Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.Методический материал для работы с родителями
Развиваем пальчики –
улучшаем речь
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности
развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный
что кисть руки надо
исследователь детской речи М.Кольцов отмечал,
рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие
движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудомуправляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить
и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и
речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не
умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в
развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения
«ЛАДОНЬКУЛАКРЕБРО».
Если затрудняются, то это говорит об
определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не
оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников.
Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой
гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Для развития мелкой моторики полезны:
различные виды мозаики;
разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые
эспандеры;
цветные клубочки ниток для перематывания;
набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения
«косичек»;
набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на
ощупь»);
палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
спички с обрезанными головками;
семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для
выкладывания узоров;
пластилин;
игры с бумагой (плетение, складывание);
разнообразный природный материал;
ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в
присутствии взрослых.