Методическое пособие по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Оценка 5

Методическое пособие по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Оценка 5
docx
18.07.2024
Методическое пособие по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
44.02.02_МДК 02.03 Методическое пособие.docx

Министерство общего и профессионального образования

 Ростовской   области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

 

по МДК 02.03 Теоретические и методические основы

организации трудовой деятельности   дошкольников

 

Специальность 44.02.01   Дошкольное образование

 

 Методическое пособие адресовано  студентам 2,3 курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Пособие призвано оказать помощь студентам  в освоении МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, а так же в  их работе по трудовому воспитанию дошкольников, в выборе возможных путей достижения образовательно-воспитательных целей.

 

 


 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………..…………….….….4

  2.Виды труда дошкольников….……………………………………………….…..5

  3.Цель и задачи трудового воспитания дошкольников……………..……...……6

  4.Формы организации трудовой деятельности  дошкольников……………..…..6

  5.Организация труда дошкольников в разных возрастных группах…....……..11

  6.Методические указания по организации режимных моментов……....…...…17

  7.Оборудование и материалы…………………………………………………….19

  8.Список литературы…………………………………………………………… ..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

                                            А.С.Макаренко

Введение

   В основе методического пособия находятся  положения В. А. Сухомлинского, A.C. Макаренко, К. Д. Ушинского, Т. А. Марковой, М. И. Лисиной, Л. Ф. Островской, P.C. Буре, Л.В. Куцаковой и других представителей отечественной педагогики и психологии, уделявших большое внимание трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В соответствии с требованиями федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования  трудовое воспитание – это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества:

-развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие»

В п.3.1 ФГОС ДО  определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость труда.
   Пособие призвано оказать помощь студентам  в освоении МДК 02.03 в выборе возможных путей достижения образовательно-воспитательных целей.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться.

 

Виды труда дошкольников

 

   Выделяются следующие виды детского труда:
   -самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных  потребностей);
   - хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
   -труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
   -ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

 

http://thelib.ru/books/00/15/85/00158585/i_001.png

 

Рис.1 Цель и задачи трудового воспитания

 

Формы организации трудовой деятельности  дошкольников

 Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

     Содержание труда реализуется в разных формах организации:

- поручения (отдельным детям, небольшим группам),

- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

 

http://thelib.ru/books/00/15/85/00158585/i_003.png

Рис.2 Формы организации труда дошкольников

 

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем то из своих сверстников. Поручить значит обязать ребёнка выполнить какую либо работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения.

Трудовые поручения по форме организации могут быть:

- индивидуальными;

- подгрупповыми;

- общими.

По продолжительности:

- кратковременными;

- длительными;

- постоянными;

- одноразовыми.

Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Воспитатель даёт общее поручение для 5-6 чел. (Перенести игрушки с участка в помещение или наоборот.) Дети должны уметь согласовывать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполняемых поручений. Воспитатель может тактично помочь советом, подсказкой, при этом обязательно показать, что ребёнок и сам в состоянии подумать, как будет выполнить поручение – с чего начать и т. д. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведения дела до конца.

Дежурства.

Дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах   всей группы.

Виды дежурств:

-по столовой;

- в уголке природы;

- по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь младшему воспитателю, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение. (начиная с 3х лет дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол.) Затем задание усложняется;

- один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы;

- другой раскладывает ложки

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость другим детям, поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям.

Это дежурство требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:

- рисовании карандашами;

- красками;

- при лепке;

- конструировании;

- аппликации.

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы:

Должно быть организованно так, что бы в течении всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Желательно, что бы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд.

Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую- то часть работы самостоятельно.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания двум  детям – каждый выполняет его отдельно.

Общий труд вводится в средней группе.

Совместный труд, вводиться в старшей и подготовительной группах.

Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других.

Цель – как и в общем труде единая. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.

Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:

- договариваются о разделении труда;

- помогают друг другу ;

- болеют за качество общей, совместной работы.

При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.

Средства трудового воспитания дошкольников:

- собственная трудовая деятельность;

- ознакомление с трудом взрослых;

- художественные средства.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду.

Художественные средства трудового воспитания: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

       Организация труда дошкольников в разных возрастных группах

       I младшая группа (2-3 года)

Самообслуживание:

Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). В процессе одевания и раздевания направлять внимание на последовательность действий. Приучать к опрятности.

Хозяйственно-бытовой труд:

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

Труд в природе:

В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

Поощрять детей к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.

II младшая группа (3-4 года)

Необходимо  рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности взрослых.

Самообслуживание:

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд:

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе:

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т. д.).

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Средняя группа (4-5 лет)

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Самообслуживание:

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

Приобщать к культуре поведения за столом.

Приучать самостоятельно готовить к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д.).

Хозяйственно-бытовой труд:

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе:

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Старшая группа (5-6 лет)

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. п.). Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. Обращать внимание детей на то, как произведения художников, писателей украшают жизнь людей, делают ее интереснее.

Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Учить детей наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.

Самообслуживание:

Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

Развивать у детей желание помогать друг другу.

Хозяйственно-бытовой труд:

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице.

Приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Труд в природе:

Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.

Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.

Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Ручной труд:

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Учить детей экономно и рационально расходовать материалы

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Расширять представления детей о труде взрослых.

Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать потребность трудиться. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Самообслуживание:

Закреплять умение самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Продолжать приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, скромность, доброта.

Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд:

Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе и воспитанников младших групп).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам (концерт для родителей, малышей, день смеха и т. п.).

Учить самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, приводить в порядок рабочее место.

Труд в природе:

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.

Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм птицам, морским свинкам.

Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой учить сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы к праздникам.

Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, прополке и окучиванию, к поливу грядок и клумб.

Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.

Ручной труд:

Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

В процессе работы развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.

 

Методические указания по организации режимных моментов

Алгоритм умывания

Сейчас мы вас научим правильно умываться.

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Всем расскажем малышам,

Интересно это нам!

-закатать рукава;

-открыть кран так, чтобы вода текла маленькой струей;

-намочить руки;

-намылить руки, перемещая мыло в ладошках;

-положить мыло в мыльницу;

-тщательно помылить руки;

-смыть водой мыло;

-набрать в ладошки воду и вымыть лицо;

-закрыть кран;

-отжать руки;

-взять свое полотенце, развернуть его;

-вытереть насухо лицо и руки;

-повесить свое полотенце в домик.

Кто рукавчик не засучит, тот водицы не получит.

Выходи, вода, водица, мы пришли к тебе умыться.

Моем мылом мы ладошки, и смываем понемножку.

Водичка, водичка, умой мое личко,

 Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Алгоритм одевания:

-трусики, майка;

-колготки, рубашка;

-брюки или штанишки, джемпер;

-обувь;

-куртка или пальто;

-шапка, шарф, варежки.

Алгоритм дежурства

В трудовые обязанности в детском саду вводят дежурство по столовой.

Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы.

В это время помощник воспитателя подает на раздаточный стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальных емкостях, тарелки для первого блюда, чашки.

Дети вдвоем накрывают каждый стол скатертью стелют индивидуальные салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые) и договариваются между собой о том, кто какие столы сервирует.

Помощник воспитателя разливает в чашки напиток и раскладывает хлеб в хлебнице.

На подготовленный стол в такой последовательности дежурные ставят:

·         салфетницы с бумажными салфетками (в центре стола);

·         хлебницы с хлебом (в центре стола возле салфетниц);

·         чашки с напитком (ближе к центру стола напротив места ребенка);

·         тарелки для первого блюда (напротив места ребенка);

·         столовые приборы (нож – справа от тарелки; ложку справа от ножа, вилку – слева от тарелки).

Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это поочередно с каждым видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения задания ребенком. Так, сначала один дежурный берет емкость с ножами и раскладывает их в определенном месте за теми столами, которые он обслуживает; второй дежурный в это время раскладывает вилки за своими столами; далее такие же действия проделываются и с другими приборами.

·         Помощник воспитателя приносит первое блюдо и наливает его в тарелки.

·         Дежурные приглашают детей к столу и желают всем приятного аппетита (дети старшего дошкольного возраста могут объявить меню, предварительно осведомившись об этом у воспитателя).

·         После завершения приема первого блюда, дежурные забирают тарелки, составленные одна на одну и поставленные на край стола. Дальше разносят второе блюдо, которое стоит в тарелках на раздаточном столе.

После полного приема пищи детьми дежурные счищают пищевые остатки с тарелок, складывают их одна на одну и относят посуду для мытья. Специальными щетками сгребают крошки в совок, убирают со столов чашки, хлебницы, складывают скатерти.

При необходимости и учитывая возраст и индивидуальные возможности дежурных детей, можно поручать им подмести вокруг столов до того, как помощник воспитателя сделает.

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготови­тельной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах де­журные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

 

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут. Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда необходимы:

• фартуки;

• подносы;

• тазики;

• щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Руководя процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям.


 

Список литературы

1.                 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗзакон от 29.12.2012 №273-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1) – 120с.

2.                 Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2012. – 117с.

3.                 Бабенко С.В. Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста, Сатка,2013.- 74с.

4.                 Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера. – 320с.

5.                 Баландина Е.А, Истомина И.Г Освоение дошкольниками трудовой деятельности. Формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности.- Волгоград: Учитель,2018 – 250с.

6.                 Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. 169с.

7.                 Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.- М: «Академия»,2015 г. 144с.

8.                 Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9.-175с.

9.                 Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2014 №7. – 85с.

10.            Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет -, М., Мозаика-Синтез, 2018 – 312с.

11.            Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2014 – 320с.

12.            Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 176с.

13.            Савченко В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ / В.И. Савченко //Дошкольная педагогика. – 2013.- №8. – С.6 – 11. – 146с.

14.            Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,  2013 г. – 276с.


 

15.           

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Содержание 1. Введение……………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры

Только при хорошей организации ребенок испытывает радость труда

Только при хорошей организации ребенок испытывает радость труда

Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его

Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его

Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

Рис.2 Формы организации труда дошкольников

Рис.2 Формы организации труда дошкольников

По продолжительности: - кратковременными; - длительными; - постоянными; - одноразовыми

По продолжительности: - кратковременными; - длительными; - постоянными; - одноразовыми

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте

Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других

Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания

Организация труда дошкольников в разных возрастных группах

Организация труда дошкольников в разных возрастных группах

Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий

Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий

Средняя группа (4-5 лет) Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях

Средняя группа (4-5 лет) Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя)

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя)

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения

Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр

Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр

Хозяйственно-бытовой труд: Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в…

Хозяйственно-бытовой труд: Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в…

Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда

Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда

Кто водицы не боится? Всем расскажем малышам,

Кто водицы не боится? Всем расскажем малышам,

Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы

Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы

После полного приема пищи детьми дежурные счищают пищевые остатки с тарелок, складывают их одна на одну и относят посуду для мытья

После полного приема пищи детьми дежурные счищают пищевые остатки с тарелок, складывают их одна на одну и относят посуду для мытья

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024