МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ И СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ»

  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • docx
  • 28.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
Иконка файла материала методы исследования...docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ И СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ» 1   декабря   1863   года   заведующим   кафедрой   геологии,   физики   и элементарной   химии   Парижской   школы   изящных   искусств   был   назначен   Луи Пастер.   Трудно   было   найти   лучшую   кандидатуру.   Сфера   интересов   Пастера была необычайно широкой, увлекался он и живописью: в молодости учился в одной мастерской с Густавом Курбе. Исследователь произведений искусств, он утверждал, что этим должны заниматься не только искусствоведы, но и химики; Пастер   понял   это   одним   из   первых.   На   одной   лекции   он   говорил:   «Мы совершенно ничего не знаем о приемах техники первых живописцев, писавших маслом...»; «К чему бесконечно спорить о том, применяли ли эти мастера лак в своих картинах, и выяснять, каким был состав их грунта? Изучите химически живопись. Это единственно научный метод, поскольку эрудиция тут бессильна». Между   тем   художники,   не   дожидаясь   конца   теоретических   споров, экспериментировали каждый по­своему. Чаще всего, не мудрствуя лукаво, они пытались   согласно   старинным   трактатам   составить   из   растительных   масел   и лаков   идеальное   связующее,   которое   помогло   бы   воссоздать   краски   старых мастеров. Однако ничего не получалось. Химики   тоже   не   дремали.   В   1850   году   вышла   работа   М.   Шевреля «Исследование   масел,   употребляющихся   в   живописи».   Она   заложила   основы нового направления в органической химии – химии масел. В 1884 году немецкий химик А. Кейм основал журнал «Технические сообщения для живописи», а два года спустя – Немецкое общество содействия рациональным методам живописи. В него входили ученые и художники; одним из членов общества был профессор Петербургского университета Ф. Ф. Петрушевский. Но разработки методов, которыми можно изучать состав старинных красок, начались   в   самом   конце   XIX   века.   Так,   для   определения   пигментов   стали использовать   микрохимические   капельные   реакции.   Пытались   определить связующее по его способности растворяться в воде, кислотах и щелочах; белки – по   присутствию   азота,   серы.   Вот   как,   например,   можно   идентифицировать связующее   по   способу   американского   ученого   Р.   Геттенса.   При   слабом нагревании  образцов с  разбавленной азотной  кислотой, появлялась «типичная масляная капля». Обработка холодным 5 процентным раствором едкого натрия частично разрушала красочную пленку, но не полностью растворяла ее. На этом основании   Геттенс   делал   вывод,   что   связующим   красок   было   масло.   Такие эксперименты разумеется, неточны и мало достоверны.Определением связующих заинтересовался и знаменитый химик Вильгельм Оствальд. В 1905 году он предложил новый и неожиданный подход к проблеме: гистологический.   Небольшую   крупинку   живописи   Оствальд   зажимал   между кусками пробки и разрезал на микротоме – приборе, на котором гистологи режут ткани для изучения их срезов под микроскопом. Так же поступил и Оствальд: срезы   он   поместил   в   каплю   воды   на   предметное   стекло   и   обрабатывал   их специфическими   красителями   (теми   же,   кстати,   что   и   гистологи;   скажем, метилвиолетом – для обнаружения масел, йодэозином – для обнаружения белков «Теперь могут быть выявлены подделки, – писал он, – и записанные картины могут быть отличены от подлинно сохранившихся». Оствальд оказался прав – метод срезов широко применяется для изучения живописи и по сей день. Только фрагмент не зажимают между кусками пробки, а опускают   в   жидкую   полиэфирную   смолу,   которая   затвердевает   при полимеризации. Блок разрезают, и тонкие срезы окрашивают красителями. Если на срезе появляются устойчивые окраски с белковыми реагентами, это означает, что применялось белковое связующее – белок яйла, казеин молока, желатин. Если   срез   окрашивается   красителями,   взаимодействующими   с   липидами,   то связующее – масло. Если же оба реактива окрашивают срез, то, вероятно, мы имеем дело с красками, замешанными на яичном желтке, – в нем есть и липиды, и белки. В   живописном   слое   картины   Боттичелли   «Мадонна   с   младенцем   и   св. Иоанном»   (1490­е   годы)   были   обнаружены   пять   слоев   краски.   Окрашивание среза показало, что один из нижних слоев содержал яичный белок, а остальные – масло. Другими словами, художник сначала набрасывал композицию темперой, а продолжал и заканчивал работу масляными красками (искусствоведы же всегда считали, что он работал исключительно маслом). Этот   метод   дает   нам   возможность   отличить   белковое   связующее   от масляного. Но что за белок, что за масло, таким способом не узнать. Тут нужны биохимические исследования.

Посмотрите также