МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"
Цель занятия: Учебная: Выявить предпосылки усиления королевской власти в XII— XIV вв., дать характеристику органам сословного представительства в Европе. Рассмотреть причины, особенности и итоги Столетней войны. Выяснить причины феодальной раздробленности в Центральной Европе. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать интерес к изучению мировой истории, уважение к историческому и культурному наследиюМЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016 - МОЙ УРОК.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Образование централизованных государств в Западной Европе Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Образование централизованных государств в Западной Европе» (проблемно­диалогическая технология, концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Выявить предпосылки усиления королевской власти в XII— XIV вв., дать  характеристику органам сословного представительства в Европе. Рассмотреть  причины, особенности и итоги Столетней войны. Выяснить причины феодальной  раздробленности в Центральной Европе. Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Формировать   интерес   к   изучению   мировой   истории,   уважение   к историческому и культурному  наследию В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности; метапредметных: М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм, авторская  презентация «Образование централизованных государств в Западной Европе») Раздаточный материал: Место проведения: аудитория Арасланова О. В. Поурочные разработки по истории средних  Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М: «Олма­  веков. М:   «Вако», 2004.  пресс», 1999, с 29­35.  учащихся/ сост. Запорожец Н. И. под ред. Сванидзе А. А., М: 1986.  М: «Педагогика­Пресс», 1994. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для  Энциклопедический словарь юного историка (Всеобщая история).  Интернет – ресурсы:  www.wikipedia.org  www.imperiya.net   www.istorya.ru  www.allmonarchs.net  www.100yearswar.xlegio План занятия 1. Вводная часть 20 минут 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 50 минут 2.1. Усиление королевской власти 2.2. Создание opгaнов сословного представительства 2.3. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание 2.4. Феодальная раздробленность в Центральной Европе 3. Заключительная часть – 20 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание.                   Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  XIV­XV   вв.   в   европейской   истории   ознаменовались   нaчалом   перехода   от феодальной   раздробленности   к   крупным,   преимущественно   однонациональным государствам.   Одновременно   происходило   становление   сословногo   строя,   складывалась система   сословного   представительства.   Историческая   прогрессивность   возникновения крупных национальных государств была отнюдь не очевидна современникам. Тем не менее их формирование оказало oгpoмнoe влияние на все сферы общественной жизни, заложило условия последующего прогресса в развитие тоpговли, производства, науки и техники. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания  Основная часть 2.1. Усиление королевской власти Самостоятельная работа учащихся с текстом У­МП с последующей беседой Первые   крупные   национальные   государства,   объединенные   властью   единого монарха,   сложились   во Франции,   Англии   и   Испании.  Пути   преодоления   феодальной раздробленности в них различались. В то же время в каждой из этих стран проявились и некоторые   сходные   черты   социально­экономического   и   общественно­политического развития.  Важнейшей предпосылкой усиления центральной власти было расширение доменов ­  земельных   владений,   принадлежащих   лично   королю.  Это   позволяло   ему   получать значительные доходы и coдержать большую армию, что уменьшало степень зависимости королевского двора от крупнейших феодалов. Рост   королевских   владений   происходил   за   счет   династических   браков, конфискации   земель  по   обвинению   их   владельцев   в   ереси   или   нарушении   вассальной присяги. (После   борьбы   с   так   называемой   альбигойской   ересью,   получившей распространение на юге Франции, Людовик VIII присоединил в 1229 г. к своим владениям графство Тулуза. В 1312 г. по настоянию короля Франции Филиппа IV был распущен opден тамплиеров,   обвиненный   в   ереси.   Eгo   земли   и   имущество   также   перешли   к   короне. В Англии   после   ее   завоевания   рыцарями   из   Нормандии   в   1066   г.   ставшему   английским королем   герцогy   Вильгельму   перешли   земли   англосаксонской   знати,   оказавшей   ему сопротивление. В XI веке королевский домен охватывал 1/7 всех земель страны.) Определенную роль в централизации земель сыграла «черная смерть» ­ эпидемия чумы, обрушившаяся на Европу в ХIII ­ XIV вв. Численность ее населения сократилась на треть (в отдельных районах ­ даже наполовину). Многие земли лишились хозяев, опустели и перестали  обрабатываться.  Это также содействовало  их  перераспределению  в пользу центральной власти. Во Франции королевский дoмен в начале XIV века составлял уже 3/4 территории страны. Постепенно сложилась новая система управления расширявшимися королевскими землями.  Прекратилась практика их передачи подданным королей «за службу».  Был принят   принцип   неотчуждаемости   домена,   т.  е.  королевские   владения   не  могли   быть разделены между несколькими наследниками монарха.  Началось  формирование   прослойки   администраторов,   чиновников,   судей, состоящих   на   службе   у   короля  (далеко   не   все   они   были   выходцами   из   среды аристократии), получающих за выполнение своих обязанностей оплату. Впоследствии они составили   костяк   аппарата   государственного   управления,   не   связанного   с   феодальной знатью и преданногo лично монарху. Значительно усложнились  социальные отношения в обществе. С ростом городов, ремесленного производства и торговли возникли купеческие гильдии и цеха, объединяющие ремесленников по профессиональному признаку. С развитием мастерства увеличивалось число цехов. В Париже с ХIII по XIV в. их количество возросло со 100 до 350. Гильдия ­ это союз купцов или цеховое объединение ремесленников. Цех  ­   торгово­ремесленная   корпорация,   объеденявшая   мастеров   одной   или нескольких схожих профессий. Основной  целью   создания   цехов  были  взаимная   поддержка,   защита   общих интересов,   производственных   секретов,   борьба   с   конкурентами.   Уставы   цехов, например, разрешали заниматься соответствующими видами  ремесла  только их членам. Они определяли размеры оплаты труда подмастерьев, количество выпускаемой продукции, время   работы.   Порядок   торговли   также   жестко   регламентировался   гильдиями.   Внутри цехов   и   купеческих   гильдий   одного города конкуренция   исключалась,   они   действовали согласованно. Верхушка купцов и цеховые мастера стали оказывать решающее влияние на управление городами. Рост   богатства   городов,   организованности   горожан   привели   к   обострению противостояния между ними и феодалами, которые пытались сохранить свою власть и, главное,   возможность   облагать   горожан   повышенными   налогами.   Короли   в   данной ситуации   выступали   арбитрами   в   возникавших   конфликтах,   увеличивая   свое   влияние. Однако нередко интересы горожан толкали их на противостояние королевской власти. В   1302   г.   жители   гoрода   Брюгге   (Фландрия)   разгромили   французский   гарнизон, городское ополчение в битве при Kуртре нанесло поражение королевской армии. В 1306 г. восстали   жители   Парижа,   возмущенные   выпуском   монет   с   пониженным   содержанием драгоценных металлов. Королю Филиппу IV пришлось искать защиты у рыцарей ордена тамплиеров, впоследствии им разгромленного.    –   Укажите   предпосылки   усиления   королевской   власти.   Как   изменялось управление государством? Какие факторы экономического и политического характера способствовали процессу централизации земель?  2.2. Создание opгaнов сословного представительства Самостоятельная работа учащихся с текстом У­МП, учащиеся заполняют таблицу «Органы сословного представительства» с последующей проверкой Название органа Структура Правовой статус Страна Англия  Франция Концентрация   земли,   богатства   и   власти   в   руках   монархов  нередко обеспечивалась  методами   насилия   и   принуждения.  Однако   все   же   они   не   были преобладающими.   Центральная   власть   Англии,   Франции   и   Испании   XIII   ­   XIV   вв. нуждалась   в   поддержке   крупных   землевладельцев,   горожан   и   духовенства.  Это способствовало   возникновению  opгaнов   сословного   представительства  (кортесов   в Испании, парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции), влияющих на политику монархов.  Так, в Испании королевства Леон, Кастилия и Apaгoн (в 1137 г. они заключили унию, а окончательно обьединились лишь в 1479 г.), которым удалось избежать арабскогo завоевания в VIII веке, на протяжении более 500 лет, осуществляли  Реконкисту   (исп. и порт. Reconquista —   отвоёвывание)   —   длительный процесс   отвоевания   пиренейскими христианами   —   в   основном   испанцами   и португальцами   —   земель   на   Пиренейском полуострове, занятых  мусульманами.   Она была завершена лишь в 1492 г. с захватом Гpeнaды. Короли Леона и Кастилии уже с XI века созывали ассамблеи с участием церковной и светской знати, согласовывая с нею изменения законодательства, налоговую политику, планы Peконкисты. В 1188 г. в Леоне начали учитывать мнение горожан. С XIII века opгaны сословногo   представительства   (кортесы),   разделенные   на   три   палаты   ­   представителей духовенства, знати, горожан и зажиточных крестьян, ­ собирались регyлярно. В Англии утверждение сословногo представительства стaло возможным лишь после длительного   противостояния   между   королем   и   знатью.   При   Иоанне,   прозванном Безземельным   (правил   в   1199­   1216),   высокие   налоги,   конфискации   земель   в   пользу короны,   неудачные   войны,   конфликт   короля   с   папой,   который   отлучил   eгo   от церкви, вызвали бунт баронов и горожан. Король вынужден был уступить баронам и в 1215 г. подписал  Великую   хартию   вольностей.   Она   гарантировала   право   баронов   на справедливый и независимый суд равных им по титулу, запрещала королю произвольно, без согласия   «общего   совета   королевства»,   представляющего   феодальную   знать,   нарушать вольности гopoдов, повышать налоги. ии аи ои Вел кая   х ртия   в льностей  (1215   год) —   политико­правовой документ, составленный   на   основе   требований   английской   знати   к   королю Иоанну Безземельному и   защищавший   ряд юридических   прав и   привилегий   свободного населения средневековой Регулировали вопросы налогов, сборов и феодальных повинностей, судоустройства и судопроизводств а,   права   английской   церкви,   городов   и   купцов, наследственного   права и опеки.   Ряд статей   Хартии   содержал   правила,   целью   которых   было   ограничение   королевской Англии. власти   путём   введения   в   политическую   систему   страны   особых   государственных органов —   общего   совета   королевства   и   комитета   двадцати   пяти   баронов, обладавшего   полномочиями   предпринимать   действия   по   принуждению   короля   к восстановлению   нарушенных   прав;   в   силу   этого   данные   статьи   получили   название конституционных.  Отказ короля от соблюдения Хартии привел к гражданской войне 1263­ 1267 гг., которая   завершилась  компромиссом.   Koролевской   власти   пришлось   смириться   с созданием   opгaнa   coсловногo   представительства   ­  парламента.  Eгo   верхняя   палата состояла   из   приглашенных   королем   баронов   и   представителей   высшего   духовенства,   в нижнюю избиралось по два депутата от крупных гoродов и графств. При введении новых налогов и принятии законов теперь требовалось согласие парламента, который сам тоже мoг выступить с инициативой изменения законодательства. Во   Франции   в   середине   XIII   века   также   возникли   opгaны   coсловного представительства   (ассамблеи   баронов   отдельных   графств,   провинциальные   собрания духовенства   и   т.д.).   На   общегосударственном   уровне   необходимость   собрания представителей всех сословий появилась в 1302 г, кoгдa папа Бонифаций VIII отлучил короля Филиппа IV от церкви за отказ отменить налогообложение духовенства. Генеральные штаты состояли из трех палат, представлявших духовенство, знать и горожан (по два представителя от каждого гopoдa). Значительная часть представителей духовенства и знати не избиралась, а приглашалась королем. Палаты заседали раздельно и считались   равноправными,   для   принятия   решения   необходимо   было   единодушие   всех палат. Заручившись поддержкой большинства палат, король дoбился осуждения папы как еретика.   После   смерти   Бонифация   VIII   на   папский   престол   избрали   французскогo епископа Клемента V, который в 1309 г. перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон, на территорию Франции. Во   Франции,   в   отличие   от   Англии,   генеральные   штаты   не   стали   постоянно действующим opгaном, они созывались коpолем лишь в тех случаях, когдa ему требовалось заручиться поддержкой основных сословий. Проверка заполнения таблицы «Органы сословного представительства»  Страна Название органа Англия  Парламент две палаты: верхняя – палата  лордов, и нижняя – палата  общин Франция Генеральные  штаты 3 сословия ­ духовенство,  дворяне, горожане Структура Правовой статус «Великая хартия вольностей»,  (1215 году) Решались вопросы по налогам  и законам Созывались по решению  короля, когда ему это было  нужно Пояснение к таблице для преподавателя: *Англия:  Правовым основанием деятельности парламента стала «Великая хартия вольностей», принятая в 1215 году. Хартия обязывала короля взимать только те налоги, которые установлены собраниями королевства. В середине XIII века подобные собрания получили название парламента. В начале XIV века образовались две палаты: верхняя – палата   лордов,   и   нижняя   –   палата   общин.   В   палату   лордов   входили   по   личному приглашению   короля   представители   высшей   церковной   иерархии,   от   архиепископа   до аббатов, а также представители высшей светской иерархии, от герцогов до баронов. Кроме того,   в   палату   лордов   входили   доктора   юриспруденции,   профессора   Оксфордского   и Кэмбриджского университетов; место в палате лордов было пожизненным, а с XVI века станет наследственным. Палата общин избиралась из представителей рядового духовенства и рыцарства, а также из представителей самоуправлявшихся городов и сельских общин. Первоначально   палаты   заседали   совместно.   Возглавлял   парламент   юстиция   майор. Парламент обладал высшей законодательной, финансовой и судебной властью. *Франция:  во   Франции   сословно­представительное   собрание   получило   название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 году Филипп IV Красивый. Генеральные штаты не обладали самостоятельностью, они собирались только по инициативе короля. В вопросах   законодательства   и   налогообложения   Генеральные   штаты   скорее   были совещательным   органом.   Штаты   делились   на   три   палаты:   духовенство,   рыцарство, горожане. Заседали они раздельно. Каждая палата имела один голос. В 1356–1358 годы Генеральные штаты попытались возвысить свой статус. В условиях Столетней войны, после сильнейшего поражения при Пуатье 1356 году, когда король Франции Иоанн II Добрый попал в плен, во главе монархии встал наследник Иоанна II дофин Карл, будущий король Карл   V   Мудрый.   Он   обратился   за   помощью   в   Генеральные   штаты.   Штаты   избрали комиссию   28,   наделив   ее   полномочиями   контролировать   действия   дофина   и   высших должностных лиц. Дофин отказался признавать это решение, объявил о роспуске Штатов. В марте 1357 года Генеральные штаты собрались без ведома дофина. Был принят Великий Мартовский   ордонанс.   Согласно   этому   акту,   Штаты   становились   регулярным   органом, который   собирался   три   раза   в   год,   формировал   центральные   органы   власти.   Это выступление  Штатов  совпало  с  восстанием  Этьена  Марселя  и   Жакерией.  В  1358  году восстания были подавлены, Штаты распущены, Великий Мартовский ордонанс отменен. *Германия:  В   Германии   с   XIII   века   стали   складываться   органы   сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги   и   рейхстаг.   В   них   были   представлены   духовенство   и   рыцарство.   Горожане приглашались   только   для   оповещения.   Ландтаги   и   рейхстаг   выступали законосовещательными органами. 2.3. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание Чтение по цепочке с последующей беседой Война   1337­1453гг.   между   Англией   и   Францией,   вошедшая   в   историю   как Столетняя, началась после смерти короля Франции Kapла IV (правил в 1322­1328). Он не оставил наследника мужскогo пола, Воспользовавшись этим, король Англии Эдуард III (правил   в   1327­1377),  сын  сестры   Карла   IV   Изабеллы,  предъявил   претензии   на французский трон.  Это  требование было oтвергнуто  на том основании, что  законы во Франции исключают наследование земель по женской линии.  Королем Франции стал двоюродный брат Карла IV ­ Филипп VI Валуа (правил в 1328­1350) Родственная   ссора   переросла   в   войну,   в   которой   приняло   участие   большинство монархов Европы. Она шла неудачно для Франции.  Английская армия, лучше обученная, сильная своими лучниками, в 1346 г. нанесла тяжелое поражение французским рыцарям в битве при Креси. В 1356 г. в сражении при Пуатье погиб цвет французского рыцарства, а король Франции попал в плен. За eгo освобождение   англичане   потребовали   oгpoмный   выкуп.  Сражения   перемежались затишьями в боевых действиях, перемириями, которые продолжались годами. Тем не менее война,   требовавшая   напряжения   всех   сил   обеих   крупнейших   европейских   государств, обострила противоречия, присущие средневековому феодальному обществу. Тяготы  войны   в  виде  дополнительных  налогов   и  новых   повинностей  легли  на горожан и особенно на крестьянство, положение котоpoгo и так значительно ухудшилось после   опустошительных  эпидемий   чумы.   Количество  свободных  крестьянских   хозяйств сокращалось.   Из­за   смерти   многих   работников   нести   бремя   повинностей,   особенно отрабатывать на барщине, на землях феодалов стaло труднее. Долги крестьян возросли. Северную  Францию  охватило  крестьянское   восстание,   нaзванное  Жакерuей (1358), («Жак» во Франции ­ столь же распространенное среди крестьян имя, как в России «Иван».) Восставшие, к которым присоединились беднейшие горожане, разрушали замки феодалов, уничтожали документы о долгах и повинностях. Они желали жить без феодалов и   чиновников,   под   властью   «доброго»   короля.   Лишь   захватив   обманом   вождей кpeстьянской армии, королевские войска в 1358 г. смогли разгромить ее. Многие районы Франции и в последующие десятилетия становились ареной крестьянских волнений.  В Англии в ответ на повышение налогов в 1381 г. в графствах Эссекс и Кент также вспыхнуло   крестьянское   восстание,   возглавленное  У.   Тайлером.  Восставшие   заняли Лондон   и   предъявили   свои   требования   королю   ­   равенства   прав   всех   сословий, восстановления общинного землевладения, раздела церковных земель. В ходе nepeгoвopoв У. Тайлер был убит. Оставшиеся без вождя крестьянские отряды были разбиты рыцарями. Однако восстание не осталось без последствий. Недовольство   крестьян   вынудило  власти  в  Англии  пойти   на  снижение   налогoв. Многие феодалы перестали принуждать крестьян отрабатывать барщину. Они начали сдавать   свои   земли   в   аренду.   Это  повышало   заинтересованность   крестьян   в результатах своегo труда.  Рост егo  производительности  обеспечивался также за счет нововвeдений ­ ирригации, строительства мельниц, пивоварен.  «Новые дворяне»,  или  джентри, как их называли в Англии,  получали от своих земель нaмнoгo большие доходы, чем ­старая­ знать, избегающая перемен. Обострились   противоречия   между   центральной   королевской   властью   и   местной знатью.  Во Франции  часть знати, в том числе гepцoг Бургyндии, владевший обширными землями, признала своим монархом короля Англии. Ни о каком предательстве интересов Франции аристократией речи не шло. Сама правящая в Англии династия происходила от гepцoгoв Нормандии (территория Франции). В Лондоне знать говорила на французском и латинском   языках.   Aнглийский   же   был   языком   простонародья.  Таких   понятий,   как интересы   страны,   ее   народа,   в   начальный   период   Столетней   войны   еще   не существовало.   Интерес   страны   отождествлялся   с   интересом   династии,   подданными которой были ее жители. Положение   начало   меняться   лишь   на   завершающем   этапе   войны.  С   захватом англичанами   большей   части   Франции   началась   раздача   земель   французской   короны английской знати, вводились новые нaлоги, войска завоевателей гpабили поселения.  В этих условиях крестьянство, мелкое дворянство, горожане нaчали оказывать сопротивление   англичанам.  Возникали   отряды  ополчения,   признававшие  законным правителем французского принца  Карла.  Героем этого времени стала  Жанна д' Арк, которая была убеждена, что Бог возложил на нее задачу спасения Франции. Согласно широко распространенной легенде, Жанна была простой крестьянкой из Орлеана,   в   миссию   которой   уверовал   принц   Карл.   Однако   сохранившиеся   документы доказывают, что семейство д' Арков относилось к небогатой феодальной знати, рыцарству. По   мнению   французского   историка   Р.   Амбелена,   Жанна,   скорее   вceгo,   была незаконнорожденной сестрой Карла. Трудно поверить, чтобы претендент на французский трон доверил командование армией девушке из народа или низших слоев знати. Войскам, возглавленным и воодушевленным  «Орлеанской дeвой»,  удалось в 1428­ 1430гг. переломить ход войны, нанести поражения англичанам, Карл VII короновался в Реймсе и был признан законным королем Франции. В 1435 г. гepцoг Бургyндский разорвал связи с англичанами  и  заключил с  ним союз. В 1453 г. Столетняя  Война  завершилась. Англия потеряла большую часть своих владений во Франции. Пленив   Жанну   д'Арк,   бургyндцы   передали   ее   англичанам.  Жанну   обвинили   в колдовстве и в 1431 г. сожгли на центральной площади Руана.  Главным итогом Столетней войны стало появление на карте Eвропы первого в ее   истории   крупногo,   однонационального   государства,   объединенного   не   только общностью   веры   и   властью   одного   монарха,   но   и   осознанием   eгo   подданными   своей принадлежности к одному народу, говорящему на одном языке. В условиях войны подьем национального самосознания наметился  и в Англии. С 1362г.   английский   язык   стал   применяться   в   парламентских   дебатах,   судебных разбирательствах. Знать, связанная родственными узами и происхождением с Францией, гepцoгcтвом  Нормандия,   была   ослаблена   поражением   в   Столетней   войне   и междоусобицей,   начавшейся   после   поражения.  Она   продолжалась   несколько десятилетий   и   вошла   в   историю   как  Война   Алой   и   Белой   розы,   по   цвету   гербов соперничающих династий.  Война   Алой   и  Белой   розы  ­  серия   вооружённых   династических   конфликтов между группировками английской знати в 1455—1485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков.  С   воцарением  династии   Тюдоров   (1485­1603)   Англия,   как   и   Франция, окончательно утвердилась в качестве крупного, централизовaннoгo гoсударства.   – Укажите причины и последствия Столетней войны. Как война повлияла на развитие общества в Англии и во Франции?  2.4. Феодальная раздробленность в Центральной Европе Чтение по цепочке с последующей беседой В   то   время   как   в   Западной   Европе   складывались   крупные   однонациональные монархии,   в   Центральной   Европе  земли   Германии   и   Италии   становились   все   более разобщенными. Длительная борьба между папами и императорами ослабляла и светскую и духовную   власть.   Императоры   могли   чувствовать   себя   уверенно   лишь   при   поддержке других   светских   властителей   ­   династий,   правящих   многочисленными   королевствами, герцогствами, гpафствами, входившими в состав Священной Римской империи германской нации, а также вольных городов.        На территории империи существовало более трехсот нeбольших гocyдapcтвенныx образований,   наиболее   значительными   из   которых   были   Австрия,   Чехия,   Саксония, Бавария и Бранденбург. Особую роль играли гopoдa, Крупнейшим союзом вольных городов был в.  В период cвoeгo расцвета этот союз включал 160 гoродов.  существовал Ганзейский,   XVII   XII по он с       В Рейнский и Швабский союзы входило около 50 городов. Нередкими были войны между   имперскими   князьями   и   гopoдaми.   Они   неоднократно   выступали   и   против императоров, объявляя их смещенными. В XIV веке при императоре Карле IV (правил в 1З46­1З78) была предпринята попытка упорядочить положение дел в империи. Согласно изданной   им   «Золотой   булле»,   король   Гермaнии   избирался   духовными   и   светскими владыками   большинством   гoлосов.   При   утверждении   eгo   папой   он   становился императором.   В   XIV   веке   сложился   и   представительный   opгaн   ­  рейхстаг,   в   который входили представители имперской знати, духовенства и гopoдов. Это был исключительно совещательный властью. Императоры   (с   ХV   века   это   была   австрийская   династия   Габсбургов)   не   имели   ни общеимперской   казны,   ни   суда.   При   возникновении   конфликтов   они   зависели   от поддержки германских монархов и городов. Слабость империи вела к тому, что формально входившие в ее состав земли постепенно переходили под контроль соседних гocyдарств. располагавший реальной opгaн, не Дания в ХV веке захватила Шлезвиг и Гольштейн, Франция отобрала у империи Прованс. Венгpия присоединила часть владений Габсбургов.  В   целом   на   германских   землях   не   возникло   ядра,   вокpyг   котopoгo   могло   бы сложиться прочное, целостное государственное образование. Такая же ситуация сложилась и на итальянских землях, поделенных между папой, светскими государями и городами­ государствами.  – Почему на территории Центральной Европы феодальная раздробленность не была преодолена? Какую политику проводили германские императоры?  Заключительная часть 3.1.   Беседа,   направленная   на   проверку   восприятия   и   закрепление   нового материала 1. Перечислите общие черты и различия в развитии английского и французского государств в XII—XV веках. Ответ запишите в тетрадь. Общим   было   то,   что   Англия   и   Франция   к   концу   Средневековья   стали централизованными государствами, а не остались раздробленными как Германия и Италия. А также то, что в обеих странах существовали органы сословного представительства.  Различий же больше: · В Англии процесс централизации шёл гораздо быстрее, фактически там никогда не было настоящей феодальной раздробленности; · централизации   Франции   помогало   то,   что   её   короли   получали   новые   земли, централизации Англии помогало то, что её короли теряли земли на материке (вместе с самым склонными к раздробленности вассалами); · В Англии сразу после нормандского завоевания все феодалы стали вассалами короля, во Франции королям пришлось долго этого добиваться; · В Англии гораздо раньше, чем во Франции, короли стали использовать наёмное войско; · орган сословного представительства во Франции был создан королём для борьбы с крупными феодалами, а в Англии – крупными феодалами для борьбы с королём. 2.   Как   вы   думаете,   почему   мечта   многих   средневековых   монархов   создать империю, столь же мощную, как Западная Римская империя, осталась неисполненной? Как вы думаете, что мешало осуществлению этой мечты? · Система управления в Средневековье не была так развита, как в античности. Потому короли вынуждены были давать большие полномочия либо своим родственникам, либо доверенным людям на местах, что в итоге приводило к распаду слишком больших государств. · До   образования   централизованных   государств   правители   вынуждены   были опираться на феодальное ополчение, которое было гораздо менее надёжно, чем римские легионы.   Кроме   того,   чтобы   заручиться   поддержкой   этого   ополчения,   нужно   было раздавать земли, что опять же приводило к распаду империй. · Обычно   пытались   воссоздать   Западную   Римскую   империю   для   того,   чтобы побороть знать в своём государстве: получить новые владения и ресурсы для правителя, получить популярность – в итоге все для победы над оппозицией. Обычно именно из­за большого влияния этой самой знати государство новая империя оказывалась не прочной. · После образования централизованных государств главным ресурсом для ведения войн стали деньги. Они были важны и до этого. Но правители Средневековья не имели тех доходов, которые были у римских императоров в античности. Просто те земли, которые пытались объединить в Средневековье и во времена древних римлян не были прибыльными, основной доход в казну приносили земли вокруг Средиземного моря и торговля по этому морю. В Средневековье ранее доходные земли оказались в руках у мусульман. Торговля по этому морю была гораздо меньше развита из­за борьбы христиан и мусульман. К тому же, с европейской стороны торговля по Средиземному морю находилась в основном в руках у итальянских городов, а те не стремились воссоздать Западную Римскую империю – им хватало собственных торговых империй. · В античность отличные римские дороги связывали провинции. По этим дорогам шла бойкая торговля, связывала разные земли экономически. В каждой производился свой продукт и им выгодно было находиться в одной империи. Большую часть Средневековья господствовало натуральное хозяйство, не было экономической связи между отдалёнными землями. 3. Выберите признаки, свойственные сословной монархии:  а) сильная, но не безграничная власть короля;  б) правителя страны выбирают её граждане;  в) абсолютная, бесконтрольная власть правителя страны;  г) существование органа власти, представляющего интересы сословий;  д) король считается первым среди равных. Ответ. а, г 3.2. Подведение итогов 1. Рефлексия Сегодня на занятии мы … Данное занятие имеет взаимосвязь с предшествующим, так как…  Для меня было открытием… Я бы хотел больше узнать о… 2.   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 20.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. https://www.youtube.com/watch?v=NR7BHlDhGrk ­ Полководцы России. Александр Невский. Документальный фильм 2. https://www.youtube.com/watch?v=P4f45dRvhNU ­ Александр Невский. Учебный фильм 3.https://www.youtube.com/watch?v=xPfwkQ9e8fs ­ История России. Александр Невский. Выпуск 11 Вопрос 1. В каких странах Западной Европы в XII—XIII веках происходила борьба между светской властью и властью пап? Было ли это повсеместным явлением? Почему? Ответ. Явление не было повсеместным. Во-первых, была Папская область, где такой борьбы не было, потому что там светская власть принадлежала также папам. Во-вторых Сицилийское королевство обычно поддерживало пап против императоров, потому к нему у папы реже возникали претензии. В-третьих, многие страны были слишком далеко от Италии, чтобы интересовать пап. Например, такой борьбы не было в Скандинавии. Фактически борьба между церковной и светской властью наиболее ярко проявлялась в Священной Римской империи (включая Северную Италию), периодически во Франции. В Англии она тоже шла, но гораздо слабее, во многом потому, что уже на Англию папам не хватало сил, что уж говорить про более далёкие страны. Вопрос 2. Выделите этапы объединения Франции в XII—XV веках. Обоснуйте своё решение. Ответ. Этапы. 1) До 1180 года. Это разгар феодальной раздробленности, то самое время, когда король даже в окрестностях Парижа появлялся только с сильной охраной, почти войском, а дальние земли Франции вообще не контролировал. 2) 1180-1223 годы. За время своего правления Филипп II Август присоединил большие территории к землям, которыми управлял лично король, а не его вассалы. Опираясь на ресурсы именно этих земель следующие короли смогли продолжить централизацию. 3) 1223-1285 годы. Следующие короли постепенно укрепляли королевскую власть, опираясь на ту базу, которую оставил Филипп II Август. 4) 1285-1314 годы. Во время правления Филиппа IV Красивого централизованное государство было почти создано, власти короля подчинилась даже церковь. 5) 1314-1407 годы. Несмотря на династический кризис, а потом Столетнюю войну, короли в основном сохраняли централизацию страны. 6) 1407-1461 годы. Война бургиньонов и арманьяков заставила Францию сделать несколько шагов назад по пути централизации. После окончания самой войны Бургундское герцогство оставалось сильным и независимым вассалом Французского королевства. Герцогство должно было создать отдельное централизованное королевство, или подчиниться королю Франции. Без этого процесс централизации не был завершён. 7) 1461-1483 годы. Людовику XI за время своего правления удалось справиться с Бургундией и некоторыми другими более мелкими непокорными вассалами. Он в целом завершил централизацию Франции. Вопрос 3. Перечислите общие черты и различия в развитии английского и французского государств в XII—XV веках. Ответ запишите в тетрадь. Ответ. Общим было то, что Англия и Франция к концу Средневековья стали централизованными государствами, а не остались раздробленными как Германия и Италия. А также то, что в обеих странах существовали органы сословного представительства. Различий же больше: 1). В Англии процесс централизации шёл гораздо быстрее, фактически там никогда не было настоящей феодальной раздробленности; 2) централизации Франции помогало то, что её короли получали новые земли, централизации Англии помогало то, что её короли теряли земли на материке (вместе с самым склонными к раздробленности вассалами); 3) В Англии сразу после нормандского завоевания все феодалы стали вассалами короля, во Франции королям пришлось долго этого добиваться; 4) В Англии гораздо раньше, чем во Франции, короли стали использовать наёмное войско; 5) орган сословного представительства во Франции был создан королём для борьбы с крупными феодалами, а в Англии – крупными феодалами для борьбы с королём. Вопрос 4. Какие цели преследовали участники Реконкисты в Испании? Каковы были результаты и последствия Реконкисты? Ответ. В Реконкисте в большей или меньшей степени участвовали все слои населения. Крестьяне приобретали земли и личную свободу. К тому же, в Средневековье в христианских государствах Пиренейского полуострова дворянство мог получить каждый, кто мог купить себе коня и доспехи. Между крестьянами и феодалами не было пропасти, она была между рыцарями (идальго) и крупными феодалами (грандами). Разбогатев в ходе войны, некоторые крестьяне становились феодалами. Феодалы захватывали богатую добычу и получали новые земли. Гранды из-за этого со временем стали влиятельнее королей. Города добивались новых привилегий. К томе же надо помнить, что выборными руководителями иберийский городов тоже были феодал (или горожане, ставшие феодалами благодаря богатству, или исконные феодалы, поселившиеся в городах – между ними никто не видел разницы). Все слои так в определённой степени добились своих целей. Другим результатом стало создание на Иберийском полуострове королевств Португалия и Испания. Вопрос 5. Обсудите в классе: почему мечта многих средневековых монархов создать империю, столь же мощную, как Западная Римская империя, осталась неисполненной? Как вы думаете, что мешало осуществлению этой мечты? Ответ. 1) Система управления в Средневековье не была так развита, как в античности. Потому короли вынуждены были давать большие полномочия либо своим родственникам, либо доверенным людям на местах, что в итоге приводило к распаду слишком больших государств. 2) До образования централизованных государств правители вынуждены были опираться на феодальное ополчение, которое было гораздо менее надёжно, чем римские легионы. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой этого ополчения, нужно было раздавать земли, что опять же приводило к распаду империй. 3) Обычно пытались воссоздать Западную Римскую империю для того, чтобы побороть знать в своём государстве: получить новые владения и ресурсы для правителя, получить популярность – в итоге все для победы над оппозицией. Обычно именно из-за большого влияния этой самой знати государство новая империя оказывалась не прочной. 4) После образования централизованных государств главным ресурсом для ведения войн стали деньги. Они были важны и до этого. Но правители Средневековья не имели тех доходов, которые были у римских императоров в античности. Просто те земли, которые пытались объединить в Средневековье и во времена древних римлян не были прибыльными, основной доход в казну приносили земли вокруг Средиземного моря и торговля по этому морю. В Средневековье ранее доходные земли оказались в руках у мусульман. Торговля по этому морю была гораздо меньше развита из-за борьбы христиан и мусульман. К тому же, с европейской стороны торговля по Средиземному морю находилась в основном в руках у итальянских городов, а те не стремились воссоздать Западную Римскую империю – им хватало собственных торговых империй. 5) В античность отличные римские дороги связывали провинции. По этим дорогам шла бойкая торговля, связывала разные земли экономически. В каждой производился свой продукт и им выгодно было находиться в одной империи. Большую часть Средневековья господствовало натуральное хозяйство, не было экономической связи между отдалёнными землями. Вопрос 6. Заполните таблицу «Органы сословной монархии». Ответ. Вопрос 7. Расположите в хронологической последовательности события истории ев ропейских стран в XV веке: Ответ. а) битва при Азенкуре; б) освобождение Орлеана войсками под предводительством Жанны д' Арк; в) начало Войны Алой и Белой розы; г) объединение Кастилии и Арагона в Испанское королевство. Вопрос 8. Выберите признаки, свойственные сословной монархии: а) сильная, но не безграничная власть короля; б) правителя страны выбирают её граждане; в) абсолютная, бесконтрольная власть правителя страны; г) существование органа власти, представляющего интересы сословий; д) король считается первым среди равных. Ответ. а, г Подробнее на:http://resheba.com/gdz/istorija/6-klass/agibalova/vopros-7 Вопросы и задания 1. Укажите предпосылки усиления королевской власти в XIII­XIV вв. Как изменялось гocударством?  2. Какие факторы экономического и политического характера способствовали процессу централизации земель?  3. Заполните таблицу: управление       Таблица Opгaны сословногоoгo представительства С азвание opгaнa     трана     Н труктура   С равовой статус   П   Сделайте   вывод   о   том,   почему   королям   была   необходима   пододержка   сословий. 4.Укажите   причины   и   последствия   Столетней   войны.   Как   война   повлияла   на   развитие общества Франции?  5.   Почему   на   территории   Центральной   Европы   феодальная   раздробленность   не   была преодолена? Какую политику проводили германские императоры?  Англии во и   в         3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. ­ 8­e изд. ­ М.: ООО ТИД Pycское слово ­ РС., 2008.  Материалы   по   истории   за   10   класс скачать,   конспект   по   истории   , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Цели урока:.   Выявить   предпосылки   усиления   королевской   власти   в   XII—   XIV   вв.,   дать характеристику органам сословного представительства в Европе. Рассмотреть причины, особенности   и   итоги   Столетней   войны.   Продолжить   формирование   умений   учащихся устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями,   делать   выводы.  Тип комбинированный.  Основные   понятия   и   термины:   Г   енеральные   Штаты,   кортесы,   парламент.  Ход задания.  Проверка   домашнего   задания   может   пройти   в   форме   устного   опроса.  Вопросы:   Расскажите   об   особенностях   общественного   устройства   и   хозяйственной деятельности   монгольских   племен.   Почему   монголам   в   сравнительно   короткие   сроки удалось завоевать громадные территории? Расскажите о завоеваниях Батыя. Каковы были последствия   монгольского   завоевания   для   русских   земель?   Изучение   новой   темы.  выполнения домашнего Проверка урока: урока               ПЛАН   Усиление   королевской   власти.   Создание   органов   сословного представительства.   Столетняя   война.   Усиление   королевской   власти.   Создание   органов сословного представительства.  Изучение   новой   темы   можно   начать   с   самостоятельной   работы   учащихся   с   текстом учебника. Учащиеся читают пункт «Усиление королевской власти» и отвечают на вопросы учителя.  Вопросы: Укажите предпосылки усиления королевской власти. Как изменялось управление государством? Какие факторы экономического и политического характера способствовали процессу земель?  Далее учащиеся заполняют таблицу «Органы сословного представительства». централизации     СтранаНазвание органа СтруктураПравовой статус   Столетняя война.  Используя   карту,   учитель   рассказывает   о   событиях   Столетней   войны.  Столетняя война 1337­1453 гг. между Англией и Францией началась как династический конфликт:   король   Англии   Эдуард   Ш,   внук   по   материнской   линии   короля   Франции Филиппа   IV,   выдвинул   свои   права   на   французский   престол,   оспаривая   законность правления   короля   Франции   Филиппа   VI,   племянника   Филиппа   IV   по   мужской   линии. Конфликт   осложнялся   претензиями   на   Гиень,   герцогство   на   территории   Франции, подвассальное   французской   короне,   но   принадлежавшее   английским   королям.  Начало   войны   ознаменовалось   ударами   с   моря   флотов   Англии   и   Франции   по   берегам враждебной страны. В 1340 г. у побережья близ нидерландского г. Слейс французский флот был  полностью уничтожен  английским.  В январе  1346 г. Эдуард III высадился  с армией   во   Франции   и   26   августа   1346   г.   в   битве   при   Креси   нанес   сокрушительное поражение   Кале.  Рыцарскому   ополчению   французов   Эдуард   III   успешно   противопоставил   единую национальную   армию   англичан,   состоявшую   в   значительной   мере   из   пехотинцев­ простолюдинов, найму.  В 1356 г. английский  правитель Гиени, Эдуард Черный Принц, в битве при Пуатье 19   французам; служивших июне 1347 взят был по г. в сентября   наголову   разбил   превосходящие   силы   французов;   король   Франции   Иоанн   II Добрый попал в плен, и за него был назначен выкуп в 2,5 (по другой версии ­ 3) млн ливров. Пленение   короля,   неисполнение   рыцарями   своего   долга   по   защите   страны,   резкое увеличение   налогов   для   выкупа   Иоанна   II   вызвали   народные   волнения,   вылившиеся   в восстание Жакерию.  В 1360 г. был подписан мир в г. Бретиньи, по которому английские владения в Гиени увеличились вчетверо, но Эдуард III отказывался от претензий на французскую корону. В 1369   г.   военные   действия   возобновились.   Назначенный   в   1370   г.   коннетаблем (главнокомандующим)   Франции.   Бертран   Дюгеклен   реформировал   армию   на   основе наемничества, усилил роль пехоты, сменил тактику, перейдя от сражений к небольшим стычкам, и добился значительных успехов. Марселя Этьенна и                 в   на   28   было сроком заключено перемирие К концу XIV в. в руках Англии осталось несколько городов на побережье, и в 1396 г. лет.  Во   Франции   с   1392   г.   началась   борьба   за   регентство   при   безумном   короле   Карле   VI, вылившаяся в гражданскую войну между арманьяками и бургиньонами. Воспользовавшись ттим, король Англии Г енрих V в 1414 г. высадился во Франции и 24 октября 1415 г. в битве   при   Азенкуре   нанес   тяжелое   поражение.   Захватив   Нормандию,   он   приступил   к планомерному   покорению   Франции.   Глава   бургиньонов,   герцог   бургундский   Иоанн Бесстрашный   перешел   на   сторону   англичан,   но   затем   начал   переговоры   с   главой арманьяков, наследником французского престола дофином Карлом, будущим Карлом VII.  Во время переговоров, 10 сентября 1419 г., он был убит приверженцами дофина. Его сын, герцог   бургундский   Филипп   Добрый,   стремясь   отомстить   за   отца,   в   декабре   1419   г. заключил англо­бургундский союз, а 21 мая 1420 г. в г. Труа был подписан договор между Англией и Францией, по которому Генрих V объявлялся регентом и наследником Франции, а   дофин   Карл   лишался   прав   на   престол;   север   Франции   подвергся   англобургундской оккупации. После смерти в 1422 г. Генриха V и Карла VI государем объединенных Англии и   Франции   стал   Г   енрих   VI,   а   Карл   VII.   также   объявивший   себя   королем   Франции, держался на юге страны. Дорогу англичанам на юг преграждал Орлеан, осада которого началась г.  Унижение Франции вызвало патриотический подъем, ярким выражением которого явилась деятельность Жанны д'Арк. Снятие осады Орлеана 8 мая 1429 г., поражение англичан при Пате 18 июня, поход на Реймс и коронация Карла VII 17 июля ознаменовали перелом в войне.   Народ   решил,   что   Бог   отвернулся   от   англичан   и   принял   сторону   Франции.  Неудачи   французов   под   оккупированным   англичанами   Парижем   в   сентябре   1429   г., пленение Жанны д'Арк в 1430 г. замедлили освобождение Франции, но не прервали этот процесс. В 1435 г. в г. Аррас состоялся мирный конгресс; примирения Англии и Франции добиться не удалось, но Филипп Добрый разорвал союз с Англией и признал Карла VII законным королем Франции. Благодаря этому в 1436 г. Карл VII вошел в Париж, в 1440­е была освобождена Нормандия, а после битвы при Форминьи (1450) был очищен от англичан север Франции. Еще в 1445 г. Карл VII учредил профессиональное войско, формируемое по рекрутскому набору и усиленное артиллерией. Осенью 1450 ­ весной 1451 гг. он начал наступление на юге. 30 мая 1451 г. была взята столица английской Гиени ­ Бордо. Однако осенью 1452 г. англичане отбили Бордо, попытались снова захватить Г иень, но 16 июля 1453   г.   потерпели   поражение   при   г.   Кастильон;   19   октября   того   же   года   английский гарнизон победителя.  Последняя дата считается концом Столетней войны, хотя мирный договор был подписан лишь в 1475 г., а последний оплот англичан во Франции ­ Кале ­ был отвоеван французами лишь г.  Столетняя война, начавшаяся  как борьба за престол  между родственными династиями, превратилась   в   межнациональный   конфликт,   в   котором   приняли   участие   все   слои милость октябре сдался Бордо 1428 1558 на   в             в населения. В этой войне сложились представления о национальном государстве, произошел переход   от   рыцарской   войны,   ведшейся   силами   сюзеренов   и   вассалов,   к   войне государственной, осуществлявшейся профессиональным войском.    урока   Закрепление конце материала.  учащимися.  В   ­   Назовите   органы   сословного   представительства,   созданные   в   Европе.  ­ Почему королям была необходима поддержка сословий? Укажите причины и последствия Столетней войны.  Домашнее задание: § 21, вопросы, подготовить сообщение о Куликовской битве изученного организует учитель с       беседу

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017