Методическое пособие по цветоведению
Оценка 4.7

Методическое пособие по цветоведению

Оценка 4.7
docx
19.08.2021
Методическое пособие по цветоведению
Методическое пособие по цветоведению. И.Ф.Локтюхова.docx

МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие по изобразительному искусству

 

Основы цветоведения

 

 

Картинка 69 из 1789

 

 

 

 

 

Составитель: Локтюхова И.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово


Содержание

 

           

 

 

                                                                    

 

 

1.         Наука цветоведение

 

2.         Физическая природа цвета. Основные характеристики и свойства цвета в их взаимосвязи. Цвета спектральные, не спектральные, хроматические, ахроматические, смешанные.

 

3.         Закономерности цветовых отношений в стандартном 24-секторном цветовом круге. Принципы гармонии сочетаний цветов.

 

Приложения

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука цветоведение

 

            Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.

            Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности.

            Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.

            Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

            В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами "насыщенность цвета" обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие - от черных.

Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые - отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота - темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.

            Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные - как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.

            В цветоведении различают два метода смешения цветов. Если диск, окрашенный в разные цвета, быстро вращать, то происходит полное их слияние. Происходит оптическое (или слагательное) смешение цвета. При вращении диска, одна половина которого окрашена, например, лимонно-желтым, а другая - ультрамариново-синим, получится ахроматический цвет. Ко всякому цвету можно подобрать другой так, чтобы при их оптическом смещении получился серый или белый. Например, оранжевый и голубой, зеленый и пурпурный, зеленовато-желтый и фиолетовый и т. д. Такие пары называются дополнительными цветами.

            Результаты оптического и механического смешения красок в ряде случаев расходятся. Так, смешивая на палитре желтую и синюю краски, мы получим зеленую (на вращающемся диске эти цвета сольются в серый). Но если положить рядом мелкие пятнышки дополнительного цвета и посмотреть издали, то возникнет оптическое смешение, называемое пространственным. Принцип пространственного оптического смешения цвета применяется многими живописцами. Особенное приложение этот принцип нашел в мозаике.

Вычитательное смешение. Возьмем два стекла, скажем, синее и желтое, и наложим их одно на другое. Получится зеленый цвет. Примерно то же самое произойдет, если лессировать прозрачной синей по желтой краске. Конечно, смешение красок не представляет собой чистого случая вычитательного метода. Наибольшее количество разного цвета можно получить из смеси пигментов красной, синей и желтой красок (сюда можно добавить белила, так как получить их из смеси каких бы то ни было красок нельзя). Эти краски называют основными. Художник должен хорошо освоиться с различными вариантами смеси красок, чтобы научиться свободно использовать возможности своей палитры.

Лимон на фоне белой скатерти выглядит темнее, чем на фоне темно-синей тарелки. На зеленом фоне серая бумажка кажется розоватой. Иными словами - видимый цвет изменяется под влиянием других, окружающих его или соприкасающихся с ним цветом. Это явление носит название одновременного контраста цвета. Всякий цвет в окружении своего дополнительного выигрывает в насыщенности. Наиболее сильный контраст возникает в том случае, когда взаимодействующие и дополняющие друг друга цвета почти равны по светлоте.

Цветовой контраст, возникающий на границах касания цветовых пятен, носит название краевого контраста. Для живописца очень важно найти соотношения на участках соприкосновения одного цветового плана с другим, чтобы этюд не получился "засушенным", "жестким". Свойство одновременного контраста цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливать насыщенность цвета имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях живописных этюдов, картин, а также произведений декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦВЕТА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТА В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. ЦВЕТА СПЕКТРАЛЬНЫЕ, НЕСПЕКТРАЛЬНЫЕ,

ХРОМАТИЧЕСКИЕ, АХРОМАТИЧЕСКИЕ, СМЕШАННЫЕ

 

            Цвет — это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения.

            Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств (тех его видов, которые ориентированы на зрительное восприятие). Цветоведение объясняет эти явления (их природу, закономерности и особенности восприятия человеком) с позиций ряда наук: физики, математики, химии, психологии, психофизиологии, эстетики, искусствознания, теории композиции, археологии, этнографии, культурологии. Цветоведение объединяет эти разделы знаний о цвете в единую систему науки о цвете.

            Оптический раздел физики раскрывает закономерности природы цвета и его характеристики.

            Химия исследует свойства веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям, смесям.

            Математика (в применении к цветоведению — колориметрия) позволяет осуществлять количественную оценку цветов и определять по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета.

            Психофизиология раскрывает закономерности физиологии цветного и черно-белого зрения и природу оптических иллюзий.

Психология исследует ассоциации, эмоции, образы, вызываемые различными цветами и их сочетаниями.

            Эстетика (в применении к колористике) исследует законы гармонизации цветовых сочетаний, гармоничного сочетания цветов с позиций определенных идеалов эстетического общественного сознания в соответствии с мерой человека, мерой вещи, гармонизируемой цветом, и мерой среды, в которой вещь функционирует и воспринимается.

            Теория композиции раскрывает закономерности использования цветов и их сочетаний в соответствии с многообразием функций цвета в композиции произведений искусств и дизайна.

            С позиций физики (оптики) цвет имеет с в е т о в у ю природу. Возникновение цветовых ощущений невозможно без света. Понятия «свет» и «цвет» неотделимы. Светоцветовые ощущения возникают тогда и постольку, когда и поскольку свет воздействует на глаза человека.

Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение (впечатление) того или иного цвета или их сочетаний.

Среди большого диапазона существующих в природе видов электромагнитного излучения: радиоволнового, инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, не воспринимаемых зрением человека, выделяется относительно узкий сектор видимого электромагнитного излучения. Белый свет объективно представляет собой оптическое смешение волн различной длины и является не простым, а составным (сложным). Пропускаемый через прозрачную бесцветную трехгранную стеклянную призму луч белого света разлагается на составляющие простые цвета, представляющие собой полосу спектра цветов, плавно переходящих друг в друга в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — это спектральные цвета (точнее, цветовые тона), они те же, что и в солнечном спектре (радуге).

Отдельные спектральные цвета, соответствующие определенной длине световой волны, являются простым, или монохроматическим, светом. Они уже не разложимы на отдельные цвета, как белый цвет призмой.

            Пурпурный ряд цветовых тонов отсутствует в спектре солнечного света (или любого источника света), поэтому их и называют не спектральными. Их нельзя получить монохроматическим излучением (например, при помощи оптического устройства — монохроматора). Но можно создать с помощью смешения лучей двух и более монохроматических излучений (например, красного и синевато-пурпурного).

            Все видимые нами в окружающем мире цвета делят на хроматические (спектральные и не спектральные) и ахроматические (черный, белый, серые), а также их смеси.

Для качественной и количественной характеристики цвета используют такие понятия, как цветовой тон, насыщенность (чистота) и светлота (яркость).

            Цветовой тон — качество цвета, определяемое длиной световой волны  и приравниваемое к одному из спектральных или не спектральных (пурпурных) цветов.

            Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте (яркости) ахроматического (серого).

            Светлота — степень отличия данного цвета от черного.  

Яркость (относительная яркость) — это отношение величины потока света, отраженного от данной поверхности, к величине потока света, на нее падающего.

М а к с и м а л ь н о н а с ы щ е н н ы е цвета — это цвета спектра и пурпурного ряда (не спектральные).

Цвета с сильно выраженной хроматичностью называются н а с ыщ е н н ы м и.

М а л о н а с ы щ е н н ы е цвета — это цвета, «разбавленные» в той или иной степени ахроматическими, например: бледно-зеленый, бледно-голубой, светло-сиреневый, розовый, светло-оранжевый, бежевый, а также темно-синий, коричневый, темно-зеленый, темнокрасный, серо-фиолетовый, темно-коричневый, серо-синий,вишнево-черный.

Качественной характеристикой хроматических цветов является цветность: цветовой тон и насыщенность (чистота), а ахроматических цветов — только светлота. Насыщенность цветов (так же как и яркость) неодинакова по отношению друг к другу. Желтый цвет наименее насыщен в спектре, к краям спектра насыщенность повышается. Но по светлоте (яркости) желтый доминирует над другими спектральными цветами.

Ахроматический (т. е. бесцветный) цвет — название нелогичное, но принятое и устоявшееся в цветоведении. С точки зрения спектральной теории цвета неправильно называть ахроматические цвета (черные, серые, белые) цветами, поскольку они лишены основной характеристики хроматических цветов — цветового тона, а также насыщенности. Если чистота хроматических спектральных цветов равна 100 %,

то чистота цветового тона и насыщенности ахроматических цветов равна 0. Поэтому нельзя буквально понимать смысл словосочетаний: белый, серые, черный цвета, но к таким словосочетаниям привыкли, они удобны в разговорной и профессиональной лексике, а потому и закрепились в цветоведении. Смешение хроматических и ахроматических цветов образует все богатство сложных (смешанных) цветов и их оттенков, наблюдаемых нами в природе и созданной человеком предметно-пространственной среде. Это бежевые, коричневые, оливковые, зелено-коричневые, си-

невато - и красновато-коричневые, все цветные оттенки серых (с разным количеством серого разной светлоты в смесях с хроматическими цветами) и многие другие цвета.

 

 

2.      ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНДАРТНОМ 24-СЕКТОРНОМ ЦВЕТОВОМ КРУГЕ.

ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИИ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ.

Гармония цветовых отношений предполагает строгую взаимообусловленность цветов, при котором изменение одного из них ведет к нарушению колористического единства.

Гармония — это основа прекрасного. Под этим термином понимается стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическая взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе органически единого целого.

Цветовая гармония — это эстетически значимая, колористически закономерная взаимосвязь цветов в композиции произведений искусств, предметного художественного творчества.

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных цветов, относящийся к определенному типу (подтипу) цветовых гармоний и используемый при создании произведений разных видов искусств, предметного художественного творчества.

Колорит — закономерное сочетание цветов.

При систематизации типов цветовых гармоний следует учитывать

закономерности взаимозависимости цветов в стандартном цветовом круге.

Стандартный 24-секторный цветовой круг образуется путем членения на три оттенка основных цветовых тонов: семи спектральных (желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего, голубого, зеленого) и одного пурпурного. Каждый из них делится на три оттенка цветового тона: центральный — основной цветовой тон, а соседние с ним — это смешение данного цветового тона с рядом лежащими основными цветовыми тонами. В итоге и получается круг из 24 цветовых тонов.

Они размещаются (по часовой стрелке) в следующем порядке:

1) ж е л т ы й;

2) оранжевато-желтый;

3) желто-оранжевый;

4) желтовато-оранжевый;

5) о р а н ж е в ы й;

6) красновато-оранжевый;

7) оранжево-красный;

8) оранжевато-красный;

9) к р а с н ы й;

10) пурпурновато-красный;

11) п у р п у р н ы й;

12) фиолетовато-пурпурный;

13) ф и о л е т о в ы й;

14) синевато-фиолетовый;

15) сине-фиолетовый;

16) фиолетовато-синий;

17) с и н и й;

18) зеленовато-синий;

19) сине-зеленый (этот цвет спектра называют голубым);

20) синевато-зеленый;

21) з е л е н ы й;

22) желтовато-зеленый;

23) желто-зеленый;

24) зеленовато-желтый.

В верхней части цветового круга расположены зеленовато-желтый, желтый и оранжевато-желтый цвета и их цветовые оттенки, а в нижней — сине-фиолетовый, фиолетовый и фиолетова-пурпурный цвета и их оттенки.

            В цветовом круге выделяют четыре чистых основных цвета спектра: желтый, красный, синий и зеленый. Человеческим зрением они воспринимаются как основные психологически независимые от других цвета, т. е. цвета, не содержащие оттенков других цветов.

Желтый и синий, красный и зеленый ощущаются как пары цветов, противоположных по своим качествам и взаимно дополняющих друг друга. (Это не означает, однако, что в цветовом круге они располагаются в диаметрально противоположных его секторах).

Ко всем цветам, лежащим в цветовом круге между чистыми желтым и зеленым, как бы примешиваются оттенки желтого и зеленого. Оттенки зеленого и синего, синего и красного, красного и желтого аналогично присутствуют в цветах других четвертей круга.

Все промежуточные противолежащие в круге цвета взаимно дополняют друг друга, так как образованы равными количествами соответствующих взаимодополнительных цветов. Они контрастны по цветовому тону. Цвета желто-красной части круга отличаются от цветов сине-зеленой части круга по психологическому ощущению тепла и холода (ассоциативно). Поэтому такие группы цветов и называют «теплыми» и «холодными». Это тоже контраст, но уже не по цветовому тону, а по «тепло холодности». Сразу следует отметить о т н о с и т е л ь н о с т ь этих определений в отношении всех четырех чистых тонов. Чистый красный и чистый зеленый, разделяющие в цветовом круге зрительно «теплые» цвета от «холодных», — сами являются нейтральными по «теплохолодности». Но их оттенки могут быть и теплыми, и холодными, как и оттенки желтого и синего цвета. Все смеси основных цветов могут отличаться по «теплохолодности» и быть «теплее» или «холоднее» по психологическому ощущению. Чисто желтый и чисто синий цвета нейтральны по красно-зеленой

контрастности. «Теплохолодная» контрастность — это сине-желтая

контрастность. Промежуточные цвета в каждой четверти круга обладают ощущением различия, но не контрастности. В четырех зонах, где доминируют красный, синий, зеленый, желтый, — качество цвета резко меняется. Исходя из психологии зрительного восприятия физических (оптических) свойств цветового круга, все цвета разделяют на определенные группы, объективно (физически) и субъективно (психологически) различные.

Цвета верхней части цветового круга воспринимаются как светлые, нижней части круга — как темные; красный и зеленый цвета находятся на границе между светлыми и темными цветами. При этом зеленый цвет светлее красного. К наиболее темным цветам

относятся синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурно-фиолетовый.

Помимо ощущения светлоты или темноты цветовых тонов есть ощущение цветов как «легких» и «тяжелых». К первым относятся зеленовато-желтый, желтый, желто-оранжевый, ко вторым — наиболее темные цветовые тона: фиолетовый, фиолетово-синий, пурпурно-фиолетовый. Кроме того, по психофизиологическому восприятию цветkа разделяют на «отступающие» и «выступающие». К «выступающим» цветам относят такие активные цвета, как красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый. К «отступающим» — зеленый, сине-зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый.

Также выделяют цвета «успокаивающие» и «возбуждающие». К первым относят желто-зеленый, зеленый, голубой, синий; ко вторым — оранжевый, оранжево-красный, красный, пурпурный.

Как в естественной природной среде (органической и неорганической), так и в предметно-пространственной среде, созданной человеком (среде материальной культуры), существует множество групп, видов, типов (подтипов) гармоничных цветосочетаний.

Типы цветовых гармоний в различных работах, посвященных цветоведению, систематизируют по нескольким ведущим признакам:

— полихроматические или монохроматические гармонии;

— контрастные или нюансные (по цветовому тону) гармонии;

— сочетания только хроматических цветов друг с другом; сочетания

только ахроматических цветов друг с другом; сочетания хроматических с ахроматическими;

— сочетания чистых (насыщенных) цветов;

— сочетания ненасыщенных цветов;

— сочетания насыщенных с ненасыщенными;

— сочетания смешанных (сложных) цветов;

— смеси насыщенных и ненасыщенных хроматических с

ахроматическими;

— сочетания только двух цветов, только трех цветов или большего

числа цветов: это двух-, трех- и полицветные гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Игры по цветоведению

 

Игра 1. "Давайте знакомится" - желтый.

Цель: познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование: лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета (плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде ("Желтый"), карандаши желтого цвета.
Ход игры:
В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого цвета. Педагог проводит  с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию.
Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами.

Игра 2. "Цветовое лото".
Цель
: закреплять умение детей узнавать и называть цвета.
Оборудование
: 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов.
Ход игры
:
Детям
  предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, красный флажок). Ребенок, на карте которого находится  красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.

Игра 3. Конкурс для родителей на лучшую сказку о "Белокраске и гномах".
Цель: приобщить родителей к закреплению знания цветов у детей.
Предложить родителям придумать вместе с детьми сказку, которая начинается следующим образом:
"Жила-была Белокраска:" и повстречала она разноцветных гномов:".

По представленным сказкам можно сделать инсценировки, используя в костюмах "чистые" цвета (белый, желтый, красный, синий и т.д.)

Игра 4. "Кто в домике живет?"
Цель: закреплять происхождение розового, голубого, серого цвета; развивать логическое мышление.
Оборудование
: домики розового, голубого, серого цвета; гномики красный, белый, черный, синий.
Ход игры
:
Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску.
Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде.
Розовый дом - красный и белый гномы,
Голубой дом - синий и белый гномы,
Серый гном - черный и белый гномы.


Игра 5. "Собери поезд".

Цель
: развивать логическое мышление, внимание, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме.
Оборудование
: игровое поле.
Предварительная работа
:
Изготовить игровое поле - взять альбом с пружинами, по горизонтали разрезать его на три части длиной каждая по 10см. На каждой части нарисовать:
1- паровозики разного цвета,
2-3 - вагончики разного цвета.
Одинаковые по цвету части перепутать.
Ход игры
.
Ребенку предлагается игровой блок с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета.
Усложнение игры - добавить детали другого цвета (например, желтые вагоны с красной крышей).

Старший дошкольный возраст

Игра 6. Угости гномов фруктами и овощами.
Цель
: закреплять знания цветового спектра у детей.
Оборудование
: гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый.
Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград:
Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец.
Ход игры
:
Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?
Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко.
Как вы думаете, почему?
Дети угощают гномов.

Игра 7 . Кто в каком вагон едет?
Цель:
закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование:
паровозик раскрашенный цветами радуги, вагоны - оранжевый, голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий.
Гномики - 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый.
Ход игры
:
Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей - рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома.

Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.

 

2.       

2.1 Основные цвета: жёлтый, красный и синий.

 

                2.2 Оттенками, или полутонами.

Картинка 7 из 1789

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сочетание цветов

 

Картинка 8 из 1789

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Цветовой круг

Картинка 214 из 1789

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5

 

2.6 Нейтральные цвета

 

 

                     

 

Картинка 112 из 1789

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне/Пер. с англ. И. В. Пеновой. — М.: Мир, 1982. — 181 с.

2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987. — 232 с.

3. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Энергия, 1974. — 89 с.

4. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. — М.: Академия Моды, 1996. — 117 с.

5. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. — М.: Галарт, 1998. — 328 с.

6. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. — М: Мир, 1994.

7. Иттен И. Искусство цвета/Пер с нем. и предисл. Л. Монаховой. — 2-е изд. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 с.

8. Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. — М.: Наука, 1994.

9. Медведев В. Ю. Основные типы цветовых гармоний и принципы их применения в композиции произведений дизайна // Вестник

СПГУТД. — 1998. — № 2. — С. 128–133.

10. Миронова Л. Н. Цветоведение: Учеб. пособие. — Минск: Вышэй-

шая школа, 1984. — 286 с.

11. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — 3-е изд. пер. и доп. — М.:

Машиностроение, 1987. — 288 с.

12. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство (прикладная

цветопсихология) / Сокр. пер. с нем. С. В. Гавалова. — М.: Стройиз-

дат, 1973. — 117 с.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи»

МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи»

Содержание 1

Содержание 1

Наука цветоведение

Наука цветоведение

Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые - отражаются, рассеиваясь во все стороны

Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые - отражаются, рассеиваясь во все стороны

Свойство одновременного контраста цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливать насыщенность цвета имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных…

Свойство одновременного контраста цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливать насыщенность цвета имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных…

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦВЕТА. ОСНОВНЫЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦВЕТА. ОСНОВНЫЕ

Отдельные спектральные цвета, соответствующие определенной длине световой волны, являются простым, или монохроматическим, светом

Отдельные спектральные цвета, соответствующие определенной длине световой волны, являются простым, или монохроматическим, светом

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В верхней части цветового круга расположены зеленовато-желтый, желтый и оранжевато-желтый цвета и их цветовые оттенки, а в нижней — сине-фиолетовый, фиолетовый и фиолетова-пурпурный цвета и…

В верхней части цветового круга расположены зеленовато-желтый, желтый и оранжевато-желтый цвета и их цветовые оттенки, а в нижней — сине-фиолетовый, фиолетовый и фиолетова-пурпурный цвета и…

Типы цветовых гармоний в различных работах, посвященных цветоведению, систематизируют по нескольким ведущим признакам: — полихроматические или монохроматические гармонии; — контрастные или нюансные (по цветовому тону)…

Типы цветовых гармоний в различных работах, посвященных цветоведению, систематизируют по нескольким ведущим признакам: — полихроматические или монохроматические гармонии; — контрастные или нюансные (по цветовому тону)…

Приложения

Приложения

Игры по цветоведению Игра 1

Игры по цветоведению Игра 1

Голубой дом - синий и белый гномы,

Голубой дом - синий и белый гномы,

Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети

Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети

Сочетание цветов

Сочетание цветов

Цветовой круг

Цветовой круг

2.5 2.6 Нейтральные цвета

2.5 2.6 Нейтральные цвета

Методическое пособие по цветоведению

Методическое пособие по цветоведению

Список литературы 1. Агостон

Список литературы 1. Агостон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021