2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Задачи и упражнения для изучения приемов устных вычислений, направленных на формирование вычислительных навыков в начальной школе.
1. математический диктант
логические задачи
Магические квадраты различных видов.
4. Дидактические игры.
Рекомендации по организации занятий устными вычислениями в начальной школе
Документ Microsoft Office Word.docx
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Задачи и упражнения для изучения приемов устных вычислений,
направленных на формирование вычислительных навыков в начальной
школе
Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы они
воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.
Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений
активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление,
сообразительность, память, творческие начала и волевые качества,
наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи
учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и
использовать при обсуждении упражнений математические термины. [Гончар
2007]
Практическое значение устных вычислений состоит в том, что
быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно в тех
случаях, когда письменно выполнить действия не представляется возможным.
Необходимо отметить, что уровень трудности упражнений должен
постепенно увеличиваться.
Очень важно, чтобы учитель сам следил за своей речью и
формулировал задания ясно, четко, лаконично, последовательно.
Таким образом,
возникает необходимость естественного
усовершенствования устных упражнений, разработки системы таких
упражнений, в которой прослеживается их логическая взаимосвязь.
Как отмечалось выше, важную роль в формировании вычислительных
навыков в начальной школе играет устный счет. На своих уроках в 3 классе МБОУ «СОШ № 4 города Красноармейска Саратовской области» я
проводила с учащимися (14 человек) устный счет в виде различных типов
заданий:
1. математический диктант
Это форма устного счета проводилась в начале урока, на этапе
актуализации знаний.
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.
Примеры заданий математического диктанта:
1) К 6 прибавь 6
2) Увеличь 8 на 6.
3) Из 19 вычти 8.
4) Запиши число, которое меньше 9 на 3.
5) Запиши число, которое больше 6 на 5.
6) Уменьши 15 на 6.
7) На сколько 14 больше 8?
8) На сколько 7 меньше 10?
9) Найди сумму чисел 7 и 5.
10) Найди разность чисел 16 и 10 и т.п.
2. логические задачи
Эта форма проведения устного счета проводилась на любом этапе
урока
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти на уроках
математики.
Примеры логических задач:
1) Иван царевич скакал на коне в Кащеево царство. Навстречу ему
скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кащеево
царство? 2) Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда
начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее?
3) Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в
доме папы Карло. Дин под кроватью, другой в шкафу, а третий — в печке.
Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под
кроватью и в печке. Кто где спрятался? [Гончар 2007]
3. Магические квадраты различных видов.
Цель: закреплять вычислительные навыки.
Примеры заданий:
1) детям предлагались
различные виды «магических» квадратов и
давалось задание: « Сложи числа по строкам, столбцам, с угла на угол».
7
8
3
2
6
10
9
4
5
2) « Заполните пропуски в магическом квадрате».
4
8
9
5
2
6
3) «Преобразуйте
квадрат». Нужно составить подобный квадрат,
увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц ».
5
4
9
10
6
2
3
8
7
4. Дидактические игры.
Цель: проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Примеры игр: [Карпова 2011]
1) Игра « Цветик – семицветик».
Инструкция: На доске – лепестки разных цветов с различными
числовыми выражениями и « сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала
к доске выходят два человека ( по 1 от каждой команды), они находят
подходящий лепесток для своего цветка и садятся на свое место, за ними
выходят к доске следующие участники.
Выигрывает команда, которая быстрее соберет « Цветик –
семицветик».
1 вариант
6+4
2 вариант
6+3
83
3+6
18 9
5
4+3
9
105
127
1+4
116
149
4+5
2+14
3+3
167
2+3
145
156
2) Игра « Числа – перебежки».
Цель: закрепить знание о переместительном свойстве сложения.
Инструкция: детей распределяют на 3 команды. Из каждой выходит по
пять учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По
сигналу дети составляют примеры на сложение. Например, 7+8=15, 8+1=9,
3+2=5.
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились
другие примеры на сложение: 8+7=15, 1+8=9, 2+3=5. В каждой команде один
из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары
примеров, дети повторяют переместительный закон сложения. В течение года, анализируя каждодневно результаты учащихся при
проведении устного счета, я сделала выводы, что в формировании
вычислительных навыков учащихся помогают больше логические задачи,
дидактические игры. [Карпова 2011]
Посмотрим на диаграмму.
Математические диктанты
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
% кач. знаний
% кач. знаний2
% кач. знаний3
сентябрь
декабрь
май
Логические задачи 100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
сентябрь
декабрь
май
Дидактические игры [Карпова 2011]
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
сентябрь
декабрь
май
Магический квадрат
% кач. знаний
% кач. знаний2
% кач. знаний3
% кач. знаний
% кач. знаний
% кач. знаний2 90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
% кач. знаний
% кач. знаний
% кач. знаний 2
сентябрь
декабрь
май
Мы видим, что по сравнению с началом учебного года меньше ошибок
стали допускать учащиеся во всех формах проведения устного счета, а
именно в заданиях на приемы прибавления и вычитания в пределах десяти, на
знания переместительного закона сложения, в задачах на развитие
логического мышления, внимания, памяти. Именно эти задания оказались
самыми приемлемыми и доступными для учащихся моего 3 класса.
Выбранные мною методы обучения помогли ученикам справляться с
вычислениями, предусмотренными программой. Кроме того, можно сделать
предположение, что эти знания помогут ученикам в дальнейшем обучении.
Когда устный счет воспринимается учащимися как интересная игра,
тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель
становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все
новые и новые интересные занятия. А учащиеся, имеющие навыки устного
счета, хорошо справляются со многими заданиями по математике, поскольку
у них хорошо развиты память и внимание.
Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся,
математической зоркости и наблюдательности.
сообразительности, Следовательно, система устных упражнений доказывает свою эффективность
дети становятся активными и заинтересованными в обучении математике.
2.2. Рекомендации по организации занятий устными вычислениями в
начальной школе
Устные упражнения или устный счет это этап урока, который имеет
свои задачи: [Эрдниев 2005]
психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся,
необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного
восприятия объяснения учителя.
Обобщив сложившуюся систему формирования вычислительных
навыков, следует учитывать: [ Волина 2004]
для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение
всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо
выделять 5 7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса (использование на уроках
системнодеятельностного подхода).
При изучении геометрического
материала следует выделять не менее 10 минут урока для работы с
учащимися по формированию вычислительных навыков.
количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не
переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
Устный счет в начале урока дисциплинирует учащихся, помогает включиться
в работу. Не следует проводить устный счет в конце урока, так как дети уже
утомлены, а такой счет требует большого внимания.
при подборе упражнений для урока следует учитывать, что
подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как
правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Если сразу
обрушить на детей сложные устные задания, то они обнаружат свое
собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.
формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны
на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть
четкими и лаконичными; сформулированы легко и определённо, не допускать
различного толкования. Это позволит сосредоточиться на математическом
содержании задания. В случаях, когда задания всётаки трудны для усвоения
на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
В зависимости от сложности задания на практике используют
следующие формы восприятия устного счета: [Захарова 2009]
беглый слуховой – числа воспроизводятся только на слух (читаются
учителем, учеником), учащиеся при этом ничего не записывают и никакими
наглядными пособиями не пользуются. Эффективен только в том случае, если
этим видом счета удается увлечь всех ребят, поскольку при устной работе
трудно контролировать каждого ученика. Такой вид устного счета приводит к
быстрой утомляемости. Однако, тот, кто не может удержать числа в памяти, в
практической работе оказывается плохим вычислителем, поэтому в школе
нельзя недооценивать этот вид устного счета.
зрительный учитель не только называет числа, с которыми надо
оперировать, но и демонстрирует их учащимся какимлибо образом (таблицы,
счеты). Подкрепляя слуховые восприятия
плакаты, записи на доске,
учащихся, зрительный ряд фактически делает не нужным удерживание
данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Но
иногда без записей трудно и даже невозможно выполнить задание, например:
надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении
выражений.
комбинированный – производятся устные вычисления с последующей
записью результатов произведённых вычислений.
чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,
необходимо установить правильное соотношение в применении устных и
письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только
тогда, когда устно вычислять трудно. [Кононов 2007]
диагностические
необходимо
систематически
проводить
самостоятельные работы «устного характера», т.е. учащиеся за определённое
короткое время должны решить устно задания, записав ответы в тетрадь.
Такая практика стимулирует учащихся повторять правила, развивает
быстроту их реакции, мобилизует учащихся на дальнейшую работу на уроке.
устные упражнения не могут быть случайным этапом урока, а должны
соответствовать теме и цели урока; пронизывать весь урок и помогать
усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно
провести устные вычисления по пройденному материалу и организовать
работу так, чтобы был плавный переход к новой теме, а затем предложить
учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме.
Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе
должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией
учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке. Материал для
этого можно подобрать из учебника, специальных сборников или придумать
самим.
работа в классе на каждом уроке проводится в вопросноответной
форме и должна выполняться всем классом, а не учителем и группой
успевающих учеников. То есть необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя
полноценным участником учебного процесса. В целях выполнения этой задачи
на уроках математики часто используются игры (в игре привлекает
поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость
открытия и ощущение преодоленного препятствия).
Занятие устным счётом требуют от учителя постоянной практики в
счёте, твёрдого знания основных приёмов устного счёта, умения
организовывать счётный материал, подбирать и составлять задачи для устного
счёта. Приёмов устного счёта много, но следует уделять большее внимание
усвоению и закреплению общих приёмов устного счёта, на первом месте
должна стоять осознанность тех или иных приёмов устных вычислений, а не
механическое их применение. От того, какие задания подберёт учитель для
устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать,
существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся
в процессе познания.
Что способствует успешной работе по формированию вычислительных
навыков?
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться
вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением
разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных
моделей (предметных, графических, символических), что позволяет
учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт,
предметнодейственное и нагляднообразное мышление и постепенно водить
ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. [Гончар 2007].
Важно, чтобы было достаточное число тренировочных упражнений,
чтобы они были разнообразными как по форме, так и по числовым данным,
носили развивающий характер (задания, позволяющие развивать гибкость
мышления, математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной
усталости и монотонности в работе). Необходимо использовать разнообразные упражнения занимательного
характера: игры, игровые ситуации, нестандартные приемы, соревновательные
моменты, тесты, математические диктанты, различные головоломки,
творческие задания, исследовательские работы, устные вычисления и т.д.
Перечислим типичные ошибки учителей при работе по формированию
вычислительных навыков: [Кононов 2007]
подача новых способов и приемов вычисления в готовом виде;
зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их при
выполнении однообразных тренировочных упражнений;
многократное повторение однотипных примеров, опора на активную
работу памяти и напряжения произвольного внимания;
запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это
необходимо ребёнку, он сам «организует» себе деятельностный подход к
освоению вычислительных навыков);
неумение учителя организовывать внимание детей;
снижение роли устных вычислений (ссылаясь на отсутствие времени,
учитель сводит работу по закреплению навыков в действиях с натуральными
числами к эпизодическим заданиям на уроках и дома, при этом основная
тяжесть повторения приходится на домашнюю работу школьника без должной
последующей проверки на уроке);
пренебрежение возможностями учебного материала на уроках для
совершенствования вычислительных навыков (выполнив алгебраические
преобразования и столкнувшись с затруднениями учащихся при выполнении
вычислений, учитель предлагает закончить вычисления дома, что оказывает
вредное воздействие на отношение учащихся к анализу своего труда,
связанных с техникой счёта).
Можно сделать вывод, что систематическая работа над устным счетом,
позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также
способствует развитию логического мышления, математической зоркости,
внимания, памяти.
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Методический материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.