Методическое портфолио
воспитателя МКОУ «Иковская средняя общеобразовательная школа»
Ломакиной Евгении Сергеевны
«Фестиваль педагогического мастерства – 2021»
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств воспитанников на основе отечественных традиций и ценностей через проектную деятельность.
Актуальность:
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается
в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как
позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на
неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу
нравственности.
Научная основа опыта.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
В.А. Сухомлинский был одним из выдающихся педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть духовно развитой личностью.
Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому я стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через проектную деятельность.
Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил мне определить разницу между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников. Ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным наследием заняло важное место в моей профессиональной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева и др., программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям, темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственные компоненты развития личности ребёнка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности.
Целью моей темы самообразования является - целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка через проектную деятельность.
Задачи:
1) формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
2) воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
3) воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
4)развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
5)развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Работая с детьми, активно использую разнообразные формы и методы:
словесно-образный:
· чтение литературных произведений воспитателем;
· беседы с элементами диалога;
· рассказы по схемам, иллюстрациям;
· проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.
наглядно-действенный:
· наблюдения;
· экскурсии;
· рассматривание иллюстраций,
· репродукций картин;
· дидактические игры;
· целевые прогулки и т.д.
практический:
· игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.;
· оформление коллекций на различную тематику;
· конкурсы, викторины;
· вечера с родителями, для родителей и детей;
· изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
При организации деятельности используются и другие методы:
- объяснительно - иллюстративный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Применение современных образовательных технологий и методик
На протяжении всей педагогической деятельности изучаю и применяю в системе воспитательно-образовательной работы как традиционные, так и новые современные образовательные педагогические технологии. Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального и нравственного развития детей. Поэтому, эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников.
В настоящее время очень важно внедрять в работу ДОУ современные педагогические технологии и наш детский сад не исключение. В своей работе использую все виды педагогических технологий.
Технологии |
Материал по применению технологии |
Результат |
Технология проектной деятельности |
«История Иковки в названиях улиц»; -«Богатыри земли русской»; - «ЗОЖ и безопасность»; - «Мы в ответе за тех, кого приручили»; - «Зимующие птицы родного края»; - «Защитники Отечества»; - «Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна».
|
У детей развивается поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива; формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развиваются навыки коммуникативного общения; формируются проектно-исследовательские умения и навыки, позволяет успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения. |
Здоровьесберегающие технологии |
- Гимнастика для глаз - Дыхательная гимнастика - Физ. минутки - Пальчиковые игры - Гимнастика после сна - Подвижные игры - Игры и упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки - Картотека считалок - Упражнения на релаксацию - Самомассаж - Физкультурные досуги |
Уменьшение пропусков по болезни. Приобретение основных навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. |
ИКТ-технологии |
- Картотека презентаций - Картотека авторских презентаций для детей и родителей |
У детей повышается интерес к НОД. Развивается музыкальный слух, эмоциональность, внимание, творчество, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания. |
Игровая технология |
НОД, индивидуальная работа |
Способствует формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического. |
Технология исследовательской деятельности |
- наблюдения - моделирование - опыты |
Повышение интереса детей к занятию, умение самостоятельно выполнять задания по схемам, картинам. |
Также в своей работе использую технологии: развивающего обучения, наглядного моделирования и технологии предметно-развивающей среды.
Активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников. Организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Цель: активизация познавательного и творческого развития ребенка и одновременное формирование его личностных качеств.
Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы проблемами или спецификой учреждения. Проектная деятельность с детьми позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, развивать исследовательские, познавательные навыки, творческое воображение, самостоятельность у детей. Вовремя реализации проектов идет активное взаимодействие с родителями.
Так, в процессе работы с детьми по данной теме самообразования использую метод педагогического проекта. Данный метод дает возможность за определенный промежуток времени работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога - стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Опыт показал, что работа по технологии проектирования дает не только положительный результат, но и является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является взаимодействие с семьями воспитанников. Для успешного взаимодействия в детском саду созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества: общие родительские собрания, групповые собрания, консультации специалистов ДОО, конкурсы семейного творчества, субботники, участие родителей в утренниках и праздниках.
Одной из эффективных познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания, на которых использую ИКТ, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещаемости собраний достаточно высок.
На страничке группы «Звездочки», в Контакте (https:// vk.com/club172639711), родители постоянно в курсе жизни детей в ДОУ, чем занимаются, каковы их успехи и достижения.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и многое др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными участниками и помощниками.
В моей группе стало традицией проводить конкурсы и выставки семейного творчества: «Осенние фантазии»; «Бабушка и я – неразлучные друзья», конкурс совместных творческих работ с детьми ко дню Матери «С папой мы рисуем маму…», конкурс поделок новогодних елочек «Чудеса своими руками», выставка поделок «Рождественский ангел»; фотовыставки: «Бабушка и я – неразлучные друзья», «Мамы разные нужны, мамы разные важны!», «Лучше папы друга нет». Фоторепортаж «Делимся семейным опытом», «Как организовать выходной день с ребенком».
План по самообразованию на 2016-2017 уч. гг.
Месяц |
Формы работы |
|
||
С детьми |
С родителями |
С педагогами |
||
Сентябрь |
Изучение методической литературы и опыта педагогов по теме самообразования |
Утверждение плана работы на год. Согласование работы с другими специалистами детского сада. |
||
Октябрь |
Акция |
«День добрых глаз и добрых рук» (ко дню пожилых людей) |
||
Ноябрь |
Консультация |
|
«Основы нравственного воспитания в семье» |
Памятка «Содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию» |
Декабрь |
Проект |
«Зимующие птицы нашего края» |
Изготовление кормушек |
Отчет по проекту |
Январь |
Акция |
«Почитай мне, мама!» |
|
Отчет по акции |
Консультация |
|
«Книга – лучший друг детей» |
|
|
Февраль |
Беседа |
«Российские корабли на защите Родины» |
Музыкально-спортивный праздник «Мы моряки отважные». Видео-поздравление для пап «С днем защитников Отечества» |
Отчет на педсовете |
Доклад «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ» |
||||
Консультация |
|
«Учимся быть вежливыми» |
|
|
Март |
Досуг |
«День матери» |
Конкурсная программа |
|
Акция
|
«Л.И. Куликов - детям»
|
Самостоятельное ознакомление с произведениями писателя. |
Отчет по акции |
|
Папка-передвижка |
|
«Азбука общения с ребенком» |
|
|
Апрель |
Консультация |
|
«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки» |
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. |
Май |
Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования. Оформление папки по самообразованию. |
Выступление на педсовете ДОО. |
План по самообразованию на 2017-2018 уч. гг.
Месяц |
Формы работы |
|
|
|
|
С детьми |
С родителями |
С педагогами |
|||
Сентябрь |
Пособие |
«Герои России» |
|
«Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников» |
|
Октябрь |
Консультация |
|
«Основы нравственных отношений в семье» |
|
|
Ноябрь |
Проект |
«История Иковки в названиях улиц» |
|
Отчет по проекту |
|
Консультация |
|
«Секреты воспитания вежливого ребенка» |
|
||
Досуг |
«Моя мамочка – лучшая на свете!» |
|
Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста |
||
Декабрь |
Пособие |
«Радуга профессий» |
Оформление мини-докладов |
|
|
Внутригрупповой конкурс |
«Герб моей семьи» |
Отчет по конкурсу |
|||
Январь |
Картотека |
Игры по краеведению |
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» |
|
|
Февраль |
Проект |
«Защитники Отечества» |
- Музыкально-спортивный праздник «А ну-ка, папы!». - Выставка альбомов «Мой папа – защитник Отечества» |
Отчет по проекту |
|
Открытый просмотр НОД |
«Наша Армия» |
|
Самоанализ НОД |
||
Консультация |
|
«Роль отца в воспитании ребенка» |
|
||
Март |
Консультация |
|
«Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника» |
Беседа «Посеем в детских душах доброту!» |
|
Апрель |
Беседа |
«Человек поднялся в небо» |
|
|
|
Май |
Выставка поделок |
«Великой Победе посвящается…» |
|
|
|
Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования. Пополнение папки по самообразованию. |
Выступление на педсовете ДОО. |
||||
План по самообразованию на 2018-2019 уч. гг.
Месяц |
Формы работы |
|
|||
С детьми |
С родителями |
С педагогами |
|||
Сентябрь |
Экскурсия |
ПЧ ФКУ ИК-6 |
|
Отчет на педсовете |
|
Выставка |
«Русская изба» |
Помощь в оформлении выставки |
Картотека сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию |
||
Октябрь |
Акция |
«Милосердие» (ко дню пожилых людей) |
|
Отчет на педсовете |
|
Экскурсия |
«Знакомство со школой» (Иковская СОШ) |
|
Отчет на педсовете |
||
Консультация |
|
«Приобщение детей к народным традициям» |
|
||
Экскурсия |
«Красота осеннего леса» |
|
Отчет на педсовете |
||
Ноябрь |
Экскурсия |
«Музей Леса» (п. Старый Просвет) |
|
Отчет на педсовете |
|
Декабрь |
Изготовление лэпбука |
«Родина моя - Россия» |
|
Отчет на педсовете |
|
Январь |
Родительское собрание |
|
«Развитие добрых чувств у ребенка» |
Деловая игра с элементами тренинга «Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников» |
|
Акция |
«Рождественский Ангел» |
|
|
||
|
Коляда (участие) |
|
|
||
Февраль |
Памятка |
|
«Как помочь ребенку подружиться» |
|
|
Альбом |
«Славится Россия сынами своими» |
Помощь в оформлении альбомов |
|
||
Март |
Консультация |
|
«Воспитание сказкой» |
Примерная тематика патриотических мероприятий для дошкольников в ДОУ |
|
Консультация |
|
«Основы нравственных отношений в семье» |
|
||
Апрель |
Открытый просмотр НОД |
«Путешествие в прошлое книги» |
|
Самоанализ НОД |
|
Консультация |
|
«Формировать у детей полезные привычки» |
|
||
Проект
Экскурсия |
«Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна» «Улицы нашего поселка» |
Помощь в проведении проекта |
Отчет на педсовете |
||
Экскурсия |
«Музей Боевой Славы» (Иковская СОШ) |
|
Отчет на педсовете |
||
Беседа Выставка |
«О космосе» «Космический корабль» (из пластиковых бутылок) |
|
Отчет на педсовете |
||
|
|
Ярмарка (участие) |
|
|
|
Май |
Акция |
«С днем Победы!» |
|||
Учрежденческий Квест (участие) |
«Дорогами войны» |
||||
Июнь |
Беседа (по плану на лето) |
«Моя Родина - Россия» |
|
Отчет на педсовете |
|
Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования. |
|||||
Являюсь членом творческой группы по разработке проектов Программы развития, раздела «Наследие». Творческой группой была создана программа по краеведению «Мы живем в Зауралье». В данной программе раскрыла патриотическое направление. Также принимала участие в разработке инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», с моими воспитанниками был реализован данный проект.
Основной формой работы моей работы является проектная деятельность. Мной были разработаны проекты нравственно-патриотического направления:
- «История Иковки в названиях улиц»;
- «Богатыри земли русской»;
- «Зимующие птицы родного края»;
- «Защитники Отечества»;
- «Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна».
Проведены акции:
- «Л.И. Куликов - детям»;
- «Почитай мне, мама!»;
- ко дню пожилого человека «День добрых глаз и добрых рук»;
- «Милосердие».
Беседы:
- «Рождественский ангел»;
- «Человек поднялся в небо».
Экскурсии:
- «Знакомство со школой»;
- «Музей Славы»;
- «Красота осеннего леса»;
- «Музей Леса Курганской области» (п. Старый Просвет)
- Экскурсия в пожарную часть (ФКУ ИК-6)
Созданы картотеки:
- по краеведению;
- дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста;
- сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.
Выставка «Русская изба». Конкурс «Герб моей семьи».
Лэпбук по патриотическому воспитанию «Родина моя - Россия». В данном лэпбуке разработаны материалы для закрепления с детьми знаний о своей стране России:
- Государственные символы России
- Достопримечательности
- Города-Герои
- Карта России
- Пословицы и поговорки
- Стихи о Родине
- Знаменитые военно начальники
- Знаменитые люди России
- Государственные праздники
- Д/и «найди флаг РФ»
- Животные и природа России
- народы России
- Загадки о народных промыслах
- Русские узоры
- Ископаемые.
Все материалы разработаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Конспекты и разработки могут быть использованы другими педагогами как дидактический и практический материал для работы с детьми и родителями.
(Весь материал приложен в папке по самообразованию (хранится в папке по аттестации в детском саду) и загружен на сайте «Знанио» ).
Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов духовно-нравственного, патриотического воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип - это сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.
В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них.
Наблюдения за детьми показали, что у детей через проектную деятельность формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников.
Развивая и обучая на образцах прекрасного мы вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.