находилась на Российском престоле с 1613­1917 год.   ­ Сколько лет правила в России династия Романовых? (304 года) 1.3  Контроль исходного уровня знаний а) Проверка домашнего задания в форме опроса 1. Связный рассказ с опорой на таблицу о правлении Михаила Федоровича Романова  2. Связный рассказ с опорой на таблицу о правлении Алексея Михайловича Романова б) Возможные дополнительные вопросы к ответам или вопросы группе:  Какие изменения в характере царской власти произошли при первых Романовых? В   первые   годы   правления   Михаила   Романова   Земский   собор   заседал   почти беспрерывно   (распускался   один   и   сразу   же   созывался   следующий).   Власть   царя могла стать сословно­представительной. Но после возвращения из плена отца царя Филарета, тем более при втором Романове Алексее Михайловиче власть всё больше становилась   абсолютной,   причём   без   сопротивления   общества.   Земские   соборы, которые   беспрерывно   собирались   в   начале   правления   Михаила,   просто   сами перестали собираться, с радостью доверили царю всю полноту власти, увидев, что он созрел для этого.  Чем отличается абсолютная монархия от сословно­представительной? Абсолютный монарх правит один, опирается на армию и бюрократический аппарат, его власть никто и ничто не влияет на его решения, хотя, в отличии от деспота, он считается с правами некоторых сословий, но может без суда и следствия отправить в   опалу   отдельных   представителей   этих   сословий.   Сословно­представительный монарх правит, опираясь на специальный орган, который состоит из представителей сословий.   Такой   монарх   не   может   принимать   новые   законы,   собирать   налоги   и принимать   другие   важные   решения   без   согласия   этого   органа.   Кроме   того,   в государстве такого монарха у каждого сословия есть свой набор прав, набор прав всего  сословия   есть  у  каждого   представителя  этого  сословия.  Такой  монарх  не может никого наказать исключительно по своему усмотрению.  В чём значение принятия Соборного уложения? Соборное   уложение   упорядочило   законы,   которые   до   него   принимались бессистемно. Оно стало основой законодательства страны, отправной точкой для его   развития.   С   Соборного   уложения   начинались   сборники   законов   вплоть   до революции.  Чем были вызваны церковные реформы середины XVII в ? Ошибки в богослужебных книгах, приведение в порядок богослужений.  В чем. на ваш взгляд, причины разногласий между светской и церковной властью? Церковная и светская власть соперничали за господство в стране. В абсолютной монархии   может   быть   только   один   правитель.   А   спор   между   императором   (в русской традиции царём) и патриархом за верховную власть в стране шёл ещё в Византии.   Россия   намеренно   перенимала   византийские   политические   традиции, унаследовала она и этот спор.  Каковы непосредственные причины Медного и Соляного бунтов? Соляной  бунт  был   вызван следующей  цепочкой  событий.  В  конце  1640­х годов правительство решило взять пример с Западной Европы, где казна пополнялась в основном за счёт косвенных налогов (высоких цен на товары, которые имело право продавать только государство). Потому в России также подняли цены на соль, а некоторые налоги отменили. Но русские люди знали, каким образом можно заменить соль,   покупали   её   не   активно.   В   результате   в   конце   года   выяснилось,   что государству не хватает денег, оно даже не может заплатить войскам. Потому все отменённые   налоги   были   возвращены,   а   также   было   приказано   заплатить «недоимки» за прошедший год, когда эти налоги не действовали. Это переполнило чашу терпения. Медный бунт произошёл по схожим причинам: казне требовались деньги. Монетный двор выпустил медные монеты, которые запустили в обращение по цене серебряных. Казна   платила   подданным   этими   медными   монетами,   а   в   качестве   налогов   и платежей требовала серебряные. Произошло то, что сегодня называют инфляцией. Товаров в стране осталось столько же, а денег, за которые их можно было купить, стало гораздо больше. Потому цены выросли. В конце концов 1 серебряная монета стоила   чуть   не   12­15   медных,   которые   приказано   было   считать   серебряными. Напомню, платило государство медью, требовало серебро. То есть те, кто работал на государство стали получать в реальности почти в 12­15 раз меньше, а налоги почти в 12­15 раз возросли для всех. Это не могло не вызвать бунт.  Что изменилось в быте и обычаях бояр и дворян в XVII в.? Планировка домов оставалась традиционной с печью в центре. Но появилось гораздо больше   украшений   (резьбы,   изразцов,   росписей)   и   печи,   и   мебели.   Широко распространились ковры. В домах особенно богатых и образованных бояр появились географические карты, картины, зеркала, часы. Традиционную серебряную посуду престижно было заменить стеклянной. Она была дороже, потому что привозилась из Западной Европы. Появились новые привозные тканы (парча, тафта) и продукты питания (пряности, лимоны, изюм, миндаль, рис). Особенно ценился сахар. Девушки красили  себе зубы в чёрный цвет. Они показывали  этим богатство своей семью: только очень богатые семью могли покупать столько сахара, чтобы у дочери уже в таком   раннем   возрасте   были   такие   испорченные   зубы.   Традиционные   повозки   и крытые сани стали заменять кареты.  В чем были основные причины церковного раскопа? Каковы его последствия? 1) отредактированы были важнейшие книги, включая Священное писание и даже Символ Веры; 2) до реформы крестились двумя вытянутыми вперёд пальцами (указательным и средним),   согласно   реформе   требовалось   креститься   тремя   пальцами   (большим, указательным и средним), причём соединять кончики пальцев, то есть указательный и средний пальцы теперь приходилось сгибать (для людей тогда это была не просто формальность, речь шла о почитании до реформы Бога Отца и Бога Сына, причём в этой паре Отец (средний палец) был главнее, а в результате реформы – Бога Отца, Бога   Сына   и   дополнительно   Святого   Духа,   причём   все   они   теперь   считались равными); 3)   возглас   «аллилуйя»   во   время   богослужения   стали   произносить   не   дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая) – речь снова шла о почитании только Бога Отца и Бога Сына или Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа; 4) изменено число просфор (маленьких кусочков хлеба, выпеченного специально для церковных служб) на проскомидии (часть службы, на которой символически хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Христа) и начертание печати на просфорах; 5) крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не по направлению его хода). Последствия: 1) несогласными с реформами оказались очень многие среди всех слоёв населения, включая бояр; 2) борьба за реформу стала кровавой, многие были казнены, другие сосланы, были случаи самосожжения; 3)   в   обществе   появилась   значительная   прослойка   старообрядцев,   отношения   с которыми центральной власти ещё долго было сложно выстроить нормально; 4) старообрядцы уходили в глухие далёкие места, таким образом осваивая их. Основная часть 2.1. Правление Федора Алексеевича  Романова   В ходе просмотра фильма «Романовы» самостоятельное заполнение таблицы с Современники последующей доработкой дома и проверкой Фёдор Алексеевич Романов (1661­1682)  Внутренняя Внешняя политика политика Культура  ­ Какие данные внесли в таблицу? Какой вывод о правлении государя можете сделать? 2.2. Правление царевны Софьи Алексеевны  В ходе просмотра фильма «Романовы» самостоятельное заполнение таблицы с Современники последующей доработкой дома и проверкой Царевна  Софья Алексеевна (1657 —1704) Внутренняя Внешняя политика политика Культура  ­ Какие данные внесли в таблицу? Какой вывод о правлении государя можете сделать? Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Какова направленность преобразований Федора Алексеевича? 2. О повороте к каким цивилизационным  ценностям  можно говорить в свете этих  преобразований ? 3. Прокомментируйте высказывание6 «Боярско­дворянская Россия поднялась  против стрелецкой анархии». 4. Сравните внутреннюю политику Софьи Алексеевны с внутренней политикой  Федора Алексеевича. 5. Какие внешнеполитические задачи и насколько успешно были выполнены  в  период правления Софьи Алексеевны? 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 45.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Продолжить составление таблицы, начатой на занятии 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 ­ Романовы. Фильм второй Преподавателю напоминалка Федор скончался 27 апреля 1682г., не оставив наследника. Почти за год до этого события царица Агафья умерла при родах, а через несколько дней умер и младенец. Жизнь шла своим чередом, а между тем в России начинался очередной династический кризис. Развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10­ летнего  Петра  ­   сына   Алексея   Михайловича   (отец   Федора)  от   второй   жены   ­   Н.К Нарышкиной, или 16­летнего Ивана ­ сына царя от первой жены ­ М. И. Милославской. Короткий вариант: Группировка   Милославских   во   главе   с   энергичной   и   властолюбивой   Софьей Алексеевной (старшая сестра) в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи.  Ее   правительством   руководил   фаворит   царевны   В.В.   Голицын,   европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян   в   государственных.   (Вероятно,   расстановка   политических   сил,   зыбкость   его положения   и   определенная   мягкость   характера,   несоответствующая   духу   времени,   не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе). По праву наследовать престол должен был брат Федора Иван Алексеевич. Однако тот  был почти слеп и сильно отставал в умственном развитии. Все понимали, что за него будут править другие, а именно царевна Софья с Милославскими.  Возвращение   Милославских   к   власти   не   устраивало   не   только   приближенных покойного царя, которым грозила неминуемая опала, но и сторонников другого царевича. Они догадывались, что с воцарением Ивана его приближенные сделают все, чтобы Петр никогда не смог претендовать на престол.  Государственная  необходимость, логика и чувство самосохранения подсказывали боярам объявить царем совершенно здорового Петра. Их поддерживал и патриарх Иоаким.  Атмосфера накалялась. К счастью, обошлось — Иоаким обратился к собравшимся на   площади   людям,   те  выкрикнули   Петра,   и   патриарх   сейчас   же  благословил   его   на царство. Но Петр был мал, и, по обычаю, правление должно было перейти к его матери Наталье Нарышкиной.  Софья, чтобы не допустить правления мачехи, была готова на все.  Милославские умело   воспользовались   недовольством     стрельцов,  которые   еще   при   жизни   Федора выражали   недовольство   поборами   своих   полковников   и   незаконными   вычетами   из жалованья. Челобитные  их, однако, возымели обратные последствия:  жалобщиков били кнутом и отправили в ссылку. Смена   государя   подтолкнула   стрельцов   к   действиям,   и  на   третий   день   после воцарения  Петра они  явились  во  дворец   и потребовали  взыскать  с  полковников   все невыплаченные им деньги  (сумма доходила до 2 тысяч рублей). Правительство обещало наказать   полковников.   Почувствовав   силу,   стрельцы   стали   свободно   распоряжаться   в городе. Царевна Софья, Милославские и знаменитый воевода Иван Хованский всячески их подстрекали.  Заговор готовили тщательно. Не забыли  составить и список тех, кого надо убить. Бунт начался 15 мая, когда сторонники Милославских объявили, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Стрельцы   ударили   в   набат   и   двинулись   к   Кремлю.  Стрелецкие   слободы находились в пригородах, и бунтовщикам нужно было пройти Земляной город и Белый город. Ворота этих мощных крепостей были открыты. Не успели запереть и кремлевские ворота, и Наталье Нарышкиной ничего не оставалось, как выйти вместе с патриархом, Петром и Иваном на Красное крыльцо. Стрельцы заподозрили было обман, спрашивали у Ивана, точно ли он настоящий царевич Иван Алексеевич и не «изводит» ли его кто. Иван сказал,   что   ему   не   на   что   жаловаться.  Бояре   начали   увещевать   стрельцов   и   почти добились   успеха,   как   вдруг   явился   глава   стрелецкого   приказа   князь   Долгорукий   и обрушился на своих подчиненных с бранью и угрозами. Стрельцы тут же забыли все уве­ щевания, Схватили своего ненавистного начальника и  бросили его на копья.  Пролилась первая кровь, и остановить стрельцов было уже невозможно — с оружием они ворвались во дворец. Наталья Нарышкина едва успела укрыться в Грановитой палате.   15   мая, Три   дня   продолжался   бунт.  В   первый   день,  многие из «черного списка» были убиты, но Ивана Нарышкина бунтовщики так и не нашли. На другой день стрельцы, угрожая перебить всех бояр, потребовали его выдать. Нарышкина стрельцы   считали   главным   изменником  и,   не   получив   его,   успокоиться   не   могли.   В Кремле понимали это, и 17 мая Нарышкина отдали на растерзание. Его долго пытали, а потом  рассекли на части на Красной площади. После этого бунт пошел на убыль. Еще несколько   дней   стрельцы  вымогали   у   правительства   деньги   и   имущество   убитых, требовали   наказать,   неугодных   им   лиц.  Правительство   шло   им   навстречу  — цели   подстрекателей   бунта   были   достигнуты,  Милославские   убрали   своих противников.  Но  реальной правительницей  сделалась,  Софья  — кроме нее, никто не рискнул взять на себя ответственность. Между тем,  пока царем оставался Петр Алексеевич, правление Софьи не могло быть законным. Сторонники царевны снова использовали стрельцов — те потребовали, чтобы оба брата, Иван и Петр, царствовали вместе. Бояре и патриарх не противились, и в России установилось двоецарствие, причем Ивана объявили первым царем. Стрельцы, однако, на этом не успокоились и потребовали теперь, чтобы правительницей при молодых царях стала царевна Софья Алексеевна. Никто не стал возражать. Политическое   решение   было   найдено,   но   с   этого   момента   стрелецкий   бунт приобрел явную религиозную окраску.  С одной стороны, староверы не хотели упускать возможность выдвинуть свои требования, с другой — и сами стрельцы пытались найти в своем выступлении смысл: похоже, многие из них стали догадываться, что ими просто воспользовались. Явных   поборников   старой   веры   среди   стрельцов   было   немного.   Другие   просто задавались   вопросом,   почему   власти   возненавидели   старые   книги.   Хотели   писать челобитную,  но  не  сумели   ее  составить.  Искушенных  в  этом   деле   людей   нашли  среди посадских. Челобитная была написана, ее показали князю Хованскому, и тот поддержал затею.  Старообрядцы,   в   том   числе   оказавшийся   в   Москве   знаменитый   суздальский священник Никита Пустосвят, потребовали диспута с патриархом по вопросам веры. После долгих проволочек в Грановитой палате состоялся диспут, но  результата он не дал­ каждая сторона осталась при своем мнении.  После диспута старообрядцы похвалились на площади, что посрамили архиереев, Софья   же   заявила   стрелецким   выборным,   что   покинет   Москву,   если   буйству раскольником не положат конец, и тогда вся вина за последствия будет на стрельцах. Стрельцы сознавали, что за пределами Москвы у них нет никакой опоры, и открестились от старой веры, Услышав такие речи, власти поспешили вознаградить стрелецких выборных, а рядовым выставили из царского винного погреба на десять человек по ушату. Это решило дело стрельцы заявили, что за старую веру вступаться не будут и стали громить раскольников. Но   мятеж   еще   не   был   подавлен.  Начальником   стрельцов   оставался  князь Хованский, потакавший им во всем, и сместить его с должности, не вызвав очередной вспышки возмущения, было нельзя.  Насилия в городе продолжались, и чем дальше, тем больше стрельцы опасались за свою судьбу, К концу лета выбор у них был невелик — или сдаться   правительству   на   его   условиях,   или   бунтовать   до   конца.   Софьи,   опасаясь последнего, в августе 1682 года со всем царским семейством уехала из Москвы в Троице­ Сергиев монастырь, приказав собраться там провинциальному дворянскому ополчению.  В день своих именин, 17 сентября, она объявила боярам, что князь Иван Хованский и   его   сын   Андрей   подстрекают   стрельцов   к   убийству   царской   семьи,   патриарха   и многих знатных бояр. Немедленно было решено казнить Хованских. Софья повелела всем боярам, думным людям, стряпчим и дворянам прибыть в село Воздвиженское   к   18   сентября   для   встречи   сына   украинского   гетмана.  Поехали   и Хованские. По дороге их захватили врасплох и, не слушая оправданий, казнили прямо на обочине. Стрельцы не встали на защиту своего начальника и были прощены. Новым их начальником   был   назначен   суровый   думный  дьяк   Федор   Шакловитый,   быстро покончивший с возмущением. Впрочем, стрельцы все же добились прибавки к жалованью. Так  началось   семилетнее   правление   Софьи.   Главой   ее   правительства   стал начальник   Посольского   приказа  князь   Василий   Голицын,   проявивший   себя   еще   в качестве советника царя Федора Алексеевича. Возвысился он, однако, не благодаря своим деловым качествам, а потому что Софья без памяти в него влюбилась.  С   этого   момента   карьера   его   целиком   зависела   от   судьбы   царевны.   Поэтому Голицын и делал все, чтобы продлить ее царствование. Для этого, полагал он, правление должно   было   быть   мирным   и   успешным.  Голицын   знал   о   плачевном   состоянии российского   войска   (при   Федоре   Алексеевиче,   он   готовил   проект   военной   реформы)   и  любой   ценой   стремился   сохранить   мир   со   всеми   потенциальными противниками.  Вначале он подтвердил все существующие договоры, в том числе явно невыгодный для России Кардисский мир со Швецией. Перемирие  с Польшей истекало в 1702 году, а с Турцией и Крымом пока сохранялись добрососедские отношения. Но Голицын мечтал о России   как   о   сильной   европейской   державе   и   с   легкостью   поддался   на   уговоры австрийских,   польских   и   венецианских   дипломатов,   призывавших   Россию   войти   в   Священную лигу католических держав, чтобы вместе бороться против Турции. Военные успехи Турции действительно заставляли отнестись к этому предложению со всем вниманием. 1683 году двухсоттысячная турецкая армия так и не смогла взять столицу   Священной   Римской   империи   Вену,   турки   отнюдь   не   отказались   от   своих притязаний   на   Австрию.    Победа   грозила   разгромом   слабой   Польше  (хотя   именно польские   гусары   разбили   турок   под   Веной).  Появление   турецких   провинций   в   самом центре   Европы   представлялось   Голицыну   угрозой   для   будущих   связей   России   с Западом,  под   которым   он   понимал,   прежде   всего,   католические   страны.    Россия соглашалась вступить в Священную лигу только в случае, если Польша вернет Киев. Поляки не уступали. Лишь после того как турецкая армия нанесла Польше чувствительные поражения в 1684 и 1685 годах, поляки пошли на соглашение. 21 апреля 1686 года был заключен «вечный мир» между Россией и Польшей. В обмен на Киев Россия должна была немедленно   послать  войска   против   Крымского   ханства,   чтобы   защитить   поляков   от ударов   с   юга.  В   качестве   дополнительного   условия   Россия   добилась,   чтобы православных в Польше больше не притесняли.  К вступлению в союз протии Турции в России отнеслись двойственно. У многих не вызывала восторга перспектива  союза с «латинскими» странами. С другой стороны, у России   появился   законный   повод   выступить   против   Крымского   ханства,   этого ненавистного   осколка   Золотой   Орды,   к   которому   все   еще   приходилось   выплачивать традиционную дань. Первый   поход   на   Крым,   предпринятый   Голицыным   и   1687   году,   закончился полным провалом — в степи бушевали пожары, люди и кони изнемогали от жажды и голода.  Русская  армия   потеряла   40   тысяч   человек,   так   и   не   вступив   в   сражение. Голицын  заподозрил в измене украинского  гетмана Самойловича,  который всячески отговаривал его от войны с Крымским ханством. В результате Самойлович по указу из Москвы был смещен, и с подачи Голицына  гетманом избрали  Мазепу.  За это Голицын получил от него 10 тысяч рублей. Софья не пожелала заметить поражения и вознаградила Голицына богатыми подарками.  Но  крымскому   хану   стала   очевидна   слабость   России,   и   в   1688   году   он возобновил  набеги  на Украину, от которых некоторое время  воздерживался.  Возникла непосредственная угроза Киеву, и в 1689 году Голицын предпринял новый поход. На этот раз русское войско дошло до Перекопа.  Штурмовать мощные укреплении Голицын не решился, воды и продовольствия не было, люди и лошади начали умирать. Голицын счел за лучшее отступить. Татарская конница преследовала его, и в результате он потерял 20 тысяч   человек   убитыми   и   15   тысяч   пленными.  Пытаясь   спасти   престиж   своего фаворита, Софья снова организовала пышную встречу.  Для дальнейшей политической карьеры Голицына это уже не имело значения:  Петр Алексеевич женился на Евдокии Лопухиной, что свидетельствовало о начале его самостоятельного правления. Одним из первых шагов семнадцатилетнего царя стал отказ подписать манифест о наградах за второй крымский поход. Он вступил в открытый конфликт с Софьей. Сообщение студента 2 Военные   и   дипломатические   неудачи   Голицына   были   результатом   глубокого внутреннего кризиса. По иронии судьбы, первая волна этого кризиса ­ стрелецкий бунт ­ вознесла   Софью   к   вершинам   власти.   Но   совладать   с   ним   правительница   не   смогла. Недовольство   в   стране   нарастало.   Преобразования,   начатые   еще   при   Федоре Алексеевиче, так и не были завершены. Признаком нестабильности стало повальное бегство населения. Казалось, вся страна   пришла   в   движение.   Крепостные   бежали   в   города,   селились   там   «для промыслов», разоряя тем самым своих помещиков. Попытки вернуть их наталкивались на сопротивление посадских людей, потому что без притока населения выплата податей становилась   для   посадов   невыносимым   бременем,  —   и   тогда   посадские   люди   тоже разбегались.   Поскольку   правительству   нужны   были   деньги,  Софья   распорядилась   не возвращать беглецов помещикам — и получила недовольных дворян. Государственная власть была слаба и не пользовалась уважением. Все решали взятки и покровительство «сильных людей». Усиливалось и противостояние между сторонниками старой веры и никонианами. Раскольники, добившиеся некоторого успеха во время стрелецкого бунта, обрушивались с проклятиями на официальную церковь, проповедовали скорый конец света и огненное крещение.  Жесткая политика правительства привела к тому, что старообрядцы все чаще оказывали   яростное   сопротивление   войскам,   разыскивающим   раскольничьи   скиты. Особенно серьезное сопротивление оказывали раскольники на Дону, где с начала 1680­х годов   укрепился   Кузьма   Косой,   основавший   на   реке   Медведице   городок   и   оттуда нападавший на окрестности. Лишь в 1688 году против него был послан казачий отряд, которому понадобилось полгода, чтобы взять городок. Такова была страна, в которой подрастал Петр Алексеевич. Нельзя сказать, что он совсем не знал ее, — в 1682 г. во время стрелецкого бунта он видел озверевшую толпу и представлял себе, на что она способна. Но Нарышкины были удалены от дел, и во время семилетнего правления Софьи  Петр фактически был заперт в  Преображенском. Там он придуман себе забаву — игру в царя.  Он привлек к этой игре  множество людей, которые в Преображенском  заботились о царских   ловчих соколах  (во времена Алексея Михайловича при дворе содержали более трех тысяч охотничьих птиц) и лошадях. Именно из них были созданы первые потешные полки.  Для солдат эта  служба вовсе не была игрой ­ они получали за нее жалованье. Поскольку   Петр   играл   в   армию   с   иноземными   порядками,   он   стал   частым гостем в расположенной неподалеку от Преображенского Немецкой слободе. Конечно, систематического образования Петр не получил, но все семь лет он только и делал, что занимался интенсивной военной подготовкой, учился сам и учил других. В этих военных играх   уже   просматривается   весь   облик   его   будущего   правления   радикальная   военная реформа, полный социальный переворот (в потешном войске были люди всякого звания) и ориентация на Запад. Мать Петра Наталья Нарышкина, хотя и не разделяла увлечения сына Немецкой слободой, все же поощряла ею военные занятия  — это давало ей все основания говорить. «У нас люди есть». Действительно, уже к 1687 году потешные полки Петра представляли серьезную силу, и сторонники Софьи вынуждены были с этим считаться. В 1687 году,  когда Петру начали докладывать о государственных делах, игра превратилась в реальность. Потешные полки стали настоящей гвардией, готовой защитить Петра   в   случае   очередного   выступления   стрельцов   (этого   ожидали   в   1688   году).  А случайно найденный английский  ботик навел  на вполне серьезные  мысли о создании флота. В сухопутной стране такое увлечение казалось необычным, но флот в то время был средоточием самых современных технологий, самой совершенной военной силой, а это не могло не увлекать склонного ко всем новшествам молодого царя. В 1689 году игры закончились — Софья предприняла последнюю попытку взять власть в свои руки. Поводом к этому стал отказ Петра наградить Голицына. В тот же день Софья пожаловалась стрельцам на царицу Наталью, вспомнила про угрозы царю Ивану Алексеевичу. Софью  поддерживал Федор  Шакловитый, всем ей обязанный.  Но стрельцы получили все, что хотели, еще в 1682 году, и бунтовать не собирались. Тогда   Софья   и   ее   сторонники   объявили,   что   потешные   из   Преображенского намерены убить царя Ивана и всех его сестер. В ночь на 8 августа стрельцов подняли по тревоге. Они заняли Кремль, не понимая толком, в чем дело.  Однако,  почувствовав неладное,   два   стрельца   отправились   в   Преображенское   предупредить   Петра. Некоторые   вельможи,   приверженцы   Петра,   узнав,   что   в   Кремль   пропускают   только приближенных   Софьи,   также   немедленно   отправились   к   царю.  Узнав   о   грозящий опасности, Петр немедленно поскакал верхом в  Троице­Сергиев  монастырь  просить защиты  у  архимандрита   Викентия.  В  тот   же  день  туда  явились  потешные  полки  и верный Петру стрелецкий полк. Приехала туда и царица Наталья. Петр,   не   готовый   к   такому   повороту   событий,   пребывал   в   полной растерянности.  Главную роль временно стал играть Борис Голицын, двоюродный брат фаворита Софьи. Началось противостояние между Софьей и Нарышкиными. Применить силу царевна не могла —  Троице­Сергиев монастырь представлял собой мощнейшую крепость. Поэтому в ход пошли указы и уговоры. Софья послала боярина Троекурова, чтобы тот уговорил Петра вернуться в Москву, — в ответ следовал царский указ всем стрелецким начальникам прибыть под стены монастыря. Софья послала с увещеваниями патриарха — тот остался в монастыре. Наконец, она сама решилась ехать к Петру, но ее предупредили,   что   это   бессмысленно.   Софья   с   полдороги   вернулась,   а   в   Москве   уже объявился   гонец   с   требованием   выдать   Шакловитого.   К   этому   времени   Софья   была   в таком бешенстве, что велела отрубить гонцу голову... Она еще пыталась найти поддержку у московских стрельцов, участников бунта 1682 года, но те решили  спокойно дождаться исхода   борьбы.   4   сентября  в   Троице­Сергиев   монастырь   прибыли   все   иностранные офицеры, состоящие на русской службе, а 6 сентября уже стрельцы потребовали от Софьи выдать Шакловитого, чтобы доставить его Петру. Шакловитого   казнили,   Софью   заключили   под   стражу   в   Новодевичьем монастыре, ее фаворита Голицына, отправили в ссылку.  Оставался еще соправитель Петра, Иван, но тот никакого участия в политике не принимал. Иностранные дипломаты того времени иной раз даже забыли упомянуть о нем в своих донесениях. 6 октября 1689 года  Петр торжественно  прибыл  в  Москву.  Его  встречали с восторгом и надеждой — Софья не пользовалась популярностью. Но реальная власть перешла   к   25­летнему  Льву   Кирилловичу   Нарышкину,  младшему   брату   царицы. Важную роль продолжал играть и Борис Голицын, хотя хлопоты за двоюродного брата не позволили ему получить высокую должность. Петр   как   будто   не   стремился   к   власти.   Продолжая   свои   военные   занятия,   он приобрел   нового   друга   —   швейцарца  Франца  Лефорта,   с   1678   года   состоявшего   на русской   службе.   Именно   Лефорт  познакомил   Петра   с   первой   красавицей   Немецкой слободы  Анной   Монс.  На   пирах   у   Лефорта   собиралось   чуть   ли   не   все   население Немецкой слободы — люди бывалые, знающие ремесло и повидавшие мир. Для Петра общение с ними стало первым знакомством с Европой. Петр стремился к этим людям, чураясь старой Руси, всеми силами противившейся иноземному влиянию. В том мире, кото­ рый Петр создал вокруг себя, заскорузлой русской «самобытности» не было и в помине.  Вот  лишь  некоторые   из  увлечений  молодого  царя:  потешные  походы,  постройка яхты  и прогулки  на ней по Москве­реке,  образование  гвардейских  Преображенского  и Семеновского   полков,   создание   святотатственного   «всешутейшего   и   всепьянейшего собора», организованного по образцу церковной иерархии, маневры озерной флотилии на Плещеевом озере, поездки в Архангельск и первые выходы в море (именно тогда Петр придумал  бело­сине­красный   флаг,  которому   суждено   было   стать   государственным флагом России)... А между тем патриарх Иоаким пригрозил отлучить от церкви тех, кто бреет бороды;  запретил   иноземным   офицерам   присутствовать   на   парадном   обеде   по   случаю рождения царевича Алексея (28 февраля 1690 года). Петру не довелось вступить в схватку с этим ярым противником всего иноземного — в марте 1690 года Иоаким умер. Когда встал   вопрос   о   выборе   нового   патриарха,   Петр   не   смог   провести   своего   кандидата, псковского   митрополита   Маркелла   –   тот   показался   слишком   ученым,   ибо   владел «варварскими» языками – латынью и французским. Патриархом был избран Адриан, такой же ревнитель старины и бескомпромиссный борец с расколом, как и его предшественник. Ситуация обострилась  до такой степени,  что когда  Петр в  1692 году тяжело  заболел, многие   его   друзья   и   иностранцы   готовились   покинули   Москву,   зная,   что   Софья   и приверженцы старины не простят им добрых отношений с царем. В 1694 году наступила кульминация потешных сражении Петра — в подмосковном Кожухове   были   затеяны   трехнедельные   маневры   с   участием   артиллерии.   В   них участвовало до тридцати тысяч человек. План учений разработал шотландский генерал Гордон.  Хотя с военной точки зрения все прошло просто блестяще, все же погибло 24 человека   и   несколько   десятков   оказались   ранеными.  В   народе   начались   толки   царь связался с немцами, от его потех только люди зря страдают.  Нужна была настоящая победа — и Петр устремился к  Азову.  Не то чтобы России нужна была эта турецкая крепость, но там было море, а на море можно было основать настоящий флот. Кроме того, Петр собирался посетить Европу, и участие в священной   войне   против   Турции   должно   было   стать   для   молодого   царя   лучшей рекомендацией. К скорейшим военным действиям призывали и украинский гетман Мазепа, и патриарх иерусалимский Досифей. Чтобы ввести противника в заблуждение, в начале 1695г. объявили поход на Крым. На Азов же войска следовали по Волге и Дону. В конце июня уставшее от долгого перехода войско достигло Азова. Осада турецкой крепости продолжалась три месяца и кончилась безрезультатно — настоящая война ничуть не походила на «потехи». 27 сентября русское войско вынуждено было отступить. Провал   Азовского   похода   не   смутил   Петра   —   он   начал   по­настоящему готовиться к войне. Темпы были невероятные: в конце 1695 года Петр приказал строить флот под Воронежем, к весне должны были быть готовы 22 галеры, 1300 стругов, 300 лодок и других судов. В строительстве задействовали 26 тысяч человек. В разгар этих приготовлений 29 января 1696 г. Умер царь Иван Алексеевич. Петр остался единственным государем.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Наследники Алексея Михайловича Романова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017