Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
Методический материал на тему:
«СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО... ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Сталь – основа современной техники. Но и в искусстве этот
замечательный материал занял весьма достойное место.
В старину сталь считалась драгоценным металлом. Из нее в первую
очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия.
Македонцы, вторгшиеся с эту страну в IV веке до н. э., были поражены
исключительной твердостью мечей индийского войска. Именно из этой стали
(пластины из нее назывались вутцами) оружейники Дамаска делали лучшие в
мире клинки – «арабские», «турецкие».
На территории нашей страны булатное оружие появилось в средние века.
Тому есть немало подтверждений. Например, на одном из лезвий, родиной
которого, как до этого предполагали, были или Индия, или Дамаск, после
специальной обработки реставраторы прочитали надпись «коваль Людоша»,
сделанную русскими прописными буквами, характерными для первой
половины XI века.
А теперь о продукции заводов уральского города Златоуста. «Про наших
сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились... Только и то
надо сказать... демидовские мастера... известно, булат с давних годов варить
умели.
Про тоже забывать не след...
Народ, конечно, не богатый, а конь да булат у них такие случались, что
век не забудешь. Иной раз такой узор старинного мастерства на ноже либо
сабле покажут, что по ночам тебе тот узор долго снится».
Так начинается сказ П. П. Бажова «Иванко Крылатко» о замечательном
отделочнике мастере Иване Бушуеве, любившем украшать свои изделия
крылатым Пегасом. С бушуевской шпаги, которая была выставлена в числе
лучших экспонатов на Первой промышленной выставке в Петербурге (1829
г.), Пегас переместился на герб Златоуста.
Город вырос вокруг Златоустовского завода – одного из самых крупных
на Южном Урале, основанного в 1751 году купцами Мосоловыми. Первая
домна здесь была пущена в 1761 году, а в 1773 году завод уже давал до 140
тыс. пудов чугуна, 90 тыс. пудов железа, 89 тыс. пудов меди. Железо и сталь
получали из чугуна методом пудлингования. В техническом отношении
уральские заводы того времени занимали первое место в мире.
В 1816–1817 гг. при Златоустовском заводе была основана Оружейная
фабрика, которая производила клинки, сабли, шпаги, палаши и т. п. Тогда же
зародилась златоустовская гравюра на стали, впитавшая в себя богатые
традиции русских и западноевропейских оружейников ХVII–ХVIII вв.Для освоения приемов художественной отделки оружия из Германии
пригласили знаменитых золингенских мастеров, среди которых были отец и
сын Вильгельм и Людвиг Шафы, считавшиеся непревзойденными мастерами
вытравки и позолоты. По контракту они не должны были раскрывать
секретов приема золочения, но все же сделали подробное описание методики
приготовления реагентов и их применения. Этот документ был запечатан
сургучом и сдан на хранение в контору фабрики. Случайно обнаруженный
конверт вскрыли только через 60 лет – в 1877 году. К этому времени все
описанные приемы были хорошо известны златоустовским мастерам.
Более того, уже в 1840 году, благодаря усилиям горного начальника
заводов и директора Оружейной фабрики, выдающегося русского ученого
и изобретателя Павла Петровича Аносова (1799–1850 гг.), было введено
гальваническое золочение, что очень облегчило тяжелый и опасный труд
мастеров.
Постепенно Златоуст приобрел громкую славу одного из лучших
поставщиков холодного оружия. К числу особых достижений относили
изготовление сабель типа дамасских: после многолетних опытов Аносову
удалось изготовить булат (1833 г.). Полоска этого металла сгибалась без
малейшего повреждения, издавала чистый и высокий звон. Отполированный
конец крошил лучшие английские зубила.
Клинки из златоустовской высокоуглеродистой стали (1,3–1,5 %
углерода) имели золотистый отлив и крупный коленчатый или сетчатый узор,
легко разрубали гвозди и брошенный на лезвие платок из тончайшей ткани
(этот тест в древности применялся для испытания индийского булата). Они
ценились исключительно высоко.
Один из английских ученых, Р. Мурчинсон, посетивший златоустовские
заводы, писал: «Довольно сомнительно, найдется хотя одна фабрика в целом
мире, которая выдержала бы состязание со златоустовской в выделке оружия.
Изящно отделанные из булатной стали вещи... возбудили в Англии всеобщее
удивление».
В конце 1830х годов на фабрике начали украшать металлом бытовые
предметы: шкатулки, подносы, портсигары.
В современных златоустовских гравюрах сочетания золотистого
орнамента и холодного вороненого фона, едва заметного рельефа и
сверкающей полированной поверхности, золотой и серебряной насечки и
цветовых пятен придают изделиям особую декоративность.
Еще более старинным и знаменитым оружейным центром России слыла
Тула. Не случайно Н. Лесков в своем произведении «Левша» заставил
генерала Платова прочесть на замечательной «пистоле», которой похвалялись
англичане, русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Во второй половине ХVII века, задолго до появления уральского булата,
тульские чудоизобретатели украшали оружие (шпаги, например) кружевным
набором из ограненных стальных шариков. Такие изделия называлисьмарказитовыми. Изготовление их было исключительно сложным и
трудоемким, зато переливы граней стальных бусин создавали полное
ощущение блеска бриллиантов.
В 1965 году из экспозиции одного из московских музеев была украдена
марказитовая шпага. Убедившись, что «бриллианты» сделаны из стали,
похитители варварски изломали эфес и закопали свою добычу в землю. Когда
шпага была обнаружена, за ее восстановление взялся реставратор Игорь
Васильевич Буторов. Ему потребовалось около десяти лет на воссоздание
этой замечательной вещи, ведь для украшения шпаги тульские
оружейники изготовили и огранили 10 тыс. стальных шариков размером от 0,5
до 5 мм, каждый из которых имел от 16 до 84 граней. Огранка, разумеется,
была выполнена ручным способом, под микроскопом. Отполированные
бусины нужно было нанизать на тонкие стальные нити, а из них уже
складывался задуманный умельцем узор.
Изысканные кружева плели тульские оружейники!
В первой половине XVIII века, когда выпуск стали значительно
увеличился, так же как и в Златоусте, на тульских заводах начали выпускать
художественные и бытовые, обычно затейливо украшенные вещи: мебель,
зеркала, каминные экраны, самовары.
В XX веке сталь начали использовать для украшения интерьеров.
Стальные барельефы, светильники использованы, например, для украшения
станций метро в СанктПетербурге.
С целью расширения возможностей применения стали в архитектуре и
декоративноприкладном искусстве разработаны различные приемы ее
декорирования, в частности окрашивание (колоризация). Для получения
«нержавейки» золотого, красного, синего или зеленого цветов сталь
«окрашивают» погружением в концентрированный раствор хромовой и серной
кислот. Закрепление полученной цветной пленки осуществляется в ходе
электролитического процесса в менее концентрированных растворах
(результат окрашивания зависит от температуры, концентрации растворов и
продолжительности контакта веществ). Синеватую или оранжевую окраску
получают нагреванием полированной или шлифованной стали до 200–300
градусов Цельсия.