Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"
Оценка 4.8

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
29.05.2018
Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"
Сегодня активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском путей решения проблем. Проблемное обучение есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Умственный поиск начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.  На фотографиях мои ученики. Сильные  переживания испытывают они  вместе с родителями, отправляясь в школу. И на это есть причины. Что их  ждет в этом новом доме? Чему они научатся? Помогут ли полученные знания  в реальной жизни? В чем же отличие одних учеников от других?  Дети, поступившие в школу в 2014 году, начали свое обучение по ФГОС.   А значит, уроки, которые они будут переживать вместе с учителем, должны  стать совершенно иными. Сам учитель должен стать другим. Учитель должен подготовить их к реальной жизни, научить успешно решать реальные  задачи, занимать  активную позицию, уметь сотрудничать и работать в  группе. Педагог должен решать новые задачи. С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Потом начинаем читать  их сами, позже рассказываем своим детям и внукам. А задумывался ли кто из  вас: сколько мудрости они несут в себе? Давайте вспомним русскую  народную сказку «Поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Царский  стрелок  Андрей попал, казалось бы,  в безвыходное положение, но достойно  смог решить данную проблему.  Значит, и мы, современные люди, должны уметь решать разные  жизненные проблемы. А задача педагога уже в школе начать эту работу.  Считаю, что использование технологии  проблемного  обучения ­ один  из путей к формированию мыслящей личности, способной к  самостоятельному принятию решений. Это отразилось в теме моего семинара. Возникновение данной технологии  вызвано потребностями общества.  Современное общество называют информационным. Деятельность многих  организаций зависит от их информированности и способности эффективно  использовать имеющуюся информацию. Причем получить информацию могут  и наши учащиеся ­ набрать поисковый запрос (ключевую фразу) в поисковой  системе и просмотреть выданные результаты. Но требуются люди, которые   могут провести работу по сбору и переработке этой информации, ее  осмыслению и анализу. Ценятся работники, которые предлагают  рациональные пути решения в любой сфере.  Сегодня проблемное обучение ­ это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных  ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их  разрешению, в результате развиваются мыслительные способности.  Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов,  задач, заданий и ситуаций.  Технология проблемного обучения не нова: она получила  распространение в 20­30­х годах в советской и зарубежной школе. Во всем мире разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались и  занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер,  А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, и многие другие. В своей практике активно применяю  разные приемы технологии проблемного  обучения.  Представлю несколько таких приемов. Прием « Применение проблемных вопросов», предмет окружающий  мир, 3 класс, тема «Зима в жизни животных». На этапе закрепления предложила учащимся ответить на несколько  проблемных вопросов: У какого животного день рождения зимой? Кого не  боятся зимой мыши?  Такие проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное  затруднение, вызывают эмоции. Возникает несколько версий, даже не  имеющих место. Обязательно нужно рассмотреть все версии. Опытный  педагог незаметно подведет к верному решению, но у каждого ребенка  появится ощущение, что решение нашел и принял для себя он сам. Теперь, совершая прогулки в природу зимой, ребята будут уверены, что ежа не встретят. А выходя из дома, захватят семечки или хлебные крошки для птиц. «Прием, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог»,  предмет русский язык, 2 класс, тема: « Решение орфографических задач в  корне  слова». Прочитай диалог учеников и реши, кто прав? Костя: «Снег липкий, поэтому напишу липить». Настя: «Бабу лепят, поэтому напишу лепить». Возникает необходимость в процессе дискуссии выяснить кто прав: Костя или Настя?  В   такой   работе   необходимо   создать   ситуацию   сотрудничества,   избегать конфликтов, согласовывать разные позиции; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  Прием   «Яркое   пятно»  (сообщение   интригующего   материала (   исторических   фактов,   легенд   и   т.   п.):   сказки,   легенды,   фрагменты   из художественной   литературы,   случаи   из   истории   науки,   культуры   и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал), предмет русский язык, 2 класс, тема: «знакомство  спонятием орфограмма» Гена захотел найти себе друга и решил написать объявление. Он диктует  себе:  « Молодой кра……, нет кро…… Почему Гена остановился? О чем задумался? Прием «Предъявления  двух  противоречивых фактов», предмет  математика, тема «Деление»   В комнате расставили 20 стульев в 4 ряда. Можно ли узнать, сколько стульев  в одном ряду? Миша ответил так: 20:4=5(с.)­ в одном ряду А Маша считает, что на этот вопрос ответить нельзя, так как в задаче не  сказано, как расставлены стулья. Кто прав? Прием «Применение проблемной ситуации»,  предмет русский язык, 3 класс Рассмотреть полный цикл умственных действий предлагаю на примере урока  при изучении темы «Глагол».  1.На этапе возникновение проблемной ситуации ставятся вопросы: глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба? 2.На   следующем   этапе   происходит   осознание   сущности   затруднения   и постановка   проблемы.  Когда   люди   лежат,   они   ничего   не   делают.   Значит, лежать – не действие. Это слово – не глагол. А бег и ходьба ­ это действия. Эти слова ­ глаголы.  3.Решение проблемы. Таким образом, по моему мнению, технология проблемного обучения  можно  назвать современной, т.к. действительно обеспечивает достижение  установленных результатов и является эффективным средством реализации  ФГОС. Эта технология общепедагогическая. Она гармонично согласуется с  другими  современными технологиями образования, применима на всех этапах урока,  на разных предметах.  Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний,  эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание  активной личности.   Без сомнения, технология проблемного обучения – здоровьесберегающая. Я считаю, что эта технология нацеливает на успешность  Что значит быть успешным? По­ моему, быть успешным – жить в гармонии с собой, заниматься любимым  делом, приносящим радость мне и окружающим. Быть успешным ­ это значит  быть целеустремленным, уверенным в себе, человеком, который достигнув  определенных результатов, осознает, как много еще надо сделать. Именно  поэтому успешный человек – всегда в движении, всегда в поиске. Желаю, чтобы все мои ученики стали успешными и счастливыми людьми. Применение технологии проблемного обучения в исследовательской деятельности.  Так, при изучении темы «Атмосферные явления и погода» предлагаю вопрос «Как можно  самому ветер?».  Инклюзивное образование — практика общего образования, ориентирована на  формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает  доступ к образованию для детей с инвалидностью.  ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных  особенностей, включены в общую систему образования  Новые задачи­ выявления и развития одарённых детей,обеспечить им благоприятные  условия для совершенствования присущих им видов деятельности. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности —через индивидуальное обучениеи воспитание; — через сети дополнительного образования; — организация научно­исследовательской деятельности; — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,  предметных  олимпиадах, научно­практических конференциях. Проблемное обучение  организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.  Проблемный вопрос — это вопрос, на который ответ ученик ищет самостоятельно.  Проблемная задача — это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и  неизвестными данными. Поиск этих данных анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их  причинно­следственных связей. Решение в форме словесного рассуждения, математических расчетов,  поисковой лабораторной работы.  Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково­ познавательной деятельности. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства,  изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.  Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью  ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или  учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов,  методов и средств Результаты применения технологии. Технология проблемного обучения  даёт лучшее  усвоение учебного материала: деятельностный подход   гарантирует его понимание и запоминание.   Познавательные действия: побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать  проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать,  анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное  использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные работать в парах, группах, школьники учатся слушать, договариваться, распределять  роли. Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения  учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция  активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость,  трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения.

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"

Методический семинар"Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018