ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по физической культуре составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями);
2. На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и авторской учебной программы курса «Физическая культура» для четырёхлетней школы, разработанной авторской программой В.И.Лях «Физическая культура 1-4 классы» - М.: Просвещение 2010.»
3. Комплексной программы физического воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2015.
2. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений : Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. :Просвещение, 2010.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по физической культуре. По программе на изучение физической культуры в 3 классах отводится 102 часов (т.е.3 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МАОУ «Доваторовская СОШ»
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию содержательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на развитие человека.
Целью обучения физической культуры в 3 классе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных
двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.
– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
– приобретение в области физической культуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты реализации программы.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Обучающиеся получат возможность научиться и узнать:
- Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;
- О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;
- О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- О физических качествах и общих правилах их тестирования;
- Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
- О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Обучающиеся научатся:
- Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Содержание учебного предмета по физической культуре 3 класса.
№ п/п. |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий. |
Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности. |
Использование резерва учебного времени. |
|
1.
|
Лёгкая атлетика (43 ч.) |
Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивания». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги.» Бег с высокого старта на короткие (30-60 м) и длинные (1км) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность. Бег в равномерном темпе до 10 минут. Игры: Не оступись; Салки на болоте; Кто быстрее; Рыбки; Точно в мишень; Третий лишний. |
|
||
2. |
Кроссовая подготовка (6ч) |
Переменный бег на отрезках в 50 и 100 метров, эстафетный (беспрерывный) бег. Отрезки составляют 100, 200 и больше метров. Бег со скоростью примерно 1 км/ч, переменно-темповый бег, повторно-темповый бег. |
|||
3. |
Гимнастика с элементами акробатики (14ч) |
Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма. Выполнять строевые упражнения, лазать по гимнастической стенке, лестнице. Выполнять перекаты в группировке. Прыжковые упражнения (стоя на месте и с продвижением в разные стороны) Выполнять кувырок вперёд, назад. Прыгать через скакалку. Выполнять висы и упоры. Игры: У медведя во бору; Совушка; Мяч соседу; Змейка; Волна; Что изменилось и другие. |
|
|
|
4. |
Подвижные игры на основе волейбола (18ч) |
Подвижные игры на развитие координации, скоростно - силовых способностей. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Владеть мячом: ведение с изменением направления и скорости, ловля и передача. Знать названия и правила игр. Играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка(«Пионербол») и другие. |
|
|
|
5. |
Подвижные игры на основе баскетбола (21ч) |
Бросок мяча, прыжки, ходьба , бег по пересеченной местности, метание мяча, подвижные игры на основе л/у. Подвижные игры на развитие координации скоростно-силовых способностей. |
Внутрипредметный модуль «Растём здоровыми и сильными»
КОЛ-ВО ЧАСОВ 20
Тема и номер урока |
Кол-во
|
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
5 урок Безопасное поведение на дорогах. |
1 |
Инструктаж по ТБ, правила поведения на дороге. |
Уметь ориентироваться на дороге, соблюдать правила поведения при переходе улицы. |
6 урок Мы — пассажиры. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности в транспорте. |
Уметь выполнять все требования к правилам поведения в транспорте.
|
11 урок Пожарная безопасность и поведение при пожаре. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения при пожаре. |
Уметь следовать инструкции пожарной безопасности, выполнять эвакуацию и построение при тренировочных упражнениях. |
15 урок Первая медицинская помощь при отравлении газами. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения при утечке газа. |
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при отравлении газом, выполнять упражнения в оказании первой медицинской помощи. |
18, 20 урок Чрезвычайные ситуации. |
2 |
Виды чрезвычайных ситуаций. Развитие координационных способностей детей, выполнение упражнений при любых чрезвычайных ситуациях. |
Уметь ориентироваться в разных чрезвычайных ситуациях. |
22, 24 урок Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. |
2 |
Подготовка к умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. |
Уметь применять знания, умения и навыки в мероприятиях по ГО. |
31 урок Основы здорового образа жизни и безопасность человека. |
1 |
Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня. |
Усвоить понятия о здоровом образе жизни. Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека |
34 урок Режим дня. Здоровое питание. |
1 |
Полноценное питание как фактор роста и развития школьника, его здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Роль витаминов в развитии организма человека. |
Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья. Доказать и показать влияние окружающей среды на здоровье человека. Объяснять роль витаминов в развитии организма человека. |
36 урок Основы медицинских знаний. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. |
1 |
Понятие «травма». Виды травм.
|
Закрепить понятия «травма». Познакомиться с видами травм. |
39, 42 урок Переломы, вывихи и растяжения связок. |
2 |
Правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах. |
Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах. |
44, 46 урок Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь. |
2 |
Правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос. |
Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос. |
51 урок Кровотечение. Первая медицинская помощь. |
1 |
Правила оказания первой помощи при кровотечении. |
Расширить знания при оказании первой помощи при кровотечении. |
53 урок Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. |
1 |
Правила оказания первой помощи при наружном кровотечении.
|
Знать правила оказания первой помощи при наружном кровотечении.
|
56 урок Правила обработки ран. Перевязка ран. |
1 |
Правила обработки ран и перевязки ран. |
Расширить знания о правилах обработки ран и перевязки ран. |
58, 61 урок Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. |
2 |
Правила оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. |
Расширить знания о первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока (занятия) |
Количество часов |
Дом. зад. |
||||||||
план |
факт. |
|||||||||||
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА (9ч) |
||||||||||||
1 |
Инструктаж по ТБ. Вводный контроль. Ходьба и бег. |
1 |
Повторить технику бега и ходьбы. |
|||||||||
2 |
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||||
3 |
Высокий старт. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||||
4
|
|
|
Финальное усиление. Эстафеты. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
5 |
|
|
Внутрипредметный модуль Безопасное поведение на дорогах. |
1 |
Повторить правила поведения при переходе улицы. |
|||||||
6 |
|
|
Внутрипредметный модуль Мы — пассажиры. |
1
|
Повторить правила поведения в транспорте. |
|||||||
|
|
МЕТАНИЕ (3ч) |
||||||||||
7 |
|
|
Развитие скоростно-силовых способностей. |
1 |
Придумать игру для развития выносливости. |
|||||||
8
|
|
|
Метание мяча на дальность. |
2 |
Повторить технику метания мяча. |
|||||||
ПРЫЖКИ (4ч) |
||||||||||||
9 |
|
|
Развитие силовых способностей и координационных. |
1 |
Повторить комплекс ОРУ для развития координации движений. |
|||||||
10 |
|
|
Прыжки в длину с разбега. |
2 |
Повторить технику прыжка в длину с разбега. |
|||||||
11 |
|
|
Внутрипредметный модуль Пожарная безопасность и поведение при пожаре. |
1 |
Повторить правила поведения при эвакуации во время пожара. |
|||||||
ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ, КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (6ч) |
||||||||||||
12 |
|
|
Развитие силовой выносливости. |
1 |
Выполнять упражнения на пресс 10-15 раз. |
|||||||
13 |
|
|
Преодоление препятствий. |
1 |
Придумать игру развивающую ловкость и координацию. |
|||||||
14 |
|
|
Переменный бег. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
15 |
|
|
Внутрипредметный модуль Первая медицинская помощь при отравлении газами. |
1 |
Повторить правила оказания первой медицинской помощи при отравлении газом. |
|||||||
16 |
|
|
Гладкий бег. |
1 |
Повторить технику бега. |
|||||||
БАСКЕТБОЛ (21ч) |
||||||||||||
17 |
|
|
Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
2 |
Тренировать технику кувырка вперед, стойку на лопатках. |
|||||||
18 |
|
|
Внутрипредметный модуль Чрезвычайные ситуации. |
1 |
Повторить правила поведения в ЧС. |
|||||||
19 |
|
|
Ловля и передача мяча. |
3 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
20 |
|
|
Внутрипредметный модуль Чрезвычайные ситуации. |
1 |
Повторить правила поведения в ЧС. |
|||||||
21 |
|
|
Ведение мяча. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
22 |
|
|
Внутрипредметный Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. |
1 |
Уметь применять знания, умения и навыки в мероприятиях по ГО. |
|||||||
23 |
|
|
Бросок мяча. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
|
|
|
Позиционное нападение. |
1 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
24 |
|
|
Внутрипредметный модуль Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. |
1 |
Уметь применять знания, умения и навыки в мероприятиях по ГО. |
|||||||
25 |
|
|
Нападение быстрым прорывом. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
26 |
|
|
Взаимодействие двух игроков. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
27 |
|
|
Промежуточный контроль. |
1 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
28 |
|
|
Развитие кондиционных способностей. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
ГИМНАСТИКА (14ч) |
||||||||||||
29 |
|
|
Основы знаний. (т/б) |
1 |
Повторить ТБ во время занятия гимнастикой. |
|||||||
30 |
|
|
Акробатические упражнения. |
1 |
Повторить ТБ во время занятия гимнастикой. |
|||||||
31 |
|
|
Развитие гибкости. |
1 |
Повторить ТБ во время занятия гимнастикой. |
|||||||
32 |
|
|
Внутрипредметный модуль Основы здорового образа жизни и безопасность человека. |
1 |
Повторить основные понятия ЗОЖ. |
|||||||
33 |
|
|
Упражнения в висе и упорах. |
2 |
Повторить различные висы. |
|||||||
34 |
|
|
Развитие координационных способностей. |
2 |
Тренироваться в подтягивании. |
|||||||
35 |
|
|
Внутрипредметный Режим дня. Здоровое питание. |
1 |
Составить режим дня. |
|||||||
36 |
|
|
Развитие скоростно-силовых способностей. |
2 |
Придумать игру для развития выносливости. |
|||||||
37 |
|
|
Внутрипредметный модуль Основы медицинских знаний. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. |
1 |
Повторить виды травм. |
|||||||
38 |
|
|
Развитие силовых способностей. |
2 |
Приседания 10-15 раз. |
|||||||
ВОЛЕЙБОЛ (18ч) |
||||||||||||
39 |
|
|
Стойка и передвижение, повороты, остановки. |
2 |
Подготовить самостоятельное проведение ОРУ со скакалкой (2-3 упражнения). |
|||||||
40 |
|
|
Внутрипредметный модуль Переломы, вывихи и растяжения связок. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах. |
|||||||
41 |
|
|
Приём и передача мяча. |
3 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
42 |
|
|
Нижняя подача мяча. |
2 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
43 |
|
|
Внутрипредметный модуль Переломы, вывихи и растяжения связок. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах. |
|||||||
44 |
|
|
Нападающий удар. |
2 |
Тренировать передачи мяча.. |
|||||||
45 |
|
|
Внутрипредметный модуль Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос. |
|||||||
46 |
|
|
Развитие координационных способностей. |
2 |
Повторить комплекс ОРУ для развития координации движений. |
|||||||
47 |
|
|
Внутрипредметный модуль Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос. |
|||||||
48 |
|
|
Тактика игры. |
3 |
Повторить игры с мячом. |
|||||||
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА. ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ (18ч) |
||||||||||||
49 |
|
|
Преодоление препятствий. |
2 |
Тренироваться в подтягивании. |
|||||||
50 |
|
|
Развитие выносливости. |
2 |
Придумать игру для развития выносливости. |
|||||||
51 |
|
|
Переменный бег. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
52 |
|
|
Внутрипредметный модуль Кровотечение. Первая медицинская помощь. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при кровотечении. |
|||||||
53 |
|
|
Развитие силовой выносливости. |
2 |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа 8-12 раз. |
|||||||
54 |
|
|
Внутрипредметный модуль Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при наружном кровотечении. |
|||||||
55 |
|
|
Спринтарский бег. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
56 |
|
|
Высокий старт. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
57 |
|
|
Внутрипредметный модуль Правила обработки ран. Перевязка ран. |
1 |
Повторить правила обработки ран. |
|||||||
58 |
|
|
Финальное усиление. Эстафеты. |
2 |
Повторить технику бега. |
|||||||
59 |
|
|
Внутрипредметный модуль Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. |
|||||||
МЕТАНИЕ (5ч) |
||||||||||||
60 |
|
|
Развитие скоростно-силовых способностей. |
2 |
Составить комплекс ОРУ. |
|||||||
61 |
|
|
Метание мяча на дальность. |
2 |
Повторить технику метания мяча. |
|||||||
62 |
|
|
Внутрипредметный модуль Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. |
1 |
Повторить правила оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. |
|||||||
ПРЫЖКИ (4ч) |
||||||||||||
63 |
|
|
Прыжок в длину с разбега. |
3 |
Повторить технику прыжка в длину с разбега. |
|||||||
64 |
|
|
Обобщающий урок. Повторение пройденного. Итоговый контроль. |
1 |
Вспомнить как можно больше уроков 3 класса, подумать, какой урок больше всего понравился, и рассказать о нем родным. |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.