Методическое портфолио участника ФПМ-2021 Ломакиной Евгении Сергеевны

  • docx
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическое портфолио Ломакиной Евгении Сергеевны.docx

Методическое портфолио

воспитателя МКОУ «Иковская средняя общеобразовательная школа»

Ломакиной Евгении Сергеевны

«Фестиваль педагогического мастерства – 2021»

 

Тема: Формирование духовно-нравственных качеств воспитанников  на  основе отечественных традиций и ценностей через проектную деятельность.

 

Актуальность:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста  является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника  формируются представления о доступных его  пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.


      Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 

Научная основа опыта.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

В.А. Сухомлинский был одним из выдающихся педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть духовно  развитой личностью.

Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них  недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому я стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через проектную деятельность.

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил мне определить разницу между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников. Ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным наследием  заняло важное место в моей профессиональной деятельности.

Духовно-нравственное  воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс.  В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная  программа  дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева и др., программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева,  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям,  темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственные компоненты развития личности ребёнка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности.

 

 

Целью моей темы самообразования является - целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка через проектную деятельность.

 

Задачи:

1) формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

2) воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

3) воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

4)развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

5)развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

 

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Работая с детьми, активно использую разнообразные формы и методы:

  словесно-образный:

·        чтение литературных произведений воспитателем;

·        беседы с элементами диалога;

·        рассказы по схемам, иллюстрациям;

·        проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

 наглядно-действенный:

·        наблюдения;

·        экскурсии;

·        рассматривание иллюстраций,

·        репродукций картин;

·        дидактические игры;

·        целевые прогулки и т.д.

практический:

·        игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.;

·        оформление коллекций на различную тематику;

·        конкурсы, викторины;

·        вечера с родителями, для родителей  и детей;

·        изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

При организации деятельности используются и другие методы:

- объяснительно - иллюстративный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

 

 

Применение современных образовательных технологий и методик

 

На протяжении всей педагогической деятельности изучаю и применяю в системе воспитательно-образовательной работы как традиционные, так и новые современные образовательные педагогические технологии. Использование  современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального и нравственного развития детей. Поэтому, эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников.

В настоящее время очень важно внедрять в работу ДОУ современные педагогические технологии и наш детский сад не исключение. В своей работе использую все виды педагогических технологий.

 

Технологии

Материал по применению технологии

Результат

Технология проектной деятельности

«История Иковки в названиях улиц»;

-«Богатыри земли русской»;

- «ЗОЖ и безопасность»;

- «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

- «Зимующие птицы родного края»;

- «Защитники Отечества»;

- «Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна».

 

У детей развивается поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива; формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развиваются навыки коммуникативного общения; формируются  проектно-исследовательские умения и навыки, позволяет успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Здоровьесберегающие технологии

- Гимнастика для глаз

- Дыхательная гимнастика

- Физ. минутки

- Пальчиковые игры

- Гимнастика после сна

- Подвижные игры

- Игры и упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия  и осанки

- Картотека считалок

- Упражнения на релаксацию

- Самомассаж

- Физкультурные досуги

Уменьшение пропусков по болезни. Приобретение основных навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

ИКТ-технологии

- Картотека презентаций

- Картотека авторских презентаций для детей и родителей

У детей повышается интерес к НОД. Развивается музыкальный слух, эмоциональность, внимание, творчество, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Игровая технология

НОД, индивидуальная работа

Способствует формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического.

Технология исследовательской деятельности

- наблюдения

- моделирование

- опыты

Повышение интереса детей к занятию, умение самостоятельно выполнять задания по схемам, картинам.

 

Также в своей работе  использую технологии: развивающего обучения, наглядного моделирования и технологии предметно-развивающей среды.

 

Активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников. Организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Цель: активизация познавательного и творческого развития ребенка и одновременное формирование его личностных качеств.

Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы проблемами или спецификой учреждения. Проектная деятельность с детьми позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, развивать исследовательские, познавательные навыки, творческое воображение, самостоятельность у детей. Вовремя реализации проектов идет активное взаимодействие с родителями.

Так, в процессе работы с детьми по данной теме самообразования использую метод педагогического проекта. Данный метод дает возможность  за определенный промежуток времени работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога - стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

 

Опыт показал, что работа по технологии проектирования дает не только положительный результат, но и является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является взаимодействие с семьями воспитанников. Для успешного взаимодействия в детском саду созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества: общие родительские собрания, групповые собрания, консультации специалистов ДОО, конкурсы семейного творчества, субботники, участие родителей в утренниках и праздниках.

Одной из эффективных познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания, на которых использую ИКТ, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещаемости собраний достаточно высок.

На страничке группы «Звездочки», в Контакте (https:// vk.com/club172639711), родители постоянно в курсе жизни детей в ДОУ, чем занимаются, каковы их успехи и достижения.

 

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и многое др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными участниками и помощниками.

 

В моей группе стало традицией проводить конкурсы и выставки семейного творчества: «Осенние фантазии»; «Бабушка и я – неразлучные друзья», конкурс совместных творческих работ  с детьми ко дню Матери «С папой мы рисуем маму…», конкурс поделок новогодних елочек «Чудеса своими руками», выставка поделок «Рождественский ангел»; фотовыставки: «Бабушка и я – неразлучные друзья», «Мамы разные нужны, мамы разные важны!», «Лучше папы друга нет». Фоторепортаж «Делимся семейным опытом», «Как организовать выходной день с ребенком». 

 


План по самообразованию на 2016-2017 уч. гг.

Месяц

Формы работы

 

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Изучение методической литературы и опыта педагогов по теме самообразования

Утверждение плана работы на год. Согласование работы с другими специалистами детского сада.

Октябрь

Акция

«День добрых глаз и добрых рук» (ко дню пожилых людей)

Ноябрь

Консультация

 

«Основы нравственного воспитания в семье»

Памятка «Содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию»

Декабрь

Проект

«Зимующие птицы нашего края»

Изготовление кормушек

Отчет по проекту

Январь

Акция

«Почитай мне, мама!»

 

Отчет по акции

Консультация

 

«Книга – лучший друг детей»

 

Февраль

Беседа

«Российские корабли на защите Родины»

Музыкально-спортивный праздник «Мы моряки отважные».

Видео-поздравление для пап «С днем защитников Отечества»

Отчет на педсовете

Доклад «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»

Консультация

 

«Учимся быть вежливыми»

 

Март

Досуг

«День матери»

Конкурсная программа

 

Акция

 

 «Л.И. Куликов - детям»

 

Самостоятельное ознакомление с произведениями писателя.

Отчет по акции

Папка-передвижка

 

«Азбука общения с ребенком»

 

Апрель

Консультация

 

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Май

Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования. Оформление папки по самообразованию.

Выступление на педсовете ДОО.

 

 

План по самообразованию на 2017-2018 уч. гг.

Месяц

Формы работы

 

 

 

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Пособие

«Герои России»

 

«Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников»

Октябрь

Консультация

 

«Основы нравственных отношений в семье»

 

Ноябрь

Проект

«История Иковки в названиях улиц»

 

Отчет по проекту

Консультация

 

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

 

Досуг

«Моя мамочка – лучшая на свете!»

 

Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста

Декабрь

Пособие

«Радуга профессий»

Оформление мини-докладов

 

Внутригрупповой конкурс

«Герб моей семьи»

Отчет по конкурсу

Январь

Картотека

Игры по краеведению

Консультация  «Нравственное воспитание дошкольников»

 

Февраль

Проект

«Защитники Отечества»

- Музыкально-спортивный праздник «А ну-ка, папы!».

- Выставка альбомов «Мой папа – защитник Отечества»

Отчет по проекту

Открытый просмотр НОД

«Наша Армия»

 

Самоанализ НОД

Консультация

 

«Роль отца в воспитании ребенка»              

 

Март

Консультация

 

«Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника»

Беседа «Посеем в детских душах доброту!»

Апрель

Беседа

«Человек поднялся в небо»

 

 

Май

Выставка поделок

«Великой Победе посвящается…»

 

 

Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования. Пополнение папки по самообразованию.

Выступление на педсовете ДОО.

План по самообразованию на 2018-2019 уч. гг.

Месяц

Формы работы

 

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Экскурсия

ПЧ ФКУ ИК-6

 

Отчет на педсовете

Выставка

«Русская изба»

Помощь в оформлении выставки

Картотека сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию

Октябрь

Акция

«Милосердие»

(ко дню пожилых людей)

 

Отчет на педсовете

Экскурсия

«Знакомство со школой»

(Иковская СОШ)

 

Отчет на педсовете

Консультация

 

 «Приобщение детей к народным традициям»

 

Экскурсия

«Красота осеннего леса»

 

Отчет на педсовете

Ноябрь

Экскурсия

«Музей Леса» (п. Старый Просвет)

 

Отчет на педсовете

Декабрь

Изготовление лэпбука

«Родина моя - Россия»

 

Отчет на педсовете

Январь

Родительское собрание

 

 «Развитие добрых чувств у ребенка»

Деловая игра с элементами тренинга «Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Акция

«Рождественский Ангел»

 

 

 

Коляда (участие)

 

 

Февраль

Памятка

 

«Как помочь ребенку подружиться»

 

Альбом

«Славится Россия сынами своими»

Помощь в оформлении альбомов

 

Март

Консультация

 

«Воспитание сказкой»

Примерная тематика патриотических мероприятий  для дошкольников в ДОУ

Консультация

 

«Основы нравственных отношений в семье»

 

Апрель

Открытый просмотр НОД

«Путешествие в прошлое книги»

 

Самоанализ НОД

Консультация

 

«Формировать у детей полезные привычки»

 

Проект

 

Экскурсия

«Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна»

«Улицы нашего поселка»

Помощь в проведении проекта

Отчет на педсовете

Экскурсия

«Музей Боевой Славы»

(Иковская СОШ)

 

Отчет на педсовете

Беседа

Выставка

«О космосе»

«Космический корабль»

(из пластиковых бутылок)

 

Отчет на педсовете

 

 

Ярмарка (участие)

 

 

Май

Акция

«С днем Победы!»

Учрежденческий Квест (участие)

«Дорогами войны»

Июнь

Беседа

(по плану на лето)

«Моя Родина - Россия»

 

Отчет на педсовете

Подведение итогов. Отчет о работе по теме самообразования.


Являюсь членом творческой группы по разработке проектов  Программы развития, раздела «Наследие». Творческой группой была создана программа по краеведению «Мы живем в Зауралье». В данной программе раскрыла патриотическое направление. Также принимала участие в разработке инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», с моими воспитанниками был реализован данный проект.

Основной формой работы моей работы является проектная деятельность. Мной были разработаны проекты нравственно-патриотического направления:

- «История Иковки в названиях улиц»;

- «Богатыри земли русской»;

- «Зимующие птицы родного края»;

- «Защитники Отечества»;

- «Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна».

Проведены акции:

- «Л.И. Куликов - детям»;

- «Почитай мне, мама!»;

- ко дню пожилого человека «День добрых глаз и добрых рук»;

- «Милосердие».

Беседы:

- «Рождественский ангел»;

- «Человек поднялся в небо».

Экскурсии:

- «Знакомство со школой»;

- «Музей Славы»;

- «Красота осеннего леса»;

- «Музей Леса Курганской области» (п. Старый Просвет)

- Экскурсия в пожарную часть (ФКУ ИК-6)

Созданы картотеки:

- по краеведению;

- дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста;

- сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.

 Выставка «Русская изба». Конкурс «Герб моей семьи».

Лэпбук по патриотическому воспитанию «Родина моя - Россия». В данном лэпбуке разработаны материалы для закрепления с детьми знаний о своей стране России:

- Государственные символы России

- Достопримечательности

- Города-Герои

- Карта России

- Пословицы и поговорки

- Стихи о Родине

- Знаменитые военно начальники

- Знаменитые люди России

- Государственные праздники

- Д/и «найди флаг РФ»

- Животные и природа России

- народы России

- Загадки о народных промыслах

- Русские узоры

- Ископаемые.

 

Все материалы разработаны с учетом возрастных особенностей  детей старшего дошкольного возраста. Конспекты и разработки могут быть использованы другими педагогами как дидактический и практический материал для работы с детьми и родителями.

(Весь материал приложен в папке по самообразованию (хранится в папке по аттестации в детском саду) и загружен на сайте «Знанио» ).

 

Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов духовно-нравственного, патриотического воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип  -  это  сочетание  обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них.          

 Наблюдения за детьми показали, что у детей через проектную деятельность  формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение  радоваться своим успехам, успехам сверстников.

Развивая и обучая на образцах прекрасного  мы вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение  и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств  личности ребенка.