Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
Оценка 5

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Оценка 5
Семинары
docx
администрации
Взрослым
01.04.2017
Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
Материал ориентирован на обмен опытом учителей по теме гражданского и патриотического воспитания. В содержании отражена систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В содержании отражена работа учителей по гражданскому и патриотическому воспитанию на урочных и факультативных занятиях, в воспитательном процессе, в шестой школьный день, в объединениях по интересам, а также рассмотрена совместная работа школы и учреждений культуры, детских организаций (БРПО, БРСМ), школьной библиотеки, музея.
К патриотизму нельзя только призывать.docx
Сегодня   мы   проводим   семинар   для   заместителей   директоров   по   теме «Гражданско­патриотическое   направление   как   важнейшая   составляющая воспитательного пространства школы». Мы поделимся опытом и представим работу педагогического коллектива школы по данному направлению, посетим открытые уроки, воспитательное мероприятие и заочно посетим музей боевой и трудовой славы п.Осинторф.      патриотизму   «К его воспитывать воспитывать духовную оседлость». любовь нельзя заботливо к   нужно           только   воспитывать родным   призывать, ­ местам,                                          Д. С. Лихачев Введение Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности всегда   являлось одним из важнейших факторов эффективного развития общества и государства, залогом его процветания и благополучия. Именно   поэтому   сегодня   в   образовательных   учреждениях   у   учащихся воспитывается   уважение   к   историческому   прошлому   своего   народа,   бережное отношение к народной памяти, национально­культурным традициям, тем людям, кто своим трудом и творчеством обогатили национальную и общечеловеческую культуру. Патриотическое   воспитание   является   одним   из   приоритетных   направлений   в системе   образования,   так   как   способствует   формированию   у   молодежи   высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитывать настоящего гражданина и патриота – это значит приобщать молодое поколение к историко–культурным ценностям, добиваться, чтобы учащиеся с юных лет прикоснулись к подвигу старших, чтобы славные страницы истории зажигали юные души, пробуждали интерес и стремление к познанию героического прошлого, учили жить,  с чувством гордости продолжали славные традиции нашего народа. Очень важно, чтобы учащиеся знали и всегда помнили тех, кто сражался за родную землю и ни с чем несравнимой ценой дал нам возможность жить, учиться,  трудиться, мечтать, радоваться жизни.   Историческая справка Мы   гордимся   славной   и   легендарной   историей   нашего   посёлка,   нашей малой родиной. На территории нашего посёлка 9 месяцев стоял фронт. 10 августа 1941 года была создана Осинторфская подпольная организация. Возглавил подполье секретарь комитета комсомола школы Станислав Петрович Шмуглевский. Посёлок был освобождён от немецко­фашистских захватчиков 23 июня 1944 года. в первый день операции «Багратион», проводимой по освобождению Беларуси.   Посёлок полностью был разрушен.  К   40­летию   Великой   Победы   в   посёлке   был   открыт   музей   боевой   и трудовой   славы.   Открытию   музея   предшествовала   огромная   работа педколлектива и учащихся под руководством учителя истории Крюка К.Ф. : велась переписка с воинами 31­ой гвардейской дивизии, которая освобождала наш посёлок от немецко­фашистских захватчиков, учащиеся вели активную работу   в   сборе   материалов   и   экспонатов   для   музея.   Большая   часть строительных   материалов   для   музея   была   предоставлена   бывшим выпускником,   секретарём   подпольной   комсомольской   организации Шмуглевским С.П. Под   руководством   Крюка   К.Ф.   ученики   и   жители   посёлка   собрали средства   для   строительства   обелиска   в   честь   воинов     31­ой   гвардейской дивизии,   партизан   и   подпольщиков.   Проект   обелиска   бесплатно   сделали выпускники   школы   архитектор   Банах   Эдуард   Казимирович   и   художник Городников Сергей Тарасович. Были установлены также памятные плиты с фамилиями осинторфцев, которые погибли в годы ВОВ.     Учащиеся   школы   принимали   участие   в   открытии   памятного   знака (креста)   советским   военнопленным   (венграм,   полякам,   погибшим   в концлагере)   на   5­ом   посёлке.   Их   память   была   увековечена   к   65­летию освобождения Беларуси от немецко­фашистских захватчиков. Основная часть Гражданско­патриотическое   воспитание   является   одним   из приоритетных направлений в работе нашей школы.      В  школе сложилась определённая система работы, которая успешно влияет на весь образовательный процесс. Гражданско­патриотическое воспитание на уроках Очень   важно   в   единстве   решать   задачи   обучения   и   воспитания.  Неисчерпаемой криницей   морального   воздействия   на   воспитание   патриотических   чувств   являются практически   все   уроки:   в   большей   степени   уроки   истории   и   обществоведения, белорусского   языка   и   литературы,   русского   языка   и   литературы,   музыки, изобразительного искусства, уроки по предмету «Человек и мир». Педагоги стараются сделать   их   необычными,   нестандартными,   используют   разнообразные   формы проведения   (интегрированные   уроки,   уроки­путешествия,   уроки­сказки,   урок­игру). Готовясь к урокам учителя продумывают не только обучающую и развивающую задачи, но  и  воспитывающую.  Реализация   воспитательной   задачи  на  уроках  осуществляется учителями   по   разным   направлениям:   эстетическому,   духовно­нравственному, экологическому, трудовому. Но больше внимания учителя уделяют патриотическому воспитанию,  т.к.  легендарная  история  посёлка  Осинторф, традиции   школы   требуют воспитание учащихся в духе патриотизма.   Несомненно, воспитывающая роль таких уроков   велика,   их   результативность   оправдывает   огромные   затраты   сил   и   времени, которые уходят у учителя на подготовку.   Гражданско­патриотическое воспитание на факультативных занятиях. Факультативные   занятия   также   как   и   уроки   способствуют   формированию гражданско­патриотического   воспитания.   При   проведении   факультативных   занятий учителя   используют   творческие   задания,   различные   формы   работы   (фронтальные, групповые, индивидуальные), проводят исследовательскую деятельность по изучению прошлого   своего   края,   своей   семьи,   ведут   большую   работу   по   формированию гражданско­патриотических качеств учащихся. Гражданско­патриотическое воспитание в воспитательной работе.   Воспитательный процесс в школе,  в первую очередь,  направлен на    воспитание гражданина и патриота своей страны, социально активной и  творческой  личности.  Чтобы помочь учащимся выработать свою активную гражданскую позицию, помочь сориентироваться   в   потоке   событий,   почувствовать   собственную   социальную значимость,   классные   руководители   проводят  информационные     и   классные   часы гражданско­патриотической направленности.  Все направления воспитательной работы реализуются  через традиционные и новые активные и интерактивные формы работы,   как на уровне классов, так и в масштабе всей школы:  Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.   Заочные путешествия, экскурсии.  Концерты для ветеранов и тружеников тыла.  Операция «Забота»  Операция «Орден в моей семье».  Операция «Памятники рассказывают».  Вахта памяти. Митинг.  Визитки­портреты «Мой дедушка», «Моя бабушка».  Экскурсии в музеи.  Поисковая работа.  Игры «Зарница»;  «Час пик» с интересными людьми.  Эстафета патриотических дел.        При проведении классных мероприятий классные руководители создают условия для   развития   инициативы   каждого  ребёнка,  формирования   и  проявления   лидерских качеств,   дают   возможность   высказаться   каждому   ученику.   Ребята   с   большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. На протяжении этого учебного года классные руководители проводят различные мероприятия,   посвящённые   празднованию   70­летия   Победы   советского   народа   в Великой Отечественной войне, которые воспитывают у учащихся уважение к людям старшего   поколения,   любовь   к   родине,   формируют   чувство   ответственности   за   её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей. Гражданско­патриотическое воспитание в шестой школьный день. В   субботу   учащиеся   с   удовольствием   приходят   в   школу,   где   для   них   мы стремимся   создать   все   условия   для   развития   творческой   личности,   стараемся   с пользой  организовать их досуг.        Учащиеся посещают кружки, различной направленности, спортивную секцию.    организаций (БРПО, БРСМ).        Учащиеся принимают участие в общешкольных и районных мероприятиях.      Участвуют в различных акциях.         Активизирована   работа   в   шестой   школьный   день   детских   общественных   В нашей школе стали традиционными выездные экскурсии по историческим и достопримечательным местам нашей Родины.  Ребята побывали в н.п. Красный берег с посещением мемориала детям – жертвам Великой Отечественной войны , учащиеся 3­4 классов   побывали   на   экскурсии   по   маршруту   Шалашино­Рыленки,     состоялись экскурсии в г. Орша, г. Минск, г.Смоленск, в п. Катынь с посещением мемориального комплекса,   г.   Дубровно.   В   этом   учебном   году   ребята   побывали   на   экскурсии   по маршруту   Кричев­Мстиславль­Пустынки,   где   посетили   дворец   Потёмкина,   увидели все достопримечательности г. Мстиславля. Интересна прошла экскурсия в г. Смоленск в   планетарий.   Кроме   этого   ребята   узнали   о   крепостной   стене,   о   героях   ВОВ.   В громовой   башне  узнали  историю  своего  народа,  как  жили  и  воевали  наши  предки. Некоторые   учащиеся   побывали   на   экскурсии   в   г.   Москва,   посетили   мавзолей, наблюдали смену караула, что способствовало формированию патриотических чувств и желанию служить на благо Родины. Экскурсии играют особую роль в формировании гражданско­патриотических   качеств.   Дети   лучше   узнают   историю   своей   страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают   школьникам   ощутить   себя   частью   природного,  культурного,  социального пространства.            Организована работа учащихся в шестой школьный день по благоустройству школьной территории, сбору макулатуры и металлолома. Ежегодно наши учащиеся стремятся   выполнить   доведённые   планы   по   сбору   макулатуры   и   металлолома.   На протяжении трёх последних лет учащимися школы собрано макулатуры: 2012г. – 1т 500кг., 2013г – 2т 100кг., 2014г – 2т 432кг., 2015г ­2т 600 кг ; металлолома в 2012г – 4т 700кг., в 2013г – 3т 740кг., в 2014г – 5т 600кг, в 2015г. ­  В 2014 году учащиеся нашей школы стали победителями областного этапа республиканской акции «Сдадим макулатуру – сохраним дерево» и награждены дипломом 1­ой степени. Совместная   работа   школы   и   учреждений   культуры   по   гражданско­ патриотическому воспитанию. Педагогический   коллектив   школы   хорошо   понимает,   что   в     наше   время необходимо   уделять     большое   внимание   организации   свободного   времени   и   досуга учащихся. Участие в кружковой и клубной деятельности дает подросткам возможность проявить себя, почувствовать себя нужными и полезными общему делу, формирует у них   волевые   качества,   необходимые   в   условиях   современной   жизни:   активность, целеустремленность,     выносливость,   поэтому   мы   тесно   сотрудничаем   с   сельской библиотекой   и   СДК.      Совместно   с   библиотекой   проведено   ряд   мероприятий   по патриотическому воспитанию.   Тематический вечер  к 95­летию торфопредприятия Осинторф “Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография”, с учащимися  8 класса подготовлена литературно­ музыкальная композиция “Ради жизни на Земле”, посвящённая 70­летию освобождения Беларуси от немецко­фашистских захватчиков. С учащимися 9 класса  проведён вечер памяти,   посвящённый   25­летию   вывода   войск   из   Афганистана   с   целью   воспитания патриотизма и любви  к  своей малой Родины. Гражданско­патриотическое воспитание в  кружковой работе. Кружковые   занятия   имеют   неограниченные   возможности   в   воспитании   чувства гражданственности и патриотизма. В этом учебном году в школе организована работа пяти кружков: «Рукодельница», «Умелые руки», «Юный эколог», «Компьютерный», «Вокальный».   Учащиеся   принимают   участие   в   районных   и   областных   конкурсах. Участвуют   в   акциях   «Ветеран   живёт   рядом»,   «Дорогою   добра»,   «Чудеса   под рождество», «День пожилых людей».  Гражданско­патриотическое воспитание в  работе детских организаций (БРПО, БРСМ).      Педагогический коллектив школы  всемерно способствует развитию  детских и молодежных общественных организаций ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».   Члены школьных детской   и   молодежной   общественных   организаций   являются   союзниками педагогического коллектива в воспитании будущего достойного члена общества. Они стали   организаторами   различных   патриотических   и   общественно   полезных   акций   и операций, проводимых в школе.  В школе постоянно действовали детские организации «Октябрята» ОО «БРПО» и ОО   «БРСМ»,   за   последние   годы   возросла   социальная   значимость   гражданско­ патриотических акций и операций. Учащиеся неоднократно становились победителями районных,  областных конкурсов и соревнований. Всё   дальше   от   нас   события   ВОВ,   всё   меньше   остаётся   ветеранов,   всё   жёстче становиться окружающий мир. Молодые люди, зная уже, что такое Афганистан, Чечня, террористические   акты   и   многое   другое,   не   всегда   понимают   то,   что   те   далёкие военные годы и современные воины  ­ это две стороны одной медали. Все национальные конфликты и воины возникают, когда люди не способны понять друг друга, понять, что каждая человеческая жизнь ценна и неповторима. Нельзя пренебрегать историей, так как   без   уважения   к   своему   прошлому   вряд   ли   возможно   формирование патриотического   сознания,   гражданской   позиции   у   молодёжи.   Особую   роль   в благородном деле воспитания у молодёжи гражданственности и патриотизма играют наши ветераны, участники войны, да и просто люди, которые в те годы были детьми и пережили весь ужас тех лет. Они носители памяти, традиций, опыта. Они связующее звено между поколениями. Учащиеся нашей школы навещают этих людей, оказывают посильную помощь и обязательно приглашают на занятия, праздники, мероприятия, где из   уст   очевидцев   узнают   суровую   правду   о   войне,   о   героических   подвигах   воинов старшего поколения. Такое соприкосновение с войной оставляет неизгладимый след в душах ребят, воспитывает лучше любых мероприятий. Традиционным стало проведение акций, членами молодёжных детских организаций: ­   «Дом   без   одиночества»   (ребята   оказывают   посильную   помощь   одиноким   и престарелым  людям, проживающим в микрорайоне школы и находящимся в больнице социального ухода); ­   «Ветеран   живет   рядом»   (учащиеся   поздравляют     участников     и   ветеранов Великой   Отечественной   войны   с   праздниками,   организуют   для   них   концерты, оказывают помощь по хозяйству); ­ «Обелиск» (уборка и благоустройство памятников); ­ «Радуга добра» (организован сбор денежных средств и игрушек для детей сирот и оставшихся без попечения родителей);      Особая роль уделяется организации трудовой деятельности. Каждый вид труда может быть использован в целях патриотического воспитания.  Наши учащиеся активно участвуют в общественно­полезной деятельности школы. Это посадка и уход за зелеными насаждениями, наведение порядка и благоустройство школьной   территории,   ремонт     мебели,   сбор   макулатуры   и   металлолома,   оказание шефской помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, трудовые десанты. Учащиеся нашей школы работали на посадке леса и заработанные ими деньги были   перечислены   на   изготовление   памятной   доски   для   увековечивания   памяти руководителя Осинторфского подполья в годы ВОВ С.П.Шмуглевского. Работа   школьной   библиотеки   по     гражданско­патриотическому воспитанию. В   работе   школьной   библиотеки   большое   внимания   уделяется   патриотическому воспитанию учащихся.   На протяжении всего учебного года в  библиотеке проходят выставки   книг:   “Беларусь   –   страна   будущего”,   “Мы   мир   сумели   отстоять”, “Поклонимся великим тем годам”, “Жыву і дыхаю мой родны край з табой”. В течении года проводились громкие чтения “Читаем книги о войне”, “Стихи о войне”; проведён литературные   вечер   “Мы   помним   ваши   имена”;   диспут­обсуждение   книги   С   П. Шмуглевского   “Юность   обожжённая   войной”;   конкурс   рисунков   “Война   –   глазами детей”. Музей как средство воспитания  гражданско­патриотических качеств. Любовь к своей стране не возможна без уважения к ее истории и традициям. В целях знакомства с историческим прошлым и культурой своего народа, героическими подвигами   соотечественников   в  годы   сражений   за   независимость   и  свободу   своего посёлка учащиеся посещают музей боевой и трудовой славы п. Осинторф.  Посещение    музея  активизирует  интерес  ребят  к  изучению  родного  края,  его культурного  наследия,  расширяет  кругозор,  учит  быть  активными  участниками жизни  школы,  своей  малой  Родины.  Соприкосновение  к  героическим страницам  и событиям   Отчизны   оставляет   неизгладимый   след   в   душах   ребят,   воспитывает настоящих  патриотов. Мы бережно храним связь поколений. К 70­летию освобождения Белоруссии от немецко­фашистских захватчиков в музее прошли встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, вечера  памяти. Кабинет идеологии  В   школе   создан   кабинет   идеологии,   который   способствует   формированию гражданственности и патриотизма и используется для проведения уроков мужества, воспитательных мероприятий, для встреч с ветеранами,  воинами авгана и интересными людьми. В нём размещён материал по работе с детскими организациями. В   этот   знаменательный   год,   празднования   70­летия   Победы   мы   являемся активными   участниками  республиканских, областных  и  районных  конкурсов, акций, фестивалей патриотической направлености.   Проведена   Неделя   истории   и   обществоведения,   посвящённая   гражданско­ патриотическому   воспитанию.   В   ходе   недели   проведены   следующие   мероприятия: (интеллектуальное онлайн соревнование по истории Беларуси) “Эрудит”,  турнир “Я – гражданин Республики Беларусь”, заочное путешествие “Столицы белорусской земли”, конкурсная   программа   “Патриот”,   презентация   исследовательской   работы “Увековечение”,   просмотр   художественного   фильма   “Туман”,   флешмоб   “Я   люблю Беларусь!”. В   рамках   месячника   патриотического   воспитания,   приуроченного   к   70­летию празднования Победы учащиеся проявили творческие и литературные способности и приняли участие в конкурсе “Стихи о войне”.  Педагог­организатор   приняла   участие   в   районном   фестивале   песни   работников системы образования “Тебе, Великая  страна! Тебе, Великая  Победа!” и награждена дипломом III степени. Учащиеся 11 класса под руководством учителя истории Ивулиной Е.Н. проводили исследовательскую работу “Увековечение”.В результате работы собрана и оформлена информация по 125 землякам. При поддержке идеологического отдела Дубровенского райисполкома,   49   земляков,   погибших   при   защите   отечества   в   годы   Великой Отечественной войны, внесены на сайт “ОБД – Мемориал”. Учащиеся  2­5  классов   приняли   участие   в  республиканском   фестивале­конкурсе “Венок  славы”, посвящённом 70­летию   Победы советского народа в ВОВ. Учащиеся   7   класса   приняла   участие   в   республиканском   конкурсе   “Письмо прадедушке”. Члены БРПО и БРСМ приняли участие в посадке аллеи Памяти.  Так же мы приняли участие в областной выставке методических разработок по патриотическому   воспитанию   и   выступили   на   областной   научно­практической конференции в г. Витебске. Результативность   работы   школы   по   гражданско­патриотическому воспитанию    система     Сложившаяся   в   школе     гражданско­патриотического   воспитания учащихся способствует     формированию   нравственно зрелого,   духовно развитого, социально   активного   и   ответственного   человека,   способного   творчески преобразовывать окружающий мир, человека неравнодушного, способного  осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. За проделанную работу в данном направлении педагогический коллектив и коллектив учащихся школы отмечены различными дипломами и грамотами. 2010г –  III  место в районной­спортивной игре «Зарница», посвящённой 65­летию победы советского народа в ВОВ. 2011г – II место в районном экофестивале «Квітней мая, Радзіма». 2012г   –   объявлена   благодарность   команде   школы,   за   активное   участие   в туристическом слёте, посвящённом 67­летию Победы в ВОВ. 2013г – решением Дубровенского РИК коллектив школы (директор Черник Г.А.) занесён   на   районную   Доску   почёта   за   большую   работу   по   обучению   и   воспитанию подрастающего поколения. 2014г   –  II  место   в   районной­спортивной   игре   «Зарница»,   посвящённой   69­ой годовщине Победы советского народа в ВОВ.  2015Г   –  II  место   в   районном   фестівале   танцевально­развлекательных   программ “ПОКОЛЕНИЕ­2015” Заключение Ценности,   на   которые,   на   наш   взгляд,   может   ориентироваться   в   своей   работе педагог ­ Человек, Семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками, так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения. Согласитесь, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность,   порядочность,   гуманность   и   многие   другие   конкретные   качества человеческой личности. Результативность   работы по  патриотическому воспитанию  зависит не только  от деятельности всех субъектов воспитательного процесса, но в большей мере от того, насколько этот вопрос важен в самом государстве, насколько эта основа заложена в семье.  Настоящий   патриотизм   воспитывается   не   громкими   словами,   не   подготовкой   к очередной   дате,   а   непрерывной   работой   с   детьми.  Мы   не   ставим   своей   целью перевоспитать   юного   гражданина.   На   этом   этапе   для   нас   важно   поддерживать, направлять и развивать то, что заложено в семье, школе.  Итог такой работы – молодые люди, способные любить и понимать свой народ, сопереживать и помогать людям, созидать и творить будущее. Не   случайно   2015­й   год   указом   главы   государства   объявлен   Годом   молодёжи. Именно   молодёжь   определяет   и   создаёт   будущее   своей   страны,   храня   в   памяти страницы   прошлого.   Завтрашний   день   нашего   общества   и   государства   зависит   от творческого,   научного   и   профессионального   потенциала,   гражданской   позиции   и патриотизма молодого поколения.

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Семинар "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017