Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по теме:
«Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по биологии»
(раздел «Систематика» курса «Ботаника»)
Выполнил:
учащийся 11 класса «Ж»
ФИО Колодин Константин Сергеевич
Подпись
Научный руководитель:
ФИО Загумённова
Лариса Серафимовна,
учитель биологии
Тамбов, 2019
Оглавление
Часть 1. ВВЕДЕНИЕ. 3
Часть 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4
ЕГЭ и его цели. 4
Структура КИМ ЕГЭ.. 4
Кодификатор. 4
Часть 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 8
Классификация растений. 8
Водоросли. 9
Размножение и жизненный цикл хламидомонады.. 11
Размножение и жизненный цикл улотрикса. 12
Высшие споровые растения. 16
Размножение и жизненный цикл мха кукушкиного льна. 18
Размножение и жизненный цикл папоротникообразных. 19
Размножение и жизненный цикл плауновидных. 20
Размножение и жизненный цикл хвощевидных. 20
Высшие семенные растения. 25
Размножение голосеменных растений (на примере сосны) 26
Отдел цветковые (покрытосеменные) 26
Классификация цветковых растений. 27
Эволюция растений. 33
Информационные источники. 40
Подготовка к ЕГЭ всегда будет одним из самых ответственных моментов в жизни выпускника. Но далеко не каждый способен сам подготовиться к экзаменам, хотя самоподготовка – один из лучших способов сделать это. Такой вид деятельности должен быть обдуманным, ученик должен осознавать то, что он делает. Для таких случаев есть специальные методические пособия, по которым работают не только ученики, но и учителя. Такие пособия помогают выпускнику, предоставляя необходимые знания и задания, максимально приближенные к настоящему экзамену.
В 10 классе мы уже провели подобную работу и составили методическое пособие по многим темам из курса «Ботаника». Так как данный проект пригодится нам самим при сдаче экзамена, мы решили завершить его, включив в него раздел «Систематика растений».
Цель проекта: завершить методическое пособие для подготовки к ЕГЭ (включив тему «Систематика»).
Задачи:
1) на основе спецификации определить назначение КИМ ЕГЭ и его структуру;
2) на основе кодификатора найти и отсортировать учебный материал по теме «Ботаника»;
3) составить практикум для тренинга по темам из курса «Ботаника».
Единый государственный экзамен – представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровни.
Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание: 6 – с множественным выбором с рисунком или без него; 6 – на установление соответствия с рисунком или без него; 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 2 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
Темы заданий ЕГЭ, указанные в спецификации, касающиеся курса «Ботаника»:
1. Биология как наука. Методы научного познания
2. Клетка как биологическая система
3. Организм как биологическая систем
4. Система и многообразие органического мира
5. Эволюция живой природы
Кодификатор по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, который включает в себя:
· Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии.
· Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии.
Темы, связанные с ботаникой, прописанные в кодификаторе:
2. Клетка как биологическая система:
2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.
2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
3. Организм как биологическая система
3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.
3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
4. Система и многообразие органического мира
4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.
4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.
6. Эволюция живой природы
6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
7. Экосистемы и присущие им закономерности
7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выпускник должен знать и понимать:
1. Методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез.
2. Строение и признаки биологических объектов:
· клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;
· вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
3. Сущность биологических процессов и явлений:
· обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
· митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
· оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
· круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
4. Современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
5. Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Уметь:
1. Объяснять:
· роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;
· единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;
2. Устанавливать взаимосвязи:
· строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
3. Распознавать и описывать:
· клетки растений и животных;
· особей вида по морфологическому критерию;
· биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;
4. Выявлять:
· отличительные признаки отдельных организмов;
· приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;
· абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
5. Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)
· биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы);
· процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
· митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение;
6. Определять
· принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
7. Для обоснования
· способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате исследований, проведенных ботаниками всего мира, уже известно более 350 тыс. разных растений, и все же специалисты-ботаники находят все новые и новые, еще не известные науке. Ученые-систематики изучают и описывают их, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия. Чтобы легче было разобраться во всем многообразии растений, их разделили на группы.
Систематика – наука о классификации живых организмов на основе их филогенетического родства. Основоположником систематики является Карл Линней.
Таблица 1. Таксономические категории (основные единицы систематики), применяемые в ботанике (в порядке уменьшения):
Таксономические категории |
Таксоны (примеры) |
Царство |
Растения |
Отдел |
Покрытосеменные |
Класс |
Двудольные |
Порядок |
Пасленоцветные |
Семейство |
Пасленовые |
Род |
Паслен |
Вид |
Картофель или паслен клубненосный |
Основной единицей систематики является вид. Когда мы говорим, например, об иве, мы подразумеваем растение определенного вида. Но ведь только в нашей стране известно около 170 видов ив, поэтому название каждого растения состоит из двух слов — названия рода, к которому данный вид относится, и видового эпитета, например: ива ломкая, ива белая, ива козья. Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство. Растения, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой.
Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь. Роды тополей, ива и чозения (последняя имеет только один вид, растущий на Дальнем Востоке) объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.
Отдел — наиболее крупная систематическая единица после царства. Растения одного отдела имеют общий план строения и важнейшие признаки. Вы уже познакомились с основными группами растительного царства. И вам будет несложно понять, почему различные растения входят в те или иные отделы. Так, все растения, относящиеся к отделу покрытосеменных, имеют цветок, у них происходит двойное оплодотворение, образуются семена и т. Д. У растений отдела голосеменных тоже образуются семена, но цветка у них нет, семязачатки расположены не в завязи, а открыто и т. Д. Водоросли — сборная группа растений, которую ученые делят на несколько отделов. Отдел покрытосеменных, или цветковых, растений самый многочисленный.
Царство Растения
Водоросли Лишайники Споровые Семенные
Моховидные Голосеменные
Папоротниковидные Покрытосеменные
Хвощевидные
Плауновидные
Это самые древние растения на Земле, обитающие в воде, на почве, на коре деревьев, а также образующие симбиотический организм — лишайник. Они прошли длительный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным сменявшимся условиям на Земле. Водоросли относятся к низшим растениям, так как не имеют тканей и органов. Являются начальным звеном в цепях питания, представляя собой пищу для животных, начиная от простейших и кончая млекопитающими. Наличие водорослей — необходимое условие для нормальной жизни водоёмов. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, который не только растворяется в воде (и им дышат живые организмы, обитающие в воде), но и выделяется в атмосферу. Человек активно использует водоросли. Во многих странах водоросли (ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др.) используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом. Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и пускают на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности.
Таблица 2. Общая характеристика некоторых отделов водорослей
Признаки |
Отделы |
||
Зеленые водоросли |
Бурые водоросли |
Красные водоросли (Багрянки) |
|
Местообитание |
Пресные и соленые водоемы, сырая почва, кора деревьев; могут образовывать симбиоз с грибами (лишайники) |
В основном дно моря до глубины 50 м (образуют бентос) |
В основном дно моря до глубины 100 м (образуют бентос) |
Численность, тысяч видов |
20,0 |
1,5 |
4,0 |
Вещества клеточной стенки |
Целлюлоза, пектин |
Пектин, целлюлоза |
Пектин, целлюлоза, карбонаты магния и кальция |
Форма хроматофора |
Чашеобразный, кольцеобразный, дисковидный, спиральный, зернистый |
Зернистый |
Дисковидный |
Пигменты |
Зеленые - хлорофиллы а, b, оранжевые -каротиноиды |
Зеленые - хлорофиллы а, с, оранжевые - каротиноиды, бурый - фукоксантин |
Зеленые - хлорофиллы a, d, оранжевые - каротиноиды, красный - фикоэритрин, синий - фикоциан |
Способы размножения: вегетативное
бесполое
половое
|
Частями таллома
Зооспорами
Изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация |
Частями таллома
Зооспорами
Изогамия, гетерогамия, оогамия |
Частями таллома (редко) Спорами
Оогамия |
Особенности цикла развития |
У большинства представителей в цикле развития преобладает гаметофит (n), у других - меньшего числа - спорофит (2п) |
У одних представителей преобладает спорофит (2n), у других - гаметофит (n). У многих талломы изоморфные - спорофит и гаметофит внешне выглядят одинаково |
У одних представителей преобладает спорофит (2n), у других - гаметофит (n). У многих талломы изоморфные - спорофит и гаметофит внешне выглядят одинаково |
Представители и их значение |
Одноклеточные: хламидомонада, хлорелла; многоклеточные: улотрикс, спирогира, кладофора - фитопланктон водоемов, служащий пищей для рыб и беспозвоночных; обогащают воду кислородом и образуют основную массу органических веществ водоемов |
Фукус, ламинария, саргасса образуют на дне морей обширные заросли - убежище для обитателей дна. Из водорослей извлекают соли калия, йод, бром, альгиновую кислоту; пищевое, диетическое и кормовое значение имеет ламинария (морская капуста) |
Вместе с коралловыми полипами участвуют в формировании океанических островов. Из анфельции извлекают агар-агар; пищевое применение имеет порфира |
Жизненный цикл хламидомонады идет с чередованием гаплоидной и диплоидной форм. В благоприятных условиях хламидомонада быстро размножается бесполым путем. Достигнув определенных размеров, клетка отбрасывает жгутики и округляется. Происходит, в зависимости от вида, 1, 2 или 3 митотических деления ядра. Под оболочкой материнской клетки образуется 2, 4 или 8 мелких клеток, имеющих пару жгутиков. Оболочка материнской клетки разрывается, и мелкие клетки, называемые зооспорами, выходят в среду. Они растут и превращаются во взрослых хламидомонад.
В неблагоприятных условиях у хламидомонады начинается половой процесс. Внутри родительских клеток формируются подвижные гаметы, которые выходят в воду. Гаметы, происходящие из разных родительских клеток, соединяются попарно и образуют зиготу. Она покрывается плотной оболочкой и превращается в зигоцисту, способную переживать неблагоприятные условия. При наступлении благоприятных условий в зигоцисте происходит мейоз, и из нее выходят 4 зооспоры, вырастающие во взрослую хламидомонаду.
Рис. 1 Жизненный цикл хламидомонады
Улотрикс растет в прикрепленном состоянии. Нижняя клетка нити, называемая прикрепительной (ризоидальной) клеткой, плотно врастает в поверхность какого-либо подводного предмета, образует толстую клеточную стенку, ее цитоплазма отмирает. Остальные клетки имеют одинаковое строение и способны к делению и фотосинтезу. За счет их деления водоросль растет в длину. Улотрикс размножается половым и бесполым путем.
Бесполое размножение улотрикса осуществляется с помощью подвижных 4-жгутиковых зооспор. Они образуются путем митотического деления из клеток средней части нити. Прикрепившись к какой-нибудь поверхности, они сбрасывают жгутики и делятся митозом в плоскости, параллельной поверхности. Нижняя клетка превращается в прикрепительную, а верхняя продолжает делиться, образуя нить. Нити улотрикса могут размножаться фрагментацией.
В неблагоприятных условиях улотрикс размножается половым путем. В клетках нити формируются подвижные гаметы. Они, соединяясь попарно, образуют зиготу, которая превращается с зигоцисту, переживающую неблагоприятные условия. В благоприятных условиях в ней происходит мейоз, и образовавшиеся гаплоидные клетки дают начало новым нитям улотрикса.
Рис. 2 Жизненный цикл улотрикса
Проверочная тематическая работа №1
по теме «Водоросли»
Выберите один правильный ответ из предложенных четырех
1. Водоросли считаются низшими растениями, так как:
1) они обитают в водной среде
2) тело их состоит из небольшого числа простых тканей
3) тело их состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей
4) в их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез
2. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:
1) клеточное строение 2) ткани 3) стебель с листьями 4) проводящую систему
3. К водорослям относят:
1) сфагнум 2) улотрикс 3) элодею 4) ряску
4. У зелёных водорослей хлорофилл находится в:
1) цитоплазме 2) хлоропластах 3) хроматофоре 4) вакуолях
5. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:
1) ядра 2) вакуоли 3) хроматофора 4) стигмы
6. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:
1) ризоидами 2) листьями 3) корнями 4) всем телом
7. Какой организм показан на рисунке?
1) протонема мха (зелёная нить)
2) зелёная водоросль
3) заросток папоротника
4) лист покрытосеменного растения
8. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
1) морского планктона
2) растений семейства Капустные
3) зелёных водорослей
4) бурых водорослей
Установите соответствие
9. Установите соответствие между водорослями и покрытосеменными растениями и признаками, характерными для этих растений.
ПРИЗНАКИ |
|
|
А) Первые, наиболее древние растения. Б) Господствующая группа растений на Земле. В) Не имеют органов и тканей. Г) Имеют вегетативные и генеративные органы. Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян. Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток. |
РАСТЕНИЯ
1) водоросли
2) покрытосеменные растения
10. Установите соответствие между характеристикой и группой растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют коробочки со спорами Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки Д) спорофит развивается на гаметофите Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы |
ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) Зелёные водоросли
2) Моховидные
11. Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
А. тело представлено талломом Б. листья редуцированы до чешуй В. споры развиваются в колосках Г. преобладание гаметофита Д. развито корневище с придаточными корнями в узлах Е. образует подвижные зооспоры |
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
1. 1
2. 2
Дайте полный ответ
12. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?
13. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.
ОТВЕТЫ
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
9. |
10. |
11. |
121221 |
112221 |
122121 |
12. 1) Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке.
2) Через мембрану путем осмоса.
13. 1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;
2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.
Тело высших растений дифференцировано на ткани и органы, которые появились у них как одно из приспособлений к жизни на суше. Спорангии и гаметангии у них многоклеточные. Систематическое положение всех отделов высших растений отражает последовательность их появления на Земле и усложнение строения тела, связанное с изменениями. условий жизни в процессе исторического развития органического мира.
Половое поколение — заросток, или гаметофит, — образуется из спор, имеет гаплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования гамет в специальных органах полового размножения — архегониях и антеридиях. Яйцеклетки развиваются в архегониях, сперматозоиды — в антеридиях. Следовательно, само название поколения «гаметофит» и обозначает растение, образующее гаметы. Бесполое поколение — спорофит формируется из зиготы, несет диплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования спор в специальных органах — спорангиях. Ткань спорангиев также имеет диплоидный набор хромосом. Она делится путем мейоза (как и в животном организме при образовании половых клеток в зоне созревания), в результате чего развиваются гаплоидные клетки — споры. Здесь название поколения «спорофит» и означает растение, образующее споры. У мхов преобладает гаметофит (половое поколение), у папоротников, хвощей, плаунов — спорофит (бесполое поколение).
Рис. 3 «Изменение соотношений гаметофита и спорофита у различных отделов растений в процессе эволюции»
Таблица 3. Сравнительная характеристика отделов
высших споровых растений
Признаки |
Мохообразные |
Папоротнико - образные |
Хвощеобразные |
Плаунообразные |
Преобладающее поколение |
Гаметофит |
Спорофит |
Спорофит |
Спорофит |
Чем представлен спорофит (бесполое поколение) в современной |
Коробочка на ножке |
Листостебельное корневищное травянистое растение. В тропиках -древесное растение |
Травянистое растение с членистым стеблем и чешуевидными листьями |
Травянистые вечнозеленые растения с мелкими листьями и укореняющимися побегами |
Место образования спор |
Спорангий, находящийся в коробочке |
Спорангии, собранные в сорусы на вайях (листостеблях) |
Спорангии на спорофиллах, собранных в спороносные колоски (стробилы) |
Спорангии на спорофиллах, собранных в спороносные колоски |
Чем представлено половое поколение (гаметофит) |
Листостебельные растения с архегониями и антеридиями (у зеленых мхов — раздельнополые, у белых — обоеполые) |
Зеленые сердцевидные заростки с архегониями и антеридиями; чаще обоеполые, но могут быть и раздельнополые. Размер 1-5 мм |
Зеленые лопастные заростки с архегониями и антеридиями. Чаще раздельнополые, но могут быть и обоеполые. Размер 2-4 мм |
Бесхлорофильные, гетеротрофные заростки с архегониями и антеридиями, живущие в симбиозе с грибами. Только обоеполые. Форма — близкая к полушарию, размер — 20-30 мм |
Продолжительность жизни полового поколения (гаметофита) |
Много лет |
Один сезон |
Один сезон |
12-15 лет |
Расположение спорофита по отношению к гаметофиту |
На одном растении |
Разные растения |
||
Направление эволюции |
Тупиковая ветвь |
Прогрессивное направление, давшее семенные растения |
Широко распространен во влажных лесах умеренной зоны. Его коричневатый стебель содержит мертвые вытянутые клетки, выполняющие функцию проведения и накопления воды. Простые листочки состоят из нескольких слоев зеленых клеток и не имеют жилок. В нижней части стебля молодого мха образуются одноклеточные выросты — ризоиды, выполняющие функцию поглощения воды и минеральных солей. Зеленые растения мха — это гаплоидная стадия, или гаметофит. Мох кукушкин лен — раздельнополое, или двудомное, растение. На верхушке одних растений формируются женские органы, называемые архегониями.
Рис. 4 Жизненный цикл кукушкиного льна
Каждый архегоний содержит одну яйцеклетку. На мужских растениях развиваются антеридии — органы, представляющие собой мешочки, в которых образуются сперматозоиды. Для оплодотворения мху нужна вода, по которой сперматозоиды могли бы переплыть на женское растение и проникнуть в архегоний.
После оплодотворения из образовавшейся зиготы развивается диплоидный спорофит. Он растет на гаплоидном зеленом растении и использует образованные им вещества. Он имеет вид длинной коричневой нити, называемой ножкой. Одним концом она прикреплена к верхушке гаметофита, а на другом образуется расширение, являющееся спорангием. В этом расширении формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом, образуя множество одноклеточных спор. Зрелый спорангий состоит из коробочки и крышечки. Крышечка отрывается, и споры высыпаются и разносятся ветром на большие расстояния. Из спор, попавших во влажное освещенное место, вырастает тонкая ветвящаяся нить (протонема). На ее концах формируются почки, дающие начало новым гаплоидным растениям.
В настоящее время отдел насчитывает примерно 12 000 видов. Жизненные формы: травы, деревья и лианы (несколько тропических видов). Есть водные формы, например, сальвиния плавающая. Листья папоротников — вайи — цельные или сложно расчлененные с хорошо развитой проводящей системой. Развитие листа происходит из «улитки». Листья могут быть дифференцированы на стерильные и фертильные, например, у страусника, иметь стерильную и фертильную часть или выполнять одновременно обе функции (большинство папоротников). У страусника фертильные листья не фотосинтезируют.
Жизненный цикл папоротников включает чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорофита с преобладанием спорофита. В жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого размножения.
Рис. 5 Жизненный цикл папоротников
При бесполом размножении на нижней стороне листа образуются парные выросты — сорусы. Сорус представляет собой ножку и покрывальце, закрывающее снизу шаровидные спорангии, отходящие от основания ножки. В спорангиях формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом с образованием гаплоидных клеток, становящихся спорами. В сухую погоду края покрывальца отгибаются, а оболочка спорангия лопается. Из спор, попавших во влажное освещенное место, развивается гаплоидный гаметофит папоротника — заросток. На его нижней стороне образуются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. Так же, как и мхам, папоротникам для оплодотворения нужна вода. По ней многожгутиковые сперматозоиды папоротника плывут к архегониям. Там сперматозоиды сливаются с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Из нее вырастает новое диплоидное растение.
В жизненном цикле плаунов, как и всех папоротникообразных, происходит чередование полового и бесполого размножения. На концах побегов плауна образуются прямостоячие спороносные колоски — стробилы. Спороносные колоски покрыты видоизмененными чешуевидными листочками — спорофиллами — на которых образуются спорангии. В спорангиях в результате мейоза образуются гаплоидные споры. Созревшие споры высыпаются, и из них развивается гаплоидный заросток.
У многих видов плаунов заросток развивается под землей в течение нескольких лет, питаясь гетеротрофно, в основном за счет симбиоза с грибом. На зрелом гаметофите образуются архегонии с яйцеклетками и антеридии со сперматозоидами. После оплодотворения из зиготы развивается диплоидный спорофит, который питается за счет гаметофита, пока не достигнет поверхности земли, где он начинает фотосинтезировать.
Рис. 6 Жизненный цикл плауна
Древняя группа сосудистых растений, представленная в настоящее время примерно 30 видами. Стебли полые, состоящие из отдельных члеников и выполняющие функцию фотосинтеза. Для увеличения прочности под эпидермой проходят пучки волокон склеренхимы, образуя ребра на поверхности стебля. Кроме того, в стеблях хвощей откладываются мелкие кристаллы кремнезёма, увеличивающие их жесткость.
Под землей у хвоща образуется густая сеть корневищ, служащих для вегетативного размножения и переживания зимы.
Весной из-под земли вырастают спороносные побеги. Они имеют коричневый цвет, т. к. не содержат хлорофилла и живут за счет накопленных в прошлом году запасов питательных веществ. На их спорофиллах в результате мейоза образуются гаплоидные споры, которые имеют специальные нитевидные выросты, меняющие форму в зависимости от влажности. Это позволяет им легче покидать спорангий и шире распространяться. Они дают начало гаплоидному заростку. Жизненный цикл хвощей похож на жизненный цикл папоротников.
Рис. 7 Жизненный цикл хвощей
Проверочная тематическая работа №2
по теме «Высшие споровые растения»
Выберите один правильный ответ из предложенных четырех
1. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют:
1) проводящей системы
2) цветков и плодов
3) хлоропластов в клетках
4) эпидермиса с устьицами
2. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них:
1) стеблей 2) листьев 3) корней 4) ризоидов
3. Высшие растения отличаются от низших:
1) расчленением тела на органы
2) наличием таллома
3) вегетативным размножением
4) размножением спорами
4. Что развивается из споры папоротника?
1) слоевище 2) корневище 3) стебель 4) заросток
5. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:
1) участие насекомых-опылителей
2) наличие ветра
3) присутствие воды
4) образование пыльцевой трубки
6. К споровым растениям относится:
1) плаун булавовидный
2) сосна крымская
3) клен остролистный
4) мак самосейка
7. В чём проявляется зависимость папоротников от водной среды?
1) отсутствие устьиц в листьях
2) созревание спор в воде
3) необходимость воды для оплодотворения
4) отсутствие корня
8. Какой цифрой обозначен гаметофит папоротника?
9. Половые органы папоротника развиваются:
1) на листьях 2) на корневище 3) в спорангиях 4) на заростке
10. Тело хвоща состоит из:
1) стебля и корней
2) стебля и листьев
3) листьев и корней
4) стебля, листьев и корней
11. Спорофит паразитирует на гаметофите у:
1) папоротников 2) плаунов 3) мхов 4) хвощей
Установите соответствие
12. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
|
ОСОБЕННОСТИ |
1) Мхи 2) Папоротники |
|
А) листостебельное растение в почве закрепляется ризоидами Б) в цикле развития преобладает спорофит В) споры образуются в коробочках Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев Д) из споры развивается заросток Е) из споры развивается зелёная нить |
13. Установите соответствие между характеристикой и группой растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
ГРУППА РАСТЕНИЙ |
А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют коробочки со спорами Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки Д) спорофит развивается на гаметофите Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы |
|
1) Зелёные водоросли 2) Моховидные |
14. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ |
А) споры образуются в стробилах Б) клетки не дифференцированы В) основная стадия жизненного цикла гаплоидная Г) имеет придаточные корни Д) только сперматозоиды имеют жгутики Е) зимует в виде корневища |
|
1) Зелёные водоросли 2) Плауновидные |
16. В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников?
17. Рассмотрите рисунки. Опишите отличительные особенности данных растений и определите к какому отделу они относятся.
ОТВЕТЫ
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
12. |
13. |
14. |
121221 |
112221 |
211222 |
15. 1) 2 - спора;
2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;
3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.
16. 1) Большинство мхов — листостебельные растения, не имеющие корней, папоротники имеют корни.
2) Мхи имеют простые листья, папоротники — простые и сложные.
3) В жизненном цикле мхов преобладает гаплоидный гаметофит, в жизненном цикле папоротников — диплоидный спорофит.
17. 1) На правом рисунке изображён хвощ.
Хвощи принадлежат к отделу Хвощевидные. Отличительные особенности хвощей: редуцированные листья, мутовчатое расположение листьев, спороносные побеги без хлорофилла.
2) На левом рисунке изображена земляника.
Земляника принадлежит отделу Цветковые (Покрытосеменные).
Отличительные особенности: имеются цветы, характерные плоды (орешек), сложные листья с сетчатым жилкованием.
В девонском периоде палеозойской эры появились семенные папоротники, которые вымерли в меловом периоде. Они дали начало семенным растениям, которые появились в результате дальнейшей эволюции разноспоровых растений. Внутренне оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление новой, чрезвычайно эффективной единицы расселения – семени – являются главными биологическими преимуществами семенных растений, давшими им возможность полнее приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем папоротникообразные.
Значительным ароморфозом семенных растений следует считать появление пыльцевой трубки, по которой мужская гамета движется к женской. Семя образуется в мегаспорангии, который совместно со своей оболочкой называют семяпочкой или семязачатком. Оболочка мегаспорангия имеет узкий канал, через который проникает микроспора. В мегаспорангии развивается женский гаметофит, образуются яйцеклетки, происходит оплодотворение. Оплодотворению предшествует опыление. Мужские гаметы (спермии), возникшие внутри микроспоры, как правило, лишены жгутиков и не обладают подвижностью.
Формирование семени и пыльцевой трубки определило редукцию гаплоидного гаметофита и совершенствование диплоидного спорофита, более приспособленного к обитанию в наземных условиях. Семенные растения представлены двумя отделами: голосеменные и покрытосеменные. К голосеменным относят растения, размножающиеся семенами, но не образующие плодов; у покрытосеменных растений семена расположены внутри завязи, из которой развивается плод, т.е. они защищены.
Таблица 4. Отдел голосеменные
Признаки |
Характеристика |
Основные ароморфозы |
Образование пыльцевой трубки и семени, совершенствование тканей (сосуды – трахеиды) |
Количество видов |
Около 700 |
Распространение |
По всему земному шару, преимущественно это древесные растения |
Особенности строения |
Имеют корень, стебель и листья. Стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину. В древесине нет сосудов и механической ткани. Проводящая ткань представлена трахеидами, выполняющими и механическую функцию. В стебле имеются смоляные ходы, в которых образуется живица, выполняющая защитную функцию. Корневая система чаще стержневая. У большинства голосеменных листья игольчатые (хвоя). |
Спорофит у голосеменных – многолетнее растение. Весной на побегах образуются мужские и женские шишки (видоизмененные побеги). Мужские шишки зеленовато-желтого цвета собраны в густые колосовидные «соцветия». На нижней стороне чешуек находится по 2 микроспорангия – пыльцевых мешка. В них мейозом образуются микроспоры, из которых развивается и созревает пыльца (мужской гаметофит). Пыльцевые зерна овальной формы, имеют по два воздушных пузырька, способствующих переносу пыльцы ветром.
Красноватые женские шишки крупнее мужских. Они располагаются поодиночке на верхушках молодых побегов и имеют наружные (кроющие) и внутренние (семенные) чешуи. На внутренней стороне каждой семенной чешуи образуются по два семязачатка (семяпочки), из которых впоследствии развиваются семена. Семязачаток – это спорангий, окруженный покровами, которые на вершине не смыкаются, образуя пыльцевход. В спорангии формируется мегаспора, которая прорастает в женский гаметофит с гаплоидным набором хромосом. На нем формируется 2 архегония с женскими яйцеклетками.
Созревшая пыльца переносится ветром на семязачатки женских шишек (в конце мая – начале июня), после чего их чешуи склеиваются смолой. От опыления до оплодотворения проходит 12 месяцев. В результате двух митозов в пыльцевых зернах образуются 2 спермия и вегетативная клетка, которая образует пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка проникает внутрь семязачатка. По ней проникают два спермия: один их них сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. Из зиготы развивается зародыш семени, состоящий из зародышевого корешка и верхушечных меристем на обоих концах. Гаплоидный эндосперм образуется в семязачатке после оплодотворения. Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.
Основные ароморфозы: наличие цветка, двойного оплодотворения, плода, сосудов и механических волокон в древесине (рассмотрено в теме «Строение Покрытосеменных растений»)
Таблица 5. Жизненные формы растений отдела покрытосеменные
Жизненная форма |
Представители |
|
Деревья |
Растения с одним главным одревесневшим стеблем (стволом), на котором расположена система побегов |
Липа, ольха, береза, дуб, ясень, тополь, клен, граб, вяз, рябина |
Кустарники |
Растения, имеющие несколько равноценных одревесневших стволовых осей (стволиков), которые отходят от общего основания |
Лещина, шиповник, бузина, калина, крушина, жимолость, волчье лыко, барбарис, бересклет, акация, роза морщинистая, чубушник, сирень, гортензия |
Кустарнички |
Кустарники высотой менее 1 метра |
Черника, клюква, брусника, голубика, багульник, вереск |
Травянистые |
Растения с сочными, неодревесневающими побегами |
Майник, полевица, рогоз, мятлик, ландыш, любка, касатик, подорожник, одуванчик, чистотел, василек, иван-чай |
Отдел покрытосеменных растений включает два класса: двудольные и однодольные. Однодольные растения произошли от двудольных, и между ними много общих черт. Тем не менее однодольные и двудольные характеризуются наличием следующих отличительных признаков:
Таблица 6. Сравнительная характеристика
двудольных и однодольных растений
Признак |
Двудольные |
Однодольные |
Наличие семядолей в зародыше семени |
Две |
Одна |
Корневая система |
Растения, выросшие из семени, обладают длительно сохраняющимся главным корнем, который развивается из зародышевого корешка. Развита система главного корня. Стержневая или мочковатая корневая система. |
Раннее отмирание главного корня и развитие придаточной корневой системы. Мочковатая корневая система. |
Стебель |
Наблюдается сплошное расположение проводящей системы, причем пучки размещаются на поперечном срезе стебля по кругу. Наличие камбия обеспечивает нарастание стебля в толщину |
Расположение проводящих пучков в стебле не по кругу, а беспорядочно, отсутствие в проводящих пучках камбия, вследствие чего нет утолщения стебля |
Листовые пластинки |
Чаще всего имеют сетчатое, перистое или пальчатое жилкование |
Параллельное или дуговое жилкование листьев |
Число частей цветка |
Кратно 5-4. Содержат пять (четыре) чашелистиков, тычинки. Пестик состоит из пяти или четырех плодолистиков. |
Цветки обычно трехчленные, реже двух- и четырехчленные |
Жизненные формы |
Древесные формы, кустарники и травы |
Подавляющее большинство – травянистые растения |
Главнейшие семейства |
Розоцветные, крестоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные |
Злаковые, лилейные |
Главный признак для определения семейств – строение цветка, дополнительные – соцветия и плоды.
Таблица 7. Признаки семейств отдела покрытосеменные растения
Класс и семейство |
Представители |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Особенности строения |
Класс двудольные 1.Розоцветные |
Шиповник |
*Ч5Л5Т¥П¥ |
Одиночный цветок |
Ценородий (многоорешек) |
Листья очередные, простые или сложные, часто с прилистниками |
Вишня |
*Ч5Л5Т¥П1 |
Простой зонтикч, щиток |
Костянка, многокостянка, яблоко |
Цветоложе разросшееся-выпуклое, вогнутое, блюдцевидное; часто участвует в образовании плода |
|
2. Крестоцветные (капустные) |
Редька |
*Ч4Л4Т2+4П1 |
Кисть |
Стручок |
Лепестки венчика расположены крестообразно |
Пастушья сумка |
*Ч4Л4Т2+4П1 |
Кисть |
Стручочек |
Листья очередные, обычно опушены волосками |
|
3. Паслёновые |
Картофель |
*Ч(5)Л(5)Т5П1 |
Завиток |
Ягода |
Листья без прилистников, простые, цельные или рассеченные |
Дурман |
*Ч(5)Л(5)Т5П1
|
Одиночный цветок |
Коробочка |
Части растения содержат алкалоиды |
|
4. Сложноцветные (астровые) |
Подсолнечник |
*Ч5Л(5)Т(5)П1 трубчатый |
Корзинка
|
Семянка |
Цветки трех типов: язычковые, трубчатые, воронковидные (у некоторых – ложноязычковые) |
Календула (ноготки) |
Ч5Л(5)Т(5)П1 язычковый |
Корзинка |
Семянка |
Обертка вокруг соцветия |
|
5. Бобовые (мотыльковые) |
Горох |
Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
Одиночные цветкиё |
Боб |
Листья сложные с прилистниками |
Клевер |
Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
Головка |
Боб |
Вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями |
|
Класс однодольные 1. Лилейные |
Лилия |
*О3+3Т3+3П1 |
Одиночный цветок |
Коробочка |
Имеют видоизмененные побеги: корневище, луковицы. |
Ландыш |
*О(6)Т6П1 |
Кисть |
Ягода |
Листья простые, цельные с параллельным или дуговым жилкованием. |
|
2. Злаковые (мятликовые) |
Пшеница |
О2+(2)Т3П1 |
Сложный колос |
Зерновка |
Стебель соломина со вставочным ростом. |
Кукуруза |
О2+(2)Т3П1 |
Початок Метёлка |
Зерновка |
Лист с влагалищем. |
Проверочная тематическая работа №3
по теме «Высшие семенные растения»
Выберите один правильный ответ из предложенных четырех
1. Плоды образуются у растений отдела:
1) Голосеменные
2) Папоротниковидные
3) Плауновидные
4) Покрытосеменные
2. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу:
1) моховидных
2) хвощевидных
3) голосеменных
4) покрытосеменных
3. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу:
1) голосеменных, классу хвойных
2) голосеменных, классу хвойниковых
3) покрытосеменных, классу однодольных
4) покрытосеменных, классу двудольных
4. Рожь и подсолнечник относят к разным классам на основании различий в строении:
1) клеток
2) проводящих сосудов
3) цветка, семени, корневой системы
4) способов размножения
5. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле:
1) папоротниковидные
2) водоросли
3) голосеменные
4) покрытосеменные
6. Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?
1) Папоротниковидные
2) Моховидные
3) Покрытосеменные
4) Голосеменные
7. Какое растение относят к голосеменным:
1) гинкго двулопастный
2) хвощ полевой
3) живокость полевую
4) миндаль обыкновенный
8. Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно:
1) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий
2) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника
3) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка
4) разнообразие способов распространения плодов, семян
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
9. Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) семенное размножение
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые в древесине трахеиды
10. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений?
1) способны образовывать обширные леса
2) характеризуются многообразием жизненных форм
3) размножаются семенами
4) опыляются насекомыми и птицами
5) имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) образуют сочные и сухие плоды
11. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые?
1) в основном кустарники и деревья
2) плод стручок или стручочек
3) плод коробочка или ягода
4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
5) к семейству относятся картофель, табак
6) к семейству относятся редька, редис
Установите соответствие
12. Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных, для которого он характерен.
ПРИЗНАК |
|
СЕМЕЙСТВО |
А) плод боб Б) трёхчленный цветок В) соцветие сложный колос Г) стержневая корневая система Д) в проводящей системе есть камбий Е) листья с параллельным жилкованием |
|
1) Бобовые 2) Злаки |
13. Установите соответствие между растением и его признаками.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
РАСТЕНИЕ |
А) цветок трехчленный Б) околоцветник двойной В) плод костянка Г) цветок пятичленный Д) плод зерновка Е) листья с параллельным жилкованием |
|
1) Вишня 2) Пшеница |
14. Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.
КЛАСС РАСТЕНИЙ |
|
ПРИЗНАКИ |
1) Однодольные 2) Двудольные |
|
А) стержневая корневая система Б) параллельное или дуговое жилкование листьев В) сетчатое жилкование листьев Г) развит камбий, древесина Д) мочковатая корневая система Е) камбия нет |
Дайте полный ответ
15. Определите по рисунку, к какому отделу и к какому классу относится изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу. Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.
16. Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
17. Какие особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных способствовали их процветанию на Земле?
ОТВЕТЫ
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
346 |
135 |
12. |
13. |
14. |
122112 |
211122 |
212211 |
15. 1) отдел Покрытосеменные (Цветковые) — наличие соцветия (цветка) и плода;
2) класс Двудольные — сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система;
3) соцветие — корзинка;
4) плод семянка, сухой, односеменной
16. 1) их размножение не зависит от наличия воды;
2) зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами
3) семена образуются на видоизмененных побегах — шишках или шишкоягодах.
17. 1) Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
2) Приспособленность плодов к распространению различными способами.
3) Многочисленность и защищенность семян.
4) Независимость процесса оплодотворения от воды.
Появление первичных организмов (архейская эра)
Появление цианобактерий и первых зеленых водорослей (архейская эра)
Развитие низших растений (протерозойская эра)
Процветание водорослей (палеозойская эра, ордовик)
Возникновение споровых растений (палеозойская эра, девон)
Появление голосеменных растений (конец палеозоя – начало мезозоя)
Появление покрытосеменных растений (мезозойская эра, мел)
Растительный мир приобретает современный облик (кайнозойская эра)
Итоговая контрольная работа
Напишите пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса
1. Рассмотрите предложенную схему развития споровых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Выберите один правильный ответ из предложенных четырех
2. В систематике растений крестоцветные рассматриваются как:
1) класс 2) порядок 3) семейство 4) род
3. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то у него, как правило:
1) мочковатая корневая система
2) одна семядоля в семени
3) развит главный корень
4) цветок трёхчленного типа
4. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?
1) Паслёновые 2) Крестоцветные 3) Сложноцветные 4) Злаки
5. На каком рисунке изображена морская водоросль ламинария?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
6. Об усложнении покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными, свидетельствует появление у них:
1) придаточных корней
2) зародыша в семени
3) разнообразия листьев
4) разнообразных плодов
7. Споры папоротника — специализированные клетки, с помощью которых осуществляется:
1) бесполое размножение
2) вегетативное размножение
3) почкование
4) регенерация
8. Споры у цветковых растений в отличие от спор бактерий образуются в процессе:
1) адаптации к жизни в неблагоприятных условиях
2) митоза гаплоидных клеток
3) мейоза диплоидных клеток
4) полового размножения
9. У цветковых растений яйцеклетка формируется из:
1) микроспор путем митоза
2) пыльцевого зерна
3) гаплоидного ядра зародышевого мешка
4) диплоидного ядра центральной клетки
10. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:
1) клеточное строение
2) ткани
3) стебель с листьями
4) проводящую систему
11. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к:
1) улучшению минерального питания растений
2) повышению интенсивности фотосинтеза
3) экономному расходованию воды
4) улавливанию солнечного света
12. Важный шаг в эволюции растений — появление семени, так как в отличие от споры оно представляет собой:
1) одну клетку, покрытую оболочкой
2) вегетативную почку
3) многоклеточный зачаток нового растения
4) половую клетку
13. Тип плода, показанный на рисунке, характерен для растений семейства:
1) Сложноцветных
2) Мотыльковых
3) Лилейных
4) Злаков
14. Найдите название класса среди перечисленных групп растений:
1) моховидные
2) двудольные
3) цветковые
4) голосеменные
Установите правильную последовательность
15. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.
1) образование предростка (протонемы)
2) оплодотворение при наличии воды
3) прорастание споры
4) развитие на предростке женских или мужских растений
5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток
6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
16. Установите правильную последовательность событий, происходящих при половом размножении цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) прорастание вегетативной клетки
2) перенос пыльцы на рыльце пестика
3) образование пыльцевой трубки
4) образование зиготы и эндосперма
5) проникновение спермиев в зародышевый мешок
6) формирование семени
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Мохообразные, в отличие от зелёных водорослей:
1) не требуют воды для размножения
2) имеют покровную ткань
3) имеют недифференцированный таллом
4) имеют доминирующую стадию — гаметофит
5) образуют коробочку со спорами
6) имеют специализированные органы полового размножения
18. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
19. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется:
1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путём мейоза
20. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.
(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.
21. Выберите три верных ответа из шести и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для этого
растения?
1) относится к классу Двудольные
2) цветок трёхчленного типа
3) корневая система стержневая
4) в семени одна семядоля
5) относится к семейству Лилейные
6) плод — орех
Дайте полный ответ
22. Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
23. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
24. К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.
ОТВЕТЫ
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
заросток |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
3 |
1 |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
3 |
3 |
4 |
2 |
314526 |
213546 |
256 |
125 |
245 |
346 |
245 |
22. 1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечивало их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя — многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора — одна клетка
23. 1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;
2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n) (или, клетки мякоти иголок путем митоза из других клеток мякоти);
3) спермии сосны развиваются из гаплоидных микроспор (n) путём митоза (или, спермии образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна путём митоза)
24. 1) Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные.
2) Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка (цветок изображен справа от соцветия, видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка)
3) Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев (может быть ещё дуговое жилкование), цветок трехчленного типа.
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.
2. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы : учебное пособие / А.Г.Мустафин ; под ред. Проф. В.Н.Ярыгина. – 21-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2019. – 584 с.
3. Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р.Г. Зая [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 396,[3] с.- (Без репетитора).
4. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2002. – 816 с.
5. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
6. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-eg
7. https://foxford.ru/wiki/biologiya
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.