МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

Оценка 4.7
Лекции
doc
обществознание
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"
Цель занятия: Учебная: Дать понятие о социальных отношениях, о социальных общностях и группах. Рассмотреть социальную стратификацию, социальную мобильность общества. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и систематизации полученных данных. Расширять кругозор. Воспитательная: Формировать интерес к предмету "обществознание" План занятия 1. Вводная часть – 23 минуты 1.1. Организационный момент 1.2. Мотивация занятия. 1.3 Контроль исходного уровня знаний 2. Основная часть – 59 минут 2.1.Социальная структура общества 2.2. Слагаемые стратификации 2.3. Социальная мобильность 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний 3.2. Подведение итогов 3.3. Домашнее заданиеМЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ
2 №3 социальная стратификация.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж» ОГБПОУ БМК МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: «Социальная стратификация» Братск, 2016 г. Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК № Протокол заседания № _____ от «___»____________ 20__ г. Председатель _______________ (ФИО) Разработчик (и):  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Тема «Социальная стратификация» (проблемно­диалогическая технология, концептуальная таблица как  прием технологии развития критического мышления) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Дать понятие о социальных отношениях, о социальных общностях   и группах.   социальную мобильность общества.   Рассмотреть   социальную   стратификацию, Развивающая: Формировать   понятийный   аппарат,   логическое   мышление   студентов, прививать навыки анализа и систематизации полученных данных. Воспитательная: Формировать интерес к предмету. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:  − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также   различных   форм   общественного   сознания,  осознание   своего   места   в поликультурном мире; −  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  − готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества,   к самостоятельной,   творческой   и   ответственной   деятельности;   сознательное отношение   к   непрерывному   образованию   как   условию   успешной профессиональной и общественной деятельности; метапредметных:  М7. владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: П1.   сформированность   знаний   об   обществе   как   целостной   развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; П2. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; П3. владение умениями выявлять причинно­следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение:  Раздаточный материал: Схема «Классификация социальных общностей»,  таблицы «Основные классы современных развитых обществ», «Исторические  типы стратификаций» Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Аверьянова   Г.И.   ЕГЭ­2009.   Обществознание.   Тематические тренировочные задания.­ М.: ЭКСМО, 2009.  Демонстрационный   вариант   контрольных   измерительных   материалов единого   государственного   экзамена   2010   г.по   обществознанию, подготовленый   Федеральным   государственным   научным   учреждением "Федеральный институт педагогических измерений".  Лазебникова   А.Ю.   Обществознание.   Подготовка   к   ЕГЭ   2010. Вступительные   испытания   /   А.Ю.Лазебникова,   Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая,   Е.С.Королькова,   М.Ю.Брандт.­   М.:   Издательство "Экзамен", 2010.  Мишина О.Д. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. Преподавание истории в школе №5 2008 г.  Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.­М.: ВАКО, 2009. План занятия 1. Вводная часть – 23 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия. 1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 59 минут 2.1.Социальная структура общества 2.2. Слагаемые стратификации 2.3. Социальная мобильность 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  3. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Социальная структура и стратификация­центральные темы общественных наук. Она описывает   социальное   неравенство   в   обществе,   деление   социальных   слоев   по   уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.          В   первобытном   обществе   неравенство   было   незначительным,   поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно   поделило   людей   по   доходам,   уровню   образования,   власти.   Возникли   касты,   затем сословия, а позже ­ классы.         В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен.          Свобода социальных  перемещений  (мобильность) определяет  то, каким  является общество ­ закрытым или открытым. (?) ­ Определите важность изучаемой темы для общества и для вас. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Актуализация базовых знаний: (?)   –   Любому   ли   человеку   в   обществе   доступны   высшие   ступеньки   социальной лестницы?  (?) ­ От чего зависит положение человека в обществе?  (?) ­ Как понимаете слова французского писателя Оноре де Бальзака «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (?) – Приведите примеры из истории, когда положение или настроение той или иной социальной группы влияло на общественную жизнь и политику. (?) ­ Насколько важно, на Ваш взгляд, государственным чиновникам, принимающим  законы, учитывать интересы тех или иных социальных групп в социально­ экономической политике? (установление или отмена налогов, помощь малоимущим  слоям населения)  Основная часть 2.1.Социальная структура общества 1. Понятие «социальная структура общества»  Общество   отличается   сложным   строением   и   многогранными   человеческими отношениями. (?) – Как бы вы определили, что значит «социальная структура общества»? Социальная структура – это внутренне устройство общества, совокупность его  элементов и взаимосвязей между ними.  (?) – Определите элементы социальной структуры общества Главными элементами социальной структуры являются:  Взаимодействующие друг с другом индивиды (люди)  Сложившиеся в обществе социальные институты (?) – Какие социальные институты можете назвать?  Образуемые людьми социальные общности Все эти элементы переплетены сложными многообразными и многочисленными  взаимосвязями и отношениями… 2. Социальные общности и их виды Социальные общности – группы людей, объединенные какими­либо общими  признаками: общими интересами, ценностями, делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей. (?) – Рассмотрите схему и постарайтесь самостоятельно привести примеры каждого  вида социальных общностей. Схема. Классификация социальных общностей Основные виды социальных общностей По степени устойчивости  Неустойчивые  Среднеустойчивые  Устойчивые По размерам  Большие  Средние  Малые (формальные,  неформальные) По содержанию  Социально­классовые  Социально­этнические  Социально­демографические  Социально­профессиональные  Социально­территориальные По степени устойчивости различают:  Кратковременные неустойчивые группы, которые отличаются случайным  характером и слабым взаимодействием между людьми (театральные зрители, пассажиры  автобуса, туристическая группа, митингующая толпа)  Группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей,  школьный класс)  Устойчивые общности (нации, классы) По размерам:  Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны  в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т.д.)  Средние социальные общности (жители Братска или Иркутской области;  работники таких заводов –гигантов как КамАЗ в Набережных Челнах, БРаЗ)  Малые (первичные) группы (семья, космический экипаж, учебная группа,  коллектив магазина). Отличительными чертами малых групп являются не только их  малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между  участниками группы, заметная близость целей, норм и правил поведения. Формальные создаются специально и действуют согласно определенному  административно­правовому порядку: уставу, положению, инструкции. Неформальные сплачивают людей в процессе их свободного общения, под  влиянием общих интересов и взаимных симпатий. По содержанию:  Социально­классовые (касты, сословия, классы)  Социально­этнические (роды, племена, народности, нации)  Социально­демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, мужчины)  Социально­профессиональные (шахтеры, учителя, врачи)  Социально­территориальные (жители отдельных краев, областей, районов,  городов…) 2.2.  Слагаемые стратификации 1. Понятие «социальная стратификция» Сообщение студента 1 Наибольшее внимание социологов привлекают социально­экономические общности. С этим связана проблема так называемой социальной стратификации. В   любом   обществе   неизбежно   социальное   неравенство.   Одни   люди   более трудолюбивы,  усердны, предприимчивы  и могут иметь  хорошее образование и высокие заработки. У других меньше энергии, а значит, успехов в жизни. Кроме этого, кто­то может оказаться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний. А кому­то в этом плане «не повезло». Таким   образом,   из­за   неравенства   общество   напоминает    «слоеный   пирог»,  в котором   можно   выделить   несколько   социальных   пластов,   различающихся   по  уровню благосостояния людей, или по  степени их обеспеченности жизненными благами. На основе   этого   можно   выстроить   своеобразную  иерархическую   лестницу   благополучия, разместив на её ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты) с примерно одинаковым уровнем жизнеобеспечения.  Термин  «стратификация»  пришел  из геологии, где он обозначает  расположение пластов   Земли   по   вертикали.  Социология   уподобила   строение   общества   строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали.  Основанием   служит  лестница   доходов:  бедняки   занимают   низшую   ступеньку, зажиточные группы населения ­ среднюю, а богатые ­ верхнюю. Богатые занимают самые привилегированные должности  и имеют самые  престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые   и   деятели   искусств   составляют  элиту   общества.    К   среднему   классу  в современном обществе относят  врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих,   среднюю   и   мелкую   буржуазию.  Рабочий   класс,  согласно   современным представлениям,  которая   занимает промежуточное положение между средним и низшим классами.  К низшим слоям  ­ неквалифицированных рабочих, безработных, нищих.    составляет   самостоятельную   группу, Работа с документом  с последующим его обсуждением Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием эко­ номического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или   капиталистических   принципах,   определено   ли   оно   конституционно   как   «общество равных»   или   нет.   Никакие   этикетки,   вывески,   устные   высказывания   не   в   состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выра­ жается   в   различии   доходов,   уровня   жизни,   в   существовании   богатых   и   бедных   слоев населения. Если в пределах какой­то группы существуют иерархически различные ранги в смысле   авторитетов   и   престижа,   званий   и   почестей,   если   существуют   управляющие   и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это   означает,   что   такая   группа   политически   дифференцирована,   что   бы   она   ни провозглашала   в   своей   конституции   или   декларации.   Если   члены   какого­то   общества разделены   на   различные   группы   по   роду   их   деятельности,   занятиям,   а   некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам. (?) ­ О каких видах социального расслоения говорится в документе?  (?) ­ Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?  (?) ­ Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?  (?) ­ Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры современного общества? Сообщение студента 2 2. Критерии стратификации: 1. Доход ­ количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий,   пособий,   алиментов,   гонораров,   отчислений   от   прибыли.   Доходы   чаще   всего тратятся   на   поддержание   жизни,   но   если   они   очень   высоки,   то   накапливаются   и превращаются в богатство. 2.   Богатство  ­   накопленные   доходы,   т.   е.   количество   наличных   или овеществленных денег. Во втором случае они называются  движимым  (автомобиль, яхта, ценные   бумаги   и   т.   п.)   и  недвижимым  (дом,   произведения   искусства,   сокровища) имуществом. Обычно   богатство  передается   по   наследству.  Наследство  могут   получать   как работающие, так и неработающие, а доход ­ только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих.  Богатые  могут работать и не работать. В том и  в другом случае  они  являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика.  У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты. 3.  Суть  власти  ­ в  способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть  институциализирована,  т.е.  охраняется  законами  и традицией,   окружена   привилегиями  и  широким  доступом   к   социальным   благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти ­ политической, экономической или религиозной, ­ составляют  элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы. 4. Престиж ­ уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или   сантехника.   Должность   президента   коммерческого   банка   престижнее   должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа.  Мы определяем профессиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторых   странах,  прежде   всего   в   США,   социологи  измеряют   его   при   помощи специальных   методов.  Они   изучают   общественное   мнение,   сравнивают   различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.  Первое   такое   исследование   американские   социологи   провели   в   1947г.   С   тех   пор   они регулярно   измеряют   данное   явление   и   следят   за   тем,   как   со   временем   изменяется   престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину. 5. Образование – совокупность приобретенных человеком знаний. При этом важен не  только   уровень   образования,   но   и  престижность   учебных   заведений,   в  которых   оно получено.  Доход,   власть,   престиж   и   образование   определяют   совокупный   социально­ экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает   обобщенным   показателем   стратификации.   Он   выполняет   важнейшую   роль   в социологии в целом.  3. Исторические типы стратификации Сообщение студента 3, 4 Стратификация   возникла   вместе   с   зарождением   человеческого   общества.   В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего   государства   ­   восточной   деспотии   ­   стратификация   ужесточается,   а   по   мере развития   европейского   общества,   либерализации   нравов   стратификация   смягчается. Сословный   строй   свободнее   кастового   и   рабства,   а   пришедший   на   смену   сословному классовый строй стал еще более либеральным.  Рабство ­ исторически первая система социальной стратификации. Возникло в глубокой   древности  в   Египте,   Вавилоне,   Китае,   Греции,   Риме  и   сохранилось   в   ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIXв. Рабство ­ экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая   с   полным   бесправием   и   крайней   степенью   неравенства.   Оно   исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются.  В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме   с   хозяевами,   участвовал   в   общественной   жизни,   вступал   в   брак   со   свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.  На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Разрешалось убивать   его.   Он   не   владел   собственностью,   но   сам   считался   собственностью   хозяина («говорящим орудием»). Так   рабство   превращается   в   рабовладение.   Когда   говорят   о   рабстве   как   об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.   Касты.   Как   и   рабство,   кастовый   строй   характеризует   закрытое   общество   и жесткую  стратификацию.  Он  не  такой  древний,  как  рабовладельческий  строй,  и  менее распространенный.   Если   через   рабство   прошли   практически   все   страны,   разумеется,   в разной степени, то  касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия ­ классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз.  Кастовое   положение   человека  закреплено   индусской   религией  (понятно   теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 основных касты:   брахманы (священники),   кшатрии (воины),   вайшии (купцы),   шудры (рабочие и крестьяне)  и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст.  Особо стоят  неприкасаемые (отверженные)  ­ они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.  В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.   Сословия.  Формой   стратификации,   предшествующей   классам,   являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие  ­   социальная   группа,   обладающая  закрепленными   обычаем   или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.  Для   сословной   системы,   включающей   несколько   страт,   характерна   иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.  Права   и   обязанности   каждого   сословия   определялись   юридическим   законом   и освящались   религиозной   доктриной.   Членство   в   сословии   определялось   наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов.  Так,   государственной   службой   могли   заниматься   лишь   дворяне.   Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность   кастам  межсословные   браки   вполне   допускались,   допускалась   и индивидуальная   мобильность.   Простой   человек   мог   стать   рыцарем,   купив   у   правителя специальное  разрешение. Купцы  за деньги  приобретали  дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.   Классы.  В   классовом   обществе   дело   обстоит   иначе.  Государство   не   за­ нимается   вопросами   социального   закрепления   своих   граждан.  Единственный контролер   ­   общественное   мнение   людей,  которое   ориентируется   на   обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые   они   разбиваются,   принадлежность   людей   к   стратам   очень   сложно.   Критерии выбираются   достаточно   произвольно.   Вот   почему   в   такой   развитой   с   социологической точки зрения стране, как США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт.  Дополнительная информация для преподавателя Первую типологию классов США предложил в 1940гг. американский социолог Л. Уорнер. Верхний­высший  класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих   бизнесменов   и   тех,   кого   называли   профессионалами.   Проживали   они   в привилегированных частях города. Нижний­высший  класс   по   уровню   материального   благополучия   не   уступал   верхнему   ­ высшему классу, но не включал старые родовые семьи. Верхний­средний  класс   состоял   из   собственников   и   профессионалов,   которые   обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно   участвовали   в   общественной   жизни   города   и   проживали   в   довольно   благоустроенных районах. Нижний­средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. Верхний­низший  класс   включал   малоквалифицированных   рабочих,   занятых   на   местных фабриках и живущих в относительном достатке. Нижний­низший  класс   составляли   те,   кого   принято   называть   «социальным   дном».   Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе ­ класс, к которому данный слой относится. Основных классов, как бы их ни называли, только три:  богатые, зажиточные и бедные. С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу. Сравнивая   западное   и   российское   общество,   многие   ученые   (и   не   только   они) склонны считать, что в России среднего класса в общепринятом смысле слова нет либо он крайне немногочисленный. Основанием служат два критерия:  1)  научно­технический  (Россия   не  перешла   еще  на   стадию   постиндустриального развития и поэтому слой менеджеров, программистов, инженеров и работников, связанных с наукоемким производством, здесь меньше, чем в Англии, Японии или США); 2)  материальный  (доходы   российского   населения   неизмеримо   ниже,   чем   в западноевропейском обществе, поэтому представитель среднего класса на Западе у нас окажется богачом, а наш средний  класс  влачит существование  на уровне европейского бедняка). Многие российские социологи убеждены в том, что для каждой культуры и каждого общества   должна   быть   собственная,   отражающая   национальную   специфику,   модель среднего класса.  Дело не в количестве зарабатываемых денег (точнее ­ не только в них одних), а в качестве их расходования. В СССР большинство рабочих получали больше интеллигенции. Но на что тратились деньги? На культурный досуг, повышение образования, расширение и обогащение   духовных   потребностей?   Социологические   исследования   показывают,   что деньги   тратились   на   поддержание   физического   существования,   включая   затраты   на алкоголь   и   табак.   Интеллигенция   зарабатывала   меньше,   но   состав   расходных   статей бюджета не отличался от того, на что тратились деньги у образованной части населения западных стран. В постиндустриальном обществе правит бал не рабочий класс, а интеллигенция. Она может жить скромно, даже очень скромно, но если она достаточно многочисленная, чтобы задавать   стандарты   жизни  для   всех   слоев   населения,   если   она   сделала   так,   что разделяемые   ею   ценности,   идеалы   и   потребности   становятся   престижными   для   других слоев. Если в ее ряды стремится попасть большинство населения, есть основание говорить о том, что в подобном обществе сформировался крепкий средний класс. Это интересно  К 1917г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом начале. Главная   причина   ­   отсутствие   адекватной   экономической   базы:   товарно­денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны. Они не охва­ тили   основную   производительную   силу   общества   ­   крестьян,   которые   даже   после столыпинской   реформы   так   и   не   стали   свободными   фермерами.   Рабочий   класс, численностью   около   10   млн   человек,   не   состоял   из   потомственных   рабочих,   многие являлись полурабочими, полукрестьянами. К концу XIX в. промышленный переворот не был полностью завершен. Ручной труд так и не был вытеснен машинами, даже в 80­е гг. XX в. на его долю приходилось 40%. Буржуазия и пролетариат не стали основными классами общества.   Правительство   создавало   отечественным   предпринимателям   огромные привилегии,   ограничивая   свободную   конкуренцию.   Отсутствие   конкуренции   усиливало монополию и сдерживало развитие капитализма, который так и не перешел с ранней на зре­ лую стадию. Низкий материальный уровень населения и ограниченная емкость внутреннего рынка не позволяли трудящимся массам стать полноценными потребителями. Так, доход на душу населения в России в 1900 г. равнялся в год 63 руб., а в Англии ­ 273, в США ­ 346. Плотность населения была в 32 раза меньше, чем в Бельгии. В городах проживало 14% населения, а в Англии ­ 78%, в США ­ 42%. Объективных условий для возникновения среднего класса, выступающего стабилизатором общества, в России не сложилось.   Бесклассовое общество Октябрьская   революция,   совершенная   внесословными   и   внеклассовыми   слоями городской и сельской бедноты, руководимыми боеспособной партией большевиков, легко разрушила старую социальную структуру российского общества. На ее развалинах надо было создавать новую. Официально ее назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле,   поскольку   уничтожалась   объективная   и   единственная   база   для   возникновения классов ­ частная собственность.  Начавшийся   процесс   классообразования   был   ликвидирован   на   корню. Восстанавливать   сословный   строй   не   позволяла   официальная   идеология   марксизма, официально уравнявшая всех в правах и в материальном положении. В   истории   в   рамках   одной   страны   возникла   уникальная   ситуация,   когда разрушались   и   не   признавались   правомочными   все   известные   типы   социальной стратификации   ­   рабство,   касты,   сословия   и   классы.   Однако,   как   мы   уже   знаем, общество   не   может   существовать   без   социальной   иерархии   и   социального   неравенства, даже самое простое и примитивное. Россия к таковым не относилась. Обустройство социальной организации общества взяла на себя партия большевиков, выступившая   представителем   интересов   пролетариата   ­   самой   активной,   но   далеко   не самой   многочисленной   группы   населения.   Это   единственный   класс,   уцелевший   после опустошающей революции и кровавой гражданской войны. Как класс он был солидарен, сплочен и организован, чего нельзя было сказать о сословии крестьян, интересы которых ограничивались   собственностью   на   землю   и   защитой   местных   традиций.   Пролетариат   ­ единственный класс старого общества, лишенный какой­либо формы собственности. Это как раз то, что больше всего  устраивало  большевиков,  задумавших  впервые  в истории построить общество, где не было бы собственности, неравенства, эксплуатации. После   известных   событий   середины   1980   и   начала   1990   гг.,   названных   мирной революцией,   Россия   повернула   к   рыночным   отношениям,   демократии   и   классовому обществу по типу западного. В течение 5 лет в стране уже почти сформировался высший класс собственников, составляющий около 5% всего населения, образовались социальные низы   общества,   уровень   жизни   которых   находится   за   чертой   бедности.   А   середину социальной пирамиды занимают мелкие предприниматели, с разной степенью успеха пы­ тающиеся   попасть   в   правящий   класс.   По   мере   того   как   будет   повышаться   жизненный уровень   населения,   средняя   часть   пирамиды   станет   пополняться   все   большим   числом представителей не только интеллигенции, но и всех других слоев общества, ориентиро­ ванных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. Из нее родится средний класс России. Работа со схемой «Исторические типы стратификаций» Обсуждение вопросов ИСТОРИЧЕСКИЕ СПОСОБ,  КОТОРЫМ ИНДИВИДЫ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРАТЕ ТИП ОБЩЕСТВА (ЗАКРЫТОЕ ИЛИ ОТКРЫТОЕ) РАБСТВО Экономическое или  юридическое  закрепощение,  максимально жесткое Закрытое КАСТЫ Закрепление с помощью  религии и традиций,  определяется с рождения,  является пожизненным Закрытое ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПОДОБНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Древняя Греция  Рабовладельцы  Рабы (полностью  бесправны, их разрешено  убивать, являются  имуществом  рабовладельца) Индия 4 основные касты   Брахманы (жрецы)  Кшатрии (войны)  Вайшии (купцы)  Шудры  (ремесленники и  крестьяне) 5 тыс. неосновных              каст   неприкасаемые СОСЛОВИЯ Закрепление с помощью  Закрытое (но  Российская империя обычая и закона,  передается по наследству допускались  межсословные  браки, покупки  титулов) КЛАССЫ Страты открыты для всех,  не закреплены законом,  отличаются от других  властью, доходом,  образованием, престижем Открытое  дворяне  духовенство  купечество  казачество  крестьянство  мещанство ? (?) ­ Чем вызвано существование социальных групп в обществе?  Высший класс Работа с таблицей «Основные классы современных развитых обществ» Элита общества: президенты, премьер­министры, политические  лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители  творческой интеллигенции Средний класс Рабочий класс Низший класс Зажиточные слои общества: ученые, писатели, художники, врачи,  юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены,  высококвалифицированные рабочие Квалифицированные рабочие фабрик, заводов, строительных фирм,  сельскохозяйственных предприятий, сферы услуг и т.д. с постоянной и надежной работой Неквалифицированные рабочие, а также безработные, неимущие,  люди с  доходом на грани или за гранью бедности, бродяги, нищие,  уголовные элементы  (?) ­ Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?  (?)   ­   Как   влияют   на   социальную   структуру   общества   многообразие   форм собственности и рыночные отношения?  (?) ­ Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?  (?) ­ Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и спра­ ведливости в обществе, где существует социальная дифференциация? 2.3. Социальная мобильность 1. Определение социальной мобильности  Сообщение студента 5, 6 Люди находятся в постоянном движении, а общество ­ в развитии. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение ­ излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц ­ королем, а трудолюбивая Золушка   выходит   замуж   за  принца,   повысив   тем  самым   свой   статус   и   престиж.   Люди переезжают из города в деревню, из страны в страну. Они перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда ­ группами, реже ­ целыми стратами и классами. Подобные перемещения в рамках стратификации общества именуются социальной мобильностью. 2.  Классификация социальной мобильности  Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься   и   никто   не   хочет   спускаться   по   социальной   лестнице.   Как   правило, восхождение ­ явление добровольное, а нисхождение ­ принудительное.  Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто – вниз.  Виды социальной мобильности:   1.   Межпоколенная   мобильность  предполагает,   что   дети   достигают   более высокой   социальной   позиции   либо   опускаются   на   более   низкую   ступеньку,   чем   их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность ­ это изменение   положения   сыновей   относительно   их   отцов.   Например,   сын   водопроводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило   глубокие   корни,   а   шансы   человека   изменить   свою   судьбу   зависят   не   от   него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­ тельств, сопровождавших их рождение. 2. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­ тем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый   вид   мобильности   относится   к   долговременным,   а   второй   ­   к кратковременным   процессам.   В   первом   случае   социологов   больше   интересует межклассовая  мобильность, а во втором ­ перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. 1.   Вертикальная   мобильность  подразумевает   перемещение   из   одной   страты Типы социальной мобильности: (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный   подъем,   движение   вверх)   и   нисходящая   мобильность   (социальный   спуск, движение вниз). Повышение   в   должности   ­   пример   восходящей   мобильности,   увольнение, разжалование ­ пример нисходящей. Вертикальная мобильность ­ изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий, или наоборот. Перемещение человека со стату­ са водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. 2.   Горизонтальная   мобильность  подразумевает   переход   индивида   из   одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной к католическую религиозную группу, из одного гражданства в   другое,   из   одной   семьи   (родительской)   в   другую   (свою   собственную,   вновь образованную),   из   одной   профессии   в   другую.   Подобные   движения   происходят   без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность   подразумевает   изменение   человеком   на   протяжении   своей   жизни   одного статуса на другой, которые являются приблизительно эквивалентными. Скажем, он был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое   при   сохранении   прежнего   статуса.   Примером   выступает   международный   и межрегиональный   туризм,   переезд   из   города   в   деревню   и   обратно,   переход   с   одного предприятия на другое. Если   к   перемене   места   добавляется   перемена   статуса,   то   географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию. 3. Индивидуальную мобильность, групповая мобильность  Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность  происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская   революция   привела   к   возвышению   большевиков,   прежде   не   имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации. На   вертикальную   и   горизонтальную   мобильности   влияют   пол,   возраст,   уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодежь и мужчины более мобильны, чем пожилые люди и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Для  молодых  свойственна   профессиональная,   для  взрослых  ­экономическая,  для пожилых ­ политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило,   больше   детей,   а   у   высших   ­   меньше.   Существует   определенная   социально­ демографическая закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Но   даже   если   каждый   сын   богача   пойдет   по   стопам   своего   отца,   на   верхних ступенях   социальной   пирамиды   все   равно   образуются   пустоты,   которые   заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Число вакансий и число претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное. Профессионалы (врачи, юристы и т. п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% детей больше, чем это необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе. Высокая   и   низкая   рождаемость   в   разных   классах   создает   для   вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты могут быть перенаселены или недонаселены. 4. Географическая мобильность Миграция ­ переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню. Иными словами, миграция ­ это территориальные перемещения. Они бывают сезонными, т. е. зависящими от времени года   (туризм,   лечение,   учеба,   сельхозработы),   и  маятниковыми  ­   регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются временными и возвратными. Различают также иммиграцию и эмиграцию.  Миграция  ­ перемещение населения внутри одной страны.  Эмиграция  ­ выезд за пределы страны на постоянное место жи­ тельства   или   на   длительное   проживание.  Иммиграция  ­   въезд   в   данную   страну   на постоянное место жительство или на длительное проживание. Эмиграция   снижает   численность   населения.   Если   уезжают   более   талантливые   и квалифицированные   жители,   то   снижается   не   только   численность,   но   и   качественный состав   населения.   Иммиграция   повышает   численность   населения.   Приезд   в   страну высококвалифицированной   рабочей   силы   повышает   качественный   состав   населения,   а малоквалифицированной вызывает обратные последствия. Благодаря   эмиграции   и   миграции   возникали   новые   город;   страны   и   целые континенты.  Заключительная часть 3.1. Закрепление изученного материала А.   Беседа,   направленная   на   проверку   восприятия   и   закрепление   нового материала (?) ­ Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?  (?) ­ Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.  (?)   ­   Назовите   известные   вам   каналы   социальной   мобильности.   Как   вы   думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?  (?) ­ Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?  (?) ­ Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании по­ лученные данные о положении различных социальных групп в округе? (?) ­ Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации. (?) ­ Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример? Б. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.  Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку ­ зарядку для глаз. Работа выполняется в парах с помощью "мозгового штурма". Затем представители каждой   пары   рассказывают   о   своих   сказочных   персонажах,   опираясь   на   заполненную таблицу.  Сказка Шарля Пьеро "Золушка".  Старуха из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".  Герой сказки А.Н. Толстого "Приключения Буратино" Карабас­Барабас.  Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена "Свинопас". Социальная мобильность героев сказок Характеристика исходного социального статуса героя Вид социальной мобильности , совершенной в сказке Характеристика измененного социального статуса Личностные черты и качества;   социальные "лифты", способствующие данной мобильности Золушка   социальный прислуга. ­   низкий статус,   Восходящая вертикальная мобильность. Жена   принца   ­ высший   социальный статус. Терпение,   трудолюбие, доброта; ­ удачный брак.   "лифт"     Старуха ­ крайне низкий социальный статус крепостной   крестьянки, имела   очень   скудное имущество. Восходящая вертикальная мобильность   Достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу.     Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из­за собственной жадности и алчности.     Карабас­Барабас ­ владелец   кукольного довольно театра, состоятельный и знатный человек.     Нисходящая вертикальная мобильность. Бедный человек, так как   разорился   и потерял   весь   свой капитал   Жадность,   жестокость, не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино.   Принцесса занимала второе место на вершине общества   после   своего отца­короля. В будущем ей   был   уготован королевский трон. Нисходящая вертикальная мобильность.   и Маргинал практически люмпен   ­нищенка, изгнанница.     Принцесса не соответствовала   своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные   интересы, вызвав   тем   самым презрение принца и гнев отца.   Вывод: Здесь   мы   наблюдаем   интересную   ситуацию:   с   одной   стороны   честные,   добрые герои   совершают   восходящую   социальную   мобильность   благодаря   упорному   труду, доброму сердцу, красоте внутренней и внешней. Другая группа сказочных персонажей ­ ленивые, хитрые, глупые ­ повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману. Проведем   параллель   с   сегодняшним   днем:   и   тот   и   другой   варианты   имеют   место   и   в современном   мире.   Однако   за   нарушение   правовых   норм   неотвратимо   наступает юридическая ответственность. Нисходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жадности, глупости. В качестве "социальных лифтов" могут выступать образование и квалификация, а также необходимые   личностные   черты   ­   трудолюбие,   целеустремленность;   армия,   бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету. Беседа: ­ Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте. Главное, что вы должны запомнить, что существующий социальный статус реально повысить, если сильно к этому стремиться. Но можно тратить свое время на осуждение недостаточно   умных   начальников,   бесконечно   сетовать   на   несправедливость общественного бытия ­ и это время будет незаметно уходить. Да, в нашем обществе, как и в любом другом, достаточно несправедливости, но есть и справедливость (ведь абсолютно справедливых или несправедливых обществ не существует). Человек из низов общества благодаря образованию, трудолюбию и целеустремленности достигает социальных вершин ­ и таких примеров вокруг нас, как и в сказках, множество. 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Важенин А.Г. Обществознание. (стр 217­226);  2. Лекция Написать эссе "Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это".  Р. Эмерсон. Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании  личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий  человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело ­ принять эту позицию или не  согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы  социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и  аргументировать ими высказанную позицию Литература для подготовки:  Основная:   Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2012.  Дополнительные источники:  Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям с. 69­ 70.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Социальная стратификация»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017