МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

Оценка 4.6
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"
Цель занятия: Учебная: Сформировать представление о предпосылках промышленного переворота в Англии, выяснить его сущность и социальные последствия; обеспечить усвоение понятий «промышленная революция», «индустриальное общество», «фабрика», «луддизм», «капитализм». Развивающая: Формирование умений анализа исторических источников, установления причинно-следственных связей. Способствовать развитию умений самостоятельно строить рассказ на основе различных источников знаний. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, способствовать пониманию значимости личностного отношения к изучаемым событиямМЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
3. конспект-образец - 9класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Промышленный переворот в Англии и его последствия Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Промышленный переворот в Англии и его последствия» (проблемно­диалогическая технология, концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления, технология использования структурно­логических схем) Продолжительность занятия ­ 90 минут   Цель занятия: Учебная: Сформировать представление о предпосылках промышленного  переворота в Англии, выяснить его сущность и социальные   последствия; обеспечить усвоение понятий «промышленная  революция», «индустриальное общество»,  «фабрика», «луддизм»,  «капитализм». Развивающая: Формирование умений  анализа исторических источников, установления причинно­следственных   связей.   Способствовать   развитию   умений самостоятельно   строить   рассказ     на   основе   различных   источников знаний. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства  общества, способствовать пониманию значимости личностного  отношения к изучаемым событиям.   В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире;  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор  Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 18. ­ Минск.: Литература, 1998.  Коробков   Ю.Д.   Пособие   по   истории   для   поступающих   в   вузы.   – Магнитогорск: МГПИ,1995.  Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996.  Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.   Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500­ 1800. ­ М., «Просвещение», 2006.  Соловьёв К.А. универсальные поурочные разработки по новой истории.­ М.: «ВАКО», 2006. План занятия 1. Вводная часть – 23 минуты 1.1. Организационный момент – 1 мин; 1.2. Мотивация занятия – 2 мин. 1.3  Контроль исходного уровня знаний – 20 мин.  2. Основная часть – 59 минут 2.1. Международные отношения в начале ХХ века – 30 мин.  2.2. Территориальная экспансия Японии. Русско­японская война – 27 мин. 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний ­ 8 мин; 3.2. Подведение итогов – 1 мин; 3.3. Домашнее задание ­  1 мин.                   Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Мы продолжаем говорить о европейских государствах в эпоху Нового времени. В XVII­XVIII веках Европа буквально преображалась на глазах. За этот период очень многое изменилось   в   жизни   и   сознании   европейцев.   Старая   феодальная   эпоха   безвозвратно уходила   в   прошлое,   а   на   смену   ей   шла   новая   индустриальная   цивилизация,   в   основе которой лежало крупное промышленное производство.               На примере истории Англии  XVIII  века мы познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество.  1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания  1. Тест см. КИМ ­9 №15 2. Актуализация базовых знаний 1. Промышленный переворот часто называют промышленной революцией. А что такое революция? Что бы мы назвали промышленной революцией?  Промышленная революция ­  коренные изменения в промышленном  производстве 2. Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI­ XVII веках? Что такое  мануфактура? 2.1. Предпосылки промышленного переворота в Англии Основная часть   ­  Посмотрите на репродукции. На одной изображена мануфактура  XVI­XVII вв., на другой – фабрика XVIII в. Какие различия вы видите? В   XVIII   веке   мануфактурное   производство   существовало   в   большинстве стран Европы, однако условия для промышленного переворота сложились только в Англии. Давайте выясним почему  ­ С­ЛС                                          Экономика Англии в XVI­XVII вв Внешняя торговля промышленность Сельское хозяйство Контроль морских  торговых путей Ограбление колоний Работорговля Поставщик сукна в  Европу Наличие рынков сбыта Накопление капитала Мануфактура  Политика  протекционизма 1.частная собственность  на средства  производства 2. Наемный труд Аграрная революция 1.Крупная земельная собственность 2.Свободные раб.  руки   ­  Развитию каких отношения способствовали вышеперечисленные социальные условия? (капиталистических)   ­  В чем сущность капиталистических отношений?   (это система отношений, когда предприниматель вкладывает деньги в развитие производства – покупает станки, землю, сырье, строит мастерские, нанимает рабочих для производства продукции и платит им заработную плату) Капитал змии  — экономическая   система производства   и   распределения, основанная   на частной   собственности,   формальном   юридическом   равенстве   и свободе предпринимательства.   Главным   критерием   для   принятия   экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли   ­  Какое   общество   называем   капиталистическим?  (общество,   основанное   на частной собственности и наемном труде)   ­  Какие   новые   общественные   группы   появились   в   условиях   развития капитализма? (буржуазия, наемные работники)  ­ Какие отрасли промышленности были широко развиты в Англии? (хлопчатобумажной, каменноугольной)   шерстяной,   металлургической,   металлообрабатывающей,   ­  Назовите крупные промышленные центры  (Лондон, Ливерпуль, Манчестер; Центром   хлопчатобумажного   производства   стал   Ланкашир.   Шелковые   ткани производились в Лондоне. Йоркшир специализировался на шерстяных изделиях, чулочно­ вязальная   промышленность   возникла   в   Дерби,   Ноттингеме,   Лестере.   Появились мануфактуры, производящие изделия из металла, стекла, дерева, выпускающие бумагy)  ­ Какой можете сделать вывод? (за очень короткий срок территория  промышленных районов в Англии увеличилась вдвое)  ­ Глядя на схему, сформулируйте,  какие сложились предпосылки в Англии для промышленного переворота? Предпосылки промышленного переворота: 1. У правящих кругов Англии скопились значительные денежные средства.  Благодаря   росту   колониальной   империи,   каперству,   процветавшему   в   годы многочисленных  войн, работорговле  (только  в XVIII веке  из  Африки  было  вывезено  и продано в Америку около 2,5 млн., рабов), у правящих классов скопились значительные сpeдства.  (Каперство  ­  военные   действия   против   военных   и   торговых   судов враждебного государства, осуществляемые частными судами­каперами)  Большое, если не решающее значение для развития производства имела политика правящих кpyгoв Англии. Принимаемые парламентом законы отвечали интересам развития промышленности. Правительство ввело низкие пошлины на ввоз сырья, высокие  на товары, способные конкурировать   с   английской   продукцией,   способствовало   развитию   судостроения. Господство на морях, завоеванное в войнах с Испанией, Голландией, Францией, обеспечило преобладание английского флота на международных морских тopгoвыx путях. На   закате   шестнадцатого   столетия   купеческое   сословие   Англии,   объединив   свои капиталы, создало компанию для торговли с Южной и Восточной Азией (Ост — Индией), которая стала поставлять в Европу всевозможные пряности, ткани, опиум, сахар и ряд других товаров с Востока, покупая их у азиатов за золото и серебро. В погоне за прибылью англичане   стремились   перехватить   этот   бизнес   у   португальских,   голландских   и французских торговцев, поскольку стоимость вышеперечисленных товаров в Европе резко возросла на стыке шестнадцатого и семнадцатого веков.  Правительство   Англии предоставило   Ост­Индской   компании   законное   право монопольной торговли со всеми государствами Индийского и Тихоокеанского бассейнов. У­МП   «Золотой треугольник» Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль  превращается  в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами. Современник писал о Бристоле: «Нет   в   городе   ни   одного   кирпича,   который   не   был   обагрен   кровью   рабов».   Многие предприимчивые   купцы   и   предприниматели   сколотили   себе   состояние   благодаря   так называемому   «золотому   треугольнику»:   груженный   английским   сукном   корабль отправлялся   в   один   из   африканских   портов,   где   сукно   продавалось,   а   на   вырученные деньги   у   работорговцев   приобретались   похищенные   африканские   невольники;   их перевозили в Америку или к берегам Вест­Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход. Ежегодно в конце XVII в. английские купцы ввозили в Америку 25 тыс. рабов, а в середине XVIII в. — вчетверо больше. Обычно   на   одном   корабле   перевозили   от   500   до   600   невольников.   Плаванье являлось для них большим испытанием: теснота трюма едва позволяла стоять на ногах, скученность   порождала   эпидемии.   Однако   невольников   неплохо   кормили,   учитывая   их ценность на рынке, иногда их даже выводили на палубу подышать свежим воздухом. Но в среднем,   по   признанию   самих   моряков,   потери   в   пути   составляли   20%   от   общего количества рабов. ­­­  ­ Что такое «золотой треугольник»? Проследите по карте, где происходила  торговля.  ­ Какие способы обогащения можно выделить на основании этих фактов?   ­  Какие   выводы   о   наличии   рынка   сбыта   английских   товаров   вы   можете сделать? У­МП 1. Служащий компании доносил: «Джентльмены присылают сюда своего агента вести торговлю. Этот агент насильно заставляет жителей покупать его товары либо продавать свои. В случае отказа немедленно следует порка или тюрьма. Агенты компании платят за забираемые товары гроши либо не платят вовсе». 2.  Английский купец так описал положение ремесленников конце XVIII века: «Англичане со своими индийскими агентами произвольно решают, какое количество товаров должен поставить каждый ремесленник и по какой цене. Согласие бедного ткача … не считается необходимым». 3. отбирали всё до последнего фартинга (мелкой монеты) у несчастных крестьян».   Англичанин   так   характеризовал   деятельность   откупщиков   налога:   «Они  ­ На основании высказываний современников определите, какими способами Ост­ ­­­ Индская компания обогащалась в Индии. Укрепляя   свою   власть   в   Индии,   компания   давала   взятки   местным   властям   и занималась откровенным шантажом тех, кто становился на её пути. Усиливая своё влияние в Индостане, компания стала активно применять военную силу. В середине семнадцатого столетия правительство Англии предоставило компании государственные полномочия на покорённых территориях. Ост — Индской компании было предоставлено законное право объявлять   войну   и   заключать   мир,   она   могла   всецело   использовать   собственные вооружённые силы, создавать военно — полевые суды и чеканить деньги.  С середины восемнадцатого столетия главным делом компании стала не торговля, а сбор   налогов   и   управление   покорёнными   владениями.   На   стыке   восемнадцатого   и девятнадцатого   веков   Индия   стала   основным   сырьевым   поставщиком   для   британских индустриальных отраслей. Кроме того, Индостан превратился в главный рынок сбыта для английских товаров. Все традиционные ремёсла индийцев пришли в упадок, не выдержав конкурентной   борьбы   с   дешёвыми   английскими   товарами.   К   этому   времени   Индия полностью утратила свою независимость. Английский купец, приехав в жемчужину британской короны ­ Индию без всякого капитала и не вывезя ни фунта из Англии, за 5­6 лет торговли мог получить и отправить домой от 5 до 30 тыс. фунтов стерлингов  (заимствование есть в русском языке – пуд: 16, 38 кг; или 40 фунтов в русской системе мер) 2. Английская знать занималась торговлей, предпринимательством и банковской деятельностью. Титулованная   знать,   в   отличие   от   аристократии   большинства   стран континентальной   Европы,  не   считала   зазорным   заниматься предпринимательством, торговлей, банковской деятельностью. Сложилась традиция, по которой младшие сыновья лендлордов (землевладельцев) шли на военную службу, в колониальную администрацию, тopгoвыe компании. В то же время разбогатевшие буржуа имели возможность покупать землю, их представители заседали вместе со знатью в парламенте. Рынки сбыта (Англия имела постоянные рынки сбыта – колонии, кроме того, были налажены торговые отношения с европейскими государствами) Обширная и постоянно расширявшаяся колониальная империя представляла собой емкий   рынок   сбыта   товаров,   источник   дешевого   сырья,   что   содействовало  росту мануфактурного производства. 3. На крупных мануфактурах практиковались разделение и специализация ручного труда. Процесс   изготовления   относительно   сложных   изделий   подразделялся   на   ряд простых   операций.   Это   во   мнoгo   раз   повышало   производительность   ручного   труда   и создавало предпосылки для eгo замены машинным. 4. Разорявшиеся крестьяне и их семьи переселялись в города в поисках работы  формировался резерв свободной рабочей силы (более 50% населения жило в городах, в отличие от других стран). У­МП Ознакомьтесь с документами и ответьте на вопросы. Отрывок из стихотворения английского поэта О. Голдсмита «Покинутая деревня» (1770 г) О, нивы, о, поля, добыча запустенья! О, виды скорбные развалин, разрушенья! В пустыню обращён природы пышный сад! На тучных пажитях не вижу резвых стад! Унылость на холмах! В окрестностях молчанье! Всё тихо! Всё мертво... Но где твои сыны, о край утех, блуждают? Увы, отчуждены от родины своей! Далёко странствуют!  ­ Какое явление заставило поэта написать такое стихотворение?  ­ Как сам поэт относится к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так ­­­ думаете?  ­ Как вы думаете, что стало с жителями покинутой деревни? На глазах исчезала сельская Англия: менялся пейзаж страны и вместо живописных, хотя и убогих хижин арендаторов и батраков возникали казарменного вида фабричные постройки   и   дымили   фабричные   трубы.   Исчезал   устойчивый,   давний   крестьянский жизненный уклад, который хотя и был связан с повседневным тяжелым трудом и не всегда обеспечивал   даже   самые   насущные   нужды,   но,   все   же,   создавал   иллюзию   известной самостоятельности.   Крестьянин   жил   на   земле   отцов   и   дедов,   он   был   звеном   в   этой непрерывной череде и умирал с сознанием, что прожил жизнь в соответствии с заветами предков. И пусть это был застойный, замкнутый мирок с ограниченными представлениями, но человек ощущал себя членом определенной группы ­ сельской общины с ее традициями. Здесь вся его жизнь была на виду, он мог пользоваться здесь уважением и сознавать свою индивидуальную значимость в этом устойчивом микромире. Согнанный с родного надела, он превращался в фабричного paбочего.  «Акт о наказаниях для бродяг и упорных нищих» (1597г) «Всякий, кто этим актом признаётся бродягой или упорным нищим,... должен быть  после своего ареста по распоряжению мирового судьи, констебля…раздет догола выше  пояса и публично бит кнутом, пока его спина не покроется кровью, а потом их следует  пересылать из прихода в приход…где они родились, если эти приходы известны…и там  они должны наняться на работу, как следует честным людям».  ­ Какие наказания применялись английскими властями к бродягам и упорным нищим?  ­ Как такие меры наказания влияли на складывание рынка рабочей силы? У­МП  ­­­ В   условиях   продолжавшейся   политики   огораживания   разорявшиеся,   лишенные средств к существованию лично свободные кpecтьяне и их семьи переселялись в города в поисках работы. Это coздавало резерв свободной рабочей силы, также необходимой для развития промышленности. К концу XVIII века более половины населения страны жило в городах (в большинстве стран Европы  лишь 10­20%). Получила дальнейшее развитие практика принудительного заключения нищих и попрошаек,   бедняков   и   бездомных   в   так   называемые   работные   дома.   Их   создание способствовало обеспечению общественного порядка в городах. Для вчерашних крестьян и разорившихся   ремесленников,   хотя   и   мелких,   но   все   же   собственников,   привыкших   к самостоятельной деятельности, приспособиться к жизни в городе, тяжелой, монотонной и однообразной   работе   на   мануфактурах,   жесткой   дисциплине   было   крайне   сложно.   В работных   домах   их   содержали   в   условиях,   близких   к   тюремным,   обучали   peмеслам   и направляли на те предприятия, где существовала нужда в рабочей силе. Вопросы для  сравнения Кому принадлежала  земля? Платили ли  землевладельцы  налоги? Кто обрабатывал  землю? Каковы были  способы увеличения  урожая? Какими темпами  развивалось с/х? У­МП До революции Дворянам Да. Королю. После революции Дворянам Нет. Освобождены решением долгого парламента Зависимые крестьяне, которые несли повинность барщину. Дворяне отдавали землю в аренду фермерам, которые  За счёт распахивания новых земель нанимали батраков (наемных рабочих) за зарплату За счет удобрения земли и севооборота Медленно Быстро. АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ   ­  Что нового появилось в аграрном секторе после англ. революции. Выясним это, сравнивая развитие с/х до революции и после. У­МП Из стихотворения «Жалоба», написанного неизвестным английским ткачом «Мой жаркий пот, мой тяжкий труд Меня лишь к жалобам ведут. И я в отчаянье проклял Тот день, когда в сей мир попал. Ни шиллинга мне не сберечь Придется нищим в землю лечь…» Фрагменты из «Журнала для джентльменов» (1782 г.) «Они   задыхаются   от   вредоносных   газов   в   шахтах   и     рудниках   или   становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков…и т.п. На фабриках они легко могут стать слепыми, хромыми, искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах …»   «Чтобы   не   оставлять   неиспользованного   места,   фабрики   строят   в   несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.  Заработки падают…». ­­­  ­ Каким было положение рабочих?  При тяжелых условиях труда зарплата устанавливалась на минимальном уровне.  По британским   законам   ставки   зарплаты   определялись   мировыми   судьями   и   повышать   их предпринимателям не дозволялось. Продолжительность рабочегo дня при использовании искусственного освещения не ограничивалась. В то же время наемным работникам было запрещено объединяться и выдвигать коллективные требования о повышении зарплаты.  У­МП «…К концу  XVIII  века появился новый социальный класс, численностью и силой превосходящий все остальные: буржуазия. Он был наделен практическим смыслом, знал толк   в   организации,   обладал   дисциплиной   и   предприимчивостью,   умел   вести государственный корабль».  Испанский философ Хосе Ортега – и –Гассет ­­­   ­  Какое   позиции   занимала   буржуазия?   Проанализируем   высказывание испанского философа. Положение буржуазии становилось все более прочным.  Это   люди, обладающие предпринимательскими   способностями,  готовые  неустанно   трудиться  и  рисковать, готовые  отстаивать  свои  права на частную собственность.  Буржуазия – это класс, который  в скором будущем сумеет отстоять свои экономические и политические права и   свободы,     потребует   передела   власти   в   государстве  и   тем   самым  обеспечит стабильность и устойчивость индустриальной цивилизации. 2.2.  Сущность и значение промышленного переворота В процессе ознакомления с материалом, заполнить таблицу «Начало промышленного переворота в Англии». Имя изобретателя Год изобретения Изобретение Значение изобретения Какие изобретения положили начало промышленному перевороту.  Первые   технические   изобретения   стали   использоваться   в   самой   старой   области английского производства – текстильной.  1. Сообщение студента  (Джон Кей) В эпоху Нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. В XVII  веке Англия являлась основным поставщиком сукна на Европейские рынки. Но в XVIII  веке   острую  конкуренцию   английскому   сукну  составили   легкие   и   красивые хлопчатобумажные  ткани   из   Индии.  Чтобы   выдержать   конкуренцию,   англичанам пришлось задуматься о том, как удешевить свою продукцию и как производить ткани и сукна больше.   Первое новшество придумал    в 1733 году английский суконщик  Джон Кей. Он изобрёл ткацкий станок, который включал в себя  быстрый челнок  (летающий челнок, самолетный челнок). Первоначально челнок протаскивали туда­обратно через основу из руки в руку, что было довольно медленно. Челнок Джона Кея  сам пролетал через основу, достаточно   было   нажать   ножную   педаль,     затем   с   помощью   особого   устройства разворачивался и пролетал обратно. Это   позволило   ткать   значительно  более   широкие   ткани  и     делать   это   гораздо быстрее.  Челнок­самолет   вызвал   протест   среди   суконщиков   в   городе,   где   жил изобретатель, кроме того, никто не хотел платить автору за использование изобретения. Однажды произошел бунт ткачей, дом Джона Кея был разгромлен. Изобретатель бежал в Манчестер,   а   затем   уехал   во   Францию.   Но   челнок­самолет   быстро   распространялся   в ткацком деле в Англии, он  ускорил процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. Поэтому   появилась   необходимость   создания   более   совершенных   прядильных   машин. Джона   Кея     называют   пионером   промышленной   революции   XVIII   века.   В   России распространение самолетных челноков началось только в XIХ веке. 2. Сообщение студента (Харгривс, машина «Дженни») До   изобретения   самолетного   челнока,  нить   пряли   вручную   или   использовали прялку с ручным или ножным приводом. Но в 1765 году бедный плотник и прядильщик Джеймс   Харгривс  из   Ланкашира  изобрел   механическую   прялку.   Самопрялка     давала очень  тонкую,   но   непрочную   нить.    На   механической   прялке   Дженни  можно   было прясть сразу 8 нитей,  изобретатель  назвал ее в честь дочери «Дженни».  В отличие от прежних   прядильных   станков,   которые   только   помогали   рукам   мастера,   самопрялка «Дженни» полностью механизировала процесс прядения, то есть заменяла искусные руки прядильщика.   Человек   лишь   приводил   ее   в   движение.  Разъяренные   собратья   – ремесленники сразу сломали машину. Харгривс  не отступил, он нашел предпринимателя, который  вложил деньги в строительство прядильни, и через 3 года Дженни вращала уже 16 веретен, потом 30, и наконец 100. Таким образом, самопрялку «Дженни» можно назвать одной из первых  рабочих машин. В течение последующих 15­20­ти лет самопрялка «Дженни» неоднократно усовершенствовалась.  Уже в 1779 году один человек на одном станке следил за работой 12­ти тысяч веретен!  Изобретение Харгривса применяли в Англии повсеместно. (Фрагмент) 3.Сообщение  студента Ричард Аркрайт, Сэмюэль  Кромптон В конце 60 годов XVIII века была создана  Механическая прядильная машина. Ее создателем был механик Ричард Аркрайт. Первоначально она приводилась в движение с помощью лошади.  Аркрайт оказался не только удачливым изобретателем, но и ловким дельцом.   Вместе   с   двумя   коммерсантами   он   построил   свою   прядильную   фабрику,   т.е. предприятие, на котором активно применялось машинное  производство.   Через 20 лет  Сэмюэль   Кромптон,   создал комбинированный станок,   который сочетал черты прядильной машины Ричарда Аркрайта с использованием водяного колеса и Дженни. К началу  XIХ века механическая прялка вращала 1100 веретен. Внедрение этих машин,  обеспечивших большую производительность фабричного производства, вызвало возмущение  многих   тысяч   работников­кустарей,   однако   технический   прогресс продолжался. После таких успехов в прядении ткачество тоже сделало большой шаг по пути прогресса.  В 1785 году английский изобретатель  Эдмунд Картрайт  изобрел  механический ткацкий станок, который заменил несколько тысяч ткачей.  Вслед   за   текстильной   промышленностью   изобретения   появились   и   в   других областях производства. Колоссальную роль сыграло изобретение паровой машины  Назвать имя изобретателя паровой машины трудно, так как ее модели появились в разное время в разных странах. Для зарождающейся промышленности был необходим про стой, дешевый и мощный двигатель. Поэтому изобретение Джеймса Уатта (1736— 1819) было не только великим, но и долгожданным. Дж. Уатт рос слабым и болезненным ребенком в маленьком шотландском городке Гринок в  уважаемой семье. Его дед был преподавателем математики и мореходных ис­ кусств, а отец — удачливым предпринимателем. Способности к математике проявились у Джеймса в 13 лет. Он вы  рос любознательным, пытливым человеком, изобретателем по складу характера. Джеймс стал мастером­инструментальщиком при университете в Глазго. (При наличии проектора – просмотр видеофильма «Дж. Уатт» ­ 4 минуты) В 1784 г. Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель. Судьба послала изобретателю   прозорливого   и   предприимчивого   партнера.   Его   работой   заинтересовался Мэтью Болтон  — крупный промышленник, первым  оценивший изобретение Уатта. На заводах Болтона строятся новые машины, в хорошо оснащенных мастерских, где работают высококвалифицированные рабочие, проверяется идея изобретателя.  ­ Почему паровая машина Уатта считается крупнейшим изобретением эпохи промышленного переворота? (Новая техника привела к новой организации производства. На смену мануфактуре окончательно пришла фабрика) ­­­ Фабрика – промышленное предприятие, основанное на применении машин  Компании   Болтона   и   Уатта   Англия   обязана   многим   в   достижении   своего промышленного лидерства и звания «мастерская мира». Создание универсальной паровой машины Джеймса Уат та (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте. 4.Сообщение  студента (Династия Дарби) В XVIII в. в Англии сложились целые династии владельцев фабрик, которые внесли огромный вклад в развитие новых способов получения чугуна, в литейное дело, изобрете ние станков. Особенно знаменита была династия Дарби. Абрахам Дарби  I   в 1707 г. изобрел  новый способ отливки чугуна, позволявший получать изделия сложной формы, например горшки. Он же изобрел  способ получения кокса (искусственное твердое топливо) из каменного угля. Груды каменного угля медленно нагревались до тех пор, пока не превращались в кучки тлеющих твердых частиц. Это и был тот самый кокс, который загружали в доменную печь   вместе   с   железной   рудой.   Кокс   не   крошился,   как   древесный   уголь,   и   позволял загрузить в печь побольше руды. Дарби увеличил объем печей и поток воздуха в печь. В ре­ зультате в печи создавалась высокая температура, расплав чугуна получался более жидким и его можно было заливать в сложные формы. Продукция   Дарби:   горшки,   утюги,   утварь   для   печей   и   каминов   — распространялась по всей стране. После смерти старшего Дарби дело перешло в руки его сына Абрахама Дарби II. Он приобрел машину  Ньюкомена, при помощи которой закачивали воду в заводской пруд, расположенный над водяным колесом, приводившим в движение мехи доменной печи. Это обеспечивало   постоянную   подачу   воздуха   в   печь   даже   тогда,   когда   пересыхали   ручьи. Фабрика выпускала прекрасную коксовую сталь, пользующуюся спросом в центральных графствах. При Абрахаме Дарби III на заводе были  отлиты части первого в мире чугунного моста, которые в 1779 г. соединили болтами, и мост соединил два берега реки Северн у Айронбриджа. 5.Сообщение  студента («Помешанный на чугуне Уилкинсон») Джон Уилкинсон управлял литейными заводами. В 1774 г. он изобрел токарный станок, с помощью которого можно было высверлить дуло орудия в центре чугунной отливки. Когда разгорелась война между Англией и ее американскими колониями, пушки стали изготовлять этим методом. Когда Дж. Уатт создал свою паровую машину, цилиндры для ее двигателя стали делать на литейных заводах Уилкинсона. Уилкинсон и сам купил несколько паровых машин для своего предприятия. В 1788 г. он поставил литые чугунные трубы для парижского водопровода (протяженность труб составила 40 миль; 1 миля ­около 1,610 км). В Англии его называли  «помешанным  на чугуне  Уилкинсоном», потому что он искал чугуну все новые и новые Усталость   и   озлобленность   этих   людей     приводила   к   тому,   что   их   гнев обращался   против   машин.  В   Англии   возникло  движение   Луддитов  –  разрушителей машин. Слово Луддизм связано с именем Нэда Лудда – паренька, который первым разбил свой станок. У­МП 1779г. Из отчета о нападении луддитов «…Рабочие   общим   числом   8   тысяч   человек   двинулись   на   фабрику,   вдребезги разбивая оборудование, ценность которого исчислялась 10 тысяч фунтов стерлингов… Они не скрывали намерения разрушить машины не только в ближних городах, но и во всей Англии» ­­­  ­ Дайте оценку действиям луддитов. (так стремились защитить свои права)   ­  Допустим ли подобный протест против снижения заработков или даже увольнения   (нет, но другого выхода у рабочих не было, т. к. никаких экономических и политических прав они не имели)  ­ Могло ли движение луддитов остановить промышленную революцию?   (нет. Ее успехи были очевидны) Укрепление   капиталистических   отношений. цивилизации набирало обороты все быстрее.   Становление   индустриальной Паровая машина Уатта было создана в 1784г., а 20 годами ранее в 1763 г. русский изобретатель  Иван Ползунов  создал проект двухцилиндровой паровой машины. Но  в России   было   крепостное   право,   и   на   это   изобретение   никто   не   обратил   внимание, подобные новинки в нашей стране практически не применялись. Россия вступила на путь промышленного переворота только в середине XIX века.  3. Последствия промышленного переворота?  Для экономики: рост производства, рост городов, расширение торговых связей  Для политики: укрепление международного авторитета   Для   общества:  расслоение   общества,   формирование   классов   буржуазии   и пролетариата В   период   промышленного   переворота   Англии   началось   строительство   дорог   с улучшенном   покрытием;   сооружались   каналы;   развивалась   горнодобывающая   и металлургическая промышленность Рост спроса  на станки и машины  способствовал  развитию  горнодобывающей  и металлургической промышленности. Увеличение добычи железной руды, угля   требовало развития транспорта. Начали строиться дороги с улучшенным покрытием, которые можно было использовать в любое время года, Лондон связали с дрyгими городами постоянные рейсы   дилижансов   (почтовых   карет).   Сооружались   каналы,   позволяющие   перевозить тяжелые грузы. Рост численности горожан привел к расширению спроса на продовольствие, которым Англия не могла сама себя обеспечить, а импортировала из­за границы, особенно из   колоний,   Начала   складываться   система   международного   разделения   труда:   Англия вывозила промышленные товары, ввозила продукты питания и сырье. В период промышленного переворота происходили следующие  изменения и в английском обществе: Недоедание, отсутствие полноценного отдыха вели к росту заболеваемости и 1. Использование труда детей и женщин (Крайняя бедность заставляла многих родителей  отправлять  детей  на фабрики  начиная  с  шестилетнего возраста;  труд неквалифицированных   работников,   которые   составляли   основную   массу безработных,   ценился   очень   низко.   Машинное   производство   предполагало выполнение лишь самых простых функций, не требующих физической силы. В этих условиях предприниматели предпочитали использовать труд детей и женщин;  лишь 10­25% составляли взрослые мужчины старше 18 лет) 2. высокой смертности фабричных рабочих. 3. свой станок) 4. 5. мест в парламенте, а роль в экономической жизни играли незначительную. Английский   народ   заплатил   дорогую   цену   за   прогресс   в   сельском   хозяйстве   и промышленности.   В   течение  XVIII  века   Англия   укрепила   свои   экономические   и политические позиции в Европе и мира. Промышленный переворот  преобразил   жизнь Англии, а затем и других стран, заложил основы новой индустриальной цивилизации. Создание рабочих союзов – еще одна форма протеста. Лендлорды (крупные феодальные землевладелецы)   занимали большинство Луддизм – это движение за уничтожение машин ( Нед Лудд первый сломал Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала  – Как связаны между собой промышленная революция и модернизация? Переход к индустриальному обществу – существенный этап модернизации. Такой переход как раз и осуществляется с помощью промышленной революции.  – Почему родиной промышленной революции стала Англия? Именно   в   Великобритании   государственный   строй   обеспечивал   свободу предпринимательства. И именно в Англии (не в других частях Великобритании) обычаи страны делали получение богатства почётным. За долго до XVIII века человек мог стать джентльменом (подняться по социальной лестнице) лишь получив достаточное для этого богатство. Это стимулировало производство ещё мануфактурное и необходимое для этого в условиях Англии огораживание. То есть экономика этой страны ещё до промышленного переворота перестала быть преимущественно аграрной, переворот лишь модернизировал существовавшее там производство. Немаловажную роль сыграло то, что все необходимые ресурсы   существовали   на   подконтрольных   английскому   королю   территориях   (включая колонии),   не   приходилось   надеяться   на   заграничную   торговлю,   которая   могла   бы прерваться в случае войны. 3.2. Подведение итогов а) Рефлексия  Самым интересным на занятии было…  Информация, представленная на занятии…  Мне захотелось больше узнать о…  Думаю, что для закрепления материала дома, мне нужно… б)   Оценивание     работы   группы     на   занятии,   отдельным   учащимся,   при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 48.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Продолжить   составление   таблицы,   начатой   на   занятии,   дописав   внешнюю политику правителей 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: 1.http://edufuture.biz/index.php?title –гипермаркет знаний 2. https://www.youtube.com/watch?v=xig­QpkRDJU ­ BBC Промышленная революция. 3. https://www.youtube.com/watch?v=9jsLLUX8RoY ­ Промышленный переворот в  Англии.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Промышленный переворот в Англии и его последствия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017