МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
Иконка файла материала карта одаренности.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДИКА ДАИГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» Методика   адресована   родителям,   ее   также   могут   использовать   педагоги. Возрастной   диапазон,   в   котором   она   может   применяться,   –   от   5   до   10   лет. Методика рассчитана на выполнение функций:  1) первой, основной, –  диагностической.  С помощью данной методики вы можете   количественно   оценить   степень   выраженности   у   ребенка   различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время.   Сопоставление   всех   десяти   полученных   оценок   позволит   вам   увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований; 2) второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.  Эта   методика   не   охватывает   всех   возможных   проявлений   детской одаренности.   Но   она   и   не   претендует   на   роль   единственной.   Ее   следует рассматривать   как   одну   из   составных   частей   общего   комплекта   методик диагностики детской одаренности.  Инструкция Перед   вами   80   вопросов,   систематизированных   по   десяти   относительно самостоятельным   областям   поведения   и   деятельности   ребенка.   Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:  (+   +   )   –   если   оцениваемое   свойство   личности   развито   хорошо,   четко выражено, проявляется часто;  (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;  (0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;  (–)   –   более   ярко   выражено   и   чаще   проявляется   свойство   личности, противоположное оцениваемому.  Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.  Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.  Лист вопросов 1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.  2.   Нестандартно   мыслит   и   часто   предлагает   неожиданные,   оригинальные решения.  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».  4.   В   рисунках   нет   однообразия.   Оригинален   в   выборе   сюжетов.   Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.  7. Легко входит в роль какого­либо персонажа: человека, животного и других. 8. Интересуется механизмом и машинами.  9. Инициативен в общении со сверстниками.  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.  11.   Проявляет   большой   интерес   и   исключительные   способности   к классификации.  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.  13.   Быстро   запоминает   услышанное   и   прочитанное   без   специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.  16.   Может   легко   построить   рассказ,   начиная   с   завязки   сюжета   и   кончая разрешением какого­либо конфликта.  17. Интересуется актерской игрой.  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов. 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.24.   Способен   составлять   оригинальные   композиции   из   цветов,   рисунков, камней, марок, открыток и т. д.  25. Хорошо поет.  26. Рассказывая о чем­то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.  27.   Меняет   тональность   и   выражение   голоса,   когда   изображает   другого человека.  28.   Любит   разбираться   в   причинах   неисправности   механизмов,   любит загадочные поломки.  29. Легко общается с детьми и взрослыми.  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.  31.   Хорошо   улавливает   связь   между   одним   событием   и   другим,   между причиной и следствием.  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.  34.   Любит   использовать   какой­либо   новый   материал   для   изготовления игрушек,   коллажей,   рисунков,   в   строительстве   детских   домиков   на   игровой площадке.  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.  37.   Разыгрывая   драматическую   сцену,   способен   понять   и   изобразить конфликт.  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.  39.   Улавливает   причины   поступков   других   людей,   мотивы   их   поведения. Хорошо понимает недосказанное.  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.  42. Способен по­разному подойти к одной и той же проблеме.  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.  44.   Охотно   рисует,   лепит,   создает   композиции,   имеющие   художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.  46.   Выбирает   в   своих   рассказах   такие   слова,   которые   хорошо   передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.  48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. 49. Часто руководит играми и занятиями других детей.  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.  53. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.  55. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте.  56.   Умеет   передавать   в   рассказах   такие   детали,   которые   важны   для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем­ то с увлечением рассказывает.  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.  59.   Склонен   принимать   на   себя   ответственность,   выходящую   за   рамки, характерные для его возраста.  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.  63. Умеет делать выводы и обобщения.  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.  66. Склонен фантазировать, старается добавить что­то новое и необычное, когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем.  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.  68.   Проводит   много   времени   за   конструированием   и   воплощением собственных   «проектов»   (модели   летательных   аппаратов,   автомобилей, кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.  73. В свободное время любит читать научно­популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги. 74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести   то,   что   ему   понравилось,   в   своем   собственном   рисунке   или созданной игрушке, скульптуре.  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.  76. Умеет в рассказе изобразить  своих героев очень живыми, передает  их характер, чувства, настроения.  77. Любит игры­драматизации.  78. Быстро и легко осваивает компьютер.  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.  80. Физически выносливее сверстников.  Обработка результатов. Сосчитайте   количество   плюсов   и   минусов   по   вертикали   (плюс   и   минус взаимно   сокращаются).   Результаты   подсчетов   напишите   внизу,   под   каждым столбцом.   Полученные   суммы   баллов   характеризуют   вашу   оценку   степени развития у ребенка следующих видов одаренности:  – интеллектуальная (1­й столбец листа ответов);  – творческая (2­й столбец листа ответов);  – академическая (3­й столбец листа ответов);  – художественно­изобразительная (4­й столбец листа ответов);  – музыкальная (5­й столбец листа ответов);  – литературная (6­й столбец листа ответов);  – артистическая (7­й столбец листа ответов);  – техническая (8­й столбец листа ответов);  – лидерская (9­й столбец листа ответов);  – спортивная (10­й столбец листа ответов).  Лист ответов 1 11 21 31 41 51 61 71 2 12 22 32 42 52 62 72 3 13 23 33 43 53 63 73 4 14 24 34 44 54 64 74 5 15 25 35 45 55 65 75 6 16 26 36 46 56 66 76 7 17 27 37 47 57 67 77 8 18 28 38 48 58 68 78 9 19 29 39 49 59 69 79 10 20 30 40 50 60 70 80