Методическое сообщение Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"
Оценка 4.6

Методическое сообщение Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"

Оценка 4.6
docx
16.04.2020
Методическое сообщение Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"
Доклад март2020.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ШИ № 2)

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"

 

 

 

 

Разработчик: преподаватель Гавриленко И.С.

 

 

 

 

 

 

 

Жигулёвск 2020г.

 

Методическое сообщение

Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"

Обобщение опыта преподавателя художественного отделения МБУ ДО ШИ №2 Гавриленко И.С.

 

"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго мучится над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их налету...

Если вы входите в класс, от которого  трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..."

К.Д. Ушинский

 

    Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности.

Задачи:

1.Развивать интерес к искусству на основе первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах.

2.Формировать художественно-эстетическое восприятие произведений мирового и русского изобразительного искусства.

3.Формировать умение воспринимать и оценивать предметы искусства, обращая внимание на содержание, средства художественной выразительности.

4.Формировать художественный вкус, самостоятельность.

5. Раскрыть истоки русского изобразительного искусства, национальное своеобразие русской художественной культуры.

Уроки по предмету "Беседы об искусстве" и "История изобразительного искусства" (в старших классах) должны быть: яркими, эмоциональными, с использованием большого иллюстративного материала и видеозаписей.

В моей работе с учащимися я использую мультимедийные технологии на уроках по беседам об искусстве. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, презентации к урокам). Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Использование информационных технологий на уроке позволяет сделать его современным, приблизить к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит.

Поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.
Компь­ютерные образовательные  про­граммы в игровой форме предла­гают  виртуальное посещение му­зеев, картинных галерей, концер­тных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творче­ства живописцев, архитекторов, скульпторов. Ре­сурсы интернета позволяют «ока­заться» в самых интересных мес­тах на планете и  найти ответы на различные интересующие их вопросы. 
Информационные технологии дают учителю возможность эмоционально и образно подать материал, а также установить отношения взаимопонимания, дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают  увеличить учебные ресурсы, предоставляют  учащимся возможность обучения на более высоком уровне.
Применение цифровых образо­вательных ресурсов позволяет су­щественно снизить затраты вре­мени на преподнесение нового ма­териала, дает возможность полу­чить  большую отдачу от работы детей в учебное  время, развить интерес к предмету.

При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет 

Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение мо­жет  стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обоб­щенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат есте­ственное для детского воз­раста любопытство и сред­ства для удовлетворения этого любопытства. 

Для обучения  у нас в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  мультимедиа презентации. Такой урок может подойти как для изучения нового материала, так и для закрепления пройденного, для повторения, для обобщения и систематизации знаний. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. На мультимедийном уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видео-экскурсии). При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие задачи успешно решаются с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителя и пополняют базу методических разработок уроков.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с 5 класса, учащиеся готовят презентации по темам.
Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации, у учащихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала.

Использование электронных презентаций  помогает преподно­сить учебный материал разнооб­разно и интересно, повышает сте­пень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презен­тация начинается с названия темы урока, например: «Творче­ство Ван Гога», «Архитектура Древней Греции» и т.д. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним  или двумя цвета­ми, расположение на заднем  пла­не репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом поряд­ке и т.д. На  следующих слайдах устанавливаются тексты  или кар­тинки, а также то и другое. При составлении презентации учите­лю  важно подобрать материал вы­сокого  качества, без искажения цвета,  высокого разрешения. Можно  использовать различные анимационные  эффекты. Это спо­собствует повышению  внимания детей. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией, корректировать.

Образовательная программа по предмету "Беседы об искусстве" включает в себя огромное множество тем, на изучение которых выделяется порой по одному часу. В этой связи отлично помогает использование презентаций, которые помогают за сорок минут наиболее ёмко и в общих чертах познакомиться с той или иной темой.

Коммуникативность - это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, контроль за его состоянием, оперативность диалога. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации каждому участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством. К примеру, контрольный урок может быть организован в виде викторины. Каждый слайд содер­жит  репродукцию картины. Учитель  показывает на экране мони­тора последовательно слайды с изображением произведений ис­кусства, дети записывают в тет­радь ответ на вопрос,  связанный с этим произведением. Такие вик­торины используются как для закрепления материала  урока, так и для проверки знаний,  полу­ченных за учебную четверть или полугодие. Использование викто­рин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зри­тельной памяти. Викторины на­правлены на то, чтобы процесс уз­навания стал естественным и при­носил удовольствие.

Большое внимание на уроках по беседам об искусстве уделяется описанию картин.

Картинный сюжет, затрагивая эмоции учащихся, повышает их любознательность и активность в рассматривании и анализе картинок, в сопоставлении предметов, в обозначении действий и т.д. Беседу по картинам можно строить в таком порядке.

Сна­чала учащиеся самостоятельно рассматривают картину, затем учитель ставит во­просы, помогающие понять, что изображено на картине; далее учащиеся дают оценку картине («нравится», «не нравится», «почему нравится»), а также называют некоторые средства художественного выражения в той мере, в какой это им доступ­но. После этого учитель рассказывает о содержании картины. В заключение по вопросам учителя проводится закрепление нового материала.

Также в младших классах дети любят играть в искусствоведа. Они по очереди выходят к стенду с репродукциями картин и описывают их. Выражая своё отношение к этой картине.

Прекрасным примером использования коммуникативных технологий является время совместно проведённое с учащимися на выставках, мастер-классах. Выездные мероприятия определённо сплачивают детский коллектив вокруг любимого занятия.

Вывод:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий на уроках по беседам об искусстве позволяет:

•    активизировать учебный поцесс и познавательную деятельность учащихся;
•    развивать абстрактное мышление (виртуальное посещение крупнейших музеев мира, «погружение» в пространство и время);
•    выполнить большой объём работы;
•    ускорить процесс проверки выполненных заданий учащихся;
•    эффективно закрепить знания и умения;
•    объективно оценить знания, умения и навыки учащихся;


Применение компьютера на уроках по беседам об искусстве не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

1. Брановский Ю.С. «Педагогические информационные технологии» (Введение в педагогическую информатику): Учебное пособие. Ставрополь, 2001г. . Григорьев С.Г. «Методико-технологические основы создания электронных средств обучения». г.Самара, Самарская государственная академия, 2002г. . Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании» - учебное пособие для вузов. М.: «Академия», 2003г. . Кулик А.Н. «Новые информационно-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании» М.: «Логос», 2003г. . Подласый И.П. Педагогика. Учебник. М: «Высшее образование». 2006г. . Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - учебное пособие для студентов вузов М.: «Академия», 2002г. . Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - учебное пособие для студентов пед. вузов в системе повышения квалификации М.: «Академия», 1999г. . Сластёнин В.А. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов «ВЛАДОС», 2003г. . Тиффин Д. «Что такое виртуальное обучение: образование в информационном обществе» М.: «Информация и образование», 1999г. . Коровина, М.А. Оценочный доклад «Применение устройства STARBOARD (электронная интерактивная доска) в учебном процессе» [Электронный ресурс]/ М.А. Коровина, учитель информатики Новоисетской СОШ// http://www.itn.ru/communities.aspx?d_no=37995&ext=Attachment.aspx?Id=9623.



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическое сообщение Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"

Методическое сообщение Тема: "Применение информационно-комуникационных технологий на уроках по предмету "Беседы об искусстве"

Раскрыть истоки русского изобразительного искусства, национальное своеобразие русской художественной культуры

Раскрыть истоки русского изобразительного искусства, национальное своеобразие русской художественной культуры

Для обучения у нас в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»

Для обучения у нас в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»

На следующих слайдах устанавливаются тексты или кар­тинки, а также то и другое

На следующих слайдах устанавливаются тексты или кар­тинки, а также то и другое

Также в младших классах дети любят играть в искусствоведа

Также в младших классах дети любят играть в искусствоведа

Источники: 1. Брановский Ю

Источники: 1. Брановский Ю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020