Методическое пособие для старшеклассников «Работа над изобразительно – выразительными средствами языка»
Оценка 4.8

Методическое пособие для старшеклассников «Работа над изобразительно – выразительными средствами языка»

Оценка 4.8
docx
15.06.2020
Методическое пособие для старшеклассников   «Работа над  изобразительно – выразительными  средствами языка»
№9 .docx

Государственное  бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

 

 

Методическое пособие для старшеклассников

 «Работа над

изобразительно – выразительными

 средствами языка»

 

 

                                                                                            

 

Составитель: Бессонова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы

 

 

2019-2020

Работа над средствами художественной выразительности текста очень важна в курсе изучения и русского языка, и литературы.  В данном методическом пособии отразим работу по пониманию и передаче экспрессивной и образной речи, поиск форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения.

 

Изобразительно – выразительные средства языка

 

          Тропы – это изобразительно-выразительные средства, играющие описательную роль; это употребление слова или выражения в переносном смысле, их переосмысление в целях создания художественного эффекта.

 Гипербола – художественное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие. Этот троп используется для того, чтобы ярче описать, представить предмет или состояние, акцентировать на нем внимание.

    В сто сорок солнц закат пылал…

(В.Маяковский)

      Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как растет трава.

(А.А.Ахматова)

Не видел тебя целую вечность.

Слёзы в три ручья.

Сто раз тебе повторять.

Бьёшься о стену лбом.

Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Применяется для того, чтобы ярче показать отношение автора или героя к описываемому событию или герою.

                      Гвоздин, хозяин превосходный,

             Владелец нищих мужиков.

(А.С.Пушкин)

Литота – художественное непомерное преуменьшение тех или иных свойств.

Прожить на одном клочке. Мужичок с ноготок.

Подчеркивает создаваемый контраст изображаемого предмета, размера, силы, значения какого-либо явления.                            Метафора – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, похожести, переносное значение слов, основанное на сходстве двух явлений или предметов. Развёрнутая метафора (мини – текст). Необходима для описания какого-то предмета, состояния через воображение. Признак метафоры – ее всегда можно пересказать с помощью слов «как» или «похож».

                    Покатились глаза собачьи

                   Золотыми звездами в снег.

 (С.А.Есенин)

Костёр заката. Ропот колёс. Вой ветра. Зеркало залива. Дождь барабанит.

 Стихотворение в прозе В.Короленко «Огоньки».

Метонимия (разновидность метафоры) – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, произведение – автор, действие – орудие действия). Служит для создания образности в художественном произведении.

Я три тарелки съел.(И.Крылов)

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный им народ.(М.Ю.Лермонтов)

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит…

Веселым треском

Трещит затопленная печь.(А.С.Пушкин)

Мы – из Вильяма Шекспира

Два стиха.

(М.И.Цветаева)

Читать Чехова.

Олицетворение (разновидность метафоры) – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Служит для создания образности в художественном произведении.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев)

Тополя тревожно прошуршали,

Нежные их посетили сны.(А.А.Ахматова)

Ветер терзал. Вьюга воет. Речь ласкает. Солнце встает.

 

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А.С.Пушкин)

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов). Великий город партизанской славы (вместо город Брянск). Страна восходящего солнца (вместо Япония). Пишущий эти строки (вместо я).

Синекдоха (разновидность метонимии) – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений (часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.). Служит для создания образности в художественном произведении

 Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Н.В.Гоголь)

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

 (А.С.Пушкин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

(М.Ю.Лермонтов)

Стадо в сто голов.

 Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Употребляются союзы словно, как будто, как, будто. Может выражаться творительным падежом существительного, целым сравнительным придаточным предложением. Служит для пояснения одного признака предмета при помощи другого.  Необходимо для описания признака, действия предмета

Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М.А.Шолохов)

 Она тревожна, как листы;

Как гусли, многострунна.

Эпитет – художественное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, определение предмета или явления в виде сравнения.

Под нами с грохотом чугунным

 Мосты мгновенные гремят.

(А.А.Фет)

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.А.Есенин)

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

 (А.М.Горький).

Стилистические фигуры речи

(обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта

 и придающие выразительность художественной речи)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Любовь – сердце. Мир – голубь. Упрямство – осел. Медицина – чаша со змеей. А.Пушкин. Стихотворение «Арион». Анафора (единоначалие) – повторение слова, группы слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание (нескольких стихов, строф, фраз). Служит для того, чтобы обратить внимание на какой-либо предмет. Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

 Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

 Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой… (М.Ю.Лермонтов)

 Люблю тебя, Петра творенье,

 Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)

Антитеза – противопоставление контрастных образов. Используется для сопоставления понятий, предметов.

 Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

Плачет и смеется песня лиховая. (С.А.Есенин)

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

Живые и мертвые..

Бессоюзие (асиндетон) - пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Намеренный пропуск союзов придает тексту динамизм, стремительность, утверждает ясность какой- то мысли автора.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.Пушкин)

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости, такое расположение слов, когда каждое последующее усиливает значение предыдущего. Благодаря градации создается нарастание производимого впечатления.

 Не жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин)

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

Инверсия – нарушение прямого, привычного, естественного для данного языка порядка слов, обратный порядок слов. Нужна для того, чтобы логическим ударением выделить нужное слово.

Изумительный наш народ. (И.Эренбург)

 Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом. (М.Лермонтов)

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)

 Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный повтор союза (обычно в начале смежных строк). Повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы… (А.С.Пушкин)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С.Пушкин)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, расположение рядом не сочетаемых по смыслу слов. Необходим для привлечения внимания к своему необычному значению.

С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив? (С.А.Есенин)

Живой труп. (Л.Толстой)

Молодая старость.

Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.

Торопись медленно. Чем хуже, тем лучше.

 Параллелизм (синтаксический параллелизм) – однотипное, одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще стихотворных строк или строф) для усиления убедительности.

 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (В.Лебедев-Кумач)

 Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.А.Блок).

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи.

Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом.

Мы видели их мертвые трупы. (А.С.Пушкин)

Полиптотон – фигура, при которой нужное слово повторяется несколько раз.

Это отец твой? Отцом называешь его? Отца такого ты сын?

Симплока – единоначалие + единоокончание.

Не станет нас. А миру – хоть бы что.

Исчезнет след. А миру – хоть бы что.

Нас не было, а он – сиял и будет!

Исчезнем мы. А миру – хоть бы что.

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется, т.е. утверждение в форме вопроса. Ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь)

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С.Пушкин)

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин)

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие для привлечения внимания к чему-нибудь.

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит! (А.А.Блок)

О, Волга! Колыбель моя! (Н.Некрасов)

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, обращение, носящее условный характер, сообщающий поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. Призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов… (М.Ю.Лермонтов)

Умолчание (отточие) – намеренный отрыв высказывания. Используется автором специально для того, чтобы читатель домыслил, представил невысказанное.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что не барону время умереть. (А.Пушкин)

Хиазм (перекрещивание) – фигура, при которой слова меняются местами.

Живу не для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить.

Эллипсис – своеобразная стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы, плуги. (В.Жуковский)

Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – свое. (М.И.Цветаева)

Эпифора (концовка, единоокончание) повторение слов, сочетания слов или выражений в конце соседних, смежных предложений, стихов, строф или фраз. Служит для завершения убедительности мысли, для того, чтобы подвести итог, сделать вывод.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.В.Маяковский)

Фонетические изобразительно-выразительные средства

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков в слове, фразе.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин)

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона. Белая береза. (С.А.Есенин). ( Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в: ва, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии).

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков в слове, фразе. Также так называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые звуки.

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна. (А.Блок)

Одну молитву чудную Твержу я наизусть. (М.Ю.Лермонтов)

Вся ты словно в оковы закована. (Н.Заболоцкий)

По тропам – топот. Птицы – возвратиться. Клюква – кукла. ( Ассонанс на а создает ощущение воздуха, парения, простора).


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Работа над средствами художественной выразительности текста очень важна в курсе изучения и русского языка, и литературы

Работа над средствами художественной выразительности текста очень важна в курсе изучения и русского языка, и литературы

Сто раз тебе повторять. Бьёшься о стену лбом

Сто раз тебе повторять. Бьёшься о стену лбом

Стихотворение в прозе В.Короленко «Огоньки»

Стихотворение в прозе В.Короленко «Огоньки»

Прошла ее пора – Весна в окно стучится

Прошла ее пора – Весна в окно стучится

Тунгус, и друг степей калмык. (А

Тунгус, и друг степей калмык. (А

А.А.Фет) Отговорила роща золотая

А.А.Фет) Отговорила роща золотая

Клянусь позором преступленья

Клянусь позором преступленья

Бой барабанный, клики, скрежет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи

Да, так любить, как любит наша кровь,

Да, так любить, как любит наша кровь,

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

Задрожало зеркало затона. Белая береза

Задрожало зеркало затона. Белая береза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020