МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ НА ТЕМУ: «ЧАЕПИТИЕ ПО...»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
Иконка файла материала о чае.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  НА ТЕМУ: «ЧАЕПИТИЕ ПО...» Оборудование:  самовары,   чайные   сервизы   (фарфор,   фаянс,   грубая керамика),   различные   сорта   чая,   салфетки,   магнитофон,   фотографии коллекционной посуды; репродукция картины «Чаепитие в Мытищах». План мероприятия 1. Вступление учителя или ведущего о цели данного мероприятия. 2.   История   чая   и   чаепития  (выступление   заранее   подготовленных учащихся.). 3. Чаепитие всем классом (возможно с родителями). I Пейте чай, мой друг старинный,  Забывая бег минут. Б. Окуджава Чай пьют по­разному: на ходу, убегая на работу, или в буфете аэропорта, в ожидании летной погоды. Пьют в поездах – из скучного стакана. Пьют из металлической крышки термоса. Пьют, поскольку бывает трудно проглотить, пьют, чтобы убить время, пьют, так как врачи говорят, что чай полезен. Но   все   это   не   чаепитие,   а   привычная   часть   утренней   или   вечерней трапезы.   Чаепитие   –   другое.   Чаепитие   –   дружеская   беседа   за   столом, старинный домашний обычай, ритуал, добрая традиция многих народов, в том числе   и   нашего.   Для   настоящего   чаепития   не   годятся   граненый   стакан, щербатая кружка. Нужен сервиз, настоящий чайный сервиз, пусть недорогой, но обязательно с росписью. II Откуда   и   как   появился   чай   –   это   хорошо   известно   из   легенды. Знаменитый буддийский монах Бодхитхарма как­то уснул нечаянно во время молитвы. Проснувшись, он в гневе отрезал себе веки, чтобы глаза никогда больше не закрывались. Но из выброшенных ресниц выросли чайные деревья. И  с тех  пор  не  требуются  такие  суровые   меры  – достаточно  попить  чаю, чтобы  не  уснуть  (кстати, во время молитвы чаша с чаем шла по кругу – так начиналась чайная церемония). История   с   ресницами,   надо   полагать,   произошла   на   границе   Китая   с Бирмой: именно там, в горах провинции Юнь Нань, растут самые древние дикие чайные деревья высотою около 15 м. Чем севернее живут эти близкие родственники камелий и дальние родственники роз, тем ниже они становятся, тем более напоминают куст. Плодоносит дикий чайный куст более 100 лет. В середине IV века чай уже начали культивировать. Правда, поначалу чай считали не основой для напитка, а скорее овощем. В VI веке китайская аристократия признала  чай  напитком,  а  четыреста лет спустя, при династии Тан, чай стал уже национальным напитком. О нем стали   слагать   легенды,   писать   книги,   создавать   особую   посуду   и   особый обряд   –   чайную   церемонию.   (Чайная   церемония   в   Китае   исчезла   после падения Сунской династии.) В IX веке чай попал в Корею и Японию. Здесь он был сначала атрибутом религиозной церемонии и лекарством. Что же касается простых японцев, то они начали употреблять чай даже позже европейцев – не ранее XVII века. Да и в Китае, откуда чай разошелся по всему свету, его пьют гораздо реже, чем у нас в стране. Обычный же ежедневный напиток китайцев – простой кипяток.   Для   заваривания   хорошего   чая   нужна   хорошая   вода.   Чтобы   чай заварился   как   следует,   то   есть,   говоря   химическим   языком,   легко экстрагировался, в воде должно быть мало примесей. Вода должна быть без запаха (в том числе хлора). Непригодна минеральная вода:  растворенные  в ней  соли  мешают  экстракции.  Жесткая  вода  лишает  чай  вкуса и  аромата (поэтому на Украине не так уж много любителей чая). Хороша мытищинская вода в Подмосковье. На   улицах   Пекина   некогда   продавали   для   чая   ключевую   воду, привезенную с гор. Но самой лучшей считалась «персиковая» или «сливовая» вода   –   из   снега,   выпавшего   весной   на   только   что   распустившиеся   цветы персика или сливы. Исключая   экзотику,   воду   для   чая   по   степени   пригодности   можно выстроить   в   такой   ряд:   ключевая   вода,  вода   горных   рек,  вода   проточных ледниковых озер. Если   в   вашем   распоряжении   только   обычная   водопроводная   вода,   то дайте ей хотя бы ночь отстояться, чтобы выдохся хлор и осели взвешенные частицы. Для   правильного   чая   нужна   правильная   посуда.   Даже теплопроводность чашки влияет на вкус: из железной кружки пить горячо и невкусно. И заваривать в металлическом чайнике тоже не рекомендуется. Фарфоровый чайник легко прогревается, поэтому он предпочтительнее, если   чайник   нагревают   снаружи,   погружая   его   в   кипяток.   Если   же ограничиться   более   привычной   заливкой   кипятка   внутрь,   то теплоизоляционные свойства фаянса окажутся предпочтительнее. Лучшим считают чай, который меньше пачкает (или вовсе не пачкает) чашку   коричневыми   следами.   Это   характерное   свойство   сильно   вяжущих чаев, а они, как правило, имеют достойный вкус и аромат. В Восточной Азии чаще заваривают чай прямо в чашках, точнее в пиалах. Зеленый   чай,   говорят,   заваривается   вдвое   дольше,   чем   черный,   однако любители   чая   на   Востоке   не   дожидаются   окончания   процедуры.   Онивыпивают   примерно   две   трети   свежезаваренного   чая,   потом   доливают кипяток   и   пьют   «второй   чай»,   затем   «третий»   и   т.   д.   (Если   вы   хотите получить   чай   возбуждающего   действия   –   заваривайте   его   три   минуты, успокаивающего – пять минут.) Технология   приготовления   чая   при   чайной   церемонии   (завариванием   и называть неудобно) стоит особняком. Растертый в тончайшую пудру листовой зеленый чай высыпают небольшими порциями в чайник, доливают каждый раз капельными   дозами   горячую   воду   и   метелочкой   взбивают   в   кремовидную массу. Концентрация терпкого сметанообразного напитка достигает 200–240 г сухого чая на литр. (Наша норма для общественного питания – 4 г/л; обычная крепость   чая   у   англичан   –   главных   его   любителей   в   Европе,   а   также   у китайцев и японцев – 25–30 г/л) ЧАЕПИТИЕ ПО­ЯПОНСКИ При   великом   разнообразии   сортов   и   разновидностей   самый распространенный в Японии и неизменно любимый напиток – зеленый чай. Им угощают гостей дома, его предлагают в любом ресторанчике с национальной кухней; и даже в номере гостиницы на столе непременно стоит небольшой заварочный чайник с бамбуковой ручкой, коробочка с чаем, чашки и термос с горячей   водой.   Зеленый   чай,   растертый   в   порошок,   ни   в   коем   случае   не заваривают кипятком, а только горячей водой (около 60 градусов) в течение 2–4 минут. Пьют чай из небольших пиал  или керамических  стаканов. Иногда чай выливают прямо в чашку с рисом, и тогда получается что­то вроде нашей каши с молоком. Сахар не полагается, но «лакомства» не возбраняются. Есть и особые сорта чая, порою неожиданные, например «кобутя» – с морской капустой   (по   цвету   и   вкусу   напоминает   солоноватый   бульон).   Но   все   это просто чай. А еще есть обряд, церемония, чаепитие по­японски: тя­но ю. Искусству приготовления чая учатся годами. Слово «тядзин», состоящее из иероглифов «чай» и «человек», означает и «знаток чайной церемонии», и «человек   с  тонким  вкусом».  Правда, есть  и  третье  значение – «чудак».  В чайной   церемонии   видят   и   глубокий   смысл,   и   пустую   трату   времени.   В русском чаепитии у самовара, с баранками и вареньем, тоже можно усмотреть бессмысленное   времяпрепровождение.   Однако   спрос   на   самовары   не уменьшается. Чайная   церемония   стала   практиковаться   в   Японии   с   XII   века   в монастырях буддийской секты дзен, утверждавшей, что единственный способ существования в этом противоречивом мире – постоянно совершенствоватьдушу. Человек, отгороженный от мира тонкими стенками чайного дома, как бы отрешался на время от забот и проблем. Чайный дом находился обычно в саду, к нему вела дорожка из камней, шагая по которой, человеку волей­ неволей   приходится   смотреть   не  по   сторонам,  а  под   ноги.  У   небольшого, внешне   непримечательного   домика   –   замшелый   каменный   сосуд   с   водой, мелкий   бамбуковый   ковш   с   длинной   ручной.   В   чайный   дом   полагалось вползать   через   вход   высотою   менее   метра.   Низкая   притолока   заставляла кланяться  и  крестьян (им это  не было  в  новинку), и самураев,  и  богатых феодалов, которым приходилось оставлять за дверью свой меч и свою спесь. Помещение невелико. Стены внутри обмазаны глиной, свет проникает через бамбуковые жалюзи, прикрывающие отверстия в потолке и в стенах, внутри всегда полумрак. А если чайная церемония начинается затемно, то жалюзи откидывают   и   взору   предстает   луна,   весной   –   цветущая   вишня,   осенью   – красные листья. Непременное украшение комнаты – белый свиток с написанными кистью иероглифами.   В   отличие   от   стандартных   печатных   знаков,   они   сохраняют руку и душу мастера. Может быть и неиероглифическая, обычная картина, но в   любом   случае   это   семейная   реликвия,   передаваемая   из   поколения   в поколение.   Другое   (и   последнее)   украшение   комнаты   –   букет   цветов, составленный специально для этого случая. Хозяйка встречает гостей у входа на коленях, кланяясь так, что почти касается лбом пола. Гости обязательно отвечают поклонами и вежливыми приветствиями. Церемония немногословна, но   приветствия,   так   же   как   последующие   возгласы   восторга   по   поводу картины и букета, – неотъемлемый ее элемент. Перед   каждым   гостем   на   низком   столике   стоят   посуда   и   сладости. Нередко подают обильную еду и сакэ. Закуска, которую съедают перед чаем, называется кайсэки, что значит «камень за пазухой». В древности, чтобы не замерзнуть в мороз, за пазуху клали нагретые камешки. Вот так же должна согревать пища... После небольшого перерыва хозяйка вносит поднос. На нем – деревянная лакированная чашка, коробочка с чаем, бамбуковая метелка и чайник с водой. Чайник   ставится   на   огонь   (иногда   в   воду   кладут   металлические   бубенцы, которые   начинают   позвякивать,   когда   вода   закипает).   Расположение предметов на подносе строго определено, и уже несколько веков без особых изменений   остается   и   порядок   движений.   Лакированную   чашку   моют   и вытирают, затем в нее кладут растертый в порошок чай. Его заливают водой и быстро взбивают бамбуковой метелочкой до образования пышной пены. И вот наконец перед гостем, долго наблюдавшим за манипуляциями хозяйки (или хозяина), – изумрудно­зеленый чай под слоем зеленоватой пены. Выпить долгожданный чай столь же непросто, как и приготовить. Приняв чашку   с   поклоном   и   благодарностью,   ее   держат   на   левой   ладони.   Затем правой   рукой   поворачивают   чашку   тремя   движениями   против   часовой стрелки. Обычно чая бывает налито как раз столько, чтобы выпить его тремяглотками. Потом чашку вновь поворачивают в три приема, но уже по часовой стрелке. Чай   выпит.   Иностранцы,   как   правило,   разочарованы   –   на   вкус   он вяжущий,   горьковатый,   многим   кажется   просто   невкусным.   В   чем   не приходится сомневаться – так это в тонизирующем действии... Оценив   достоинства   чая,   надо   воздать   должное   и   чашке.   Ее рассматривают со всех сторон.  В  идеале  это  должна  быть  неказистая  (на европейский взгляд) керамическая чашка. Но ценится не правильность форм или   сложность   рисунка,   а   напротив,   чуть   неровные   края,   неравномерный, иногда   с   подтеками,   слой   глазури,   сквозь   который   просвечивает   глина. Полагается   выразить   восхищение   посудой,   спросить,   какой   мастер   ее изготовил. После этого можно считать, что церемония закончена. Остаются только взаимные благодарности. Во многих университетах наряду с другими дисциплинами читают курс тядо – искусства   приготовления   чая.   Церемония   жива;   правда,   ей   приходится приспосабливаться к темпу   наших   дней.   Не   все   каноны   соблюдаются сейчас   очень   тщательно,   некоторые   атрибуты   (например,   низкий   вход) сохраняются,   но   не   используются.   Всепроникающий   бизнес   сотворил ускоренный   вариант   чайной   церемонии   для   туристов:   наскоро   осматривая какой­нибудь   древний   храм,  можно   на   полчаса   заскочить   в   чайный   дом   и получить отдаленное представление о ритуале (но главным образом о том, что чай   зеленый   и   невкусный).   Подлинная   же   чайная   церемония   –   это   время отдохновения души, а чай – просто повод для этого.