Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВНЕКЛАССНОМУ
МЕРОПРИЯТИЮ НА ТЕМУ:
«ЧАЕПИТИЕ ПО...»
Оборудование: самовары, чайные сервизы (фарфор, фаянс, грубая
керамика), различные сорта чая, салфетки, магнитофон, фотографии
коллекционной посуды; репродукция картины «Чаепитие в Мытищах».
План мероприятия
1. Вступление учителя или ведущего о цели данного мероприятия.
2. История чая и чаепития (выступление заранее подготовленных
учащихся.).
3. Чаепитие всем классом (возможно с родителями).
I
Пейте чай, мой друг старинный,
Забывая бег минут.
Б. Окуджава
Чай пьют поразному: на ходу, убегая на работу, или в буфете аэропорта,
в ожидании летной погоды. Пьют в поездах – из скучного стакана. Пьют из
металлической крышки термоса. Пьют, поскольку бывает трудно проглотить,
пьют, чтобы убить время, пьют, так как врачи говорят, что чай полезен.
Но все это не чаепитие, а привычная часть утренней или вечерней
трапезы. Чаепитие – другое. Чаепитие – дружеская беседа за столом,
старинный домашний обычай, ритуал, добрая традиция многих народов, в том
числе и нашего. Для настоящего чаепития не годятся граненый стакан,
щербатая кружка. Нужен сервиз, настоящий чайный сервиз, пусть недорогой,
но обязательно с росписью.
II
Откуда и как появился чай – это хорошо известно из легенды.
Знаменитый буддийский монах Бодхитхарма както уснул нечаянно во время
молитвы. Проснувшись, он в гневе отрезал себе веки, чтобы глаза никогда
больше не закрывались. Но из выброшенных ресниц выросли чайные деревья.
И с тех пор не требуются такие суровые меры – достаточно попить чаю,
чтобы не уснуть (кстати, во время молитвы чаша с чаем шла по кругу – так
начиналась чайная церемония).
История с ресницами, надо полагать, произошла на границе Китая с
Бирмой: именно там, в горах провинции Юнь Нань, растут самые древние
дикие чайные деревья высотою около 15 м. Чем севернее живут эти близкие
родственники камелий и дальние родственники роз, тем ниже они становятся,
тем более напоминают куст. Плодоносит дикий чайный куст более 100 лет. В середине IV века чай уже начали культивировать. Правда, поначалу
чай считали не основой для напитка, а скорее овощем.
В VI веке китайская аристократия признала чай напитком, а четыреста
лет спустя, при династии Тан, чай стал уже национальным напитком. О нем
стали слагать легенды, писать книги, создавать особую посуду и особый
обряд – чайную церемонию. (Чайная церемония в Китае исчезла после
падения Сунской династии.)
В IX веке чай попал в Корею и Японию. Здесь он был сначала атрибутом
религиозной церемонии и лекарством. Что же касается простых японцев, то
они начали употреблять чай даже позже европейцев – не ранее XVII века. Да
и в Китае, откуда чай разошелся по всему свету, его пьют гораздо реже, чем у
нас в стране. Обычный же ежедневный напиток китайцев – простой кипяток.
Для заваривания хорошего чая нужна хорошая вода. Чтобы чай
заварился как следует, то есть, говоря химическим языком, легко
экстрагировался, в воде должно быть мало примесей. Вода должна быть без
запаха (в том числе хлора). Непригодна минеральная вода: растворенные в
ней соли мешают экстракции. Жесткая вода лишает чай вкуса и аромата
(поэтому на Украине не так уж много любителей чая). Хороша мытищинская
вода в Подмосковье.
На улицах Пекина некогда продавали для чая ключевую воду,
привезенную с гор. Но самой лучшей считалась «персиковая» или «сливовая»
вода – из снега, выпавшего весной на только что распустившиеся цветы
персика или сливы.
Исключая экзотику, воду для чая по степени пригодности можно
выстроить в такой ряд: ключевая вода, вода горных рек, вода проточных
ледниковых озер.
Если в вашем распоряжении только обычная водопроводная вода, то
дайте ей хотя бы ночь отстояться, чтобы выдохся хлор и осели взвешенные
частицы.
Для правильного чая нужна правильная посуда.
Даже
теплопроводность чашки влияет на вкус: из железной кружки пить горячо и
невкусно. И заваривать в металлическом чайнике тоже не рекомендуется.
Фарфоровый чайник легко прогревается, поэтому он предпочтительнее,
если чайник нагревают снаружи, погружая его в кипяток. Если же
ограничиться более привычной заливкой кипятка внутрь,
то
теплоизоляционные свойства фаянса окажутся предпочтительнее.
Лучшим считают чай, который меньше пачкает (или вовсе не пачкает)
чашку коричневыми следами. Это характерное свойство сильно вяжущих
чаев, а они, как правило, имеют достойный вкус и аромат.
В Восточной Азии чаще заваривают чай прямо в чашках, точнее в пиалах.
Зеленый чай, говорят, заваривается вдвое дольше, чем черный, однако
любители чая на Востоке не дожидаются окончания процедуры. Онивыпивают примерно две трети свежезаваренного чая, потом доливают
кипяток и пьют «второй чай», затем «третий» и т. д. (Если вы хотите
получить чай возбуждающего действия – заваривайте его три минуты,
успокаивающего – пять минут.)
Технология приготовления чая при чайной церемонии (завариванием и
называть неудобно) стоит особняком. Растертый в тончайшую пудру листовой
зеленый чай высыпают небольшими порциями в чайник, доливают каждый раз
капельными дозами горячую воду и метелочкой взбивают в кремовидную
массу. Концентрация терпкого сметанообразного напитка достигает 200–240 г
сухого чая на литр. (Наша норма для общественного питания – 4 г/л; обычная
крепость чая у англичан – главных его любителей в Европе, а также у
китайцев и японцев – 25–30 г/л)
ЧАЕПИТИЕ ПОЯПОНСКИ
При великом разнообразии сортов и разновидностей самый
распространенный в Японии и неизменно любимый напиток – зеленый чай. Им
угощают гостей дома, его предлагают в любом ресторанчике с национальной
кухней; и даже в номере гостиницы на столе непременно стоит небольшой
заварочный чайник с бамбуковой ручкой, коробочка с чаем, чашки и термос с
горячей водой. Зеленый чай, растертый в порошок, ни в коем случае не
заваривают кипятком, а только горячей водой (около 60 градусов) в течение
2–4 минут.
Пьют чай из небольших пиал или керамических стаканов. Иногда чай
выливают прямо в чашку с рисом, и тогда получается чтото вроде нашей
каши с молоком. Сахар не полагается, но «лакомства» не возбраняются. Есть
и особые сорта чая, порою неожиданные, например «кобутя» – с морской
капустой (по цвету и вкусу напоминает солоноватый бульон). Но все это
просто чай. А еще есть обряд, церемония, чаепитие пояпонски: тяно ю.
Искусству приготовления чая учатся годами. Слово «тядзин», состоящее
из иероглифов «чай» и «человек», означает и «знаток чайной церемонии», и
«человек с тонким вкусом». Правда, есть и третье значение – «чудак». В
чайной церемонии видят и глубокий смысл, и пустую трату времени. В
русском чаепитии у самовара, с баранками и вареньем, тоже можно усмотреть
бессмысленное времяпрепровождение. Однако спрос на самовары не
уменьшается.
Чайная церемония стала практиковаться в Японии с XII века в
монастырях буддийской секты дзен, утверждавшей, что единственный способ
существования в этом противоречивом мире – постоянно совершенствоватьдушу. Человек, отгороженный от мира тонкими стенками чайного дома, как
бы отрешался на время от забот и проблем. Чайный дом находился обычно в
саду, к нему вела дорожка из камней, шагая по которой, человеку волей
неволей приходится смотреть не по сторонам, а под ноги. У небольшого,
внешне непримечательного домика – замшелый каменный сосуд с водой,
мелкий бамбуковый ковш с длинной ручной. В чайный дом полагалось
вползать через вход высотою менее метра. Низкая притолока заставляла
кланяться и крестьян (им это не было в новинку), и самураев, и богатых
феодалов, которым приходилось оставлять за дверью свой меч и свою спесь.
Помещение невелико. Стены внутри обмазаны глиной, свет проникает через
бамбуковые жалюзи, прикрывающие отверстия в потолке и в стенах, внутри
всегда полумрак. А если чайная церемония начинается затемно, то жалюзи
откидывают и взору предстает луна, весной – цветущая вишня, осенью –
красные листья.
Непременное украшение комнаты – белый свиток с написанными кистью
иероглифами. В отличие от стандартных печатных знаков, они сохраняют
руку и душу мастера. Может быть и неиероглифическая, обычная картина, но
в любом случае это семейная реликвия, передаваемая из поколения в
поколение. Другое (и последнее) украшение комнаты – букет цветов,
составленный специально для этого случая. Хозяйка встречает гостей у входа
на коленях, кланяясь так, что почти касается лбом пола. Гости обязательно
отвечают поклонами и вежливыми приветствиями. Церемония немногословна,
но приветствия, так же как последующие возгласы восторга по поводу
картины и букета, – неотъемлемый ее элемент.
Перед каждым гостем на низком столике стоят посуда и сладости.
Нередко подают обильную еду и сакэ. Закуска, которую съедают перед чаем,
называется кайсэки, что значит «камень за пазухой». В древности, чтобы не
замерзнуть в мороз, за пазуху клали нагретые камешки. Вот так же должна
согревать пища...
После небольшого перерыва хозяйка вносит поднос. На нем – деревянная
лакированная чашка, коробочка с чаем, бамбуковая метелка и чайник с водой.
Чайник ставится на огонь (иногда в воду кладут металлические бубенцы,
которые начинают позвякивать, когда вода закипает). Расположение
предметов на подносе строго определено, и уже несколько веков без особых
изменений остается и порядок движений. Лакированную чашку моют и
вытирают, затем в нее кладут растертый в порошок чай. Его заливают водой и
быстро взбивают бамбуковой метелочкой до образования пышной пены. И вот
наконец перед гостем, долго наблюдавшим за манипуляциями хозяйки (или
хозяина), – изумруднозеленый чай под слоем зеленоватой пены.
Выпить долгожданный чай столь же непросто, как и приготовить. Приняв
чашку с поклоном и благодарностью, ее держат на левой ладони. Затем
правой рукой поворачивают чашку тремя движениями против часовой
стрелки. Обычно чая бывает налито как раз столько, чтобы выпить его тремяглотками. Потом чашку вновь поворачивают в три приема, но уже по часовой
стрелке.
Чай выпит. Иностранцы, как правило, разочарованы – на вкус он
вяжущий, горьковатый, многим кажется просто невкусным. В чем не
приходится сомневаться – так это в тонизирующем действии...
Оценив достоинства чая, надо воздать должное и чашке. Ее
рассматривают со всех сторон. В идеале это должна быть неказистая (на
европейский взгляд) керамическая чашка. Но ценится не правильность форм
или сложность рисунка, а напротив, чуть неровные края, неравномерный,
иногда с подтеками, слой глазури, сквозь который просвечивает глина.
Полагается выразить восхищение посудой, спросить, какой мастер ее
изготовил. После этого можно считать, что церемония закончена. Остаются
только взаимные благодарности.
Во многих университетах наряду с другими дисциплинами читают курс тядо –
искусства приготовления чая. Церемония жива; правда, ей приходится
приспосабливаться к темпу наших дней. Не все каноны соблюдаются
сейчас очень тщательно, некоторые атрибуты (например, низкий вход)
сохраняются, но не используются. Всепроникающий бизнес сотворил
ускоренный вариант чайной церемонии для туристов: наскоро осматривая
какойнибудь древний храм, можно на полчаса заскочить в чайный дом и
получить отдаленное представление о ритуале (но главным образом о том, что
чай зеленый и невкусный). Подлинная же чайная церемония – это время
отдохновения души, а чай – просто повод для этого.