Методическое пособие: «Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира»
Оценка 4.6

Методическое пособие: «Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
естествознание +1
14.06.2022
Методическое пособие: «Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира»
«Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира»
продукт с колледжа последний.docx

ГАПОУ  НСО «Новосибирский педагогический колледж №1

им. А.С. Макаренко»

 

«Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира»

 

Методическое пособие

Little boy using magnify looking on map Stock Photo by ©wckiw 57126395

Новосибирск, 2022

Составители:

Терновская А.Р., студентка 4 курса ГАПОУ  НСО «Новосибирский педагогический колледж №1

имени А.С. Макаренко»

Селянгина Н.Л. преподаватель естественных дисциплин ГАПОУ  НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 имени А.С. Макаренко» ВВК, Почетный работник среднего профессионального образования РФ.

 

Методическое обеспечение образовательного процесса «Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира» - Новосибирск, 2022 .

Предлагаемое методическое пособие в теоретической части раскрывает сущность основных понятий, по исследуемой теме и предлагает методику организации работы на уроках окружающего мира с использованием карт.

В практической части предложены уроки, к которым составлены цели, задачи и планируемые результаты и задания к работе по карте.

Пособие направленных на формирование навыков работы по карте  – Новосибирск, 2022. – 95с.

Содержание материала соответствует требованиям ФГОС НОО 2014 года (в редакции Приказов Минобранауки РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357), Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) и направленно на оценку сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий при формировании картографических умений.
Методическое пособие может быть использовано студентами и учителями начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка......................................................................................................................................................................5

Теоретическая часть...........................................................................................................................................................................6

Практическая часть............................................................................................................................................................................9

Методические рекомендации по проведению практических работ по карте…………………………………………..……..10

Глоссарий..........................................................................................................................................................................................92

Список литературы…. ....................................................................................................................................................................95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования и нацеливает учителя начальных классов на новый подход к планированию проведения уроков Окружающего мира.

Следовательно, важным условием развития любознательности у учащихся, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, такие как самостоятельное выполнение заданий. Их использование будет способствовать  повышению уровня преподавания этого предмета в начальной школе, содействовать эффективности работы  по формированию у младших школьников уважительного отношения  к истории и культуре других народов. Пособие может быть использовано студентами и учителями начальных классов при подготовке уроков окружающего мира, где используется картографический материал.

Необходимость создания методических рекомендаций по проведению практических работ по карте вызвана реализацией важнейшей задачи современной системы образования –сформировать «универсальные учебные действия», обеспечивающие компетенцию «научить учиться».

На необходимость рекомендаций указывает и примерная ООП НОО, которая устанавливает, что в результате изучения курса «Окружающий мир» выпускник научится сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте, обсуждать значения глобуса и карты в жизни человечества, рассказывать о мире с точки зрения географа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Младший школьный возраст обладает большим желанием самостоятельного изучения материала. Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав. Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому показ должен быть ярким, запоминающимися. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках – направить в нужное русло практический потенциал младшего школьника.

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиболее простым и доступным средством работы в этом направлении, на наш взгляд, является использование картографического материала.

До проведения практических работ мы отмечали слабое пространственное мышление большинства учащихся, что затрудняло их адаптации в новых социально – экономических условиях. Для скорейшей ликвидации отмеченных проблем нами был сформулирован новый подход в обучении географии: путем использования различных форм научить школьников работе с географической картой.

 

Знание карты, умение с ней работать всегда актуально: без этих знаний человеку просто невозможно следить за событиями в стране и мире, общаться, путешествовать. «Карта – то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения» - писал Ю.М. Шокальский.

Карта — это чертёж большого участка земной поверхности, изображенный с помощью условных знаков в масштабе. (Л.Ф. Мельников и Скаткин М.Н. природоведение 3-4 класс).

        Знать карту – значит помнить её условные знаки, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать её понимание, а затем и неоднократные упражнения в чтении.

Чтобы научить школьника читать карту, необходимо сформировать у него первоначальные сведения об окружающем его мире. Для этого следует проводить экскурсии, различные наблюдения за природными объектами и явлениями, а при работе в классе использовать различные картографические материалы.

Для того чтобы ориентироваться в огромном количестве карт всевозможных видов, типов и содержания, изданных в разное время и в разных странах, была необходимость их классифицировать и упорядочить. Типологию учебных географических карт принято разделять по:

- Масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);

- охвату изображенной территории (мировые карты, карты полушарий, карты отдельных материков, карты отдельных стран или регионов);

- содержанию (общегеографические, тематические).

Умение работать с картой означает умение пользоваться содержащейся в ней информацией. Это умение её читать и понимать.

Понимать карту – значит усвоить главные свойства географической карты. Для достижения этой цели в школьном курсе выделены специальные картографические темы, при изучении которых школьники знакомятся с сущностью и свойствами географических карт, с их условными обозначениями, разновидностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Необходимость изучения географической карты очевидна, но в центре нашего опыта стоит вопрос практического применения ЗУН в работе по карте. Воспитывая внимание к карте, мы развиваем  исследовательский потенциал работы с картой. Дети начинают вдумываться в карту, у них формируется географическая зоркость, пространственное мышление и аналитическая потребность.

Центральной мыслью обобщения опыта работы с картой является создание такой системы приемов и методов, с помощью которой удалось бы разрушить стереотип постоянно присутствующего бесспорно недостаточного пространственного мышления школьников.

        Бесчисленны варианты умных, полезных заданий, которые может предложить учитель (и они по достоинству будут оценены учащимися), решая данную проблему: развитие пространственного мышления школьников.

        Реализация этой мысли – это апробация вариативных форм работы с картой: превалирование творческих форм работы, исключающих автоматизированные действия ученика, вдумчивое чтение карты как безальтернативная основа творческого подхода в работе с картой.

        Собственный стиль работы предусматривает ненавязчивое постоянное обращение к карте, желание мысленно представить ее определенные фрагменты даже при отсутствии карты.

От класса к классу карты становятся белее сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.

Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким

Методические рекомендации по проведению практических работ по карте (как работать с картой):

Ø границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой

Ø города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;

Ø реки показываются по течению от истока к устью;

Ø направления военных походов и передвижений — по имеющимся на карте стрелкам.

При обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

Из всего вышесказанного нашей задачей стало создание учебно-методического пособия для учителей и учеников начальных классов 1-4 класса, где собраны разнообразные задания на каждый урок при работе с картой, так же в этой разработке собран дополнительный материал в виде загадок, кроссвордов и ребусов при работе с картой. Данное пособие облегчит работу на уроках окружающего мира.

 

 

 

 

1 класс:

Тема: «Где живут белые медведи»

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении животных, живущих в холодных районах нашей Земли.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.     Формировать представление о животных, живущих в Северном Ледовитом океане, Антарктиде и их приспособленности к жизни в холодных районах.

 

2.     Формировать умение находить и показывать холодные районы на глобусе и карте и приводить примеры животных, живущих в этих районах.

Предметные:

1.     - представлять животных, живущих в Северном Ледовитом океане, Антарктиде;

- рассматривать приспособленности к жизни в холодных районах.

2.     -учащиеся получат возможность научиться находить и показывать холодные районы на глобусе и карте

-приводить примеры животных, живущих в этих районах..

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи.

 

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, работать в  парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учащиеся получат возможность научиться: видеть причинно- следственные связи;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи,

- Учащиеся научатся: работать в  парах и группах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению животных живущих в холодных районах нашей Земли и понимание разнообразия животного мира, их приспособленности к суровым условиям.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению животных живущих в холодных районах нашей Земли и  понимание разнообразия животного мира, их приспособленности к суровым условиям.

 

 

 

 

 

 

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Загадка:

Обитает он во льдах,

В приполярных областях.

В полушарии Северном

Он живёт намеренно.

Потому что толстой шкуре

Не страшны ни снег, ни бури,

Крупный хищник, белый мех,

Запугал тюленей всех.

Иллюстрация:

 

Цель: узнаем, что на Земле есть очень холодные районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов.

 

План урока:

1. Узнать, где на Земле находятся холодные районы.

2. Научиться показывать холодные районы Земли (Северно-Ледовитый океан и Антарктиду на глобусе и карте).

3. Определить значение этих районов, рассматривая разнообразие животных.

4. Расширить интерес к изучению животных, живущих в холодных районах нашей Земли.

Задание к практической работе по глобусу и карте:

1. Найди на глобусе холодные районы нашей Земли.

2. Объясни их название. (Северно-Ледовитый океан и Антарктиду).

3. Покажи на физической карте полушарий Северно-Ледовитый океан и Антарктиду.

4. Прочитай легенду Северно-Ледовитого океана и Антарктиды по плану:

План:

1. Где находится относительно границ Земли и России. (Относительно Земли на полюсах, относительно России).

Северно-Ледовитый океан находится на Северном полюсе, относительно России на севере.

2. Какие моря и острова находятся в бассейне Северно-Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, о. Новая Земля, Карское море, Земля Франца-Иосифа, о. Северная Земля, море Лаптевых, Новосибирские острова, Восточно-Сибирское море, о. Врангеля, Чукотское море.

5. Прочитайте легенду Антарктиды. (находится на Южном полюсе относительно Земли). Занимает материк Антарктиду.

Омывается Южным океаном.

Лист географа:

1 задание. Выбери то, что понадобиться тебе с собой на северном полюсе.

Шубы клипарт (62 фото) » Рисунки для срисовки и не толькоНаклейка шорты PNG - AVATAN PLUSВарежки клипарт (39 фото) » Рисунки для срисовки и не только

 

 

 

 

2 задание. Где находится Северный Ледовитый океан (Арктика), а где Антарктида? Соедините.                

 

 

 

 

 

 

 

 

3 задание. Соедините животных и полюс, на котором они живут.

 

 

 

Настенная карта физическая карта полушарий, 1:27 млн., 1,43х1,02м. кн102  Атлас принт 1000471603 купить от 894 руб. в каталоге географические карты в  разделе школьная канцелярия интернет-магазина, заказать с доставкой по  Москве и России 

 

 

 

 

 

 

 


1 класс:

«Где живут слоны?»

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении животных, живущих в жарких районах нашей Земли.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

3.     Формировать представление о животных, живущих в Африке и Индии и их приспособленности к жизни в жарких районах.

 

4.     Формировать умение находить и показывать жаркие районы на глобусе и карте и приводить примеры животных, живущих в этих районах.

Предметные:

3.     - представлять животных, живущих в Африке и Индии;

- рассматривать приспособленности к жизни в жарких районах.

4.     -учащиеся получат возможность научиться находить и показывать жаркие районы на глобусе и карте

-приводить примеры животных, живущих в этих районах..

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи.

 

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учащиеся получат возможность научиться: видеть причинно- следственные связи;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи,

- Учащиеся научатся: работать в парах и группах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению животных, живущих в жарких районах нашей Земли и понимание разнообразия животного мира, их приспособленности к климатическим условиям.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению животных живущих в жарких районах нашей Земли и  понимание разнообразия животного мира, их приспособленности к климатическим условиям.

 

 

 

 

 

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Загадка

Он большой неимоверно -

Больше всех зверей, наверно.

Как шар воздушный – голова,

А ростом - этажа на два.

Его я в гости приглашу,

И - накормлю, и – почешу.

Но не войдет в квартиру он.

Все потому, что - это ...

Цель: узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов.

План урока:

1. Узнать, где на Земле находятся жаркие районы.

2. Научиться показывать жаркие районы Земли (Африку и Индию на глобусе и карте).

3. Определить значение этих районов, рассматривая разнообразие животных.

4. Расширить интерес к изучению животных, живущих в жарких районах нашей Земли.

Задание к практической работе по глобусу и карте:

1. Найди на глобусе жаркие районы нашей Земли.

2. Объясни их название. (Африка и Индия).

3. Покажи на физической карте полушарий Африку и Индию.

4. Прочитай легенду Африки и Индии. (Африка — это материк, который омывается Атлантическим, Индийским и Южным океаном). (Индия — это полуостров Индостан, который находится на юге материка Евразия и омывается Индийским океаном).

 

Лист географа:

1 задание. Показать на карте полушарий зоны жарких районов Земли. Подписать их.

Сколько на земле тепловых поясов - Школьные Знания.com

2 задание. Показать на глобусе зону жарких районов Земли. Подписать их.

Мир в моих руках. История возникновения карт и глобуса — Цветы жизни

 

 

 

 

 

 

 


3 задание. Распредели животных по жарким районам Африки и Индии. (2 слона, носорог, жираф, питон, павлин, страус)

 

Мир в моих руках. История возникновения карт и глобуса — Цветы жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 класс

Тема: «На что похожа наша планета»

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении нашей планеты.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.     Формировать представление о форме нашей планеты и её движениях;

2.     Формировать умение определять условные обозначения водных пространств и материков на глобусе и карте.

Предметные:

1        -объяснять, что такое Земля и её движения

-знать, как на глобусе показывать объекты

2.     -учащиеся получат возможность научиться показывать условные обозначения на глобусе и карте.

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать и обощать;

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ, работать в группах и парах;

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать и обобщать;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ

- Учащиеся научатся: работать в группах и парах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению нашей планеты и осознание её значимости для людей.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению нашей планеты,

-понимание важности жизни на Земле.

 

 

Определение темы урока:

Загадка

Круглая, как мяч,

Твердая, да не сталь.

Темная, но не грязь,

Крутится, да не детская юла.

Так кто же такая она?

Цель: узнаем какую форму имеет наша планета и как она движется, будем учиться высказывать предположение и доказывать их.

План урока:

1. Узнать какую форму имеет наша Земля и как движется

2. Научиться работать по модели Земли- глобусу.

3. Определить значение движения Земли для человечества.

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа)

1. Составь по иллюстрациям рассказ, как люди представляли себе Землю в древности.

ScanImage010

       На Руси                                             Древние Индусы                         Древние Греки.                        

 

                                 

2. На какой из иллюстраций, верно представлено изображение формы Земли. (Укажи знаком плюс).

                       1                                                 2                                                   3

Мир в моих руках. История возникновения карт и глобуса — Цветы жизни3. Укажи на глобусе водные пространства и материки.

 

Материки

 

Водные пространства

 
 

 




 

 

 

 

 

4. Земля неподвижна или движется? Укажи на каких иллюстрациях показано движение Земли.

Движение Земли — задание. Окружающий мир, 1 класс.В какую сторону вращается Земля относительно своей оси и Солнца | Science  DebateПоверхность нашего края — урок. Окружающий мир, 4 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 класс

Тема: «Где зимуют птицы»

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении зимующих и перелетных птиц.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

5.     Формировать представление о том, как зимуют птицы, почему они делятся на зимующих и перелетных.

 

6.     Формировать умение различать зимующих и перелетных птиц и объяснять, где зимуют перелетные птицы

Предметные:

5.     – иметь представление о том, как зимуют птицы;

- рассматривать особенности деления птиц на зимующих и перелетных;

6.     -учащиеся получат возможность научиться различать зимующих и перелетных птиц;

-

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи.

 

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учащиеся получат возможность научиться: видеть причинно- следственные связи;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи,

- Учащиеся научатся: работать в парах и группах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению зимующих и перелетных птиц и понимание как мы можем помочь птицам зимой.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению зимующих и перелетных птиц и понимание как мы можем помочь птицам зимой.

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

 

 

 

Цель: узнаем, что птицы зимуют по разному, будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

План урока:

1. Узнать каких птиц мы называем зимующими, а каких перелетными, объяснить причину деления птиц на эти группы.

2. Научиться различать зимующих и перелетных птиц, показывать на карте где зимуют перелетные птицы.

3. Определить почему и как мы должны помогать зимующим птицам.

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).

1 задание. Укажи стрелками, где зимуют эти птицы.

 

 

 

2 задание. Укажи знаком «+», чем можно кормить зимующих птиц, а «-» чем нельзя.

 

 

 

 

 

3 задание. Используя карту, укажи на каких материках зимуют:

Евразия

 
Скворцы

Ласточки

Африка

 
Аисты

Утки

Жаворонки

Открытый урок окружающего мира "Где зимуют птицы?" 1-й класс

2 класс.

Тема: «Ориентирование на местности»

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении ориентирования на местности.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

7.     Формировать представления об ориентировании на местности разными способами.

8.     Формировать умения ориентироваться на местности по компасу, солнцу и местным природным признакам.

Предметные:

1.     Учащиеся научаться ориентироваться на местности разными способами.

2.     Учащиеся получат возможность научиться ориентироваться на местности по компасу, солнцу и местным природным признакам.

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

2. Формировать умения анализировать, классифицировать и видеть причинно-следственные связи.

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ, работать в группах и парах;

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: видеть причинно- следственные связи;

- Учащиеся получат возможность научиться: различать прошлое, настоящее и будущее время, определять дни недели и их последовательность.

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ

- Учащиеся научатся: работать в группах и парах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению ориентированию на местности и понимание роли этого умения для человека.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению ориентированию на местности

-понимание роли этого умения для человека

 

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Иллюстрация:

 

Цель: узнаем, что такое ориентирование на местности, что такое компас и что относится к местным природным признакам ориентирования.

План урока:

1. Узнать, что такое ориентирование, что такое компас, что такое местные природные признаки ориентирования.

2. Научиться определять стороны горизонта на местности, с помощью компаса, солнца, местных природных признаков.

3. Определить почему умение ориентироваться важно для человека.

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).       

1. По первым двум картинкам составь рассказ, как найти дорогу из дома в школы и обратно.

Ориентирование на местности - Ответы Плешаков 2 класс 2 часть

 

 

 

 

 

ГДЗ 2 класс - Окружающий мир. Плешаков. Тетрадь рабочая 2 часть, стр 48

 

 

 

 

 

2 задание:

Подписать стороны  пути девочки и мальчика.

Горизонт. Линия горизонта. УМК " Школа России" 2 классГДЗ 2 класс - Окружающий мир. Плешаков. Тетрадь рабочая 2 часть, стр 9

 

 

 

Компас рисунок (29 фото) » Рисунки для срисовки и не только3 задание. Соедините части компаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 задание.

Ваш маршрут пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно. Расскажите, как рассуждали.


Дидактический материал для обобщения знаний учащихся:

 

 

 

2 класс.

Тема: «Россия на карте».

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России на карте.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

9.     Формировать представления о физической карте России и её условных знаках.

10. Формировать умения читать карту, ориентироваться по карте и читать легенду карты.

Предметные:

3.     Учащиеся получат представление о физической карте России и её условных знаках;

4.     Учащиеся получат возможность научиться читать карту, ориентироваться по карте и читать легенду карты.

 Развивающие:

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах.

 

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учащиеся получат возможность научиться: видеть причинно- следственные связи;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи,

- Учащиеся научатся: работать в парах и группах.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению России на карте и значение карты в нашей жизни.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-интерес к изучению России на карте

-понимание роли карты в нашей жизни

 

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна, будем учиться читать карту и правильно показывать объекты на ней.

План:

1. Узнать, что такое карта, познакомится с условными знаками физической карты России.

2. Научиться определять на карте стороны горизонта, географические объекты, обозначенные цветом, читать легенду карты.

3. Определить роль карты в жизни человека.

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).      

 

1 задание.

Укажи на физической карте России стороны горизонта.

Карта России

Физическая карта России на Maps-RF.ru Физическая карта России на Maps-RF.ru

2 задание.

Что обозначено на физической карте России

Зеленым цветом-________________________

Коричневым цветом-_____________________

Желтым цветом-_________________________

Голубым цветом-_________________________

Почему равнины на карте обозначены разным цветом?- _______________________________

Каким цветом обозначаются возвышенности7-________________

3 задание.

Укажи каким условным знаком обозначаются:

Столицы

Города

Государственная граница

Реки

Озёра

Болота

Ледники

 

4 задание.

Сколько морей и океанов омывают нашу страну.

5 задание.

Показать Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину, используя правила работы по карте. Прочитать их легенды.

Показать Кавказские, Алтайские и Уральские горы, используя правила работы по карте. Прочитать их легенды.

Показать Карское, Черное и Охотское море, используя правила работы по карте. Прочитать их легенды.

Показать Волгу, Лену и Обь на карте, используя правила работы по карте. Прочитать их легенды. (Читать легенду начиная с истока, заканчивая её устьем).

По следующему плану:

Название реки

По какому материку протекает, в какой его части.

Где находится исток.

В каком направлении течет.

Куда впадает. (устье)

Какие притоки принимает.



 

3 класс.

Тема: «Золотое кольцо России»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Золотого кольца России.

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.     Формировать понятие о Золотом кольце России; знать города и столицы, которые туда входят;

2.     Формировать умение находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей.

Предметные (учащиеся научатся):

Учащиеся научатся:

1.     Объяснять, что такое Золотое кольцо России; узнают города и столицы, которые туда входят;

2.     Определять

3.     Учащиеся получат возможность научится:

4.     -находить на карте города Золотого кольца России;

5.     -приводить примеры достопримечательностей.

 

Развивающие:

 

1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения:

 

2. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учащиеся получат возможность научиться: видеть причинно- следственные связи;

3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи,

- Учащиеся научатся: работать в парах и группах.

Воспитательные:

1.     Формировать положительный интерес к изучению Золотого кольца России и представление о необходимости уважительного отношения к культуре нашей страны.

Личностные (у учащихся будет сформировано)

-       Положительный интерес к изучению Золотого кольца России;

-       Необходимость уважительного отношения к культуре нашей страны.

 

 

 

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, что такое Золотое кольцо России и какие города туда входят; научимся находить их на карте, посмотрим достопримечательности этих городов.

План:

1. Узнать, что такое Золотое кольцо России и его города.

2. Научиться находить их на карте и показывать их границы.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре нашей страны.

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).       

1 задание. Выбери верную карту Золотого кольца России.

 

2 задание.

Подпиши на физической карте города, которые входят в состав Золотого кольца России.

 

 

 

3 задание.

Опиши три любых города Золотого Кольца России по плану:

Географическое положение.

1 - название;

2 - положение на карте;

3 - особенности природы;

4 - особенности экономики;

5 - экологические проблемы;

6 - охрана окружающей среды!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс.

Тема: «Наши ближайшие соседи»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении наших ближайших соседей.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

3.     Формировать понятие о странах граничащих, находящихся по близости от границ России и находить, и показывать на карте страны и их столицы.

4.     Формировать представления о государственные символы стран, граничащих с Россией и приводить примеры достопримечательностей разных стран.

Предметные

1.     Учащиеся научатся объяснять понятие о странах граничащих, находящихся по близости от границ России.

2.     Учащиеся получат возможность научится находить и показывать на карте страны и их столицы.

3.     Учащиеся научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран.

4.     Учащиеся получат возможность находить государственные символы стран, граничащих с Россией.

Развивающие:

1.     Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, составлять план своих действий.

2.     Формировать умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках и анализировать.

3.     Формировать умение владеть диалогической формой речи, планировать и согласовать совместную деятельность в парах/группах.

Регулятивные:

·        Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу.

·        Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

Познавательные:

·        Учащиеся научатся добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

·        Учащиеся получать возможность научиться выявлять существенные признаки при анализе объектов.

·        Коммуникативные:

·        Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

·        Учащиеся получат возможность научиться планировать и согласовать совместную деятельность в парах/группах.

Воспитательные:

·        Формировать положительный интерес к изучению наших ближайших соседей и представление о необходимости уважительного отношения к культуре разных народов.

Личностные:

·        У учащихся будет сформирован положительный интерес к изучению наших ближайших соседей.

·        Учащиеся получат возможность развить уважительного отношения к культуре разных народов.

 

Определение темы (через видео/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, что такое наши ближайшие соседи, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, что такое наши ближайшие соседи.

2. Научиться находить их на карте и показывать нашу общую границу с ними.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов.

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).      

1 задание.

Найди и покажи на физической карте наших ближайших стран-соседей, которые граничат с нами на суше.

 

2 задание.

Какие страны-соседи граничат с нами по водным пространствам? Обведи нашу с ними общую границу, расскажи какие моря и океаны есть, между нами.

Расскажи легенду Тихого океана.

 

3 задание.

 

 

 

 

3 класс.     

Тема: «На севере Европы»

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стран на севере Европы.

Задачи урока

Планируемые результаты

 

Дидактические:

Формировать преставление о странах севера Европы, их столицах и достопримечательностях, географическом положении,

Формировать умение находить и показывать эти страны на карте.

Предметные

Учащиеся научатся объяснять, какие страны находятся на севере Европы.

Учащиеся получат возможность научиться приводить примеры столиц и достопримечательностей стран северной Европы.

 

Учащиеся научатся находить и показывать на карте страны северной Европы.

Учащиеся получат возможность научиться составлять рассказ о странах, расположенных на севере Европы по карте.

Развивающие:

4.     Формировать умение определять учебную задачу, составлять план своих действий.

 

5.     Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

 

 

6.     Формировать умение владеть диалогической формой речи, планировать и согласовать совместную деятельность в парах/группах.

Метапредметные

Регулятивные:

-Учащиеся научатся определять учебную задачу.

-Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

Познавательные:

-Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

-Учащиеся получать возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

- Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при работе в группе.

Воспитательные:

Формировать интерес к изучению стран на севере Европы и воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

Личностные:

- У учащихся будет сформирован положительный интерес к изучению стран на севере Европы.

-У учащихся может быть сформировано представление о необходимости уважительного отношения к культуре разных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы (через видео/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, какие страны находятся на севере Европы, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, какие страны находятся на севере Европы.

2. Научиться находить их на карте и показывать нашу общую границу с ними.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).        

1 задание.

Покажи на карте страны, которые находятся на севере Европы. Укажите их столицы, покажите самую большую по размерам/численности населения страну.

2 задание.

Подпиши название стран, которые находятся на севере Европы.

3 задание.

Расскажи о Скандинавской стране по плану:

1) Название государства. Его столица.

2) Месторасположение. С какими государствами граничит, какими морями омывается.

3) Глава государства.

4) Государственный флаг.

5) Государственный язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс.

Тема: «Что такое Бенилюкс?»

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стран Бенилюкса.

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

5.     Формировать представление о странах Бенилюкс, и уметь их различать;

  • Формировать умение научиться рассказывать по карте о странах Бенилюкса, и их столицы, достопримечательности.

 

Предметные (учащиеся научатся):

Учащиеся научатся:

6.     Объяснять, что такое страны Бенилюкса

7.     Определять различия и сходства стран Бенилюкса

Учащиеся получат возможность научится:

1.     Рассказывать по карте о странах Бенилюкса, их столицах и достопримечательностях.

Развивающие:

 

5.      Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

 

 

6.      Формировать умение владеть диалогической формой речи, планировать и согласовать совместную деятельность в парах/группах.

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся определять учебную задачу.

-Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

Познавательные:

-Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

-Учащиеся получать возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

- Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при работе в группе.

Воспитательные:

Формировать интерес к изучению стран Бенилюкса и воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

Личностные

У учащихся будет сформирован положительный интерес к изучению стран Бенилюкса.

-У учащихся может быть сформировано представление о необходимости уважительного отношения к культуре разных народов.

 

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, какие страны входят в Бенилюкс, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, какие страны входят в Бенилюкс.

2. Научиться находить их на карте и показывать их границы.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).       

1 задание.

Соотнеси название страны с метками на карте. Подпиши их названия.

 

2 задание.

На карте найди Северное море, расскажи к бассейну какого океана он относится, расскажи его легенду.

 

3        задание.

Подпишите страны и чем они славятся или производят, соедини страны с их флагами.

 

 

4        задание.

 Составьте рассказ о стране по плану:

1. Название страны, где находится относительно России;

2. Обозначь его границы, укажи столицу;

3. Расскажи, где находится относительно других географических объектов;

4. Поделись знаниями о местной валюте, достопримечательностях и традициях (1-2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс.

Тема: «В центре Европы»

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении центральной Европы.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

6.     Формировать представление о странах центральной части Европы, о правилах этикета в этих странах.

7.     Формировать умение находить центральную Европу на карте, умение находить их столицы и показывать их.

Предметные:

2        Учащиеся научатся характеризовать страны центральной части Европы.

3        Учащиеся получат возможность познакомиться с правилами этикета в странах центральной части Европы.

4        Учащиеся научатся находить центральную Европу на карте.

5        Учащиеся получат возможность научиться определять столицы стран центральной Европы, и сопоставлять с их государственными флагами.

Развивающие:

7.     Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

8.     Формировать умения анализировать, планировать свои достижения.

9.     Формировать умение владеть диалогической формой речи.

 

Метапредметные:
Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
-проводить сравнение и классификацию.
Коммуникативные:

-владеть диалогической формой речи.

-взаимодействовать с одноклассниками при проведении групповых или парных заданий.

 

Воспитательные:
1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2.Воспитывать уважительное отношение к другим странам.

 

Личностные:
-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- Уважительное отношение к другим странам

 

Определение темы (через видео/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, какие страны находятся в центральной Европе, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, какие страны находятся в центре Европы.

2. Научиться находить их на карте и показывать их границы.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов

 

https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_3/0125.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).

1 задание. Отметь цветом на карте: крупные города Германии (синим) и её столицу (красным).

Надпись: Ознакомься с легендой карты и ответь на вопрос: какие два моря омывают Германию?   На какой крупной реке стоит город Кёльн?
Германию омывают ____________ и ____________ море.
Кёльн стоит на реке_________________.

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополни предложения, пользуясь словами для справок.

«Германия – страна в _____________ части центральной Европы.
Её столица, _____________, находится на ______________ страны.
Государственный язык Германии ___________».
Слова для справок: южной, западной, северной, Бремен, Берлин, северо-востоке, северо-западе, юго-востоке.

 



 

 

2 задание.

На контурной карте обведите все страны, находящиеся в центре Европы, отметьте их столицы. Подпишите название самых крупных рек.

 

 

3 задание.

Назови в какой стране находится река Рейна, расскажи её легенду по плану:

По следующему плану:

Название реки

По какому материку протекает, в какой его части.

Где находится исток.

В каком направлении течет.

Куда впадает. (устье)

Какие притоки принимает.

 

 

4 задание. Каждый ряд выбираем одну из трех стран Центральной Европы.

Составьте рассказ о стране по плану:

1. Название страны, где находится относительно России;

2. Обозначь его границы, укажи столицу;

3. Расскажи где находится относительно других географических объектов;

4. Поделись знаниями о местной валюте, достопримечательностях и традициях (1-2).

 

3 класс.

Тема: «По Франции и Великобритании»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении крупнейших стран Европы: Великобритании и Франции.

Задачи урока:

 

Планируемые результаты

Дидактические:

8.     Формировать представление о понятии крупнейших европейских стран, а также умение показывать местоположение Франции и Великобритании на карте, называть их столицы;

 

 

9.     Формировать умение узнавать замечательных людей Франции и Великобритании, описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям;

 

Предметные:

1.     Учащиеся научатся –Иметь представление о крупнейших европейских странах: Великобритании и Франции;

Учащиеся получат возможность научиться - Показывать местоположение Франции и Великобритании на карте, называть их столицы;

 

2.     Учащиеся научатся - Узнавать замечательных людей Франции и Великобритании

Учащиеся получат возможность научиться - Описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям.

Развивающие:

1.     Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

 

 

2.     Формирование умения искать и выделять информацию из учебника, выбирать основания и критерии для сравнения.

 

 

 

3.     Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций;

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

-Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-Учащиеся научатся искать и выделять информацию из учебника;

-Учащиеся получат возможность научиться выбирать основания и критерии для сравнения.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение и интерес к изучению государств Франции и Великобритании, мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

 

Личностные

Учащиеся научатся проявлять уважительное отношение и интерес к изучению государств Франции и Великобритании.

Учащиеся получат возможность научиться развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы (через видео/ребус/иллюстрации)

 

Цель: узнаем, какие крупнейшие страны на западе Европы, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, какие страны находятся в западной части Европы.

2. Научиться находить их на карте и показывать их границы.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов

Задание к практической работе по глобусу и карте. ( На листе географа).

1 задание.

Опиши страну по плану.

 План описания страны:

1.     Страна на карте. Столица.

2.     Глава государства.

3.     Денежная единица.

4.     Государственный язык.

5.     Народ.

6.     Достопримечательности.

7.     Известные люди.

8.     Интересные факты.

 

 

 

 

 

 

2 задание. С помощью карты учебника подпиши названия страны, выделенной зелёным цветом, и ее столицу и города, входящие в эту страну.

 

3 задание.

Расскажи, на что похож пролив Ла-Манш, какие страны он отделяет, составь его легенду.

 

3 класс.

Тема: «На Юге Европы»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Италии и Греции.

 

Задачи урока:

 

Планируемые результаты

Дидактические:

10. Формировать представление о понятии страны, расположенные на юге Европы, а также умение показывать их местоположение на карте, называть их столицы;

 

 

11. Формировать умение узнавать знаменитых людей стран на юге Европы, описывать достопримечательности Италии и Греции по фотографиям;

 

Предметные:

3.     Учащиеся научатся –Иметь представление о странах, расположенных на юге Европы: Италии, и Греция;

Учащиеся получат возможность научиться - Показывать местоположение Италии и Греции на карте, называть их столицы;

 

4.     Учащиеся научатся - Узнавать знаменитых людей Италии и Греции

Учащиеся получат возможность научиться - Описывать достопримечательности Италии и Греции по фотографиям.

Развивающие:

4.     Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

 

 

5.     Формирование умения искать и выделять информацию из учебника, выбирать основания и критерии для сравнения.

 

 

 

6.     Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций;

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

-Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-Учащиеся научатся искать и выделять информацию из учебника;

-Учащиеся получат возможность научиться выбирать основания и критерии для сравнения.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение и интерес к изучению государств Италии и Греция, мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

 

Личностные

Учащиеся научатся проявлять уважительное отношение и интерес к изучению государств Италии и Греции.

Учащиеся получат возможность научиться развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы (через видео/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, какие крупнейшие страны на юге Европы, научимся находить и показывать эти страны на карте.

План:

1. Узнать, какие страны находятся в юге части Европы.

2. Научиться находить их на карте и показывать их границы.

3. Определить необходимость уважительного отношения к культуре чужих народов

 

 

 

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).

1 задание.

Дайте характеристику каждой из этих стран.

Греция и Италия.

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Греция

 

 

 

Италия

 

 

 

 

2 задание.

Где расположена Греция?

С какими государствами граничит? (Албания, Македония, Болгария, Турция)

Какими морями омывается? (Эгейское, Критское, Ионическое и Средиземное)

Какие крупные острова входят в состав Греции? (о. Родос, о. Крит, о. Корфу)

Расскажи легенду острова Крит.

 

 

 

 

 

3 задание. Подпишите название стран и их столицы на юге Европы.

 

 

 

 


4 класс.

Тема: «Мир глазами географа»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении картографического материала.

Задачи урока:

 

Планируемые результаты

Дидактические:

12. Формировать представление о науке, изучающую Землю-географии, её особенностях.

 

13. Формировать умение работать с картой и глобусом, различать их.

 

Предметные:

5.     Учащиеся получат представление о науке, изучающей Землю- географии

Учащиеся получат возможность узнать об особенностях этой науки.

 

6.     Учащиеся научатся работать с картой и глобусом.

Учащиеся получат возможность научиться различать картографический материал.

Развивающие:

7.     Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

 

 

8.     Формирование умения искать и выделять информацию из учебника, выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

 

 

 

9.     Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций;

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

-Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-Учащиеся научатся искать и выделять информацию из учебника;

-Учащиеся получат возможность научиться выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение и интерес к изучению карты и глобуса и формировать личностный смысл учения;

 

Личностные

Учащиеся научатся проявлять уважительное отношение и интерес к изучению карты и глобуса.

Учащиеся получат возможность научиться развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока (через загадки/ребус/иллюстрации):

 

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).

1 задание

Пройти тестовое задание о глобусе.

*    Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)

*    Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)

*    Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)

*    Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)

*    Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)

*    Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» -экватор.)

*    Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)

*    Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)

*    Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

*    Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)

*    Что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)

2 задание

Сравните карту и глобус (выпишите в колонки различия и сходства)

Сходства

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 задание

4 класс

Тема: «Море, озёра и реки России»

Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении морей, озёр и рек России.

 

Задачи урока:

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.     Формировать представление о морях, озерах и реках России и научиться показывать и на карте.

2.     Формировать целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира через взаимосвязи между элементами природы и человеком.

 

Предметные:

7.     Учащиеся получат представление о морях, озерах и реках России;

Учащиеся получат возможность научиться показывать моря, озера и реки на физической карте

 

8.     Учащиеся получат представление о природе и обществе как компонентах единого мира

Учащиеся получат возможность проводить взаимосвязи между элементами природы и человека.

Развивающие:

10. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

 

 

11. Формирование умения искать и выделять информацию из учебника, выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

 

 

 

12. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций;

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

-Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-Учащиеся научатся искать и выделять информацию из учебника;

-Учащиеся получат возможность научиться выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение и интерес к изучению карты и формировать личностный смысл учения;

 

Личностные

Учащиеся научатся проявлять уважительное отношение и интерес к изучению карты.

Учащиеся получат возможность научиться развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.



 

 

 

 

 

 

Определение темы урока через (загадки/ребус/иллюстрации):

Задание к практической работе по глобусу и карте. (На листе географа).

Задание 1

Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.                                                 

1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;                                                

2 группа – моря Тихого океана;                                                 

3 группа – моря Атлантического океана.

Приготовить ответ по плану.

План:

1.Название океана и морей.

2.Показать на карте.

3.Интересные сведения. 

Статья:        

Берега России омывают моря трех океанов.  На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные.  Почти круглый год они покрыты льдом.  Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.        Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.  Это моря: Охотское, Японское, Берингово. МоряАтлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает.  О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.

Задание 2

 

Работа по контурной карте. 

1.Обведите синим карандашом реки: Обь, Енисей, Амур, Волга.

2.Закрасьте голубым карандашом озеро Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское.

 

3 задание:

Используя карту, заполни пропуски.

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

 

Моря для заполнения: Охотское море, Японское море, Берингово море, Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Чукотское море, Балтийское море, Чёрное море, Азовское море.

 

 

 

 

Глоссарий

1.Карта — это чертёж большого участка земной поверхности, изображенный с помощью условных знаков в масштабе. (Л.Ф. Мельников и Скаткин М.Н. природоведение 3-4 класс).

2.Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (Плешаков А. А.)

3.Карта — это чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов)

4.Карта — это чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной, карта географическая, топографическая (частная и подробная), морская. (Толковый словарь Даля)

5.Настенные учебные карты, как показывает их название, – это карты, вывешиваемые в классе для одновременного обозрение их всеми учащимися. Эти карты строят с учётом восприятия их содержания с расстояния в несколько метров. Поэтому условные обозначения настенных карт крупнее, чем карт, предназначенных для индивидуальной работы.

Настенные карты учитель обычно использует во время фронтальной работы со всем классом в качестве пособия во время беседы или объяснения. На настенной карте учитель может также демонстрировать приёмы работы с картой.

6.Настольные учебные карты представлены по-разному: изданными отдельно, приложенными к учебнику, сброшюрованными с учебником (карты-вклейки), впечатанными непосредственно на страницах учебников (текстовые карты), карты в школьных атласах. Особое место среди настольных карт в школьной практике занимают контурные карты. Настольные карты предназначены для индивидуальной работы школьника, поэтому при их использовании у каждого школьника должен быть свой экземпляр такой карты.

7.Текстовые карты напечатаны непосредственно на страницах школьного учебника, они имеют, как правило, узкую тематику, всегда характеризуют особенности явления, описываемого в данном параграфе (водоносность рек, высота снежного покрова). Несмотря на свою относительную простоту, текстовые карты всегда содержат информацию, отсутствующую в тексте учебника. Поэтому при планировании уроков следует обязательно предусмотреть работу с текстовыми картами.

8. Топографические планы – картографическое изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровневой поверхности не учитывается.

9.Атласы – систематические собрания карт, выполненные по общей программе как целостные произведения. В атласе все карты тематически связаны между собой и друг друга дополняют. Это не просто набор карт под общим переплетом, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга карт. Кроме карт атласы содержат пояснительные тексты, графики, фотографии, справочные данные.

10.Глобусы – вращающиеся шарообразные модели Земли, планет или небесной сферы с нанесенным на них картографическим изображением.

11.Рельефные карты дают объемное трехмерное изображение местности. Вертикальный масштаб таких карт для наглядности всегда в несколько раз преувеличен по сравнению с горизонтальным. Все остальное содержание на рельефных картах показывают обычными условными знаками. Применяют как учебное пособие для решения различных практических задач.

 

12.Масштаб определяет степень уменьшения длин при переходе от натуры к изображению. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, т. е. сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре на карте.

13.Меридианы – это также дуги окружностей, радиус которых равен радиусу шара R. Вычисление длины дуги меридиана (S) между экватором и параллелью широты φ, выраженной в радианах.

14.Экватор — условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси её вращения.

15.Параллель — линия сечения поверхности планеты плоскостью, параллельной плоскости экватора.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. №1060.

2.     Примерная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

 

3.     Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А. А38 Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

4.     Аквилева Г.Н.  Методика  формирования умения читать  карту/  Г.Н. Аквилева // Начальная школа. –2009. –No12. –С. 129

5.     Окружающий мир. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания - Каткова Е.Г. 

6.     Окружающий мир. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост.Т.Н.Максимова. М.: ВАКО,2014.

7.     Олимпиады по предмету «Окружающий мир». 3 класс / А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 93 с.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им

Составители: Терновская А.Р., студентка 4 курса

Составители: Терновская А.Р., студентка 4 курса

Содержание материала соответствует требованиям

Содержание материала соответствует требованиям

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Младший школьный возраст обладает большим желанием самостоятельного изучения материала

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Младший школьный возраст обладает большим желанием самостоятельного изучения материала

Знание карты, умение с ней работать всегда актуально: без этих знаний человеку просто невозможно следить за событиями в стране и мире, общаться, путешествовать

Знание карты, умение с ней работать всегда актуально: без этих знаний человеку просто невозможно следить за событиями в стране и мире, общаться, путешествовать

Умение работать с картой означает умение пользоваться содержащейся в ней информацией

Умение работать с картой означает умение пользоваться содержащейся в ней информацией

Практическая часть Необходимость изучения географической карты очевидна, но в центре нашего опыта стоит вопрос практического применения

Практическая часть Необходимость изучения географической карты очевидна, но в центре нашего опыта стоит вопрос практического применения

Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны

Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны

Тема: «Где живут белые медведи»

Тема: «Где живут белые медведи»

Развивающие: 1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения: 2

Развивающие: 1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения: 2

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Цель: узнаем, что на Земле есть очень холодные районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов

Цель: узнаем, что на Земле есть очень холодные районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов

Северно-Ледовитый океан находится на

Северно-Ледовитый океан находится на

Где находится Северный Ледовитый океан (Арктика), а где

Где находится Северный Ледовитый океан (Арктика), а где

Соедините животных и полюс, на котором они живут

Соедините животных и полюс, на котором они живут

Где живут слоны?» Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении животных, живущих в жарких районах нашей

Где живут слоны?» Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении животных, живущих в жарких районах нашей

Развивающие: 1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения: 2

Развивающие: 1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения: 2

Определение темы (через загадку/ ребус /иллюстрации)

Определение темы (через загадку/ ребус /иллюстрации)

Цель: узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов

Цель: узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы, научимся их находить на глобусе и карте, приводить примеры животных этих районов

Лист географа: 1 задание. Показать на карте полушарий зоны жарких районов

Лист географа: 1 задание. Показать на карте полушарий зоны жарких районов

Распредели животных по жарким районам

Распредели животных по жарким районам

Тема: «На что похожа наша планета»

Тема: «На что похожа наша планета»

Определение темы урока: Загадка

Определение темы урока: Загадка

План урока: 1. Узнать какую форму имеет наша

План урока: 1. Узнать какую форму имеет наша

На какой из иллюстраций, верно представлено изображение формы

На какой из иллюстраций, верно представлено изображение формы

Земля неподвижна или движется?

Земля неподвижна или движется?

Тема: «Где зимуют птицы» Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении зимующих и перелетных птиц

Тема: «Где зимуют птицы» Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий, при изучении зимующих и перелетных птиц

Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи

Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и видеть причинно-следственные связи

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Определение темы (через загадку/ребус/иллюстрации)

Укажи знаком «+», чем можно кормить зимующих птиц, а «-» чем нельзя

Укажи знаком «+», чем можно кормить зимующих птиц, а «-» чем нельзя

Используя карту, укажи на каких материках зимуют:

Используя карту, укажи на каких материках зимуют:

Аисты Утки Жаворонки 2 класс

Аисты Утки Жаворонки 2 класс

Задачи урока Планируемые результаты

Задачи урока Планируемые результаты

Иллюстрация: Цель: узнаем, что такое ориентирование на местности, что такое компас и что относится к местным природным признакам ориентирования

Иллюстрация: Цель: узнаем, что такое ориентирование на местности, что такое компас и что относится к местным природным признакам ориентирования

Узнать, что такое ориентирование, что такое компас, что такое местные природные признаки ориентирования

Узнать, что такое ориентирование, что такое компас, что такое местные природные признаки ориентирования

Подписать стороны пути девочки и мальчика

Подписать стороны пути девочки и мальчика

Ваш маршрут пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха

Ваш маршрут пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха

Дидактический материал для обобщения знаний учащихся:

Дидактический материал для обобщения знаний учащихся:

Тема: «Россия на карте». Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении

Тема: «Россия на карте». Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении

Воспитательные: -Формировать интерес к изучению

Воспитательные: -Формировать интерес к изучению

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Определение темы (через загадки/ребус/иллюстрации)

Что обозначено на физической карте

Что обозначено на физической карте

Сколько морей и океанов омывают нашу страну

Сколько морей и океанов омывают нашу страну

Тема: «Золотое кольцо России»

Тема: «Золотое кольцо России»

Воспитательные: 1. Формировать положительный интерес к изучению

Воспитательные: 1. Формировать положительный интерес к изучению

Цель: узнаем, что такое Золотое кольцо

Цель: узнаем, что такое Золотое кольцо

Подпиши на физической карте города, которые входят в состав

Подпиши на физической карте города, которые входят в состав
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2022