Методическое пособие для анализа лирического произведения
Оценка 4.8

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Оценка 4.8
doc
09.01.2020
Методическое пособие для анализа лирического произведения
Методические рекомендации содержат материал по следующим темам: «Анализ лирического произведения», «Типы и виды тропов», «Стихотворный размер», «Стихотворная форма». Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей технического профиля.
Методическое пособие по Анализу лирических произведений.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Е.В. Горожанкина

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

для самостоятельной работы студентов

 

по дисциплине «Литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арзамас

2018

 

Одобрено методическим объединением социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ____ от «___»___________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

Горожанкина Е.В.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Литература» – Арзамас: ГБПОУ АКТТ, 2018. –     с.

 

 

 

 

Методические рекомендации содержат материал по следующим темам: «Анализ лирического произведения», «Типы и виды тропов», «Стихотворный размер», «Стихотворная форма».

Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей технического профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Арзамасский коммерческо-технический

    техникум, 2018

 

 

 

   Содержание

 

1

Зачем анализировать стихи

 

стр.3

2

Анализ лирического стихотворения (примерная схема)

 

стр.4

3

Вместо заключения

 

стр.5

4

Стихотворный размер как одно из средств создания поэтического образа

 

стр.6-8

5

Уроки развития  

 

стр.8-12

6

Фрагменты занятий, посвященных анализу лирического стихотворения

 

стр.12-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАЧЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ СТИХИ?

 

Уроки изучения лирики занимают особое место и справедливо считаются одними из самых сложных. Почему? 

Лирика – самый субъективный по форме выражения род литературы. Главный способ создания художественного образа в ней – “самораскрытие” автора. Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет, прежде всего, о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Но в его чувстве мы видим черты, характерные для героя его времени, черты его эпохи. В лирике каждый образ имеет “двойной” смысл: конкретный и обобщенный. В ней все – “подтекст”. Редко когда авторские чувства выражаются напрямую. Гораздо чаще они зашифрованы в образной ткани стихотворения.

Анализ стихотворения должен вести к открытию, глубокому пониманию поэзии, разгадке ее тайны. Обучаясь анализу лирики, учащиеся приобщаются к возвышенному через чтение высококлассных текстов. Восприятие поэзии складывается из взаимодействия трех элементов:

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЭМОЦИИ

 

ВООБРАЖЕНИЕ

 

ОСМЫСЛЕНИЕ

(первое впечатление, переживание)

 

(работа души, фантазия)

 

(постижение

авторского

замысла)

Это предполагает не только общение с автором произведения, согласие или мысленный спор с ним, но и открытие нового в жизни, познание самого себя.

 

Итак, что же дает поэзия человеку? Как и зачем ее анализировать?

 

·        Поэзия обогащает человека эмоционально, развивает природное чувство прекрасного, эстетический вкус. Ведь поэзия – это искусство.

·        Поэзия – это искусство слова. Слово, язык для человека – важнейшее средство освоения мира. И именно в поэзии язык предстает во всем своем величии. Только поэтическое слово “переливается” всеми гранями. Анализ стихотворения позволяет постичь не только тайну души, но и тайну языка.

·        Прочесть лирическое стихотворение – “не безделица”, как выразился Н.В. Гоголь. Его надо пережить, “пропустить” через себя, прочувствовать и понять, чтобы донести до слушателей “музыку души” поэта, чтобы и они пережили те же чувства. Поэзия воспитывает талантливого читателя.

·        Талантливый читатель заново испытывает удивление перед миром, интерес к нему. Поэзия помогает познать, объяснить и заново открыть для себя действительность.

·        Поэзия помогает воспитывать душу, а это – “самое сложное искусство”, но и самое прекрасное.

Таким образом, главная цель уроков литературы, посвященных анализу лирического стихотворения, – воспитание: духовное, нравственное, чувственное, эстетическое. И задача преподавателя – приобщить к этому увлекательнейшему занятию своих воспитанников. Уроки анализа лирического стихотворения – это уроки сотворчества. Только тогда они становятся интересными, а поэзия – любимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)

         Восприятие лирики всегда индивидуально, поэтому многое при анализе может быть спорно. Главное – научить учащихся аргументированно отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания теории литературы и стихосложения.

Схема построения лирического стихотворения может выглядеть примерно так:

    ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (схема)

 

Формальная сторона = Художественные

                          средства создания образа

Содержание = лирическая ситуация

                        и переживаемое чувство

Жанровое своеобразие

 

 

Тема (о чем)

 

 

       Лиризм и лиричность

          (психологическая,

             философская

           направленность)

 

 

Лирический сюжет

(развитие чувства)

 

 

Конфликт (противоречие) социальный или внутренний (психологический)

Композиция (развитие переживания, настроения, чувства)

                           +

 

Идея, главная мысль

(Зачем? Ответы на вопросы. Тайна. Чувство).

Языковые изобразительные средства

Поэтическое слово (метафора, метонимия,синекдоха, сравнения, эпитет, олицетворение и др.)

Идеал автора. Лирический герой (выразитель идеи)

Пафос (эмоциональное отношение автора)

Поэтический синтаксис (инверсия, риторический вопрос, перенос, цезура)

 

Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

 

Стихотворная форма (строфа, рифма, размер)

 

 

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить:

·        непосредственное содержание лирического произведения – переживание,

     чувство;

·        “принадлежность” чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении:

     лирический герой (образ в котором выражены эти чувства);

·        предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);

·        организацию (композицию) лирического произведения;

·        своеобразие использования изобразительно – выразительных средств;

·        лексический рисунок;

·        ритмику;

·        звуковой рисунок;

·        интонацию.

Важно также учесть контекст, в котором создавалось стихотворение, т.е. историческую обстановку или моменты биографии автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Знание и понимание “законов” стиха способствует более глубокому восприятию поэтического текста. В каждом искусстве есть технологическая сторона. Стиховедение из всех областей литературоведения наиболее четкая, техничная. Сами поэты, как правило, прекрасные стиховеды. Многие создавали руководства по стихосложению (Ломоносов М.В.. Тредиаковский В.К., Маяковский В.В.). Хочется отметить, что поверка “алгеброй гармонии” самими поэтами не мешает им творить эту “гармонию”.

Пользоваться предложенной выше схемой лучше т.к. учащиеся уже достаточно хорошо знакомы с понятиями содержания и формы, теорией стихосложения. Необходимо учесть, что данная схема только помогает упорядочить ход рассуждений, не упустить важные элементы “построения” лирического произведения. Не следует использовать её как обязательный план анализа. Ведь на каждом конкретном занятии ставится перед учащимися определенная  цель, решается частные задачи. Поэтому анализ может быть частичным, выборочным, сопоставительным и т.д. На уроке можно обсуждать сразу несколько произведений, объединенных одной темой. Возможны и часы, посвященные анализу только одного произведения. Главное – научить мыслить, разбудить чувственное восприятие, показать красоту и изысканность поэтической речи.

Предлагается несколько фрагментов уроков, посвящённых анализу стихотворений, а также разработка факультативного занятия по изучению стихотворных размеров на примере урока  «Кроме любви твоей, мне нету солнца…» (Анализ стихотворения В.В.Маяковского  «Лиличка!», анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе», анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая» и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Стихотворный размер как одно из средств

создания поэтического образа

 

Цель: расширить представления учащихся о стихотворных размерах.

Задачи:

Обучающие – используя сравнительный и выборочный анализ, на практике показать важную роль стихотворного размера в создании общего фона стихотворения, его настроения, передаче чувств лирического героя;

Развивающие – развитие навыков анализа лирического текста, умений применять на практике знания по теории литературы;

Воспитательные – учить понимать, воспринимать, любить поэзию, ценить красоту поэтического слова.

 

ХОД УРОКА

 

Учащиеся умеют определять стихотворный размер, но, к сожалению, не до конца понимают важную роль этого поэтического средства в создании лирического образа. Для большинства учащихся понятие стихотворного размера остается только литературным термином. На уроках, посвященных лирике, больше внимания уделяется тематике и проблематике произведения, подробный анализ проводится редко. Возможность детального анализа и практической отработки есть, пожалуй, только в школах с углубленным изучением литературы или на факультативах. Подобное занятие можно провести при подготовке к выпускным экзаменам с целью систематизации знаний учащихся.

·                    Вступительное слово учителя.

Сообщение цели и задач урока.

·                    Работа в творческих группах.

Группа делится на 5 подгрупп. Учащиеся получают карточки с текстами 2-3 стихотворений, написанных одним размером. Вопросы можно записать на доске, т.к. они одинаковы для всех:

·        Определите тему и основную мысль стихотворения.

·        Каким настроением наполнено произведение?

·        Определите размер.

·        Помогает ли размер передать настроение, чувства, эмоциональный строй стихотворения? Как?

III. Выступления учащихся.  Защита творческих работ.

К каждому из пяти сообщений преподаватель может добавить некоторые исторические факты и сведения по теории стихосложения. Можно дать такое задание заранее нескольким учащимся.

·                    Материалы в помощь учителю и учащимся.

1.Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.С. Пушкин “И.И. Пущину”)

В древнегреческой мифологии Ямб – сын нимфы Эхо и бога Пана. По другой легенде, весёлые песни служанка Ямба пела для печальной Деметры.

Ямб – возвышенный, энергичный размер, самый распространенный в русской поэзии. Любимый размер Пушкина. Им написан “Евгений Онегин”, ”Маленькие трагедии”. Это излюбленный размер баснописцев. Грибоедов писал ямбом “Горе от ума”. Был обязателен для од в эпоху классицизма.

Для ямба характерны благородство и великолепие.

2.  Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(М.Ю. Лермонтов “Дары Терека”)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

(А.С. Пушкин)

Название размера указывает на связь с пляской (греч. “плясовой”, “бегущий”). Хорей – веселый размер, поэтому используется в стихотворениях для детей. К.И. Чуковский (“Муха-цокотуха” , ”Мойдодыр”) называл хорей размером “детских экспромтов”.

Хореем написаны и многие стихотворения, исполненные грустных настроений, их интонация неторопливая. Многие из них впоследствии стали романсами. Например, “Выхожу один я на дорогу” М.Ю. Лермонтова, “Не жалею, не зову, не плачу” С.А. Есенина.

3. Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге.

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг передо мной промелькнет твоя тень.

(Н.А. Некрасов “Еду ли ночью по улице темной”).

Дактилем называлась трехсложная стопа, где первый слог был долгим, второй и третий – краткими. Выразительно этимологическое значение слова (греч. “палец”): стихотворная стопа уподоблена пальцу, где большая фаланга по длине равна двум остальным. Изобретение этой стопы приписывалось богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами.

Нередко прибегает к дактилю М.Ю. Лермонтов: “Тучи”, “Я, матерь Божия, ныне с молитвою…”. Но особенно характерны дактилические стихи для  Н.А. Некрасова: “Несжатая полоса”, “Железная дорога”, “Дедушка Мазай и зайцы”. Дактиль предполагает неторопливую интонацию, нисходящую.

4. Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз–воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”).

Этимологическое значение слова “амфибрахий” подчёркивает структуру стопы (греч. “короткий с боков”): второй слог долгий, первый и третий краткие. В этом размере переплетаются нежность и живость. Амфибрахические стихи отличает ровная интонация, поэтому размер широко используется в повествовательной лирике и в лиро-эпосе, в частности в балладах, поэмах. Например, “Лесной царь” В.А. Жуковского, “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина, “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева, “Три пальмы” М.Ю. Лермонтова.

5. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

(А.А. Фет “Пчелы”).

В античной метрике анапест (греч. “отраженный назад”) – трехсложная стопа, где первый и второй слоги были краткими, третий – долгим. При исполнении анапестических стихов в Элладе приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы. Согласно легенде изобретатель анапеста – поэт Тиртей, воодушевлявший воинов стихами-песнями, выдержанными в этом размере.

Восходящая интонация выразительно оттеняет усиление, градацию эмоционального напряжения в балладах. В репертуаре русских поэтов анапест широко используется с середины XIX века. Этот размер обычно легко узнается: “Размышления у парадного подъезда”, “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова, “В ресторане”, “Соловьиный сад” А.А. Блока.

 

 

V. Выводы.

·        Насколько важно для поэта выбрать стихотворный размер?

·        Что передает стихотворный размер?

·        Как создается лирический образ?

Выразительность поэтической речи зависит не только от искусства извлекать из слова богатство смысловых оттенков, не только от лексической стороны речи – важна и формальная сторона. Русские поэты – наследники многовековой традиции стиха. Выбирая тот или иной размер, поэт надеется на встречу с подготовленным читателем. Поэтому так важно изучать и уважать “законы” стиха.

 

УРОКИ РАЗВИТИЯ

 

Тема: Кроме любви твоей, мне нету солнца…

         (Анализ стихотворения В.В.Маяковского  «Лиличка!»)

 

Цель: раскрыть для учащихся духовный мир Маяковского – лирика, трагический образ поэта и любящего человека.

Задачи: обучающие – расширение представлений о художественном мире  В.В. Маяковского; новаторство поэта в любовной лирике;

развивающие – развитие навыков анализа лирического стихотворения, языкового чутья, выразительного чтения;

воспитательные – воспитание культуры чувств, чувства прекрасного, обогащение духовного мира.

 

«Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

 

                              В.В. Маяковский

 

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».

                                                                      В.В.Маяковский

 

 

Ход урока.

·        Оргмомент. Запись темы.

·        Вступительная беседа.

- Почему любовь является одной из ведущих, «вечных» тем поэзии? (Любовь – самое сильное чувство, оно дает пищу для творчества; лирика есть чувство, поэтому тема любви в поэзии – самая древняя и, пожалуй, главная. Данте, Шекспир, Петрарка, Пушкин…)

- Запишите эпиграфы к уроку как подтверждение вышесказанного. О Маяковском много спорили и спорят до сих пор. Действительно, В.В. Маяковский – фигура огромная и спорная. Кем же была его единственная любимая женщина, его вдохновительница, его муза?

- Как  только не называли Лили Юрьевну Брик: «Святая муза», «Беатриче», «Пиковая дама советской поэзии», «Убивица», «Черная дыра». Попробуйте предположить, почему. («Муза», «Беатриче» - вдохновила М. на стихи; «Убивица» - обвинение в смерти поэта; «Пиковая дама», «Черная дыра» - неизвестная, потемки души, рок. Женщина – бездна.)

- Какой она была? Что двигало ею? Что она любила и ненавидела?

 

·        Роковая женщина В.В.Маяковского. Сообщение учащихся о Лили Брик.

Слайды.

(Материалы в помощь учителю)

         Они встретились впервые летом 1915 г., хотя были наслышаны друг о друге до этого Л.Ю. стала новой и единственной героиней в жизни и творчестве В.М. С 1915 года М. посвящал печатно Л.Ю. все свои поэмы. В 1928 г. вышел первый том его собрания сочинений. Посвящение гласило: Л.Ю.Б. – тем самым поэт посвятил ей все, им написанное и до, и после знакомства.

         Поэт не просто любил Лилю, он пылал любовью к ней.

         Лили любила Маяковского, она всегда любила мужчин. А еще она любила буржуазный комфорт и всю жизнь прожила в материальном достатке. Любила быть в центре внимания, окружала себя людьми со звонкими именами. Держала салон, в котором постоянно кружилась элитарная публика: поэты, художники, артисты, государственные деятели, чекисты. Она ненавидела скуку. До самой старости сохранила интерес ко многому: с увлечением отдавалась то балету, то кино, то литературе, то издательской деятельности.

         Но главная и неизменная ее забота – всегда оставаться, женщиной. Быть женщиной – это ее призвание (увы, не каждой дано).

         Лили Брик не была красавицей, но была пикантной, интригующе желанной, сексуальной. (Фотографии А.М.Родценко; портрет Л.Ю.Б. работы В.В.Маяковского и др.)

         Павел Антокольский посвятил ей оду:

 

                            Я слишком редко видел вас,

                            Но с давних дней запомнил твердо

                            Сиянье двух огромных глаз

                            На той обложке полустертой…

 

         «Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - писал о ней Виктор Шкловский.

         В Лили Брик была не только своеобразная красота, но нечто притягательное, магнетизирующее. Любовь Маяковского создала для Л.Ю. дополнительную притягательную ауру в обществе; кто из других женщин может похвастаться, что ее так бешено любят и посвящают ей такие талантливые лирические признания?

         Правда, было одно неудобство: гиперболическая любовь М. Его страсть, не знавшая пределов. « Володя не просто влюбился в меня, - признавалась Л.Ю., - он напал на меня, это было нападение.»

         Их жизнь была наполнена животной символикой: Маяковский был щенком (Щен, Щеник, Щенятка), Лиля была кошечкой (Киса, Кисик, Кисит). Однако безоблачной кошаче – щенячьей жизни не было: натуры были не те. Слишком громадным и взрывным был Маяковский, да и «кисик» Лиля была весьма самостоятельна, самолюбива и норовиста, как та хрестоматийная кошка, которая любила гулять сама по себе.

         Она держала М. на «коротком поводке»: увлечения – пожалуйста; создать семью – никоим образом. Это мучительно для поэта? Но «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», - вот ее позиция.

         14 апреля 1930 года Маяковский ушел из жизни. Самоубийство или убийство? Лили Брик считала, что это – самоубийство. Она всегда верила, что рано или поздно это произойдет. Полонская пишет в воспоминаниях: «М. рассказывал мне, что очень любил Л.Ю. Два раза хотел стреляться из – за нее, один раз выстрелил себе в сердце, но была осечка.»

         После смерти поэта Л.Ю. Б. продолжала жить. Она была весьма жизнелюбива. Четыре раза не официально была замужем (официальным навсегда остался Осип Брик), причем с каждым годом ее мужья становились все моложе. А далее не будем домысливать, а обратимся к воспоминаниям хорошо знавшей Лили Брик Татьяны Лещенко – Сухомлиной.

24 апреля 1944 года (Л.Ю. 52 года): «У нее такие маленькие беззащитные руки … Очень красивые, маленькие ноги, круглые теплые темно – карие глаза и рыжие волосы…»

15 августа 1956 года (Л.Ю. 65 лет): « Очень медленно, восхитительно медленно, но она стареет, уходит … Руки стали как пожелтевшие осенние лепесточки, горячие, карие глаза чуть подернуты мутью, золотисто – рыжие волосы давно подкрашены, но Лиля – проста и изысканна, глубоко человечна, женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к «суете сует».

22 октября 1958 года: «С головы до ног – женщина, ни капли «дамского», ни капли «бабского». Умная, добрая, деликатнейшая…»

20 ноября 1961 года: «Жизнь Лили была трагичной, несмотря на весь внешний блеск она была счастлива, пожалуй, лишь в ранней молодости. Если вынуть Лилю из ореола, который ее окружает, то останется сухая и даже жестокая, умная, крайне «материально настроенная» женщина, делающая добро не от сердца, а от разума …»

Но природу нельзя обмануть. Рано или поздно надо платить по счетам. На 87 году жизни Лили Юрьевна сломала шейку бедра. Она знала, что в ее возрасте от такой напасти излечиться невозможно. Значит, впереди – неподвижность. Этого она допустить не могла.

4 августа 1978 года Лиля Брик покончила с собой, приняв много таблеток снотворного. Она предвидела свой конец. Это была сильная, волевая женщина. За 19 лет до кончины она составила завещание: «Пепел мой прошу не хранить, а развеять где – нибудь  по полю.»

Эта ее воля была выполнена. 17 мая 1979 года на огромном звенигородском поле в Подмосковье, вблизи деревушки Бушарино. Ветер порывисто подхватил пепел и разнес его по полю…

Теперь на том поле стоит валун, величественный и тяжелый. На нем выбиты буквы: Л.Ю.Б. – Лили Юрьевне Брик.

 

- Что поразило вас в личности Лили Брик? Чем притягательна эта женщина? Согласны ли вы с определением «роковая»?

 

·        Анализ стихотворения «Лиличка!»

- Текст читает учитель или CD (актёрское исполнение).

- Размышления о прочитанном. Задача учителя – направлять ход рассуждений, а не задавать наводящие вопросы. Учитель дает возможность выразить каждому свое видение, свое прочтение стихотворения. На первый взгляд, такой анализ не представляет связного текста. Но здесь главное – умение учащихся аргументировано отстоять свою точку зрения, показать владение навыками литературного анализа, теорией литературы. Последовательность и логичность сохраняются. Текстом эти разрозненные высказывания становятся в сочинении.

- Отличается ли стихотворение от прочитанного ранее о любви? Чем?                  

- Найдите общие черты со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Блока и др. (Едина тема, форма монолога, посвящение, письмо, интимность.)

- Адресат назван. Как рисует автор Ее присутствие в стихотворении? (Выгонишь, руки твои, дорогая, хорошая… Ее нет рядом, но Она – повсюду, незримо присутствует.)

- В каком душевном состоянии находится лирический герой? (Волнуется, нервничает, страдает, мучается, чувства разрывают его.)

- «Дым табачный воздух выел» - сигарета за сигаретой, сильное волнение, переживание, тревога.

- «Голова в крученыховском аде» - речь о поэме А.Крученых и В.Хлебникова «Игра в аду».

- «Сердце в железе» - напряженное ожидание, неизвестность давят (оковы любви), предчувствие разлуки, боязнь потерять любимую.

- Поэт «душу цветущую любовью выжег». Не просто красивая, а потрясающая метафора. Ср. «пожар любви», «огонь страсти». У М. – мощнее, гиперболичнее.

- Докажите, что без любви жизнь для лирического героя теряет всяческий смысл. Его не радуют ни солнце, ни море, отказывается от денег и славы. Думает о самоубийстве:

 

                                 И в пролет не брошусь,

                                 и не выпью яда,

                                 и курок не смогу над виском нажать.

                                 Надо мною,

                                 кроме твоего взгляда,

                                 не властно лезвие ни одного ножа.

 

- Вдумайтесь только, четыре способа уйти из жизни. В этих строках сила и одновременно осознание собственного бессилия. (Вернитесь к эпиграфу.)

- В стихотворении чувствуется необыкновенная мощь, шквал эмоций. О себе поэт говорит: дикий, обезумевший. Сравнивает себя с быком, слоном. Бык, измученный трудом, изнуренный слон не могут сравниться со страдающим поэтом. Его душевные муки тяжелее, унять их может только любовь.

- Все стихотворение дышит нервным напряжением, страданием. Это крик души.

- Стихотворение держится на ритме, прерывистом, напряженном. (Тонический стих, «лесенка», обилие тире, обособленных одиночных причастий, паузы. Слова словно застревают.)

- Необычная лексика Маяковского:

  метафоры – «тело в улицы брошу я» (от безысходности, душевной боли; разлука невозможна, это смертельная рана; без любви поэт – только тело, хочется добавить – бездыханное);

                   - «отчаяньем иссечась» (кровоточащая израненная душа, физически ощущается боль  отчаявшегося поэта);

                   - «сломанная дрожью рука» (сломанная – опять физически ощущаешь происходящее, словно не поэт страдает, а ты сам);

                   - «слов сухие листья» (это у Маяковского – то ! сухие);

эпитеты      - «в мутной передней» (это в глазах темнеет и расплывается окружающая действительность, п.ч. любимая бросила, выгнала, «изругав» );

                   «исступленный» (от любви, счастья и осознания, что она никогда не будет его);

                   - «обиженных жалоб», «в опожаренном песке», «суетных дней» и др. погружают читателя в мир души поэта.

- Аллитерация в строках «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» - шквал страстей утихает, что еще сказать о любви? Как выкричать боль? Как вернуть Ее? Она идет, уходит, а осенние листья летят вслед, стелются к Ее ногам. Своей любовью поэт выстилает дорогу любимой.

- В конце стихотворения – надежда. Разве может угаснуть такая любовь?

- Стихотворение написано в 1916г. Впереди еще 14 лет любви, страсти, разлук, возвращений… Знал ли Он, что Она Его не любила? Ответ в стихотворении: «уходящий шаг». Для Лилички Он был «одним из». (Вернитесь к эпиграфу.)

 

·        Переписка Маяковского и Лили Брик. Инсценированное чтение.

 

Он: «Дорогой дорогой Лилик! Буду часто выходить за околицу и грустный закрывая исхудавшею ладонью косые лучи заходящего солнца глядеть вдаль не появится ли в клубах пыли знакомая фигура почтальона. Не доводите меня до этого! Целую Лилиньку!»

Она: «У меня болит колено и вторую неделю не танцую. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаянье. Целую тебя, Володенька. Лиля.»

Он: «У меня по – старому. Живу как цыганский романс: днем валяюсь, ночью ласкаю ухо. Все женщины меня любят. Все мужчины уважают. Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты.»

Она: «Милый Щененок, я не забыла тебя. Свою комнату оклеила обоями – черными с золотом; на двери красная штофная портьера. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их когда никто не видит – очень весело!! Ужасно люблю получать от тебя письма и ужасно люблю тебя.»

Она: «Любимый мой щеник! Не плачь из – за меня! Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю! Жди меня! Не изменяй!»

Она: «Волосик! Не грусти, мой щеник! Не забуду тебя – вернусь обязательно. Не изменяй мне в Харькове! Все обо мне заботятся. У меня масса цветов. Я уже писала вам, что абсолютно верна вам. Сволочной котенок! Опять ты не пишешь! Как тебе без меня живется? Мне без тебя очень плохо.»

Он: «Очень по тебе скучаю, очень люблю и очень тебя жду. Волнуюсь что к твоему приезду не сумею написать стих для тебя. Стараюсь страшно.»

Он: «Ты совсем не должна меня любить но ты скажи мне об этом сама. Прошу. Конечно ты меня не любишь но ты мне скажи об этом немного ласково. Какая я ни есть дрянь я немного все таки человек. Мне просто больно только напиши верно правду! Целую твой Щен.»

Он: «Я ужасно грущу по тебе. Ежедневно чуть не реву. Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит.»

Она: «Если есть пришли еще денег, а то мне с ремонтом не хватит. Если у тебя нет – займу… Телеграфируй – отдохнул  ли. Ужасно крепко тебя люблю».

Она: «Неужели не будет автомобильчика! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста привези автомобильчик.»

Она: «Мы все тебя целуем и ужасно любим. А я больше всех. Твоя Лиля (кошечка).»

 (Можно использовать другие фрагменты переписки из книги Бенгта Янгфельдта. )

 

- Насколько сильна их любовь?

 

·        Итоги. Выводы

- Что нового открыли вы для себя в личности поэта?

- В чем новаторство М. в любовной лирике? (Необычные метафоры, эпитеты, сравнения; глубина чувства, крик души, словно погрузились в духовный мир поэта, физически ощутили его боль и страдания.)

- Почувствовали ли вы «громаду – любовь» в стихотворении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

 

Цель урока: Образ Прекрасной Дамы и тема Родины в лирике поэта.

 

·        Запись эпиграфа к уроку.

Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжелая

Тяжба с миром, богом, собою...

К. И. Чуковский

    1. Прокомментируйте слова Чуковского.

     Как сопоставление с Лермонтовым приближает понимание Блока?

    2.Слово учителя о Блоке. ( Краткая биография и чтение статьи учебника).

 

          Александр Блок – один из величайших поэтов России, поэт, драматург и литературный критик. Он также был одним из ярчайших представителей эпохи Символизма в литературе. Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье юриста и профессора Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета. Родители недолго были вместе, так как вскоре мать Блока вторично вышла замуж. Будущий поэт воспитывался в семье деда, известного в те времена ректора А. Н. Бекетова.

          Сочинять стихи поэт начал довольно рано, в возрасте 5 лет, а более серьезные творения вышли в свет в 1900 году. В 1903 году его работы уже печатались. Тогда же он женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева. В 1906 году Блок окончил славяно-русский факультет в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году писателя призвали в армию табельщиком. По возвращении, он присоединяется к Театрально-литературной комиссии.

         На творчество писателя оказал большое внимание поэт, религиозный мыслитель и философ XIX века – Владимир Соловьев. Блок любил экспериментировать с поэтическим ритмом и старался изобрести новые формы. Первый сборник поэта назывался «Стихи о прекрасной даме», написанный под влиянием первой любви и начала семейной жизни с Любовью Менделеевой. Последующие поэтические сборники были более религиозной тематики. Поздние поэмы Блока полны надежд и отчаяния относительно будущего России.

         Для того чтобы понять и осмыслить Октябрьскую революцию 1917 года, писатель написал поэму «Двенадцать». В 1919 году он был арестован по подозрению в антисоветском заговоре. Однако после допросов, вскоре его отпустили. В 1921 году поэт заболел и подал прошение о выездной визе для лечения за границей. В визе было отказано и 7 августа того же года, он умер в своей квартире в Санкт-Петербурге от воспаления сердечных клапанов. Перед смертью он сознательно уничтожил некоторые свои записи. Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с родственниками.

 

      Мистика - 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с       потусторонним миром

                   2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое

       Мистик - человек, склонный к мистике.

 

Разгадать высший смысл, скрытый над оболочкой жизненных явлений, - такова   сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения - в виде символов (условное изображение героя).

 

Духовным учителем Блока-символиста является поэт и философ Вл.Соловьев. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности - воплощение добра, истины и красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) будет приобретать в лирике Блока то образ земной женщины, то небесного Божества.

Большинство  стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л. Д. Менделеевой - жене поэта.

 

Блок создал цельную всеобъемлющую систему

символов. В ее основе лежит простой мотив:

Прекрасная Дама заря звезда солнце белый цвет

      рыцарь               порыв

      юноша                стремление

                            к идеалу, поиск жизненного

                                                     пути

 

Ветер - знак ее приближения

Утро, весна - время, когда надежда на встречу наиболее крепка

Зима, ночь - разлука, торжество злого начала

Синие, лиловые миры, одежды - крушение идеала, веры в саму возможность встречи Болото - обыденная, бездуховная жизнь

Желтые фонари - пошлость повседневности.

        3.Беседа по стихам, анализ лирического текста

 

 

«Ушла, но гиацинты ждали...»

 

-Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?

-Каков образ его возлюбленной?

-Как он создается?

- Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?

-Символичен или реалистичен образ героини?

3. А Ахматова сказала о Блоке: «Трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в хрестоматии, может подтвердить слова поэтессы?

«Как тяжело ходить среди людей...»

Какова тема этого стихотворения?

4. В каких стихах лирический герой Блока раскрывается по-другому?

5.Что для лирического героя заключается в понятии «жить»?

6.Чем интересен синтаксис этих стихотворений?

1V.Домашнее задание: биография и лирика Есенина. Баевский В. С.История русской поэзии:   Смоленск. Русич. 1994, с. 202


Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»

 

Красивое, личное, интимное стихотворение А. Блока. Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль человеческого сердца.

·         За автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта Л. Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

·         Что подразумевают первые строки стихотворения?

 

Ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.

«Лицо в простой оправе» - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет чувства (сияло)

·         Читателю открывалась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.

Докажите, что в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее и будущее.

Любовь - полная отдача себя, а потому она всегда трагична (оставляет неизгладимый след в сердце).

·         На сколько частей можно поделить стихотворение (3 части). Проследите изменение глагольных форм.

·         Сколько героев в стихотворении? (Лирический герой - одинокий, страдающий, она - таинственная незнакомка)

·         Проанализируем I часть (прошлое)

 

Формы глаголов  совершенного вида  прошедшего времени

Тропы (эпитеты, метафора)

Меняется синтаксис. Рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

·         Проанализируем 2 часть.

 

Вихрь опустошенной жизни, жизни «без божества, без вдохновенья».

Найдите синтаксический параллелизм.

Антитеза замыкает вечный круг одиночества лирического героя. В этом круге он наедине со своей болью.

Образ - символ (синий плащ)

Тропы (сравнения, метафора, повтор, эпитеты). Попытка вернуть любовь и смысл жизни (неудачная).

·         Проанализируем III часть.

Формы глаголов - настоящее время - герой, прошедшее  время – героиня.

Безличные предложения - будущее. Глаголы совершенного вида.

Повтор: нежность, твое лицо - убрал я.

 

Кольцевая композиция. Так лирический герой осознает неумолимое течение времени (все миновалось)

·        Стихотворение затрагивает глубинные струны души читателя. Реминисценция пушкинского отношения —► но Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта (нет продолжения утраченной мечты о счастье).

И все же оба стихотворения - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и они вечны...

 

 

         Тема: С.А.Есенин (1985-1925) Жизнь и творчество.

·        Цель: очерк жизни и творчества Есенина, своеобразие его лирики; тематика

·        Знакомство с биографией и творчеством поэта.

 

          I. Детство. 

          II. Основные периоды творчества. 1. Ожидание революции.(1910-1917г.)Служба в армии. 2.Воспевание революции (1917-1919).Неприятие совершающихся в стране событий(1919-1920г)3.Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921-1923.Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925

         III. Последние годы жизни С. Есенина.

          I.Детство. II. Главные периоды творчества поэта.1. Ожидание революции 1910-1917.

           21 сентября 1895г.в с.Константинове Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами.Под воздействием  деда-книжника,знатока житий святых,и бабушки-песенницы,стал писать стихи.В1904г.Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках, где он учился с 1909 по 1912 год. В мае 1912г.Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении ему звания учителя школы грамоты.В августе 1912г.Есенин приезжает в Москву. Сначала служит в мясной лавке, а вскоре поступает в типографию-помощником корректора,начинает посещать Суриковский литературно-музыкальный кружок,объединивший начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. В сентябре 1914г.слушает лекции в Московском городском народном университете им.А.Л.Шанявского.В этом же году в детском журнале “Мирок” под псевдонимом “Аристон” опубликовано его стихотворение “Берёза”.Весной1915г.Есенин приезжает в Петроград,где знакомится с .А.Блоком,С.Городецким,Н.Клюевым.В 1916году выходит первая книга Сергея Есенина “Радуница”.В первой половине 1916г.Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд,что позволяет ему посещать литературные салоны и выступать на концертах.

 

        2.Воспевание революции 1917-1919гг. Неприятие совершающихся в стране событий(1919-1920 г.)Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921-1923

         В годы революции(с 1917-1919годы)Есенин был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни.Его переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле,иной, справедливой жизни. В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов.В нем Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу.Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать.И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену  бывшим литературным салонам  приходит весьма разношерстная литературная публика. “Я последний поэт деревни…” - пишет Есенин в стихотворении 1920года.У поэта и его героев появляется противоречивое отношение к революции и советской власти в 1921-1923годы.В это время он работает над поэмой «Пугачев».Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет,собирал материалы,мечтал о театральной постановке.

          3. Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925годы. III Последние годы жизни С. Есенина.

          В последние годы жизни,с 1923-1925,Есенин пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью,но выступает и против них. Однако Есенина как широко известного “поэта деревни” трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая лишь для вида. Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан.Одну за другой он пишет “маленькие поэмы» с говорящими названиями— “Русь советская,“Русь уходящая”,где  защищает и “уходящую”, и “советскую” Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает  нелёгкий путь. В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма “Анна Снегина” в1925 г.Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр “Отговорила роща золотая. . . ”1924года.Летом 1925 года Сергей Есенин вернулся в Москву, а осенью лег в больницу. Стремление переменить обстановку приводит его в Ленинград,где он предполагал пробыть до лета,а потом уехать в Италию к М.Горькому.И в ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице “Англетер” был найден мертвым  С.Есенин. Последнее стихотворения С.Есенина «До свиданье,друг мой,до свиданье» написано за 1день до смерти.

·        Беседа по повторению и на проверку восприятия стихов Есенина.

·         Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Есенина?

·         Какие интонации преобладают?

·         Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?

·         Что вас привлекло в поэзии Есенина? В чем причина столь широкой популярности его стихов?

·         Лекция учителя. Чтение и составление выборочного конспекта к статье о  Есенине.

1.Какие черты лирики Есенина названы в этой статье?

-звукопись и цветопись

-художественная выразительность

-народно-поэтическая основа его стихов

-гуманистический пафос поэзии

2. Подтвердите эти черты своими примерами из прочитанных произведений.

1V.      Анализ стихотворений.

·         «Письмо к женщине» (1924)

 

Создает образ не только прошедшей, но и негармоничной любви.

 

Каким мы видим лирического героя в этом стихотворении? (Трагический, одинокий образ лирического героя, подавленного роком событий. Однако все-таки ему удается обрести иные ценности).

Какие мотивы лирики Блока вы увидели в этом стихотворении? (Печальное повествование о разрушенных любовных связях; ощущение невозможности вернуть любовь; в благословении возлюбленной и ее новой любви).

2.Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!. » (1924)

 

В послании доминирует тема рязанского раздолья и разлуки с северной девушкой.

Какие особенности любовной лирики Есенина вы могли бы увидеть? (В отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная).

3. Какие еще мотивы присутствуют в творчестве Есенина?

«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921)

«Отговорила роща золотая...» (1924)

Мотивы увядания человека, утекания жизни. Лирический герой его поздних элегий воспринимает невозвратность молодости и мудрость смерти по-пушкински спокойно. У поэта определилось философское отношение к переходу от земной жизни в страну покоя, к которому он так стремится в последние годы.

V. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

 

 

 

Подготовка к сочинению-анализу стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...»

«Отговорила роща золотая...»

I. Обретение гармонии с Миром происходит в поэзии Есенина последних лет (1922 - 1925) под могучим влиянием двух великих начал - фольклора и русской классической поэзии во главе с Пушкиным. Это глубокое лирическое осмысление себя и мира:

П. «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922) Одна из вершин есенинской поэзии.

·         Как вы определили содержание стихотворения?

Оно предельно конкретно и в то же время условно.

·         Назовите поэтические детали земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца)

·         Какой образ может быть назван символическим?

 

Образ розового коня: реальный, крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве. Символ восхода, весны, радости, жизни «проскакал на розовом коне» - символическое детство, связанное с жизнью и смертью (последнюю олицетворяет в мифологии белый конь).

Поэтому после слов о розовом коне идут строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную медь.

·         Человек в восприятии поэта - часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека посвящена тем же мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизнь не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, познать радость жизни, а затем умереть.

Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение.

·         Стихотворение заканчивается на слове «умереть». Самое ли оно значимое?

Акцентируется в последней строке емкое слово «процвесть» (логическая

интонированность).

 

Это стихотворение - благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего.

По своему философскому содержанию - размышление о жизни в предчувствии смерти - есенинское стихотворение перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли...». Но эта вечная тема у Есенина звучит оригинально и неповторимо.

Ш.«Отговорила роща золотая...» (1924)

По жанру элегия. Его содержание во многом определяется мифологическим мировосприятием

автора.

·         «Золотая роща» - это и конкретный предметный образ, но главное - это жизнь поэта, образ судьбы.

·         Какая пора природы изображена в стихотворении?

 

Осень - пора тишины и ярких красок, поэтому главное здесь - цветовые образы, а звуковых практически нет.

 

Но есть одни звуковой настрой - «журавли печально пролетая...»

Журавли - лейтмотив осени, тема прощания.

Прощания со всеми юными, веселыми днями, «сиреневой цветью» природы, души человека.

 

·         Какую роль в стихотворении играет цвет?

Золотая - цвет осени, цвет увядания.

·         Два времени в стихотворении (весна, осень)

·        Тема странника - тема бесприютности (голубой пруд - холодный эпитет) Как подчеркивается одиночество - стою один.

·         Два образа - времени и ветра.

 

Они делают концовку светлой (милым языком), кольцевая композиция.

Гармоническое единство человека с Миром - вот что определяет лучшие творения Есенина.

 

 

Слово о Маяковском (1983-1930) особенности лирики

 

I. Личность Маяковского, очерк его жизни и творчества.

·         Реализация домашнего задания (сообщение о Маяковском)

·         Чтение и обсуждение статьи учебника

-Что поразило вас в личности Маяковского?

-Какие факты личной и творческой жизни привлекли ваше внимание?

-Что можете добавить к материалу учебника?

(Книга Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского)

·         Чтение отрывков из воспоминаний современников.

·         Какие стихи Маяковского или строчки из его стихов вы помните?

П. Новаторство Маяковского.

·         Чтение статьи «Как работал Маяковский?» (три этапа)

·         Художественные принципы Маяковского: (ЛЕФ)

 

а) принцип социального заказа (необходимость писать на ту тему, которая особенно актуальна); выбор темы

б) принцип литературы факта (отбор материала для творчества). Факт, а не вымысел должен стать предметом искусства.

в) принцип искусства - жизнестроения

Задача искусства - напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему.

3. Отсюда - изменения в поэтической системе, ее новаторство (изменение поэтического языка)

а) стремился вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько через живое общение.

Потому его стих - это ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами людей

б) новаторство в стихосложении

- Это стих не классический. Использовал тоническую систему: строка делится не на стопы, а на смысловые доли. Каждая доля выделена интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, расположение долей «лесенкой».

-Это дало новые возможности рифмовки (рифмовал не только концы строк, но и середины, середина и конец).

Рифма неточная, но богатая: иногда одно слово рифмуется с объединенными короткими. Стремится воплотить особенности разговорного произношения.

в) новаторство в системе художественных средств, лексики, синтаксиса

- обилие авторских неологизмов (приставочные глагольные образования, сообщение признака притяжательное другим прилагательным, субстантивация наречий, нарушение форм склонения, рода, числа, словообразовательные пародии; разложение аббревиатуры на независимые морфы; фразеологические модернизации; совмещение высокой поэтической лексики с разговорной)

-особенности поэтического синтаксиса - присущий разговорной речи.

Главная особенность разговорной речи - подвижность, «неправильность» (порядок слов, вопросительные, восклицательные предложения, обращения, повелительное наклонение, неполные предложения)

- гиперболизм, оригинальность сравнений и метафор (олицетворений)

 

Вывод:  черты поэтики - публицистичность и разговорность. Смешение стилей.

Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом новой эпохи.

 

 

Анализ лирического текста

 (восприятие, истолкование, оценка)

«А вы могли бы?» (1913)

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит. Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире.

·         Каково настроение лирического героя?

Одинок, страдает от непонимания, тоскует по другой живой человеческой душе. Бунтарь.

·         В чем его бунтарство? (Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью)

Бросает вызов миру, ему многое удается изменить.

·         Что может обозначать выражение «карта будня»?

Схематичность, строгое расписание хода жизни. На этой карте пятно краски как бы образует новый, неведомый «материк»

Карта: географическая, игральная, меню?

Ранний Маяковский - едящие люди описываются дотошно и с ненавистью.

·         Почему стихотворение открывается местоимением «я»? Занимает ли оно отдельную строку?

Герой воспринимает себя равновеликим целому миру. Ярким пятном врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств

·         В чем смысл предложения «Я показал...»

Казалось бы, оно бессмысленное. Блюдо студня? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, противопоставленное океану). Косые скулы океана? (Волны, энергия, твердость, мужественность, великолепие, величественность)

·         Чешуя жестяной рыбы

В холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним.

Зовы новых губ - зарождается чувство единства и надежда, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны.

 

·         Какое скрытое сравнение читается дальше?

Водосток кажется похожим на флейту, лишь поэту в любой житейской мелочи видится необычное)

·         С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу?

 

Возможна двоякая интонация:

 

 вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства

вопросительная, с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе.

Название подчеркивает, что стихотворение написано как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании (ВЫ занимает отдельную строку)

И. «Нате!» (1913)

Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами.

Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского - боль, страдание. Они возникают от столкновения поэта с окружающим миром.

Несовершенство мира, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

·         Можно ли было не услышать поэта?

·         Как в стихотворении выражен конфликт поэта и толпы?

 «Послушайте!» (1914)

·         В чем особенность названия?

·         Чем похожи лирические герои этого стихотворения и стихотворения «Нате!». В чем отличие?

·         О чем это стихотворение?

О сути поэзии, о назначении поэта. Бесполезность поэта и поэзии среди будничных повседневных забот кажущаяся.

Поэт - это тоже звезда, свет ее служит нравственным, духовным ориентиром людям.

Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир.

 «Прозаседавшиеся»

·         Какова тема этого стихотворения?

·         С каким словом рифмуется определение «бумажные», каков смысл этой рифмы?

·         Какие строчки окрашены авторской иронией?

·         Как в стихотворении используется гротеск?

·         Как в стихотворении сочетаются отрицающее и утверждающее начала?

·         Насколько актуально это стихотворение в наши дни?

·         Домашнее задание: биография М. Цветаевой.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Цель анализа – воспитать внимательное отношение к поэтическому слову, сформировать читательский вкус, развить навыки выразительного чтения.

 

Алгоритм анализа стихотворного текста:

 

·        Определение жанра – чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная, повествовательная.

·        Выявление лирического сюжета – переживания.

·        Тема стихотворения.

·        Идея.

·        Истолкование названия.

·        Анализ композиции.

·        Характеристика образов.

·        Характеристика лирического героя.

·        Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.

·        Организация поэтической речи: размер, ритм, паузы, рифма.

·        Анализ строфики.

·        Лексика. Специальные изобразительные средства.

·        Поэтический синтаксис.

·        Анализ фонетического строя речи.

 

Вопросы для анализа:

·        Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение?

·        Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? (радостное, беззаботное) Как передано это мировосприятие?

·        Проанализируйте «свет», «звуки», «запахи», которыми наполнено стихотворение. Какими средствами достигается «игра света», «звучание» стихотворения?

·        Состоялась ли встреча?

·        Чем объяснить шутливый, игривый тон стихотворения?

·        Какой вы представляете возлюбленную поэта?

·        Что означает название стихотворения?  (В переводе с французского – прятки.)

·        Найдите характерные для Тютчева эпитеты.  Какова их роль?

·        Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность?

·        Согласны ли вы с утверждением, что глаза в любовных стихах Тютчева – главная деталь? Ответ обоснуйте.

·        Как в стихотворении появляется Она? Какие изобразительные средства использовал автор?

·        Какое место, по-вашему, это стихотворение занимает в любовной лирике поэта?

 

 

 

 


Список литературы

 

 

 

1.         М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения.

2.         В.В. Голубков. Методика преподавания литературы

3.         Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся.

4.         ТОИУУ Нетрадиционные формы организации уроков русского языка и литературы.

5.         НВ. Беляева. Вопросы и задания для формирования читательского восприятия при обучении интерпретации лирических текстов.

6.         Т.С. Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.

7.         Ю.М. Лотман. Анализ лирического текста.

 

 

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения

Методическое пособие для анализа лирического произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020