Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ПОЗОЛОТА»
Кубическая гранецентрированная кристаллическая решетка золота
обусловливает его исключительную тягучесть и пластичность: из этого
металла можно изготовить проволоку в тысячу раз более тонкую, чем
человеческий волос. Два километра такой проволоки весят всего 1 г!
Золотобойное искусство очень древнее. Еще 5000 лет назад мастера
умели изготавливать из драгоценного металла тончайшие пластинки. До
нашего времени дошли египетские папирусы и предметы, украшенные
позолотой толщиной 6 мкм.
Согласно Плинию Старшему, древнеримские мастера из 1 унции золота
(23,3 г) могли получить 750 квадратных листков шириной в четыре пальца.
Расчеты показывают, что толщина этих листков была меньше 4 мкм.
В Киевской Руси X–XI вв. для позолоты куполов и шпилей пользовались
фольгой, толщина которой составляла 0,1 мкм.
Дж. Вазари так оценил успехи золотобойного искусства: «Поистине
открытием прекраснейшим и изобретением хитроумнейшим оказался способ
ковки из золота листочков... тонких. Однако не меньшей изобретательности
требовал способ накладывать золото на гипс, чтобы покрытое им дерево или
другой материал казался сплошной массой».
Помимо золочения с помощью фольги исстари применялся и так
называемый огневой способ, о котором заслуженно писали следующее:
«... едва ли есть другое искусство более опасное для жизни и здравия
людей, как золочение меди и бронзы...». Дело в том, что в данном случае
медные листы покрывались тонким слоем раствора золота в ртути
(амальгамы), а затем их прогревали на жаровнях с раскаленными углями.
Ртуть испарялась, а золото осаждалось на поверхности листа тончайшей
пленкой всего в 3–3,5 мкм. С помощью амальгамы были позолочены купола
Успенского собора Московского Кремля, купол (самый большой золоченый
купол в Европе) и кресты Исаакиевского собора, шпиль Адмиралтейства в
СанктПетербурге. Изза вредности огневое золочение не применяется уже
более ста лет, и для позолоты используют либо легко разлагающиеся при
нагревании соединения золота (например, «жидкое золото» – сложное
органическое соединение, приготавливаемое с помощью тетрахлораурата
калия КAuСl4), либо фольгу. Толщина фольги очень мала: для отделки
фрагментов интерьеров – 3 мкм; для наружных работ (при золочении статуй,
дворцовых решеток, шпилей, куполов) – 7 мкм.
Позолотой украшали не только статуи и купола. Золото широко
применяли в русской иконописи, где оно являлось символом божественной
энергии, божественного света. Русские изографы владели разными приемами
золочения.Расскажем об одном из них. Заранее готовили особый клей: очищенные
головки чеснока или отстой пива до полугода томились в глиняных горшках в
горячей печи до получения клейкой золотистой массы, которую при
употреблении разводили до такой вязкости, чтобы ею можно было чертить
тонкие линии. Выполняя золочение, соответствующее место будущего
изображения прокрашивали очень тонко размолотым мелом, а сверху –
раствором клея. Затем кусочком смятого мякиша хлеба брали маленькие
кусочки тончайшей пластинки золота и прикладывали к покрытой клеем
поверхности. Далее золото полировали волчьим или коровьим зубом.
Примерно так же в наше время поступают палехские художники,
перенесшие в создание лаковых миниатюр многие приемы древнерусской
иконописи.
Немного о старинной профессии златокузнеца. Из европейских
мастерских златокузнецов выходили великолепные ювелирные изделия. Во
многих странах золотых дел мастера были весьма влиятельными людьми.
Английский король Эдуард III особой хартией, подписанной в 1327 году, дал
им ряд привилегий. Однако это далеко не всегда сулило богатство. Например,
известный в Нюрнберге златокузнец Альбрехт Дюрер (отец великого
художника), как и многие его коллеги, до конца жизни не смог выкупить
каменный дом, в котором долгие годы жила его семья и располагалась
мастерская.
Средневековые мастера виртуозно владели приемами обработки
драгоценных металлов. Вот, например, как изготавливали золотой кубок.
Золото для будущего кубка или пластины плавили в графитовом тигле под
слоем угольного порошка. Расплав переливали в чугунную форму будущего
изделия, смазанную изнутри домашним салом. Мастерская при этом,
разумеется, наполнялась страшным чадом! Для получения нужного цвета
сплава в золото добавляли металл: медь – для получения теплого,
красноватого оттенка, серебро – для зеленоватого, железо – для холодно
синего цвета. По остывании металла драгоценную заготовку вынимали из
формы. Отдельные отлитые части сложных изделий припаивали друг к другу.
После пайки вещь оказывалась почерневшей, покрытой неровными потеками.
Для их удаления проводили травление – проваривание изделия в сосуде со
слабым раствором серной кислоты. Затем вещь полировали смесью порошков
дорогой привозной пемзы, особой «английской» земли и пахучего льняного
масла, после чего следовала окончательная отделка щетками и наждаком.