МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"
Цель занятия: Учебная: Дать представление о периоде правления Екатерины II, политике «просвещенного абсолютизма» (основные направления, мероприятия, значение). Ознакомить учащихся с внутренней политикой Павла I, причинами его свержения. Охарактеризовать внешнюю политику правителей России во второй половине XVIII в Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению отечественной истории, уважение к историческому и культурному наследию.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
3. конспект-образец - 9класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Россия во второй половине XVIII в Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Россия во второй половине XVIII в» ( концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Дать   представление   о   периоде   правления   Екатерины   II,   политике «просвещенного   абсолютизма»   (основные   направления,   мероприятия, значение).   Ознакомить   учащихся   с   внутренней   политикой   Павла   I, причинами   его   свержения.   Охарактеризовать   внешнюю   политику правителей России  во второй половине XVIII в Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками.  Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению   отечественной   истории, уважение к историческому и культурному  наследию. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм «Романовы») Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  История России с начала XVIII до конца   XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1999.  Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1999.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 20 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1. Екатерина II и «просвещенный абсолютизм» 2.2. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773­1775)  2.3. Политика Павла  I 3. Заключительная часть – 15 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний ­ 8 мин; 3.2. Подведение итогов – 1 мин; 3.3. Домашнее задание ­  1 мин.                   Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия         Екатерина II  является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его   имели   огромное   влияние   на   последующие   события,   особенно   на   идеологическое   и культурное   развитие   страны.   Реформы,   проведённые   Екатериной   II,   имели   большое значение   в   развитии   России,   а   сильная   внешняя   политика   и   огромные   военные   успехи укрепили  Российскую  Империю как великую державу.  Недаром её назвали Екатериной Великой. В наше  политически   и  экономически  нестабильное   время  очень  сложно  выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая,   как   известно,   повторяется,   а   именно   в   деятельности   Екатерины   II   скрыто руководство к действию будущих правителей. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания см. КИМ ­9 №14 Основная часть 2.1. Екатерина II и «просвещенный абсолютизм» Вариант проведения  занятия №1 (часть 2.1–2.4) изложение материала преподавателем Вариант проведения занятия №2 (часть 2.1–2.4) просмотр фильма «Романовы» (5 серия) Самостоятельное заполнение таблицы «Эпоха дворцовых переворотов» в процессе изложения материала преподавателем (вариант проведения занятия №1) или в процессе просмотра фильма «Романовы» (вариант проведения занятия №2) Россия во второй половине XVIII в Правитель Период правления Современники Внутренняя политика Внешняя политика Культура 1. Личность Екатерины II и первые преобразования Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт ­ Цербстская  происходила из бедного немецкого княжеского рода.  Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II   только   затем,   чтобы   доставить   удовольствие   императрице   Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой. Несмотря   на   недостаточное   образование,   Екатерина   II   на   многих   производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней. Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего  14 лет.  21 декабря 1743 года  её мать получила  от Брюммера  письмо   с   приглашением,   от   имени   Елизаветы,   приехать   с   дочерью   в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10000 рублей.  Родители  Екатерины были  очень обрадованы браком   будущего   русского   императора   с   их   дочерью.  Затруднение   вызвал   вопрос   о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил.  Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё приданое Екатерины. В декабре 1743 года Екатерина выехала, вместе с матерью, из Цербста. С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев. Миловидная принцесса всем при дворе очень понравилась, а сама Елизавета Петровна, по словам одного очевидца этой встречи, была от Екатерины в восхищении.  Обе стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя. День   бракосочетания   не   был   назначен,   поскольку   Елизавета   решила   сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15­ти летняя девушка твёрдо   поставила   себе   цель   сделаться   вполне   русской   и   забыть   своё   немецкое происхождение.  Хотя, как говорят, она до конца жизни  говорила с акцентом. В этом у Екатерины   нельзя   не   видеть   удивительное   для   таких   юных   лет   понимание   своего положения и глубокую проницательность. В июне 1745 года она была  обручена с Петром Фёдоровичем  и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха: так  его изменила болезнь, и физически и духовно.  21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью. Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны   она   ­   приятная   и   любвеобильная   женщина,   с   другой   ­   крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок ­ хитрить и   притворяться.  Но  при   всех   способностях   приспосабливаться   великой   княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и   пренебрежение   со   стороны   мужа   Петра   Фёдоровича.   Самолюбие   её   страдало.   Тогда Екатерина   обратилась   к   литературе.   Обладая   недюжинными   способностями,   волей   и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания.  Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей.  В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. В   1754   году   у   Екатерины   родился   сын   Павел   Петрович,   будущий   наследник русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы. В   декабре   1761   года   скончалась   императрица   Елизавета   Петровна.   На   престол вступил Пётр III. Екатерина   II   отличалась   огромной   работоспособностью,   силой   воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его. От лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод.  Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что  власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней.    Это интересно (шпаргалка преподавателя) Коронация Екатерины II 27 сентября 1762г. О короне Большую   императорскую   корону,   созданную   выдающимся   мастером   Иеремией Позье в 1762 году для коронации Екатерины II, которая состоялась 22 сентября того же года, называют гимном бриллианта: 4836 отборных индийских камней соединены в ней в алмазное   кружево.   Вслед   за   Екатериной   II   Большой   короной   венчали   на   царство   всех российских монархов. Массивный золотой скипетр (59,5 см), скромно украшенный ко дню коронации   лишь   восемью   тонкими   бриллиантовыми   поясками,   Екатерина усовершенствовала   сама:   в   день   ее   имени   Григорий   Орлов   преподнес   императрице уникальный по красоте и величине алмаз, ограненный высокой розой. Камень получил имя “Орлов” и был водружен в навершении императорского скипетра. По легенде, этот алмаз, один   из   крупнейших   и   прекраснейших   в   мире,   был   некогда   глазом   Будды   на   острове Серингам   близ   полуострова   Индостан.   Похищенный   оттуда,   он   сиял   в   знаменитом “Павлиньем”   троне   Надир­шаха.   В   1747   году   был   вновь   украден   и   появился   спустя некоторое время в Амстердаме, где и приобретен за 400 тысяч Григорием Орловым. ­­­ В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне,   проявляя   при   этом   крайнюю  осмотрительность.  Решая   судьбу   фаворитов   и фавориток   предшествующего   царствования,   Екатерина   проявила   великодушие   и снисходительность.   Она  остерегалась   рубить   сплеча.  В   итоге  многие   действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина   любила   и  умела   ценить   заслуги   людей.  Она  понимала,   что   ее   похвалы   и награды заставят людей еще усерднее трудиться. Екатерина   не   без   основания   указывала   на   довольно   затруднительные обстоятельства,   при   которых   она   начала   царствовать.  “Финансы   были   истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли   были   отданы   в   монополию.   Не   было   правильной   системы   в   государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в   крайнем   пренебрежении.   Духовенство   было   недовольно   отнятием   у   него   земель. Правосудие  продавалось  с торгу, и законами руководствовались  только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила краски, но   не   настолько,   чтобы   считать   ее   характеристику   положения   страны   совершенно недостоверной. С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно.  В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен   на   шесть   департаментов   со   строго   определенными   функциями   и   под руководством   генерал­прокурора,   назначаемого   монархом,   стал   органом   контроля   за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей   главной   функции   ­   законодательной   инициативы,   она   фактически   перешла   к императрице. Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый  Воспитательный Дом.  В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Екатерина   II   как   Государыня   православного   народа,   всегда  отличалась набожностью   и   преданностью   православию.  В   Польше   жило   много   православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой   силой.   Екатерина   II   приняла   решение   помочь   православным,   защитить   их   от притеснений,   дать   им   возможность   жить   спокойно.   Дело   о   православных   в   Польше   и Белоруссии   было   поручено   князю   Репнину.   После   множества   хлопот   проблема   была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики. Здравоохранение  тоже   привлекало   внимание   Екатерины   II.   Она   постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной. Екатерина II  путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все   услышать   своими   ушами.   Также   проводились   встречи   с   народом,   она   общалась   не только с вельможами, но и с простыми крестьянами. Будучи   по   происхождению   немкой,   Екатерина   II   понимала,   что   императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила. 2.2. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. В основе правления ­ власть неограниченного монарха, но не такого, как прежде, а просвещённого,  который   разрабатывает   идеальную   систему   законов,   а   помощь   в управлении государством должны оказывать дворяне (это и была продворянская политика. Итак, “просвещенный абсолютизм” ­ это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.  Просвещенный абсолютизм ­ одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах (например, укрепляются позиции новых общественных сил ­ буржуазии, интеллигенции), так и в духовной жизни общества.  Просвещенный   абсолютизм  складывался   под   влиянием   идей   Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих естественные права человека ­ свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др.  Идеи   просвещенного   абсолютизма   были   разработаны   в   сочинениях   французских просветителей   Дидро,   Руссо,   Вольтер,   с   которыми   Катерина   переписывалась   и   даже встречалась. Философы­просветители   не   были   революционерами,   что просвещенные монархи, проводя реформы, утверждая разумные законы и способствуя распространению   знаний,   смогут   осуществить   идеал   общего   блага,   т.е.  добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.    они   полагали, Эти   идеи   получили   широкое   распространение   в   Европе   и   оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально­ экономическом   развитии,   где   противоборство   дворянства   и   новых   социальных   сил   не достигло   большой   остроты,   а   у   власти   оставался   значительный   запас   прочности   для маневрирования. В роли  тогдашних “просветителей”  выступали  и прусский король Фридрих  II, и шведский ­ Густав III, и австрийский император Иосиф II. Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело   в   ходе   которой характер   целостной   государственно­политической   реформы, сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.  Основные факторы политики просвещенного абсолютизма в России.    Стремлением   верховной   власти   продолжать  модернизацию   страны,   которая была невозможна без развития промышленности и торговли.   Расширение   прав   и   свобод   русского  дворянства  в  целях   его   превращения   в подлинно   привилегированное   и   просвещенное  сословие,   способное   не   за   страх,   а   за совесть служить интересам государства и всего общества.   Осознанием   руководством   страны   необходимости  привести   существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с духом времени, социально­экономическими   процессами   и   тем   самым   укрепить   абсолютистское государство.    Остротой   социальных   противоречий,   необходимостью   принятия   таких   мер, которые бы смягчали недовольство низов.  Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.  Представлениями Екатерины II о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие. Свойственная   веку   Просвещения   вера   во   всемогущество   человеческого   разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия   хороших   законов.   Российское   же   законодательство   была   крайне   запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с   тех   пор   более   100   лет   было   издано   множество   законов   и   указов,   зачастую   не согласующихся   друг   с   другом.   Хотя   при   Петре   I,   а   затем   при   его   преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось. Екатерина   взялась   за   эту   грандиозную   задачу   по­новому:   она   решила   созвать выборных   представителей   от   сословий   и   поручить   им   выработать  новое   Уложение.  В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она ­ немка, из русских делала русских.  При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд ­ в уездных. Горожан ­ соответственно губернский и   городовой   магистраты,   государственных   крестьян   ­   верхняя   и   нижняя   судебная расправы.  В   губерниях   создавался   совестный   суд   из   представителей   трех   сословий, который   выполнял   функции   примирительной   или   третейской   инстанции.   Все   эти сословные   суды   были   выборными.  Более   высокой   судебной   инстанцией   являлись создаваемые в губерниях судебные палаты ­ гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II   начала   работать   над  жалованными   грамотами   дворянству,   городам   и государственным крестьянам.  Грамоты дворянству  и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота   дворянству   закрепила   за   каждым   потомственным   дворянином  свободу   от обязательной   службы.  Они  освобождались   и   от   государственных   податей,   от телесного   наказания.  За   ними   сохранялось  право   собственности   на   движимое   и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также  право судиться только равными  (т.е. дворянами),  вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и   каждой   губернии   закрепляло   за   собой   право   периодически   собираться,   избирать сословных   предводителей,   иметь   собственную   казну.   Правда,   императрица   не   забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал­губернаторов. Екатерина   II   внесла   существенный  вклад   в   развитие   культуры   и   искусства   в России.  Сама   она   получила   прекрасное   домашнее   образование:   обучение   иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной   женщиной.   При   Екатерине   была   создана  Российская   Академия,   Вольное экономическое общество, основано  множество журналов, создана  система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Ряд   мероприятий   эпохи   “просвещённого   абсолютизма”   имел   прогрессивное значение.   Так,   например,   основанный   по   почину   Шувалова   и   Ломоносова   в   1755   году Московский   университет   сыграл   огромную   роль   в   развитии   просвещения,   русской национальной   науки   и   культуры,   выпустив   большое   число   специалистов   по   разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.   Это интересно (шпаргалка преподавателя) Во   время   правлении   Екатерины   II   творят   такие   мастера,   как   Василий   Лукич Боровиковский,   который   приобрел   известность   портретами   императрицы,   Державина, многих   вельмож,   Дмитрий   Григорьевич   Левицкий,   в   60­е   годы   стол   академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым,   написал   коронационный   портрет   Екатерины   II,   который   очень   ей понравился. ­­­ Секуляризация   церковного   землевладения   значительно   улучшала   положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков. К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых   городов,   ставших   губернскими   и   уездными   центрами.   Для   каждого   были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II  Я   привёла   далеко   не   все   дела   совершённые   Екатериной   II.   Чтобы   сделать   это потребовалось бы написать новую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю историю России было не так уж и много. 2.2. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773­1775) 1. Причины восстания 1.   Недовольство   яицкого   казачества   мероприятиями   правительства, направленными   на   ликвидацию   его   привилегий.   В   1771   г.   казаки   потеряли   автономию, лишились права на традиционные промыслы (рыболовство, добыча соли).  Кроме того, нарастала рознь между богатой казацкой "старшúной" и остальным "войском". 2. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов   и   владельческих   повинностей,   вызванные   начавшимся   процессом   развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60­х гг. 3.   Тяжелые   условия   жизни   и   труда   работных   людей,  а   также   приписных крестьян на заводах Урала. 4.   Негибкая   национальная   политика   правительства   в   районе   Среднего Поволжья. 5.   Социально­психологическая   атмосфера   в   стране,   накалившаяся   под   влиянием надежд крестьянства на то, что вслед за освобождением дворян от обязательной службы государству начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что "манифест о вольности крестьянской" был уже подготовлен царем, но "злые дворяне" решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести  его на борьбу за Правду и возвращение  трона.  В  этой  атмосфере  и  появлялись   самозванцы,  выдававшие   себя  за Петра III. 6.  Ухудшение   экономической   обстановки   в   стране   в   связи   с   русско­турецкой войной. 2. Общая характеристика восстания Характер   движения.  События   1773­1775   гг.   представляли   собой   наиболее широкомасштабное казацко­крестьянское восстание в истории России, имевшее как черты крестьянской   войны,   так   и   типичного   народного   бунта.  Его   характер   позволяют уточнить манифесты и указы Пугачева, содержание которых менялось в ходе восстания. Лозунги восставших.  Если на начальном этапе цели восставших ограничивались восстановлением   привилегий   казачества  и   предоставлением   казацкой   свободы   всем участникам движения, то с вовлечением в него работных людей, а главное, помещичьих крестьян, характер требований значительно изменился. В   июльском   манифесте   1774   г.   провозглашалось  освобождение   крестьян   от крепостной неволи и податей, передача им земли, ликвидация чиновников и дворян, как главных "возмутителей империи и разорителей крестьян". Четкая антикрепостническая и антигосударственная направленность движения не придавала   ему  какого­либо  конструктивного   содержания,   вот  почему,   в  целом,  оно  не выходило за рамки бунта ­ "бессмысленного и беспощадного". Особенности и движущие силы. Это   движение   отличалось   своим   размахом,   ожесточенностью   борьбы   и   большей, чем   раньше,   степенью  организованности.  Например,  восставшими   была   создана Военная   коллегия,   ставшая   главным   штабом,   высшей   гражданской   и   судебной властью на "освобожденной" восставшими территории.   Впервые   появились   элементы   ­   хотя   и   незрелые   ­   идеологии   восстания, сформулированные в манифестах и указах Пугачева. В   движении   приняли   участие   яицкие   казаки,   ставшие   главной   военной   силой восстания,   обеспечивавшие повстанческую   армию   артиллерией,   народы   Поволжья   (башкиры,   татары,   калмыки), организовавшиеся в конные отряды.   работные   люди   Урала,   крепостные   крестьяне, Руководителями  восстания   стали  Емельян Иванович Пугачев  ­  донской  казак, выдавший себя за спасшегося царя Петра Федоровича; и его соратники И. Зарубин (Чика), И. Белобородов, А. Соколов по прозвищу "Хлопуша", Салават Юлаев и др. 3. Ход восстания (кратко) Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье и прошло следующие этапы: Восстание   началось   17   сентября   с  выступления   небольшого   отряда   казаков, который,  пополнившись  и  захватив  ряд  небольших  крепостей,  подошел  к  Оренбургу. Сходу  взять  город   не  удалось   и  восставшие  перешли  к  осаде.  Посланные  на  помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу. В этот период происходила организация пугачевского войска, достигшего 30 тыс. человек, была создана Государственная  военная  коллегия.  Движение  охватило  новые территории, предпринимались попытки захвата Уфы. Но 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью  карательные  войска   нанесли  повстанцам  жестокое  поражение.   Казалось,   что Пугачев, ушедший с 500 казаками на Урал, уже не поднимется. Особенность стихийных народных выступлений заключалась в том, что они быстро восполняли   людские   потери   за   счет   притока   новых   тысяч   угнетенных.  Новая   армия Пугачева  захватила ряд заводов на Урале и, преследуемая царскими войсками,  вышла к Казани.  Примерно 20 тыс. повстанцев приступили к штурму города, но, так и не успев взять   Казанский   кремль,   они  были   разбиты   правительственными   войсками   под руководством Михельсона. Именно   в   критические   дни   боев   под   Казанью   Екатерина   II,   чтобы   воодушевить дворян и подчеркнуть свою солидарность, объявила себя "казанской помещицей". Разбитый Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги. Однако   это   бегство   придало   движению   невиданный   размах.   Оказавшись   в   зоне сплошного крепостничества, Пугачев быстро пополнил свои силы. При приближении его отрядов крестьяне сами расправлялись с помещиками и чиновниками. В   июле   вышел   его   знаменитый   манифест,   отвечавший   чаяниям   русского крестьянства. Власти   уже   ожидали   похода   восставших   на   Москву,   но   Пугачев, понимая,   что крестьянская армия в военном отношении не может противостоять правительственным войскам, повернул на юг, надеясь поднять Донское казачество. В   августе  измотанные   и   плохо   вооруженные   отряды   Пугачева   подошли   к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Михельсоном. Пугачев с небольшой группой переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки. В сентябрь 1774 ­ январь 1775 г. были подавлены последние очаги восстания, а в январе   1775   г.   в   Москве   состоялась   казнь   Пугачева,   который   вел   себя   достойно   и мужественно. 4.Причины поражения восстания: 1. Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших. 2.  Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания. 3. возмущение различных слоях общества.  Разбойный   характер   и   жестокость   восставших,   вызвавшая   широкое в   4.  Сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление столь масштабного восстания. 5. Историческое значение восстания Восстание   побудило   правительство  усовершенствовать   систему   управления страной,   полностью  ликвидировать   автономию   казачьих   войск.   Река  Яик   была переименована в р. Урал. Восстание показало иллюзорность представлений о преимуществах патриархального крестьянского самоуправления, т.к. стихийные крестьянские выступления проходили под руководством общины. Память   о   "пугачевщине"   и   стремление   ее   избежать   стало   одним   из   факторов политики   правительства   и,   в   итоге,   подтолкнуло   его   позже   к   смягчению   и   отмене крепостного права. Выступление   крестьян   повлияло   на  развитие   русской   общественной   мысли   и духовную жизнь страны.     ­ Каковы причины, характер и особенности восстания Пугачева? Что в его выступлении соответствует понятию "крестьянской войны", а что подтверждает его характеристику как типичного народного бунта?  ­ Какую роль сыграло восстание Пугачева в жизни страны? 2.3. Политика Павла  I  1. Особенности внутренней политики Павла  Для сына великой императрицы была характерна крайняя неприязнь по отношению к   матери,   ее   окружению   и   политике,  которую   он   считал   насквозь   фальшивой, разлагающей дворянство и, в итоге, ослабляющей  страну. Идеалом правителя для него являлся Петр I, к временам и порядкам которого он и пытался вернуться по своему.  В то же время, в стремлении укрепить самодержавие, правда, иными методами, в продолжении   раздач   помещикам   государственных   крестьян  его   политика   мало   чем отличалась от курса Екатерины.  Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс   чести   зачастую   превращались   в   грубость,   нетерпимость   и   мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов. Основное содержание политического курса Павла I   Отказ от политики просвещенного абсолютизма в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой: разрешение подвергать дворян телесным   наказаниям,   отмена   дворянских   губернских   собраний,   восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.)   Переход   к   палочной   дисциплине   и   мелочной   регламентации   в   армии   и государственных   учреждениях.  Насаждение   прусских   порядков.   Увольнение   всех малолетних офицеров, формально находившихся на службе    Борясь   с   влиянием   французской   революции,   Павел   ввел   жесткую  цензуру, запретил  все  частные  типографии,   употребление   таких  слов   как  гражданин,   отечество, общество и др.   В то же время он предпринимает ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьянам было разрешено присягать императору, принят Указ о 3­х дневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, запрещена продажа без земли малороссийских (украинских) крестьян.   Помня   о   судьбе   своего   отца   Петра   III.  Павел   принял   новый   закон   о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.  2. Итоги правления Павла I Политика   Павла   I   вызвала   резкое   недовольство   особенно   среди   столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный: ­  чрезмерной   регламентацией   всей   государственной   жизни  и   ограничением привилегий дворян; ­ страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора; ­  интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии. Переворот   был   подготовлен   под   руководством   сановников   из   ближайшего окружения императора ­ П.А. Палена и Н.И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был   убит   в   Михайловском   замке   в   Петербурге.   Ему   наследовал   старший   сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.  ­ Что такое "просвещенный абсолютизм"? Каковы предпосылки и особенности политики просвещенного абсолютизма в России?    ­  Что   в   законах   и   деятельности   российских   императоров   2­ой   пол.   18   в. соответствовало, а что противоречило политике просвещенного абсолютизма"?   ­ Чем был вызван последний в истории России дворцовый переворот? Каковы его последствия? . ­­­ Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Расскажите о Екатерине II и ее приходе к власти. Екатерина   II   была   немецкой   принцессой,   получившей   такое   имя   при   крещении, женой   русского   наследника   престола,   потом   императора   Петра   III.   Между супругами   не   было   согласия,   у   обоих   были   внебрачные   связи.   Когда   чету короновали, Екатерина стала опасаться, что муж организует против неё заговор, чтобы жениться на своей любовнице. Новый император за первые же нескольких месяцев   правления   успел   стать   непопулярным   среди   дворянства   и,   особенно, офицерства. С помощью гвардии Екатерина свергла его с престола и посадила под арест (вскоре узник был убит) и стала править самостоятельно. 2.   Назовите   документы,   которые   сделали   российское   дворянство   самым привилегированным сословием. Что они давали дворянам? Согласно Манифесту о вольности дворянства 1762 года дворяне освобождались от обязательной 25­летней службы. Согласно Жалованной грамоте дворянству 1785 года дворяне: ­ освобождались от обязательной службы в принципе ­ освобождались от подушной подати ­ освобождались от телесных наказаний ­ получали право на торгово­промышленную деятельность ­ получали неограниченную собственность на землю и её недра 3.   В   чем   заключалось   укрепление   феодального   землевладения   в   России   во   второй половине XVIII в.? Крестьяне   оказались   в   полной   собственности   помещиков,   им   запрещалось   даже жаловаться, их продавали и дарили вместе с землёй. 4. Дайте оценку крупнейшему восстанию в России под руководством Е. И. Пугачева. Чем вы можете объяснить, что основную силу восставших составляли казаки? Казаки   были   военным   сословием,   как   и   дворянство,   но   не   имели   дворянских привилегий. Главное, государственные чиновники относились к казакам почти как к крепостным, что обижало последних. Восстание Е. Пугачёва было вызвано именно этими   причинами,   но,   по   сути,   по   меткому   выражению   А.С.   Пушкина   то   был «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»; восставшие творили немыслимые жестокости (достаточно упомянуть, что сапоги они смазывали салом, вырезанным из тел убитых офицеров). 5. В чем заключалась политика просвещенного абсолютизма, проводимая Екатериной II? Политика   просвещённого   абсолютизма   означала,   что   монарх   способствовал развитию образования и науки. Екатерина II сделала попытку и ограничить власть монарха. С этой целью в 1767 году собралась Уложенная комиссия. Деятельность этой   комиссии   показала,   что   россияне   не   готовы   управлять   собой   сами: конструктивной работы не получилось не только по крестьянскому вопросу. 6. Охарактеризуйтe внутреннюю политику Павла I. Павел I не любил всё, что делала его мать. В частности, он не любил вольности дворян,   которые   даровала   им   Екатерина   II.   Павел   считал,   что   эти   вольности ограничивали абсолютную власть монархом, Господом созданную как абсолютную. Потому он ограничив эти вольности, стремился заставить всех дворян приносить пользу   государству.   Также   он   стремился   быть   императором,   добрым   для   своих подданных,   потому   пытался   облегчить   судьбу   многих   сословий,   крестьяне   лишь один из примеров. 7. В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла I? Он проводил политику против дворян, в интересах императорской власти. Многие его указы облегчали жизнь крепостных, но вряд ли Павел I стремился действовать именно в их интересах и сделать их опорой своей власти. 8. В интересах каких политических сил был проведён переворот 11 марта 1801 г.? Переворот совершили сторонники политики Екатерины II, которые рассчитывали, что   её   продолжит   Александр   I,   который   воспитывался   больше   бабкой,   чем родителями.   Их   расчёты   в   целом   оправдались.   Также   от   переворота   выиграло дворянство в целом. 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 48.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Продолжить   составление   таблицы,   начатой   на   занятии,   дописав   внешнюю политику правителей 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 ­ Романовы. Фильм пятый

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Россия во второй половине XVIII в"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017