МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"
Цель занятия: Учебная: Дать представление о предпосылках, причинах и условиях начала модернизации в Западной Европе в XV-XVI в.в. Способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали. Дать понимание утверждения особенностей художественной культуры европейских стран эпохи Возрождения. Ознакомить с процессом Реформации в Европе и ее причинах. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению мировой истории, уважение к историческому и культурному наследию, способствовать развитию эстетических представлений и ценностей учащихся. Побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем учебник.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016 мой.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Западная Европа: новый этап развития (XV­XVI в.в.) Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Западная Европа: новый этап развития (XV­XVI в.в.)» (проблемно­диалогическая технология,  технология использования структурно­логических схем,) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Дать   представление   о   предпосылках,   причинах   и   условиях   начала модернизации   в   Западной   Европе   в   XV­XVI   в.в.   Способствовать уяснению   учащимися   наступления   эпохи   самоутверждения человеческой   личности,   освобождение   от   средневековой корпоративности и морали. Дать понимание утверждения особенностей художественной   культуры   европейских   стран   эпохи   Возрождения. Ознакомить с процессом Реформации в Европе и ее причинах. Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов,  внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать  интерес   к   изучению   мировой   истории,   уважение   к историческому   и   культурному   наследию,   способствовать   развитию эстетических   представлений   и   ценностей   учащихся.   Побуждать учащихся   к   самостоятельному   овладению   знаниями   в   более широком диапазоне, чем учебник. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально   –   техническое   оснащение:  проектор   (фильм,   авторская презентация ««Западная Европа: новый этап развития») Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки:  Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 18. ­ Минск.: Литература, 1998.  Коробков   Ю.Д.   Пособие   по   истории   для   поступающих   в   вузы.   – Магнитогорск: МГПИ,1995.  Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996.  Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 25 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1.  Экономика Европы в начале Нового времени 2.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения  2.3. Реформация и Контрреформация в Европе 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  2. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик Европы. Превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания. Именно в эту эпоху был совершен переход от средневековья к новому времени. Утверждается «абсолютизм» и появляются мануфактуры, рождаются гениальные художники и свершаются Великие географические открытия, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно это сейчас, когда и наш, сегодняшний мир, находится на перепутье и от выбора, который мы сделаем, может зависеть не только судьба человека, но и всего мира. 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания в форме опроса 1.  Назовите   причины   Великих   географических   открытий.   Какая   из   них,   по вашему мнению, является основной? Причины Великих географических открытий а) Стремление открыть прямую торговлю с Индией и Китаем пряностями и шёлком. Торговля   этими   товарами   приносила   большие   прибыли,   а   в   Европе   опасались,   что усилившаяся Османская империя перекроет сообщение с этими странами по суше. К тому же, перевозка товаров по морю на кораблях с относительно большой грузоподъёмностью была дешевле их перевозки на вьючных животных через многочисленные границы, ведь за пересечение каждой из них приходилось платить. б)   Жажда   золота   и   серебра.   Европейцы   верили,   что   в   Африке   и   Индии   есть несметные залежи драгоценных металлов. в)   Поиск   союзников   в   борьбе   с   мусульманской   Османской   империей.   В   Европе бытовала   легенда   о   великом   христианском   королевстве   далеко   на   востоке,   с   которым хотели подружиться и ударить по туркам вместе. г)   Научные   и   технические   достижения   той   эпохи   позволяли   осуществить   такие путешествия. Новые типы кораблей могли ходить дальше в открытом море и даже океане, навигационные   приборы   (компас   и   астролябия)   и   карты   (портуланы)   позволяли   лучше определять своё положение, даже когда не было видно берега. д)   Усовершенствованное   огнестрельное   оружие   (мушкеты   и   пушки)   придавали европейцам уверенность в своих силах. 2. Сравните историю открытия морского пути в Индию и открытия Америки. В   обоих   случаях   мореплаватели   стремились   открыть   путь   торговли   с   Индией. Колумб, основывался на ошибочных расчётах, потому поплыл на запад, Васко да Гама – на точных, потому поплыл на восток. Васко да Гама доплыл действительно до Индии и знал об   этом,   Колумб   –   до   островов   Вест­Индии,   но   считал,   что   это   настоящая   Индия. Открытие   пути   в   Индию   стало   началом   (в   первые   столетия)   лишь   торговли,   открытие Америки – колонизации. 3. Расскажите о первом кругосветном путешествии.  Фернан Магеллан отплыл из Испании с 5 кораблями в 1519 году сразу с намерением обогнуть Землю. Он нашёл то, что не смог найти Колумб в своём последнем путешествии – пролив,   позволявший   обогнуть  Южную  Америку  (в   районе  Магелланова   пролива  берег изрезан  глубокими  лагунами  и непросто понять, какая из  них на самом  деле  является проливом).   Испанцы   долго   скрывали   местоположение   этого   прохода.   Новый   океан предстал   перед   Магелланом   очень   спокойном   (как   позже   оказалось,   вопреки   своему обыкновению), потому был назван Тихим. Моряки боялись плыть дальше. Не все верили, что Земля круглая, многие просто боялись незнакомых вод. Например, перед пересечением Тихого   океана   корабль   со   значительными   запасами   продовольствия   повернул   назад.   В частности и из­за этого дезертирства переход оказался очень тяжёлым: ели не только крыс, но и вываренную кожу, гнилую воду экономили как могли. В итоге экспедиция с трудом добралась до Филиппинских островов. Местные жители вначале встретили мореплавателей радушно,   но   последние   считали   туземцев   не   совсем   людьми   и   обращались   с   ними соответственно.   Из­за   этого   начались   стычки,   в   одной   из   которых   Магеллан   и   погиб. Кругосветное   путешествие   в   итоге   совершить   удалось   одному   кораблю,   на   котором осталось 18 моряков. 4.  Как   вы   относитесь   к   покорению   Америки   европейцами?   Поясните   свое мнение. Покорение европейцами Америки стало огромным бедствием для местных жителей, привело   к   гибели   огромного   количества   людей   и   великих   цивилизаций.   В   итоге,   на колонизированных землях возникли новые народы, державы, некоторые из которых сегодня весьма влиятельны  (в первую очередь  имеются в виду  США), появились  оригинальные культуры,   который   вносят   значительный   вклад   в   культуру   мировую.   Но   всё   это   не оправдывает трагедию первых веков колонизации. 5. Соотнесите имена и события. Укажите, когда происходили эти события. а) Бартоломеу Диаш – первым достиг южной точки Африки и открыл мыс Доброй Надежды б) Васко да Гама – открыл морской путь в Индию в) Христофор Колумб – открыл континент, но не узнал об этом г) Фернан Магеллан – возглавил экспедицию, совершившую первое кругосветное путешествие 6. Последствия Великих географических открытий. a) Положительные: ­ началось распространение европейских достижений науки и техники ­ учёные Европы обогатили свои знания материалами из новооткрытых земель ­  в Европу привезли кофе, какао, чай, ваниль, новые пряности ­     в   Америку   европейцы   привезли   лошадей,   мелкий   и   крупный   рогатый   скот, зерновые культуры, виноград, оливковые деревья, сахарный тростник (ставший источником процветания колоний Вест­Индии); в Африке они способствовали выращиванию пшеницы, фасоли, батата, в Китае – арахиса и кукурузы. б) Отрицательные: ­многие цивилизации и народы (прежде всего, в Америке) были уничтожены ­  началась европейская экспансия ­ экспансию вскоре стала сопровождать работорговля ­ за обладание колониями шли постоянные войны ­   Приток золота и серебра  вызвал  в Европе  инфляцию, рост цен, что ударило, прежде всего, по бедным слоям населения 7.  Объясните   выражения.   В   каких   случаях   они   применялись?   Это   страна,   где   «каждый   крестьянин   был   рыбаком,   а   каждый   дворянин   — капитаном». Так   говорили   о   Португалии   и   ее   жителях,   занятия   большинства   которых были тесно связаны с морем.  «Этот человек — мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.   «Устав   дырявые   донашивать   кафтаны...   плыли   покорить   тот   сказочный металл». Основную массу завоевателей  Нового Света составляли  оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.  Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан. 2.1.  Экономика Европы в начале Нового времени Основная часть Конец XV – начало XVI в. стали в Европе рубежом двух эпох – Средних веков и Нового времени.    ­   Свяжите материал предшествующего занятия с изучаемыми процессами, попробуйте самостоятельно объяснить С­ЛС На рубеже  XV –XVI вв. меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, великие географические открытия – всё это расширяло кругозор людей, влияло на представления  о своем месте в окружающем мире.   Данные явления  самым радикальным образом изменили  образ жизни европейцев. Социально­экономическим содержанием эпохи Нового времени является развитие   типа   к капитализма.  В   эту   эпоху   происходит  переход   от   «традиционного»   «индустриальному».  Это связано с процессом  модернизации. Модернизация   –  процесс,   который   охватывает   технику   и   технологию, социальные и политические отношения и духовную жизнь. В   политической   мысли   возникли  идеи   правового   государства   и гражданского общества. Завершилась эпоха Нового времени в начале XX в. Новое   время   характеризовалось   быстрыми   переменами   в   экономике.   Европейцы искали  новые   способы   ведения   хозяйства,   совершенствовали   орудия   труда.   В   XVI– XVII вв. рост населения, потребности промышленности привели к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, причем цены на хлеб и другие зерновые продукты резко обогнали   остальные.   Вследствие   этого   продолжилось  расширение   посевных   площадей, внедрялись неизвестные ранее удобрения и технические культуры. В  промышленном  производстве  все  шире  применялась  энергия  ветра  и воды.  В результате использования усовершенствованных шахтоподъемников, насосов для откачки воды, вагонеток, перемещаемых по рельсам, наступил подъем в горном деле. Широкое применение   верхнебойного   водяного   колеса   привело   к   существенным   изменениям   в металлургии и металлообработке.  XV век ­ эпоха великого прорыва,  создавшего предпосылки для нового времени Растущие научные  знания ломали  привычную картину Что происходило? Торговля  связывала   целые   континенты Географические  открытия раздвинули  границы западной  цивилизации Технические изобретения  способствовали развитию  производительных сил,  закладывали основы  буржуазного производства Изменения в культуре  разрушали средневековую  систему ценностей Экономическое  развитие Что происходило? Мореплавание и  усовершенствование  навигации Расцвет торговли в  Европе Черты традиционного общества Черты индустриального общества Господство с/х; Ручного труда; Традиций; Зависимость общества от природы; Преобладание натурального хозяйства Господство рыночных отношений; Развитая промышленность; Автоматизация производства; Правовое государство; Гражданское общество Значительный  прогресс  наблюдался  в  оружейном   деле.   Возросло   производство недорогих грубых  тканей, рассчитанных на массового покупателя. Широкое применение получили   сукновальные   мельницы.   В   текстильном   производстве   возник  новый   тип предприятия – рассеянная мануфактура. Мануфактура  –  предприятие, для которого характерно использование ручного труда (наряду с применением технических приспособлений) и разделение труда между работниками.  Рассеянная мануфактура — это такой способ организации производства, когда мануфактурист — владелец  капиталов  (купец­предприниматель) — раздает  сырье для последовательной переработки мелким деревенским ремесленникам (ремесленникам­ надомникам).   Централизованная   мануфактура —   это   способ   организации   производства, при котором рабочие перерабатывают сырьё вместе, в одном помещении Резко выросли масштабы торговли. Выделялись новые крупные торговые центры, влияние   которых   распространялось   на   значительные   территории.   Такими   центрами   во Франции   были   Париж   и   Лион,   в   Англии   –   Лондон,   в   Нидерландах   –   Антверпен   и Амстердам. Эти же города были крупнейшими банковскими центрами Европы. Благодаря   развитию   торговли   устанавливались  прочные   экономические   связи между различными районами Европы. Возникали товарные биржи, представлявшие собой склады   оптовой   продукции.   На   них   крупные   торговцы   заключали   сделки   на   большие партии   товаров.   Экономическое   развитие   Западной   Европы   во   многом   определялось развитием   торговли,   так   как   именно  торговый   капитал   вкладывался   в   развитие промышленности. Натуральное хозяйство уступало место товарному. Все большую роль  в жизни европейского общества  стали играть деньги.  Теперь даже не знатный, но обладающий средствами человек пользовался большим влиянием, чем обедневший представитель знати. Земля, бывшая в Средние века мерилом богатства и власти, уступает свое место деньгам.  Между тем европейская экономика испытывала значительную нужду в благородном металле. Поиски золота и новых торговых путей стали Появление интеллектуалов  навязчивой идеей для многих европейцев. (людей свободных профессий). Специализированное  производство. Наемный труд. 2.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения  Городское самоуправление.  Политический либерализм. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ  (XV­XVI вв.) системы. Формирование банковской  Расцвет  городов и  городской  культуры Переориентация науки от познания  Бога к познанию природы.  Географические  открытия. Секуляриза ция науки и  культуры    Борьба против всевластия     церкви.  Реформация Пробуждение интереса к культуре  Античности и раннего  христианства. Открытие природы (от созерцания  к переустройству) Открытия в  духовной  сфере Гуманизм: человек ­ центр  мироздания. Титанизм: человек ставится выше Бога Расцвет всех искусств, особенно  изобразительного искусства,   скульптуры, архитектуры. Художестве нная  культура Развитие светской литературы.  Переход от латыни к национальным  языкам. Широко  распространяется  огнестрельное оружие. Совершенствуются  металлические  доспехи. Военное  дело Постепенный переход  к регулярным   армиям. Совершенствуются организация и  тактика  действия войск. Возрождение, или Ренессанс, ­ эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на   культуре   Нового   времени. смену   культуре   Средних   веков   и   предшествующая   Примерные хронологические рамки  14­16 вв.    ­   Попробуйте самостоятельно объяснить С­ЛС? Какие явления и процессы вызывают вопросы? Отличительная черта эпохи Возрождения  –  светский характер  культуры и интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» ­ так и появился термин.  Рост   городов­республик     привел   к   росту   влияния   сословий,   не   участвующих   в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой,   и   её   аскетичный,   смиренный   дух.  Постепенное   размывание   традиционного общества, изменения в образе жизни европейцев вызвали к жизни ростки новой культуры в городах Западной Европы, жителям которых был присущ дух свободолюбия. Многие богатые жители  городов Северной и Средней Италии, земля которых в прямом смысле слова была наполнена памятниками античной эпохи, были ценителями и собирателями древностей. Именно здесь возродился интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших культурных изменений (в Италии в XIV—XVI вв., в других странах Европы — в XV—XVI вв.) получил название эпохи Возрождения. В утверждавшейся  в эпоху Возрождения  системе  ценностей  важнейшее  значение приобрели идеи гуманизма.  Гуманисты, не отрицая идеи спасения для Царства Небесного, главное внимание уделяли  земной жизни. Они прославляли  человека­творца, любовались  красотой тела и духа.   У   истоков   гуманизма   лежало   творчество  Данте   Алигьери,   которого   называли «последним   поэтом   Средневековья   и   первым   поэтом   Нового   времени».   Вера   в   земное предназначение личности, в ее способность, пройдя все круги Ада, собственными силами совершить земной подвиг позволила Данте создать гениальную «Божественную комедию» — гимн достоинству человека. Гуманизм   общественно­философского   движения,   рассматривающего человека,   его   личность,   его   свободу,   его   активную,   созидающую   деятельность   как высшую ценность.   ­ Философия гуманизма утверждала идею о том, что мерилом всего является человек с   его   земными   радостями   и   горестями.   Красноречивы   даже   названия   произведений гуманистов:  Лоренцо   Валла  в   трактате   «О   наслаждении»   писал   о   естественности  Пико  делла   Мирандола  в   сочинении   «О чувственных   наслаждений   и   радостей, достоинстве человека» доказывал, :что творцом судьбы человека является он сам, а не Бог. «Мы становимся тем, чем желаем быть» — эта мысль великого гуманиста вполне могла быть  высказана  Магелланом,   твердо   державшим   в   руках   штурвал   своего   с   сабля; банкиром  Фуггером, дававшим в долг огромные денежные суммы  коронованным особам Европы;  Коперником,   утвердившим   своей   работой  «Об   обращениях   небесных   сфер» гелиоцентрическую систему мироздания и многими другими людьми Нового времени. Гуманисты — деятели искусств  не считали плотскую, земную любовь грехом,  а называли ее Божьим даром, веря, что она дана человеку свыше. В  поисках идеала они  обращались к античному наследию. Утверждая  светскую идеологию и культуру, гуманисты выступали против религиозной этики, претензий церкви на   интеллектуальную   гегемонию,  подвергали  критике   пороки   и   невежество католического духовенства.  Вместе  с тем гуманисты  не отрекались от христианства, оставались верующими людьми.  Творчество архитекторов, скульпторов и художников  Возрождения являет собой удивительный синтез античной физической красоты и христианской духовности. Основой их произведений были библейские и евангельские сюжеты. Однако обращение к человеку как  к высшему началу бытия, его духовной и физической красоте придали искусству Возрождения оптимистический, жизнеутверждающий характер. У истоков новой живописи стоял живший в XIII—XIV вв. флорентиец Джотто. Он создал   цикл   великолепных   работ   на   тему   Евангелия,   расписывая   стены   в   капелле Скровеньи   в   городе   Падуя.   Непревзойденной   красотой   отличается   построенная   им колокольня собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Купол этого собора, имеющий 48 м в диаметре, соорудил великий архитектор Филиппо Брунеллески. Мощное духовное воздействие творчества титанов Возрождения ощущается по сей день. Тысячи людей посещают парижский Лувр, чтобы своими глазами увидеть загадочную улыбку «Джоконды» Леонардо да Винчи. Этот удивительный человек, сочетавший в себе талант художника, ученого, музыканта, архитектора, поражает не только разнообразием своих   интересов,   но   и   гениальными   догадками,   предвосхитившими   технические изобретения позднейших времен.  Творения  Микеланджело   Буонарроти  поражают   суровой   монументальностью. Непревзойденный скульптор, создатель «Давида», он прославился также своими фресками на библейские темы в Сикстинской капелле Ватикана. Многогранно творчество живописца и архитектора Рафаэля Санти, более всего известного совершенными по красоте образами Мадонны («Сикстинская Мадонна» и др). Идеи   гуманизма,   художественные   принципы   культуры   Возрождения   пересекли границу   Италии   и   распространились   во   многих   странах   Западной   Европы.   Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения гуманистическое видение мира проникло в среду образованных горожан, во дворцы правителей, в стены университетов. Овладев   умами   многих   людей,   оно  оказало   огромное   воздействие   на  духовные   основы западноевропейского общества. XVII век стал временем появления нового художественного направления – барокко, название   которого   произошло   от   итальянского   слова,   означающего  «причудливый», «странный», что довольно точно отражает его особенности. Произведения, созданные в стиле барокко, привлекают своей грандиозностью, пышностью и вычурностью форм. Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять   величие   Бога   и   утверждать   могущество   римской   церкви.  Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами. Для   эпохи   барокко   был   характерен   синтез   искусств.  Скульптура   и   живопись словно сливались с архитектурой. Интерьеры зданий украшались изысканной резьбой и лепкой,   скульптурными   композициями,   нередко   архитектурные   детали   получали продолжение в росписях стен, потолков дворцов и храмов. Зритель подчас видел над собой не   свод   здания,   а   уходящее   в   бесконечность   небо,   наполненное   божественными небожителями. Создание пространственной иллюзии, оптических эффектов – еще одна особенность   мастерства   творцов   нового   стиля   в   искусстве.   В   эпоху   барокко  пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, парадный портрет  утвердились  как самостоятельные жанры живописи, без которых невозможно представить современное искусство. Для   живописи   барокко   характерна   пышность,   фантастичность   сюжетов, сочетающаяся   с   интеллектуальным   и   эмоциональным   напряжением.   За   пределами Италии   крупнейшим   мастером   этого   направления   был   фламандский   художник  Питер Пауль   Рубенс.  В   его   творчестве   эмоциональность   и   экспрессия   слились   с   мощным жизнеутверждающим началом. Барокко оказало влияние и на искусство протестантской Голландии. Крупнейшим мастером живописи, жившим в этой стране, был Рембрандт. Он обращался к библейской тематике («Возвращение блудного сына», «Святое семейство»), писал портреты (групповой портрет   стрелковой   роты,   известный   как   «Ночной   дозор»)   и   автопортреты.   Главным выразительным средством для художника был цвет и свет, который, казалось бы, излучают сами краски. Великолепны не только живописные, но и графические работы Рембрандта. В четких,   проработанных   офортах   художник   обращался   к   философской   и   религиозной тематике, пытаясь разгадать смысл бытия. Литературные   произведения   эпохи   барокко,   насыщенные   описаниями чувственных   сцен   и   жизнеутверждающими   образами,   заставляли   читателя задуматься над скоротечностью жизни человека.  При этом осознание того, что жизнь конечна, раскрывало  ее истинную  цену и смысл. Подобные мотивы  можно встретить в произведениях испанского драматурга Кальдерона и других авторов. Театральность   барокко   имела   продолжение   и   в   самом   отношении   людей   того времени к жизни. Его можно выразить словами  Шекспира «весь мир – театр». Улицы во время празднеств превращались в подмостки для представлений. В Риме, Венеции и других городах   проводились  пышные   карнавалы.   К   XVII в.   относится   зарождение   в   Италии оперного   жанра   в   музыке.   Элементы   барокко   присутствуют   в   музыке   немецкого  Иоганна   Себастьяна   Баха.  Об   этом композитора   первой   половины   XVIII в. свидетельствует   полифоническая   и   гармоническая   усложненность,   драматическое напряжение его произведений. В XVII в. во Франции возник новый художественный стиль – классицизм (французы называли  его стилем Людовика XIV). Важную роль в становлении  классицизма  сыграла Королевская   академия   живописи   и   скульптуры.   Ее   руководители,   тесно   связанные   с королевским   двором,   определяли,   произведения   каких   художников   соответствуют потребностям государства. Считалось, что предметом искусства, в подражание древним грекам   и   римлянам,   должно   быть   только   прекрасное   и   возвышенное.  Главным   для художника, по мнению идеологов классицизма, было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. Подобный   взгляд   на   цели   и   задачи   искусства   не   мог   не   найти   поддержки   у абсолютистского государства. Наиболее значительным французским художником XVII в. был Никола Пуссен. Он долгое   время   жил   в   Италии,   и   на   его   творчество   оказали   сильное   влияние   античное искусство   и   живопись   мастеров   Возрождения.   Художник   стремился   к   изображению возвышенных   деяний   людей,   меры   и   порядка,   уравновешенности,   которые   искусство классицизма   стремилось   внести   в   мир.   Его   живописи   чужды   буйство   красок   и   изыски барокко. Главное внимание Пуссен уделял правильному изображению совершенных фигур и идеальной природы. По мнению мастера, ясная и строгая живопись должна выполнять ту же роль, что и нравоучительная литература, – воспитывать гражданские чувства. В литературе становление классицизма связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. Его творчество оказало значительное влияние на развитие всей европейской драматургии. Наиболее   полно   эстетические   идеалы   абсолютизма   воплотились  в   архитектуре загородного королевского дворца и парка в Версале.  По замыслу архитекторов, дворец должен   был   символизировать   величие   короля   Людовика XIV,   который   уподоблялся римским императорам. Версальский дворец имеет три этажа, а его фасад, протянувшийся на 500 м, похож на античный храм с его колоннами и строгими, гармоничными формами. Анфилада комнат вела к спальне короля. Центральную часть дворца занимала Зеркальная галерея, составлявшая в длину 73 м. Мастера,   строившие   Версальский   дворец,   впервые   попытались   создать   единый ансамбль, в котором сочетались архитектурное сооружение и парк, распланированный с математической   точностью:   он   включал   в   себя   прямые   аллеи,   фонтаны,   скульптуры, террасы,   бассейны   и,   конечно,   прекрасные   растения.   Версальский   дворец   –   эталон классицизма,   он   стал   примером   для   других   монархов   Европы,   создававших   свои «маленькие Версали». В XVII и XVIII вв.  Париж стал законодателем мод.  За причудами обитателей Версальского дворца внимательно следили все модники и модницы Европы. Французская промышленность   специализировалась   на   производстве   предметов   роскоши.  Во   все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию посылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Во второй половине XVII в. появился первый журнал мод, и, конечно, он был французским. В первой половине XVIII в. Франция явила миру еще один художественный стиль. Он получил название рококо. Это слово в переводе с французского означает «украшение в форме раковины» – именно такие декоративные украшения характерны для данного стиля. Рококо стало завершением барокко. Действительно, многое сближает эти художественные направления   –  вычурность,   декоративность,   великолепие   и   роскошь.   Однако   рококо более   легковесно,   камерно,   аристократично.   Особенно   характерно   в   этом   плане убранство   интерьеров   дворцов   французской   знати.   Изящная,   легкая   мебель   с искривленными   ножками,   диваны,   кресла,   столики,   шкафы,   кровати   под   балдахинами украшалась   лепными   асимметричными   деталями,   инкрустацией.   Диваны   и   кресла обивались   нарядными   гобеленами.   Искусство   рококо   отражало   вкусы   версальской аристократии. «Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности,  обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше. В   XV веке   греки,   бежавшие   из   разоренного   турками Константинополя, способствовали   распространению   на   Западе   византийской   литературы.   Вскоре   среди врачей   обнаруживается   стремление   изучать   древних   авторов   и   появляется   целый   ряд переводчиков.  Благодаря   им,  Гиппократ,  Диоскорид,  Аэций   и  другие  античные  авторы стали доступными европейским врачам в неискаженном виде. Знакомство с древними не замедлило  отразиться  на изучении болезней, которое сделалось  более  основательным  и точным.  Успехи   анатомии   стали   заметными   с XVI века.   Настоящим  основателем современной анатомии был Андреас Везалий. В своем великом сочинении «О строении человеческого тела» он изложил много новых открытий и выяснил ошибки Галена, который вскрывал только животных. Непосредственно после Везалия появился целый ряд анатомов, которые изучали различные отделы своей специальности и сделали множество открытий.  Начала разрабатываться патологическая анатомия. Антонио   Бенивиени  произвёл первое   вскрытие   с   целью   установления   причины   смерти  и   в   дальнейшем   изложил результаты своих многочисленных вскрытий в сочинении «Скрытые причины болезни». В XVI   веке   на   медицине   сказываются   успехи   экспериментальной физиологии. Мигель Сервет впервые   в   Европе  описал малый   круг   кровообращения.  Вскоре   после   этого Реальдо Коломбо и Андреа Чезальпино  открывают малое кровообращение. Луиджи Корнаро на себе самом выяснил пользу умеренности в пище. Санкторий в течение 30 лет  изучал соотношение между пищей и невидимыми потерями, применил термометр и гигрометр (прибор   для   определения   влажности   воздуха)  к   изучению жизненных   явлений,  придумал   прибор   для   исследования   пульса  и   много   занимался патологической анатомией. Большие успехи были достигнуты клинической медициной.  Были точнее изучены диагностика   и   лечение   известных   болезней   и   изучены   новые   страдания (цинга, коклюш, сифилис).  Изучая   вещества   с   целью   открытия   жизненного   эликсира,   средневековые алхимики открыли и изучили множество химических соединений. Множество новых фактов должны были поколебать веру в теоретические воззрения древних и привели к построению новых систем. Многие ученые указывали на важность химии и видели в ней основу всей медицины, но к подобным воззрениям примешивались алхимические и астрологические заблуждения, вера в магию, сны.  Парацельс, в своих писаниях, доказывает, что каждая часть тела зависит от какой­ нибудь планеты и всеми отправлениями заведует особое начало, или архей, на которого и должен влиять врач. Болезни, согласно его учению, зарождаются от звезд, ядов, пороков природы, колдовства и Бога. Лечение достигается молитвами, заговорами и лекарствами; из   последних   особенно   действительны   соединения металлов.   Несмотря   на   научно необоснованную сторону своих учений, Парацельс полным отрицанием древней медицины, указаниями   на   важность химии и   употреблением   неорганических   соединений заставил медицину вступить на новый путь, приготовленный успехами других наук. 2.3. Реформация и Контрреформация в Европе Расширение   географических   горизонтов   известного   европейцам   мира,   осознание того, что Земля обширна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии,   распространение   идей гуманизма, во   многом   расходящихся   со   средневековым христианским   мировоззрением,   оказали   огромное   влияние   на   умы   людей.  Прежний незыблемый авторитет католической церкви был поколеблен.  В XVI в.  центром движения против католической церкви и папского престола стала   Германия.  Было   положено   начало  Реформации  –  религиозно­политическому движению за переустройство церкви Причины Реформации: 1.Иерархи католической церкви проповедовали презрение к житейским благам, но сами жили в роскоши. 2.Церковные должности продавались. 3.Отпущение   грехов   (индульгенцию)   за   определённую   сумму   мог   купить   любой 4.Церковные ритуалы были дороги, особенно для бедняков. 5.Несмотря на евангельские заповеди о равенстве всех христиан, церковь владела мошенник. крепостными крестьянами. Контрреформация ­ церковная политика, направленная на то, чтобы  остановить распространение протестантизма Основоположник Реформации Мартин Лютер — христианский богослов, ведущий переводчик Библии на немецкий язык.  Римский папа Лев X ввел практику индульгенции  (грамота об отпущении грехов) в целях   покрытия   расходов   на   строительство собора   святого   Петра в Риме.  Критика практики индульгенций и   эксклюзивных   прав   римского   папы   прощать грехи,   а   также утверждение Священного Писания как единственного авторитета выразились в 95 тезисах Мартина Лютера. Основополагающие   принципы   достижения спасения по   учению   Лютера:   только вера, только благодать и только Писание. Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. 3:11 «Праведный верою жив будет», а также Еф. 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию.  Одним из центральных и востребованных положений  взглядов Лютера считается концепция   «призвания».   В   противоположность   католическому   учению   о противопоставлении  мирского и  духовного, Лютер полагал,  что и в мирской  жизни  на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного   или   презренного.Труды   монахов   и   священников,   какими   бы   тяжкими   и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству. Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви решением Папы Римского, что стало началом быстрого разветвления и большого раскола в Церкви. От этих конфликтов вспыхнула волна религиозных конфликтов и войн в западной Европе. Взгляды Лютера нашли поддержку у многих светских правителей Германии, давно уже   мечтавших   прибрать   к   рукам   церковные   земли.   Вслед   за   Лютером   с   проповедью создания   новой   церкви   выступил  Жан   Кальвин,   развернувший   свою   деятельность   в Женеве. Он утверждал, что судьба человека – дано ли ему спасти свою душу или нет – определена Богом, и изменить здесь ничего нельзя.  Тот, кому предначертано спастись, обладает стойкой верой, дающей силы бороться с дьявольским искушением, помогающей в повседневных   делах.   Отсюда   следовало,   что   избранником   Бога   является   человек удачливый, а в то время удачей считалась возможность зарабатывать деньги. Подобная позиция   идеально   подходила   для   представителей   зарождающейся   буржуазии   и   была активно поддержана ими. Всех   противников   верховенства   папы,   стремившихся   к   реформе   церкви,   стали назвать  протестантами.  Они  осуждали   развлечения   и   роскошь.   Скромность протестантских церквей резко контрастировала с великолепием католических. Идеи   Реформации   распространялись   среди   населения   Швейцарии,   Северной Германии, Южной Франции, Нидерландов, скандинавских стран. Папство не могло смириться с потерей своего влияния. В Западной Европе в XVI– XVII вв.  развернулась   борьба   между   протестантами   и   католиками.   Папский престол   попытался   перейти   в   наступление,   осуществить   Контрреформацию.   Для   этого были проведены реформы внутренней жизни церкви, а с целью борьбы с врагами папства созданы   особые   организации.   Самой   значительной   из   них   явилось   созданное   в   1540 г. Общество Иисуса, или орден иезуитов. В   середине   XVI в.   в Германии   вспыхнула   война   между   протестантскими   и католическими князьями, закончившаяся в 1555 г. Аугсбургским миром, провозгласившим принцип «чья власть – того и вера».  Во второй половине XVI столетия развернулась ожесточенная вооруженная борьба между французскими протестантами (их называли гугенотами) и католиками. Почти на столетие Европа погрузилась в пучину религиозных войн. Как   религиозный   конфликт   между   местными   протестантами   и   католической Испанией   началась  революция  в   Нидерландах   в  XVI в.  В   борьбу   против   феодальной Испании включились народные низы, буржуазия торговых городов, а также нидерландская аристократия, тесно связанная с буржуазными  кругами.  Испанская армия,  несмотря на применявшиеся   в   ней   жестокие   меры,   потерпела   поражение   от   восставших,   во   главе которых встал принц Вильгельм Оранский. В 1579 г. северные протестантские провинции Нидерландов объединились в Республику Соединенных провинций (Голландию). Победа Нидерландской   революции   (Испания   признала   независимость   Нидерландов   в   1648 г.) означала утверждение буржуазных отношений. В XVII в. небольшая Голландия стала одной из   ведущих   торговых   и   промышленных   держав   Европы.   Конфликт   протестантов   и католиков, наряду с династическими, торгово­экономическими противоречиями, послужил причиной Тридцатилетней войны (1618–1648) – первой общеевропейской войны, в которую было вовлечено большинство стран континента. Австрийские  Габсбурги, возглавлявшие католический   лагерь,   потерпели   поражение   от   коалиции   протестантских   государей   и Франции. Согласно заключенному по ее окончании Вестфальскому миру, протестантская церковь закрепила право на существование наряду с католической, а в Европе произошли территориальные изменения. Победа   протестантизма   в   ряде   стран   Европы   повлекла   за   собой   изменения   в экономической и духовной жизни. Протестантские учения поощряли неустанный труд, деловую   активность,   предприимчивость.  Протестантская   этика   оправдывала полученные трудом доходы и негативно относилась к бедности и нищете, считая их проявлением   лени,   праздности,   пороков,   отсутствием   удачи.  Новая   идеология воспитывала в людях постоянную  готовность к конкурентной борьбе, к хозяйственной самостоятельности.  В   этой   борьбе   побеждал   тот,   кто   умел   вести   торговые   дела, заключать выгодные сделки и производить пользующиеся спросом товары. На первый план выходили   здравый   смысл,   расчет,   знания   и   опыт   людей.   При   этом   принципы   морали обосновывались текстами Священного Писания. Протестанты   ценили   индивидуальную   свободу   как   путь   к   личному   успеху. Организация   церкви,  основанная  на  свободном  объединении   общин   верующих,   которые сами избирали себе священников, способствовала становлению представительной системы власти.  Равенство   всех   перед   законом,   права   и   свободы   протестанты   считали необходимыми условиями достижения успеха. Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Как гуманисты представляли роль и значение человека? Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес   не   только   к   спасению   его   души,   но   и   к   земной   его   жизни.   В   то   время   как средневековая   церковь   осуждала   греховность   человека,   его   пороки,   гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством. 2.   Чем   отличались   представления   о   благородстве,   распространённые   в феодальном обществе и у гуманистов? В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями. 3. Первые опыты книгопечатания предприняты в1041­48 в Китае (Би Шэн) . В Европе  книгопечатание возникло в  40­х гг.  15в.  (И. Гутенберг).  Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? Потому   что   книгопечатание   сделало   книги   гораздо   дешевле   и   доступнее.   Оно позволило получить доступ к знаниям всем, а не только богатым людям. 4. Назовите причины Реформации католической церкви в Западной Европе. ­ Иерархи католической церкви проповедовали презрение к житейским благам, но сами жили в роскоши. мошенник. ­ Церковные должности продавались. ­   Отпущение   грехов   (индульгенцию)   за   определённую   сумму   мог   купить   любой ­ Церковные ритуалы были дороги, особенно для бедняков. ­ Несмотря на евангельские заповеди о равенстве всех христиан, церковь владела крепостными крестьянами. 4.   Объясните,   почему   выступление   М.Лютера   против   продажи   индульгенций оказало сильное воздействие на жителей Германии. Продажа   индульгенций   была   самым   вопиющим   злоупотреблением   церкви. Получалось,   что   для   спасения   души   требовались   не   добрые   дела,   а   деньги,   включая полученные   нечестным   путём.   Продажа   индульгенций   увеличивала   социальное неравенство, получалось, что высшим слоям общества легче спастись. Выступление против столь   вопиющего   злоупотребления   вызвало   широкий   отклик.   К   тому   же,   выступление против индульгенций означало выступление в принципе против богатства церкви, что было созвучно чаяниям германских князей, решивших получить земли епископов и монастырей. 5. Чем медицина Западной Европы Нового времени отличается от средневековой медицины? Медицина   нового   времени   эксперемпентально­исследовательская,   научная доказательная медицина, а медицина средних веков построена на учениях Галена. Научная медицина   в   Средние   века   была   развита   слабо.   Медицинский   опыт   перекрещивался   с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам,   воздействию   на   болезнь   посредством   символических   жестов,   «особых»   слов, предметов.   С   XI—XII   вв.   в   целительных   магических   обрядах   появились   предметы христианского   культа,   христианская   символика,   языческие   заклинания   перелагались   на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей  Господство  теологического мировоззрения, традиционного  мышления и застой в естествознании сильно сковывали прогресс в области медицины Нового времени. 3.2. Подведение итогов Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание 1. Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 33,35­36.  2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета  МГУ).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа: новый этап развития (XV-XVI в.в.)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017