МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"
Цель занятия: Учебная: Рассмотреть причины и ход развития кризиса сословного строя в Европе XVII века и революции в Англии и во Франции, их влиянии на мировое развитие Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению мировой истории, уважение к историческому и культурному наследию, способствовать развитию эстетических представлений и ценностей учащихся. Побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем учебник.МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ по истории
2016 мой.doc
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Братский медицинский колледж» Областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя специальность Фармация, Cестринское дело Очная форма обучения по программе базовой подготовки ОУД.00 Базовые ОУД 03. ИСТОРИЯ Вид занятия: теоретическое занятие Тема: Западная Европа (середина XVII  ­ XVIII в.в.) Разработчик:  Иваненко   О.Н. квалификационной категории   –   преподаватель   учебной   дисциплины   высшей Братск, 2016 г. Тема «Западная Европа (середина XVII  ­ XVIII в.в.)» (проблемно­диалогическая технология,  технология использования структурно­логических схем,) Продолжительность занятия ­ 90 минут Цель занятия: Учебная: Рассмотреть причины и ход развития кризиса сословного строя в Европе XVII века и революции в Англии и во Франции, их влиянии на мировое развитие  Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов,  внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи. Воспитательная: Воспитывать  интерес   к   изучению   мировой   истории,   уважение   к историческому   и   культурному   наследию,   способствовать   развитию эстетических   представлений   и   ценностей   учащихся.   Побуждать учащихся   к   самостоятельному   овладению   знаниями   в   более широком диапазоне, чем учебник. В   результате   изучения   темы   обеспечивается   достижение   следующих результатов: личностных:   становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметных: М2.   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; предметных: П2.  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; П3.  сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; П5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация по теме) Раздаточный материал: У­МП Место проведения: аудитория Литература для подготовки: ­ Минск.: Литература, 1998.  Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 18.  Коробков   Ю.Д.   Пособие   по   истории   для   поступающих   в   вузы.   – Магнитогорск: МГПИ,1995.  Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996.  Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996. План занятия 1. Вводная часть – 25 минуты 1.1. Организационный момент  1.2. Мотивация занятия  1.3  Контроль исходного уровня знаний  2. Основная часть – 55 минут 2.1.  Экономика Европы в начале Нового времени 2.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения  2.3. Реформация и Контрреформация в Европе 3. Заключительная часть – 10 минут 3.1. Контроль уровня усвоения знаний  3.2. Подведение итогов  3.3. Домашнее задание                    Ход занятия Вводная часть 1.1. Организационный момент  1. Приветствие студентов.  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  2. Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2) 1.2. Мотивация занятия  Проблемная ситуация Посмотрите на высказывание «Мы готовы стать преступниками, чтобы миром наконец стали править невинные». Альбера Камю  ­ Какое вы заметили противоречие?  ­ Что предстоит выяснить?  ­ Что же происходило с абсолютной монархией в конце 18 века? Изменения   в   социально­экономических   отношениях,   произошедшие   в   XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир 1.3  Контроль исходного уровня знаний Проверка домашнего задания ­ тест см. КИМ ­9 №13 Основная часть 2.1. Социально­экономическое развитие Европы в XVI в. Изменения   в   социально­экономических   отношениях,   произошедшие   в   XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к капитализму, быстрее всего развивавшемуся в странах, где утвердилась протестантская этика, – Голландии, Англии, частично во Франции.  Предпосылками развития капитализма являлись увеличение товарности сельского хозяйства,   накопление   капиталов,   ослабление   цеховых   связей   и   традиций,   наличие единых   национальных   рынков,   свободных   рабочих   рук,   политическая   централизация стран. Кризис   традиционного   общества   привёл   к   появлению   большого   количества бедняков и нищих.  В конце XVII в. неимущие в Англии составляли  не менее четверти населения. В новых экономических условиях европейские правители укрепляли свою власть, превращая её в абсолютную.  а) Французский абсолютизм Людовика XIV Страной   классического   абсолютизма   стала   Франция.   Начало   процессу   его формирования положил король  Генрих IV  (1589–1610), добившийся внутреннего мира и укрепивший   государство   после   кровавых   религиозных   войн.   После   убийства   Генриха фанатиком­католиком   абсолютистскую   политику   продолжил   кардинал  А. Ж. Ришелье (1624–1642), ставший при короле  Людовике XIII  (1610–1643) фактическим правителем страны. Ришелье так формулировал сущность своей политики: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства». Расцвет   французского   абсолютизма   связан   с   именем   короля  Людовика XIV (1643–1715). В начале правления ему пришлось столкнуться с мятежом знати и горожан. Однако   удалось   подавить   выступление   аристократии,   что   привело   к   укреплению королевской власти.  Королевский двор переместился из Парижа во дворец в Версале, где усилиями придворных льстецов расцвёл культ «короля­солнца». Людовик XIV, которому приписывают высказывание «Государство – это я», лично возглавил правительство. Руководствуясь идеями меркантилизма, государство всячески поощряло мануфактурное производство, проводило финансовые реформы. поддерживало развитие   заморской   торговли,   были   созданы   монопольные   торговые   компании   (Ост­ Индская,   Вест­Индская,   Левантийская   и   др.),   происходило   строительство   крупного торгового и военного флота для проведения колониальной экспансии.  Города окончательно утратили право самоуправления, из центра в провинции для непосредственного   руководства   делами   направлялись   специальные   интенданты. Абсолютистская   власть   жестоко  расправлялась   с   многочисленными   народными выступлениями. Людовик XIV отменил Нантский эдикт о веротерпимости, изданный Генрихом IV. Исповедование протестантской веры во Франции было запрещено. Многие гугеноты, среди которых   было   немало   образованных,   активных,   богатых   и   предприимчивых   людей, покинули страну, что нанесло экономике Франции серьёзный ущерб. Франция  вступила в борьбу за гегемонию в Европе. Против французского короля выступили   империя  Габсбургов,   Испания,   Англия   и   Нидерланды.   Европейские   страны оказались   втянуты   в  бесконечные   кровопролитные   войны.  Наивысшего   могущества Франция достигла в 1684 г., когда император Священной Римской империи и испанский король, подписав Регенсбургский договор, признали все её захваты в Европе. Крупнейшей военной кампанией Людовика XIV стала война за испанское наследство  (1701–1714) – против коалиции практически всех западноевропейских держав,  закончившаяся для него неудачей.  Франция   не   справилась   с   колоссальным   напряжением   сил   и   утратила   роль гегемона  в Европе,   принадлежавшую   ей  со  времени  завершения  Тридцатилетней   войны (1648). б)  Английский абсолютизм в XVI–XVII вв. Расцветом английского абсолютизма стало правление Елизаветы I (1558–1603). Протекционистская   политика  государства  поощряла   торговлю,   деятельность купеческих корпораций. Кроме того, королевская власть предоставляла отдельным купцам и промышленникам  монополию на производство и торговлю товарами, приносившими большую   прибыль,  что  вызвало   возмущение   той   части   буржуазии,   которая   была лишена   подобных   привилегий.   С   развитием   капиталистических   отношений   английское дворянство   раскололось   на   старое   (феодальное)   и   новое;   представители   последнего сближались по своим экономическим интересам и предпринимательским способностям с буржуазией. В первой половине XVII в.  при новой династии Стюартов  отношения между абсолютистской властью и капиталистическими слоями общества резко обострились. Король Карл I (1625–1649), стремясь управлять Англией прежними методами, распустил парламент и начал собирать налоги без его одобрения. в) Английская революция XVII в. Революция   в   Англии   началась   в   1640 г.,   когда  Карл I   вынужден   был   созвать  поскольку   короне   потребовались  деньги   на   подавление   восстания   в парламент, Шотландии.  Депутаты  воспользовались затруднительной ситуацией и  потребовали от короля восстановления прав парламента.  Карлу I  пришлось уступить, но в 1642 г. он перехватил   инициативу   и  начал   с   парламентом   вооружённую   борьбу.   В ходе гражданских войн войскам парламента удалось нанести поражение противнику. В боях   отличился  Оливер   Кромвель  (1599–1658),   создавший   боеспособную   и дисциплинированную армию. В 1646 г. король был пленён и, в дальнейшем, казнен.  Власть оказалась в руках парламента, принявшего  законы, по которым земли епископов, короля и его сторонников­дворян были распроданы или пошли на уплату долгов, связанных с расходами на войну. Были отменены повинности, которые дворяне несли   в   пользу   короля,  а  земли,   полученные   за   службу,   стали   их  частной собственностью.  Торгово­промышленные   слои   добились  уничтожения   монополий   и   полной свободы   торговли   и   предпринимательства.  Англиканскую  церковь   заменили пресвитерианской. Англия   стала   республикой.   А   в   результате   революции   Англия  от   королевской тирании пришла к диктатуре Кромвеля. Новая   конституция     узаконила   военную   диктатуру   Кромвеля.   Высшая   власть   государственным   советом   и   народом, делилась   между   лордом­протектором, представленным   в   парламенте.  Кромвель   был   объявлен   пожизненным   лордом­ протектором и наделялся широкими полномочиями. Он руководил всеми внутренними и внешними делами  при содействии Госсовета, командовал вооруженными силами, мог объявлять   войну   и   заключать   мир,   назначать   новых   членов   высшего   исполнительного органа. Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти. Власть Кромвеля   фактически   была   сильнее,   чем   у   королей   свергнутой   династии.  В   стране росло недовольство. После   смерти   Кромвеля   в   стране   начались   беспорядки,   и   в   1660 г.  при поддержке   армии   была   восстановлена   королевская   власть   династии   Стюартов. Начавшаяся   феодальная   реакция,  угроза   восстановления   католицизма   вызывали большое   беспокойство   укрепившейся   во   время   революции   буржуазии  и   нового дворянства (преимущественно протестантов).  В   1688 г.  парламент   обратился   к   правителю   Нидерландов   протестанту Вильгельму III Оранскому с предложением занять английский престол. Когда во главе войска Вильгельм высадился в Англии,  Яков II Стюарт  (1685–1688)  бежал из страны. Эти события получили название «Славной революции». Принятый в 1689 г. парламентом и подписанный Вильгельмом III Оранским (1689– 1702)  «Билль о правах» означал переход к парламентской монархии.  За парламентом закреплялось  право   решать   финансовые   вопросы,   включая   содержание   армии   и определение   размеров   расходов   короля.   Англичане   теперь   могли   рассчитывать   на неприкосновенность   частной   собственности;   они   должны   были   платить   только утверждённые парламентом налоги; получали право на неприкосновенность жилища и справедливое судебное разбирательство в гласном суде в присутствии присяжных. Таким образом, в Англии продолжилось формирование гражданского общества и становление правового государства. В большинстве стран Западной Европы в XVII в. развивались капиталистические отношения,  Свергнувшая абсолютизм   Английская   революция   открыла   путь   для   развития   гражданского общества в этой стране.   установилось   господство   абсолютистских   порядков. 2.2. Век Просвещения  а) Общественные идеи века Просвещения Период   истории   между   Английской   и   Великой   французской   революциями называют эпохой (веком) Просвещения. В это время в Европе в среде образованной части общества   господствовала  вера   в   человеческий   разум,   творческое   всесилие   человека. Просветители считали возможным добиться изменения существующего несправедливого общественного   порядка   путём   борьбы   с   невежеством,   с   помощью  распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее. Носителями идей Просвещения становились образованные люди – представители   с   неодобрением   смотревшие   на   идею элиты, узкого   круга   интеллектуалов, распространения знаний среди простого народа, предназначением которого они считали физический   труд.   Именно   такой   позиции   придерживался   выдающийся   деятель   эпохи Вольтер (1694–1778). Центрами   распространения   идей   Просвещения   были  Англия   и   Франция.   В Англии,   культурный   и   образовательный   уровень   населения   был   выше,   чем   у   жителей других европейских стра. Идеи происхождения государства в результате общественного договора сформулировал философ Джон Локк (1632–1704). По его мнению, государство не   должно   покушаться   на   естественные   права   каждого   человека,   становиться деспотическим.   Учёный   полагал,   что   народ   в   целях   защиты   от   государства,   ставшего деспотическим  и   нарушившего   общественный  договор,   имеет  право   поднять  восстание. Идеи   Локка   нашли   отражение   в   политическом   строе   Англии,   утвердившемся   после «Славной революции». Взгляды Локка получили развитие в работах французского просветителя  Шарля Монтескье  (1689–1755).   Мыслитель   отдавал   предпочтение   конституционной   монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ имеет право участвовать в формировании   судебной   и   законодательной   власти,   а   исполнительную   философ предполагал передать монарху. Постепенно   господствующими   стали   представления   о   том,   что   идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны   регламентироваться   правовыми   нормами.   Согласно   мнению   просветителей, каждый человек, гражданин имеет неотчуждаемые права на жизнь, частную собственность и личные свободы, гарантированные законом. В правовом государстве должно утвердиться верховенство закона, обязательного для всех. Основным законом является конституция. В таком   государстве   налажен   механизм   сдерживания   властей   от   произвола   и злоупотреблений,   а   гражданское   общество   способно   существовать   без   вмешательства государственной власти. Такое общество зарождается и развивается по мере становления правового государства. Экономические теории Просвещения нашли отражение в трудах шотландца Адама Смита (1723–1790). Смит считается защитником товарно­денежных отношений. Он считал, что,   лишь   находясь   друг   с   другом   в   отношениях   производителя   и   потребителя,   люди становятся справедливее. Разделение труда, по его мнению, может стать всеобщей формой сотрудничества   людей   в   интересах   «богатства   народов».   Благодаря   разделению   труда достигается быстрый рост производства. Преследуя свои собственные интересы, очловек часто   более   действенным   образом   служит   интересам   общества,   чем   тогда,   когда сознательно стремится делать это». Огромное   влияние   на   общественную   мысль   XVIII в.   оказала   знаменитая «Энциклопедия», издававшаяся с 1751 по 1772 г. французским философом  Дени Дидро (1713–1784). В её статьях освещались важнейшие вопросы науки, общественной жизни, религии.  Сотрудниками   и   авторами   «Энциклопедии»   были   Гольбах   (1723–1789),   Руссо (1712–1778), Вольтер, Тюрго (1727–1781), Монтескье и другие просветители.  Между   французскими   просветителями   и   католической   церковью   возник   острый конфликт. Просветителей возмущало стремление церкви подчинить цензуре общественную мысль.  Позиции   просветителей,   несмотря   на   весь   их   аристократизм,   не   находили поддержки у французских властей. Издание «Энциклопедии» не раз приостанавливалось. Многие просветители впадали в немилость: Дидро был заключён в Венсенский замок, а Вольтер – в Бастилию. б) Просвещённый абсолютизм Влияние   идей  Просвещения  было  настолько   велико,   что  некоторые   европейские монархи   за   пределами   Франции   пытались   применять   их   на   практике.  Реформы, проводимые ими, включали ограничение роли церкви в делах государства и общества, меры   по   развитию   образования,   науки   и   культуры,   поощрение   промышленности   и торговли путём снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям. В XVIII в.  политика просвещённого абсолютизма была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России.  (1780–1790),   король   Испании  Карл III  (1740–1786),   австрийские   эрцгерцоги  Мария­Терезия  Наиболее   последовательно   его   идеи   претворяли   в   жизнь   прусский   король Фридрих II  (1740–1780)   и Иосиф II  (1759–1788).   Они   приглашали просветителей   к   себе   на   службу,   вели   с   ними   регулярную   переписку,   называя   своими учителями,   сами   упражнялись   в   сочинении   Австрийская   эрцгерцогиня   политических трактатов.  В   правительственных   указах   говорилось   об   «общем   благе»,   «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных». Идеологи просвещённого абсолютизма считали, что  монарх должен быть первым слугой государства, а все его деяния направлены на благо подданных. В то же время, по их мнению, государь должен сохранять абсолютную власть. Эти изменения стали  идеологическими  предпосылками политических  революций, потрясших западный мир в конце XVIII в. 2.3. Революции XVIII  столетия а) Англия и её североамериканские колонии в XVIII в. В XVIII в. в экономике европейских стран начал преобладать капиталистический уклад. На мануфактурах, принадлежавших частным предпринимателям или государству, работали наёмные работники. Наиболее благоприятные правовые и политические условия для   развития   капиталистической   промышленности   были   созданы   в   Англии.   После революции XVII в. наметилось её явное экономическое преобладание.  В   политическом   строе   Англии XVIII в.   в наибольшей   степени   проявились черты правового   государства. В   результате   «Славной   революции»   власть   монарха   была значительно   ограничена   парламентом,   роль   которого   возросла.   С   1707 г.   после объединения Англии с Шотландией официально эта страна называется Великобританией.  К XVIII в.  Англия стала мощной колониальной державой,  владевшей землями  в Азии,   странах   Карибского   бассейна   и   Северной   Америке.  В   начале   XVII в.   вдоль Атлантического побережья Северной Америки возникли переселенческие колонии, число которых   достигло   13.  Население   колоний   формировалось   в   основном   за   счёт переселенцев, покинувших Британию из­за религиозных преследований. На американской земле они становились фермерами, охотниками, рыболовами. Власть на юге принадлежала земельной аристократии. Основной рабочей силой на плантациях южных колоний были чернокожие рабы, вывозившиеся работорговцами из Африки. Экономика   колоний   успешно   развивалась:  американская   пушнина  ценилась   в Европе;   заядлые   курильщики   не   могли   представить   свою   жизнь   без  табака, выращивавшегося   в   Виргинии.   Североамериканские   колонии   были   связаны   с   Англией множеством   нитей   –  жители   продолжали   считать   себя   подданными   британской короны,   отделёнными   от   родины   океаном.  Но  законы,   принимавшиеся   английским парламентом,   зачастую  не   учитывали   интересов   колонистов,   которые   не   были   в   нём представлены.  Английские   власти   управляли   колониями   с   помощью   назначаемых губернаторов, наделяя их широкими правами. Успешное  экономическое развитие колоний  вызывало  беспокойство английской буржуазии, опасавшейся конкуренции, поэтому ряд законов, принятых парламентом, был направлен на торможение их промышленного развития. Обстановка в колониях стала взрывоопасной,   когда  переселенцам   запретили   селиться   на   новых   землях,   за Аллеганскими   горами.  Кроме   того,   был  введён   дополнительный   гербовый   сбор, налагавшийся на деловую переписку и печатную продукцию. Колонисты оказались перед лицом  угрозы   потерять   права,   которые   они   имели   как   подданные   Великобритании. Главным   их   лозунгом   стало  требование   защиты   своих   интересов   в   британском парламенте. «Никаких налогов без представительства!» – заявили они. Эту позицию перед членами парламента выразил американский просветитель  Бенджамин Франклин  (1706– 1790). Введённые в 1766 г. английским парламентом  новые пошлины на привозные вина, масло, фрукты, стекло, бумагу, кожу и чай вызвали всеобщее возмущение и привели к бойкоту колонистами всех английских товаров. Парламенту пришлось пойти на уступки, сохранив лишь пошлины на чай. Но американцам этого было мало: осенью 1773 г. в воду Бостонского порта полетели ящики обложенного пошлиной чая. Эта акция, получившая название «Бостонское чаепитие», означала начало открытого неповиновения властям. б)     Война   за   независимость   североамериканских   колоний   и   американская революция События в Северной  Америке  стали  первой  попыткой борьбы  за осуществление идей Просвещения революционным путём. Народ поднялся против тирании, защищая свои естественные права. Вооружённые отряды колонистов, организованные вскоре в армию под   командованием  Джорджа   Вашингтона  (1732–1799),  начали   военные   действия против английских войск.  В 1776 г.  Континентальный конгресс, выполнявший функции общего   правительства   13   колоний,   принял  Декларацию   независимости   Соединённых Штатов   Америки.  Её   авторами   выступили   сторонники   идей   Просвещения,   будущие президенты США Томас Джефферсон (1743–1826) и Джон Адаме (1735–1826).  В   Декларации   провозглашалось:  «Все   люди   сотворены   равными   и   наделены   от Создателя   неотчуждаемыми   правами,   к   числу   которых   относятся   –   жизнь,   свобода   и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, получающие свою власть от управляемых. Если данная форма правительства становится вредной для этой цели, народ может её исправить и даже вовсе уничтожить и заменить новой…»  Впервые   на   практике   утверждались   принципы   народного   суверенитета   и защиты   естественных   прав   человека,   провозглашённые   французскими просветителями. После   ряда   военных   поражений  Великобритания   признала   суверенитет Соединённых Штатов,  и в 1783 г. между двумя государствами  был  подписан  мирный договор. В 1787 г. США принята конституция, которая действует до настоящего времени. Конституция   впервые   жёстко   разграничила   три   ветви   власти:   законодательная принадлежала   избираемому   населением   конгрессу,   состоящему   из   сената   и   палаты представителей; исполнительная вручалась президенту (им стал в 1789 г. Дж. Вашингтон), а   судебная   власть   включала   Верховный   суд   США   и   суды   штатов.   Все   ветви   власти осуществляли   контроль   за   деятельностью   друг   друга.   Этим   предотвращалось   усиление одной из ветвей власти в ущерб другой.  Важнейшей частью американской конституции стал вступивший в силу в 1791 г. «Билль о правах»,  в котором провозглашались основные гражданские свободы: совести, печати, союзов, собраний, неприкосновенности частного жилища, а также право граждан владеть   оружием.   В   нём   содержался   принцип,   гласивший,   что   разрешено   всё,   что   не запрещено законом. в) Великая французская революция Если   в   Северной   Америке   в   80­х   гг.   XVIII в.   уже   утвердились   принципы, провозглашённые  просветителями,   то во  Франции,   на  родине  Просвещения,  сохранялся «старый режим» – абсолютизм и феодальные пережитки.  В   правление   короля  Людовика   XVI  (1754–1793),  во   Франции   разразился экономический и финансовый кризис.  Крайне истощенная государственная казна, обремененная громадными  долгами, непомерное налоговое бремя, лежащее тяжким грузом на среднем и низшем классе  на фоне   обширных   привилегий   дворянства   и   духовенства,  злоупотребление административных   органов,   которые   погрязли   в   бюрократии  и   коррупции,   все   это вместе и привело к созданию революционной ситуации. Стремясь   поправить   финансовое   положение,   король   вынужден   был  созвать Генеральные   штаты,   не   собиравшиеся   почти   175   лет.   В   них  должна   была   быть представлена вся нация – все три сословия. В   июне  депутаты   третьего   сословия   провозгласили   себя   Национальным собранием,   а   чуть   позже  Учредительным   собранием   и  объявили,   что   берут   на   себя ответственность и право учредить конституцию страны. В   ответ   на   попытку   разогнать   депутатов   при   помощи   войск   началось вооруженное   восстание   в Париже.  14 июля 1789 года восставший  в Париже народ взял   штурмом   королевскую   тюрьму Бастилию.  Это   событие   положило   начало Великой   французской   революции.  Заключённых   из   тюрьмы   выпустили   на   свободу.   На Бастилии был поднят революционный флаг. Для   противодействия   монархической  власти   буржуазия   создала  свои вооруженные силы – Национальную гвардию. Революция быстро охватила всю страну. Во   всех   городах   восстали   ремесленники,   мелкие   торговцы   и   немногочисленные   тогда рабочие. Крестьяне повсеместно нападали на дворянские имения, захватывали  барскую землю и требовали полной отмены крепостного права. Многие дворяне бежали за границу. Победой   восставшего   народа   стала   Декларация   прав   человека   и   гражданина, которая была принята в августе 1789 года. Её первая статья гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Каждому человеку гарантировались «естественные и неотъемлемые права», под   которыми   понимались   «свобода,   собственность,   безопасность   и   сопротивление угнетению». Источником верховной власти (суверенитета) объявлялась нация, а закон – выражением   «общей   воли».   Важным   было   положение   о   равенстве   всех   граждан   перед законом. В Декларации утверждалось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно   из   драгоценнейших   прав   человека»   и  каждому   гражданину   предоставлялась возможность   «высказываться,   писать   и   печатать   свободно,   под   угрозой ответственности   лишь   за   злоупотребление   этой   свободой».  Немаловажное   место отводилось   в   документе   гарантии   прав   собственности   –  частная   собственность провозглашалась священной и неприкосновенной. В 1789–1791 гг. Учредительным собранием были приняты законы и постановления, во   многом   способствовавшие   становлению   во   Франции  гражданского   общества: отменялись сословия и наследственные титулы дворян; церковь была поставлена под контроль государства, духовные должности стали выборными, отменялась церковная десятина. Были упразднены цехи, отменены внутренние пошлины и провозглашена свобода торговли и конкуренции. Однако рабочим запретили создавать союзы и организовывать стачки   под   угрозой   наказания.   Кроме   того,   Учредительное   собрание   приняло   закон   о выкупе крестьянами феодальных повинностей. В   1791 г.   во   Франции   была  принята   конституция,   в   основу   которой   легли положения Декларации прав человека и гражданина. В документе провозглашался принцип разделения   властей.   Таким   образом,   в   стране   законодательно   установилась конституционная монархия. Крупная буржуазия воспользовалась завоеваниями революции, использовала их в своих интересах и стала господствующей силой в стране. Законодательство и реальная политика Учредительного собрания, несмотря на Декларацию, определялась интересами крупной   буржуазии.   Все   реформы   и   законы   отражали,   прежде   всего,   интересы   этого класса.   Из   силы   революционной   верхушка   крупной   буржуазии   превратилась   в консервативную и контрреволюционную силу. 17   июля   1791   года  Учредительное   собрание   приказало   расстрелять демонстрацию   граждан Парижа,   собравшихся   на   марсовом   поле   и   требовавших отрешения   от   власти   короля.  Открытые   контрреволюционные   действия   привели   к расколу третьего сословия и следующему этапу буржуазной революции. Серьёзная   угроза   для   Франции   исходила   от   европейских   держав,   правители которых опасались  распространения революции.  Монархи Австрии и Пруссии,  а также поддерживаемые ими отряды контрреволюционеров­эмигрантов  готовили вторжение во Францию. В ответ Законодательное собрание объявило войну европейским державам.  Король Людовик XVI пытался бежать из Франции. Екатерина II приказала своему послу в Париже выдать королю русский паспорт для въезда в Россию. Но по дороге король был пойман и возвращен в Париж. Во Франции была объявлена республика, а 21 января 1793 г. в Париже Людовик XVI был казнён как изменник народа – обезглавлен на гильотине. После   казни   короля   во   Франции   стали  у   власти   революционеры­якобинцы, представлявшие   интересы   крестьян   и   ремесленников.   Радикальные  революционеры  – якобинцы (или монтаньяры) были решительными  сторонниками полного политического равенства,   они   добивались   укрепления   во   Франции   демократической   республики   и сглаживания   экономического   неравенства   между   верхами   и   низами   общества. Якобинцы  настаивали на  принятии решительных  мер  против  контрреволюционеров, требовали установления диктатуры. Вождями их были Робеспьер и Марат, прозванный «другом   народа».   При   якобинцах  крестьяне   окончательно   были   освобождены   от крепостной зависимости. Земля   у   помещиков   была   отобрана   революционным   правительством   и продавалась всем желающим.  Много помещичьей земли было куплено крестьянами, но часть её попала в руки буржуазии. Революционный народ поднялся на защиту своей страны. Республиканская армия разгромила   войска   интервентов   и   выгнала   их   из   Франции.   Теперь  войска   Франции сражались за своими пределами и освобождали другие народы от власти королей и дворян­крепостников. Боясь   усиления   могущества   буржуазно­демократической   Франции,   сильная промышленная страна Англия начала с ней войну. Внутренние   и   внешние  контрреволюционеры   боролись   с   революцией   всеми средствами.  Они   подсылали   убийц   к   вождям   революции   и   убили   Марата.   Якобинцы объявили тогда врагам народа беспощадный террор. В июле 1794 года крупной буржуазии Франции снова удалось захватить власть в свои   руки.   Революция   закончена.   Руководители   якобинцев   были   казнены.   Вождем буржуазной Франции стал генерал Наполеон Бонапарт. Буржуазная   революция   освободила   французский   народ   от   власти   короля   и помещиков, но установила власть буржуазии.  Заключительная часть 3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала 1. Что такое революция? Как связаны между собой модернизация и революции второй половины XVIII—XIX в.? Революция – это радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в   развитии   общества,   природы   или   познания,   сопряжённое   с   открытым   разрывом   с предыдущим   состоянием.   Революции   чаще   всего   происходили   в   странах,   которые   уже встали   на   путь   модернизации,   но   ещё   не   сформировали   индустриальное   общество. Формирующиеся структуры постепенно подтачивали основы традиционного общества; под давлением новых обстоятельств и тенденций, настроений и требований различных слоёв населения   государство   утрачивало   чувство   исторической   перспективы   и   начинало усиленно охранять традиционные ценности, которые уже не отвечали новым условиям. 2.   Каковы   причины   Войны   за   независимость   английских   колоний   в   Северной Америке?  запрет колониям торговать с Европой, минуя Британские острова;  запрет на освоение новых земель;  запрет на открытие в колониях мануфактур;   введение   гербового   сбора   парламентом   Великобритании,   в   котором   не   было представителей колоний. 3. Почему ее называют революцией? Каковы ее итоги? В   результате   войны   за   независимость   13   колоний   Северной   Америки   обрели   ту самую независимость и образовали новое государство, в котором действовала конституция, а властвовали выборные органы во главе с выборным же президентом. То есть колонии не только перестали подчиняться Лондону, но и создали государство, строй которого не имел прецедентов в истории, потому эту войну называют также революцией. 4. Каковы причины Великой французской революции конца XVIII в.? a) Франция до революции была абсолютной монархией, общество не могло влиять на решения властей; б)   широко   распространились   идеи   Просвещения,   которые   предполагали превозносили другую форму государственного правления и социального устройства; в) значительная часть расходов казны составляли различные пенсии и пожалования крупнейшим аристократам, которые без того располагали большими доходами; г) дефицит королевской казны, расходы казны превышали доходы и др. 5. В чем историческое значение Великой французской революции? Революция   стоила   большой   крови   и   самой   Франции,   и   другим   странам   (за  счёт революционных   войн),   но   одновременно   провозглашённые   ею   идеалы   ещё   долго вдохновляли борцов за свободу по всей Европе и пугали консервативные силы, давая им основание для применения наиболее суровых мер для подавления борьбы за свободу. 6. Согласны ли вы с афоризмом? Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь.  В   революции   искупаются   грехи   прошлого.  Революция   всегда   говорит  о   том,  что власть имеющие не исполнили своего назначения. /Николай Александрович Бердяев/ 3.2. Подведение итогов  Оценивание  работы группы  на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок. 3.3. Домашнее задание    Записи в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 37­40.  1. 2. Просмотреть фильм (электронная библиотека, папка к одноименному занятию и/или воспользоваться ссылками – см. «Дополнительные источники»). 3. Составить связный рассказ по теме 4. Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)  Литература для подготовки: Основная: 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2016. (электронный учебник) Дополнительные источники: 1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. 2. Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.  Интернет – ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета  МГУ).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII - XVIII в.в.)"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме "Западная Европа (середина XVII  - XVIII в.в.)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017