МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"
Цель занятия: Учебная: Дать характеристику периода царствования Б. Годунова. Ознакомить с событиями смутного времени: причинами, участниками, последствиями. Осветить ход борьбы с интервентами и выбора Развивающая: Формировать понятийный аппарат, продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками, развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения. Воспитательная: Формирование чувства патриотизма (на примере защитников «земли русской»)
Смутное время.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Смутное время в России Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Смутное время в России» (проблемно­диалогическая технология,  технология использования структурно­логических схем, синквейн как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Дать характеристику периода царствования Б. Годунова. Ознакомить с событиями смутного времени: причинами, участниками, последствиями. Осветить ход борьбы с интервентами и выбора  Развивающая: Формировать понятийный аппарат, продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками, развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.  Воспитательная: Формирование  чувства патриотизма (на примере защитников «земли    русской») В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну);  становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности;  готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М3.   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М4.   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (фильм, авторская  презентация по теме) Раздаточный материал:У­МП Музыкальный ряд: Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя или Иван Сусанин») Место проведения: аудитория Литература для подготовки: Сахарова. – М.: АСТ, 1999.  История России с начала XVIII до конца   XIX века / Под ред. А.Н.  Коробков   Ю.Д.   Пособие   по   истории   для   поступающих   в   вузы.   – Магнитогорск: МГПИ,1995.  Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1999.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 30 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 57 минут 2.1. Общая характеристика эпохи 2.2. Правление Бориса Годунова 2.3. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. 2.4. Интервенция 2.5. Итоги смутного времени 3. Заключительная часть – 3 минуты 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия                                                     Смутное время впервые и больно ударило по                                                      сонным русским умам, заставило способных                                                     мыслить,  людей раскрыть глаза на                                                     окружающее, взглянуть прямым и ясным                                                     взглядом на свою жизнь                                                                                         В.О.Ключевский (При наличии аудиосредств) Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя или  Иван Сусанин»          Прозвучавший музыкальный фрагмент хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» посвящен одному из самых сложных периодов нашей истории ­ событиям начала XVII века.          XVII век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «великой московской разрухой» и «смутой». Неурожай, голод, мор. Усилились крестьянские побеги и волнения, появились самозванцы.                     Не   выдержав   поборов,   тягот   и   кабалы,   крестьяне   начали   первую   в   России крестьянскую войну, зарево которой взметнулось над огромным пространством страны. Одновременно   с   этим   –   вмешательство   польской   шляхты   во   внутренние   дела   России, открытое вторжение – «литовское разорение», а с севера  – шведы. Казалось, неоткуда ждать спасения. Казалось, государство погибнет и физически, и нравственно. Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое   Мининым   и   Пожарским   ополчение   «Всей   Земли».   Оно   показало жизненность и силы России.                          Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.              Нам предстоит решить сегодня проблемную задачу: XVII век – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии? 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания в форме опроса 1. Что такое абсолютизм? Каковы его характерные признаки? Абсолютизм  – форма правления,  при которой монарх обладает неограниченной властью, сосредоточив в своих руках все её рычаги, прежде всего, финансы и стремясь контролировать   все   сферы   государственной   деятельности   непосредственно   или   через бюрократический аппарат.  2. Являются ли понятия «абсолютизм» и «самодержавие» тождественными? Самодержавие   это   неограниченная   монархия,   опирающаяся   на   московское понимание византийских традиций. Переход от него к абсолютизму знаменовал переход к ориентированию на западноевропейские традиции, отход от утверждений об уникальности Российского государства как единственного истинного наследника наследница Византии, а через неё Римской империи. 3. Каково значение принятия царского титула Иваном IV? Принятие   этого   титула   означало   начало   самостоятельного   правления   Ивана   IV, прекращения всевластия боярских группировок. 4. Каковы были основные цели реформ 50­х гг. XVI в.? а) упорядочить управление страной; б) укрепить центральную власть; в) возродить местное самоуправление. 5. Каковы были причины введения в стране опричных порядков? Что вы знаете о политике опричнины? Россия   проигрывала   Ливонскую   войну,   неудачи   в   войне   стали   объясняться предательством  и   кознями  бояр.  Царь  считает,   что  его  окружение  мечтает   прекратить войну,   свергнуть   государя.   Все   это   заставляет   Ивана   создать   себе   новое   окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора). Таким  образом, социально­политический  смысл  опричнины тесно переплетался  с религиозными представлениями людей той эпохи. Власть с помощью жестокого террора, принимающего   зачастую   иррациональные   формы,   стремилась   с   одной   стороны, компенсировать   свою   слабость   и   неэффективность,   а   с   другой   ­   парализовать   волю населения   к   сопротивлению,   вселить   ужас   в   души   людей,   заставить   их   безропотно подчиняться своим предначертаниям.  6. Каковы были направления внешней основные политики Ивана 4? Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: А) на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; Многие   прибалтийские   земли   издавна   принадлежали   Новгородской   Руси.   Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям­Запольского (с Польшей)   и   Плюсского   (со   Швецией)   перемирий.   Русским   пришлось   отказаться   от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война  истощила  силы   России.  Главная  задача  завоевание  выхода  к  Балтийскому   морю решена не была. Б)   на   востоке   –   борьба   с   Казанским   и   Астраханским   ханствами   и   начало освоения Сибири; расширение территории русского государства. Сначала   Иван   Грозный   предпринял   дипломатические   шаги,   направленные   на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. войско российского царя осадило Казань. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Окончательно Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству в 1598 г. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. 7. Каковы итоги Ливонской войны? 1) Выход к Балтийскому морю получен так и не был. 2) Завоеванные в ходе войны земли были утеряны. 3) Не было допущено потери довоенных земель. 4) Некоторые земли подверглись разорению (отдельные рейды доходили до Волги). 5) Война привела к большим финансовым потерям. 8. Каковы итоги царствования Иваного Грозного? 1) прекращение феодальной усобицы; 2) реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооружённые силы; Балтийскому морю; 3) значительное расширение государства на Восток; 4)   поражение   в   Ливонской   войне,   следовательно,   в   попытке   получить   выход   к 5) голод и эпидемии, из­за которых многие русские земли обезлюдели; 6)   опричнина   и   вызванные   ею   массовое   кровопролитие   не   улучшили демографическую ситуацию; 7) намечавшийся династический кризис, вызванный самим царём: своего сына Ивана и неродившегося внука он убил собственноручно, другой его сын Фёдор на момент смерти своего отца был женат уже девять лет бездетно. Основная часть 2.1. Общая характеристика эпохи 1.Что такое Смута.  Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом, в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т.е. резкое изменение моральных   и   поведенческих   стереотипов,   сопровождаемое   беспринципной   и   кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы. 2. Характер Смуты.  События фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества,   достаточно   разнородная   по   своему   социальному   составу   (служилые   люди, посадские,   казачество,   беглые   холопы,   крестьяне   и   даже   представители   боярства), выступила   против   другой,   не   менее   пестрой   в   социальном   отношении,   населявшей центральные   и   северные   уезды.   При   этом   между   ними   не   существовало   непроходимой грани и даже происходил своеобразный обмен кадрами. Значительная же часть населения, в первую   очередь,   крестьянство,   выступала   в   качестве   пассивной   массы,   страдающей   от действий как той, так и другой группировки.  3. Предпосылки Смуты    Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграла Ливонская война (1558—1583).  Такое длительное  перенапряжение моральных и физических сил  народа, экономический   упадок   и   разорение  значительной   доли   российских   земель,   привели   к подрыву экономической базы как тяглого, так и служилого сословий.   Немалое   воздействие   на   процесс   формирования   Смуты   оказала опричнина, принесшая немало бед русскому обществу. Опричнина в значительной степени отразилась на нравственном состоянии общества.   Резкое  ухудшение положения крестьянства  приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов и к продлению действия «заповедных лет» — увеличению срока сыска беглых холопов.   Кроме   того,   а   первые   годы   XVII   в.   случилось  несколько неурожаев.  Голод, разразившийся в Московском государстве, унес сотни тысяч жизней и вызвал целый ряд бунтов и крестьянских выступлений.  Но главной причиной возникновения Смуты стало пресечение династии.  31 мая  1584 года Федор Иоаннович венчался на царство. Торжественная цере­ мония утомила его, и он, не задумываясь, отдал державу — тяжелый золотой шар — стояв­ шему   рядом   Борису   Годунову.   Позже   современники   истолковали   это   событие   как символическое, но в тот момент Годуновы, наряду с другими боярскими партиями, еще только боролись за влияние на царя. Федор Иоаннович.  Богомольный, рассеянный  и как будто  не от мира сего, не питал  никакого   интереса   к   государственным   делам  и  легко   поддавался   чужому влиянию в вопросах, которые его лично не занимали.  Еще   при   жизни   Ивана   Грозного,   учитывая   неспособность   второго   сына   царя управлять страной, был создан опекунский совет из пяти бояр.  Рядом   с   Федором   Иоанновичем   был   еще   один   человек   —   его   супруга  Ирина Годунова.   Федор   любил   свою   жену   и   всецело   ей   доверял.   Этим   не   преминул воспользоваться  старший брат царицы  Борис, сделавший карьеру при опричном дворе Ивана Грозного.  Вскоре опекуны перессорились. Многие хотели отстранить вчерашних опричников от власти и вернуть Боярской думе былое влияние.  Борису Годунову помогла политическая изворотливость. Он сблизился с одним из опекунов,  дядей   царя   Никитой   Романовым,   и   быстро  занял   главенствующее   место   в правительстве Федора Иоанновича.  В феврале 1598г.умер (от болезни) последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного царь Федор Иванович, не оставивший потомства.  В 1591 г. в Угличе,  при невыясненных обстоятельствах погиб  царевич Дмитрий. Официальная   комиссия,   возглавляемая   В.   Шуйским,   назначенным   Годуновым, засвидетельствовала несчастный случай. Однако широкое распространение получили слухи о причастности правителя к этой смерти, ибо Дмитрий мог стать его конкурентом в борьбе за власть. Современный анализ всех обстоятельств смерти и политической обстановки в стране показывает, что Годунову эта смерть могла только повредить.  2.2. Правление Бориса Годунова 1. деятельность Бориса Годунова при Федоре. Фактически управляя страной за Федора, Б. Годунов сумел добиться относительной социально­экономической   и   политической   стабилизации,   в   первую   очередь,   за   счет закрепощения   крестьян,   поддержки   средних   и   мелких   землевладельцев   и   облегчения положения посадских людей. При нем возникают новые города ­ Самара, Саратов, Курск, Белгород  и  др.Был   избран   первый   русский   патриарх,  что  повысило   авторитет   русской церкви и государства. Во   внешней   политике   Годунову   удалось   ликвидировать   некоторые   последствия Ливонской   войны.   После   войны   со   Швецией   по   Тявзинскому   договору   1595   г.   Россия вернула часть утраченных территорий, что дало ей возможность снова получить выход к морю.   Татары   год   за   годом   проверяли   на   прочность   южные   рубежи   страны,   причем   с каждым разом набеги принимали все больший размах.  В 1587 году русским войскам едва удалось остановить около 40 тысяч крымских всадников.   Борис   Годунов,   не   считаясь   с   расходами,   начал   строительство   крепостей   в стратегически   важных   точках.   Деятельное   участие   в   этих   фортификационных   работах принял знаменитый зодчий Федор Конь.  2. Царствование Бориса Годунова. После смерти Федора Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598­ 1605). Он долгое время отказывался, но  под угрозой отлучения от церкви согласился взойти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных, улучшить условия их жизни, не прибегать к казням.  Впервые в стране на трон вступил не природный, а избранный царь, что и должно было стать основой авторитета его власти. Борис Годунов, зарекомендовавший себя как талантливый   государственный   деятель,  задумал   целый   ряд   реформ,   призванных обеспечить развитие страны.  При нем наметилось и сближение с Западом. На службу приглашались иностранцы, русские молодые дворяне отправлялись на учебу за границу. В 1601 и 1602 гг. из­за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай, что привело к страшному голоду. Власть предприняла активные меры по выходу из кризиса. Временно был восстановлен Юрьев день для некоторых категорий крестьян (Юрьев день­ определенный законом срок (день памяти св. Георгия, когда крестьянин имел право уйти от хозяина к другому владельцу, выполнив предварительно обязательства к нему. Это было по   окончании   осенних   работ   (неделя   до   и   после   26   ноября);   проводились   бесплатные раздачи хлеба из царских амбаров. Но эти меры не улучшили ситуацию. Люди   не   видели   в   Годунове   природного   государя  —   помазанника   божьего,   а только всего лишь человека, избранного народом.  В народе, воспринимавшим бедствия как Божье наказание за грехи, все более распространялись слухи о греховности Бориса (ему вменялось страшное преступление ­ детоубийство 1591 г.) и его царствования (оно не от бога, а от людей, избравших его на Земском соборе).  Голод и разочарование в правлении Бориса Годунова привели к первым народным выступлениям и ожиданию спасителя.  Распространялись слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. 2.3. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. 1   вариант   работы   с   вопросом  (выбор   варианта   зависит   от   возможностей работы группы) – работа с учебником стр. 143­145 с последующей беседой  – Что привело Лжедмитрия к власти, а что вызвало его падение?   –   Можно   ли   считать   восстание   под   руководством   И,И.   Болотникова крестьянской войной? Каковы причины его поражения? 2 вариант работы с вопросом – работа с преподавателем 1. Лжедмитрий I Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского рода, был холопом Федора  Никитича Романова  ­ двоюродного брата царя Федора  Ивановича (по материнской   линии).   После   расправы   Бориса   Годунова   над   семьей   Романовых,   ложно обвиненной в 1600 г. в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился   личным   секретарем   патриарха   Иова.   Это   свидетельствует   о   таланте   и способностях   будущего   самозванца.   Не   исключено,   что   к   этой   роли   его   подготовили Романовы, прекрасно знавшие жизнь царского двора и детали трагедии в Угличе.  Оказавшись в Речи Посполитой (Польше) и хорошо зная, что творится на родине, Григорий Отрепьев объявил себя младшим сыном Ивана IV и, обещая территориальные уступки   и   денежные   вознаграждения,   сумел   заручиться   поддержкой   польской   шляхты. Кроме того, он обручился с дочерью воеводы Мариной Мнишек и, по некоторым данным, принял католичество.  В октябре 1604 г.  с небольшим отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли   поляки)   Лжедмитрий   перешел   русскую   границу   около   Чернигова   и оказался   на   юго­западной   окраине,   куда   стекались   холопы,   беглые   крестьяне,   где бурлила служилая мелкота и казачество. В январе 1605 г. у Добрыничей царские войска нанесли сокрушительное поражение отрядам самозванца. Поляки его покинули, да и сам   он   собирался   уже   бежать   в   Польшу,   но   здесь   свою   роль   сыграло   настроение народа. Считая   самозванца   законным   наследником   престола,   а   значит   и   своим спасителем,   население   юго­западных   окраин   заставило   его   продолжить   борьбу. Бесспорно, что низы общества надеялись получить от него и вознаграждение, а служилые люди,   казачество   ­   льготы   и   привилегии.   Учитывая   эти   настроения,   проникавшие   в центральные районы и в войска,  заколебались царские воеводы, а  после неожиданной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. часть их перешла на сторону Лжедмитрия. В   Москве   был   свергнут   и   убит   наследник   Бориса,   образованный   и   хорошо подготовленный   к   выполнению   своих   царских   обязанностей   16­летний   Федор.  А   после того,   как   Мария  Нагая   узнала   своего   сына,   что   окончательно   убедило   москвичей   в подлинности царя, Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605 г. венчался на царство.  Поддержка   народа,   казалось,   должна   была   упрочить   его   положение   на   троне. Однако   обстановка   в   стране   оказалась   настолько   сложной,   что   при   всех   своих способностях и благих намерениях, новый царь не смог разрешить клубок противоречий. ­  Отказавшись   выполнять   обещания,   данные   польскому   королю  и католической церкви, он потерял поддержку внешних сил. ­   Духовенство   и   боярство   настораживали   его  простота   и   элементы западничества во взглядах и поведении.  В итоге, самозванец так и не нашел опоры в политической элите русского общества. ­  Не   получили   ожидаемого   многие   служилые   люди.   Правда,   Лжедмитрий раздавал земли и деньги дворянам юга и освободил эту территорию от налогов на 10 лет, но его милости тяжелым бременем ложились на население центра и монастыри. Кроме того, он   объявил   призыв   на   службу   и   стал   готовиться   к   походу   на   Крым,   что   вызвало недовольство многих служилых людей. ­   Рост   казачества   за   счет   выходцев   из   разных   слоев   общества,   его   нежелание возвращаться к производительному труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус   привилегированного   служилого   сословия,   заставили  Лжедмитрия   вывести казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции. ­   Не   улучшилось   положение   низов   общества:  сохранялось   крепостничество, тяжелые   налоги.   Кроме   того,   простых   людей   постепенно   отталкивали   не   только колебания политики доброго царя, но и его  личное поведение. Своей неординарностью, нарушением   традиционных   норм   поведения   земного   бога   (например,   он   не   выполнял полагавшиеся церковные ритуалы, запросто общался с людьми на улице), царь шокировал москвичей. Все это предопределило легкость совершенного в мае 1606 г. переворота. Поводом к   нему   послужила  свадьба   Лжедмитрия   с   Мариной   Мнишек  и   поведение сопровождающих ее поляков. Бояре стимулировали народное недовольство, направив его на царя и ближнее окружение. В результате боярского заговора Лжедмитрий был убит, а царем на импровизированном Земском соборе провозглашен Василия Шуйский. 2. Движение под руководством И.И. Болотникова В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы кн. Г.П. Шаховского и бывшего   военного   холопа  И.И.   Болотникова  поднялся   мятеж   против   центральной власти.  Главный   лозунг,   звучавший   примерно   так:  бей   бояр,   бери   их   земли,   чины, имущества и жен, по сути своей означал не свержение существующих общественных порядков, а замену одних обладателей власти и имущества другими.  Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву. К столице подошли также отряды из Рязани и Тулы   во   главе   с   дворянами   П.   Ляпуновым   и   И.   Пашковым,   выступившими   против   В. Шуйского.  Но   в   решающий   момент   из­за   противоречий   среди   командования повстанцев, они перешли на сторону правительства, что и предопределило поражение в начале декабря 1606 г. сторонников царя Дмитрия. Сыграли свою роль и проклятия в их адрес со стороны патриарха Гермогена.  Вначале   Болотников   отступил   к   Калуге,   а   потом   к   Туле,   соединившись   там   с казачьими   отрядами  другого   самозванца   ­   царевича   Петра   Федоровича  (за несуществующего  сына царя Федора себя выдавал  терской казак Илейка Муромец). После длительной осады в сентябре 1607 г. Тула была взята, а руководители восстания, сдавшиеся на милость победителя и поверившие его обещаниям, взяты под стражу и позже казнены. 2.4. Интервенция 1 вариант работы с вопросом – работа с учебником стр. 145­147 с последующей беседой:  –  Чем вызвано свержение В. Шуйского? Как мог бы измениться ход русской истории, если бы ему удалось удержаться на троне.  – Что позволило русскому народу преодолеть Смуту и изгнать иноземцев?  – Почему Первое ополчение распалось, а Второму удалось изгнать интервентов из Москвы?   –  Расскажите о последствиях и историческом значении Смуты. Можно ли ее сравнить с событиями отечественной истории начала ХХ в.? Что объединяет, а что отличает эти две национальные катастрофы? 2 вариант работы с вопросом – работа с преподавателем 1. Лжедмитрий II  Восстание   было   подавлено,   но   Смута   на   этом   не   прекратилась,   так   как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607 г. на юге страны объявился  Лжедмитрий  II.  Его поддержали отряды польской   шляхты,   спасающейся   от   Сигизмунда   III   после   подавления   антикоролевского выступления, и примкнувшие остатки болотниковских войск.  Подойдя к столице, Лжедмитрий II укрепился в с. Тушино под Москвой (отсюда его прозвище тушинский вор). В его лагере оказалась и Мария Мнишек, признавшая в нем спасшегося мужа.  Отряды   тушинцев   разоряли   страну,   грабили   население,   что   вызывало   его ненависть и стихийные выступления.  Для борьбы с ними в феврале 1609 г. Шуйский пошел на соглашение со Швецией. Шведско­русские   войска   нанесли   ряд   поражений   тушинцам.  Содержание   шведских отрядов   повлекло   за  собой  увеличение   налогового  бремени,   что   усилило   недовольство правлением Шуйского.  2. Начало открытой интервенции.  Вмешательство Швеции послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода к открытой интервенции. Польские войска осадили Смоленск. По приказу короля   поляки,   воевавшие   под   знаменами   царя   Дмитрия   Ивановича   должны   были прибыть в смоленский лагерь, что ускорило развал Тушинского лагеря. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где в декабре 1610 г. был убит своим телохранителем. Сигизмунду III двигался к Москве. Близ Можайска у с. Клушино  в июне 1610 г. поляки   нанесли   сокрушительное   поражение   царским   войскам,   что   полностью подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению (постригли в монахи). Власть перешла   в   руки   правительства   «Семибоярщины»,   которое   заключило   с   поляками договор о приглашении Владислава ­ сына Сигизмунда III. Шведские войска, освобожденные после свержения В. Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России.  Так борьба за политическую власть привела к социальному хаосу, что, в итоге, поставило страну на грань национальной катастрофы. 3. Борьба за независимость.  Катастрофическая   ситуация   всколыхнула   патриотические   настроения   и религиозные   чувства,  заставила   многих   русских   людей   встать   над   социальными противоречиями,   политическими   разногласиями   и   личными   амбициями.   Сказывалась   и усталость   всех   слоев   общества   от   гражданской   войны,   жажда   порядка,   который   ими осознавался как восстановление традиционных устоев. В итоге это и предопределило возрождение царской власти в ее самодержавной и православной форме, отказ от всех новшеств, направленных на ее преобразование, победу консервативных   традиционалистских   сил.   Но   только   на   этой   основе   возможно   было сплотить общество, выйти из кризиса и добиться изгнания оккупантов. В весне 1611 г. при участии дворян, крестьян, посадских людей южных и северо­ восточных   уездов   сложилось  Первое   ополчение  с   целью   изгнания   поляков.   Но   из­за внутренних разногласий оно распалось.  Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения.  Его инициатором стал нижегородский земский староста  Кузьма Минин, а военным руководителем ­ князь Дмитрий Пожарский. Выдвинутая программа: освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения, сумела сплотить представителей всех сословий.  Для ополчения нужны были средства. Минин сам показал пример нижегородцам, пожертвовав на спасение Отечества все наличные деньги и украшения жены.  В разные концы страны скакали гонцы с призывами объединяться против общего врага. Войско росло, к нему присоединялись и высылали свои дружины, оружие и деньги всё новые и новые города. Сражения ополченцев с поляками начались летом 1612 года и продолжались до поздней осени. Захватчики отступали, и раз за разом победителям доставались их обозы, пушки, знамёна. 22 октября (4 ноября по новому стилю), ополченцы штурмом взяли слободу Китай­ город,   а   через   две   недели,   не   выдержав   холода   и   голода,   сдался   и   покинул   Кремль последний польский отряд. Русь была спасена.  С 2005 года 4 ноября объявлен государственным праздником ­  Днём народного единства.  А   руководители   ополчения,   Кузьма   Минин   и   князь   Пожарский,   получили всенародное признание как спасители Отечества. В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов. 2.5. Итоги смутного времени   Россия   вышла   из   Смуты   крайне   истощенной,  огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.   с   Резко   ухудшилось   международное   положение   страны.  Россия   оказалась   в политической   изоляции,   ослаб   ее   военный   потенциал,   долгое   время   практически беззащитными оставались южные рубежи.  В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.   Народ   сумел   отстоять   независимость,   но   в   результате   его   победы   в   России возродилось самодержавие и крепостное право.  Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях  укрепления крепостничества. Однако,   вероятнее   всего,   иного   пути   спасения   и   сохранения   российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала  – Итак, ответьте на проблемный вопрос занятия: XVII век – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?  3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 33,35­36.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета  МГУ).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Смутное время в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017