МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ В ЖИВОПИСИ»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
Иконка файла материала химвещества и материалы в живописи.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ В ЖИВОПИСИ» Как разнообразен и прекрасен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Многие из шедевров дошли до нас из глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые были утрачены из­за непрочности материалов. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком. Недостаточно знать различные виды красок, виды грунтов. Необходимо также уметь различать виды живописи и технику их использования. Один из самых   удивительных   видов   живописи   –  энкаустика.  Это   живопись расплавленными твердыми красками, связующей основой которых является воск.   Существует   древнегреческая   легенда,   рассказывающая   о   внезапном снятии осады г. Родоса в III веке до нашей эры. Военные действия против родосцев   возглавлял   македонский   царь,   один   из   диадохов   –   преемников Александра Македонского, Деметрий Полиоркет. Обстоятельства сложились так, что отряды Полиоркета должны были брать город с той стороны, где находилась мастерская знаменитого энкауста Протогена. Царь, боясь нанести ущерб   мастерской   художника,   приказал   снять   осаду...   Эта   удивительная легенда имеет под собой реальную основу. В Древней  Греции,  особенно  в период расцвета ее искусства (VI–V вв. до н. э.), энкаустические картины ценились необыкновенно высоко. Плиний Старший рассказывал, что лучшие произведения   выдающегося   художника   того   времени   Зевксиса   стоили   так дорого,   что   купить   их   было   невозможно,   и   автор   просто   дарил   свои произведения. К сожалению, до нашего времени не сохранилось ни одной станковой энкаустической   греческой   картины.   Вероятно,   большая   их   часть   была вывезена в Рим и погибла там во время пожаров (410 и 452 гг.). Сохранились лишь   упоминания   и   описания   таких   картин.   Например,   можно   привести высказывание   об   энкаустике   античного   автора   Флавия   Филострата: «Искусство, основанное на правде, вызывает капли росы на цветах, на них сидит  даже  пчела, и  неизвестно, она  ли  обманута,  или  мы,  в заблуждение введенные,   считаем   ее   живою».   По­видимому,   Плиний   был   отчасти   прав, когда писал: «Мы будем говорить о том, что осталось от живописи, искусства некогда   знаменитого».   написанные энкаустическими   красками,   все   же   дошли   до   нашего   времени.   В   первую очередь, это знаменитые фаюмские портреты из Египта, относящиеся к I–III столетиям.   Особое   впечатление   производят   яркость   и   свежесть   красок, которыми они выполнены.   древние   картины,   Впрочем,Прочность   энкаустической   живописи   объясняется   главным   образом свойствами связующего – пчелиного воска. Этот материал способен в течение тысячелетий   сохранять   мягкость   и   эластичность,   поскольку   обладает свойством   «дышать»   вместе   с   деревянной   основой   картины,   то   есть сжиматься при понижении температуры и расширяться при ее повышении, так же,   как   дерево.   А   поскольку   воск   водонепроницаем,   то   в   результате температурных колебаний в нем не возникает трещин и разрывов. Технология   работы   энкауста   исключительно   сложна.   Как   уже говорилось, в этой технике применяются твердые краски, и для нанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты, каутерии – бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет  килевидную  форму.  Хорошо  нагретым  на  огне  каутерием  художник отделяет   от   большого   куска   маленькие   кусочки   краски   и   помещает   их   в нужных   местах   создаваемого   изображения.   Киль   ложечки   служит   для разглаживания мазка. Эта кропотливая работа требует большого таланта и умения. Когда   роспись   готова,   для   лучшего   ее   закрепления   все   полученное изображение прогревается с целью оплавления красок. Эта операция имеет принципиальное   значение.   В   составе   энкаустических   красок   всегда содержится   немного   льняного   масла.   При   оплавлении   оно   выступает   на поверхность и после застывания образует тончайшую стекловидную пленку. Это   и   есть   знаменитый   энкаустический   лак.   Сложная   в   исполнении, энкаустическая техника позднее была вытеснена другими, более простыми – темперой   и  затем   масляной   живописью.  Секрет   приготовления   энкаустики постепенно был утрачен. Восстановить секрет забытой техники стремились многие ученые и художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Однако время ее возрождения пришло позже: в 1935 году секреты древних были разгаданы потомственным   российским   живописцем   Василием   Вениаминовичем Хвостенко. Успех пришел в результате выполнения множества опытов, в том числе химических. Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались   русские   православные   храмы,   называется   фреской.   Первые киевские церкви – Десятинная, собор Святой Софии – были богато украшены мозаичными   изображениями,   выполненными   из   смальты.   Однако   создание мозаик   –   очень   длительный   и   дорогой   процесс,   поэтому   уже   во   второй половине XI века они были вытеснены росписями, выполненными по сырой штукатурке.   При   создании   наиболее   древних   фресок   наряду   с  покупными минеральными   красками   русские   изографы   применяли   цветные   глины красных,   желтых,   коричневых,   зеленых   тонов.   Эти   глины   тщательно растирали на воде. Попадавшиеся в них крохотные частички кварца и слюды создавали   особую   фактуру   живописи,   слабое   ее   мерцание.   Современные художники,   копирующие   старинные   фрески,   также   используют   в   качестве пигментов различные глины.Однако фрески создавались не только на Руси. Это одна из древнейших живописных   техник,   которую   использовали   художники   разных   стран. Наиболее   древние   образцы   фресок   обнаружены   при   раскопках   Критской цивилизации. На полторы тысячи лет моложе их фрески города Помпеи, в 79 году нашей эры погребенной под пеплом вулкана Везувий. Эти фрески вновь увидели свет в наше время. Благодаря им наши современники смогли многое узнать о жизни Римской империи. Например, на одной из фресок запечатлена работа   штукатуров,   которые   «устраивают   особые   водоемы,   где   мешают известь с песком... а затем... вводят в действие рабочие команды и заставляют их бить это месиво деревянным пестиком». Такая обработка штукатурки, по свидетельству  современников, обеспечивала  особую прочность  получаемых облицовок, по которым затем и выполняли росписи. Вообще, качеству грунта – штукатурки – во фресковой живописи придается очень большое значение, поскольку   от   него   зависит   долговечность   создаваемых   картин.   На   Руси известь,   применяемая   для   фресок,   проходила   многолетнюю   обработку:   в течение   трех–восьми   лет   ее   выдерживали   в   особых   ямах,   постоянно перелопачивая.   Для   получения   штукатурки   известь   смешивали   с   гипсом, мелом, мелко толченным кирпичом, рубленным льдом. Грунт обычно делали двухслойным.   На   хорошо   просохший   первый,   достаточно   толстый   слой штукатурки   непосредственно   перед   началом   работы   художники   наносили тонкий второй слой, по которому и выполняли роспись. Фреска   составляет   целую   эпоху   в   развитии   западноевропейской живописи.   До   нашего   времени   дошли   великолепные   росписи   Джотто, Микеланджело,   Рафаэля,   Гойи   и   других   прославленных   мастеров.   К сожалению, немало   фресок   погибло.   Среди   них   работы   Леонардо   да Винчи   (1452–1519   гг.).   Гениальный   художник   и   экспериментатор,   он постоянно стремился к усовершенствованию техники живописи. Однако его попытка   писать   масляными   красками   по   фресковому   грунту   оказалась неудачной;   фреска   «Тайная   вечеря»   в   трапезной   миланского   монастыря Санта­Мария   делле   Грацие   начала   осыпаться   вскоре   после   ее   создания. Разрушение великого творения Леонардо довершили неумелые реставрации и солдаты Наполеона, устроившие в трапезной конюшню. О   величии   фресок   итальянского   Возрождения   можно   судить   по творениям   Рафаэля   и   Микеланджело.   Совсем   недавно   в   личной   молельне римских пап – Сикстинской капелле – проведена реставрация колоссальных фресок   Микеланджело   «Сотворение   мира»   и   «Страшный   суд»   общей площадью около 750 кв. метров. Состояние стен капеллы было проверено с помощью   самой   современной   электронной   аппаратуры,   а   для   анализа химического   состава   использованных   художником   красок   применены наиболее  совершенные  физико­химические  методы. Реставраторы  очистили поверхность   красочного   слоя   специальным   составом   и   нанесли   слой акрилового лака на защищаемую поверхность.В   подобной   заботе   нуждаются   и   памятники   отечественной   культуры. Огромного  уважения  заслуживают  усилия  художников А. П. Грекова, Н. В. Гусева,   А.   К.   Крылова   и   других,   стремящихся   сохранить   для   потомков дошедшие до нашего времени древние фресковые росписи. Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века  наиболее  распространенной  техникой  живописи была темпера. Андрей   Рублев   и   Семен   Холмогорец,   Мозаччо   и   Дюрер,   Кранах   и Брейгель Старший, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники, писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой. Но после   их   высыхания   эта   способность   растворяться   в   воде   утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что   при   изменении   условий   окружающей   среды   (температуры,   влажности) живописный    слой    не   способен   расширяться   и   сокращаться вместе  с грунтом   и   основой   и   неизбежно   покрывается   сеточкой   тонких   трещин (кракелюр).   Поэтому   в   старину   для   повышения   эластичности   красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие – спирт и пиво, содержащее растительную клейковину,   русские   изографы   брали   хлебный   квас.   Названные   добавки способствовали   также   улучшению   текучести   красок   и   служили консервантами, то есть препятствовали развитию процессов гниения. Технология   создания   темперного   полотна   очень   сложна.   Живопись многослойна, каждый ее фрагмент прописывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темперы в старину   писали   иконы.   Икон,   относящихся   к   домонгольскому   периоду, осталось немного – около 30. Самая ценная из уцелевших – икона «Апостолы Петр и Павел»  (середина XI века),  находившаяся  в  новгородском соборе Святой Софии. Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление – ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста – паволоку, а на нее последовательно наносили до десяти   слоев   левкаса   (грунта),   состоящего   из   смеси   мела,   муки   и   меда, который играл роль связующего. В других случаях в качестве связующего использовали мездровый или рыбий клей. Первый готовили из обрезков кожи животных,   второй   из   плавательных   пузырей   осетровых   рыб   (это   сырье содержит   белок   с   относительно   небольшой   молярной   массой,   что   придает клею необходимые свойства). Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых ценных товаров. Левкас   был   жидким.   Его   составляющие   растирали   так   тонко,   что   после высыхания   десяти   последовательно   нанесенных   слоев   получалась   плёнкатолщиной около 1 мм. По левкасу писали красками. Здесь тоже существовал строгий,   раз   и   навсегда   установленный   порядок.   Святых   изображали   в соответствии   с канонами  иконописных  подлинников. В  светской  живописи XV–XVII   вв.   темпера   была   вытеснена   менее   сложной   техникой   масляной живописи.  Однако   с  середины XIX  столетия   темпера   вновь  обрела  былую популярность.   Ею   пользуются   и   современные   художники,   в   частности миниатюристы   старинного   художественного   центра   России   села   Палех   в Ивановской   области.   Здешние   мастера,   продолжая   и   развивая   традиции русской   иконописи,   создают   великолепные   произведения   декоративно­ прикладного искусства. Среди   важнейших   техник   живописи  масляная –  наиболее   «молодая». Легенда приписывает ее создание великому нидерландскому художнику Яну ван Эйку (1390–1441  гг.) – придворному  живописцу бургундского  герцога Филиппа Доброго (это историческое лицо вам, вероятно, известно по романам М. Дрюона), жившему в г. Бюрге. Однако не все историки отдают приоритет ван Эйку. Дело в том, что использование красок, стертых на растительном масле,   практиковалось   и   до   него.   К   тому   же   в   темперной   живописи традиционно   применялись   некоторые   краски,   «не   терпящие   желтка»,   и поэтому стертые на льняном или ореховом масле. Таким образом, не ван Эйк первым применил масло. Однако общепризнанно, что ему удалось улучшить технику масляной живописи. По впечатлениям современников, его картины убедительно   передавали   иллюзию   наполненного   светом   пространства, предметного   мира.   Благодаря   изысканиям   великого   нидерландца растительные масла оказались «материалом, который придавал краскам для живописи   совершенно   новые   качества   и   удовлетворил   художников   в отношении почти неограниченных возможностей передачи действительности». Для  приготовления  красок использовали  высыхающие  масла:   маковое, ореховое   (из   ядер   грецких   орехов),   конопляное,   льняное.   Из   них   лучшее, придающее краскам необходимые свойства, – льняное, так как оно содержит наибольшее количество триглицеридов – ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется прочная прозрачная пленка. Линоксин – пленка, образуемая льняным маслом, – отличается наибольшей прочностью и эластичностью. В   первое   время   все   необходимые   художественные   материалы   для масляной   живописи   готовили   непосредственно   под   руководством художников.   Мастера   владели   множеством   технологических   секретов, которые   нередко   являлись   фамильным   достоянием.   Еще   в   ХVIII   веке готовыми красками, продававшимися в лавках, рекомендовали пользоваться разве что любителям. В начале XIX столетия производство красок перешло в руки   промышленников.   Это   было   и   хорошо   и   плохо.   С   одной   стороны, художники   наконец   избавились   от   нелегкого   и   хлопотного   труда   по приготовлению   необходимых   материалов,   с   другой   –   массовая   продукция(холсты,   грунты,   краски,   связующие)   не   всегда   обеспечивала   достаточно высокое качество живописи. В XX веке две знаменитые картины были порезаны ножом. Потом оба полотна удалось восстановить (одно из них можно видеть в Третьяковской галерее, другое – в Лондонской национальной галерее). Это картины «Иван Грозный и сын его Иван» И. Е. Репина и «Венера с зеркалом» Д. Веласкеса. При   реставрации   выяснилось,   что   с   картины   Репина   краска   осыпалась   не только там, где прошел нож, но и в тех местах, где преступник дотронулся до картины рукой, а с картины Веласкеса краска не осыпалась вовсе. Объяснить это можно разным качеством грунтов. Великий испанский художник ХII века Диего Веласкес, подобно всем старым мастерам, грунтовал холсты сам, по своим собственным рецептам. Репин – художник другого времени – покупал готовые холсты у дрезденской фирмы «Цвил­лих», которые были покрыты плотным   масляным   глянцевым   грунтом.   Эта   фирма   выпускала   холсты   с середины   XIX   века,   имела   немалую   популярность,     и     ее     продукция пользовалась     Вероятно   –   и   это   красноречиво подтверждают   быстро   стареющие   и   разрушающиеся   картины,   –   при изготовлении   холстов   недостаточно   долго   выдерживались   грунты. Современные   промышленные   предприятия   выпускают   материалы   весьма высокого   качества,   и   тем   не   менее   художники   иногда   предпочитают собственноручно изготовлять необходимые им для работы холсты и краски.   спросом.     большим   Акварель   –  один   из   самых   поэтичных   видов   живописи.   Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют   акварелью.   Можно   писать   по   сухой   или   сырой   бумаге   сразу,   в полную   силу   цвета.   Можно   работать   в   многослойной   технике,   постепенно уточняя   цветовое   состояние,   каждую   частность.   Нельзя   или   почти   нельзя исправить   испорченное   место:   акварель   не   выносит   малейшей   затертости, замутненности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы   в   конце   XVII   –   начале   XVIII   вв.   Одними   из   первых   ее   оценили английские живописцы. Особенно прославился У. Тернер. Также  и  в  России было немало выдающихся акварелистов: К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов и другие. Гуашь   –  в   переводе   с   французского   означает   «водяная   краска». Гуашевые   краски   обладают   большими   кроющими   возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники пишут по бумаге,   картону,   фанере,   плотному   шелку.   Работы   имеют   матовую, бархатистую поверхность.   Но   при   использовании   гуаши возникают свои трудности – краски после высыхания быстро светлеют. Требуется немалый опыт, чтоб предугадать степень изменения плана и цвета. Пастелью  называют   цветные   карандаши   без   оправы,   изготовленные   из красочного порошка. Название «пастель» происходит от итальянского слова«паста» – «тесто». Его получают путем смешивания красочного порошка с клеящим   веществом   (вишневым   клеем,   желатином).   Состав   порошка   и количество клея придают различную степень мягкости пастели. Работают в этой технике на бумаге, картоне и холсте. Краски наносятся штрихами или втираются   пальцами   и   растушевкой,   что   позволяет   художнику   добиваться тончайших   красочных   нюансов   и   нежнейших   переходов   тонов,   матовой, бархатистой   поверхности.   При   работе   пастелью   можно   легко   снимать   или перекрывать целые красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.   Но   эта   же   особенность   делает   ее   чрезвычайно   восприимчивой   к внешним   воздействиям,   поэтому   произведения,   выполненные   пастелью, обычно закрепляются специальным раствором, который приглушает световую переливающуюся   поверхность   и   нередко   вызывает   потемнение.   Пастель иногда применяют в комбинации с темперой или гуашью, реже с масляными красками.