МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
6 кл—11 кл +1
30.07.2017
Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
воспитание и обучение.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает
проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному
развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных
программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным
потребностям.
Одаренные дети обладают некоторыми общими
особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К
таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.
Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и
стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при
традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных
программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие
необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных
учебных программах поднимает эти способности на качественно новый
уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на
сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента
дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к
принятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут
быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные
учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным
потенциалом относят ускорение и обогащение.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих
споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность
для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это
односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не
учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное
развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с
содержательной его частью.
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям
ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному
развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной
программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях
начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих
одноклассников, и спустя какоето время его поведение будет похоже на
поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение
заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У
невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго
задержаться в развитии.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем
одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы,
построенные с использованием ускорения, следующие:
• учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать
интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться
ускорение;
• дети должны быть достаточно зрелыми в социальноэмоциональном
плане;
• необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие;
считается, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с
математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в
школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные
стороны ускорения, с другой – есть возможности отрицательных последствий,
прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии
детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе
комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и
личностная зрелость ребенка.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в
рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает
индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно
на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или
иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник,
который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем,
даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии,
что в ней участвует не один ребенок.
Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря
такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально
стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально
эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.
Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при
одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и
методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения
и обогащения.
Сопоставления стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна
в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд
недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько
индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения
каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах
обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить
специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего
нуждаются в «своем» учителе.
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не
знают их особенностей,
Иногда
неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к
выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей
тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их
изменение.
равнодушны к их проблемам.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не
является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее
существенным фактором успешности работы учителя является глобальная
личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой
большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а
также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно
проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных
детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно
он разрабатывает гибкие,
отвечать следующим характеристикам:
индивидуализированные программы;
эмоционально
безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь;
использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует
формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;
поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие
умственных процессов высшего уровня;
проявляет уважение и
индивидуальность ученика.
создает теплую,
Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель
предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к
этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в
общении с любым одаренным школьником.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и
профессиональные качества тремя путями: • с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других;
• предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях
разных видов одаренности;
• тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и
создать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей
для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница
заключается в распределении времени на виды активности. Учителя,
работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации,
устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того
чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они
больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных
гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они
провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они
гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению,
оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме
на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как
психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они
внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя
способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому,
что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от
учителя.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.