Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"
Оценка 4.6

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
физическая культура
3 кл
04.10.2017
Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"
В методическом пособии по адаптивной физической культуре собран материал по основным видам нарушений осанки у детей и подростков. Обозначены основные задачи по работе с каждым видом нарушения осанки.Предоставлены по два комплекса упражнений по каждому виду нарушений.Первый описательного содержания,второй в рисунках.Даны рекомендации для родителей по правильному образу жизни для детей с нарушениями осанки.
методичка ЛФК.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   «ДЕТСКО­ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» МАСТЕР­КЛАСС  Виды нарушения и коррекция осанки   у детей  и подростков Составитель: Кузьмина И.В.,  педагог дополнительного образования КМЖ «Витязь» 2017г. Рекомендовано Методическим объединением педагогов физкультурно­спортивной направленности МБУ ДО «Детско­юношеский центр» Ленинского района города Екатеринбурга В   настоящем   сборнике   представлены   материалы   по   проведению занятий   по   адаптивной   физической   культуре   (АФК)   при   нарушениях осанки у детей и подростков.    Для   работников   системы   дополнительного   образования   под редакцией Толстиковой М.А., методиста МБОУ ДОД «Детско­юношеский центр». Содержание Вводная часть                                                                                                      Виды нарушения осанки                                                                                    Особенности проведения занятий АФК при кифотической  и сутуловатой осанке                                                                                          Особенности проведения занятий АФК при лордотической осанке              Особенности проведения занятий АФК при плоской спине                         Особенности проведения занятий АФК при плосковогнутой спине            Особенности проведения занятий АФК при сколиотической осанке           Рекомендации родителям при нарушениях осанки у детей Вводная часть Привычное   положение   тела   непринуждённо   стоящего   человека, принимаемая без лишних мышечных усилий, называется осанкой.  Осанка является одним из важнейших слагаемых здоровья ребенка. Нарушение   осанки   отрицательно   сказывается   на   работе   сердечно­ сосудистой   и дыхательной систем, искажают форму   тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Сдавленные  грудной  клеткой легкие   не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе   для   нормального   насыщения   крови   кислородом.   В   результате нарушаются     окислительные   процессы,   а   ткани   и   клетки   не   получают достаточного питания, что ведет к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании   внутренних   органов   и   могут   привести   к   серьезным заболеваниям, которые с трудом  поддаются лечению. Осанка   зависит   в   первую   очередь   от   формы   позвоночника. Позвоночник   ­   это   стержень     опорно   ­   двигательного   аппарата, центральная ось тела, защитный футляр для спинного мозга, подвижная биомеханическая   цепь,   состоящая   из   33­34   костных   позвонков   и   23 межпозвонковых дисков. Он подразделяется на пять отделов: шейный (7 позвонков),   грудной   (12   позвонков),   поясничный   (5   позвонков), крестцовый (5 позвонков) и копчиковый (4­5 позвонков). Нормальный   позвоночник   имеет   физиологические   изгибы   в сагиттальной   плоскости,   (шейный   и   поясничный   ­   кпереди,   грудной   и крестцовый   ­   кзади),   во   фронтальной   плоскости   здоровый   позвоночник представляет собой прямую линию. Правильная   осанка   предусматривает   гармоничное   строение   тела, симметрию отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием   прочной   физиологической   опоры   каждого   сегмента позвоночника для вышележащего отдела.   Правильная осанка характеризуется пятью признаками (см. рис. а)  1   ­   расположением   остистых   отростков   позвонков   по   линии   отвеса, опущенного   от   бугра   затылочной   кости   и   проходящего   вдоль межягодичной складки; 2 ­ расположением плеч на одном уровне; 3 ­ расположением лопаток на одном уровне; 4 ­ равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками; 5   ­   правильными   изгибами   позвоночника   в   сагиттальной   плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см ­ в шейном). Виды нарушения осанки Встречаются изменения в сагиттальной   и фронтальной плоскости. Функциональные   нарушения   осанки   в  сагиттальной  плоскости   часто обусловлены слабостью мускулатуры туловища и плечевого пояса. Рис.1  Виды   нарушений   осанки   в   сагиттальной   плоскости  Сутуловатая осанка (б)  характеризуется наклоном головы вперёд, увеличенным   грудным   кифозом,   при   одновременном   сглаживании поясничного   лордоза,   крыловидными   лопатками,   сведёнными   вперёд плечами, уплощёнными ягодицами.           Кифотическая   осанка  или   круглая   спина   (рис.г)   имеет   более выраженный   кифоз   (тотальный   кифоз)   при     почти   полном   отсутствии лордоза,   голова   опущена,   лопатки   крыловидные,   западание   грудной клетки, отвислый живот. При  лордотической   осанке  (кругловогнутая   спина)   (рис.в) наблюдается   увеличение   всех   изгибов   позвоночника,   угол   наклона   таза больше нормы. Плоская   спина  (рис.д)   характеризуется   уменьшением   всех физиологических   изгибов   позвоночника,   в   большей   степени   грудного кифоза, грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен. Плосковогнутая спина   (нет на рис.)­ уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько сглаженном поясничном лордозе, грудная клетка   узкая,   угол   наклона   таза   увеличен,   ягодицы   зрительно   отстоят кзади, живот отвисает. Снижены   экскурсия  грудной   клетки,  жизненная ёмкость   лёгких   физиологические   резервы   сердечно­сосудистой   и дыхательной систем, ограничена амплитуда движений. Рессорная функция позвоночника нарушена, что приводит к микротравмам головного мозга.  К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относятся вялая и сколиотическая осанка. Общие  показания при всех нарушениях осанки: Общеразвивающие   упражнения     способствующие   формированию мышечного корсета (все упражнения,  повышающие силовую выносливость мышц   туловища);   специальные   упражнения   выполняются   из   различных исходных положений (лёжа на спине, животе, упора стоя на коленях).              При всех нарушениях должна быть смена исходных положений. Исходное положение сидя на полу применять не рекомендуется, потому что, увеличивается нагрузка на поясничный отдел позвоночника. Дыхательные   упражнения   должны   составлять   20­30%   всех упражнений в занятии. Занятия должны быть ежедневными. Очень хорошее воздействие оказывает плавание брассом, кролем на спине,  плавание с досками, в ластах.  Общие противопоказания: бег по твёрдой поверхности, прыжковые упражнения, кувырки через голову. Общие   задачи,  для   всех   видов   нарушения   осанки,   необходимо решать в процессе работы с детьми, имеющими нарушение осанки: 1. Формирование мышечного корсета 2. Коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. 3. Повышение силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, косых мышц живота. 4. Повышение   экскурсии   грудной   клетки,   улучшение   вентиляции лёгких. 5. Формирование ориентировки в пространстве, координации движений. 6. Адаптация организма к нагрузке 7. Формирование правильной осанки. Особенности   проведения   занятий   АФК   при   кифотической   и сутуловатой осанке. Частные задачи, которые необходимо решить при  сутуловатой  и кифотической осанке: 1. Укрепить глубокие мышцы спины и брюшного пресса. 2. Растянуть передние связки грудного отдела позвоночника. 3. Увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника. 4. 4.Укрепить   мышцы,   удерживающие   лопатки   в   правильном положении. 5. При  кифотической спине  укрепить мышцы, увеличивающие наклон таза вперед (сгибателей  тазобедренных суставов). 6. Нормализовать положение головы. Укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Упражнения   должны   быть   направлены   на   увеличение   подвижности грудной   клетки.   Следует   растягивать   и   расслаблять   мышцы   груди, использовать   весь   арсенал   дыхательных   упражнений   .   Рекомендуется выполнять упражнения в И.П.­ лёжа на животе  с различной работой рук, с предметами; в И.П.­упоре стоя на коленях ,лёжа на спине прогибания  в грудном   отделе   позвоночника;   упражнения   в   висе   на   гимнастической стенке и гимнастической палкой за спиной. И.П. ­ лежа на животе, фитболе ­   имитация плавания   «брасс руками», «кроль руками». Упражнения на растягивание. Комплекс упражнений при кифотической осанке у детей младшего школьного возраста 1.«Ходьба». Построение в колонну друг за другом. Ходьба с движениями рук   (круговыми   движениями,   хлопками   над   головой,   попеременным выносом рук вверх.). 2.«Потянись к солнышку» И. п. ­ стоя, руки к плечам. Вытягивание рук вверх ­ вдох, опускание – выдох.(3­4 повторения) 3.  «Полёт»  И.п.­ стоя, руки вдоль тела. Отведение рук назад с лёгким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременным отставлением ноги назад на носок­вдох; возвращение в и.п.­ выдох(3 раза каждой ногой). 4.И.п.  «Замок»  И.п.­   стоя,   руки   на   голове,   пальцы   переплетены. Вытягивание рук вверх («потягивание») и возвращение в и.п. 5.   «Приседания,   палка   вперёд»  И.   п.­   стоя,   гимнастическая   палка   в опущенных   руках.   Полуприседания   и   поднимания   рук   вперёд   и возвращение в и.п.(4­5 раз). 6. «Наклон, палка вперёд» И.п.­ стоя, палка на лопатках.  Наклон вперёд, с вытягиванием рук вверх и возвращением в и.п.(2­3 раза). 7  «Крылья»  И.п.­ стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ­ вдох, и. п.  ­выдох. 8.   «Полумостик»  И.   п   –   лёжа   на   спине,   руки   вдоль   тела,   ноги полусогнуты. Поднимание таза с переходом в положение «полумост» ­ вдох, опускание – выдох (3­4 раза).  9  «Норка»  И.п.   ­   лёжа   на   спине,   руки   согнуты   в   локтевых   суставах. Прогибание позвоночника в грудном отделе с опорой на локти ­ вдох, опускание грудной клетки – выдох. (4 раза) 10.  «Змея»  И.п.­   лёжа   на   животе,   руки   согнуты   в   локтевых   суставах. Опираясь   на   предплечья,   прогнуть   корпус   в   грудном   отделе   –   вдох, возвратиться в и.п. ­ выдох, (2­3 раза) 11.  «Ноги – кролем, руки на пояс»  И.п.­ лёжа на животе, руки на пояс. Разгибание   корпуса   с   попеременным   разгибанием   ног   в   тазобедренных суставах, вдох, возвращение в и.п. – выдох (3­4 раза). 12. «Палка на лопатках» И.п. ­ лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах,   фиксируют   на   лопатках   гимнастическую   палку.   Разгибание корпуса через гимнастическую палку (2­3 раза). 13.  «Синхронно»  И.п.­ стоя на четвереньках. Попеременное вытягивание левой руки и правой ноги и возвращение в и.п. То же другой рукой и ногой. При вытягивании руки – вдох.(2­3 раза каждой рукой). 14.  «Подлезание»  И.п.   ­   стоя   на   четвереньках.   Сгибая   руки   в   локтях, прогнуться   в   грудном   отделе   позвоночника,   слегка   продвинуть   корпус вперёд,   локти   выпрямить,   возвратиться   в   и.п.   (3­4   раза).   Дыхание произвольное. 15 «Тяга» И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку на уровне пояса. Наклон корпуса вперёд с прогибанием в грудном отделе ­ вдох, возвращение в и.п.­ выдох.(3­4 раза) 16.  «Приседания, руки вверх»  И.п.­ стоя на 4­ой рейке гимнастической стенки, взявшись руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание с выпрямлением рук(3­4 раза) 17. «Осанка» И.п.­ стоя, выпрямившись, спиной к гимнастической стенке (прислонившись   к   ней   затылком,   лопаточной   областью   и   тазом).   Шаг вперёд   со   стремлением   сохранить   правильное   положение   корпуса   и возвращение в и.п. (2­3 раза). 18. «Равновесие» И.п. ­ руки на поясе, на голове  лежит мешочек с песком. Ходьба с вытягиванием рук и сгибанием их на пояс. 19. «Броски медбола» И.п. ­ стоя в двух шеренгах спиной друг к другу на расстоянии 5 метров. Броски из ­ за головы сначала волейбольного мяча, а затем медбола друг другу. 20. «Потянись к солнышку» См. упр.1. Рис. 2 Рекомендуемые упражнения при кифотической осанке у подростков. Особенности проведения занятий АФК при лордотической осанке. Частные задачи : 1. Укрепить мышцы брюшного пресса. 2. Растянуть   мышцы   сгибатели   и   укрепить   мышцы   разгибатели тазобедренных суставов. 3. Растянуть задние связки поясничного отдела позвоночника и мышцы поясничной области. 4. Растянуть передние связки грудного отдела позвоночника. 5. Увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника. 6. Укрепить глубокие мышцы спины. 7. Укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении 8. Нормализовать  положение головы и плечевого пояса. Рекомендации:   коррекцию   грудного   и   поясничного   отделов   следует проводить одновременно. Подбор упражнений должен быть аккуратным: для укрепления мышц спины подходят не все упражнения, а только те которые не увеличивают лордоз. Комплекс упражнений при лордотической осанке для детей младшего школьного возраста  «Цветочек   просыпается»  И.п   ­.основная   стойка,   упор   присев,   «Растяжка   сидя»  И.п.­   основная   стойка.   Медленно   приседая, 1. держать 4­8 с, основная стойка (4­6раз). 2. «Колено к плечу»  И.п. – основная стойка. Согнуть правую ногу в тазобедренном   и   коленном   суставах,   захватив   её   руками   за   голень,   и притянуть колено к плечу ­ основная стойка. То же левой ногой (4­6 раз каждой ногой). 3. встать на колени, руки вперёд и сесть на пятки (4­6 раз). «Ёжик»  И.п.­   лёжа   на   спине.   Согнуть   ноги   в   коленных   и 4. тазобедренных суставах с захватом руками голени, притянуть их к плечам. (4­6раз). 5.   «Группировка»  И.п.   –   основная   стойка.   Присесть   на   носках, захватить   руками   голени,   притянуть   их   к   плечам,   наклоняя   туловище вперёд(4­6 раз). 6.  «Ванька­встанька» И.п. упор – присев. Разогнуть ноги в коленных суставах, не отрывая рук от пола, держать 4­6 с – упор присев ­основная стойка. 7. положения упор лёжа и возврат в и.п. Повторить 5­6 раз. «Шагают   руки»  И.п.   –   наклон   вперёд,   руки   на   полу.   Ходьба   до 8. «Наклон   сидя,   ноги   врозь»  И.п.­   упор   сидя,   ноги   врозь.   Наклон вперёд, коснуться руками носков ног (не сгибая коленей), держать 2­4 с и.п.(4­6 раз).  «Растяжка сидя» И.п.­ упор стоя на коленях (и.п. для ползания);  «Наклон сидя на скамейке» И.п. сидя на гимнастической скамейке  «Колено к плечу» И.п.­ лёжа на спине, руки вверх; согнуть правую 9. ногу в тазобедренном   и коленном суставах, захватив руками пятку или ступню, и притянуть колено к плечу, держать 2­4 с ­ и. п.(4­6раз). То же другой ногой. 10. ноги врозь руки в стороны; наклон вперёд к носкам ­ и.п.(4­6 раз) 11. сесть на пятки, руки вытянуть вперёд ­ и. п.(4­6раз).   «Наклон   прогнувшись»  И.п.­   основная   стойка,   руки   в   стороны; 12. наклон вперёд, прогнувшись, держать 3 счёта ­ наклон вперёд согнувшись, руки в пол (4­6 раз). 13.   «Вис на гимнастической стенке».  И п. ­ вис на гимнастической стенке спиной к стенке; согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах. Держать3с – и.п.(2­4раза). То же левой ногой. 14.  «Вис согнув ноги» И.п.­ вис на гимнастической стенке спиной к ней; согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах, держать 3 с ­ и.п. (2­4 раза). Рис.3 Рекомендуемые упражнения при лордотической осанке для подростков. Особенности проведения занятий АФК при плоской спине. Частные задачи при плоской спине. 1. Укрепить глубокие мышцы спины. 2. Укрепить   мышцы, тазобедренных   суставов), поверхности бедра.   увеличивающие   наклон   таза   (сгибатели   укрепление   мышц   передней   т.е. 3. Укреплять мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении. 4. Укреплять мышцы всей передней поверхности тела.  Рекомендации:   Начинать   занятия   желательно   с   упражнений, укрепляющих мышцы всей передней поверхности тела (живота, передней поверхности   бедер).   Необходимо   помнить   о   постепенном   нарастании нагрузки   и   правильной   дозировке   упражнений,   чтобы   не   вызвать избыточный лордоз, который может привести к плосковогнутой спине. Не рекомендуются   применять   упражнения,   увеличивающие   подвижность позвоночника:   наклоны   в   стороны,   повороты,   упражнения:   «лодочка», «мостик», способствующие перегибанию спины. Комплекс упражнений для младших школьников при плоской спине. 1. «Крылышки» И. п. — лежа на животе. 1­2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать,  чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии); 3­4 — вернуться в исходное положение. 2. «Хлопки»И. п. — то же. 1­2 — поднять голову, руки вперед, выполняем хлопки руками; 3­4 — исходное положение. 3. «Брасс руками» И. п. — то же. 1­4 — «брасс» руками. 4. «Бокс»И. п. — то же. 1­4 — «бокс» руками. 5. «Невысокая лодочка» И.п. — то же. 1­2 — поднимаем руки и прямые ноги одновременно.(не высоко) 3­4 — держать. 6. «Крылышки в полёте»Исходное положение — то же. 1­2— поднять прямые ноги, руки вперед;  3­4 —держим ноги, руки в «крылышки»; 5­6 — держим ноги, руки на пояс; 7­8 — возврат в исходное положение. 7. «Змея»( на груди) И. п. — то же. 1­4 — руки в замок, поднять, прямые ноги также поднять; 5­8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища. 8 «Проверка осанки» И. п. — лежа на спине. 1 ­2 — поднять голову и руки, носки ног на себя; 3­4 — вернуться в исходное положение. 9. «Руки –влево, руки –вправо»И.п.— то же. 1 ­2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3­4 — поднять голову, вытянуть руки вправо. 10. «Уголок 45» И. п. — то же. 1­4 — поднять ноги под углом менее 45°; 5­8 — медленно вернуться в исходное положение. 11 «Велосипед»» И. п. — лежа на спине. 1­4 —«велосипедные» движения ногами. 12 «Горизонтальные ножницы» И. п. — то же.  1­4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°). 13. «Вертикальные ножницы»И. п.— то же. 1­4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°). 14. «Кошечка» И. п. — на четвереньках. 1­2 — «ласковая кошечка»(прогнуться в грудном и поясничном отделах  позвоночника, голову поднять); 3­4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел  позвоночника, голову опустить). 15.Пролезь под забором» Исходное положение — то же. 1­4 — (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного  отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на  кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение). Особенности проведения занятий АФК при плосковогнутой спине. Частные задачи про плосковогнутой осанке: 1. Укреплять мышцы брюшного пресса, ягодиц. 2. Растягивать   мышцы­сгибатели   (переднюю   поверхность   бедра)   и укреплять   мышцы­разгибатели   тазобедренных   суставов   (заднюю поверхность бедра). 3. Растягивать задние связки  нижней части грудного   и поясничного отделов позвоночника и мышцы поясничной области. Выполняются те же упражнения ,что и при плоской спине ,но в ввиду наличия   лордоза   необходимо   дополнять   комплексы   упражнениями уменьшающими лордоз и наклон таза ,т.е.упражнениями для мышц живота, мышц   разгибателей   бедра   ,   ягодиц.   Предпочтение   следует   отдавать упражнениям   в И.П.­лежа на спине с согнутыми ногами, в упоре лежа сзади   на   предплечьях   ,в   упоре   сидя.   Это   различные   поднимания   ног, скрёстные   движения,   «велосипед»   и   т.д.   В   И.п.   лёжа   на   животе   для коррекции  прогиба в  пояснице, под  живот  надо подкладывать  плоский валик. Упражнения для укрепления задней поверхности бедра и ягодиц лучше выполнять в И.П.­стоя в упоре на коленях, руки на предплечьях, различные поднимания ног назад и их сгибания. Также следует выполнять упражнения на растягивание поясничной области  и передней поверхности бедра, различные наклоны  вперёд в и.п.­ сед, в положении лёжа на спине, подтягивание согнутой ноги к груди , «группировки»,упражнения для растягивания передней поверхности бедра , поочерёдное сгибание ног назад в положении лежа на животе, стоя ,из И.П.­стойка на коленях­ наклон туловища назад. Комплекс упражнений АФК при плосковогнутой спине. 1. Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик. 1­2 — приподнять голову, руки вперёд, сжимание и разжимание пальцев рук. 2. Исходное положение — то же. 1­2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед. 3. Исходное положение — то же. 1­4 — руками «брасс». 4. Исходное положение — то же. 1­4 — руками «брасс» с выдержкой. 5. Исходное положение — то же. 1­4   —   «рыбка»   —   поднять   руки,   поднять   прямые   ноги   и   держать одновременно. 6. Исходное положение — то же. 1­2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»; 3­4 — ноги держать, руки в стороны; 5­6 — ноги держать, руки вверх; 7­8 — исходное положение. 7. Исходное положение — лежа на спине. 1­2 — приподнять голову, носки ног на себя; 3­4 — исходное положение. 8. Исходное положение — то же. 1­2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3­4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди. 9. Исходное положение — то же. 1­4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно прижать к груди, голову согнуть. 10. Исходное положение — то же. 1­2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3­4 — быстро вернуться в исходное положение. 11. Исходное положение — лежа на спине. 1­4 — «велосипедные» движения ногами (поясницу прижимать к полу). 12. Исходное положение — то же. 1­4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°. 13. Исходное положение — то же. 1­4 — вертикальные ножницы ногами, поясницу прижать к полу. 14. Исходное положение — то же. 1 ­4 — сесть с махом рук вперед; 5­8 — вернуться в исходное положение. 15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются о пол. 1­4 — сесть, руки в «крылышки»; 5­8— исходное положение. Особенности проведения занятий АФК при сколиотической осанке. Частные задачи при сколиотической (асимметричной осанке) 1. Укрепить мышцы спины, груди, брюшного пресса. 2. Ликвидировать асимметрию мышечного тонуса, используя  симметричные упражнения. 3. Нормализовать положение плечевого пояса и таза. 4. Разгрузить позвоночник, сохраняя  и развивая гибкость как в  пострадавшем участке, так и в позвоночнике в целом. Упражнения проводятся в основном в И.П. лежа, чтобы уменьшить  нагрузку на позвоночник. Благоприятны упражнения на животе, когда  нижние конечности развернуты в тазобедренных суставах, пятки вместе,  носки врозь. Коррекцию осанки лучше проводить перед зеркалом. Самое  сложное – это разрушить старый неверный стереотип осанки и создать  новый ­ правильный. Не рекомендуется заниматься видами спорта с нагрузкой на одну руку.   Комплекс упражнений при сколиотической осанке № 1 Упражнения для укрепления мышечного корсета 1.   Лежа   на   животе,   подбородок   на   тыльной   поверхности   кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора. 2.  То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову. 3.   Приподнимая   голову   и   плечи,   медленно   перевести   руки   вверх,   в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом). 4.  Движение рук в стороны, назад, в стороны – вверх. 5.  Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. 6.   Приподнять   голову   и   плечи,   руки   в   стороны.   Круговые   движения руками. 7.   Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный. 8. То же упражнение, но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3­5 обеих ног 9.   Лежа   на   спине.   Удерживая   мяч   между   коленями,   согнуть   ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить. 10. То же, но удерживая мяч между лодыжками. 11. Скрещивание прямых ног ­ «ножницы». 12. Переход в положение «сидя» с махом рук. 13. То же, но руки на поясе. Медленно сесть и медленно возвратиться в И.п. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища 1. Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — вдоль, туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу. 2.  То же на левом боку. Приподнимание и опускание правой ноги. 3. Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — согнута в локте   и   ладонью   упирается   в   пол   на   уровне   плеча   ­   «окошечко». Приподнять обе прямые ноги, удерживать на весу до счета 3­5, медленно опустить. 4.  То же на левом боку. 5.   Лежа   на   боку.   Приподнять   одну   ногу,   присоединить   к   ней   другую, медленно опустить. 6. Лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, туловище на весу, одноименная   рука   опирается   в   пол,   другая   ­   вдоль   туловища.   При фиксации   ног   инструктором   или   партнером   ­   перевести   руки   за   пояс, вверх, вперед, к плечам, вернуться в И. П. 7.  То же на другом боку. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 1. Лежа на спине с прижатием поясничного отдела позвоночника к опоре. Согнуть   и   разогнуть   ноги   в   коленном   и   тазобедренном   суставах поочередно ­ «велосипед». 2.  Согнуть обе ноги, разогнуть, их вперед, медленно опустить. 3.  Руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног вперед. 4.   Руки   вверх.   Медленно   поднять   прямые   ноги   до   угла   45°,   медленно опустить в И. П. 5. Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед­вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить. 6. Лёжа на спине. Приподнять прямые ноги под углом 30­45°, развести их в стороны, соединить, опустить. 7. Приподнять прямые ноги до угла 45°, производить окрестные движения ног — «ножницы». 8.  Круговые движения ног. 9. Лежа на спине, руки вдоль туловище, ноги врозь. Переход в положение «сидя» с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой — правой стопы. 10.   Полусидя   с   опорой   на   предплечья   согнутых   рук   сзади.   Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить, опустить. 11. Лежа на животе, руки под подбородком. Отвести назад прямые ноги, удерживать на счет 3­5, вернуться в И. П. Примеры симметричных корригирующих упражнений 1.     Лежа   на   животе,   принять   правильную   позу   (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии). Перевести кисти рук вперед, положить их друг на друга под подбородком. Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от опоры таз и живот. Не отклоняясь в сторону удерживать данное положение 3­5­7 секунд. 2. Лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки, вдохнуть, вернуться в И. П., выдохнуть. 3. То же, но с одновременным отведением назад обеих ног ­ «рыбка». Удерживаться в донном положении, не задерживая дыхание, 3­5­7 секунд. 4.   Лежа   на   спине,   руки   вдоль   туловища,   принять   правильную   осанку. Проверить   ее,   приподнимая   голову   и   плечи.   Руки   перевести   на   пояс, медленно перейти в положение «сидя», сохраняя правильную осанку.  5.  Вернуться в И. П. 6. Приподнять прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги. 7. Приподнять обе прямые ноги, развести в стороны, соединить вместе, опустить. 8. Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять голову и грудь, удерживая палку у груди, бросание палки партнеру, ловля хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении. 9.  То же упражнение, но на гимнастической скамейке. 10.То же упражнение с медицинболом. Рис.4  Комплекс упражнений при сколиотической осанке у подростков. Рекомендации родителям при нарушениях осанки у детей 1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская   и   невысокая.   Желательно   иметь   ортопедическую   подушку, которая   компенсирует   вертикальное   давление   на   позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи. 2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час­полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины. 3.   Большое   значение   имеет   правильная   организация   рабочего   места   и правильная   поза   во   время   чтения   и   письма,   освещение   стола   слева. Основные   требования   для   рабочей   позы   во   время   занятий   ­   это максимальная   опора   для   туловища,   рук   и   ног,   а   также   симметричное положение.  Правильная,   симметричная   установка   одинаковых   частей   тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на   полу   или   на   скамейке;   колени   под   столом   на   одном   уровне   (в голеностопных,   коленных   и   тазобедренных   суставах   ноги   должны   быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище   периодически   опирается   на   спинку   стула;   между   грудью   и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны   и   свободно,   без   напряжения,   лежат   на   столе,   плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30о, нижний   левый   угол   листе,   на   котором   пишет   ребенок,   должен соответствовать середине груди. 4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом. 5.   Дополнительные   занятия,   связанные   с   длительным   пребыванием   в положении   «сидя»   или   при   асимметричном   положении   тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа». 6. Полезно  иметь  в  детской комнате  большое зеркало  для  визуального контроля за собственной осанкой. 7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений   дома   и   набор   спортивных   принадлежностей   (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или детский турник и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК. 8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов  лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета.  Адаптивная   гимнастика   наиболее   эффективное   средство реабилитации.   Только   активные   упражнения,   укрепляющие   разгибатели спины   и   брюшной   пресс,   постепенно   создающие   мышечный   корсет   и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве. Литература: 1. Белов В.И. Жизнь без лекарств. – СПб: Респект, 1997. – 320 с. 2. Галанов Ф.С. Игры, которые лечат. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с. 3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: Retorika, 2001. – 557 с., ил. 4.   Дубровский   В.И.,   Дубровская   А.В.   Физическая   реабилитация инвалидов   и   лиц   с   отклонениями   в   состоянии   здоровья:   учебник   для высших   и   средних   учебных   заведений   по   физической   культуре.   –   М.: Бином, 2010. – 448 с. – (Учебник для ВУЗов). 5. Кубышкин В.В. Учите школьников плавать: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.: ил. 6.   Лечебная   физическая   культура   при   заболеваниях   позвоночника   у детей.  –  2­е  изд.,  перераб.  и доп.  –   Л.:   Медицина,  1989.  –  144  с.:  ил. (Библиотека среднего медработника). 7.   Петерсон   Д.   Система   физических   упражнений   Пилатеса   при дефектах   осанки   и   последствиях   заболеваний   и   травм   /   перевод   с английского. – М.: Бином, 2012. – 480 с. – 480 с.: ил. 8. Психологическое и физическое здоровье ребенка / под редакцией В.А. Александровой. – М.: Эксмо, 2005. – 256  с. – (Настольная  книга молодой мамы). 9.   Фирилева   Ж.Е.,   Сайкина   Т.Е.   Лечебно­профилактический   танец "Фитнес­данс": учебное пособие. – СПб: Детство­Пресс, 2007. – 384 с. 10. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л.: Медицина, 1977. – 320 с. 11.   365   золотых   упражнений   по   дыхательной   гимнастике   /   сост. Н. Альшевская. – М.: АСТ; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2010. – 320 с.

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"

Методическое пособие "Мастер-класс по АФК.Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей и подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017